Эдвард Григ. Соната для фортепиано ми минор
Народный рейтинг популярности: 48292
Эдвард Григ. Соната для фортепиано ми минор, Op. 7 | Sonata for piano in E Minor, Op. 7 No.1 — I. Allegro moderato
Единственная фортепианная соната Грига
Edvard Grieg’s Piano Sonata in E minor, Op. 7 was written in 1865 when he was 22 years old. The sonata was published a year later and revised in 1887. The work was Grieg’s only piano sonata and it was dedicated to the Danish composer Niels Gade.
Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.
Комментарии (0)
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?
Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?
Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.
* Отрывки «Эдвард Григ. Соната для фортепиано ми минор» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.
Источник
Соната для фортепиано (Григ) — Piano Sonata (Grieg)
Григ «S фортепиано Соната ми минор, соч. 7 был написан в 1865 году, когда ему было 22 года. Соната была опубликована годом позже и переработана в 1887 году. Это произведение было единственной сонатой для фортепиано Грига, посвященной датскому композитору Нильсу Гаде . Соната состоит из четырех частей со следующими темпами :
- Аллегро модерато
- Анданте Молто
- Алла Менуэтто , ma poco più lento
- Финал: Molto allegro
Типичное представление длится около 20 минут.
В первой части Григ использовал прием, который, вероятно, наиболее известен Бахом и Шостаковичем : его собственное имя, точнее его инициалы EHG (H — немецкое название ноты B ), начинает мелодию в первых двух тактах, которая повторяется в октав и даже повторяется левой рукой в 14 и 15 тактах. Он использовал тот же метод в своих двух сочинениях лирических пьес : «Gade», соч. 57, № 2 и «Секрет», соч. 57, No. 4, используя имя своего уважаемого коллеги Гейда.
В 1944 году в письме Элле Грейнджер Перси Грейнджер упомянул, что планирует оркестровать сонату. По всей видимости, он это сделал, но до нас дошел только набросок. Однако существует оркестровка Менуэтто датского композитора Роберта Энрикеса.
Записи
В 1903 году Григ записал две части своей сонаты.
Первая полная запись была сделана 20 апреля 1921 года австралийской пианисткой Уной Борн (1882–1974).
Среди более поздних пианистов, записавших Сонату ми минор, были Гленн Гулд , Алисия де Ларроча и Ева Кнардал . Лесли Ховард записал ее на диске с четырьмя скандинавскими сонатами для фортепиано .
Рекомендации
Внешние ссылки
Эта статья о сонате — незавершенная . Вы можете помочь Википедии, расширив ее .
Источник
Григ соната для фортепиано ми минор анализ
Эдвард Григ обращался к фортепиано на протяжении всей жизни. Как Шуман, он в небольших пьесах фиксировал своего рода «дневниковые записи» — личные жизненные впечатления и наблюдения. Роднит его с Шуманом и другая черта. Григ предстает в этих пьесах увлекательным рассказчиком-новеллистом. Меткими, скупыми штрихами композитор характеризует душевное состояние или явление действительности. Само это явление лишь эскизно намечено. Но тематизм пьес наделен такой психологической жанровой характерностью, а интонационно-ритмические и гармонические «повороты» содержат столько неожиданного и увлекательного, что музыкальное развитие подчас уподобляется хорошо рассказанной новелле. Однако в характере образов есть значительное отличие от Шумана.
В фортепианной музыке Грига заметны две струи. Они не исключают друг друга, нередко взаимодополняют, объединяются воедино, сосуществуют. Одна из них связана с выражением лично субъективных чувств. Здесь Григ более интимен, обращается к сфере той «домашней музыки», которая со времен «Песен без слов» Мендельсона заняла видное место в европейской фортепианной лирике (напомним фортепианные миниатюры Чайковского). Другая струя связана с областью жанрово-характерного, с народной песенностью и танцевальностью. И если в первом случае композитор более стремится к передаче поэтичных индивидуальных состояний, то во втором его прежде всего интересует зарисовка сцен народной жизни, картин природы. И в том и в другом случае он является глубоко национальным художником, но, естественно, при обрисовке быта и жизни народа национальный склад музыки делается более отчетливым, выпуклым.
Григ оставил около ста пятидесяти фортепианных пьес; семьдесят издано в десяти «Лирических тетрадях». Лучшие из этих пьес давно уже стали достоянием широких кругов любителей музыки. По своему складу они импульсивны, импровизационны, но заключены большей частью в рамки трехчастной композиции. Заглавия пьес носят, как у Шумана, характер эпиграфов, которые призваны вызвать определенные ассоциации в связи с содержанием музыки. Выбор заглавий не всегда удачен и подчас грешит данью салонной традиции, однако к музыке это имеет мало отношения. Она отмечена большим лирическим обаянием и своеобразием. Особенно привлекает мелодическое богатство этих пьес. Их мелодика наделена живым, теплым, вокальным дыханием. Поэтому так органично соседствуют в наследии Грига оригинальные фортепианные пьесы и его же переложения собственных вокальных песен для фортепиано (см. ор. 41, 52).
В «Лирических тетрадях» содержится немало пьес, отражающих народную практику музицирования, образы народной фантазии. Таковы различные норвежские танцы — «куллоки», «колокольные звоны», «Кобольд», «Шествие гномов» и пр. Изображение характерного здесь берет верх над выражением лирико-драматических чувств. Сказываются и свойственные Григу повествовательные балладные черты, что имеет место в «Песне сторожа» ор. 12, «В тоне баллады» ор. 65, «Однажды» ор. 71 и других.
Последние пьесы непосредственно примыкают ко второй манере Грига. Он посвятил ряд циклов народным норвежским танцам и сценам из народной жизни (ор. 17, 19, 35, 63, 66, 72). Страницы этой музыки колоритны, они овеяны подлинной поэзией, свидетельствуют о глубоком вникании в характер национальной психики, духовного склада народа. Григ стремился воссоздать и типичные приемы игры народных скрипачей Норвегии, о чем уже говорилось выше.
Григ посвятил фортепиано два крупных героико-драматических произведения: сонату ор. 7 и Балладу в форме вариаций ор. 24. Эти произведения также отмечены «новеллистическими» чертами. В них образы не столько развиваются, сколько контрастно сопоставляются. «Поток неожиданностей» (выражение Асафьева) — вот что поражает слушателя при восприятии григовских произведений крупной формы. Героика здесь сменяется меланхолией, идиллия — бурным порывом, лирика — жанровой характерностью.
Волевой мужественный образ главенствует в первой части сонаты:
Вторая часть — чудесный певучий ноктюрн с внезапно возникающими народно-танцевальными оборотами.
В характере менуэта написана третья часть, но поступь его тяжела — возникает скорее представление о рыцарственном марше, а в «трио» прорываются призывные кличи куллока.
Беспокойно драматические тона преобладают в финале, тогда как в коде звучит ликующий гимн. В целом же, несмотря на некоторую расплывчатость формы — ведь это одно из ранних сочинений Грига! — соната увлекает своим молодым порывом, свежей непосредственностью чувств.
Большой интерес представляет Баллада. Ее содержание навеяно тяжелым личным горем композитора, что придало музыке трагический отпечаток. (Баллада, по выражению Грига, написана «кровью сердца в дни горя и отчаяния» в связи со смертью его родителей.)
Это зрелое, одно из наиболее самобытных произведений Грига, поражающее богатством изобретения, единством выражения. Скорбно-меланхолическая, народного склада тема варьирована в четырнадцати контрастных эпизодах. Первый круг образов, в которых преобладают печальные тона, замыкается монологом импровизационного характера (Piu lento). Скерцозные эпизоды далее сменяются похоронным маршем (Lento). Последующий драматический подъем на основе скерцозных эпизодов приводит к утверждению героико-эпических образов:
Но и они сметаются порывом отчаяния. Неистовое движение срывается в момент кульминации, и под конец Баллады звучат отголоски скорбной темы.
Самым крупным по масштабу и значительным сочинением Грига является фортепианный концерт a-moll ор. 16. Впервые исполненный в 1870 году, он вскоре завоевал большую популярность, которая сохранилась по сей день. Яркая приподнятость, праздничность выражения, рельефность тематизма, смелые образные сопоставления, неожиданные «повороты» в музыкальном развитии, резкие смены настроений — все это чрезвычайно соответствует жанру концерта, где экспозиционные моменты преобладают над разработочными. А как раз в увлекательном показе колоритных, сочных образов заключается сила Грига! Так, надолго врезывается в память музыка вступления, где использован характернейший оборот норвежской народной музыки (нисходящий тон от тоники к септиме в квинту):
Динамичному развороту «событий» первой части противостоят лирически восторженные образы второй части, подчас приобретающие гимнический характер, что еще более оттеняет ликующий финал народно-жанрового склада. И здесь, в коде, воскрешаются гимнические образы — на основе варьированной второй темы финала возникает дифирамб, прославляющий радостное упоение жизнью:
Музыка концерта, словно вспоенная живительными соками родной земли, пронизана интонациями и ритмами норвежского фольклора. Это, в частности, подчеркивается свежо звучащими ладовыми оборотами (миксолидийский — в коде финала, фригийский — в побочной партии первой части и пр.).
Григ более не возвращался к столь крупным замыслам в сфере симфонической музыки. Его оркестровые пьесы имеют значительно более скромные рамки, приближаясь к характеру камерных миниатюр, и не случайно вместе с оркестровой композитор издавал их фортепианные редакции. Среди этих пьес выделяются увертюра «Осенью» ор. 11, рисующая тонкий «пейзаж настроения», «Симфонические танцы» ор. 64 на норвежские народные темы и написанная для струнного оркестра обаятельная сюита в старинном стиле «Из времен Хольберга» ор. 40 (известна также ее фортепианная редакция) (Эта сюита, написана в 1884 году в связи с двухсотлетием со дня рождения знаменитого датского комедиографа Лудвига Хольберга — он был родом из города Бергена, с которым так много связано у Грига.).
Источник
Григ Э. Сонатная форма.
специалист в области арт-терапии
План-конспект урока музыки 6 класс
2 полугодие 3 четверть
Тема четверти: В чем сила музыки?
Тема урока: Э. Григ. Сонатная форма.
Цель урока: Определить зависимость построения драматургии от содержания, музыки, личности и стиля композитора.
1. Познакомить с творчеством Э. Грига; дать определение «сонатная форма».
2. Вызвать эмоционально-эстетическую отзывчивость к изучаемым музыкальным произведениям.
3. Развивать навык активного слушания, умение выявлять стиль композитора, смысловое содержание его произведений.
Музыкальный материал: Э Григ: «Концерт для фортепиано с оркестром»
Наглядность: портрет Э. Грига, презентация.
Оборудование: фортепиано, компьютер, аудиозаписи, доска.
Учащиеся заходят в кабинет под музыку Э.Грига «Утро».
-Узнали ли вы произведение, которое сейчас вас встретило?
— Кто написал сюиту «Пер Гюнт»? (Э.Григ)
-Какие картины вы помните из этой сюиты (« Пер Гюнт» , сюита № 1:
01. Утро, 02. Смерть Озе, 03. Танец Анитры, 04. В пещере горного короля
«Пер Гюнт», сюита № 2: 05. Жалоба Ингрид, 06. Арабский танец, 07. Возвращение Пер Гюнта, 08. Песня Сольвейг)
Сегодня мы с вами вспомним замечательного норвежского композитора Э. Грига.
Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене. Его отец был Британским консулом, а мать известной пианисткой. Именно она привила любовь к музыке мальчику.
Уже в 3 года, Маленький Эдвард подходил к роялю, прислушивался к каждому звуку, исходящему от клавиш, которые он нажимал. В дальнейшем он использовал свои наблюдения для передачи характера героев норвежских сказок (гномов, тролей).
Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В возрасте десяти лет Григ был отправлен в общеобразовательную школу. Однако его интересы лежали совсем в другой области, кроме того, независимый характер мальчика часто толкал его на обман учителей. Как рассказывают биографы композитора, в начальных классах Эдвард, узнав, что учеников, вымокших под частыми на его родине дождями, отпускают домой, чтобы они переоделись в сухое, Эдвард стал специально мочить одежду по дороге в школу. Так как жил он далеко от школы, то к его возвращению занятия как раз заканчивались.
Первый из музыкантов, кому Григ сыграл на фортепиано пару собственных композиций, был Оле Булл. Обычно улыбчивый Оле, слушая музыку, вдруг стал с серьёзным лицом и тихо сказал что-то Александру и Гесине. После подошёл к мальчику и объявил: «Ты отправляешься в Лейпциг, чтобы стать композитором!»
Таким образом, пятнадцатилетний Эдвард Григ попал в Лейпцигскую консерваторию.
Григ окончил консерваторию в 1862 году с отличными оценками, приобрёл знания, лёгкий плеврит и цель в жизни. По отзывам профессоров, в годы учения он проявил себя, как «в высшей степени значительный музыкальный талант», особенно в области композиции, а также как незаурядный «пианист со свойственной ему продуманной и полной выразительности манерой исполнения». Его судьбой отныне и навсегда стала музыка. В том же году в шведском городе Карлсхамн он дал свой первый концерт в собственной жизни.
Он знакомится с видными её представителями, например, со знаменитым датским поэтом и сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты Андерсена и норвежского поэта-романтика Андреаса Мунка.
В 1888 году П.И. Чайковский отправился в свое первое Европейское турне как композитор и дирижер. В Лейпцеге Петр Ильич познакомился с Эдвардом Григом. Эта встреча стала началом искренней дружбы двух великих композиторов.
Не в силах избавиться от сердечной боли, Григ ушёл в творчество. От сырости в родном Бергене обострился плеврит, возникло опасение, что он может перейти в туберкулёз. Там Эдварду стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. Скончался Эдвард Григ в родном городе 4 сентября 1907 года.
1865 – Соната для фортепиано ми минор, оп. 7
1865 – Соната № 1 для скрипки и фортепиано фа мажор, оп. 8
1866 – «Осенью» для фортепиано в четыре руки
1866-1901 – «Лирические пьесы», 10 сборников
1867 – Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор, оп. 13
1868 – Концерт для фортепиано с оркестром, оп. 16
1875 – «Сигурд Крестоносец», оп. 22
1875 – «Пер Гюнт», оп. 23
1877-78 – Струнный квартет соль минор, оп. 27
1881 – «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки
1882 – Соната для виолончели и фортепиано, оп. 36
1886-87 – Соната № 3 для скрипки и фортепиано до минор, оп. 45
1898 – Симфонические танцы, оп. 64
Предлагаю вам, познакомится с одним из сочинений композитора:
Слушание: Э.Григ «Концерт для фортепиано с оркестром».
— Какой характер этого произведения, какими СМВ он передается?
-Что нового, для себя, вы услышали?
— Как вы думаете, из скольких частей состоит концерт?
Сонатная форма – это музыкальная форма, основанная на сопоставлении и развитии 2-х тем, обычно контрастных. Применяется преимущественно в инструментальных произведениях.
Состоит из: Экспозиции, разработки, репризы, коды.
Знакомство с новыми терминами и поиск их в произведении.
Экспозиция – раздел начального представления тематического материала музыкального произведения или его части. Термин, обычно, подразумевает использование материала, который будет далее разрабатываться или варьироваться.
Разработка – развитие материала, предполагающее вычленение отдельных элементов, подвергающихся преобразованиям.
Реприза – раздел музыкального произведения, в котором излагается повторение музыкального материала, в исходном или изменённом виде.
Кода – дополнительный раздел формы. Её функция – это обобщение материала, высказывание результата, «вывода» всего произведения.
Источник