Григ танец анитры гитара

Григ танец анитры гитара

Эдвард Григ «Танец Анитры»

Театр. Этот зародившийся в древние времена вид искусства и в нынешнее время называют великим чудом, которое как в зеркале отображает как прекрасные, так и предосудительные стороны человеческой жизни. Нередко в спектакле, чтобы создать особое настроение и усилить чувствительность зрителей, звучит музыкальное сопровождение, которое иной раз так поднимало драматическое произведение, что оно становилось мировым шедевром. Подобное случилось с пьесой норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт», музыку к которой написал его выдающийся соотечественник Эдвард Григ . И как часто бывает, если талантливый композитор берётся за создание прикладной музыки, она, как правило, выходит за границы обычного сопровождения и обретает концертную самостоятельность. Так произошло и с великолепным «Танцем Анитры», созданным Григом к спектаклю « Пер Гюнт ».

Историю создания «Танца Анитры» Эдварда Грига, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

Краткая история

К началу 1874 года Эдвард Григ был весьма известным композитором и не только в своём отечестве, но и за его пределами. Уже более десяти лет прошло с тех пор, как он окончил Лейпцигскую консерваторию, а затем на время обосновался в Копенгагине. Сразу окунувшись в бурную жизнь датской столицы, он завёл весьма интересные для себя знакомства. Глава скандинавской композиторской школы Нильс Гаде, знаменитый сказочник Ханс Кристиан Андерсон, писатель Бьернстьерне Бьёрнс, композитор Рихард Нурдрок – это лишь небольшой перечень выдающихся личностей, с кем Эдварду посчастливилось общаться в те годы, и которые в композиторском становлении Грига сыграли немаловажную роль. Однако необходимо отметить, что в творческой судьбе молодого композитора весьма значимой была встреча ещё с одним прославленным норвежцем — Генриком Ибсеном . Это произошло весной 1866 года в Риме, куда Григ попал в рамках творческого турне по городам Германии и Италии. Молодого композитора выдающемуся драматургу впервые представили в «Скандинавском клубе»: Эдвард исполнил там несколько своих композиций.

Читайте также:  Аккордеон для html пример

Ибсен был восхищён услышанными произведениями талантливого соотечественника и тут же сочинил чудесный поэтический экспромт с названием «В альбом композитору». Чуть позже, в процессе общения, драматург, высоко оценивший дарование Грига , предложил композитору написать оперу на текст своей пьесы «Улаф Лильекранс», которую он создал на раннем этапе своего творчества.

К большому сожалению, Эдвард в тот период посчитал, что ему ещё рановато браться за такие грандиозные музыкальные произведения, но тем не менее об этом всё же задумался. Вскоре Григ покинул Италию и вернулся в Копенгаген, а Ибсен остался в Италии, однако дружеские и творческие отношения между ними сохранились. Впоследствии стихотворные строки знаменитого литератора Эдвард довольно часто использовал для своих вокальных композиций.

После возвращения в Копенгаген, в том же 1866 году Григ вместе с будущей женой Ниной Хагеруп, из-за разногласий с родственниками, переехал в Христианию (так в те времена называлась столица Норвегии), и увлеченно погрузился в композиторское творчество. Впрочем, со своими многочисленными друзьями, которые проживали по всей Европе, Эдвард поддерживал тесную связь. Он непрерывно получал письменные послания и без промедления на них отвечал. К примеру, в январе 1874 года композитору пришло пространное письмо от Генрика Ибсена, в котором драматург делился своими творческими планами. Он задумал, написанную им пьесу «Пер Гюнт», предложить к постановке в столичных театрах Дании и Швеции, но для этого спектакль необходимо было музыкально оформить. Вот с таким творческим предложением Ибсен обратился к Григу и при этом до мелочей расписал все свои пожелания. Эдвард сразу понял, что с данным заданием придётся весьма нелегко, но с радостью согласился, так как пьеса, которую композитор перечитывал несколько раз, ему очень нравилась. Работа над музыкой к спектаклю началась без малейшего промедления, однако авторские указания Ибсена постоянно держали в Грига в жёстких рамках. Несмотря на это он на большом творческом подъёме музыкальными звуками увлечённо расписывал пейзажи северной природы, а также создавал музыкальные характеристики разных героев, среди которых светлый образ Озе — старенькой матери Пера Гюнта и верной ему девушки Сольвейг, сорок лет ждавшей главного героя, когда он вернётся из дальних странствий. Однако в спектакле есть ещё один яркий женский образ, который благонравием не отличается, но для зрителей он тоже весьма привлекателен. Это умная и коварная красавица Анитра – дочь вождя одного из бедуинских племён. Григ весьма искусно нарисовал портрет восточной прелестницы в эффектной композиции, названной автором «Танец Анитры».

В конечном итоге Эдвард для драмы Ибсена « Пер Гюнт » написал более двадцати музыкальных иллюстраций, на создание которых у него ушло почти полтора года. Композитор закончил работу весной следующего 1875 года и сразу отправил её в театр Христиании, где через год, сопровождаемая бурными овациями, состоялась премьера спектакля. Григ, к сожалению, по семейным обстоятельствам не смог присутствовать на первом показе драмы, но через полгода увидев её, композитор был весьма впечатлён и удовлетворён, так как его лиричная музыка органично влилась в пьесу Ибсена. Ещё до присутствия на спектакле Григ получал хвалебные отзывы относительно своей музыки, а побывав на представлении, понял, что его композиции выходят за границы прикладных и могут быть отдельными концертными произведениями. Так появились две симфонические сюиты, и в первую из них под номером три вошёл очаровательный «Танец Анитры».

Интересные факты

  • Имя выдающегося драматурга, основателя европейской «новой драмы» Генрика Ибсена золотыми буквами вписано в историю не только норвежской, но и мировой литературы. Борясь за возрождение отечественной культуры, и встречая ярое непонимание, он двадцать семь лет провёл в добровольной ссылке за пределами родины. Необходимо заметить, что всеобщее признание драматургу принесли пьесы, которые он создал в Италии и Германии.
  • Свою знаменитую пьесу «Пер Гюнт» Ибсен написал в Италии в 1867 году. Изначально в скандинавских странах драму восприняли весьма неоднозначно, например Ханс Кристиан Андерсон крайне не лестно отзывался об этом произведении.
  • Генрик Ибсен познакомившись с Эдвардом, и услышав его произведения, сразу определил, что молодой композитор обладает огромным дарованием. Впоследствии стараясь поддержать талантливого соотечественника, драматург из Италии написал письмо одному из театральных руководителей Христиании с просьбой помочь Григу получить должность дирижёра в музыкальном театре норвежской столицы.
  • Эдвард Григ первым из скандинавских композиторов стал сочинять вокальные произведения на поэтические тексты Генрика Ибсена. Музыкальных сочинителей, современников драматурга отпугивал философский склад и сложная символика ибсеновских стихов.
  • «Танец Анитры» пользуется большой популярностью, поэтому эту миниатюру сегодня можно услышать в многочисленных переложениях и аранжировках в художественных, документальных и мультипликационных фильмах, а также сериалах, компьютерных играх и рекламных роликах.

Содержание «Танца Анитры»

В своей драме «Пер Гюнт» Генрик Ибсен рассказывает о деревенском парне, который так бедокурил и заврался, что был изгнан из своего родного поселения. Сорок лет он скитался по разным странам в поисках своего счастья, бесчестным способом и обманом, наживая огромное состояние. Однако под конец жизни, измучившись и оставшись нищим, он вернулся на родину, где ждала его верная Сольвейг. Много на своём пути пришлось повидать и испытать Перу. Приключения преследовали его на каждом шагу. Так в четвёртом действии пьесы, направляясь в Египет, герою пришлось облачиться в восточные одежды и путешествовать по пустыне Сахара. Остановившись на одном из оазисов, он встретил бедуинов, которые приняли его за особенного человека – праведника и пророка. Впрочем дочь вождя арабов – кочевников хитроумная восточная красавица Анитра раскусила лжеправедника. Она завлекла и очаровала Пера своими прелестями для того, чтобы обманом обобрать его. Коварной обольстительнице удалось выманить у героя все деньги, а также драгоценности и оставить его ни с чем.

Чем же восточная красавица помимо пленительной внешности очаровала Пера? Несомненно, это сладкие речи и изящный танец, живописно отображающий шаловливый и капризный характер дочери вождя арабского племени.

Грациозность музыки танца композитор подчеркнул лёгкой, но красочной оркестровкой, в которой звучание струнной группы украсил лишь звонким тембром треугольника, имитирующем звучание женских украшений. Удивительно пластичные мелодические линии композиции, автор искусно разрисовывал хроматизмами, форшлагами и задорными трелями, а применяя самые разнообразные приёмы звукоизвлечения: смычковое стаккато, легато и пиццикато, создал иллюзию, что задействовано множество самых разнообразных инструментов.

Танец написан в тональности ля минор и заключён в трёхпятичастную форму, которую можно отобразить в формуле: А-В-А1-В-А1. Темповое авторское указание – «Tempo di Mazurka». Динамические оттенки в произведении меняются от пианиссимо и до фортиссимо.

Композиция открывается небольшим вступлением и после него с затактового звука начинается первое предложение, игривая мелодия которого напоминает изящную мазурку. Следующее затем предложение, по характеру и ритму контрастное первому, представляет собой ажурно скачущие восьмые ноты, обильно украшенные хроматизмами. Далее первый раздел композиции репризно повторяется.

Средняя часть танца тоже состоит из контрастных мотивов. За певучей и нежной первой темой раздела, включающей в себя всего лишь четыре такта, следуют мелодическая линия с прыгающими интонациями. Затем эти два разнохарактерных мотива меняют друг друга, а далее несколько раз тонально изменяясь, появляется сокращённая тема первого раздела. После этого начинается реприза, в которой расцвеченная подголосками музыкальная тема звучит гораздо насыщеннее и богаче. Необходимо отметить, что средняя и следующая за ней третья часть репризно повторяются.

«Танец Анитры». Эта завораживающая композиция, созданная Эдвардом Григом в качестве прикладной музыки к спектаклю «Пер Гюнт», в нынешнее время пользуется большой популярностью и своей чарующей красотой пленяет слушателей по всему миру, так как входит в репертуар практически всех симфонических оркестров.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Эдвард Григ «Танец Анитры»

Источник

Григ танец анитры гитара

Великий норвежский композитор Эдвард Григ жил в конце XIX века. Он был современником Чайковского, они были знакомы.

В 1875 году крупнейший норвежский драматург Генрик Ибсен предложил Григу написать музыку к театральной постановке пьесы «Пер Гюнт».

Есть такой жанр — прикладная музыка. Вы слышали прикладную музыку в любом фильме или театральном спектакле (не музыкальном). Она лишь аккомпанирует действию и часто не имеет самостоятельного значения. Вот такого типа музыку и заказал Григу Ибсен.

Когда великий музыкант берётся за сочинение прикладной, «второстепенной» музыки, она нередко выходит за рамки простого аккомпанемента и становится самостоятельным художественным произведением. Так случилось с музыкой Прокофьева к фильму «Александр Невский», Шостаковича к фильму «Гамлет», Свиридова к фильму «Метель». Это же произошло и с музыкой Грига.

Ибсен использовал в пьесе целый ряд старинных норвежских легенд и сказок. Её герой, деревенский парень Пер Гюнт, озорной и легкомысленный мечтатель и фантазёр, попадает к злым троллям, которые внушают ему своё жизненное правило: «будь всегда доволен самим собой». За дурные поступки односельчане прогоняют Пера из деревни, и он отправляется путешествовать. Перед отъездом он прощается с матерью, старой Озе, которая умирает у него на руках. В деревне остаётся девушка Сольвейг, которая любит Пера и будет ждать его всю жизнь.

Сорок лет странствует Пер по разным странам. Был он и в Америке, и в Китае, и в Африке. Несколько раз наживал он нечестным путём огромное богатство, но к концу жизни всё растерял. Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. Приготовившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая всё ему прощает. Всё лучшее, что когда-то было в душе Пера, Сольвейг сохранила в своём сердце.

В пьесе Ибсена много сатиры, он жестоко высмеивает худшие стороны жизни. Но это мало интересовало Грига. Я вижу другого Пера. Самим собой он остался в сердце Сольвейг, и таким я хочу сохранить его в своей музыке, — писал Григ Ибсену.

После премьеры спектакля в 1876 году музыка Грига так полюбилась публике, что он составил из неё две сюиты для концертного исполнения. Из 23 номеров музыки к спектаклю в сюиты вошло 8 пьес.

И музыка к спектаклю, и сюиты написаны для симфонического оркестра. Потом композитор сделал переложение обеих сюит для фортепиано. Когда-то мы говорили, что у фортепиано только один тембр. Хотя хорошие пианисты и умеют подражать разным тембрам, у оркестра с его множеством инструментов эта музыка звучит, конечно, ярче и красочнее.

Первая сюита состоит из четырёх частей: «Утро», «Смерть Озе», Танец Анитры, «В пещере горного короля».

В спектакле это вступление к IV действию, которое происходит в Африке. Но нам представляется северное, норвежское утро. В пьесе эта музыка звучит как воспоминание Пера о своей далёкой родине.

Спокойная, безмятежная мелодия, построенная на опевании мажорного трезвучия, напоминает простой пастуший наигрыш. Одна и та же фраза чередуется у флейты и гобоя в разных октавах, как будто перекликаются на большом расстоянии два пастушеских рожка.

В этом примере вы услышите начало пьесы в фортепианном переложении. В следующем примере (оркестровая партитура) звучит оркестровая версия.

А вот как начало этой пьесы выглядит в партитуре (для удобства чтения кларнеты и валторны в этом примере странспонированы в общий строй и читаются там же, где написаны; партия альтов записана в алььтовом ключе: средняя линейка — до первой октавы):

Видите, фактура вначале очень прозрачная, оркестр звучит как небольшой камерный ансамбль. Утренняя тишина. Только-только начинает вставать солнце. Обратите внимание: каданс второй фразы модулирует в другую тональность, «перекрашивает» тему. Следующие два проведения, снова у флейты и гобоя, будут именно в этой, новой тональности. Солнце поднялось чуть выше, и все краски изменились. Потом тема зазвучит у скрипок, гораздо громче. Солнце всё ярче, всё выше.

В этой миниатюре Григ использует форму свободного развёртывания. Нет границ между разделами, есть только постепенное нарастание. Музыка звучит всё громче, прибавляются всё новые и новые инструменты, появляются новые тональные краски, мелодия «растворяется» в звучных, радостных арпеджио всей струнной группы.

И вот уже звучит весь оркестр. В солнечных пассажах скрипок и альтов опять появляется тема — сначала у валторны, а затем у гобоя, фагота и виолончелей, удвоенная в октаву. Это уже не раннее утро, а яркий полдень.

В конце снова появляется прозрачная фактура, близкая к начальной. Проведения темы не заканчиваются, а как бы «исчезают» в трелях кларнета и флейты.

В этой пьесе использован почти весь оркестр. Нет только низких медных инструментов — тромбонов и тубы. Для музыки светлого, радостного утра эти инструменты слишком мощные и грозные. Григ приберегает их для четвёртой части, где он немножко напугает нас.

Послушать пьесу «Утро» целиком (дирижёр Геннадий Рождественский)

Смерть Озе

Озе умирает. Пер рассказывает ей сказку. В волшебных грёзах, счастливая, она засыпает навсегда.

Пьеса «Смерть Озе» написана в сложной двухчастной форме. Первый раздел полон скорби. Второй — светлая сказка Пера. Здесь использована только струнная группа. Смычковые инструменты могут наиболее проникновенно выразить человеческие чувства: и боль, и светлую мечту.

Музыка первого раздела своей чёткой размеренностью похожа на похоронный марш, а аккордовым складом и тёплыми смычковыми тембрами — на хоровое пение.

Первый раздел — маленькая трёхчастная форма, три проведения скорбной темы смерти Озе. Первый период в си миноре, второй на квинту выше — в фа-диез миноре, третий — репризный — снова в си миноре, но октавой выше первого. В каждом новом проведении меняется только тональность, динамика (всё громче) и плотность аккордов (всё плотнее и мощнее), больше ничего; сама тема остаётся той же самой.

Вот как выглядят в партитуре первые два такта каждого из трёх периодов (мелодия звучит октавой выше, чем в фортепианной версии):

[Контрабасы звучат октавой ниже записи. Обозначение divisi означает разделение партии на два голоса. В третьем проведении виолончели делятся на три голоса (divisi in 3)]

Ещё в пьесе «Утро» вы могли заметить, что Григ с большой выразительностью пользуется смелыми, неожиданными гармоническими красками. В детстве он любил сидеть за фортепиано и подбирать необычные красочные аккорды, а те, которые ему особенно понравились, он тут же записывал в специальную тетрадочку. В первом разделе «Смерти Озе» гармония подчёркивает остроту переживаний. Ведь несмотря на всё своё равнодушие к людям, Пер любил мать. Обратите внимание на изменение одного аккорда в начале второго предложения. В этом резком, напряжённом аккорде прорывается вся боль утраты, скрытая за внешней сдержанностью музыки.

Очень выразительна гармония и во втором разделе — сказке Пера. Необычные альтерированные аккорды в сочетании с высоким регистром создают волшебный и нежный музыкальный образ. Ритмический рисунок тот же, что и в первом разделе. Но в сочетании с новыми средствами выразительности он приобретает характер колыбельной, а не траурного марша.

В первом разделе всё поднималось: интонации начальных фраз были восходящими, тоника смещалась вверх в каждом периоде. Это создавало ощущение напряжения всех чувств. Во втором разделе, наоборот, все интонации движутся вниз. Первое предложение — нисходящая секвенция из двух больших звеньев. Второе предложение точно повторяет первое октавой ниже. Эта музыка успокаивает.

Второй раздел состоит из одного периода с маленькой кодой, в которой слышится тихое напоминание о трагедии.

Послушать пьесу «Смерть Озе» целиком (дирижёр Геннадий Рождественский)

итак, что же вы узнали?

  • Что такое прикладная музыка?
  • Кто попросил Грига написать прикладную музыку и что из этого вышло?
  • Кто такие Пер Гюнт, Озе, Сольвейг?
  • Сколько сюит составил Григ из музыки к спектаклю, сколько частей в каждой сюите, как называются части Первой сюиты?
  • Какие особенности у мелодии в пьесе «Утро»?
  • Как форма и оркестровка раскрывают содержание пьесы «Утро»?
  • Какова программа пьесы «Смерть Озе», как эта программа отражена в её форме, какие жанры мы слышим в этой пьесе?
  • Каким образом гармония и оркестровка усиливают выразительность пьесы «Смерть Озе»?

Танец Анитры

Путешествуя по африканской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю арабских кочевников — бедуинов. Дочь вождя, Анитра, принимает Пера за пророка. В этом танце она хочет очаровать Пера своей красотой.

Так же как и в «Смерти Озе», Григ использует здесь только струнную группу. Но те же самые инструменты звучат здесь совсем по-другому. Кажется, что мы слышим большой разнотембровый оркестр с экзотическими восточными инструментами. А на самом деле оркестр очень маленький. В партитуре есть даже примечание, что можно использовать не всю струнную группу, а только 9 солистов: 2 первых скрипки, 2 вторых, 2 альта, 2 виолончели и 1 контрабас. Иллюзия множества инструментов возникает потому, что Григ применяет разные приёмы звукоизвлечения. Тут и смычковое legato, и смычковое staccato, и pizzicato — то есть игра не смычком, а щипком. К струнным инструментам добавлен один ударный — треугольник. Это согнутая в треугольник стальная спица, по которой ударяют таой же стальной палочкой. Получается очень высокий звенящий звук. Когда вступает треугольник, кажется, будто звенят украшения танцующей Анитры.

Для создания образа изящной дикарки Григ использует необычные мелодические обороты с хроматическими звуками, отклоняющиеся от мажоро-минорной ладовой системы.

Форма (простая трёхчастная) строится на неожиданных причудливых контрастах. Два предложения первого периода совершенно различны и по мелодии, и по фактуре, и по ритму. Первое предложение написано в характере вальса или мазурки, грациозная мелодия первых скрипок поддержана суховатыми аккордами остальных инструментов, играющих pizzicato. Второе предложение — «прыгающие» восьмушки staccato в каком-то «варварском» хроматическом ладу у первых скрипок и виолончелей, играющих в октаву. Пьеса начинается небольшим вступлением.

Средний раздел состоит из сменяющих друг друга «обрывков» разных тем. Вот четыре такта новой темы — нежной и томной, восточного характера. И сразу вслед за этим — угловатые прыгающие мотивы, похожие на второе предложение начального периода. Они даны в канонической имитации, где pizzicato чередуется с arco (игра смычком).

Затем несколько раз мелькает и исчезает первая фраза первого раздела, каждый раз в разных тональностях. Она дробится, как в калейдоскопе, на ещё более мелкие «кусочки», которые неожиданно выплывают в перекличке разных инструментов.

Из этого калейдоскопа мотивов незаметно вырастает реприза. Реприза варьированная, в ней продолжается игра имитаций и подголосков.

Танец Анитры — музыкальный портрет. Музыка показывает не только дикую восточную красоту и изящество Анитры, но и её характер — весёлый, шаловливый и непостоянный.

Послушать Танец Анитры целиком (дирижёр Геннадий Рождественский)

В пещере горного короля

Это тот самый король троллей, Доврский Дед, который внушил Перу свои жизненные правила и тем самым окончательно испортил его жизнь. Когда Пер попадает в царство троллей, они окружают его и вовлекают в дикую пляску, от которой Пер теряет сознание. В музыкальной иллюстрации Грига изображена именно эта пляска троллей.

Пьеса написана в форме вариаций на неизменную мелодию, вы знаете эту форму как «русские», или «глинкинские», вариации. Сама тема имеет трёхчастное строение: АБА. С каждым новым проведением темы ускоряется темп, поднимается регистр, усиливается динамика. Тема проходит три раза, а завершается пьеса маленькой кодой.

Пер Гюнт в пещере
Доврского Деда

В этой части сюиты использован весь оркестр: все деревянные духовые с флейтой-пикколо, все медные с тромбонами и тубой, литавры, тарелки, большой барабан и струнные.

В тишине раздаётся тихий таинственный звук. Он сразу настораживает. Его играют в октаву две застопоренные валторны. Когда валторнист во время исполнения засовывает свободную ладонь в раструб, звук получается тихий и странный, как бы издалека. Это называется «застопорить звук» и обозначается крестиком над нотой.

Тихо, еле слышно звучит в первом проведении чёткая ритмичная тема у виолончелей и контрабасов pizzicato. Жутковато звучат октавы фаготов, аккомпанирующие теме. Последний звук подхватывают и тянут загадочные застопоренные валторны. Во втором предложении фаготы и низкие струнные меняются местами: теперь тему ведут фаготы.

Средний раздел темы — почти точная секвенция темы, квинтой выше, но с немного иным ладовым оттенком. Подобный приём был и в «Смерти Озе», хотя образ совсем другой. Оркестровка среднего раздела такая же, как в начале. Реприза темы точно повторяет первый период.

Такое однообразие приёмов создаёт особое, «колдовское» воздействие. Монотонность заклинания. Три периода в теме, три проведения темы. Выходит, что это заклинание повторяется девять раз. Но манера, с какой оно произносится, будет постепенно изменяться.

Второй раз тема тоже попарно проводится у струнных и деревянных духовых. Только вместо виолончелей и контрабасов играют первые и вторые скрипки, а вместо двух фаготов — гобой и кларнет. Тема звучит теперь в среднем регистре. Все четыре валторны поддерживают её острыми, колючими аккордами, а у альтов появляются короткие «завывающие» подголоски. В репризе второго проведения в этот «вой» включаются и скрипки.

Уже с середины второго проведения начинается постепенное ускорение и усиление динамики.

Оркестровка настолько обогащается и усложняется, что все её тонкости невозможно передать на фортепиано. Поэтому фактура фортепианной версии значительно отличается от фактуры оркестрового оригинала.

В третьем проведении оглушительно вступают тарелки. Музыка ещё быстрее, громкость доходит до ff. Пример 125 показывает, как оркестровая фактура третьего проведения темы распределяется «по этажам». Пронзительно звучит «утолщённая» в две октавы тема у всех скрипок и альтов, которые ведут её штрихом tremolo. Басы виолончелей и контрабасов как бы притоптывают в зловещей пляске. Гремит tremolo литавр. Аккорды медных духовых «отбивают» четверти, их усиливают тарелки с большим барабаном. А деревянные духовые сопровождают этот шабаш завывающими выкриками.

В среднем разделе этого проведения добавится оглушительный свист флейты-пикколо, а валторны с трубами будут бешено подхватывать фразы темы, идущей у струнных.

В коде отдельные фразы темы перемежаются с «разбойничьими посвистами» всего оркестра.

Послушать пьесу «В пещере горного короля» целиком (дирижёр Либор Пешек)

итак, что же вы узнали?

  • Какой состав оркестра в пьесе Танец Анитры и какие в ней используются приёмы звукоизвлечения?
  • Расскажите об особенностях мелодии Танца Анитры. Как они связаны с образом Анитры?
  • Какой метод развития использует Григ для изображения характера Анитры?
  • Как форма пьесы «В пещере горного короля» отражает события, которые происходят на сцене?
  • Что изменяется с каждым проведением темы пьесы «В пещере горного короля»?
  • В чём особенности оркестровки пьесы «В пещере горното короля»?

Песня Сольвейг

Вторая сюита тоже состоит из четырёх частей: «Жалоба Ингрид», Арабский танец, «Возвращение Пера Гюнта» и Песня Сольвейг.

В сюите Песня Сольвейг звучит как оркестровая пьеса, хотя в спектакле она существует и как песня, со словами. Эта музыка неоднократно проходит в спектакле в разных вариантах. Образ верной, любящей Сольвейг был особенно дорог Григу в драме Ибсена. Тема её песни становится лейтмотивом музыки к спектаклю.

  • Лейтмотив — короткая музыкальная фраза, неоднократно повторяющаяся и выражающая определённый образ или определённое событие. Чаще всего лейтмотивы встречаются в музыкально-театральных спектаклях (операх, балетах) или в музыке к драматическим спектаклям и кинофильмам. Встречаются лейтмотивы и в крупных симфонических произведениях (симфониях, увертюрах, симфонических поэмах).

В сюите Песня Сольвейг исполняется неполным составом оркестра: 2 флейты, 2 кларнета, 2 валторны, арфа и струнная группа. Мелодия песни поручена первым скрипкам. Арфа ещё не появлялась ни в одной части обеих сюит. Здесь у неё особая роль. У всех народов есть щипковые струнные инструменты, на которых аккомпанируют пению. Это могут быть гитара, гусли, мандолина. Есть такие инструменты и у норвежцев: крогар, ланглейк. Григу важно показать, что это не просто инструментальная музыка, а песня. И арфа аккомпанирует ей, подражая народному щипковому инструменту.

Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии, — писал Григ о Песне Сольвейг.

Сначала звучит вступление — две мелодические фразы в норвежском народном духе. Последний мотив, как эхо в горах, трижды повторяется в разных октавах. Вступление похоже на наигрыш свирели, но оно поручено не духовым, а струнным инструментам. Поющий, вибрирующий звук смычков усиливает оттенок грусти. Эти же фразы звучат и в самом конце — вся Песня Сольвейг заключена в них, как в рамку.

Песня Сольвейг написана в куплетной форме. Запев и припев — два разных музыкальных образа, контрастных между собой.

Музыка запева печальна, но спокойна и светла. Сольвейг грустит, но любовь её безгранична, она верит, что дождётся Пера. Каждое предложение периода состоит из двух почти одинаковых фраз: ААББ. Такое строение называется парной периодичностью и характерно для многих народных песен — и норвежских, и русских. В этой простой песне снова проявилась неисчерпаемая гармоническая фантазия Грига. Прислушайтесь к необычным аккордам аккомпанемента, особенно во втором предложении:

Припев — воспоминание о весёлом деревенском празднике, на котором Сольвейг впервые увидела Пера. По характеру это норвежский народный танец спрингданс («танец с прыжками»). Контраст между запевом и припевом — и ладовый (ля минор — ля мажор), и темповый (Andante — Allegretto), и метрический ( — ), и жанровый (песня — танец)

Во втором, последнем куплете фактура чуть более насыщенная: скрипки играют мелодию в октаву, состав аккордов аккомпанемента чуть шире и плотнее, хотя ни мелодия, ни гармония не изменяются.

Послушать Песню Сольвейг целиком (дирижёр Либор Пешек)

Источник

Оцените статью