Григ танец анитры пианино

Танец Анитры

Летом 1858 года на даче семейства Григов услышали легкий конский топот — на арабском скакуне спешил в гости к друзьям норвежский композитор Уле Булль. Это были звуки самой судьбы, прибывшей за своим избранником — Эдвардом Григом.

Сын консула родился в июне 1843 года. Он всегда любил играть на рояле и сочинять музыку, но мечтать о профессиональной карьере музыканта не решался. Гость сразу понял истинное предназначение четвертого ребенка Григов. В результате Эдвард оказался в Лейпциге и приступил к занятиям в консерватории. Занятия были столь усердными, что юный музыкант серьезно заболел. От плеврита Эдварду так и не удалось вылечиться, впрочем, как и от любви к музыке. Он возобновляет занятия и в 1862 году получает диплом пианиста и композитора.

В 1863 году окрыленный первыми успехами композитор едет в Копенгаген, где находит единомышленников-патриотов. Грига и его друзей вдохновляет цель создания настоящего национального искусства, свободного от подражания другим культурам. Это норвежское музыкальное лобби образует общество «Евтерпа», и там музыкант становится общественником и просветителем. В то же время Григ творчески переосмысливает норвежский фольклор и представляет публике все более оригинальные произведения.

Но молодой Эдвард увлечен не только новыми идеями, не меньше он увлечен своей кузиной Ниной Хагеруп. Девушке с голосом сирены музыкант делает предложение руки и сердца, от которого она не может отказаться — в руке у Эдварда сборник сонетов о любви «Мелодии сердца». В течение всей совместной жизни Григ будет преподносить любимой женщине произведения, написанные для ее голоса. Вместе они выступят на отечественной сцене, вместе поедут на европейские гастроли. Но их счастье навсегда омрачит смерть дочери, младенец проживет всего год.

Читайте также:  Романсы есенина с аккордами

После триумфа «Сигурда Крестоносца», первой великой пьесы, сочиненной Григом, норвежские власти освобождают гения от финансовых тревог — назначают ему пожизненную стипендию. В европейских турне его повсюду сопровождает грандиозный успех. Его делит с семейной четой глиняная лягушка — она лежит в кармане Грига во время концертов.

Самое главное произведение своей жизни «Пер Гюнт» композитор напишет в одиночестве, удалившись в Берген подальше от столичного шума. Музыка к драме Ибсена станет высшей точкой проявления дарования Грига. Дух Норвегии, который композитор запечатлел в мелодии «В пещере горного короля», пронесется по концертным залам, срывая «гигантские аплодисменты». Теперь мировая слава будет у Грига в кармане, рядом с глиняной лягушкой.

Последние годы композитора пройдут в усадьбе, названной им «Холм троллей» — она станет любимым домом Григов. Скончался великий норвежец в родном городе осенью 1907 года.

Для тех, кто скачивает ноты классической музыки и интересуется творчеством норвежского композитора, мы добавили ноты для фортепиано более ста произведений Грига, в том числе все тетради с лирическими пьесами.

Смотрите также ноты произведений композитора Эдвард Григ:

Источник

Танец Анитры

Летом 1858 года на даче семейства Григов услышали легкий конский топот — на арабском скакуне спешил в гости к друзьям норвежский композитор Уле Булль. Это были звуки самой судьбы, прибывшей за своим избранником — Эдвардом Григом.

Сын консула родился в июне 1843 года. Он всегда любил играть на рояле и сочинять музыку, но мечтать о профессиональной карьере музыканта не решался. Гость сразу понял истинное предназначение четвертого ребенка Григов. В результате Эдвард оказался в Лейпциге и приступил к занятиям в консерватории. Занятия были столь усердными, что юный музыкант серьезно заболел. От плеврита Эдварду так и не удалось вылечиться, впрочем, как и от любви к музыке. Он возобновляет занятия и в 1862 году получает диплом пианиста и композитора.

В 1863 году окрыленный первыми успехами композитор едет в Копенгаген, где находит единомышленников-патриотов. Грига и его друзей вдохновляет цель создания настоящего национального искусства, свободного от подражания другим культурам. Это норвежское музыкальное лобби образует общество «Евтерпа», и там музыкант становится общественником и просветителем. В то же время Григ творчески переосмысливает норвежский фольклор и представляет публике все более оригинальные произведения.

Но молодой Эдвард увлечен не только новыми идеями, не меньше он увлечен своей кузиной Ниной Хагеруп. Девушке с голосом сирены музыкант делает предложение руки и сердца, от которого она не может отказаться — в руке у Эдварда сборник сонетов о любви «Мелодии сердца». В течение всей совместной жизни Григ будет преподносить любимой женщине произведения, написанные для ее голоса. Вместе они выступят на отечественной сцене, вместе поедут на европейские гастроли. Но их счастье навсегда омрачит смерть дочери, младенец проживет всего год.

После триумфа «Сигурда Крестоносца», первой великой пьесы, сочиненной Григом, норвежские власти освобождают гения от финансовых тревог — назначают ему пожизненную стипендию. В европейских турне его повсюду сопровождает грандиозный успех. Его делит с семейной четой глиняная лягушка — она лежит в кармане Грига во время концертов.

Самое главное произведение своей жизни «Пер Гюнт» композитор напишет в одиночестве, удалившись в Берген подальше от столичного шума. Музыка к драме Ибсена станет высшей точкой проявления дарования Грига. Дух Норвегии, который композитор запечатлел в мелодии «В пещере горного короля», пронесется по концертным залам, срывая «гигантские аплодисменты». Теперь мировая слава будет у Грига в кармане, рядом с глиняной лягушкой.

Последние годы композитора пройдут в усадьбе, названной им «Холм троллей» — она станет любимым домом Григов. Скончался великий норвежец в родном городе осенью 1907 года.

Для тех, кто скачивает ноты классической музыки и интересуется творчеством норвежского композитора, мы добавили ноты для фортепиано более ста произведений Грига, в том числе все тетради с лирическими пьесами.

Смотрите также ноты произведений композитора Эдвард Григ:

Источник

Эдвард Григ / Edvard Grieg — Танец Анитры (драма «Пер Гюнт»)

Эдвард Григ (Edvard Grieg, 1843–1907) — норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Учился в Лейпцигской консерватории (1858–62), в т. ч. у И. Мошелеса по классу фортепиано, у К. Рейнеке по композиции, в 1863 продолжил занятия композицией у Н. Гаде в Копенгагене. Там же познакомился с композитором Р. Нурдроком, оказавшим решающее влияние на становление творческой индивидуальности Грига. Совместно с Нурдроком, Э. Хорнеманом и другими участвовал в организации межскандинавского музыкального общества «Евтерпа». С 1866 жил в Кристиании (Осло), где в 70-е гг. сблизился с кругами передовой норвежской интеллигенции. Большое значение имела дружба Грига с поэтом и драматургом Б. Бьёрнсоном, по произведениям которого Григ создал ряд музыкально-сценических сочинений (неоконченная опера «Улаф Трюгвасон», музыка к пьесе «Сигурд Юрсальфар», эскизы к опере «Арнльут Геллине», мелодраме для чтеца и оркестра «Берглиот», множество романсов и песен). В 1871 Григ основал концертное Музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). С 1874 жил преимущественно в Бергене, с 1885 — в Тролльхаугене. В 80–90-е гг. достиг мировой славы как композитор, дирижёр, пианист. В 1888 в Лейпциге состоялось знакомство Грига с П. И. Чайковским. В 1898 в Бергене Григом был учреждён 1-й фестиваль норвежской музыки (проводятся поныне). Выступал как музыкальный критик (автобиографический очерк «Мой первый успех», 1905; статья «Моцарт и его значение для современности», 1906, и др.).

Источник

Григ танец анитры пианино

Эдвард Григ «Танец Анитры»

Театр. Этот зародившийся в древние времена вид искусства и в нынешнее время называют великим чудом, которое как в зеркале отображает как прекрасные, так и предосудительные стороны человеческой жизни. Нередко в спектакле, чтобы создать особое настроение и усилить чувствительность зрителей, звучит музыкальное сопровождение, которое иной раз так поднимало драматическое произведение, что оно становилось мировым шедевром. Подобное случилось с пьесой норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт», музыку к которой написал его выдающийся соотечественник Эдвард Григ . И как часто бывает, если талантливый композитор берётся за создание прикладной музыки, она, как правило, выходит за границы обычного сопровождения и обретает концертную самостоятельность. Так произошло и с великолепным «Танцем Анитры», созданным Григом к спектаклю « Пер Гюнт ».

Историю создания «Танца Анитры» Эдварда Грига, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

Краткая история

К началу 1874 года Эдвард Григ был весьма известным композитором и не только в своём отечестве, но и за его пределами. Уже более десяти лет прошло с тех пор, как он окончил Лейпцигскую консерваторию, а затем на время обосновался в Копенгагине. Сразу окунувшись в бурную жизнь датской столицы, он завёл весьма интересные для себя знакомства. Глава скандинавской композиторской школы Нильс Гаде, знаменитый сказочник Ханс Кристиан Андерсон, писатель Бьернстьерне Бьёрнс, композитор Рихард Нурдрок – это лишь небольшой перечень выдающихся личностей, с кем Эдварду посчастливилось общаться в те годы, и которые в композиторском становлении Грига сыграли немаловажную роль. Однако необходимо отметить, что в творческой судьбе молодого композитора весьма значимой была встреча ещё с одним прославленным норвежцем — Генриком Ибсеном . Это произошло весной 1866 года в Риме, куда Григ попал в рамках творческого турне по городам Германии и Италии. Молодого композитора выдающемуся драматургу впервые представили в «Скандинавском клубе»: Эдвард исполнил там несколько своих композиций.

Ибсен был восхищён услышанными произведениями талантливого соотечественника и тут же сочинил чудесный поэтический экспромт с названием «В альбом композитору». Чуть позже, в процессе общения, драматург, высоко оценивший дарование Грига , предложил композитору написать оперу на текст своей пьесы «Улаф Лильекранс», которую он создал на раннем этапе своего творчества.

К большому сожалению, Эдвард в тот период посчитал, что ему ещё рановато браться за такие грандиозные музыкальные произведения, но тем не менее об этом всё же задумался. Вскоре Григ покинул Италию и вернулся в Копенгаген, а Ибсен остался в Италии, однако дружеские и творческие отношения между ними сохранились. Впоследствии стихотворные строки знаменитого литератора Эдвард довольно часто использовал для своих вокальных композиций.

После возвращения в Копенгаген, в том же 1866 году Григ вместе с будущей женой Ниной Хагеруп, из-за разногласий с родственниками, переехал в Христианию (так в те времена называлась столица Норвегии), и увлеченно погрузился в композиторское творчество. Впрочем, со своими многочисленными друзьями, которые проживали по всей Европе, Эдвард поддерживал тесную связь. Он непрерывно получал письменные послания и без промедления на них отвечал. К примеру, в январе 1874 года композитору пришло пространное письмо от Генрика Ибсена, в котором драматург делился своими творческими планами. Он задумал, написанную им пьесу «Пер Гюнт», предложить к постановке в столичных театрах Дании и Швеции, но для этого спектакль необходимо было музыкально оформить. Вот с таким творческим предложением Ибсен обратился к Григу и при этом до мелочей расписал все свои пожелания. Эдвард сразу понял, что с данным заданием придётся весьма нелегко, но с радостью согласился, так как пьеса, которую композитор перечитывал несколько раз, ему очень нравилась. Работа над музыкой к спектаклю началась без малейшего промедления, однако авторские указания Ибсена постоянно держали в Грига в жёстких рамках. Несмотря на это он на большом творческом подъёме музыкальными звуками увлечённо расписывал пейзажи северной природы, а также создавал музыкальные характеристики разных героев, среди которых светлый образ Озе — старенькой матери Пера Гюнта и верной ему девушки Сольвейг, сорок лет ждавшей главного героя, когда он вернётся из дальних странствий. Однако в спектакле есть ещё один яркий женский образ, который благонравием не отличается, но для зрителей он тоже весьма привлекателен. Это умная и коварная красавица Анитра – дочь вождя одного из бедуинских племён. Григ весьма искусно нарисовал портрет восточной прелестницы в эффектной композиции, названной автором «Танец Анитры».

В конечном итоге Эдвард для драмы Ибсена « Пер Гюнт » написал более двадцати музыкальных иллюстраций, на создание которых у него ушло почти полтора года. Композитор закончил работу весной следующего 1875 года и сразу отправил её в театр Христиании, где через год, сопровождаемая бурными овациями, состоялась премьера спектакля. Григ, к сожалению, по семейным обстоятельствам не смог присутствовать на первом показе драмы, но через полгода увидев её, композитор был весьма впечатлён и удовлетворён, так как его лиричная музыка органично влилась в пьесу Ибсена. Ещё до присутствия на спектакле Григ получал хвалебные отзывы относительно своей музыки, а побывав на представлении, понял, что его композиции выходят за границы прикладных и могут быть отдельными концертными произведениями. Так появились две симфонические сюиты, и в первую из них под номером три вошёл очаровательный «Танец Анитры».

Интересные факты

  • Имя выдающегося драматурга, основателя европейской «новой драмы» Генрика Ибсена золотыми буквами вписано в историю не только норвежской, но и мировой литературы. Борясь за возрождение отечественной культуры, и встречая ярое непонимание, он двадцать семь лет провёл в добровольной ссылке за пределами родины. Необходимо заметить, что всеобщее признание драматургу принесли пьесы, которые он создал в Италии и Германии.
  • Свою знаменитую пьесу «Пер Гюнт» Ибсен написал в Италии в 1867 году. Изначально в скандинавских странах драму восприняли весьма неоднозначно, например Ханс Кристиан Андерсон крайне не лестно отзывался об этом произведении.
  • Генрик Ибсен познакомившись с Эдвардом, и услышав его произведения, сразу определил, что молодой композитор обладает огромным дарованием. Впоследствии стараясь поддержать талантливого соотечественника, драматург из Италии написал письмо одному из театральных руководителей Христиании с просьбой помочь Григу получить должность дирижёра в музыкальном театре норвежской столицы.
  • Эдвард Григ первым из скандинавских композиторов стал сочинять вокальные произведения на поэтические тексты Генрика Ибсена. Музыкальных сочинителей, современников драматурга отпугивал философский склад и сложная символика ибсеновских стихов.
  • «Танец Анитры» пользуется большой популярностью, поэтому эту миниатюру сегодня можно услышать в многочисленных переложениях и аранжировках в художественных, документальных и мультипликационных фильмах, а также сериалах, компьютерных играх и рекламных роликах.

Содержание «Танца Анитры»

В своей драме «Пер Гюнт» Генрик Ибсен рассказывает о деревенском парне, который так бедокурил и заврался, что был изгнан из своего родного поселения. Сорок лет он скитался по разным странам в поисках своего счастья, бесчестным способом и обманом, наживая огромное состояние. Однако под конец жизни, измучившись и оставшись нищим, он вернулся на родину, где ждала его верная Сольвейг. Много на своём пути пришлось повидать и испытать Перу. Приключения преследовали его на каждом шагу. Так в четвёртом действии пьесы, направляясь в Египет, герою пришлось облачиться в восточные одежды и путешествовать по пустыне Сахара. Остановившись на одном из оазисов, он встретил бедуинов, которые приняли его за особенного человека – праведника и пророка. Впрочем дочь вождя арабов – кочевников хитроумная восточная красавица Анитра раскусила лжеправедника. Она завлекла и очаровала Пера своими прелестями для того, чтобы обманом обобрать его. Коварной обольстительнице удалось выманить у героя все деньги, а также драгоценности и оставить его ни с чем.

Чем же восточная красавица помимо пленительной внешности очаровала Пера? Несомненно, это сладкие речи и изящный танец, живописно отображающий шаловливый и капризный характер дочери вождя арабского племени.

Грациозность музыки танца композитор подчеркнул лёгкой, но красочной оркестровкой, в которой звучание струнной группы украсил лишь звонким тембром треугольника, имитирующем звучание женских украшений. Удивительно пластичные мелодические линии композиции, автор искусно разрисовывал хроматизмами, форшлагами и задорными трелями, а применяя самые разнообразные приёмы звукоизвлечения: смычковое стаккато, легато и пиццикато, создал иллюзию, что задействовано множество самых разнообразных инструментов.

Танец написан в тональности ля минор и заключён в трёхпятичастную форму, которую можно отобразить в формуле: А-В-А1-В-А1. Темповое авторское указание – «Tempo di Mazurka». Динамические оттенки в произведении меняются от пианиссимо и до фортиссимо.

Композиция открывается небольшим вступлением и после него с затактового звука начинается первое предложение, игривая мелодия которого напоминает изящную мазурку. Следующее затем предложение, по характеру и ритму контрастное первому, представляет собой ажурно скачущие восьмые ноты, обильно украшенные хроматизмами. Далее первый раздел композиции репризно повторяется.

Средняя часть танца тоже состоит из контрастных мотивов. За певучей и нежной первой темой раздела, включающей в себя всего лишь четыре такта, следуют мелодическая линия с прыгающими интонациями. Затем эти два разнохарактерных мотива меняют друг друга, а далее несколько раз тонально изменяясь, появляется сокращённая тема первого раздела. После этого начинается реприза, в которой расцвеченная подголосками музыкальная тема звучит гораздо насыщеннее и богаче. Необходимо отметить, что средняя и следующая за ней третья часть репризно повторяются.

«Танец Анитры». Эта завораживающая композиция, созданная Эдвардом Григом в качестве прикладной музыки к спектаклю «Пер Гюнт», в нынешнее время пользуется большой популярностью и своей чарующей красотой пленяет слушателей по всему миру, так как входит в репертуар практически всех симфонических оркестров.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Эдвард Григ «Танец Анитры»

Источник

Оцените статью