Грубый бас с гитарой

Почему басист круче гитариста

Стереотипы о бас-гитаристах знакомы любому: даже тому, кто первый год играет на своём инструменте. Я не буду долго разглагольствовать, сетуя на уровень верящих в это людей. Просто оставлю такую мысль: с точки зрения профессионала всё далеко не так однозначно. И сегодня я расскажу, в каких моментах бас-гитарист круче, чем гитарист.

Причина первая: У него длиннее.

У кого что болит — тот о том и думает. Я имел в виду конструктивные особенности. В данном контексте имеется в виду длина мензуры: у баса длиннее на 10 дюймов. Соответственно, это влияет на габариты и вес инструмента, делая его более громоздким.

Это быстрее надоедает, особенно, когда часто перемещаешься на маршрутках, задевая потолки и случайных попутчиков.

Причина вторая: Сложность игры.

В некотором смысле, продолжение предыдущего пункта. Гитаристу проще всего: сел на стул (или вовсе на пол) — и вперёд гонять по грифу.

Басисту в этом плане несколько сложнее. Помимо габаритов, басуха имеет одно не всегда приятное свойство: инструмент очень чутко реагирует на усилие. Соответственно, такую габаритную, да к тому же весьма отзывчивую на усилия вещь нужно для начала удержать, а уже потом играть.

Также следует отметить, что струны у баса не только длиннее, но и толще гитарных. По этой причине мозоли на пальцах намного более неприятные. Так что игрецы типа “Недавно начал на гитаре, а в группе был чувак, играющий круче меня” начинают чуть ли не падать без чувств уже после первой репетиции — настолько непривычные ощущения после гитары.

Читайте также:  Как надо выбирать гитару

Причина третья: Незаменимость.

И не только потому, что гитаристов полно. Гитарист может “ну что-то там покрутить, чтоб звучало мяснее”. Или вовсе поставить какой-нибудь стандартный пресет в процессоре и играть нули.

С басухой такое не прокатывает. В дополнение предыдущего пункта, могу сказать, что колебания струн у гитары и баса сильно отличаются. Это делает обработку басового звука намного сложнее (одна эквализация чего только стоит — об этом я уже рассказывал). И для каждой конкретной задачи обработка будет ощутимо отличаться. Да, различные процессоры, VST-плагины и прочие волшебные кнопки “накрутить звук” для бас-гитары существуют. Но существуют они, что называется, “для галочки”. Соответственно, нужно разбираться в этом не на уровне “дай инструмент и я покажу, кто здесь папка“, а гораздо лучше.

Тут важно понимать, что басовый звук может конфликтовать с бочкой. Сложите этот очень неприятный момент с предыдущим абзацем и в результате вы подожгёте стул любому неопытному звукорежиссеру.

Причина четвёртая: Ниша.

Что обычно хотят играть, когда осваивают гитару? В основном, метал и панкуху. Однако ключевой момент состоит в том, что в этих жанрах присутствует как гитара, так и бас. А джаз? А электронная музыка? А поп-музыка? Если кто не знал, то здесь уже широкий простор для басиста.

Даже больше скажу: величайшие басовые партии, в основном, из джаза и поп-музыки. И среди них вы даже можете встретить знакомые названия. Например:

А пока вы дослушиваете пример, можете подписаться и поставить лайк.

Источник

Первая 5-ка самых узнаваемых бас-гитаристов в рок-музыке

В публикации представлены пять самых активных и самых узнаваемых бас-гитаристов в истории рока – это Мел Шачер, Стив Харрис, Гэри Тэйн, Лемми Килмистер и Пит Эгню

Спору нет, популярность любого музыканта определяется по двум разным направлениям, которые совместить практически невозможно. Первое направление – это мнение специалистов, которое наиболее отвечает действительности, но которое на широкую популярность не влияет.

Например, сегодня Эрик Клэптон считается гитаристом №1, по крайней мере, почти все гитаристы-специалисты твердят об этом вполне авторитетно. Может быть, так и есть, но Клэптон не так популярен, как, например, популярны Джими Хендрикс или Джими Пейдж, к мастерству которых у специалистов имеются огромные претензии. Просто Хендрикс и Пейдж играли более интересно, они подстраивались под вкусы самой широкой публики, а не лабали только то, что им интересно самим, как Клэптон.

Или вот, например, барабанщики. Специалисты считают, что барабанщик номер 1 – это Джинджер Бэйкер, соратник Клэптона по группе «Cream». Тем не менее, широкая публика этого барабанщика практически не знает, отдавая свои предпочтения Роджеру Тэйлору или Джону Бонэму, которые хоть тоже мастера высшего класса, но, по мнению специалистов, Бэйкеру и в подметки не годятся.

Если взять бас-гитаристов, то тут наблюдается картина более экстремальная. Бас-гитара – инструмент, так сказать, не публичный, и тут продвинулись только те мастера этого инструмента, которые могли и не обладать каким-то высшим мастерством, но они играли так, что их было слышно не хуже, чем соло на гитаре или клавишных. И пусть Джек Брюс, коллега Клэптона и Бэйкера, специалистами считается басистом №1 в роке, тем не менее, публика предпочитает слушать совсем других музыкантов.

В общем, приведу свой список моих самых любимых бас-гитаристов в музыке рок, а мои читатели покритикуют меня, выдвинув в комментариях своих кандидатов.

Басист №1 : Мел Шачер ( Mel Schacher ) из «Grand Funk Railroad».

Этот музыкант прошел с GFR практически весь путь и записался почти на всех пластинках группы, кроме 1981 и 1983 гг. Играет он в этой группе и сегодня. Поразил фанатов своим плотным и весьма гибким звуком бас-гитары, которая очень четко определяла рисунок каждой композиции. В то время как многие бас-гитаристы той поры старались спрятаться за ведущими инструментами, Шачер как бы выставлял свой бас напоказ, постоянно конкурируя с соло-гитарой Марка Фарнера и даже с его вокалом.

Позже, когда в группе появился штатный органист, который тоже плотно вед мелодию, Шачер научился взаимодействовать и с ним, порой даже дополняя органные пассажи новыми фишками. Следует сказать, что в 80-х Шачер организовал школу бас-гитаристов в Нью-Йорке, в которой неплохо зарабатывал после распада GFR, натаскивая начинающих музыкантов.

Басист №2 : Стив Харрис ( Steve Harris ) из «Iron Maiden».

Честно говоря, этот музыкант должен был бы стоять на первом месте, но против этого говорит тот факт, что его игра на бас-гитаре мне нравится только в трех альбомах IM – «Killers» (1981 г.), «The Number of the Beast» (1982 г.) и «Powerslave» (1984 г.). На остальных альбомах он играл как-то посредственно, как мне кажется, в любом случае, кроме как на этих трех дисках, больше он меня вообще не впечатлил.

Почему так? Наверное, его виртуозная игра перестала отвечать концепции последующих альбомов, получивших облегченное звучание, но не думаю, что он просто разучился играть. Талант, как говорится, не пропьешь, тем более что даже сегодня на концертных выступлениях в старых песнях его бас-гитара звучит по-прежнему живо и даже умопомрачительно. Это самый настоящий соло-басист, равных ему найти трудно.

Басист №3 : Гэри Тэйн ( Gary Thain ) из «Uriah Heep».

Почему-то если и вспоминают об этом великом музыканте, то только как об одном из рок-музыкантов, которого тарарахнуло на сцене током, и который потом покончил жизнь самоубийством. Но почему-то мало кто говорит о том, что это был один из немногих солирующих бас-гитаристов в истории рока. По сути, он мог бы в моем списке вообще занять первое место, но, к сожалению, его таланты проявились не так явно, как таланты Шачера и Харриса. Эти два басиста имели слишком агрессивный и скоростной стиль, а Тэйн был скорее мелодистом.

Но если хорошо слушать альбомы Uriah Heep периода 1972-1974 гг., то можно без всякого труда заметить, что не басист на этих записях шел за музыкой, «прибирая» за остальными музыкантами их огрехи, а наоборот – он вел все остальные инструменты к кульминации, порой даже определяя их звучание и даже тональность. Недаром после того, как Тэйн ушел из группы, и вместо него пришел другой басист, стиль музыки «хипов» кардинально изменился, причем не в лучшую сторону. Просто группа потеряла свой стержень, и ей пришлось удариться в более простое и более громкое звучание, чтобы скрыть потерю главного своего бойца.

Басист №4 : Лемми Килмистер ( Lemmy Kilmister ) из «Motorhead».

Ну, вообще-то я не назвал бы Лемми каким-то гением бас-гитары, более того, я считаю, что он вообще не умел на ней играть. Но, тем не менее, он создавал своим инструментом такой плотный звук, порой даже солируя на нем, что «Моторхэд» вообще мог бы обойтись без лидер-гитары. Лемми – гений вообще во всем, но, так как он играл, прежде всего, на басу, то было бы нечестно не упомянуть его как одного из лучших басистов (по гитаре, вокалу, имиджу и композиторским данным) в роке!

Басист №5 : Пит Эгню ( Pete Agnew ) из «Nazareth».

Вообще-то все таланты этого выдающегося музыканта были переняты, я считаю, у его учителя — Роджера Гловера , который был продюсером «Назарета» в 1973-1974 гг. Но это как раз тот случай, когда ученик переплюнул своего учителя, потому под №5 в моем списке выступает не Гловер, а именно Эгню.

Ну, что сказать об этом бас-гитаристе? Сочный звук и филигранная игра, причем его инструмент прекрасно выделялся даже на самых провальных альбомах группы. Кстати, это единственный музыкант «Nazareth», который дошел до финиша. Все остальные по разным причинам растерялись в пути.

Ну что, вот и закончился мой ТОП-5 лучших басистов в рок-музыке. Ясно, что в него не вошли и многие другие гении бас-гитары, такие, как Гленн Хьюз , Джон Пол Джонс , Гизер Батлер , Джоуи Де Майо , Колин Паттенден , Джон Дикон , Джимми Бэйн , Джин Симмонс … Но я утешаю себя тем, что они войдут в следующие мои рейтинги.

Кстати, Роджера Гловера я считаю имиджевым королем всех бас-гитаристов рока, поэтому он в мой рейтинг не вошел. Этот гений бас-гитарного мира стоит вообще над всякими оценками, как, например, царь Соломон стоит вообще над всеми царями в истории мира. И при этом неважно – плохим он был царем, или не очень.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Источник

Пять вопросов о бас-гитаристах, которые вертятся у всех на языке

Правда ли, что бас-гитара – просто упрощённая шестиструнка, у которой отняли две струны и настроили остальные на октаву ниже?
Ну, с точки зрения гитарной анатомии так и есть.

Правда ли, что играть на басу гораздо легче, чем на обычной гитаре?
Если вас прёт от игры аккордовых нот в ритм с бас-бочкой, то да. Это и правда несложно. Но если двигаться дальше, то для игры на бас-гитаре потребуется мастерство не меньшее, чем нужно для обычных гитар да и всех остальных музыкальных инструментов.

Правда ли, что басист – самый малозначимый музыкант в команде?
Чаще всего чувак с бас-гитарой стоит сзади сцены в тени и его особо не видно. Исключения типа блистательного Фли из Red Hot Chili Peppers – это, гм, исключения. Таких немного. Но если вам попадётся многодорожечная несведённая запись, запустите ее и отключите дорожку бас-гитары. Тогда сразу поймете, в чём важность баса.

Может ли гитарист играть на басу, он же умеет уже играть на шести струнах?
Может, но тихо и недолго нормальная техника игры на басу отличается от гитарной. Когда ваш соло-гитарист последний раз играл пальцами? То-то же. Если гитарист начнёт играть на бас-гитаре, то он будет звучать именно как гитарист, играющий на четырёх толстых струнах, а не басист!

Правда ли, что басисты в основном спокойные и уравновешенные?
Пожалуй, что да. Игра на басу требует очень хорошего чувства ритма, а это значит, что басист должен чувствовать других музыкантов, в первую очередь чокнутого ударника. Уважение к остальным, умение слиться с ритмом, координация пальцев на обеих руках, наконец, важность басовой партии как основы для всего остального требует покладистого, но сильного характера. Иными словами, басист из тех, на кого всегда можно положиться.

Источник

Могут ли гитаристы играть на басу?

Автоматически переключиться на бас-гитару, просто взяв её в руки — нет.

Мудро сказано, что настоящий инструмент — это не столько инструмент в ваших руках, сколько тот, который находится в вашей голове . Хотя гитаристы почти сразу могут эффективно перемещать пальцы по струнам бас-гитары, это очень далеко от возможности работать как полезный и эффективный басист.

Я не имею в виду способность играть яркие пассажи и сложные партии: на самом деле, всё наоборот. Гитаристы, которые берутся за бас, если они никогда раньше не играли на нём, почти всегда резко «переигрывают», придумывая некие «декоративные» партии, звучащие невпопад и не сочетающиеся с аранжировкой. В большинстве случаев бас должен быть чем-то достаточно простым , что будет выполнять функцию баса, то есть подчёркивать основную гармонию и придавать песне ритмический импульс, тем самым эффективно объединяя все другие части аранжировки в некое взаимосвязанное целое.

Каждый раз, когда я беру бас-гитару после длительного периода игры только на гитаре, я должен вспомнить о том, что нужно играть «меньше». Хотя с каждым разом, когда я это делаю, у меня уходит всё меньше и меньше времени, чтобы переключиться. Но иногда может пройти несколько дней, прежде чем я снова начну «думать как басист».

Недавно я провёл эксперимент, в котором снял на видео, как я практикую бас-гитару после долгого периода игры только на гитаре. Результат видео был смущающим: в первые пару дней я был не в ритме и играл слишком много нот. Мне пришлось сознательно сдерживать себя, и прошло около недели, прежде чем я снова заиграл «как басист». Только тогда я смог играть с относительной свободой, правильно сохраняя при этом роль баса.

«Экстравертированных» басистов, таких как Лес Клейпул, Джон Энтвистл или Джако Пасториус, приятно слушать, и они прекрасные музыканты. Но они не являются хорошими образцами , которые нужно иметь перед собой, если вы не можете играть стабильно на этом же уровне.

Джон Энтвистл не был таким уж «экстравертом» на сцене — он просто стоял там. Но он понимал, что между ритм-гитарой Пита Таунсенда и ударными Кита Муна было место для другого мелодического инструмента. Поэтому он разработал свой почти неподражаемый стиль, чтобы заполнить эти «пробелы». У большинства групп нет таких «пробелов», и поэтому большинству басистов было бы необходимо посоветовать не копировать его пример.

Таким образом, хотя внешнее сходство между гитарой и басом создает впечатление, будто гитарист может просто взять бас и что-то придумать, обычно это лишь вводит в заблуждение. Ментальный сдвиг, необходимый, чтобы перейти к совершенно другой музыкальной роли , намного сложнее. Вот почему не так много людей развивают собственный запоминающийся голос на обоих инструментах: гораздо проще владеть только одним из них.

По материалам публикации (англ.).

Из комментариев

Речь идёт о том, чтобы играть правильные ноты в правильных местах. Заметить, что вам теперь нужно играть «меньше», чем раньше — это всего лишь первый шаг на пути к изучению того, как играть на басу.

Я считаю, что в рок-музыке всё сложнее, чем в соул, фанке и R&B, где басовая традиция менее развита. Бас-гитаристы в роке, если у них вообще есть характер (которого у них часто нет), как правило, имеют очень индивидуальные стили, работающие только в группе, где они находятся. По этой причине у них часто невозможно многому научиться. Я очень сомневаюсь, что кто-то научился быть хорошим басистом во всех отношениях, слушая, например, только Джона Энтвистла.

Басисты в соул, поп-музыке, R&B, фанке и джазе более «характерны» и более традиционны. Игра Джеймса Джеймерсона на пластинках лейбла «Motown» послужила образованием для многих поколений басистов (включая, как ни странно, и упомянутого Джона Энтвистла).

Я думаю, проблема кроется в том, что гитаристы, которые впервые берут в руки бас-гитару, обычно никогда не слушали именно бас-гитару, так как одержимо слушали только гитару. Поскольку они никогда не замечали, что делает бас, они принимают по умолчанию что-то неверное. Это заставляет их думать, что они легко могут сыграть басовые партии, которые обычно «проще». Они не понимают, что по-настоящему сложнее всего придумать басовую партию.

Один рок-гитарист, у которого, я думаю, можно чему-то научиться — это Джон Пол Джонс. Он всегда очень музыкален и всегда играет правильные вещи. Его никогда не бывает слишком «много», но он никогда не бывает скучным.

Источник

Оцените статью