Группа серебряные гитары ссср

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Пора отдыхать!

Геннадий Жарков.

-Геннадий Павлович, расскажите где вы родились?

Я родился в Мордовии, в городке Потьма. Это от Москвы километров 500. Моя мама приехала туда к своим родственникам, к бабушке с дедушкой. Там я и родился. А жили мы в Москве в районе Преображенки в коммунальной квартире. Отца своего я не помню, они развелись с мамой сразу после моего рождения.

-Получается, что вы были практически соседом Леонида Бергера? Он тоже с Преображенки…

Он, скорее, из Гольяново. Мы бывали у него дома с Юрой Петерсоном, который меня с ним и познакомил. Было видно, как Леня работал – у него весь рояль был заплеван… У него была такая методика постановки вокала через дыхание. Играл, пел и сразу записывал на магнитофон, чтобы учесть недочеты. Леня – очень трудолюбивый. Помимо музыки, он тогда, перед отъездом, усиленно учил правила дорожного движения. Готовился к тому, чтобы там сразу сдать на водительские права. А вообще Лёня – прекрасный певец, пел «фирменным» голосом. Он мне всегда очень нравился.

-Согласен с вами. Вы учились в музыкальной школе?

Нет. Позже, в 80-ом я закончил музыкальное училище. Это 2-ое московское областное музыкальное училище, которое тогда располагалось в Царицыно. Я учился на эстрадно-джазовом очном отделении. Там были замечательные преподаватели. Вспоминаются Саша Сухих, Воронцов Юрий Сергеевич – они очень хорошо преподавали. Прекрасный преподаватель Виктор Зельченко вел оркестр. Позже, на московском джазовом фестивале 1978 года я исполнил его концерт для трубы с оркестром. Кстати, из нашего цеха там много ребят училось. Я встречал Алексея Козлова, Стаса Намина, Костю Бахолдина (тромбониста из «Мелодии») и многих других.
А еще учась в общеобразовательной школе, я попал в Дом Пионеров, в музыкальный кружок, где занимался сначала на валторне, потом на трубе. Занимался с нами Анатолий Петрович Денисов. Он из династии музыкантов Большого Театра.

Читайте также:  Дорога любэ ноты для баяна

-Что сыграло определяющую роль?

У нас был сосед по коммуналке – музыкант. Он играл на трубе в духовом оркестре. И мне так нравился его инструмент, что появилось огромное желание заниматься музыкой.
В более старших классах я начал заниматься у Юры Перова, моего учителя. Он учился по классу баяна в училище имени Октябрьской революции, но очень любил джаз. Занятия с ним мне дали очень многое.
А с 6-го класса у меня уже начались халтуры. На Третьяковском проезде, недалеко от «Метрополя», была своего рода биржа. Там набирали музыкантов на вечер: где-то нужен трубач, где-то — саксофонист, где-то — пианист. Тогда же не было дискотек, а на танцах по большей части выступали оркестры. Во многих точках пришлось поработать. Именно тогда я познакомился со многими музыкантами. Например, с легендарным трубачом Андреем Товмасяном.
Летом я выезжал в пионерские лагеря, где был горнистом. А иногда меня, совсем мальчишку, приглашали играть на танцах в оркестре в соседних с пионерлагерем поселках и воинских частях. Обратно меня привозили уже далеко после отбоя.
С этого же времени, я начал слушать музыкальные программы «Голоса Америки». Потом купил магнитофон, чтобы записывать эти программы. Вот так все и начиналось.

-Что было после окончания школы?

Я устроился на фабрику механической игрушки, где был самодеятельный оркестр.

-Кем работали на фабрике?

Токарем. И играл в оркестре. Руководство фабрики не скупилось на самодеятельность и приобрело хорошие музыкальные инструменты. Например, трубы Вельклян.
Через какое-то время я отправился в город Кызыл, работать в оркестре местного музыкального драматического театра. Это был 1967 год. Год я там отработал и вернулся в Москву, чтобы пойти в армию. Меня уже по всей стране отлавливал военкомат (смеется).

В очень известном ныне ансамбле МВД.

-С Елисеевым пересеклись?

Да, он рядовым был и пел в хоре ансамбля. Елисеев был хоровиком, то есть выпускником дирижерско-хорового отделения. А я был музыкантом оркестра ансамбля.

Геннадий Жарков в центре с трубой.

-Куда вы направились после службы?

В ансамбль «Серебряные гитары» Владимирской филармонии. Я не помню точно, кто меня туда порекомендовал. У них не было трубача и меня взяли.

-Сергей Березин уже там работал, когда вы пришли?

Да, Сергей уже был. А руководителем коллектива был Евгений Латышев.

-На каком инструменте играл руководитель ансамбля?

Латышев играл на бас-гитаре, хотя по образованию был домристом. Кстати, в дальнейшем он работал в оркестре Зыкиной именно на домре.

-Кто из известных в будущем музыкантов еще работал в составе?

Не знаю, насколько он известен, но солистом был Ионас Мажейка – лауреат какого-то конкурса. Более известна тогда была его сестра, которая работала в ВИО-66. Это Джильда Мажейкайте – яркая джазовая певица.
Еще работали: Павел Левицкий – саксофонист высочайшего уровня, играл в оркестре Эдди Рознера. Мой напарник по духовым инструментам. Мы с ним на гастролях селились в одном номере. Был барабанщик Виктор Канишев. Неплохой музыкант, но насколько я знаю, судьба его сложилась трагически. Он попал в жуткую автокатастрофу, от которой так и не оправился.
Еще был вокалист Николай Воробьев. В дальнейшем он организовал ВИА «Музыка». Очень неплохо пел. Исполнял пару песен на английском, одна из которых — рок-н-ролл. Также вокалистом был Слава Гешкенбейн.
Чуть позже появилась тройка — гитаристы Валера Селезнев и Дарик Щукин, бас-гитарист Юра Захаров. Они очень здорово и слаженно пели композиции Битлз. Тогда я и познакомился с Валерой Селезневым.

ВИА «Серебряные гитары» (1971):
Павел Левицкий, Валерий Селезнев, Юрий Захаров, Адриан Щукин.
За барабанами Виктор Канишев.
Внизу Слава Гешкенбейн.

-А еще что исполнял ВИА «Серебряные гитары»?

Эстрадные песни. У нас были очень неплохие аранжировки, песни слушались довольно свежо. И исполняли обработки народных песен. Это шло от Евгения Латышева, от его народности.

-По всей Владимирской области проехали?

Это была наша обязанность. Но выступали и в крупных городах в других регионах. Помню точно, что были в Тюмени, в Челябинске, в Нефтеюганске…
Где-то год я там проработал, а потом Сергей Березин перешел в Москонцерт, в «Самоцветы», и пригласил меня. Так я оказался в составе вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы». Это было лето 1971 года. Только тогда у нас не было названия, просто – вокально-инструментальный ансамбль под управлением Юрия Маликова.

-Аккомпанировали Олегу Анофриеву?

Этот период я не застал, так как пришел позже. А через несколько месяцев по радио в передаче «С Добрым утром» объявили конкурс на название нашего коллектива.

-Название «Самоцветы» всем пришлось по душе?

Вроде бы несогласных не было, довольно спокойно было всеми воспринято.

-Ощутили разницу с Владимирской филармонией?

Пожалуй, только по масштабам и в организации гастролей. По уровню музыкантов и по оплате не почувствовал. Ставки были такими же. Уже позже мы получили ставку высшей категории — 10 рублей.

-Где были первые выступления с вашим участием?

На ВДНХ, на открытых площадках. Это были сборные концерты, кажется, «Товарищ кино».

-Кто тогда был в составе?

Кроме Березина и Маликова были: Леша Пузырев, вместе поработали пару месяцев, и он перешел в «Веселые ребята». Гитарист и вокалист Эдуард Кролик, солист Лев Пильщик. Они тоже проработали недолго. Лев собирался уезжать на Запад, и поэтому покинул коллектив. А Кролик ушел к Лундстрему. Еще Ирина Шачнева и ее муж, который был звукорежиссером.

Еще не «Самоцветы (1971 г.):
Пузырев, Шачнева, Маликов, Кролик, Раппопорт, Жарков и Березин.

-Алексей Шачнев был неплохим бас-гитаристом, но много лет не выходил на сцену?

Да. По сути он только в «Пламя» стал выходить на сцену.

-Когда пришел Валентин Дьяконов?

Немного позже пришел Валя Дьяконов. Как он попал в ансамбль – я не знаю.

-Вы наблюдали ажиотаж вокруг Дьяконова?

Была у Вали популярность. Симпатичный мальчик, девочкам очень нравился, как солист ярко выступал.

-Вы не застали среди участников ансамбля Вячеслава Добрынина и Глеба Мая?

Нет. Добрынина помню только с того момента, когда он нам стал песни приносить.

-На ударных был тогда Николай Рапопорт?

Да. Но мне почему-то запомнился момент, когда Рапопорта подменял Роман Востоков. Дело в том, что Рапопорта направили в Канаду в составе группы от Москонцерта. А у него в Канаде были родственники. Но в Москонцерте об этом не знали, иначе Первый отдел не разрешил бы ему выезд. Он же мог там остаться. Но обошлось.

-Какова была роль Алексея Пузырева до его ухода? Аранжировки?

Насчет аранжировок я не помню, но у него был интересный голос. Абсолютно ансамблевый. Он пел очень чисто, четко интонировал. Мог подстроиться под любой вокал. Незаменимый человек в вокальной группе.

-Могли бы сравнить двух руководителей – Латышева и Маликова?

У Маликова фирменная аппаратура, он вхож в любую дверь. Разные уровни, какое тут сравнение?

-Скажите, кто поначалу играл на саксофоне?

Сергей Березин. А когда пришел Петерсон, то он стал играть.

-Уровень его игры устраивал Юрия Федоровича?

Да, вполне. Он всех устраивал.

«Самоцветы»:
Жарков, Петерсон и Березин.

-Не помните, как попал в коллектив Валерий Селезнев?

Я и Сергей Березин его хорошо знали по «Серебряным гитарам». Но кто его порекомендовал Маликову – я или Березин, не помню.

-Селезнев оставил заметный след в «Самоцветах». Гитара интересно звучала…

Конечно, Валера – очень хороший гитарист. Потом, когда он создал «Лейся, песня», его уровень стал особенно очевиден.
Он меня потом приглашал в «Лейся, песня». Я приехал в Ташкент, где они выступали, и одну поездку с ними проехал. Но там начались какие-то перемещения, плюс дела, связанные с алкоголем. Мне это не понравилось, и я уехал в Москву.

-Это был состав «Лейся, песня» с Андриановым?

С Андриановым, Захаровым и Заседателевым и другими.

-Что явилось поводом для увольнения Селезнева из «Самоцветов»?

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • АЗИЯ (66)
  • Города и Храмы (2)
  • Искусство (14)
  • История (2)
  • Музыка (3)
  • Танцы (3)
  • АУДИО-СТИХИ (24)
  • Произведения. (3)
  • БИБЛИЯ 21 век (15)
  • ДЛЯ ЖЕНЩИН (102)
  • ДОК.ФИЛЬМ. (31)
  • Хроники быта. (5)
  • ЖИВОПИСЬ (171)
  • Вел. мастера (30)
  • Зар. художники (79)
  • Сов. художники (62)
  • ЖИЗНЬ (149)
  • ЗДОРОВЬЕ (164)
  • Диеты (30)
  • Кулинария (13)
  • Проблемы (22)
  • Советы (75)
  • Травы, Ягоды (24)
  • ЗЕРКАЛО ВРЕМЕНИ (37)
  • Вл.Высоцкий. (10)
  • Марина Цветаева. (8)
  • Олег Погудин (12)
  • Эрте (6)
  • ИМПЕРИИ. (21)
  • ИНТ.ОБО ВСЕМ (282)
  • Люди (96)
  • Обзор (64)
  • Разное (112)
  • Фото (20)
  • ИНТЕРЕСНО (790)
  • Города (136)
  • Здоровье и Красота (181)
  • Обо всем (160)
  • Природа (53)
  • Продукты (200)
  • ИСКУССТВО (519)
  • Зеркало времени (117)
  • Пейзаж (65)
  • Сюрреализм (71)
  • Художники (240)
  • Юв.Искусство (15)
  • ИСТОРИЯ ПЕСНИ. (18)
  • К НАМ ПРИЕХАЛ. (39)
  • КЛИП. (399)
  • Зар. муз (31)
  • Инстр.муз (21)
  • Классика (32)
  • Ретро (77)
  • Сов. муз (44)
  • КОНЦЕРТ (33)
  • Зар. исп. (14)
  • Классика (15)
  • Ретро (12)
  • Сов. исп. (19)
  • КУЛИНАРИЯ. (469)
  • Готовим сами (15)
  • Готовим сами № 1 (18)
  • Готовим сами № 2 (14)
  • Десерты (63)
  • Мясо (80)
  • Пробуем (137)
  • Рыба (29)
  • Салаты. (26)
  • Супы (44)
  • КУХНИ НАР.МИРА (30)
  • МУЗЫКА (346)
  • Зар. муз (51)
  • Инстр.муз (36)
  • Классика (10)
  • Сов. муз (173)
  • ПЛЕЙЛИСТ (67)
  • Инструментал. (15)
  • Классика (5)
  • Ретро (26)
  • ПОЛЕЗНОСТИ (326)
  • Алкоголь (44)
  • Дизайн. (66)
  • Напитки (49)
  • Продукты (163)
  • ПОМОЩЬ. (34)
  • Сайты (11)
  • ПРАВОСЛАВИЕ. (42)
  • Деяния (23)
  • Иконы (15)
  • ПРИМЕТЫ. (32)
  • РАМОЧКИ. (58)
  • САМОЦВЕТЫ. (16)
  • СТИХИ и МУЗЫКА. (89)
  • СТИХИ. (228)
  • Он. (48)
  • Она. (73)
  • Они. (74)
  • ФИЛЬМ (69)
  • Док.Ф. (7)
  • Мульт. (17)
  • Худ.Ф (27)
  • ФОТО. (403)
  • Животные (41)
  • Птицы (23)
  • Интересно (94)
  • Натюрморты (43)
  • Пейзаж (19)
  • Фарфор (55)
  • Фотохудожники (61)
  • Цветы (23)
  • ЮМОР (69)
  • Видео (22)

Музыка

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Серебряная гитара.

Четверг, 09 Октября 2014 г. 08:37 + в цитатник

Эту пластинку у нас помнят и теперь, хотя ей уже… постойте, сколько же времени прошло с той поры. Полвека.

Её помнят. И часто просят найти, отыскать то одну мелодию, записанную на ней, то другую. И всякий раз восклицают: «Чудо. Прелесть. Спасибо. »

А в начале 60-х годов мелодии эти знал у нас в стране каждый — они звучали отовсюду, и редкий школьный вечер обходился без них.

Судя по матричным номерам, эта пластинка относится к 1960 году. Однако, в продажу она поступила только с 1961 года — об этом говорит её цена, указанная на этикетке: 57 «новых», уже деноминированных, копеек. Быть может, это позднейшая допечатка тиража. Не знаю…

Впрочем, это не единственная, да и не столь уж интересная загадка, связанная и с самой пластинкой, и с записанными на ней мелодиями. Есть на этих двух этикетках загадки и посложнее, и — если можно так выразиться — более обескураживающие.

Например, «Венгерский джаз-секстет под упр. Т. Балаша» — что это такое. Что это за коллектив. Когда он возник, почему нет никаких упоминаний о его грамзаписях ни в Венгрии, ни где-либо ещё помимо СССР. И, наконец, кто такой Т. Балаш.

Я честно старался ответить на все подобные вопросы, но… Нет ничего — нет фотографий, нет информации в иностранных каталогах грамзаписи, нет никаких воспоминаний.

Быть может, я плохо искал. Возможно. Тогда остаётся надеяться, что читатели «Солнечного ветра» помогут разгадать и эту загадку.

Конечно, на некоторые вопросы можно ответить уже сейчас — например, ответить на вопрос, почему составители пластинки сочли уместным включить записи именно венгерского коллектива, пусть даже и не очень у нас известного. Ответ прост: одна из мелодий на пластинке — венгерская. Танго «Серебряная гитара» до сих пор популярно ведь не только у нас, но и в Венгрии, только известно оно там под своим оригинальным названием — «Ezüst gitár» …

Пусть играет «Серебряная гитара»,

— Почти забытая инструментальная пьеса И. Ковача в исполнении джаз-ансамбля Т. Балаша. Очень красивая мелодия.

— Да я от этой мелодии с молодости без ума. Спасибо, что я смогла её у Вас взять.

Нет, она у нас не забыта, эта мелодия. Правда, автор её — толком не известен. Вы заметили, что в приведённом выше диалоге, взятом из ЖЖ, автором мелодии назван некто И. Ковач. А на этикетке что написано? Там написано — А. Ковач.

А вот в одном из нотных текстов с мелодией «Серебряной гитары» (правда, там эта мелодия значится, как «Frosen Tears» ) в качестве её авторов названы — T. Balash, A. Yasko.

И снова возникает Т. Балаш, руководитель венгерского джаз-секстета, напасть на след которого никак не удаётся… Конечно, нам известно немало случаев, когда на этикетках отечественных грампластинок указывались порой даже и вымышленные авторы и исполнители. Но… но здесь, видимо, мы имеем дело не с тем случаем, и коллектив под управлением Балаша действительно существовал в Венгрии — потому что одновременно с нашей «обычной» грампластинкой Апрелевским заводом была выпущена и долгоиграющая пластинка с записью уже не двух, а десяти композиций, исполненных, как значится на этикетке, всё тем же пресловутым джаз-секстетом под управлением Балаша, причем указано и его полное имя — Томаш Балаш:


Долгоиграющая грампластинка 1960 года — «Венгерский джаз-секстет под упр. Томаша Балаша»

Так кто же всё-таки написал мелодию «Серебряной гитары». Мне остаётся лишь сослаться на мнение венгерских любителей ретро: они всюду пишут, что автором этой мелодии является некий Иштван Ковач — Kovács István. Почему «некий»? Потому что «kovács» по-венгерски означает «кузнец», и Ковачей в Венгрии, наверное, лишь немногим меньше, чем Кузнецовых в России. Потому что среди 33-х Иштванов Ковачей, упомянутых в венгерской Википедии, есть политики, учёные, много спортсменов и их тренеров, есть врачи, юристы и Бог знает кто ещё — а вот композиторов нет…

«Среди 33-х Иштванов Ковачей, упомянутых в венгерской Википедии, есть политики, учёные…»

Учёные… Когда эта статья была уже опубликована, один из читателей поделился со мной, прямо скажем, весьма неожиданной информацией. Выяснилось, что знаменитую мелодию «Серебряной гитары» написал вовсе даже не композитор и, вообще, не музыкант: тот Иштван Ковач, которого я безуспешно разыскивал в Википедии среди музыкантов, оказался в итоге… академиком, специалистом в области атомной физики, довольно крупным учёным и организатором науки.

По воспоминаниям, Иштван Ковач был хорошим рассказчиком, увлекался футболом и музыкой. Нелегко сказать со всей определённостью, когда он написал мелодию «Ezüst gitár» : источники упоминают 1958 год, но, возможно, имеется в виду год наибольшей популярности этой мелодии в Венгрии. Ковач шутил, что во многих странах она принесла бы ему в три раза больше денег, чем его книги. Автора «Серебряной гитары» не стало в июне 1996 года. Он похоронен в Будапеште.

На одном из форумов можно увидеть следующий отзыв о «Серебряной гитаре»:

Если собрать в один мешок все мани, заработанные в кабаках на этой незатейливой темке, то на эти средства можно было построить небольшой космический корабль и запустить на Марс. Вообще вещичка инструментальная изначально, но кто-то сочинил и текст…

Трудно сказать, была ли «вещичка» песней изначально или нет. Во всяком случае, в Венгрии мелодия «Серебряной гитары» обычно исполняется вместе со словами и называется, по первой песенной строке, «Dalold el ezüst gitár» :

«Серебряная гитара поёт в моём сердце» … Автором венгерского песенного текста сами венгры называют Имре Гараи (Garai Imre). Существует и русский перевод, который начинается со слов:

А что можно сказать о времени написания танго «Ezüst gitár» ? В нашей стране оно стало известным и даже очень популярным примерно с 1961 года — понятно, что в Венгрии «Ezüst gitár» узнали (и полюбили?) несколько ранее. Но когда. На этот вопрос я могу ответить лишь весьма приблизительно, да и то — по косвенным данным.

Так, в книге Екатерины Вейнраух (Weinrauch Katalin) «…majd azt mondom neki…» («…тогда я говорю…»), изданной в Будапеште в 2008 году, есть глава, которая так и называется: «Ezüst gitár». Речь в ней идёт о событиях осени 1956 года, о подавлении венгерского восстания

Но потом… по радио бесконечно звучала мелодия «Серебряной гитары»… Быть может, один только этот диск и уцелел тогда на радио…

Так это или нет — я не знаю. Повторю: никаких следов грампластинок с записью «Ezüst gitár» , выпущенных в Венгрии к середине 50-х годов, мне обнаружить пока что не удалось. Во всяком случае, у нас в стране «Серебряная гитара» всегда была связана исключительно с «тихой и нежной» любовью да ещё вот теперь — с ностальгией…

Что там на обратной её стороне. Надо послушать тоже.«Чай вдвоём».

Честное слово, создаётся такое впечатление, что танго «Серебряная гитара» известно и остаётся популярным только лишь в двух странах — Венгрии и России.

«И снова возникает Т. Балаш, руководитель венгерского джаз-секстета, напасть на след которого никак не удаётся…»

С помощью наших читателей, уже после первой публикации этой статьи, удалось всё же «напасть на след» не только физика и композитора Иштвана Ковача, но также и руководителя того самого «венгерского джаз-секстета», в чьём исполнении мы прослушали записанные на грампластинку обе эти, столь памятные в нашей стране очень многим, мелодии — и «Серебряную гитару» , и «Чай вдвоём» .

«Неуловимый» Томаш Балаш (Balassa P. Tamás) родился 17 ноября 1922 года в Будапеште. Во второй половине 50-х годов он действительно руководил танцевальным оркестром Венгерского радио. Да и после ухода оттуда вся его дальнейшая жизнь была, так или иначе, связана с эстрадой и с танцевальной музыкой. К сожалению, те сведения о нём, которые можно отыскать в венгерском секторе Интернета, крайне скудны: никаких фотографий, краткая статья в Википедии, объявления о продаже грампластинок, на этикетках которых упоминается его имя, да несколько сохранившихся записей популярных в своё время мелодий в исполнении его оркестра.

Скончался Томаш Балаш совсем недавно, в 2010 году, всего лишь месяц не дожив до своих 88 лет. Согласно сообщениям в прессе, в последний путь его провожали только близкие ему люди…

Людмила Кононенко, рассказ «Серебряная гитара»:

… Промчалось, пролилось, громыхая, прошелестело полвека. На улице был душный июль. И глубокой ночью в одной из ничем не примечательных питерских квартир, в кресле перед монитором, распивая медленно, по глоточку, вино, сидела одинокая женщина, набравшая по поисковику в Интернете венгерский джаз-секстет под управлением Томаша Балаша.

И по её маленькой планетке понеслась Музыка — теперь она слушала, не переворачивая пластинку. По очереди обе мелодии. И уносилась в прекрасные времена, где еще все и всё — были живы…

«Серебряная гитара» и «Чай вдвоём» . Две незабываемые мелодии со старой-престарой грампластинки…

Рубрики: ИСТОРИЯ ПЕСНИ.

Метки: Интересно

Процитировано 7 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

Оцените статью