Группы с рванной гитарой

Кобейн, Хендрикс, The Clash: кто бил гитары на концертах

Все обсуждают выступление Фиби Бриджерс на SNL: инди-звезда разбила гитару на сцене и словила много хейта в социальных сетях. «Афиша Daily» вспоминает других артистов, которые крушили инструменты на концертах.

Фиби Бриджерс

Главный рок-инфоповод последней недели: Фиби Бриджерс сходила на SNL, чтобы исполнить песню «I Know the End», — вещь в целом негромкую и не то чтобы располагающую к дестрою. Но к концу выступления Фиби разошлась и в финале стала бить инструментом об сцену.

Удивительно, но рокстаровский перформанс Бриджерс вызвал смешанную реакцию в социальных сетях. Одни сетовали: мол, негоже в главном шоу страны крушить инструмент — несолидно! Другим показалось, что получилось не очень эффектно: гитара оказалась крепкой и несокрушимой — расколотить ее на щепки у Фиби не вышло. Третьи посчитали, что бить гитару — расточительство: она же стоит денег! Особенно отличился Дэвид Кросби из группы The Byrds: он назвал выступление Фиби «жалким».

Тем не менее у Бриджерс нашлись и звездные защитники: например, Дейв Грол, который поддержал перформанс Фиби и сравнил его с ранними годами Nirvana.

Читайте также:  Хоральная прелюдия es dur бах ноты

The Who

Британские рок-классики — пионеры гитарокрушения на сцене. Первый раз это произошло случайно: гитарист группы Пит Таунсенд во время выступления задел гитарой низкий потолок площадки и сломал гриф.

«Я поскреб своим воющим рикенбекером вверх и вниз по микрофонной стойке, затем дернул специальный переключатель, которым я недавно снабдил гитару: она начинала бормотать и расстреливать передний ряд аудитории звуковыми пулями. Я яростно подбросил гитару в воздух и ощутил страшную дрожь, — говорил Таунсенд. — Это был звук, переходящий от рева к гремящему рычанию. Я посмотрел вверх и увидел, что гитара пробила отверстие в низком потолке. Я принимаю следующее решение: вытаскиваю ее из дыры и в безумном исступлении ударяю ей о потолок снова и снова. То, что было аккуратным отверстием, стало хаосом из обломков».

Получилось эффектно: фанатам понравилось, и музыканты стали ломать инструменты на сцене уже намеренно — только за один 1967 год The Who сломали более 35 гитар. Поклонники группы даже подсчитали!

Когда речь идет о разбитых гитарах, то о Muse как‑то вспоминается не в первую очередь. Тем не менее вокалист группы Мэттью Беллами — заядлый активист гитарного дестроя. За один только 2004 год Мэтт сломал 140 гитар — это достижение даже зафиксировала Книга рекордов Гиннесса.

Что только ни делал Беллами с несчастным инструментом: крушил об сцену, кидал в толпу, а однажды даже эффектно кинул гитару в море.

The Clash

Однажды на концерте столпов панка The Clash басист Пол Симонон уничтожил бас Fender. Этот момент запечатлел фотограф, и результат увидели все: фото Симонона, разбивающего бас, попало на обложку знакового альбома The Clash «London Calling».

Почему Пол разбил свой бас? Дело обстояло так: вышибалы клуба, где проходил концерт The Clash, долго не выпускали фанатов со своих мест — это взбесило музыканта. Любопытно, что это был единственный раз, когда Симонон разбил инструмент.

Green Day

Редкий случай, когда разбитая гитара — это не сценический перформанс, а следствие вспышки гнева. Green Day играли сет на iHeart Festival в 2012 году: прямо в середине выступления лидеру группы Билли Джо Армстронгу показалось по сообщению на экране, что группе осталось играть якобы одну минуту.

Что сделал Билли Джо? Выступил с резкой отповедью организаторам фестиваля и почему‑то Джастину Биберу (мол, с ним вы себе такого не позволяете!) и картинно разбил свою гитару. Вышло неловко.

Выступления Kiss всегда были энергоемкими: во многом благодаря гитаристу Полу Стэнли. Он играл на бюджетной модели Gibson Marauder, которую было в целом не жалко, — поэтому Пол с удовольствием и усердием проводил краш-тесты инструмента.

Джими Хендрикс

Джими Хендрикс издевался над гитарами с особым усердием — не только ломал, а даже сжигал. Классический случай — фестиваль в Монтре в 1967 году: Джими облил инструмент горючей жидкостью и эффектно поджег. Гитара была, кстати, раскрашена самим Хендриксом — а инцидент с ее поджогом попал в историю.

Nirvana

Мощная рокстаровская энергетика Кобейна неоднократно подчеркивалась порчей гитар на концертах. И не только гитар: Курт мог взять и без согласия остальных участников Nirvana в порыве страсти сокрушить барабанную установку: Дейв Грол, отвечавший в группе за ударные, признавался — он был не в духе от таких злодеяний фронтмена!

Нельзя сказать, что Курт делал это намеренно: лидер Nirvana рассказывал, что часто входил на концертах в неконтролируемый раж и мог побить все концертное оборудование группы, что на ранних ее этапах ощутимо влетало в копеечку.

Гарт Брукс

Кто сказал, что крушить гитары — это кредо исключительно рокеров? Кантри-певец Гарт Брукс так не считает: в 1991 году на концерте в Далласе он уничтожил недешевую японскую гитару Takamine, которая стоила в тот момент не меньше 1300 долларов. Интересно, что спустя 16 лет гитара была пересобрана буквально из осколков и передана Смитсоновскому институту.

Nine Inch Nails

Nine Inch Nails отличались тем, что колошматили не только гитары и другие инструменты, но и друг друга. Ранние концерты группы — форменное безумие: Трент Резнор мог пробежать по сцене, опрокинуть клавишную установку, залезть на кого‑то участников группы и даже отвесить тумака.

Ричи Блэкмор

Ричи Блэкмор был систематическим крушителем гитар. Один эпизод из этой серии попал в историю — концерт его группы Rainbow в 1977 году. Ричи по-садистски поиздевался над гитарой: елозил ногами по инструменту, колотил грифом о сцену, добивал все, что осталось от гитары, держась за провод.

Забавно, что карма однажды отплатила Ричи сполна: на одном из концертов Deep Purple в 1987 году музыкант подбросил гитару вверх, но инструмент приземлился прямо на костяшки пальцев. Итог — перелом пальца и сорванный тур Deep Purple.

King Princess

Инди-поп King Princess звучит довольно чинно и смиренно в студийных записях. Другое дело — концерты певицы, которым не откажешь в энергетике. Подтверждение тому — фрагменты лайва в клипе «Ohio», где певица зрелищно расправляется с гитарой в финале.

Arcade Fire

Лайв Фиби Бриджерс — не первый случай гитарного дестроя в эфире SNL. В 2007 году Arcade Fire дебютировали на шоу с песней «Intervention». Во время выступления у вокалиста Уина Батлера лопнула струна. Вероятно, руководствуясь принципом «сгорел сарай — гори и хата», фронтмен расколотил инструмент. Гитара, к слову, была акустической — уничтожить ее труда не составило.

Poppy

Ютьюб-звезда, придумавшая поженить искристый синти-поп с металлическими запилами, тоже любит бить инструменты на концертах. В частности, она неоднократно завершала исполнение песни «Х» крушением акустической гитары, попавшейся под горячую руку.

Образцовый рок-урок от поп-звезды: в 2010 году на American Music Awards Кеша в финале исполнения «We R Who We R» взяла гитару и буквально в пару приемов расправилась с инструментом.

Бонус: Курт Расселл

Однажды на съемках тарантиновской «Омерзительной восьмерки» в актера будто вселился его знаменитый тезка-музыкант: Курт взял в руки гитару, заигрался и побил инструмент. Оказалось, что исполнитель роли «вешателя» Джона Рута уничтожил настоящий антиквариат: раритетную гитару Martin 1870-х годов. Она стоила 40 тысяч долларов.

После этого случая компания Martin запретила брать кинокомпаниям свои раритетные инструменты для реквизитов.

Источник

Некоторые известные музыканты раньше разбивали гитары в конце выступления. Это планировалось заранее с закладыванием в смету?

Моду на вандализм на сцене ввела британская группа «The Who» в 1964 году. Всё началось, как чаще всего бывает, случайно. Гитарист группы Пит Таунсенд сломал на концерте гриф своей гитары неловко зацепившись за низкий потолок в клубе. Это вызвало у публики настоящий взрыв эмоций. Настолько сильный, что на следующем концерте Таунсенд сломал гитару уже умышленно. Потом к нему присоединился барабанщик, разломавший свою ударную установку. Далее разбивание гитар стало обязательным ритуалом, которым «The Who» заканчивали каждый концерт, уничтожая порой даже колонки и усилители. Публика буквально повалила на необычное шоу. Молодым музыкантам, которые давно никак не могли пробиться на большую сцену, только это было и надо. Кстати, начинали «The Who» в 1959 году, одновременно с «Битлз» и удивительным образом существуют до сих пор.

Конечно же, в определённый момент гитары подменялись на более дешёвые (позже музыканты сами в этом признались). Дело здесь даже не в стоимости гитар. Успешная группа зарабатывает достаточно и может себе позволить такую блажь — тратить довольно большую сумму на каждое представление — по сути, это расходы на рекламу. Важнее другое: каждый серьезный музыкант подбирает для себя инструмент долго и тщательно. Он должен быть по руке, удобным и комфортным. Поиск такого инструмента обычно занимает много времени и когда он найден, музыкант ни за что не хочет играть на другом. Элтон Джон одно время даже таскал за собой по гастролям рояль, потому что ему удобно было играть только на этом.

Через какое-то время группа «The Who», достигнув звёздного статуса, отказалась от уничтожения дорогостоящих устройств. В историю музыки они вошли как музыканты, записавшие в 1967 году первую рок-оперу «Tommy», которая стала международной сенсацией.

Были еще другие исполнители, которые разбивали оборудование во время концертов, но после «The Who» все они выглядели жалкими подражателями. Особого эффекта такие действия больше никому не принесли. Можно упомянуть лишь Джими Хендрикса, который на одном из концертов сжег свою гитару. Но это был единичный случай, произошедший в конце его карьеры, когда Джими уже очень плотно сидел на наркотиках. Сейчас подобное шоу точно будет воспринято неодобрительно.

Единственное, что сейчас еще «проходит» — эстетское разбивание инструментов в видеоклипах, когда этого требует режиссерский замысел. К примеру, сжигание старого пианино на берегу океана, символизирующее расставание с любимым человеком и начало нового этапа в жизни в клипе Риты Дакоты «Новые линии».

Источник

Группы с рванной гитарой

К концу 80- х годов ХХ века музыкальный мир существовал относительно спокойно. Поп и рок-музыка «доминировала» по всей планете, добравшись даже до закрытого Советского Союза. Плавное течение музыкальной истории было нарушено совершенно неожиданно, когда в далеком американском городе Сиэтл, штат Вашингтон, родилась настоящая революция, подарившая миру «альтернативный» взгляд на музыку. Имя этой революции — « grunge », а её флагман — группа Nirvana.

Курт Дональд Кобейн и его школьный друг хорватского происхождения Крист Новоселич изучив демонстрационные записи коллектива со страшным названием « Fecal Matter », в котором Курт Кобейн впервые попробовал себя в качестве солиста и гитариста в 15 лет (1982 год — дата первой созданной записи, которую Кобейн в одиночку сводит в доме своей тети) пришли к выводу, что идеи необычного музыкального звучания с надрывным вокалом и довольно странных текстов необходимо развивать дальше, но в рамках новой группы. К друзьям присоединятся ударник Аарон Бурдхард, и сформировавшийся состав приступает к работе по созданию нового музыкального проекта.

Не стоит забывать, что каждая молодая группа неизменно сталкивается с жизненноважной проблемой, которую кратко можно охарактеризовать так: «Как мы вообще будем называться?». Будущая Nirvana не стала исключением, но справилась со своей задачей достаточно быстро. Музыканты, перебрав список неброских и откровенно скучных названий, остановилась на одном из них. «Мило и прекрасно в противовес грубым именам панк-рок групп», как выразился Кобейн. С песнями дела обстояли немного проще: некоторые записи группы Fecal Matter стали основой для нового материала группы, а новые песни создавались Кобейном и Новоселичем достаточно быстро и легко.

На стыке 1987 и 1988 года Nirvana перебирается в город Олимпия, вследствие чего «теряет» ударника Бурдхарда и после длительных поисков обретает нового участника, ответственного за ударную установку — Дэйва Фостера. Новый состав с новым именем играет свой первый концерт в Такоме, штат Вашингтон, 19 марта 1988 года. Надо сказать, что первым он был исключительно для группы Nirvana, но никак не для Кобейна и Новоселича, которые успели проехаться по штату Вашингтон с выступлениями еще в 87-м, играя каждый раз с новым названием коллектива. Официально, первое выступление группы — это домашняя вечеринка в городе Рэймонд в марте 1987 года, в которой группе помогал еще не потерянный ударник Бурдхард и хозяин дома и организатор вечеринки Тони Поуккула (в качестве второго гитариста при исполнении двух песен Led Zeppelin ). Из списка песен, которые были сыграны на этой исторической вечеринке, как минимум 4 войдут в будущие официальные альбомы группы. Сам концерт был проведен со второй попытки — на предыдущей вечеринке музыканты просто не успели выйти на сцену до ухода гостей.

В мае ударник группы снова меняется — новичком становится Чед Ченнинг, которого позвал в группу сам Кобейн, предложив «просто порепетировать вместе пару раз».

В ноябре 1988 года свет увидел первый официальный релиз группы — сингл Love Buzz ( заглавная песня — кавер-версия творения коллектива Shocking Blue), изданный на независимом сиэттловском лэйбле Sub Pop, существующем и процветающем до сих пор.

Вслед за этим не заставил себя ждать дебютный альбом Bleach , вышедший в июне 1989 года. К этому времени группа впервые дала несколько концертов за пределами родного штата Вашингтон, добравшись до Орегона и Калифорнии.

На первых концертах Nirvana выступает
с большим числом других молодых групп,
но уже выделяется среди них звучанием

Альбом был воспринят критиками достаточно хорошо, на группу стали возлагаться большие надежды «в развитии стиля, который еще не открыт до конца». Турне в поддержку альбома проходило теперь уже фактически по все стране, Nirvana прокатилась с концертами с Запада на Восток, добравшись до атлантического побережья. Год 1989 и десятилетие в целом заканчивается вторым синглом Nirvana под названием Blew и разрывом отношений с продюсером Эверманом.

1990 год. Группа работает с новым материалом в городе Мэдисон, штат Висконсин. Помощь ей оказывает продюсер Буч Виг, а недовольного «непривлечением к работе над песнями» ударника Чеда Ченнинга сменяет Дэйв Грол. Коллектив продолжает колесить по США, а затем и по миру, останавливаясь в Мексике, Канаде и Великобритании. Группа приобретает опыт и свой характерный стиль выступления: спутанные длинные волосы Кобейна сменяются на аккуратную прическу средней длины, рваные майки меняются на клетчатые рубашки, а некоторые гитары не проживают больше одного выступления.

Вместе с опытом и географией выступлений растет и ширится бюджет группы. Музыканты решаются покорять новые высоты с новым и достаточно крупным лейблом DGC. Записанный летом и выпущенный 21 сентября 1991 года альбом Nevermind производит эффект водородной бомбы. Во многом засчет первой песни Smells Like Teen Spirit группа ворвалась в музыкальный мейнстрим, клип на песню обрел бешеную популярность (в том числе из-за частого показа на канале MTV ), интерес к стилю «гранж» резко подскочил, а словосочетание «альтернативный рок» все чаще звучало из уст ценителей современной музыки. Альбом Nevermind впоследствии занял 17-е место в списке «500 величайших альбомов всех времен» по версии журнала Rolling Stone, уступая только творениям бессмертных The Beatles, Боба Дилана и Элвиса Пресли, но превосходя тот же легендарный « Thriller » Майкла Джексона. К слову, аналогичный список Rolling Stone под названием «500 величайших песен всех времен» также не обошел вниманием группу Nirvana, отправив песню Smells Like Teen Spirit на 9-ю строчку рейтинга в компанию к тем же The Beatles, Бобу Дилану и Джону Леннону. По иронии судьбы, песня группы Boston “ More Than A Feeling ” ставшая по словам Кобейна «основой» легендарного Teen Spirit ( иногда Кобейн на концертах как бы по ошибке путал аккорды своей песни, превращая ее в « More Than A Feeling ») в этом же рейтинге занимает почетное 500-е место.

Концерт в Ридинге — одно из известнейших
выступлений группы, к тому же полностью записанное на видео

Так, подобно запуску ракеты выстреливает не столько группа Nirvana или стиль «гранж», сколько понятие «альтернатива», до этого не сильно известное как внутри США, так и за их пределами. Молодое поколение вместо классики и мелодики рока выбирает мощное, грубое звучание гитар, а громкий и надрывной вокал Курта Кобейна становится едва ли не «золотым голосом» поколения. Кобейна даже называли виртуозом игры на гитаре, при том, что играл он весьма посредственно, постоянно путая аккорды или промахиваясь по нужным струнам в отличие от настоящих виртуозов Джимми Хендрикса (тоже выходца из Сиэтла) или Карлоса Сантаны.

Набрав обороты в мире музыки Nirvana начинает свое шествие по планете в ранге бешено популярной группы. По сути, всемирная слава и подражание молодежи становится для группы роковыми. Сам Кобейн являлся личностью весьма незаурядной. Пройдя в детстве через многочисленные жизненные испытания и неурядицы, он пристрастился к наркотикам, обзавелся крайне негативными взглядами на окружающий мир. Пожалуй, самым нежелательным явлением для него могла быть такая огромная известность. Кобейн стал идолом для поколений, хотя сам больше всего этого и боялся.

Пик всемирной славы Nirvana — 1992 год. В историю вошли выступление группы на премии MTV Video Music Awards (саму премию музыканты получили конечно же за клип на песню « Smells Like Teen Spirit » ), и вечернее выступление на фестивале в Ридинге. В конце года выходит сборник Incesticide , собранный из редких и ранее неизданных песен коллектива, а также ряда «перепевок» творений других команд.

В сентябре 1993 года группа с огромным трудом выпускает свой третий и последний альбом In Utero, отличающийся, пожалуй, самым жестким звучанием и негативными текстами среди всех творений Nirvana. Спустя два месяца Nirvana принимает участие в проекте « MTV Unplugged », запись которого увидит свет только после распада группы. Nirvana отправляется в свой крупнейший тур по США и приглашает второго гитариста Пэта Смира для участия в этом туре.

Выступление в MTV Unplugged было оформлено в похоронном стиле по желанию музыкантов

Европейский тур 1994 года — последний для группы. Nirvana проехала по Испании, Франции, Италии и Германии, и 1 марта 1994 года в Мюнхене дала свой последний концерт в истории. Через 3 дня в Риме Курт Кобейн едва не погибает от совместного употребления наркотиков и алкоголя, а уже через месяц, 8 апреля 1994 года тело солиста группы обнаружено на втором этаже его дома в Сиэтле. Вместе с предсмертной запиской и ружьем.

Смерть Кобейна и распад группы Nirvana без сомнений стал шоком для многомиллионной армии поклонников группы. Войдя в музыкальный мир, Nirvana смогла очень быстро произвести революцию, и отработав отнюдь не все свои ресурсы, ушла на покой, открыв дорогу десяткам новых групп, желавших повторить успех легендарного трио. Сиэтл стал официальной столицей направления «гранж» в том числе благодаря еще трем командам-основателям гранжа, появившимся в этом городе ( Pearl Jam, Alice In Chains и Soundgarden ). Группа перестала существовать как единое целое, но ее записи переиздаются до сих пор (в 2009-м году к 20-летнему юбилею переиздан альбом Bleach, в 2010-м на свет вышел концертный альбом с выступления 1992 года в Ридинге), экс-музыканты Nirvana Дейв Грол и Пэт Смир играют в своей собственной гранж-группе Foo Fighters, а Крист Новоселич занимается благотворительностью.

Nirvana оставила после себя богатое наследие, крупными буквами вписала свое имя в историю музыки, и по праву считается одной из бессмертных легенд американского и мирового рока.

Источник

Оцените статью