Грустная нота как называется

Семь нот грусти

«Вся наша жизнь – это репетиция к концерту, который мы уже не услышим»
Стас Янковский.

Нотный стан или нотоносец – это пять длинных горизонтальных линеек, на которых и между которыми располагаются ноты. Нота – знак, с помощью которого изображается звук. Нотный стан с нотами очень похож на жизнь. А жизнь так похожа на музыку!
До семи лет – это Музыка Рождения. Она беззаботная и игривая, как котенок, легкая, как перышко. Маленькие бубенцы начинают свою партию нежно и трогательно. Робкие переливы похожи на журчание ручейка, на звон весенней капели. Мир похож на разноцветное конфетти! И рядом мама. Мама — главный дирижер в оркестре. Она не просто следит, чтобы все музыканты играли согласно. Она тщательно продумывает замысел моей судьбы – характер звучания музыки. Она разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен тот играть. Мама – душа оркестра, который играет мою Музыку рождения. Самые нежные, самые ласковые звуки висят капельками на кончике ее палочки. Когда мама слышит тревожную трель бубенцов, она пугается, потому что грипп или ветрянка парализуют ее волю. А бубенцы никогда не ошибаются! В такие минуты маме кажется, что она едет в вагоне одна, и поезд мчится в никуда.
Я играю на полу, складывая из кубиков домик. Конструкция не выдерживает замысла маленького архитектора и падает. Мама видит в этом плохой знак. Она садится рядом и начинает строить настоящий дворец – проект моего будущего счастья. А мне надоедает игра на одном месте, и шаловливая ножка разрушает дворец! Мама берет в руки камертон и ищет «правильные» звуки в Музыке рождения. Как проверить, правильно ли настроены фортепиано, скрипка, виолончель? Как показать хору звуки, с которых он должен начать петь? Но ведущую партию в Музыке рождения ведут бубенцы, а им не нужен камертон. И что-то веселое и шаловливое врывается в серьезную музыку жизни. Нижняя нота ДО еще не легла на нотный стан. Она за пределами нотного стана. Нижняя нота ДО так непредсказуема и так непонятна! Эта нота звучит, как грудной, теплый голос мамы. В ней много грусти и любви…

Семь первых лет пролетают с космической скоростью, и музыкантам хочется сыграть другую музыку – Музыку Ветра. Вместе с ветром приходят надежды. Через отверстия флейты идут дождевые струи, а ветер свободно скользит в тоннеле флейты. Ветер внутри бывает нежным и ласковым, тихим и замирающим. Волшебные завывания похожи на мелодию речи, которая то живет, то умолкает. Под пальцами танцующего ветра флейта становится вдохновленной, а ветер плачет солнечными брызгами, утренними туманами, ярко — зеленой листвой, рассветами и морем.
Когда-нибудь потом, через много лет, мне захочется вернуться в этот возраст, в этот рай, который я потеряю в четырнадцать лет. Мне никто не запретит танцевать, петь, кричать и прыгать. Но внутренний цензор будет зорко следить за моим поведением и убивать во мне ребенка. Я начну жить в соответствии с чужими идеалами.
Когда играет Музыка ветра, я очень уязвима, потому что полностью завишу от родителей. Я не могу убежать, защитить себя. Мне одиноко, тоскливо, грустно. Я часто иду на компромисс, хотя и не понимаю этого. Я нуждаюсь в любви так, как не буду нуждаться в ней никогда после. Я открыта и безоружна. Я одинока!
Мелодия флейты становится гнетущей и тягучей. Это мелодия сырой тьмы, звуки пустоты: саднящие и ранящие. Первые потери, первые разочарования не делают маленькую девочку мудрее. Они делают ее осторожнее, превращая в ночную птицу. По ночам, лежа в постели, я плачу и грущу. Это слезы без причины, без горя, без боли. Это слезы — предчувствие. Я — маленькая женщина, подсознательно слышу Музыку ветра и плачу слезами миллионов других женщин, которые оплакивают что-то, чего я еще не испытала и не пережила. Вторая нота РЕ оптимистична и печальна одновременно. Эта нота тоже за пределами нотного стана. Она еще не заняла свое место в настоящей жизни. Именно сейчас я начну примерять чужие лица. И буду их примерять до тех пор, пока не найду СВОЕ лицо. У меня еще нет прошлого, но есть будущее. Мне хочется шагнуть в него, шагнуть немедленно! Один час ребенка длиннее, чем день старика, поэтому жизнь кажется мне такой большой…
Новая музыка врывается в жизнь девочки, девушки, маленькой женщины!

Читайте также:  Волшебный цветок бетховена ноты

Бодрость и умиротворение, легкость ощущений и глубина мысли, просветление сознания и достижение гармонии с окружающим миром, прикосновение к таинствам жизни нашей прекрасной планеты слышатся в Музыке Дождя. Она здесь, за окном: стаккатные аккорды капель по крыше и подоконнику. Непрерывная и бесконечно прекрасная Музыка Дождя. У нее свой, особый ритм, который невозможно услышать, если не слушать. Каждая капля влияет на мелодию, потому что имеет огромное значение для Музыки Дождя. Она важна, необходима для этого огромного мира! И все существо движется и поет в ритме Музыки Дождя. Небеса умеют плакать. Дождь обрушивается на мир акварелью, оставив ощущение свежести и новизны. Я запрокидываю голову вверх, подставляю свое лицо и закрываю глаза, ощущая на своих щеках тонкие нити дождя. Не открывая глаз, я разбрасываю руки и начинаю медленно кружиться по аллее, словно стремясь стать частью этого танцующего волшебства.
Музыка не прекращается, она звучит, заполняя собой все пространство вокруг. Постепенно все начинает отдаляться, исчезать, словно растворяясь в пелене дождя – люди, машины, дома, деревья. Остается только весна, Музыка Дождя и я – та, что смогла услышать ее.
Я одна. Нота МИ кружится в танце вместе со мной!

Нет ничего безнадежнее, чем учить музыке немузыкальных детей. При отсутствии звуков, поступающих через уши, мозг производит случайные импульсы, которые интерпретирует как звуки, затем обращается за помощью к воспоминаниям о музыке, и песня начинается. Это как хорошие духи. К ним нужно «прислушаться», поскольку духи – это тоже музыка, Музыка Запаха. Есть верхняя нота запаха. Именно она очаровывает нас в первый момент. И нота ФА уютно располагается на нотном стане. В течении семи лет скрипка будет кружить мне голову брызгами цветов. Она оставит свой след на одежде и волосах, на коже и в подсознании, везде и нигде. Теперь этот запах только мой. Я дождалась его, потому что это и есть тот неповторимый след, который я буду оставлять после себя – запах женщины. Этот запах рисует мне в воздухе длинные письма, но я не могу прочитать их, потому что моя жизнь состоит из абсолютного понимания и совершенной любви. Мое сердце такое открытое, такое большое, что небо и звезды разбиваются в нем на мелкие осколки счастья.
Мелодия скрипки звучит сильнее, ускоряется в падении, замирает в облаках, исчезает в траве. Я – часть этой музыки. И все вокруг замерло в ожидании чего-то необыкновенного. Музыка пришла из ниоткуда, засверкала красными бликами, заметалась. Сотни тысяч вариаций, чувства и желания, все вплелось в эту мелодию. Эта новая мелодия увереннее, сильнее предыдущей, потому что я сама — главный аккорд, который делает музыку сильной.
Нота ФА кокетливо садится между линиями нотного стана. Она непохожа на своих соседок, занявших нижние места. В ней чувствуется грация молодого животного, полного силы и энергии. Нота ФА – главная нота в Музыке запаха.
. «Желание нас ослепляет, и мы часто обманываемся. Но если бы мы отказались от желаний, вся жизнь была бы ошибкой». Я прожила семь самых счастливых и самых несчастливых лет, слушая эту музыку! Я выдавливала ноту ФА из клавиши фортепиано, вколачивая в нее все мои удачи и неудачи, мою любовь – нелюбовь, мои разочарования и влюбленности до тех пор, пока не научилась видеть мир таким, какой он есть. И любить его. Я поняла, что счастье – это не факт, а ощущения и желания.

Читайте также:  Партии нот для гитар

А потом в душе уверенно поселилась нота СОЛЬ. Вот когда я узнала ее соленый вкус! Вот когда пришлось вдоволь поплакать в подушку, чтобы не сойти с ума от бессонницы. И все это называлось Музыкой Огня. Ее аккорды огненными молниями пронзали тишину. Мир менялся, появлялись новые ощущения, новые звуки. Сбивчиво, перескакивая с одной тональности на другую, звучала Музыка Огня. Это был пожар! Эльфы покидали землю.
Подрастали дети, и в каждой черточке детского лица я узнавала себя. Свои промахи и неудачи, свой несносный характер, свои привычки, голос – все было в них. Но было в них и нечто такое, чего не было во мне. Меня пугало это новое в собственных детях и одновременно радовало. Мне не хотелось, чтобы жизнь моих детей была похожа на мою. И не хотелось, чтобы мир казался им сиротским приютом. Дети взрослели, а я взрослеть уже не могла. Необходимость в моей опеке пропала. К тому же я уже получила свою радость: беременность, роды, материнство, воспитание детей. Это было моей наградой. Мне никогда не хотелось, чтобы дети были моими должниками и благодарили меня за то, что я дала им жизнь. Я сделала это без их согласия.
Две дочери – два деревца, два листочка, два солнышка. Обе слишком молоды и боятся одиночества. Обе фантазируют и мечтают. Это часть их взросления. У них своя Музыка, свой Танец. Я слышала и видела это когда-то. Когда-то давно…

Половина жизни уже прожита. Возможно, что после, потом, когда поймешь это, нужно поплакать, погрустить. А мне не хочется грустить! Совсем не хочется! Я теперь знаю, как получить желаемое, потому что точно знаю, чего хочу. Мне не хочется «брать то, что дают», мне хочется то, что мне нужно. Это Музыка Желаний. Ко мне наконец-то приходит смелость. Между старым и новым я выбираю неизвестное. Мне хочется познать что-то новое, потому что меня переполняют желания, ожидания чуда. Жизнерадостная нота ЛЯ звучит в каждой моей клеточке. Мне надоело быть серьезной, рассудительной. Мне хочется быть свободной! Я отделяю возраст от ума, и энергия наполняет мое тело. Я не чувствую никакой силы притяжения. Как хорошо, что жизнь не смогла надеть на меня смирительную рубашку! Вместе с Музыкой Желаний я нашла свой потерянный рай.

Читайте также:  Мебель для гостиной аккорд

Я уверяю себя, что смирилась с неизбежностью прихода осени, и каждое лето пытаюсь взять от него как можно больше тепла. Но втайне надеюсь, что осень не придет. Или хотя бы задержится. Осень хитрит со мной, подмигивает загадочно, медлит с приходом зимней стужи и позволяет помечтать о вечном лете. Я сравниваю прогнозы синоптиков с показателями в Интернете и делаю вид, что сентябрь – продолжение августа. Но осень задумчиво пробует свои силы, тактично настраивая свои инструменты перед концертом. Она осторожно опускает на землю туманы, разрисовывает небо пронзительной синевой, обрывает желтые листья с деревьев и укладывает мне под ноги. Осень берет пробные ноты, прислушиваясь к их звуку, и что-то щемящее звенит в воздухе. Несмотря на золото и багрянец листвы, осень прозрачная, едва ощутимая. На вкус – медовая , с кислинкой и горечью. У нее стойкий, таинственный запах – сочетание ветра и легкого дыма сжигаемых листьев. Осень берет предпоследнюю, довольно высокую ноту СИ. И замирает в журавлином ключе на фоне синего неба, в шелесте мертвой травы, в холодных дождевых каплях, больно бьющих по лицу. Это Музыка Осени.

Симфония стихает. Впереди – долгая зима… Мне еще не хочется слушать Музыку Тишины. Ее отстраненно-чужое дыхание еще не обожгло меня. К тому же так раздражают резкие высокие ноты. Особенно верхняя нота ДО. Не торопись, зима! Я еще не готова к твоему приходу! Еще не построен камин и не куплен клетчатый плед. И моя любимая кошка еще так игрива и своенравна. Она ни за что не усидит на моих коленях, согревая их в зимнюю стужу!

Источник

Музыкальный ликбез #12: Модальные настроения

В этом выпуске расмотрим необычные модальные лады, которые помогают выразить разное настроение в музыке.

Давайте немножко вспомним прошлые выпуски.

Что такое вообще лад и для чего он нужен?

Само слово «лад» означает согласие. Жить в ладу, ладить, дела идут на лад, и т.д. То есть лад – это набор звуков, которые друг с другом ладят.

Как мы знаем, в современном равномерно темперированном строе октава нарезана на 12 ступеней одинакового размера. Если мы будем писать музыку, используя все 12 ступеней, то получится сумбур. Ступени будут находиться в каких-то диких отношениях между собой, не будет лада.

Особо одарённые музыканты могут использовать все 12 ступеней, но это уже большое мастерство, да и сама музыка получится не очень простой.

Собственно поэтому и существует самый известный лад в виде нот «до ре ми фа соль ля си», он же «до-мажор». Как он получился? Из 12 ступеней мы выбрали 7, которые находятся друг с другом в хороших отношениях, то есть ладят. Эти отношения были подобраны так, чтобы из 7 нот получалась приличная музыка, а не сумбур. И вот эти 7 ступеней получили имена «до», «ре», «ми» и т.д.

Поэтому, когда мы говорим, что музыка написана в до-мажоре, это означает, что используются только ступени из лада до-мажор и никакие другие. Мы ограничили свой выбор только «хорошими» ступенями и значит, мы ограничили и саму музыку в этом ладу.

Например, известно, что музыка в мажорном ладу звучит радостно. Это получается как бы само собой, без усилий. Мажорный лад накладывает ограничение на музыку – ты должна быть радостной, я приказываю. Если вы попытаетесь написать весёлую музыку в мажоре, это получится легко. Грустную музыку в мажоре теоретически тоже можно написать, но потребуется гораздо больше усилий – лад будет оказывать сопротивление.

Второй известный лад это минор. Он получается из мажорного, в котором понижены третья, шестая и седьмая ступень:

  • до-мажор: до ре ми фа соль ля си
  • до-минор: до ре ми-бемоль фа соль ля-бемоль си-бемоль

И тот, и другой лад имеют 7 специально согласованных ступеней. Но ступени выбраны где-то одинаковые, а где-то разные, за счёт чего меняется отношение между ними: одни ограничения пропадают, а другие появляются, и это опять меняет характер музыки.

В противоположность мажорному, минорный лад звучит грустно. И он тоже будет сопротивляться, если вы попытаетесь в нём сделать весёлую музыку.

Мажор и минор являются двумя самыми популярными ладами в современной музыке. Их популярность обусловлена тем, что ноты в них особенно хорошо «ладят», музыка получается наиболее «удобная» для слуха.

Но мы ранее обсуждали лады, построенные от нот «ре», «ми», «фа» и т.д. Чем тогда являются они?

Например, лад, построенный только на белых клавишах от ноты «ре»:

ре — ми — фа — соль — ля — си — до

Ранее я его называл ре-минором, хотя и с оговоркой. Да, это минорный лад, но в то же время он отличается от натурального минора:

ре — ми — фа — соль — ля — си бемоль — до

Разница всего лишь в одной ступени: она или «си», или «си-бемоль». Как тогда его правильно назвать?

Есть еще гармонический и мелодический минор. Они тоже отличаются от натурального минора составом своих ступеней, но и они не совпадают с нашим «ре-минором». Так что же он?

Чисто формально мы можем назвать его так: ре-минор с повышенной шестой ступенью («си-бемоль» повышаем до «си»). Таким образом можно назвать и любой произвольный лад: берём самый близкий к нему и перечисляем, какие ступени были повышены или понижены. Это будет точная характеристика.

Но на самом деле все лады, построенные от нот до-мажорного лада, являются модальными ладами и имеют свои имена. Эти имена происходят из областей древней Греции, где, по легенде, и были созданы эти лады:

  1. до: Ионийский (он же до-мажор)
  2. ре: Дорийский
  3. ми: Фригийский
  4. фа: Лидийский
  5. соль: Миксолидийский
  6. ля: Эолийский (он же ля-минор)
  7. си: Локрийский

Почему они называются модальными? В английской литературе есть термин mode , который переводится как мода, способ, режим и т.п. Ну так вот модальные лады являются «модами», изменениями лада до-мажор. Каждый из них состоит из тех же самых нот «до ре ми фа соль ля си», но начинается с другой корневой ноты.

Понятие «модальность» появилось очень давно и даже противопоставлялось тональности, но на данный момент можно считать модальные лады абсолютно обычными, равноправными ладами.

Тем более что ионийский лад является натуральным мажором, а эолийский – натуральными минором.

Что нам дают эти лады, кроме красивых названий? Мы видим, что два из них это привычные мажор и минор. Остальные также мажорны или минорны по звучанию, но чуть отличаются. В этих отличиях и заключаются нюансы. Кроме радости и грусти, эти лады вносят дополнительные эмоции:

  1. до: Ионийский (до-мажор) – радость
  2. ре: Дорийский – светлая печаль
  3. ми: Фригийский – тёмная печаль
  4. фа: Лидийский – мечтательность, беззаботность
  5. соль: Миксолидийский – радость + серьёзность
  6. ля: Эолийский (ля-минор) – грусть
  7. си: Локрийский – зло

Это общепринятые толкования, но всё это очень субъективно, так как модальные лады, кроме мажора и минора, используются довольно редко, и соответственно слушатель к ним не очень привык.

Всё же можно выделить некоторые из них. Например, фригийский имеет выраженное этническое звучание. На нём или на его вариантах основаны испанские и ближневосточные мелодии. Локрийский – действительно очень злой из-за наличия сильных диссонансов. Кроме того, он самый трудный, потому что его очень непросто разрешить в тонику. Тяготения ступеней не позволяют этого сделать, и он стремится перейти в другую, более стабильную тональность.

Многие музыкальные наставления вообще не рассматривают возможность написать что-либо в локрийском ладу, он считается «гадким утёнком».

Тем не менее, некоторым удаётся с ним справиться. Например, данный клип Бйорк использует локрийский лад:

Ну Бйорк это Бйорк (за то и любим). Кроме того, локрийский лад освоили метал-группы, что и неудивительно.

Я бы также отметил дорийский лад – мне кажется, что он действительно светло-печальный.

Однако, как же сопоставить настроение лада и его математическую, так сказать, основу?

Ну вот локрийский понятно – диссонансы и неустойчивые сочетания ступеней, он как бы постоянно распадается, это ощутимый дискомфорт.

Дорийский – в одной части минорный, но в другой мажорный.

Фригийский – можно сказать, суперминорный. Поэтому не просто грустный, а мрачный.

Лидийский – сам не проверял, но пишут, что у него ступени не имеют выраженного движения от одной к другой и поэтому музыка всё время «отдыхает», не создавая напряжения. Отсюда и мечтательность.

Миксолидийский – ну тут совсем не знаю, что сказать, и даже на слух не уверен, что различил бы что-то.

Как использовать модальные лады?

Допустим, вы вообще ничего не знаете про теорию музыки, но всё равно пишете музыку. Это вполне прекрасно. Вы написали мрачную музыку, просто подбирая ноты, как вам надо, но в конце концов выяснилось, что это был фригийский лад.

Если же вы знаете теорию, то можете идти с другого конца. Вам надо написать мрачную музыку, значит, вы уже знаете, что будете использовать фригийский лад. Это все белые клавиши, начиная от ноты «ми»:

ми фа соль ля си до ре

Если вы не хотите начинать с ноты «ми», а допустим хотите начать с ноты «до», то строите фригийский лад от ноты «до»:

до ре-бемоль ми-бемоль фа соль ля-бемоль си-бемоль

Теперь вы пишете музыку, используя только эти ноты, это значит, что вы будете находиться в фригийском ладу, и музыка должна получаться мрачная.

Это, однако, не панацея. Вот прямо волшебным образом вряд ли что получится. Но вы всё-таки будете иметь гораздо более подходящую базу, чем если бы пытались сделать мрачную музыку в до-мажоре.

Именно поэтому знание разных ладов сослужит вам хорошую службу в любое время. Конкретно эти модальные лады очень легко запомнить, так как мы просто используем ноты из до-мажора по порядку.

Возможны и другие лады. Например, чтобы играть блюз, надо использовать блюзовый лад.

Вообще говоря, вы можете создать свой лад. Берете первую ноту, затем вторую и т.д., пока не наберёте октаву. Подбирайте ноты как хотите. Но естественно, что если вы сделаете это как попало, то вряд ли ваш лад получится хорошим на слух. А если не как попало, то скорее всего у вас получится один из уже известных и проверенных ладов.

В следующих выпусках посмотрим, что такое аугментированные и уменьшенные аккорды.

Источник

Оцените статью