Грустные ноты как называются

Про тональности

В этом видео вы узнаете что такое тональности, чем они друг от друга отличаются, как легко и быстро можно определить любую тональность, а также какое количество знаков должно быть в каждой тональности.

Познакомьтесь с двумя шпаргалками, которые ускоряют процесс определения тональности и применяйте их на практике.

Тональности всегда называются по той ноте, с которой они начинают свой звукоряд или гамму. Например, гамма в тональности «до мажор» или по-другому «C-major» начинается с ноты «до», и идет по нарастающей вверх. Гамма — это последовательность нот, которая начинается с самой нижней ноты и идет вверх по возрастающей.

Первая нота, с которой начинается гамма будет указана также и названии тональности, в которой эта гамма проигрывается. В данной картинке гамма начинается с ноты «ми» и тональность называется «ми мажор» или «E-major».

В европейской музыкальной теории ноты довольно часто обознаются буквами. Именно поэтому названия гамм начинаются с букв латинского алфавита. Например «A-minor», «D-major», «B-moll», «F-dur», «G-maj», «D-min» и т.д. А что же обозначаются следующие за буквами слова: «min», «dur», «maj», «major» и т.д.?

В музыкальной теории существуют две основные параллели, которые отображают общее настроение тональностей, гамм и других компонентов гармонии. Это радостные и грустные звучания. А профессионально они будут называться мажором и минором.

Мажор — это радостное созвучие, радостная гамма, радостные тональности. Буквально «мажор» переводится как «большой» (все мажорные аккорды имеют в основе интервал «большая терция»).

Минор — это грустное звучание, грустная гамма, грустная тональность. Минор переводится как «малый». Все минорные аккорды в основе имеют первый интервал «малая терция».

Когда мы говорим о тональностях, то кроме первой буквы, которая обозначает первую ноту, с которой начинается ее гамма, они еще имеют подсказку-слово, которое обозначает настроение, с которым будет играться та или иная гамма, настроение тональности.

Слова «dur», «maj», «major» — означают радостное звучание гаммы и радостную тональность. Вот названия-примеры таких тональностей:

D-dur, D-maj, D-major

C-dur, C-maj, C-major

F-dur, F-maj, F-major и т.д.

Для более легкого запоминания слова dur, можно придумать образ с дурачком, который смешит и веселит.

Слова «moll», «min», «minor» — означают грустное звучание гаммы и тональности. Примеры-названия грустных тональностей:

A-moll, A-min, A-minor

C-moll, C-min, C-minor

D-moll, D-min, D-minor и т.д.

Для легкого запоминания слова moll свяжите это слова с похожим словом «моль», которая съела наше пальто, оттого нам стало грустно.

Теперь посмотрим как будет выглядеть радостная мажорная тональность схематично. На картинке указано строение мажорной гаммы и мажорной тональности.

Что такое «тон» и «полутон»?

Полутон — это самое маленькое звуковысотное расстояние между нотами, и самое маленькое расстояние между клавишами на клавишном инструменте.

Во всех случаях если между двумя рядом стоящими клавишами больше нет никаких клавиш, то это будет полутон.

Тон — состоит из двух полутонов. Его легко можно построить на клавишах. Между двумя рядом стоящими клавишами должна присутствовать еще одна клавиша и тогда у вас получится тон. Попробуйте найти различные тона и полутона на клавишном инструменте.

После того, когда вы сможете находить тона и полутона на клавишах в различных вариантах, вам легко будет строить схему мажорной гаммы на инструменте.

Давайте построим мажорную гамму в тональности «до-мажор». Нужно проигрывать ноты последовательно, начиная с ноты «до», используя схему с тонами и полутонами выше. Если учесть все соотношения правильно, то при проигрывании гаммы у вас получится радостное звучание.

В итоге, с любой ноты можно строить радостную гамму, используя схему радостной мажорной гаммы.

Например, можно построить мажорную гамму от ноты «ми», соблюдая все последовательности тонов и полутонов, согласно схеме. В итоге, при правильном строении, вам придется задействовать 4 чёрные клавиши. Если проиграть звукоряд (гамму) от ноты «ми», используя чёрные клавиши как на рисунке, вы сможете получить радостное созвучие. В противном случае, без использования черных клавиш, у вас звучание более похожее на грустное. Так как именно соотношение и последовательность тонов и полутонов определяет характер звучания в тональности.

Просмотрите внимательно на то, как выглядит строение минорной грустной гаммы. Там соотношение тонов и полутонов отличается от мажорной схемы.

В итоге, зная схему минорной гаммы, вы сможете её строить от любой ноты, правильно расставляя последовательное соотношение тонов и полутонов. Посмотрите внимательно на картинку. Здесь используется схема грустной гаммы от ноты «соль». Такой звукоряд будет звучать грустно. И это даст нам тональность «соль минор».

В нём придется задействовать 2 чёрные клавиши, зато общее звучание будет грустным.

Чуть ниже вы узнаете для чего мы вынуждены использовать черные клавиши и что они из себя представляют.

Большой выбор билетов на концерты, шоу и спортивные мероприятия вашего города на ресурсе panominalu. Если вам лень идти на кассы, стоять в очередях, и хочется заранее узнать про предстоящие концерты вашего города, то на этом ресурсе вы с комфортом для себя сможете купить удобный для вас билет и ознакомиться с афишей предстоящих концертов.

Более чем уверена, что некоторые их этих знаков уже вам знакомы. Возможно, названия некоторых вы уже знаете. Теперь подробнее.

Чаще всего (но не всегда), чёрные клавиши на фортепиано выступают такими знаками в произведении, треке.

Чтобы выдерживать схемы построения мажорной и минорной гаммы в разных тональностях, на пианино необходимо иногда задействовать сочетание черных и белых клавиш. А в нотном написании это будет выглядеть как нота перед которой стоит один из этих знаков.

Если вы посмотрите на клавиатуру клавишного инструмента, то заметите, что чередование черных и белых клавиш стоит в разном соотношении. А значит, клавиши, которые играют гамму от одной ноты, будут отличаться от сочетаний клавиш, где гамма играется от другой ноты. То же происходит и в нотах. Есть гаммы, где ноты играются без применения таких знаков, а есть тональности и гаммы, где требуется использование таких знаков. Тогда схема мажорной или минорной гаммы сохраняет нужное соотношение тонов и полутонов.

В нотах для повышения звучания нот используются знаки диезы #

Если при написании нот перед ней поставить такой знак, то нота повысится на полутон.

Есть тональности, где использование диезов необходимо для того, чтобы общее произведение звучало красиво и гармонично. Тогда в самом начале произведения ставится необходимое количество диезов, которые позволят повысить на полутон конкретные ноты. В этом случае, все ноты, на которые указаны диезы, будут играться в произведении повышенными на полтона.

Также повышает звучание ноты такой знак как «дубль-диез» , который повышает ноту на целый тон. Его используют в тех случаях, когда в начале произведения уже стоят диезы при ключе, а в самом произведение требуется эту ноту еще повысить. В случае, если эта нота уже итак с диезом, то ей присваивается знак «дубль-диез»

Что касается бемолей ♭ , то эти знаки понижают звучание нот на полтона. И по такой же аналогии существуют двойные бемоли, или по-другому «дубль-бемоли» ♭ ♭ , которые понижают звучание нот на тон.

В итоге, если тональность требует использования пониженных или повышенных нот, то для правильного их проигрывания, в самом начале произведения ставится нужное количество знаков альтерации, после чего произведение играется с учетом этих заданных параметров.

Бекар — еще один знак, который тоже применяется в произведении. Он отменяет действие диезов и бемолей. В итоге все ноты начинают играться в первоначальном виде. Чаще всего, бекары действуют только в пределах одного такта, а следующем такте если у ноты первоначально было пониженное звучание, то она обязана снова играться в бемолем.

Вот такие заморочки могут возникнуть, если вы захотите углубиться в тему тональностей. Всего существует 30 тональностей. Из них две тональности не имеют никаких знаков — это «до-мажорная» и «ля-минорная». Все остальные тональности обязательно имеют знаки альтерации. Причём, в каждой тональности разное количество знаков. В нашем случае, если нам сложно определить, сколько знаков альтерации при ключе должно быть, можно воспользоваться принципом транспонирования. Это такой процесс, когда мелодию, произведение или что-либо мелодическое переносят из одной тональности в другую. Например, из легкой тональности, где нам несложно подбирать мелодии и аккорды — в сложную тональность, где много знаков. Но благодаря автоматизированному процессу, который делается за счет электронных устройств, нам вообще не придется ломать голову. Это сделает за нас машина (синтезатор, миди-клавиатура и т.д.) — она нам сама и определит, сколько знаков должно быть при ключе. Более подробно про транспонирование можно почитать в этой статье.

Источник

Музыкальный ликбез #12: Модальные настроения

В этом выпуске расмотрим необычные модальные лады, которые помогают выразить разное настроение в музыке.

Давайте немножко вспомним прошлые выпуски.

Что такое вообще лад и для чего он нужен?

Само слово «лад» означает согласие. Жить в ладу, ладить, дела идут на лад, и т.д. То есть лад – это набор звуков, которые друг с другом ладят.

Как мы знаем, в современном равномерно темперированном строе октава нарезана на 12 ступеней одинакового размера. Если мы будем писать музыку, используя все 12 ступеней, то получится сумбур. Ступени будут находиться в каких-то диких отношениях между собой, не будет лада.

Особо одарённые музыканты могут использовать все 12 ступеней, но это уже большое мастерство, да и сама музыка получится не очень простой.

Собственно поэтому и существует самый известный лад в виде нот «до ре ми фа соль ля си», он же «до-мажор». Как он получился? Из 12 ступеней мы выбрали 7, которые находятся друг с другом в хороших отношениях, то есть ладят. Эти отношения были подобраны так, чтобы из 7 нот получалась приличная музыка, а не сумбур. И вот эти 7 ступеней получили имена «до», «ре», «ми» и т.д.

Поэтому, когда мы говорим, что музыка написана в до-мажоре, это означает, что используются только ступени из лада до-мажор и никакие другие. Мы ограничили свой выбор только «хорошими» ступенями и значит, мы ограничили и саму музыку в этом ладу.

Например, известно, что музыка в мажорном ладу звучит радостно. Это получается как бы само собой, без усилий. Мажорный лад накладывает ограничение на музыку – ты должна быть радостной, я приказываю. Если вы попытаетесь написать весёлую музыку в мажоре, это получится легко. Грустную музыку в мажоре теоретически тоже можно написать, но потребуется гораздо больше усилий – лад будет оказывать сопротивление.

Второй известный лад это минор. Он получается из мажорного, в котором понижены третья, шестая и седьмая ступень:

  • до-мажор: до ре ми фа соль ля си
  • до-минор: до ре ми-бемоль фа соль ля-бемоль си-бемоль

И тот, и другой лад имеют 7 специально согласованных ступеней. Но ступени выбраны где-то одинаковые, а где-то разные, за счёт чего меняется отношение между ними: одни ограничения пропадают, а другие появляются, и это опять меняет характер музыки.

В противоположность мажорному, минорный лад звучит грустно. И он тоже будет сопротивляться, если вы попытаетесь в нём сделать весёлую музыку.

Мажор и минор являются двумя самыми популярными ладами в современной музыке. Их популярность обусловлена тем, что ноты в них особенно хорошо «ладят», музыка получается наиболее «удобная» для слуха.

Но мы ранее обсуждали лады, построенные от нот «ре», «ми», «фа» и т.д. Чем тогда являются они?

Например, лад, построенный только на белых клавишах от ноты «ре»:

ре — ми — фа — соль — ля — си — до

Ранее я его называл ре-минором, хотя и с оговоркой. Да, это минорный лад, но в то же время он отличается от натурального минора:

ре — ми — фа — соль — ля — си бемоль — до

Разница всего лишь в одной ступени: она или «си», или «си-бемоль». Как тогда его правильно назвать?

Есть еще гармонический и мелодический минор. Они тоже отличаются от натурального минора составом своих ступеней, но и они не совпадают с нашим «ре-минором». Так что же он?

Чисто формально мы можем назвать его так: ре-минор с повышенной шестой ступенью («си-бемоль» повышаем до «си»). Таким образом можно назвать и любой произвольный лад: берём самый близкий к нему и перечисляем, какие ступени были повышены или понижены. Это будет точная характеристика.

Но на самом деле все лады, построенные от нот до-мажорного лада, являются модальными ладами и имеют свои имена. Эти имена происходят из областей древней Греции, где, по легенде, и были созданы эти лады:

  1. до: Ионийский (он же до-мажор)
  2. ре: Дорийский
  3. ми: Фригийский
  4. фа: Лидийский
  5. соль: Миксолидийский
  6. ля: Эолийский (он же ля-минор)
  7. си: Локрийский

Почему они называются модальными? В английской литературе есть термин mode , который переводится как мода, способ, режим и т.п. Ну так вот модальные лады являются «модами», изменениями лада до-мажор. Каждый из них состоит из тех же самых нот «до ре ми фа соль ля си», но начинается с другой корневой ноты.

Понятие «модальность» появилось очень давно и даже противопоставлялось тональности, но на данный момент можно считать модальные лады абсолютно обычными, равноправными ладами.

Тем более что ионийский лад является натуральным мажором, а эолийский – натуральными минором.

Что нам дают эти лады, кроме красивых названий? Мы видим, что два из них это привычные мажор и минор. Остальные также мажорны или минорны по звучанию, но чуть отличаются. В этих отличиях и заключаются нюансы. Кроме радости и грусти, эти лады вносят дополнительные эмоции:

  1. до: Ионийский (до-мажор) – радость
  2. ре: Дорийский – светлая печаль
  3. ми: Фригийский – тёмная печаль
  4. фа: Лидийский – мечтательность, беззаботность
  5. соль: Миксолидийский – радость + серьёзность
  6. ля: Эолийский (ля-минор) – грусть
  7. си: Локрийский – зло

Это общепринятые толкования, но всё это очень субъективно, так как модальные лады, кроме мажора и минора, используются довольно редко, и соответственно слушатель к ним не очень привык.

Всё же можно выделить некоторые из них. Например, фригийский имеет выраженное этническое звучание. На нём или на его вариантах основаны испанские и ближневосточные мелодии. Локрийский – действительно очень злой из-за наличия сильных диссонансов. Кроме того, он самый трудный, потому что его очень непросто разрешить в тонику. Тяготения ступеней не позволяют этого сделать, и он стремится перейти в другую, более стабильную тональность.

Многие музыкальные наставления вообще не рассматривают возможность написать что-либо в локрийском ладу, он считается «гадким утёнком».

Тем не менее, некоторым удаётся с ним справиться. Например, данный клип Бйорк использует локрийский лад:

Ну Бйорк это Бйорк (за то и любим). Кроме того, локрийский лад освоили метал-группы, что и неудивительно.

Я бы также отметил дорийский лад – мне кажется, что он действительно светло-печальный.

Однако, как же сопоставить настроение лада и его математическую, так сказать, основу?

Ну вот локрийский понятно – диссонансы и неустойчивые сочетания ступеней, он как бы постоянно распадается, это ощутимый дискомфорт.

Дорийский – в одной части минорный, но в другой мажорный.

Фригийский – можно сказать, суперминорный. Поэтому не просто грустный, а мрачный.

Лидийский – сам не проверял, но пишут, что у него ступени не имеют выраженного движения от одной к другой и поэтому музыка всё время «отдыхает», не создавая напряжения. Отсюда и мечтательность.

Миксолидийский – ну тут совсем не знаю, что сказать, и даже на слух не уверен, что различил бы что-то.

Как использовать модальные лады?

Допустим, вы вообще ничего не знаете про теорию музыки, но всё равно пишете музыку. Это вполне прекрасно. Вы написали мрачную музыку, просто подбирая ноты, как вам надо, но в конце концов выяснилось, что это был фригийский лад.

Если же вы знаете теорию, то можете идти с другого конца. Вам надо написать мрачную музыку, значит, вы уже знаете, что будете использовать фригийский лад. Это все белые клавиши, начиная от ноты «ми»:

ми фа соль ля си до ре

Если вы не хотите начинать с ноты «ми», а допустим хотите начать с ноты «до», то строите фригийский лад от ноты «до»:

до ре-бемоль ми-бемоль фа соль ля-бемоль си-бемоль

Теперь вы пишете музыку, используя только эти ноты, это значит, что вы будете находиться в фригийском ладу, и музыка должна получаться мрачная.

Это, однако, не панацея. Вот прямо волшебным образом вряд ли что получится. Но вы всё-таки будете иметь гораздо более подходящую базу, чем если бы пытались сделать мрачную музыку в до-мажоре.

Именно поэтому знание разных ладов сослужит вам хорошую службу в любое время. Конкретно эти модальные лады очень легко запомнить, так как мы просто используем ноты из до-мажора по порядку.

Возможны и другие лады. Например, чтобы играть блюз, надо использовать блюзовый лад.

Вообще говоря, вы можете создать свой лад. Берете первую ноту, затем вторую и т.д., пока не наберёте октаву. Подбирайте ноты как хотите. Но естественно, что если вы сделаете это как попало, то вряд ли ваш лад получится хорошим на слух. А если не как попало, то скорее всего у вас получится один из уже известных и проверенных ладов.

В следующих выпусках посмотрим, что такое аугментированные и уменьшенные аккорды.

Источник

Читайте также:  Если верить ты устал веры щит твоей упал ноты
Оцените статью