Что такое грув (groove)?
Грув — одно из самых запутанных понятий в музыке. Основные причины этому — во-первых, субъективность его восприятия, т.к. он полностью основан только на тонком ощущении времени и ритма, во-вторых, отсутствие единого устоявшегося определения, даже среди музыковедов, что же такое этот грув?
musicforums.ru
В этой статье мы разберем:
- Происхождение слова, и как оно попало в музыкальный слэнг;
- Рассмотрим некоторые неполные определения, и выявим их ошибки;
- Почему слово groove часто используется в значении pattern;
- И, наконец, попытаемся понять, что же грув значит на самом деле.
Грув невозможно записать в ноты ни ритмически, ни звуковысотно, но можно исполнить ноты с грувом. Многие музыканты пытаются рассуждать о нем либо вообще не понимая, что это, либо, нахватавшись в интернете разных мнений, слишком все упрощают, тем самым вводя других в заблуждение. Со стороны это напоминает притчу о слепых и слоне, где каждый слепой потрогал только отдельную часть слона и у них завязался спор, на что же похож слон. На статью в Вики на русском языке ссылаться не имеет особого смысла, т.к. там все еще более запутанно из-за корявого перевода с английского.
Данная статья написана с целью дать полное определение этому понятию, разобрать частые ошибки в его понимании и на конкретных примерах помочь читателю наконец-то раз и навсегда прояснить смысл этого слова.
Я не претендую на то, что моя точка зрения является единственно правильной, т.к. повторюсь, грув — это как очень субъективное ощущение, так и очень субъективное определение. Если у вас есть что сказать по теме, пожалуйста оставьте свой комментарии в конце статьи.
Происхождение слова грув
Заглянув в словарь в поиске перевода слова groove, можно довольно быстро найти значения канава, и желоб. Как же оно попало в музыкальную терминологию? Дело в том, что это слово также означает дорожку на грампластинке (т.е. канавку по которой бежит игла головки проигрывателя). Выражение «in the groove» получило широкое распространение на пике эры свинга, примерно с 1936 до 1945 года и применялось для описания джазового исполнения высшего уровня. Оно стало джазовым «слэнгом» и означало, что музыканты играли настолько вместе, как будто весь бэнд — это игла, ведомая дорожкой на пластинке. Со временем «groove» стали использовать в более широком значении для обозначения хорошего ритма, пассажа или целого произведения. Слово «grooving» приобрело значение «играть музыку хорошо» и вошло в музыкальную терминологию.
Несколько неполных определений
Если вы интересовались вопросом, то могли встречать подобные определения, которые я привел ниже. Не то чтобы они были в корне не верны, сколько раскрывают тему только с одной стороны.
«Грув — это когда ваше тело двигается вместе с музыкой». На самом деле множество тел двигаются вместе с музыкой каждый вечер на концертах групп и дискотеках всех мастей, но это совершенно не означает, что у всей этой музыки есть грув. Это означает, что многим достаточно просто ритмичной музыки и немного алкоголя, чтоб поднять пятую точку со стула и начать двигаться.
«Грув — любая (!) ритмо-мелодическая зацикленная фигура, исполняемая или сольно, или несколькими инструментами». А если не зациклена, то уже не грув? Чтоб в песне появился грув, ее нужно зациклить? Здесь понятие грув неверно использовано в значении слова паттерн. Мы разберемся с этим чуть ниже.
«Грув — это то, с каким ощущением играются мелкие длительности в такте». Под ощущением подразумевая наличие шаффла (shuffle) либо его отсутствие. Т.е. нужно немного пришаффловать и в песне появится грув? А как же стили музыки без триольной пульсации?
«Грув — это связь между музыкантами и музыкой». Какая конкретно связь? В чем она выражается?
Как видим, описывать предмет нашей дискуссии одним предложением это как пытаться написать «Войну и мир» на одном листе бумаги.
Слово groove в контексте слова pattern
«Muted Grooves for Bass», «Classic Funk and R&B Grooves for Bass», «Afro-Cuban Grooves For Bass and Drums». Наверняка вы встречали сотни раз названия школ и видео уроков подобных этим. Обычно в этих школах даются короткие паттерны/упражнения на 2/4/8 тактов, призванные помочь развить умение качать/грувить в определенном стиле. Становится очевидным, что слово groove здесь используется в значении pattern (шаблон, рисунок), т.к. заменив первое вторым, смысл названия не поменяется.
Эта подмена может ввести многих в заблуждение. Некоторые музыканты рассматривают грув как набор ритмических закономерностей и синкоп (для каждого стиля они свои), которые нужно «зацикливать», чтобы получить грув. Но это, на самом деле, только рабочий материал для наработки навыка. Ритм и синкопы несомненно являются важной частью грува, но сыгранные без нужного ощущения останутся лишь стилистическими шаблонами. Нужно знать над чем работать в этих упражнениях, чтобы получить заветный грув.
Что такое groove на самом деле
Теперь, когда мы немного разобрались с заблуждениями, у нас появилась возможность дать немного более точное определение. Прежде всего грув — это «ощущение», и музыкантам необходимо играть музыку с определенным ощущением, если они хотят добиться грува. Я предлагаю посмотреть вам следующее короткое видео, в котором музыканты дают определение слову groove.
Вы могли заметить, что эти музыканты часто упоминают какой-то «pocket». Также у большинства западных музыкантов слово «groove» ассоциируется со словами «tight» и «laid back». Разобрав значение этих понятий, мы сможем узнать о груве немного больше.
- «playing in the pocket» — означает играть шаром на бильярде точно в лузу. Ключевое слово здесь, касательно нашей темы и музыки в целом, — точность. Т.е. «playing in the pocket» в переносном смысле означает играть ритмически очень точно;
- «tight» — узкий, тугой. Можно предположить, что на временной шкале есть очень узкое пространство, в котором нужно сыграть ноту, чтобы добиться грува. Другим значением может быть прилагательное плотно (т.е. слаженно);
- «laid back» — вальяжно, легко.
В музыкальном компьютерном софте слово «groove» имеет конкретное значение, и означает «степень отклонения ритма от математически точной метрономической сетки». Ethan Hein в своем блоге на примере композиции «Impeach The President» группы Honey Drippers, проводит разбор барабанного вступления с помощью Abelton Live Loop Editor (Рис. 1). Каждый удар барабана отмечен желтым маркером, а вертикальные серые линии показывают математически точное «метрономическое» время. Из графика видно, что ни один из ударов не совпадает с метрономической сеткой. Все они либо немного позади линии (behind the beat), либо немного впереди (ahead of the beat), но при прослушивании эти неточности сложно уловить, особенно неподготовленному слушателю.
Рис. 1 — Партия барабанов в Abelton Live Loop Editor
В этом месте мы вплотную приблизились к основной концепции грува, которая нам поможет понять что это такое и как его достичь.
Музыкальную долю можно и нужно рассматривать на шкале времени как временной интервал или промежуток, а не как точку. Это дает возможность сыграть ноту в одной из трех различных позициях в пределах этой доли, а не в одной.
Играя немного впереди доли («ahead of the beat») придает музыке чувство торопливости, толкает ее вперед. Вы как будто подстегиваете темп, но не настолько очевидно, чтоб это звучало как будто вы загоняете его.
Играя в среднем положении («on top of the beat») не придает музыке дополнительной выразительности. Это комфортно и предсказуемо.
Последнее положение, немного позади доли («behind the beat»), позволит добиться грува в музыке. Именно эти дополнительные доли секунды ожидания следующей доли в такте раскачивают слушателя, придавая музыке кач, который цепляет и заставляет неосознанно двигаться в такт музыке. Вы не должны опоздать с долей, иначе это будет звучать плохо. Цель оставаться в темпе, но играть ноту именно в последний момент, как будто вы запрыгиваете в последний вагон уходящего поезда. Особенно хорошо такая «оттяжка» слышна в малом барабане на 2 и 4 доли в песне Superstition Стиви Уандера. Это и есть тот самый «pocket», то узкое место на шкале времени.
Хорошей аналогией здесь будет нота, которую можно настроить по тюнеру с точностью до центов или немного завысить либо занизить. Когда вы занижаете например ноту ля на пару центов, она уже воспринимается слухом как ля, но тем не менее она не дотягивает до ля. Это будет как бы «ahead of the beat». Точно так же немного завысив ноту получаем как бы «behind the beat». Надеюсь эта аналогия внесет дополнительную ясность.
Так вот, на мой взгляд, умение всех участников ритм секции следовать друг за другом и чувствовать, в каком из трех положений находится каждая доля в такте, при этом сохраняя это ощущение на протяжении всей песни и является показателем качевости музыканта. Это ощущение и есть грув, который «гипнотизирует» и непроизвольно заставляет двигаться части тела в такт музыке.
Источник
Бас-гитара
Электрогитара внесла наибольший вклад в развитие современной популярной музыки. Недалеко от нее ушла бас-гитара, появившаяся примерно в одно время.
Что такое бас-гитара
Бас-гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент. Назначение — игра в басовом диапазоне. Обычно инструмент используется в качестве ритм-секции. Некоторые исполнители используют бас в качестве лидирующего инструмента, например, группа Primus.
Устройство бас-гитары
Строение бас-гитары во многом повторяет электрогитару. Инструмент состоит из дек и грифа. На корпусе расположены бридж, седло, регуляторы и звукосниматель. Гриф имеет ладовые порожки. Струны крепятся к колкам на голове, расположенной на конце грифа.
Существует 3 способа крепления грифа к деке:
При сквозном креплении дека и гриф выпиливаются из одного дерева. Модели с болтовым креплением легче настраивать.
Главные отличия конструкции от электрогитары — увеличенный размер корпуса и ширина грифа. Используются толстые струны. Число струн в большинстве моделей — 4. Длина мензуры почти на 2,5 см больше. Стандартное количество ладов — 19-24.
Диапазон звучания
Бас-гитара обладает широким диапазоном звучания. Но из-за ограниченного числа струн получить доступ ко всему диапазону бас-гитары невозможно, поэтому инструмент настраивают под нужный музыкальный жанр.
Стандартный строй — E-A-D-G. Используется во многих жанрах, от джаза до попа и хард рока.
Популярностью пользуются Dropped-строи. Характерная черта Dropped – звучание одной из струн сильно отличается по тону от остальных. Пример: D-A-D-G. Последняя струна настраивается на тон ниже в соль, тон остальных не меняется. В строе C#-G#-C#-F# четвертую струну опускают на 1,5 тона, оставшиеся на 0,5.
Строй 5 струнной модели A-D-G-C-F используют грув и ню-метал группы. По сравнению со стандартным строем звучание опускается на тон ниже.
Для панк-рока характерно использование высоких строев. Пример: F-A#-D#-G# – все струны подняты на половину тона.
История бас-гитары
Исток происхождения бас-гитары — контрабас. Контрабас — массивный музыкальный инструмент, имеющий черты скрипки, виолы и виолончели. Звучание инструмента было очень низким и насыщенным, но большие размеры были значительным недостатком. Трудности с транспортировкой, хранением и вертикальным использованием породили спрос басового инструмента меньшего размера и веса.
В 1912 году компания «Гибсон» выпустила бас-мандолину. Несмотря на то, что уменьшенные габариты стали весить меньше по сравнению с контрабасом, изобретение не получило широко распространения. К 1930м годам выпуск бас-мандолин прекратился.
Первая бас-гитара в современном виде появилась в 30-х годах прошлого века. Автором изобретения стал профессиональный мастер Пол Тутмар из США. Бас-гитара выполнена в схожей форме с электрогитарой. Гриф отличался наличием ладов. Держать инструмент предполагалось как обычную гитару.
В 1950-х годах Фендер и Фуллертон впервые запускают серийный выпуск электрической бас-гитары. Компания «Фендер Электроникс» выпускает модель «Precision Bass», изначально названную «P-Bass». Дизайн отличался наличием синглового звукоснимателя. Внешний вид напоминал электрогитару «Fender Stratocaster».
В 1953 году Монк Монтгомери из группы Лайнела Хэмптона стал первым басистом, поехавшим в тур с басом от Фендера. Считается, что Монтгомери также сделал первую в историю запись с использованием электронного баса на альбоме «Art Farmer Septet».
Еще одни пионеры фендерского инструмента — Рой Джонсон и Шифти Генри. Билл Блэк, игравший с Элвисом Пресли, стал использовать Фендер-пресижн с 1957 года. Новинка привлекла не только бывших игроков контрабаса, но и обычных гитаристов. Например, Пол Маккартни из «The Beatles» изначально был ритм-гитаристом, но позже переключился на бас. Маккартни использовал немецкую модель электроакустической бас-гитары «Hofner 500/1». Специфическая форма заставляет корпус выглядеть как скрипка.
В 1960-х стремительно растет влияние рок музыки. Многие производители, среди которых «Ямаха» и «Тиско», начинают производить электрические басовые гитары. В начале 60-х был выпущен «Fender Jazz Bass», изначально названный «делюкс басом». Конструкция корпуса была призвана упростить игру для музыканта, позволяя играть в положении сидя.
В 1961 году была выпущена шестиструнная бас-гитара «Fender VI». Строй новинки был на октаву ниже классического. Инструмент пришелся по-вкусу Джеку Брюсу из рок-группы «Cream». Позже он сменил его на «EB-31» – модель с компактным размером. «EB-31» отличился наличием мини-хамбэкера на мостике.
В середине 70-х производители инструментов высокого класса начали выпускать пятиструнную версию бас-гитары. Струна «B» была настроена на очень низкий тон. В 1975 году мастер Карл Томпсон получил заказ на 6-струнную бас-гитару. Строй у заказа был следующим: B0-E1-A1-D2-G2-C-3. Позже подобные модели стали называться «расширенным басом». Модель расширенного диапазона обрела популярность среди сессионных басистов. Причина — отсутствие необходимости часто перенастраивать инструмент.
С 80-х масштабных изменений в бас-гитаре не происходило. Улучшалось качество звукоснимателей и материалов, но основа оставалась прежней. Исключение составляют экспериментальные модели, вроде акустического баса, основанного на акустической гитаре.
Разновидности
Виды бас-гитар традиционно различаются положением звукоснимателей. Существуют следующие типы:
- Пресижн-бас. Расположение звукоснимателей — возле оси корпуса. Они установлены в шахматном порядке, один за другим.
- Джазовый бас. Звукосниматели этого вида называются синглами. Располагаются далеко друг от друга. Звучание при игре на таком инструменте получается более динамичным и разнообразным.
- Комбо-бас. Конструкция имеет элементы джазового и пресижн-баса. Один ряд звукоснимателей прикреплен в шахматном порядке, а ниже установлен сингл.
- Хамбэкер. В роли звукоснимателя выступают 2 катушки. Катушки крепятся к металлической пластине на корпусе. Отличается мощным жирным звуком.
Дополнительно существует разделение на ладовые и безладовые варианты. У безладовых на грифе нет порожков, при зажатии струны прямо касаются поверхности. Такой вариант используется в стилях джаз-фьюжн, фанк, прогрессивный метал. Безладовые модели не относятся к определенному музыкальному строю.
Как выбрать бас-гитару
Новичку рекомендуется начинать с 4 струнной модели. Это самый распространенный тип инструмента, применяющийся во всех популярных жанрах. На гитаре с увеличенным числом струн гриф и расстояние между струнами шире. Обучение на 5 или 6 струнной бас-гитаре займет дольше времени и будет сложнее. Можно начинать с шестиструнной, если человек точно уверен в выбранном стиле игры, который ее требует. Семиструнная бас-гитара — выбор только опытных музыкантов. Также начинающим не рекомендуется приобретать безладовые модели.
Акустические бас-гитары имеют малое распространение. Акустика звучит тихо и не применима при большой аудитории. Гриф обычно более короткий.
Помочь правильно выбрать бас может гитарный мастер в музыкальном магазине. Самостоятельно же стоит проверить инструмент на кривизну грифа. Если при зажатии любого лада струна начинает дребезжать — гриф кривой.
Техники игры на бас-гитаре
Музыканты играют на инструменте сидя и стоя. В положении сидя гитара ставится на колено и придерживается предплечьем руки. При игре стоя инструмент держится на ремне, подвешенном через плечо. Бывшие контрабасисты иногда используют бас-гитару как контрабас, поворачивая корпус вертикально.
На басу применяются практически все техники игры акустической и электрогитары. Основные техники: щипок пальцами, слэп, удар медиатором. Техники различаются сложностью, звучанием и областью применения.
Щипок применяется в большинстве жанров. Звучание мягкое. Игра медиатором широко используется в роке и металле. Звук более резкий и громкий. При слэпе струна ударяется об лады, создавая специфическое звучание. Активно используется в стиле фанк.
Источник