- Табулатуры для бас гитары: достоинства и недостатки
- Три типа табулатур
- Тип 1. Текстовые табулатуры
- Тип 2. Ритм табулатуры
- Тип 3. Нотная партия с табулатурой
- Когда не стоит пользоваться табами
- Табулатуры для бас гитары: достоинства и недостатки
- Три типа табулатур
- Тип 1. Текстовые табулатуры
- Тип 2. Ритм табулатуры
- Тип 3. Нотная партия с табулатурой
- Когда не стоит пользоваться табами
- Janek Gwizdala || 5 упражнений, необходимых каждому бас гитаристу
- Упражнение 1. Арпеджио мажорного септаккорда
- Упражнение 2. Арпеджио мажорного септаккорда двойными нотами
- Упражнение 3. Переходы между струнами
- Упражнение 4. Секвенции
- Упражнение 5. Разрешение уменьшенного септаккорда в минор
Табулатуры для бас гитары: достоинства и недостатки
Привет, читатель! Сегодня поговорим о табулатурах для бас гитары, их достоинствах и недостатках. Должен сразу сказать, что никогда не был большим фанатом табулатур и могу вспомнить один или два раза, когда целенаправленно искал их в интернете. Но при всей моей нелюбви к этому методу нотации, я постараюсь сделать объективный обзор и показать как его достоинства, так и недостатки.
Так уж случилось, что ноты доминировали в процессе моего обучения музыке и игре на басу. В школьные годы я посещал школу искусств по классу рисования, но в качестве бонуса должен был ходить и на уроки фортепиано. Там, конечно же, были только ноты, которые я тогда так толком и не выучил, но уже не боялся их и мог находить ноты на инструменте путем нехитрых вычислений. Бас гитара меня заинтересовала уже классе так в 11, а интернет не был настолько распространен в те времена и тем более не было YouTube видео уроков. Приходилось пользоваться тем, что было, а именно печатными нотными изданиями.
Тем не менее несколько раз мне все же довелось скачать табы для песен, ноты к которым было найти ну просто нереально, а подбирать на слух не было времени. Как оказалось, просторы интернета просто завалены этим «добром», а на форумах и группах Вконтакте то и дело появляются сообщения о поиске табов к какой-нибудь песне.
В этой статье я хочу разобраться, почему некоторые музыканты предпочитают этот способ записи традиционному, когда и почему табулатуры могут быть полезны, и в каких случаях они могут только навредить и использовать их нежелательно.
Три типа табулатур
Прежде всего нужно понять, что табы бывают разные. Порывшись в интернете я смог выделить 3 основных типа:
- Текстовые табулатуры. Это самые примитивные, можно сказать «первобытные» табы, появившиеся на заре массового интернета. Набирались они обычно в простейшем текстовом редакторе.
- Ритм табулатуры. Табулатуры сделанные с помощью специальных редакторов и имеющие ритмическую нотацию под или над нотоносцем.
- Нотная партия с табулатурой. Эти табулатуры можно встретить практически в любом зарубежном нотном издании. Басовая партия записывается традиционным способом, но добавляется отдельный нотоносец для табулатур.
Иногда табулатуры первого типа могут содержать ритмическую запись, что делает их немного более полезными. Иногда табулатуры могут существенно отличаться по качеству подбора партии (не правильные ноты) и по аккуратности. Но, давайте разберемся с каждым типом отдельно.
Тип 1. Текстовые табулатуры
Как пример рассмотрим первые два такта мелодии «В траве сидел кузнечик»:
Такой вариант записи идеально подходит для начинающих гитаристов, которые просто хотят извлечь первые более или менее осмысленные звуки. Например, сыграть любимую мелодию, которая звучит в голове, но не хватает навыка подобрать ее на слух. Согласитесь, что традиционные ноты могут отпугнуть своей сложностью в данной ситуации. К преимуществам этого типа я могу отнести следующее:
- Простота понимания для новичков, user friendly
- Хорошо подходят для записи известных мелодий, различных гитарных аппликатур и простых басовых партий
- Для записи понадобится только «Блокнот»
- Малый размер текстового файла (это было актуально лет 15-20 назад)
Но есть также существенные недостатки для более опытных музыкантов:
- Нельзя читать с листа
- Нужна запись для расшифровки
- Ритмическая запись либо отсутствует, либо записывается специфическим образом
- Неудобство набора партий
- Часто низкое качество «снятых» партий
Этот тип табов похож на то, если бы вы попросили своего приятеля, который уже играет лучше вас, показать как он играет вашу любимую песню.
Тип 2. Ритм табулатуры
С развитием интернета стал появляться специальный софт для записи табулатур — редакторы табулатур ( Guitar Pro , TuxGuitar , Reaper TabEditor plugin и др.). Это помогло решить некоторые проблемы текстовых табов, а именно удобство записи, редактирования, появилась возможность записывать ритм, делить песню на такты да и вообще использовать множество элементов из стандартной нотации (Ex. 1).
Ex. 1 — Табулатура с прописанным ритмом
Также в такие редакторы встроен MIDI-синтезатор, который дает возможность одновременного проигрыша нескольких табулатурных дорожек. Получился такой себе гибрид нот и табулатур, который выглядит как ноты, имеет ритмическую запись, но вместо нот у него по-прежнему цифры, а линейки обозначают струны.
Тип 3. Нотная партия с табулатурой
Этот тип (Ex. 2) наилучший из всех трех и ко всему прочему коммерчески обоснован. Именно поэтому он используется практически во всех современных нотных изданиях для гитар, укулеле и др. Все очень просто — этот способ дает свободу выбора, тем самым не отсекая ту или иную часть целевой аудитории издателя.
Ex. 2 — Пример нотной партии с табулатурой
Если читателю нужны ноты, он пользуется нотами. Если по каким-либо причинам он не читает ноты — под стандартной нотацией есть табулатура. Она в данном случае поможет также записать точную аппликатуру для левой руки, указывая на каких именно ладах нужно прижимать ноты. Именно поэтому такой тип записи — must have для учебных пособий, т.к. позволяет наиболее полно записать партию бас гитары.
Когда не стоит пользоваться табами
С помощью табов легко обойти незнание нотной грамоты, но вместе с тем они не развивают многие полезные для музыканта навыки. Например, по табулатуре нельзя сразу определить тональность песни, увидеть возможную модуляцию, тогда как в нотах вся эта информация содержится в ключевых знаках и достаточно одного взгляда. Пианист не сможет записать для вас только что придуманную им партию табами, если только он одновременно не гитарист. Также актуальна проблема ритмической записи, когда в текстовых табулатурах даже с выписанным ритмом нет информации о группировке нот. Кстати, как научится быстро читать ритм с листа можно почитать тут. И пожалуй самый главный недостаток табулатур — они не используются на профессиональной сцене для передачи информации между музыкантами.
Отсюда вытекает главный совет касательно табов — если вы хотите стать серьезным музыкантом, работать в оркестрах и шоу бендах как приглашенный музыкант, уметь взаимодействовать с исполнителями на всех инструментах, а не только с гитаристами, лучше понимать ритмические рисунки песни — не тратьте время на табулатуры, учите нотную запись.
Если же у вас не слишком много времени для занятий и бас гитара это скорее хобби, чем возможный источник дохода или же вы только начинаете ее осваивать и хотите просто попробовать что-то сыграть без лишних заморочек и при этом это ваш первый музыкальный инструмент — тогда несомненно лучше всего для вас подойдут табулатуры. Но с вашим музыкальным ростом я рекомендую периодически пересматривать свои музыкальные цели и помнить о стандартной нотации музыки. Выучив ее однажды, вы точно не пожалеете и эти знания никогда не будут лишними для любого музыканта.
Источник
Табулатуры для бас гитары: достоинства и недостатки
Привет, читатель! Сегодня поговорим о табулатурах для бас гитары, их достоинствах и недостатках. Должен сразу сказать, что никогда не был большим фанатом табулатур и могу вспомнить один или два раза, когда целенаправленно искал их в интернете. Но при всей моей нелюбви к этому методу нотации, я постараюсь сделать объективный обзор и показать как его достоинства, так и недостатки.
Так уж случилось, что ноты доминировали в процессе моего обучения музыке и игре на басу. В школьные годы я посещал школу искусств по классу рисования, но в качестве бонуса должен был ходить и на уроки фортепиано. Там, конечно же, были только ноты, которые я тогда так толком и не выучил, но уже не боялся их и мог находить ноты на инструменте путем нехитрых вычислений. Бас гитара меня заинтересовала уже классе так в 11, а интернет не был настолько распространен в те времена и тем более не было YouTube видео уроков. Приходилось пользоваться тем, что было, а именно печатными нотными изданиями.
Тем не менее несколько раз мне все же довелось скачать табы для песен, ноты к которым было найти ну просто нереально, а подбирать на слух не было времени. Как оказалось, просторы интернета просто завалены этим «добром», а на форумах и группах Вконтакте то и дело появляются сообщения о поиске табов к какой-нибудь песне.
В этой статье я хочу разобраться, почему некоторые музыканты предпочитают этот способ записи традиционному, когда и почему табулатуры могут быть полезны, и в каких случаях они могут только навредить и использовать их нежелательно.
Три типа табулатур
Прежде всего нужно понять, что табы бывают разные. Порывшись в интернете я смог выделить 3 основных типа:
- Текстовые табулатуры. Это самые примитивные, можно сказать «первобытные» табы, появившиеся на заре массового интернета. Набирались они обычно в простейшем текстовом редакторе.
- Ритм табулатуры. Табулатуры сделанные с помощью специальных редакторов и имеющие ритмическую нотацию под или над нотоносцем.
- Нотная партия с табулатурой. Эти табулатуры можно встретить практически в любом зарубежном нотном издании. Басовая партия записывается традиционным способом, но добавляется отдельный нотоносец для табулатур.
Иногда табулатуры первого типа могут содержать ритмическую запись, что делает их немного более полезными. Иногда табулатуры могут существенно отличаться по качеству подбора партии (не правильные ноты) и по аккуратности. Но, давайте разберемся с каждым типом отдельно.
Тип 1. Текстовые табулатуры
Как пример рассмотрим первые два такта мелодии «В траве сидел кузнечик»:
Такой вариант записи идеально подходит для начинающих гитаристов, которые просто хотят извлечь первые более или менее осмысленные звуки. Например, сыграть любимую мелодию, которая звучит в голове, но не хватает навыка подобрать ее на слух. Согласитесь, что традиционные ноты могут отпугнуть своей сложностью в данной ситуации. К преимуществам этого типа я могу отнести следующее:
- Простота понимания для новичков, user friendly
- Хорошо подходят для записи известных мелодий, различных гитарных аппликатур и простых басовых партий
- Для записи понадобится только «Блокнот»
- Малый размер текстового файла (это было актуально лет 15-20 назад)
Но есть также существенные недостатки для более опытных музыкантов:
- Нельзя читать с листа
- Нужна запись для расшифровки
- Ритмическая запись либо отсутствует, либо записывается специфическим образом
- Неудобство набора партий
- Часто низкое качество «снятых» партий
Этот тип табов похож на то, если бы вы попросили своего приятеля, который уже играет лучше вас, показать как он играет вашу любимую песню.
Тип 2. Ритм табулатуры
С развитием интернета стал появляться специальный софт для записи табулатур — редакторы табулатур ( Guitar Pro , TuxGuitar , Reaper TabEditor plugin и др.). Это помогло решить некоторые проблемы текстовых табов, а именно удобство записи, редактирования, появилась возможность записывать ритм, делить песню на такты да и вообще использовать множество элементов из стандартной нотации (Ex. 1).
Ex. 1 — Табулатура с прописанным ритмом
Также в такие редакторы встроен MIDI-синтезатор, который дает возможность одновременного проигрыша нескольких табулатурных дорожек. Получился такой себе гибрид нот и табулатур, который выглядит как ноты, имеет ритмическую запись, но вместо нот у него по-прежнему цифры, а линейки обозначают струны.
Тип 3. Нотная партия с табулатурой
Этот тип (Ex. 2) наилучший из всех трех и ко всему прочему коммерчески обоснован. Именно поэтому он используется практически во всех современных нотных изданиях для гитар, укулеле и др. Все очень просто — этот способ дает свободу выбора, тем самым не отсекая ту или иную часть целевой аудитории издателя.
Ex. 2 — Пример нотной партии с табулатурой
Если читателю нужны ноты, он пользуется нотами. Если по каким-либо причинам он не читает ноты — под стандартной нотацией есть табулатура. Она в данном случае поможет также записать точную аппликатуру для левой руки, указывая на каких именно ладах нужно прижимать ноты. Именно поэтому такой тип записи — must have для учебных пособий, т.к. позволяет наиболее полно записать партию бас гитары.
Когда не стоит пользоваться табами
С помощью табов легко обойти незнание нотной грамоты, но вместе с тем они не развивают многие полезные для музыканта навыки. Например, по табулатуре нельзя сразу определить тональность песни, увидеть возможную модуляцию, тогда как в нотах вся эта информация содержится в ключевых знаках и достаточно одного взгляда. Пианист не сможет записать для вас только что придуманную им партию табами, если только он одновременно не гитарист. Также актуальна проблема ритмической записи, когда в текстовых табулатурах даже с выписанным ритмом нет информации о группировке нот. Кстати, как научится быстро читать ритм с листа можно почитать тут. И пожалуй самый главный недостаток табулатур — они не используются на профессиональной сцене для передачи информации между музыкантами.
Отсюда вытекает главный совет касательно табов — если вы хотите стать серьезным музыкантом, работать в оркестрах и шоу бендах как приглашенный музыкант, уметь взаимодействовать с исполнителями на всех инструментах, а не только с гитаристами, лучше понимать ритмические рисунки песни — не тратьте время на табулатуры, учите нотную запись.
Если же у вас не слишком много времени для занятий и бас гитара это скорее хобби, чем возможный источник дохода или же вы только начинаете ее осваивать и хотите просто попробовать что-то сыграть без лишних заморочек и при этом это ваш первый музыкальный инструмент — тогда несомненно лучше всего для вас подойдут табулатуры. Но с вашим музыкальным ростом я рекомендую периодически пересматривать свои музыкальные цели и помнить о стандартной нотации музыки. Выучив ее однажды, вы точно не пожалеете и эти знания никогда не будут лишними для любого музыканта.
Источник
Janek Gwizdala || 5 упражнений, необходимых каждому бас гитаристу
В этой статье приведены пять упражнений, которыми бас гитарист Janek Gwizdala поделился с читателями на страницах сайта Premier Guitar. За свою карьеру он записал семь альбомов как бэнд лидер и участвовал во множестве других проектов как сайдмен. Также Янек написал несколько книг в которых разобрал по косточкам свою систему занятий и упражнений. В данной статье приводятся некоторые из этих упражнений.
Я хочу поделиться с вами несколькими упражнениями, которые были неимоверно полезны для меня, как бас гитариста, уже более 15 лет (прим. статья написана в 2011). Название говорит само за себя: какие 5 упражнений, необходимы вам как бас гитаристу? Конечно, не в коем случае я не утверждаю, что это все упражнения, над которыми вам нужно работать, чтобы стать классным бас гитаристом, но эти простые идеи помогли мне развить ритмичность, ровность звукоизвлечения, подвижность пальцев и другие фундаментальные аспекты техники и музыкальности.
В основном, это выдержки из моего общего комплекса упражнений для разминки и занятий на басу. Я думаю, что очень важно, независимо от стиля музыки в котором вы играете, иметь полный контроль над гармонией, мелодией, и ритмом. Примеры в данной статье не только помогут улучшить эти три музыкальных аспекта, но также дадут вам больший контроль над инструментом.
Упражнение 1. Арпеджио мажорного септаккорда
Ex. 1 — Арпеджио мажорного септаккорда
Что ж, давайте приступим и рассмотрим упражнение, которое я использую очень давно для разминки, когда беру бас в руки. Арпеджио мажорного септаккорда (1-3-5-7) является основой Ex. 1, и начинается в тональности до-мажор. Все упражнения в этой статье я рекомендую играть сперва медленно, возможно с метрономом если вам нужна дополнительная дисциплина.
Упражнение 2. Арпеджио мажорного септаккорда двойными нотами
Ex. 2 — Арпеджио двойными нотами
Мелодическое и гармоническое содержание Ex. 2 такое же, как и в предыдущем упражнении, но в этот раз я удваиваю каждую ноту, чтобы прокачать переменную игру первым и вторым пальцем в правой руке. Я заметил, что мои руки разогреваются с различной скоростью, когда я сажусь заниматься, и удваивая ноты в правой руке указательный и средний палец приходят в форму немного быстрее.
Упражнение 3. Переходы между струнами
Один из вызовов, с которым сталкивается каждый басист и гитарист — это переходы между струнами. Определенно, для меня это было также не легкой задачей добиться беглости при переходе со струны на струну. Я придумал небольшое упражнение, которое призвано укрепить пальцы левой руки и научить их работать равносильно.
Ex. 3 — Упражнение на переходы между струнами
Когда играете это упражнение, помните что не должно быть разницы при игре первым и вторым, вторым и третим, третьим и четвертым пальцами. Опять же, начинайте в медленном темпе и постепенно ускоряйтесь. Принуждая мышцы делать что-то новое, к чему они не были готовы, сразу в быстром темпе только навредит и может привести к травмам.
Упражнение 4. Секвенции
Сейчас я понимаю, что игра гамм может быть нудной, но по моему опыту без них не обойтись. Это то, чем я много занимался и продолжаю это делать. Когда я только начинал, я нашел старый учебник по фортепиано моего отца и адаптировал несколько упражнений из него под бас гитару.
Ex. 4 — Секвенции в мажорной гамме
В Ex. 4 мы прежде всего хотим сыграть гамму музыкально, вместо того, чтобы бездумно гонять ее вверх и вниз по грифу. Идея в том, чтобы группировать ноты из гаммы в «ячейки» по четыре ноты и тренировать сразу обе руки. Я советую использовать это упражнение как шаблон для создания собственных упражнений для мажорных и минорных гамм.
Упражнение 5. Разрешение уменьшенного септаккорда в минор
Последняя идея, которой я хочу поделиться в этой статье, немного сложнее предыдущих, но полностью играбельна для любого, кто потратит немного времени и освоит аппликатуру упражнения. Это не только упражнение на развитие техники. Здесь мы имеем дело с гармоническим разрешением уменьшенного септаккорда (1-b3-b5-bb7) в минорную тонику. Вы заметите что Ex. 5 начинается с восходящего арпеджио C# уменьшенного септаккорда и заканчивается нисходящим движением по арпеджио ре минора.
Ex. 5 — Разрешение уменьшенного септаккорда в минорное трезвучие
С точки зрения гармонии я рассматриваю C#dim7 как альтерированный доминантсептаккорд без тоники (в данном случае можете думать о нем как об A7b9 и играть эти ноты на педальном тоне А), который разрешается в ре минор. Это дает мне возможность разрешать доминанту в тонику полутоновым ходом (C#- D) в басу. Это также дает мне возможность по другому взглянуть на минорные арпеджио, а пальцам левой руки выйти из зоны комфорта.
Я надеюсь вы найдете в моих упражнениях для себя что-то полезное или сможете адаптировать их под свой стиль игры.
Источник