Губная гармошка диатоническая ноты отверстий

Губная гармошка диатоническая ноты отверстий

Hohner Marine Band

* Обратите внимание, что фирма Hohner, в приложенных к гармоникам инструкциях, по странным причинам указывает одну и ту же ноту СИ по разному.
Для Marine Band, пишут B, а для тремоло гармоник — H, хотя, это одна и та же нота.
Не путайте B в настройке гармоник с Си-бемолем.

Такой же точно строй имеют, практически, все подобные диатонические гармоники с 10 отверстиями в ключе С, выпускаемые различными производителями.
Hohner: Happy, Silver Star, Adventure, Traveller, Piccolo, Puck, Alabama Blues, Big River Harp, J.J. Milteau, Blues Harp, Pro Harp, Cross Harp, Marine Band, Golden Melody, Special 20 и Meisterklasse.
CASS (Seydel): 1847, Favorite, Favorite Black, Solist, Solist Pro и Session.
Tombo: Lee Oskar, Ultimo, Aero Reed и Folk Blues.
Suzuki: Easy Rider, Folk Master, Harp Master, Blues Master, Pro Master, Hammond, Fire Breath, Overdrive и Pipe Humming.
Huang: Star Performer и Silvertone Deluxe.
Hering: Free Blues, Blues, Master Blues, Black Blues, Golden Blues, Rhuthm Blues, Super 20 и 1923 Vintage Harp.

Hohner Big Valley

+ отверстие играет на выдохе
отверстие играет на вдохе

Такой же строй имеют все тремоло гармоники, выпускаемые фирмы CASS (Seydel).
ВСЕ тремоло гармоники фирмы Хонер имеют строй как у Big Valley, исключение составляет только гармоника Ocean Star и Tremolo Deluxe.

Hohner Ocean Star

+ отверстие играет на выдохе
отверстие играет на вдохе

Hohner Tremolo Deluxe, а так же, ВСЕ азиатские тремоло гармоники, таких производителей, как Судзуки, Томбо и разные китайские гармоники прочих производителей — имеют строй как у Ocean Star.

Одним из главных достоинств настройки Ocean Star является наличие ноты Ля в нижнем регистре, которой нет на Big Valley, что дает возможность играть на этой гармонике в параллельном миноре, где нота Ля является тоникой. На эту настройку хорошо «ложатся» всевозможные русско-украинско и т.п. народные мелодии, которые имеют минорный лад.
В то же время, на обеих этих гармошках — Ocean Star и Big Valley можно играть и мажорные мелодии — марши, польки, ирландскую, германскую музыку и т.п. Различие лишь в том, что на Big Valley для получения акомпанимента возможно извлекать аккорды До мажор и Соль мажор (на выдохе и вдохе соответственно), а настройка Ocean Star на вдохе позволяет извлечь минорный аккорд — Ре минор.

Спасибо Борису Линникову за консультации.

Чернов Вячеслав (Blacky) (12/2007)

Источник

Устройство губной гармошки

Чтобы извлечь звуки при игре на губной гармошке, нужно выдувать или втягивать воздух через её отверстия. Вы можете изменять положение и форму губ, языка, выдыхать или вдыхать с переменной силой и частотой, и именно благодаря всем этим изменениям можно получать различное звучание губной гармошки. Обычно каждое отверстие на губной гармошке помечено цифрой, в случае обычной диатонической гармошки от 1 до 10. Если повернуть гармошку отверстиями к себе и цифрами вверх, то более низкие ноты будут находится слева, а более высокие справа (изображено на рисунке ниже). Чем меньше цифра обозначающая ноту, тем ниже эта нота.

Губная гармошка (или гармоника, как ее часто называют) состоит из двух пластин с язычками (изображены на рисунке ниже). Верхняя пластина содержит язычки, работающие при выдохе (вдувании воздуха в отверстия), а нижняя — при вдохе (втягивании воздуха из отверстий). Пластины крепятся к гребёнке (корпусу) и накрываются верхней и нижней крышкой корпуса соответственно. Каждая пластина имеет прорези разной длины, однако на каждой пластине расположенные друг над другом прорези равны по длине. Поток воздуха проходит над язычками над или под прорезями в гребёнке и заставляет вибрировать соответствующие язычки верхней или нижней пластины. Благодаря такой конструкции язычков губную гармошку относят к язычковым инструментам со свободным язычком.

На рисунке выше изображено устройство губной гармошки при её обычном расположении. Обратите внимание на то, что на рисунке не показаны язычки. У обеих пластин язычки направлены вниз (на рисунке снизу), таким образом в собранном состоянии язычки верхней пластины направлены внутрь пазов гребёнки, а язычки нижней пластины — наружу.

Вибрация язычков происходит из-за воздушной струи, направленной в корпус (или из него). Однако, не следует думать, что звук возникает при ударе язычка о пластину — они не соприкасаются друг с другом. Зазор между прорезями и соответствующими им язычками небольшой, поэтому язычок при вибрации попадает в прорезь, и проход для прямого движения воздушной струи на время перекрывается. По мере движения язычка в ту или иную сторону путь для воздуха освобождается. Поэтому звучание губной гармошки зависит, в первую очередь, от колебания воздушной струи.

Источник

Губная гармошка диатоническая ноты отверстий

Одиночные ноты на губной гармошке

В этой статье (ниже) вы найдёте все необходимые материалы для того, чтобы научиться играть на губной гармошке: с детальными аудио примерами, заданиями и упражнениями.


Как научиться играть на губной гармошке одиночными нотами:
  • Правильное звукоизвлечение (три правила хорошего звука: мышцы, камера, дыхание)
  • Округлое отверстие, сформированное губами, в противоположность продолговатому.
  • Формирование расслабленной и направленной воздушной струи (как при проговаривании буквы «О»), в противоположность сильной и рассеянной (как при выдувании и всасывании воздуха)

Критические ошибки при обучении игре одиночными нотами:
  • Отверстие губ не округлое а продолговатое.
  • Мышцы лица и, в особенности, губы чересчур напряжены.
  • Выдувание и всасывание воздуха вместо правильного дыхания.
Совет!

Если у Вас до сих пор не выходит играть одиночными нотами, попробуйте немного наклонить губную гармонику вверх. Каким-то чудесным образом многим студентам этот совет помогает.

Упражнения

Упражнение 1.

Научиться играть одиночными нотами так, чтобы не задевать соседние отверстия, а также плавно передвигаться с одного отверстия к другому, не отводя губную гармошку от губ.

Задание:

Играть одиночными нотами на указанных отверстиях:

Гамма «до мажор»: +4-4+5-5+6-6-7+7

Упражнение 2.

Научиться применять 3 фундаментальных правила красивого звука в контексте игры именно одиночными нотами и играть максимально красиво и нежно каждую ноту «от тихого к среднему» звуку.

Задание:

Играть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 , используя 3 правила качественного звука и выводя каждую ноту «от тихого к среднему».

Упражнение 3.

Сфокусироваться на мелодии, но при этом стараться каждую ноту сыграть идеально «чисто», без задевания соседних отверстий.

Задание:

Сыграть одну или несколько мелодий из списка (ниже), играя очень медленно (в 2, а то и в 3 раза медленнее, чем аудио пример).

Упражнение 4.

начать применять 3 базовых правила красивого звука в контексте игры выученной Вами мелодии.

Задание:

Играть выученную вами мелодию очень медленно длинными нотами, каждую ноту выводя от тихого к громкому, фокусируя внимание на правильном выполнении трёх базовых правил.

Мелодии

Маленькой ёлочке холодно зимой

+6 +5 +5 +6 +5 +5
+6 -5 +5 -4 +4
-6 +7 -6 +6 +5 +5
+6 -5 +5 -4 +4

Жили у бабуси (Гуси)

-5 +5 -4 +4 +6 +6
-5 +5 -4 +4 +6 +6
-5 -6 -6 -5 +5 +6 +6 +5
-4 -5 +5 -4 +4 +4

Ода к Радости (9 симфония Бетховена)

+5 +5 -5 +6 +6 -5 +5 -4 +4 +4 -4 +5 +5 -4 -4

+5 +5 -5 +6 +6 -5 +5 -4 +4 +4 -4 +5 -4 +4 +4

Горіла сосна, палала

+4 +4 -4 +5 +5 -4 -4 +4
+5 +5 -5 +6 +5 +6 -5 +5
-4 -4 +5 -5 -4- 5 +5 -4
+4 +4 -4 +5 +5 -4 -4 +4

Миленький ты мой

+6 +5 -5 +5 -4 +4
-6 -6 -5 +4 -6 -6 +6
-6 -5 +4 -6 -6 +6
+5 -4 +5 -5 -3 +4

Подробное описание

Начать играть одиночными нотами на губной гармошке, не задевая соседние отверстия – это первый серьезный вызов для любого начинающего гармониста. Поверьте – любой среднестатистический человек без подготовки может овладеть игрой одиночными нотами, в среднем, за неделю. Причем, скорее всего, начнет получаться сразу, а за неделю можно этот навык довести до стабильности. Критерием хорошего результата будет сыгранная вами простенькая мелодия на губной гармонике от начала и до конца без задевания соседних нот.

У кого обычно не получается? У тех, кто не занимается. А у тех, кто занимается – получается всегда! Нет навыков, которым нельзя научиться, есть ленивые исполнители!

В будущем вы будете достаточно глубоко держать губную гармонику во рту и играть одиночными нотами. Вы научитесь управлять потоком воздуха так, что во рту будет несколько отверстий (2 или даже 3), а звучать будет только то, которое вы задумали. Не верите? Проверьте на себе – овладейте этим инструментом! Но убедиться вы сможете в этом немного позже, а начинать надо с малого. И мы вам в этом поможем.

Возможно, вы встречали информацию на других интернет-ресурсах, что есть несколько способов игры одиночными нотами на губной гармошке:

1) Свисток (блокировка губами)
2) Блокировка языком
3) U-блок

Ни в коем случае вам не нужно учиться играть на губной гармонике с помощью «техники» (если ее можно так вообще назвать) U-блок – это когда язык нужно сворачивать в трубочку. Сразу забудьте об этом способе, хоть некоторым он может показаться действительно очень простым. Играя таким образом, ваш язык будет постоянно занят, а он вам понадобится для приобретения всех последующих необходимых навыков игры на губной гармошке, в том числе для того, чтобы научиться играть бенды на губной гармонике.

Метод блокировки языком – очень хорошая техника игры на гармонике, но она вам будет нужна немного позже.

Сейчас вам необходимо научиться самому обычному, базовому способу игры на губной гармошке – блокировке губами, или как его еще называют «свисток».

Свистеть умеете? Не громко, и без двух пальцев во рту, а обычным свистом, когда губы «трубочкой»? Так еще свистит вокалист группы Scorpions в своей известной композиции Wind of change (Ветер перемен). Кстати, наверняка вы и сами начали замечать, что с губной гармошкой ваша жизнь уже начала меняться в сторону «интересней».

Заметьте, что когда вы свистите именно таким свистом, губы формируют небольшое круглое отверстие, хоть сами губы не напряжены и мягкие, более того все мимические мышцы тоже расслаблены. Именно эти 3 основные фактора нам надо перенести в контекст игры одиночными нотами на губной гармонике.

Итак, три правила, как научиться играть на губной гармошке одиночными нотами:

  • Правильное звукоизвлечение (3 фундаментальных правила красивого звучания)
  • Оруглое отверстие, сформированное губами, в противоположность продолговатому.
  • Формирование расслабленной и направленной воздушной струи (как при проговаривании буквы «О»), в противоположность сильной и рассеянной, как при выдувании и всасывании воздуха («всасывать» – это не о нас и, надеемся, не о вас)

Начните с четвертого отверстия. Прежде всего, следует запомнить правильное звучание чистой одиночной ноты, которую вы собираетесь извлечь на губной гармошке. (Если вы подписались на бесплатную рассылку, то получили детальные аудио примеры для каждого отверстия и задания для развития одиночных нот на губной гармошке) Для этого вы можете закрыть указательными пальцами обеих рук все лишние отверстия, кроме того, над которым будете работать. Затем мягко подышите на вдох и на выдох через оставшуюся дырку, привыкая к необходимому звуку. Только после этого переходите к попыткам извлечь одиночную ноту на губной гармошке уже без помощи пальцев. Старайтесь найти чистый звук при игре, как на вдох, так и на выдох. Не переходите к другим отверстиям до тех пор пока не найдете чистый звук одиночной ноты на четвертом отверстии губной гармошки.

Будьте терпеливы. Если у вас всё же не получается, подойдите к зеркалу, проверьте не опущена ли гармошка во время игры и попробуйте опять извлечь одиночную ноту, скажем, на выдох. После этого заберите губную гармошку от губ, сохраняя положение самих губ и убедитесь, что губы формируют круглое отверстие. Скорее всего, именно тут вы делали ошибку, а ваши губы формируют продолговатое отверстие. Перед зеркалом сделайте еще раз форму губ как при свисте (с небольшой круглой дырочкой) и пробуйте опять найти одиночную ноту на четвертом отверстии губной гармошки. Должно получиться. Если все же не получается – попробуйте немного приподнять губную гармошку и слегка направить ее вверх. Это не запрещено. Только следите, чтобы нижняя губа не перекрывала само отверстие.

Когда у вас все получится с четвертым отверстием — переходите на пятое отверстие губной гармошки. После отработки одиночных нот на пятой дырке, мы рекомендуем сразу же отработать сам переход с четвертого отверстия на пятое. Для этого используйте схему обычной гаммы «до мажор» (если у вас губная гармошка в тональности «до мажор»).

Название всех нот этой гаммы вы наверняка знаете: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. А на губной гармошке она играется так: +4-4+5-5+6-6-7+7, где «+» означает выдох, а «-» — вдох. Ниже мы представим пример возможного порядка отработки одиночных нот на губной гармошке.

Начинайте отрабатывать одиночные ноты с четвертого отверстия, добавляя по одной дополнительной дырке. Не спешите, этот навык следует отрабатывать очень медленно (кто спешит – соседей насмешит). Ноты должны быть протяжными, а не короткими, чтобы вы могли во время игры каждой отдельной ноты исправиться, даже если услышите, что зацепили соседнее отверстие.

Ваш порядок отработки одиночных нот на гамме может выглядеть так:

1) +4-4 и в обратном порядке (-4+4). Если отработали и всё хорошо звучит — переходите к следующему пункту.
2) +4-4+5-5, -5+5-4+4
3) +4-4+5-5+6-6, -6+6-5+5-4+4
4) +4-4+5-5+6-6-7+7, +7-7-6+6-5+5-4+4.

Вот вы и сыграли гамму «до мажор» на губной гармонике.

В районе шестого и седьмого отверстия, скорее всего вы начнете опять немного цеплять соседние ноты, но будьте внимательны и напористы — старайтесь добиться более точного чистого звучания и не забывайте о правильном дыхании. Все время напоминайте себе о нем. Дыхание – это наше всё!

Теперь вам важно закрепить навык игры на губной гармошке одиночными нотами. Постарайтесь играть каждый день, хотя бы по 25-30 минут и через неделю у вас будет очень хороший результат. После этого вы сможете переходить к дальнейшему овладению приемов игры на губной гармонике при помощи нашего самоучителя по губной гармошке.

Отрабатывать навык игры одиночными нотами на губной гармошке лучше всего на простых, хорошо известных вам мелодиях. Т.е. на тех мелодиях, которые вы без труда можете напеть или насвистеть или воспроизвести у себя в голове. Примерами таких мелодий могут служить детские песенки, народные, праздничные или новогодние мотивы, отрывки известных классических произведений и т.д. Не пытайтесь начать разучивать сразу что-то масштабное. Помните, путь от простого к сложному наиболее продуктивный.

Источник

Читайте также:  Ноты мелодии гравити фолз для фортепиано
Оцените статью