Губная гармошка с одной нотой
Одиночные ноты на губной гармошке
В этой статье (ниже) вы найдёте все необходимые материалы для того, чтобы научиться играть на губной гармошке: с детальными аудио примерами, заданиями и упражнениями.
Как научиться играть на губной гармошке одиночными нотами:
- Правильное звукоизвлечение (три правила хорошего звука: мышцы, камера, дыхание)
- Округлое отверстие, сформированное губами, в противоположность продолговатому.
- Формирование расслабленной и направленной воздушной струи (как при проговаривании буквы «О»), в противоположность сильной и рассеянной (как при выдувании и всасывании воздуха)
Критические ошибки при обучении игре одиночными нотами:
- Отверстие губ не округлое а продолговатое.
- Мышцы лица и, в особенности, губы чересчур напряжены.
- Выдувание и всасывание воздуха вместо правильного дыхания.
Совет!
Если у Вас до сих пор не выходит играть одиночными нотами, попробуйте немного наклонить губную гармонику вверх. Каким-то чудесным образом многим студентам этот совет помогает.
Упражнения
Упражнение 1.
Научиться играть одиночными нотами так, чтобы не задевать соседние отверстия, а также плавно передвигаться с одного отверстия к другому, не отводя губную гармошку от губ.
Задание:
Играть одиночными нотами на указанных отверстиях:
Гамма «до мажор»: +4-4+5-5+6-6-7+7
Упражнение 2.
Научиться применять 3 фундаментальных правила красивого звука в контексте игры именно одиночными нотами и играть максимально красиво и нежно каждую ноту «от тихого к среднему» звуку.
Задание:
Играть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 , используя 3 правила качественного звука и выводя каждую ноту «от тихого к среднему».
Упражнение 3.
Сфокусироваться на мелодии, но при этом стараться каждую ноту сыграть идеально «чисто», без задевания соседних отверстий.
Задание:
Сыграть одну или несколько мелодий из списка (ниже), играя очень медленно (в 2, а то и в 3 раза медленнее, чем аудио пример).
Упражнение 4.
начать применять 3 базовых правила красивого звука в контексте игры выученной Вами мелодии.
Задание:
Играть выученную вами мелодию очень медленно длинными нотами, каждую ноту выводя от тихого к громкому, фокусируя внимание на правильном выполнении трёх базовых правил.
Мелодии
Маленькой ёлочке холодно зимой
+6 +5 +5 +6 +5 +5
+6 -5 +5 -4 +4
-6 +7 -6 +6 +5 +5
+6 -5 +5 -4 +4
Жили у бабуси (Гуси)
-5 +5 -4 +4 +6 +6
-5 +5 -4 +4 +6 +6
-5 -6 -6 -5 +5 +6 +6 +5
-4 -5 +5 -4 +4 +4
Ода к Радости (9 симфония Бетховена)
+5 +5 -5 +6 +6 -5 +5 -4 +4 +4 -4 +5 +5 -4 -4
+5 +5 -5 +6 +6 -5 +5 -4 +4 +4 -4 +5 -4 +4 +4
Горіла сосна, палала
+4 +4 -4 +5 +5 -4 -4 +4
+5 +5 -5 +6 +5 +6 -5 +5
-4 -4 +5 -5 -4- 5 +5 -4
+4 +4 -4 +5 +5 -4 -4 +4
Миленький ты мой
+6 +5 -5 +5 -4 +4
-6 -6 -5 +4 -6 -6 +6
-6 -5 +4 -6 -6 +6
+5 -4 +5 -5 -3 +4
Подробное описание
Начать играть одиночными нотами на губной гармошке, не задевая соседние отверстия – это первый серьезный вызов для любого начинающего гармониста. Поверьте – любой среднестатистический человек без подготовки может овладеть игрой одиночными нотами, в среднем, за неделю. Причем, скорее всего, начнет получаться сразу, а за неделю можно этот навык довести до стабильности. Критерием хорошего результата будет сыгранная вами простенькая мелодия на губной гармонике от начала и до конца без задевания соседних нот.
У кого обычно не получается? У тех, кто не занимается. А у тех, кто занимается – получается всегда! Нет навыков, которым нельзя научиться, есть ленивые исполнители!
В будущем вы будете достаточно глубоко держать губную гармонику во рту и играть одиночными нотами. Вы научитесь управлять потоком воздуха так, что во рту будет несколько отверстий (2 или даже 3), а звучать будет только то, которое вы задумали. Не верите? Проверьте на себе – овладейте этим инструментом! Но убедиться вы сможете в этом немного позже, а начинать надо с малого. И мы вам в этом поможем.
Возможно, вы встречали информацию на других интернет-ресурсах, что есть несколько способов игры одиночными нотами на губной гармошке:
1) Свисток (блокировка губами)
2) Блокировка языком
3) U-блок
Ни в коем случае вам не нужно учиться играть на губной гармонике с помощью «техники» (если ее можно так вообще назвать) U-блок – это когда язык нужно сворачивать в трубочку. Сразу забудьте об этом способе, хоть некоторым он может показаться действительно очень простым. Играя таким образом, ваш язык будет постоянно занят, а он вам понадобится для приобретения всех последующих необходимых навыков игры на губной гармошке, в том числе для того, чтобы научиться играть бенды на губной гармонике.
Метод блокировки языком – очень хорошая техника игры на гармонике, но она вам будет нужна немного позже.
Сейчас вам необходимо научиться самому обычному, базовому способу игры на губной гармошке – блокировке губами, или как его еще называют «свисток».
Свистеть умеете? Не громко, и без двух пальцев во рту, а обычным свистом, когда губы «трубочкой»? Так еще свистит вокалист группы Scorpions в своей известной композиции Wind of change (Ветер перемен). Кстати, наверняка вы и сами начали замечать, что с губной гармошкой ваша жизнь уже начала меняться в сторону «интересней».
Заметьте, что когда вы свистите именно таким свистом, губы формируют небольшое круглое отверстие, хоть сами губы не напряжены и мягкие, более того все мимические мышцы тоже расслаблены. Именно эти 3 основные фактора нам надо перенести в контекст игры одиночными нотами на губной гармонике.
Итак, три правила, как научиться играть на губной гармошке одиночными нотами:
- Правильное звукоизвлечение (3 фундаментальных правила красивого звучания)
- Оруглое отверстие, сформированное губами, в противоположность продолговатому.
- Формирование расслабленной и направленной воздушной струи (как при проговаривании буквы «О»), в противоположность сильной и рассеянной, как при выдувании и всасывании воздуха («всасывать» – это не о нас и, надеемся, не о вас)
Начните с четвертого отверстия. Прежде всего, следует запомнить правильное звучание чистой одиночной ноты, которую вы собираетесь извлечь на губной гармошке. (Если вы подписались на бесплатную рассылку, то получили детальные аудио примеры для каждого отверстия и задания для развития одиночных нот на губной гармошке) Для этого вы можете закрыть указательными пальцами обеих рук все лишние отверстия, кроме того, над которым будете работать. Затем мягко подышите на вдох и на выдох через оставшуюся дырку, привыкая к необходимому звуку. Только после этого переходите к попыткам извлечь одиночную ноту на губной гармошке уже без помощи пальцев. Старайтесь найти чистый звук при игре, как на вдох, так и на выдох. Не переходите к другим отверстиям до тех пор пока не найдете чистый звук одиночной ноты на четвертом отверстии губной гармошки.
Будьте терпеливы. Если у вас всё же не получается, подойдите к зеркалу, проверьте не опущена ли гармошка во время игры и попробуйте опять извлечь одиночную ноту, скажем, на выдох. После этого заберите губную гармошку от губ, сохраняя положение самих губ и убедитесь, что губы формируют круглое отверстие. Скорее всего, именно тут вы делали ошибку, а ваши губы формируют продолговатое отверстие. Перед зеркалом сделайте еще раз форму губ как при свисте (с небольшой круглой дырочкой) и пробуйте опять найти одиночную ноту на четвертом отверстии губной гармошки. Должно получиться. Если все же не получается – попробуйте немного приподнять губную гармошку и слегка направить ее вверх. Это не запрещено. Только следите, чтобы нижняя губа не перекрывала само отверстие.
Когда у вас все получится с четвертым отверстием — переходите на пятое отверстие губной гармошки. После отработки одиночных нот на пятой дырке, мы рекомендуем сразу же отработать сам переход с четвертого отверстия на пятое. Для этого используйте схему обычной гаммы «до мажор» (если у вас губная гармошка в тональности «до мажор»).
Название всех нот этой гаммы вы наверняка знаете: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. А на губной гармошке она играется так: +4-4+5-5+6-6-7+7, где «+» означает выдох, а «-» — вдох. Ниже мы представим пример возможного порядка отработки одиночных нот на губной гармошке.
Начинайте отрабатывать одиночные ноты с четвертого отверстия, добавляя по одной дополнительной дырке. Не спешите, этот навык следует отрабатывать очень медленно (кто спешит – соседей насмешит). Ноты должны быть протяжными, а не короткими, чтобы вы могли во время игры каждой отдельной ноты исправиться, даже если услышите, что зацепили соседнее отверстие.
Ваш порядок отработки одиночных нот на гамме может выглядеть так:
1) +4-4 и в обратном порядке (-4+4). Если отработали и всё хорошо звучит — переходите к следующему пункту.
2) +4-4+5-5, -5+5-4+4
3) +4-4+5-5+6-6, -6+6-5+5-4+4
4) +4-4+5-5+6-6-7+7, +7-7-6+6-5+5-4+4.
Вот вы и сыграли гамму «до мажор» на губной гармонике.
В районе шестого и седьмого отверстия, скорее всего вы начнете опять немного цеплять соседние ноты, но будьте внимательны и напористы — старайтесь добиться более точного чистого звучания и не забывайте о правильном дыхании. Все время напоминайте себе о нем. Дыхание – это наше всё!
Теперь вам важно закрепить навык игры на губной гармошке одиночными нотами. Постарайтесь играть каждый день, хотя бы по 25-30 минут и через неделю у вас будет очень хороший результат. После этого вы сможете переходить к дальнейшему овладению приемов игры на губной гармонике при помощи нашего самоучителя по губной гармошке.
Отрабатывать навык игры одиночными нотами на губной гармошке лучше всего на простых, хорошо известных вам мелодиях. Т.е. на тех мелодиях, которые вы без труда можете напеть или насвистеть или воспроизвести у себя в голове. Примерами таких мелодий могут служить детские песенки, народные, праздничные или новогодние мотивы, отрывки известных классических произведений и т.д. Не пытайтесь начать разучивать сразу что-то масштабное. Помните, путь от простого к сложному наиболее продуктивный.
Источник
Детский мир
Губные гармошки недороги, их легко носить с собой. Если ты знаешь пару мелодий, ты сможешь развлечь себя и окружающих фактически в любом месте. Не требуется много времени, чтобы понять принцип игры на губной гармошке, а затем ты будешь только совершенствовать свою технику.
Учимся играть на губной гармошке
- Держи губную гармошку в руке между большим и указательным пальцами. Это очень похоже на то, как ты держишь бутерброд. Низкие ноты расположены слева. Правая рука у тебя свободна, так что ты можешь производить все виды звуковых эффектов – от открываемых банок, до «вау-вау»
- Посмотри на музыкальный инструмент губную гармошку. На нем два набора металлических пластинок – язычков. Верхние язычки откликаются, когда ты дуешь. Нижние пластинки откликаются, когда ты втягиваешь через них воздух в себя.
Ноты расположены вот так.
- Ознакомься с музыкой. Если написано «вдох 2», это значит – втягивать воздух через отверстие 2. если написано «выдох 6», значит. Дуть в отверстие 6. Стандартные записи музыкальных фраз и мелодий для гармошки таковы:
- Число говорит, на котором отверстии играть.
- Стрелка вверх обозначает «выдох»
- Стрелка вниз значит «вдох»
Это значит, что гамма до мажор играется следующим образом:
- Перед началом игры на губной гармошке, тебе следует научиться «складывать губы». Это значит придать губам правильное положение. Цель – извлечение чистого точного звука из каждой отдельной ноты гармошки. Это самый важный шаг в изучении игры на блюзовой губной гармошке. Твое дыхание должно быть естественным и не принужденным. Губы должны быть собраны так, чтобы чисто выходила только одна нота.
- Тренируйся втягивать через каждое отверстие, начиная с отверстия 1 слева. Губы сложи так, чтобы рот получился маленьким, и можно было втягивать только одну эту ноту. Извлекай эту ноту до тех пор, пока она не будет звучать правильно. Переходи к следующим отверстиям.
- Если поставишь два указательных пальца на ноты, оставляя открытой только одну ноту между ними, ты увидишь, до какого маленького размера нужно сложить губы, чтобы правильно играть.
- Занимайся, втягивая воздух сквозь каждое отверстие, до тех пор, пока не научишься извлекать чистый звук.
- Теперь попробуй выдувать каждую ноту. Чтобы закончить или начать ноту, скажи «та» во время выдоха. Кончик языка дотронется до бугорков за верхними зубами, останавливая поток воздуха, проходящий сквозь гармошку.
Играй на губной гармошке
Вот пара мелодий для занятий, которые играются в до мажоре. А ты знаешь, что некоторые ноты получаются при изгибании воздушного потока над язычками. Именно таким образом извлекаются те стонущие, завывающие звуки, которые ты слышишь в записях на пластинках.
Не бей копытом.
(Песня из диснеевского мультфильма «Не бей копытом», являющаяся гимном штата Канзас, США)
Источник
Губная гармошка с одной нотой
Техника блокировки языком: одиночные ноты
Как играть одиночными нотами при помощи техники блокировки языком:
Упражнения
Упражнение 1.
Найти необходимое положение языка, чтобы научиться играть одиночними нотами, при помощи техники блокировки языком.
Задание:
Играть отдельные одиночные ноты, с помощью техники блокировки языком, а затем играть гамму «до мажор» таким же способом:
Упражнение 2.
Научиться играть одиночными нотами техникой блокировки языком.
Задание:
Играть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 при помощи техники блокировки языком, при этом языком закрывать необходимые отверстия как-будто с опозданием.
Упражнение 3.
Научиться использовать эту технику в контексте игры композиций.
Задание:
Играть «Оду к Радости» из девятой симфонии Людвига ван Бетховена.
Табулатура:
-4-4+5+4 -4+5-5+5+4 -4+5-5+5-4 +4 -4+3
Упражнение 4.
Научиться использовать технику блокировки языком во время игры рок-н-роллов, буги и быстрых блюзовых произведений.
Задание:
Сыграть предложенную композицию в ритме «шаффл».
Порядок и рекомендации к выполнению данного упражнения:
- Разбирайте данную композицию по одной строчке. После того, как Вы хорошо научились играть одну строчку, только тогда переходите к следующей.
- Разбирая каждую строчку, сначала выучите (позвольте себе привыкнуть) к дыхательному рисунку, играя данную строчку одиночными нотами, при этом помните о том, что:
- В ритме «шаффл» первая нота каждой пары нот — вдвое длиннее второй.
- В ритме «шаффл» паузы между парами нот очень важны. Их нельзя «потерять».
- После того как Вы научились играть одиночными нотами необходимый музыкальный рисунок, Вам необходимо заменить каждую пару нот на исполнение с использованием техники блокировки языком, при этом вместо первой ноты будет звучать аккорд, а вместо второй ноты одиночная нота (все отверстия слева будут заблокированы языком), т.е. вместо +3+3, мы будем играть +(123)+3, а вместо +3-3 сыграем +(123)-3 и т.д. и т.п.
- Сначала научитесь играть построчно, затем всю композицию, потом пробуйте сыграть её под аудио пример с губной гармошкой, а только потом начинайте играть под аудио минус.
Табулатура:
+3+3 +3-3 -3-4 -4+5 / 4 раза
+4+4 +4+5 +5+6 +6-6 / 2 раза
+3+3 +3-3 -3-4 -4+5 / 2 раза
-4-4 -6-6 -4-4 -6-6
+4+4 +6+6 +4+4 +6+6
+3+3 +3-3 -3-4 -4+5 +5 (-2-5) — — — — —
Источник