мастер — класс
Сергей Руднев. Акустическая гитара
Автор статьи: директор «Гитарного Колледжа» Сергей Руднев
АКУСТИЧЕСКАЯ ГИТАРА
История этого популярнейшего музыкального инструмента насчитывает несколько веков. Прародительница гитары – лютня, струнный щипковый инструмент. Она имела схожую конструкцию, как, впрочем, и предназначение: лютня использовалась в качестве аккомпанирующего инструмента, позволяющего извлекать многоголосные аккорды. Правда, струн она имела несколько больше (в разные периоды у разных видов — от 5 до 14 и даже более). Для лютни писали музыку серьезные композиторы эпохи Ренессанса.
Самобытность звучания лютни привлекает сегодня многих профессиональных гитаристов, как занимающихся реконструкцией старинной и аутентичной музыки, так и использующих ее выразительный звук для переложений классических и современных произведений.
В XVIII веке у лютни появляется серьезный соперник — гитара, инструмент, активно развивавшийся в Италии и Испании, а затем завоевавший признание всей Европы и статус полноправного классического инструмента. Сегодня классическая гитара – это отдельный мир со своими ценностями, мастерами, богатейшим наследием и традициями.
ХХ век ознаменовался бурным развитием музыки неклассической, в которой гитара, а затем и электрогитара заняли лидирующие позиции. Такие стили, как кантри, блюз, рок-н-ролл, рокабилли, джаз, фламенко, джипси-джаз, латина и мощнейшее развитие популярной музыки, включающей в себя элементы всех этих и многих других направлений, сделали революционное развитие гитары неизбежным.
Огромная популярность и востребованность гитарной музыки вот уже несколько поколений притягивает молодых, энергичных и талантливых музыкантов, которые изобретают все новые и новые технические приемы игры и способы звукоизвлечения, совершенствуют конструкцию гитар.
В России к гитаре сложилось особое отношение. Инструмент по достоинству оценили за проникновенный тембр, душевность и лиричность. Даже непрофессионал мог легко аккомпанировать себе несложными аккордами, исполняя песню. Гитара зазвучала и в светских салонах, и в придорожных трактирах. Эта развилка оказалась важной в истории развития гитарной музыки в России: одна линия пролегла в стенах классических учебных заведений, другую подхватил народ — гитара стала самым демократичным инструментом. Цыганочки и романсы, посиделки у костра и застольные песни стали неотъемлемой частью русской культуры.
Кроме того, гитарная музыка сохранила и отпечатки самых масштабных и трагичных событий отечественной истории (сталинские репрессии в лагерных песнях, военная песня). В отличие от другого популярного инструмента – гармони, неизменно сопровождавшей шумные народные гуляния, гитара, в силу своих акустических возможностей, предполагала более тесный круг слушателей и несколько иной репертуар.
Гитара стала центром притяжения для советской творческой и технической интеллигенции, в компаниях пели известные песни из кинофильмов, музыкальные переложения стихов серебряного века и собственные песни. Авторская песня, объединения КСП, бардовское творчество с 60-х годов открыло новую веху отечественной гитарной культуры. Целое поколение людей, стремившихся найти альтернативу тотально идеологизированной массовой культуре, сформировалось на творчестве Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Александра Галича, Ады Якушевой, Юлия Кима и др. Возможно, самым известным человеком с гитарой советской эпохи, стал Владимир Высоцкий, чей творческий гений снискал всенародную любовь еще при жизни артиста.
Авторская песня, как жанр, сформировавшийся в среде талантливых музыкантов-любителей, при всех поэтических достоинствах редко сопровождался по-настоящему мастерским аккомпанементом. Между тем, когда гитара попадает в руки к настоящему профессионалу, перед ним открывается широчайшая палитра возможностей, позволяющая услышать аранжировку, включающую в себя конкретную басовую линию, четкую синкопированную ритмику с элементами перкашн, сложную красивую гармонию. Будучи качественно подзвучена, такая гитара вместе с голосом создают ощущение самодостаточного мини-ансамбля.
Более того, гитарная аранжировка может включать в себя и вокальную партию, т.е. представлять собой полноценный инструментальный кавер. Но эта работа требует исключительной техники, безупречного знания возможностей инструмента, композиторского таланта, чувства стиля и вкуса. Музыканты такого уровня поднимают планку исполнительского искусства и совершают новые революции в области гитарной музыки.
Среди имен новаторов-виртуозов акустической гитары, безусловно, важно назвать имена Томми Эммануэля (Tommy Emmanuel), чей талант оценил по достоинству еще легендарный Чет Аткинс (Chet Atkins), Дона Росса (Don Ross), Энди МакГи (Andy McGee). Эти и многие другие выдающиеся музыканты нашли свой собственный узнаваемый стиль и достигли вершин исполнительского искусства.
Здесь следует заметить, что владение акустической гитарой является обязательной «дисциплиной» для любого электрогитариста. Впечатляет, когда авторитетный мега-шредер берет в руки акустику и удивляет фанатов превосходной фингерстайл-композицией.
Акустические вещи или даже целые программы unplugged есть в арсенале практически всех известных рок-музыкантов.
Итак, гитара — это самый популярный, доступный, мобильный и мультиформатный инструмент. Гитара + вокал — два слагаемых, позволяющих создать самодостаточный индивидуальный продукт. А публикация в Интернете, возможно, сделает его знаменитым. Сегодня многие талантливые исполнители получают широкую известность и признание благодаря клипам, сделанным в домашних условиях, которые, тем не менее, собирают миллионную аудиторию.
Творческая, рабочая, дружественная атмосфера, царящая в «Гитарном Колледже» и огромный опыт наших педагогов сделают ваше обучение увлекательным и эффективным. Познакомиться с программой учебного курса «Акустическая гитара» можно здесь.
И главное: музыка – это труд, который делает человека счастливым!
Источник
УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР: Акустическая гитара
АКУСТИЧЕСКАЯ ГИТАРА. ИСТОРИЯ. РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
И стория этого популярнейшего музыкального инструмента насчитывает несколько веков. Прародительница гитары – лютня, струнный щипковый инструмент. Она имела схожую конструкцию, как, впрочем, и предназначение: лютня использовалась в качестве аккомпанирующего инструмента, позволяющего извлекать многоголосные аккорды. Правда, струн она имела несколько больше (в разные периоды у разных видов — от 5 до 14 и даже более). Для лютни писали музыку серьезные композиторы эпохи Ренессанса.
Самобытность звучания лютни привлекает сегодня многих профессиональных гитаристов, как занимающихся реконструкцией старинной и аутентичной музыки, так и использующих ее выразительный звук для переложений классических и современных произведений.
В XVIII веке у лютни появляется серьезный соперник — гитара, инструмент, активно развивавшийся в Италии и Испании, а затем завоевавший признание всей Европы и статус полноправного классического инструмента. Сегодня классическая гитара – это отдельный мир со своими ценностями, мастерами, богатейшим наследием и традициями.
ХХ век ознаменовался бурным развитием музыки неклассической, в которой гитара, а затем и электрогитара заняли лидирующие позиции. Такие стили, как кантри, блюз, рок-н-ролл, рокабилли, джаз, фламенко, джипси-джаз, латина и мощнейшее развитие популярной музыки, включающей в себя элементы всех этих и многих других направлений, сделали революционное развитие гитары неизбежным.
Огромная популярность и востребованность гитарной музыки вот уже несколько поколений притягивает молодых, энергичных и талантливых музыкантов, которые изобретают все новые и новые технические приемы игры и способы звукоизвлечения, совершенствуют конструкцию гитар.
В России к гитаре сложилось особое отношение. Инструмент по достоинству оценили за проникновенный тембр, душевность и лиричность. Даже непрофессионал мог легко аккомпанировать себе несложными аккордами, исполняя песню. Гитара зазвучала и в светских салонах, и в придорожных трактирах. Эта развилка оказалась важной в истории развития гитарной музыки в России: одна линия пролегла в стенах классических учебных заведений, другую подхватил народ — гитара стала самым демократичным инструментом. Цыганочки и романсы, посиделки у костра и застольные песни стали неотъемлемой частью русской культуры.
Кроме того, гитарная музыка сохранила и отпечатки самых масштабных и трагичных событий отечественной истории (сталинские репрессии в лагерных песнях, военная песня). В отличие от другого популярного инструмента – гармони, неизменно сопровождавшей шумные народные гуляния, гитара, в силу своих акустических возможностей, предполагала более тесный круг слушателей и несколько иной репертуар.
Гитара стала центром притяжения для советской творческой и технической интеллигенции, в компаниях пели известные песни из кинофильмов, музыкальные переложения стихов серебряного века и собственные песни. Авторская песня, объединения КСП, бардовское творчество с 60-х годов открыло новую веху отечественной гитарной культуры. Целое поколение людей, стремившихся найти альтернативу тотально идеологизированной массовой культуре, сформировалось на творчестве Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Александра Галича, Ады Якушевой, Юлия Кима и др. Возможно, самым известным человеком с гитарой советской эпохи, стал Владимир Высоцкий, чей творческий гений снискал всенародную любовь еще при жизни артиста.
Авторская песня, как жанр, сформировавшийся в среде талантливых музыкантов-любителей, при всех поэтических достоинствах редко сопровождался по-настоящему мастерским аккомпанементом. Между тем, когда гитара попадает в руки к настоящему профессионалу, перед ним открывается широчайшая палитра возможностей, позволяющая услышать аранжировку, включающую в себя конкретную басовую линию, четкую синкопированную ритмику с элементами перкашн, сложную красивую гармонию. Будучи качественно подзвучена, такая гитара вместе с голосом создают ощущение самодостаточного мини-ансамбля.
Более того, гитарная аранжировка может включать в себя и вокальную партию, т.е. представлять собой полноценный инструментальный кавер. Но эта работа требует исключительной техники, безупречного знания возможностей инструмента, композиторского таланта, чувства стиля и вкуса. Музыканты такого уровня поднимают планку исполнительского искусства и совершают новые революции в области гитарной музыки.
Среди имен новаторов-виртуозов акустической гитары, безусловно, важно назвать имена Томми Эммануэля (Tommy Emmanuel), чей талант оценил по достоинству еще легендарный Чет Аткинс (Chet Atkins), Дона Росса (Don Ross), Энди МакГи (Andy McGee). Эти и многие другие выдающиеся музыканты нашли свой собственный узнаваемый стиль и достигли вершин исполнительского искусства.
Здесь следует заметить, что владение акустической гитарой является обязательной «дисциплиной» для любого электрогитариста. Впечатляет, когда авторитетный мега-шредер берет в руки акустику и удивляет фанатов превосходной фингерстайл-композицией.
Акустические вещи или даже целые программы unplugged есть в арсенале практически всех известных рок-музыкантов.
Итак, гитара — это самый популярный, доступный, мобильный и мультиформатный инструмент. Гитара + вокал — два слагаемых, позволяющих создать самодостаточный индивидуальный продукт. А публикация в Интернете, возможно, сделает его знаменитым. Сегодня многие талантливые исполнители получают широкую известность и признание благодаря клипам, сделанным в домашних условиях, которые, тем не менее, собирают миллионную аудиторию.
Творческая, рабочая, дружественная атмосфера, царящая в «Гитарном Колледже» и огромный опыт наших педагогов сделают ваше обучение увлекательным и эффективным. Познакомиться с программой учебного курса «Акустическая гитара» можно здесь (смотри ниже).
И главное: музыка – это труд, который делает человека счастливым!
Guitar College Moscow
© Сергей Руднев 2015, © Виктория Мерзлякова 2015
Использование авторского текста без ссылки на ресурс www.guitarcollege.ru запрещено и охраняется законом об авторском праве РФ
В программу курса «Акустическая гитара» входит:
Техника правой руки: освоение арсенала специфических приемов и элементов, позволяющих составить аранжированный аккомпанемент или бой в нескольких фактурах и в любом стиле. Техника игры медиатором (соло и аккомпанемент) в базовых стилях.
Техника левой руки: изучение профессиональных аккордовых аппликатур, последовательностей, технических приемов различных эффектов и способов глушения и мн. др.
Теория: элементарная теория музыки, гармония, импровизация, визуализация грифа, элементы сольфеджио, специфика стилей, аранжировка.
В процессе освоения материала изучаются базовые стили, такие как блюз, рокабилли, босса-нова, джаз, фанк, поп-музыка.
Создание репертуара: выбор произведения/песни, подготовка аккомпанемента, работа над вокальной партией, аранжировка вступлений, заполнений, проигрышей, код.
Освоение сольного инструментального репертуара: общий гармонический, ладотональный и технический анализ произведения, разбор сложных узлов, работа над отдельными фрагментами, частями и целостным финальным звучанием композиции. Специфика подготовки к концертному выступлению.
Важно отметить, что эти и другие разделы данной программы изучаются не строго последовательно, а вводятся постепенно, расширяя диапазон материала и тем, в зависимости от уровня владения инструментом.
Продолжительность обучения по данной программе определяется стартовым уровнем ученика и составляет от 2-х до 5-ти лет. Вместе с тем, для каждого студента срок обучения сугубо индивидуален и зависит от ряда факторов: природных способностей (пластичность, координация, особенности нервной системы, слух, память, музыкальность, чувство ритма…), количества и эффективности вложенного времени, и, конечно же, целеустремленности.
Автор курса: директор «Guitar College» С.И. Руднев.
Источник