Как сделать шагающий бас
Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье мы разберём некоторые принципы, опираясь на которые можно сделать шагающий бас.
Уметь играть с помощью такого баса очень приятно — это как дополнительный инструмент для музыкального самовыражения. Играть так можно не только на бас гитаре, но и на гитаре (к примеру если выиграете в две гитары, то один человек играет верхние ноты аккордов, а другой саму басовую линию).
Итак, нам нужно чтобы звучало нормально. И как этого вообще добиться?
Для начала я расскажу про скачки на кварту вниз (или квинту вверх). Мне очень нравится так делать, когда звучит тоника аккорда и нужно её как-то разбавить. Первое что можно сделать это чередовать тонику и пятую ступень (получится как раз скачок на кварту вниз, для аккорда До мажор, к примеру это до — соль).
рис. 1
Второе что важно — это осуществление перехода к тонике следующего аккорда. Как это сделать? Для этого хорошо использовать вводную ступень (вводной называется седьмая ступень) или вторую (её тоже иногда называют вводной).
То есть к тонике до (если мы хотим перейти в до мажорный аккорд) мы можем перейти как раз через ноту си.
рис. 2
Третье — мы нашей басовой линии можем использовать вообще все ноты (опираясь при этом на наше внутреннее ощущение гармонии — если звучит гармонично и нам нравится тогда хорошо — оставляем. кстати, здесь мы писали об эффективном упражнении помогающем в развитии музыкального слуха). Ноты гаммы (диатонические) и хроматические (что находятся между ними). Однако, и тут есть некоторые нюансы, о которых на начальном этапе хорошо бы помнить.
Иначе может звучать не очень хорошо и более опытные музыканты (а может и простые слушатели) это услышат.
Нужно очень осторожно использовать третью и седьмую ступени. Что это собственно за ступени?
Правильно — они как раз отличают минорный септаккорд от мажорного.
Поэтому если у нас звучит До мэйдж к примеру, то лучше не играть в басовой линии си бемоль иначе будет звучать нехорошо.
рис. 3
На рисунке 3 мы рассмотрели правильное использование 7-ой ступени на примере аккорда Eb7. То есть мы не можем на нем взять ре бекар (большую септиму) — это будет звучать нехорошо.
Аналогично в аккорде Bbm7.
Это же касается и третьей ступени, лучше не делать акцент на минорной 3-ей ступени когда звучит мажор, а если и играть её, то очень осторожно как проходящую (типа как когда играем хроматическую гамму в нашем басу (об этом поговорим в самом конце статьи)).
Ну и аналогично — на минорные аккорды не играть мажорную терцию или септиму, не входящую в состав этого аккорда.
Также помните: хотя по-идее нам и можно использовать арпеджио аккордов, на которые мы играем бас лучше на сильную долю каждого нового аккорда играть именно его первую ступень (тонику). Вначале это также лучше себе взять за правило.
Ну и напоследок, в шагающем басу хорошо использовать хроматическую гамму. Например, в этом переходе сыграть так:
рис. 4
На рисунке 4 мы показали как использовать хроматизм. Ещё мы отметили важность перехода именно в тонику нового аккорда.
Кстати, хроматическая гамма у нас написана по определённым правилам, читайте о них здесь: https://gorstorehov.com/page/chto-takoe-ladovaya-alteraciya.
Если вам есть чем дополнить статью — не стесняйтесь писать комментарии дабы раскрыть тему подробнее. Вопросы задавайте там же, постараюсь ответить.
Ну и попробуем сделать шагающий бас, руководствуясь описанными выше принципами. Поиграем его на темку Just Friends.
Источник
Jim Stinnett. Шагающий бас в Ре-миноре
Джим Стинет рассказывает как обыграть на бас гитаре статическую гармонию (когда один аккорд звучит более четырех тактов). Он показывает насколько важно мыслить мелодически при игре шагающего баса и как при этом развить фразировку в ваших линиях. Основа его упражнений — запоминание маленьких мелодий внутренним слухом.
В этом уроке я хотел бы поговорить об одной достаточно сложной для понимания концепции. Многие студенты спрашивают: «Как обыграть на бас гитаре один аккорд, например ре минор?» И очень часто слышат один и тот же неправильный ответ: просто импровизируй по ре дорийскому ладу!. Это очень плохое описание для хорошей модальной игры.
Играйте мелодии! Короткие однотактовые фразы, которые станут кирпичиками для построения хорошей линии являются ключом в данной ситуации. Вам не нужен для этого огромный багаж фраз, для начала нужно только освоить самые основные. Очень важно затем транспонировать их в другие тональности и с практикой это даст вам больше свободы при игре по любой гармонии.
Часть 1. Простые мелодии.
Вот несколько типичных однотактовых мелодий. Играйте их вместе с аккомпанементом т.к. важно чтобы вы научились слышать их в контексте.
Пример 1. Однотактовые мелодии.
- Каждый такт отделен двойной чертой. Это показывает, что каждый из них — это одна фраза. Играйте каждый такт снова и снова чтобы запомнить звучание и аппликатуру фразы, прежде чем переходить к следующей.
- После того как запомните их все играйте такт 1-2 вместе, объединив их в одну фразу.
- Играйте вместе такты 2-3, 3-4 и т.д.
- Теперь играйте такты 1-3, 1-4 и т.д. Пробуйте использовать различные комбинации однотактовых фраз между собой.
- Сыграйте 4-х тактную фразу объединив такты 1, 2, 3 и 4 вместе. Далее играйте такты 2-3-4-5 и т.д. Обратите внимание как каждая комбинация создает новый контур вашей линии изменяя степень тяготения и разрешения нот.
- Теперь давайте создадим новые фразы. Играйте такты 1-1-1-2, 1-1-1-3 и т.д.
- Попробуйте также такие комбинации: 1-2-1-3, 1-2-1-4, 1-2-1-5 и т.д. До сих пор все упражнения игрались с сохранением 4-х и 8-ми тактовой фразировки. Давайте попробуем немного другой подход, думаю он вам понравится.
- Играйте такты 1-2-3 и повторяйте их снова и снова. Обязательно играйте это упражнение с аккомпанементом. Поскольку рояль и барабаны фразируют по 4 такта, ваша трехтактная фраза будет начинаться каждый раз в новом месте. Попробуйте этот подход с другими ранее выученными комбинациями фразируя по три поверх аккомпанемента.
Часть 2. Еще примеры однотактных мелодий.
Используйте тот же метод, что и в первой части для изучения следующих примеров.
Пример 2. Новые мелодии.
Пример 3. Новые мелодии.
Пример 4. Новые мелодии.
Очевидно, вы можете создать огромное количество 2-х, 4-х и 8-ми тактных мелодий используя различные комбинации однотактных фраз. Сфокусировав свои занятия на этих фразах вы быстро будете запоминать их звучание и аппликатуру. Ваша цель — выработать мышечную память в связке со слуховой памятью, что в дальнейшем поможет вам чувствовать себя более свободно. Вы просто будете использовать свою слуховую память для построения мелодичных длинных линий.
Опытные басисты обычно фразируют свои линии по 8, 16 и 32 такта. Снимая партии великих басистов, например Paul Chembers , Ron Carter и Ray Brown вы можете легко заметить как они развивают свои линии начиная с маленьких фраз и как они могут играть песню с фразировкой на различных уровнях.
Еще раз повторюсь: вам не нужен огромный багаж фраз, для начала нужно только освоить самые основные. Остальное за вас сделают ваши уши!
UPDATE: Все упражнения и фразы Джим Стиннет показывает на своем YouTube канале Real Bass Lessons и я рекомендую на него подписаться, так как там публикуется очень полезный материал на мой взгляд. Данный урок освещен в двух частях, которые я публикую здесь.
Источник
Шагающий бас
День добрый! 🙂 Сегодня я бы хотел поговорить про шагающий бас.
В простом варианте шагающего баса используются четвертные ноты, которые обыгрывают гармонию пьесы. Чтобы грамотно прописать шагающий бас на аккордовую сетку пьесы, надо в первую очередь знать, как строятся аккорды и какими они бывают.
Вот основные аккорды, которые используют в эстрадной музыке взятые от звука до (эти же аккорды могут быть взяты и от других звуков):
- C – мажорное трезвучие от до (б3 + м3 = до, ми, соль).
- Cm — минорное трезвучие (м3 + б3 = до, ми бемоль, соль).
- Cmaj7 — большой мажорный септ-аккорд (маж35 и б7 по краям = до, ми, соль, си).
- C7 — малый мажорный септ-аккорд (маж35 + м7 по краям = до, ми, соль, си бемоль).
- Cm7 — малый минорный септ-аккорд (мин35 + м7 по краям = до, ми бемоль, соль, си бемоль).
- Cm7b5 — малый уменьшенный септ-аккорд (ум35 + м7 по краям = до, ми бемоль, соль бемоль, си бемоль).
- C07 — уменьшенный септ-аккорд (ум35 + ум7 = до, ми бемоль, соль бемоль, си дубль бемоль).
Это основные аккорды, но есть и другие. Вы познакомитесь с ними ближе, когда будете изучать джазовую музыку.
Чтобы написать простой вариант шагающего баса на эти аккорды, для начала напишите под каждым аккордом, появляющемся в гармонии, его тонику. В основном остальные четвертные ноты надо будет записать, используя аккордовые звуки гармонии.
Скажем, если аккорд до мажор, то используйте ноты — до, ми, соль. Поэкспериментируйте с этими нотами и слушайте больше джаза, чтобы запомнить на слух стандартные басовые ходы.
Для более развернутого баса можно использовать вводные, проходящие и вспомогательные ноты. Но только для начала научитесь их использовать так, чтобы на первую долю такта всё равно приходилась тоника аккорда, а на третью долю чтобы обязательно был аккордовый звук (желательно терция или септима).
Вводные звуки — это хроматические ноты, которые не входят в диатоническую гамму, соответствующую данному аккорду. Для аккорда до мажор вводными звуками в тонику будут — си и ре бемоль. Вводный звук при этом надо разрешать в аккордовый, чтобы не нарушать гармонию пьесы.
Вспомогательные ноты — это ноты из гаммы, соответствующей данному аккорду. Вот эти гаммы и аккорды:
- C — натуральный мажор, лидийский лад.
- Cm — натуральный минор, дорийский минор.
- Cmaj7 — лидийский мажор, также можно использовать ионийский (натуральный) мажор. Также если данный аккорд является тоникой то по методике Скотта Хендерсона можно использовать пентатоники минорного наклонения от второй, третьей и шестой ступеней тональности, но мы не будем нагружать читателя слишком большим количеством информации.
- C7 — миксолидийский мажор.
- Cm7 — дорийский минор.
- Cm7b5 — локрийский лад.
- C07 — уменьшенный лад от до. Для любителей повыпендриваться и попридираться, тут ещё можно использовать гармонические миноры от нот ре бемоль, ми, соль и си бемоль.
При использовании вспомогательных нот, будьте уверены, что они все равно приводят к аккордовым звукам. По началу старайтесь использовать меньше вспомогательных нот и еще меньше вводных. Делайте упор на аккордовые звуки. Играйте больше джаза и снимайте на слух шагающий бас. Это научит вас тому, как это звучит у профессионалов. Успехов! 🙂
Источник
Басовые ходы в аккомпанементе для гитары
Принцип обыгрывание аккордов на басовых струнах, описанный мною, заключается в проведении басового хода по трезвучию (по 1, 3, 5 ступеням аккорда ), в размере 4/4, с пропуском второй доли, а так же при аккомпанементе с ровным басовым ходом по четырем четвертям (шагающий бас) по 1, 2 , 3 , 5 ступеням аккорда.
И так, рассмотрим подробнее ритмические рисунки предложенного мною аккомпанемента.
«Шагающий » бас по 1, 2 , 3 и 5 ступеням аккорда распределяется ровно по долям -четырем четвертям .
- / раз — и / два -и / три — и / четыре — и /
- / бас -щипок / бас -щипок /бас -щипок /бас -щипок /
Ритм обыгрывание аккорда на басах по трезвучию -по 1, 3 , 5 ступеням (щипками или» перебором») рассмотрим в двух вариантах
Вариант 1. Игра триолями ( доля делится на 3 части :раз-два-три)
- раз-два-три /раз-два-три / раз..
- бас -щ- щ / бас — щ — щ / бас..
- раз-два-три /раз-два-три / раз..
- бас-3стр-2стр/бас-3стр-2стр/ бас..
Вариант 2. С пропуском доли на счет «два»:
- Бас -пауза -щ / Бас -пауза -щ / бас-пауза
Схемой можно записать следующим образом:
- бас -пауза / щ -бас / пауза- щ / бас -пауза
- раз / два / три / четыре
Ноты в аккордах, расположенные на 1, 2, 3, 5 ступенях ,и находящиеся на соответствующих струнах:
- ля минор (Am) : ля, си, до, ми /5 (0), 5 (2), 5 (3), 4 ( 2)
- ре минор(Dm) — ре, ми, фа, ля / 4 (0),4 (2), 4(3), 3 (2)
- соль мажор(G) -соль, ля, си, ре/ 6(3), 5(0), 5(2), 4(0)
- до мажор(C) -до,ре, ми, соль / 5 (3),4(0), 4(2), 3(0)
- фа мажор(F) -фа,соль, ля, до / 5 (8), 4(5), 4 (7), 3(5) -барэ на 5 ладу
- си мажор септ(H7) : си, до диез, ре диез, фа диез / 5 (2), 5 (4), 5 (6), 4 (4)
- ми мажор(E) :ми, фа диез, соль диез, си / 6 (0), 6 (2), 6 (4), 5(2)
- ми минор(Em) : ми, фа диез, соль, си / 6 (0), 6 (2), 6 (3), 5 (2)
- ля мажор сеп(A7)т : ля, си, до диез, ми / 5 (0), 5 (2), 5 (4), 4 (2)
- ре мажор(D) : ре, ми, фа диез,ля /4 (0), 4 (2), 4 (4), 3 (2)
- фа диез мажор(F#) : фа диез, соль диез мажор, ля диез мажор, до диез мажор / 5 (9), 4 (6), 4 (8), 3 (6) -барэ на 6 ладу
Ноту «си» и аккорды, построенные от этой ноты, будем обозначать буквой «H» , в традиции классической школы, в отличии от совресенной, где «си» обозначается как» B»
Аккорды тональностей ля минор и ми минор я расположил в последовательности квартового круга (через два с половиной тона) . Это последовательность является стандартным гармоническим оборотом, который часто используется в песнях.
Тональность ля минор Am: Am -Dm -G -C -F — H7 — E -Am
Тональность ми минор Em : Em -Am -D — G — C — F# — H7 — Em
Источник