Гурилев колокольчики мои ноты

Гурилев колокольчики мои ноты

ОДНОЗВУЧНО ГРЕМИТ КОЛОКОЛЬЧИК

Музыка Александра Гурилева
Слова И. Макарова

Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
Столько грусти в той песне унылой,
Столько грусти в напеве родном,
Что в душе моей хладной, остылой
Разгорелося сердце огнем.
И припомнил я ночи иные
И родные поля и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка.
И замолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека…

Конец 1840-х или начало 1850-х годов

Отд. изд. Спб., ц.р. 1853 с муз. Гурилева, автором текста обозначен И.П. Макаров. Известна также муз. Сидоровича (1858), Сабинина. Даты рождения и смерти автора текста не установлены. Он печатался в «Рауте». На его стихотворения Гурилевым написаны и другие романсы: «В морозную ночь я смотрела…» (1853), «Падучая звезда» («Смотрю я в глубь лазури ясной…», 1854). Последнее ст-ние на муз. положила также О. Донаурова. На текст «Не вспоминай того, что было…» муз. написал Болле (Приложение к «Пантеону» за 1855 г.). Мнения об авторстве публикуемого ст-ния противоречивы. В.А. Энгельгардт в своих воспоминаниях («Последняя гитара» // «Исторический вестник». 1910, апрель) утверждал, что за подписью И.П. Макарова скрывался его дед Николай Петрович Макаров (1810-1890) — гитарист, лексикограф, печатавший сатирически романы под псевдонимом Гермогена Трехзвездочкина. Позднее высказано мнение, что автором песни был крепостной крестьянин Иван Иванович Макаров (1821-1852), в подтверждение чего А. Шварц ссылается н архивные материалы, якобы обнаруженные им в Перми («Литературная Россия». 1971, №24, 11 июня; «Огонек». 1978, №30). Однако в пермских архивах, в том числе в составе личного фонда А.К. Шварца, отсутствуют материалы, относящиеся к Макарову (согласно письму Н. Жулановой к составителю от 10 мая 1988 г.). Цикл романсов Гуриева и романс Болле написаны на тексты одного автора, содержание и стиль которых вызывает сомнение в возможности их принадлежности крестьянину.

Песни русских поэтов / Вступ. ст., сост., подгот. текста , биогр. справки и примеч. В.Е. Гусева. В 2 т. Л.: Сов. писатель, 1988. Т 2. (Б-ка поэта, БС). С. 341, 482 (прим.). №693.

НОТЫ:

Уноси мое сердце в звенящую даль…: Русские романсы и песни с нотами / Сост. А. Колесникова. М.: Воскресенье; Евразия +, Полярная звезда +, 1996.

Другое заглавие романса Гурилева — «Колокольчик». Первая строка часто в ред.: «Однозвучно звенит колокольчик», а 4-я: «Заливается песнь ямщика». Мелодию К. Сидоровича см. ниже — с ней романс исполняли Надежда Плевицкая (1884-1941), запись на пластинку — фирма «Зонофон», Москва, 1909, №63849 (см.: Очи черные: Старинный русский романс. М.: Эксмо, 2004. С. 112), и Екатерина Юровская, запись на пластинку — фирма «Музтрест», 1932, №2452 (Там же. С. 273).

Александр Львович Гурилев (1803, Москва — 1858, Москва)


ВАРИАНТЫ (2)

1. Однозвучно звенит колокольчик

Музыка А. Гурилева
Слова И. Макарова

Однозвучно звенит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.

Столько грусти в той песни унылой,
Столько грусти в напеве родном,
Что в душе моей хладной, остылой
Разгорелося сердце огнем.

И припомнил я ночи другие
И родные поля и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.

Однозвучно звенит колокольчик,
И вдали отдаваясь слегка,
И замолк мой ямщик. а дорога
Предо мной далека-далека.

Шедевры русского романса / Ред.-сост. Н.В. Абельмас. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2004. (Песни для души).

2. Колокольчик

Музыка А. Гурилева
Слова И. Макарова

Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка.
И уныло по ровному полю
Заливается песнь ямщика.
Заливается песнь ямщика.

Столько чувства в той песне унылой,
Столько грусти в напеве родном,
Что в душе моей, хладной, остылой,
Разгорелося сердце огнем.
Разгорелося сердце огнем.

И припомнил я ночи другие,
И родные поля и леса.
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
Набежала, как искра, слеза.

Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка.
И замолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.
Предо мной далека, далека!

Гори, гори, моя звезда! / Сост. и муз. редактор С.В. Пьянкова. Смоленск: Русич, 2004. С. 29-30.

МЕЛОДИЯ А. ГУРИЛЕВА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (3 листа):



Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.

МЕЛОДИЯ К. СИДОРОВИЧА:

Ах, зти черные глаза / Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова. Смоленск: Русич, 2004.

Двухголосие:

Такун Ф.И. Славянский базар. М.: Современная музыка, 2005.

МЕЛОДИЯ К. СИДОРОВИЧА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (5 листов):





Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.

Источник

А. Гурилев — ноты для вокала — романсы и песни

Сборники с нотами романсов и песен композитора
Александра Гурилева для голоса, вокала в pdf


А. Гурилев
Избранные романсы и песни

для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1989г.
номер 10733

  • Матушка, голубушка. Слова Ниркомского
  • Вьется ласточка сизокрылая. Слова Н. Грекова
  • Сарафанчик. Слова А. Полежаева
  • Она миленькая. Слова А. Б.
  • Я помню робкое желанье. Слова Огарева
  • Зачем меня терзаешь ты? Слова Н. Горсткина
  • Разрумянилась рябинушка. Слова Польяни
  • Ее здесь нет. Слова В. В
  • Черный локон. Слова А. Б
  • Сердце-игрушка. Слова Э. Губера
  • Воспоминание («Ни небо лазурное»). Слова . Дьякова
  • Внутренняя музыка. Слова Н. Огарева
  • Я говорил при расставанье. Слова А. Фета
  • Радость-душечка, красна девушка. Слова П. Вяземского
  • Разлука («На заре туманной юности»). Слова А. Кольцова
  • Отгадай, моя родная. Слова Е. Крузе
  • Я помню взгляд. Слова А. Т.ой
  • Век юный, прелестный. Слова Н. Кондошнна
  • Отвернитесь, не глядите. Слова С. Любецкого
  • Право, маменьке скажу! Слова Н. Берга.
  • Песня ямщика. Слова К. Бахтурина
  • Ты и вы. Слова А. Пушкина
  • Грусть девушки. Слова А. Кольцова
  • Улетела пташечка. Слова С. Сельского.
  • С песней душа улетит («Славным вином на прощанье. ») Слова Н. Щербины
  • Колокольчик. Слова И. Макарова
  • И скучно, и грустно. Слова М. Лермонтова
  • Вам не понять моей печали. Слова неизвестного автора

Скачать ноты романсов


А. Гурилев
Три романса

в переложении для высокого голоса в сопровождении баяна
“Государственное музыкальное издательство”, 1953г.
номер м23294г

1. Колокольчик.
2. Вьётся ласточка сизокрылая
3. Домик-крошечка

Скачать ноты

АЛЕКСАНДР ГУРИЛЕВ

Кому не знакомы чудесные романсы «Однозвучно гремит колокольчик», «На заре туманной юности», «Матушка-голубушка», «Вьется ласточка», «Сарафанчик». Почти полтора столетия прошло со времени рождения этих бесхитростных лирических мелодий, а они до сих пор звучат с концертной эстрады и пользуются всеобщей любовью. Их автор — замечательный русский композитор Александр Львович Гурилев.

Подмосковное имение графа В. Г. Орлова славилось крепостным оркестром. Руководил им также крепостной человек графа Л. С. Гурилев. Он и стал первым учителем своего сына Александра. Способности юноши не остались без внимания: с ним занимались выдающиеся музыканты Джон Фильд и Иосиф Геништа. Так он овладел искусством фортепианной игры и основами гармонии. Но особенно прославился Гурилев виртуозной игрой на альте. Известно, что он с успехом участвовал в квартетных собраниях князя Н. Б. Голицына.
В 1831 году после смерти графа В. Орлова музыканты его получили вольную. Став свободным, Гурилев жил в Москве и занимался преподаванием игры на фортепиано, а также композицией. Значительное влияние на творческое формирование музыканта оказал его друг композитор Варламов. Именно эти два мастера внесли огромный вклад в развитие русского бытового романса доглинкинской эпохи.

Вокальные произведения композитора по своему духу близки песенным образцам русского музыкального фольклора. Гурилев был глубоким знатоком народного творчества. Он составил сборник «Избранных народных песен» в обработках для голоса и фортепиано, а его оригинальные романсы скоро завоевали такую популярность, что многие из них воспринимались как народные песни. Повсюду звучали гурилевские мелодии «Не шуми ты, рожь» на стихи Кольцова, «Я вас любил» на стихи Пушкина, «В минуту жизни трудную» на стихи Лермонтова. Пользовались успехом и фортепианные пьесы Гурилева— по заказу он писал мазурки и польки. Эффектной виртуозностью отмечены переложения оперной музыки Глинки, Беллини, Доницетти. Но, конечно, основную ценность в его творческом наследии представляют вокальные сочинения (всего их написано композитором около ста), которые дают право считать Александра Львовича Гурилева одним из основоположников русского романса.

170 лет со дня рождения русского композитора Александра Львовича Гурилева

Источник

Гурилев — Романсы и песни — ноты для голоса и фортепиано

В этот сборник вошли ноты следующих песен:

  1. Матушка, голубушка. Слова Ниркомского
  2. Вьется ласточка сизокрылая. Слова Н. Грекова
  3. Сарафанчик. Слова А. Полежаева
  4. Она миленькая. Слова А. Б.
  5. Я помню робкое желанье. Слова Огарева
  6. Зачем меня терзаешь ты? Слова Н. Горсткина
  7. Разрумянилась рябинушка. Слова Польяни
  8. Ее здесь нет. Слова В. В
  9. Черный локон. Слова А. Б
  10. Сердце-игрушка. Слова Э. Губера
  11. Воспоминание («Ни небо лазурное»). Слова . Дьякова
  12. Внутренняя музыка. Слова Н. Огарева
  13. Я говорил при расставанье. Слова А. Фета
  14. Радость-душечка, красна девушка. Слова П. Вяземского
  15. Разлука («На заре туманной юности»). Слова А. Кольцова
  16. Отгадай, моя родная. Слова Е. Крузе
  17. Я помню взгляд. Слова А. Т.ой
  18. Век юный, прелестный. Слова Н. Кондошнна
  19. Отвернитесь, не глядите. Слова С. Любецкого
  20. Право, маменьке скажу! Слова Н. Берга.
  21. Песня ямщика. Слова К. Бахтурина
  22. Ты и вы. Слова А. Пушкина
  23. Грусть девушки. Слова А. Кольцова
  24. Улетела пташечка. Слова С. Сельского.
  25. С песней душа улетит («Славным вином на прощанье. ») Слова Н. Щербины
  26. Колокольчик. Слова И. Макарова
  27. И скучно, и грустно. Слова М. Лермонтова
  28. Вам не понять моей печали. Слова неизвестного автора

Источник

Гурилев колокольчики мои ноты

КОЛОКОЛЬЧИКИ МОИ

Слова А. Толстого
Музыка Петра Булахова

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Конь несет меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьет своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несет меня лихой,
А куда? не знаю.

Гой вы, цветики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем грустите вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Уноси мое сердце в звенящую даль…: Русские романсы и песни с нотами / Сост. А. Колесникова. – М.: Воскресенье; Евразия +, Полярная звезда +, 1996.

Сентиментальный романс (или, скорее, песня) на основе одноименного стихотворения Алексея Константиновича Толстого (1817-1875) (приведено ниже). Из авторского текста использованы только три первых и последнее восьмистишия, не несущие смысловой нагрузки, хотя для самого Толстого стихотворение было крайне важным.

У стихотворения сложная судьба. Первый вариант был создан в 1840-е годы как ностальгия по Новгородской республике и казачьей вольнице. К моменту публикации (журнал «Современник», 1854, № 4) Толстой полностью сменил акценты: теперь речь шла об объединении славянских народов вокруг Москвы и России как оплоте славянской цивилизации. Непонятны причины, побудившие автора совершенно переделать текст. Возможно, повлияло начало Крымской войны (1853-56) и всеобщий всплеск патриотизма. К счастью, первоначальный — безусловно лучший — вариант тоже сохранился. Толстой считал «Колокольчики» своим лучшим стихотворением. Смерть поэта была трагической – болезнь и передозировка морфия.

Вроде бы, какая мелочь — сменить акценты. Но Толстой как поэт, наверное, именно тогда и умер — когда переделал то, что думал, в то, что полагалось думать или модно было думать.

Известны мелодии 12 композиторов (В. И. Ребиков и др.), но наиболее популярным стал мотив Петра Петровича Булахова. Может быть, другие композиторы использовали какие-то другие фрагменты стихотворения. Входила в репертуар Сергея Лемешева.

Колокольчики мои

Колокольчики мои,
Цветики степные,
Что звените вы в траве,
Темно-голубые?

Старину ль зовете вы?
Будущие ль годы?
Новагорода ль вам жаль?
Дикой ли свободы?

Иль морских богатырей
И царевен пленных?
Иль увенчанных царей
В бармах драгоценных?

Иль соборов на Москве
Во святом синклите?
Колокольчики мои,
Звените, звените!

Колокольчики мои
В ковыле высоком!
Вы звените о былом,
Времени далеком,

Обо всем, что отцвело,
Чего нет уж боле,
О боярах на Руси,
О козацкой воле!

Колокольчики мои
В золотистом жите,
О гетманщине лихой
Звените, звените!

Как лежит козак убит
В стороне немилой,
И ракита говорит
Над его могилой!

Я прислушаюся к вам,
Цветики степные,
Русским людям передам
Я дела былые!

Гой ты, ветер, не шуми
В зеленой раките!
Колокольчики мои,
Звените, звените!

Колокольчики мои

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Конь несет меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьет своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несет меня лихой, —
А куда? не знаю!

Он ученым ездоком
Не воспитан в холе,
Он с буранами знаком,
Вырос в чистом поле;
И не блещет как огонь
Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,
Дикий, непокорный!

Есть нам, конь, с тобой простор!
Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опор
К цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?
Радостью ль? кручиной?
Знать не может человек —
Знает бог единый!

Упаду ль на солончак
Умирать от зною?
Или злой киргиз-кайсак,
С бритой головою
Молча свой натянет лук,
Лежа под травою,
И меня догонит вдруг
Медною стрелою?

Иль влетим мы в светлый град
Со кремлем престольным?
Чудно улицы гудят
Гулом колокольным,
И на площади народ,
В шумном ожиданье
Видит: с запада идет
Светлое посланье.

В кунтушах и в чекменях,
С чубами, с усами
Гости едут на конях,
Машут булавами,
Подбочась, за строем строй
Чинно выступает,
Рукава их за спиной
Ветер раздувает.

И хозяин на крыльцо
Вышел величавый;
Его светлое лицо
Блещет новой славой;
Всех его исполнил вид
И любви и страха,
На челе его горит
Шапка Мономаха.

«Хлеб да соль! И в добрый час! —
Говорит державный, —
Долго, дети, ждал я вас
В город православный!»
И они ему в ответ:
«Наша кровь едина,
И в тебе мы с давних лет
Чаем господина!»

Громче звон колоколов,
Гусли раздаются,
Гости сели вкруг столов,
Мед и брага льются,
Шум летит на дальний юг
К турке и к венгерцу —
И ковшей славянских звук
Немцам не по сердцу!

Гой вы, цветики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем грустите вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

В редакции, близкой к окончательному тексту, между строфами 10-й и 11-й имеется еще одно восьмистишие:

На одних цвели полях
Древле наши деды,
Русс и чех, хорват и лях
Знали те ж победы!

Будь же солнцем наших стран
И княжи над нами!
Кто на бога и славян
С русскими орлами!

Наконец, известны еще четыре строки, не вошедшие в печатный текст:

Вам тоски не заглушить,
Свет не сделать милым,
Старины не воротить
Говором унылым.

А. К. Толстой. Собр. соч. в 4-х т. Т. 1. М., Правда, 1969 – (Б-ка отечественной классики).

Петр Петрович Булахов (1822-1885), композитор, родился в семье известного московского оперного певца. К концу жизни оказался парализован, имущество и многие рукописи погибли при пожаре. Последние годы провел в имении Кусково приютившего его графа Шереметева. Романсы писал также его брат Павел Петрович Булахов, оперный тенор.

НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (3 листа):



Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.

Источник

Читайте также:  Колки для ремонта гитары
Оцените статью