- Гвидо д’Ареццо. История нотной записи.
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Ссылки
- —Приложения
- —Музыка
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Статистика
- Полные названия нот изобретены итальянцем Гвидо д’Ареццо
- Что означают ноты и кто их придумал
- Гвидо Аретинский – музыкальный новатор из Средневековья
- Начало пути
- Как Гвидо из Ареццо придумал ноты
- Что означает каждая нота
Гвидо д’Ареццо. История нотной записи.
Уверен, что каждый, кто посещает наш музыкальный форум, знает (или хотя бы слышал) об истории развития письменности, а вот о том, кто и когда начал записывать музыку с помощью нот, скорее всего, знают немногие.
Первые попытки записи музыкального произведения с помощью знаков можно наблюдать еще в Древней Греции, где для обозначения звуков использовались буквы. На Руси для этого использовали «крюки» или «знамена», а в Европе — «невмы», представляющие собой специальные знаки над распеваемыми словами.
Изобретение же нотной записи в привычном всем нам виде по праву принадлежит Гвидо Аретинскому (д’Ареццо) — монаху-бенедектинцу, который обитал в монастыре неподалеку от Флоренции и обучал монастырских певчих церковным песнопениям.
На разучивание с учениками всех песнопений и гимнов католической мессы в те далекие времена (ХІ век) уходило около 10 пет, потому что передача знаний и умений происходила из уст в уста. Для того чтобы как-то облегчить себе задачу и ускорить процесс брат Гвидо решил обозначать звуки специальными знаками — нотами (nota лат. — знак), которые представляли собой заштрихованные квадратики, размещенные на четырех параллельных линиях (чем выше нота, тем более высокое положение она занимает на нотном стане). Позже к нотному стану добавили еще одну линию, а ноты стали изображать с помощью кружочков.
Для названий нот (ut, re, mi, fa, sol, la, si) д’Ареццо использовал гимн святому Иоанну, а точнее первые слоги строк, каждая из которых звучит на тон выше предыдущей.
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.
Как можно заметить, все ноты имеют открытый слог из-за чего их очень легко пропеть. Исключением является только первая нота октавы, поэтому ее название в ХVI веке было заменено на do (вероятнее всего от слова Господь — Dominus)
Придумав ноты, д’Ареццо не только обучил своих учеников этой необычной азбуке, но и научил их тому, что мы сейчас называем сольфеджио — петь по нотам, что позволило сократить время обучения до двух лет.
Изобретение монаха Гвидо по сей день является самым удобным способом записи музыкальных произведений. Благодаря ему, музыка покинула церковные стены и распространилась по всему миру.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- ПРАЗДНИЧНО-ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЕ (372)
- Пасха (165)
- Новогодне-Рождественское (122)
- Сувениры-Подарки (53)
- Подготовка к праздникам (39)
- Общественные праздники (6)
- ВСЁ ДЛЯ БЛОГА (188)
- Фоны-Бордюры-Рамки (42)
- Ли.Ру Советы (28)
- Комментики-Аватарки (26)
- Разделители-Обои (20)
- Шрифты-Анимации-Смайлики (18)
- Схемы для Дневника (16)
- Кнопочки-Бродилки (14)
- Плеер-Часики (7)
- КОМПВОПРОСЫ (287)
- Уроки Компграмоты (117)
- Фотошоп-Фоторедакторы (77)
- Заработок в Инете (13)
- Генераторы (1)
- ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ (221)
- Страны и города (125)
- Наш ПЕТЕРБУРГ (60)
- Путешествия по РОССИИ (40)
- МОЯ ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ (1232)
- Живопись 19-21 век (267)
- АудиоКНИГИ (242)
- Уроки ИЗОмастерства (168)
- Декоративное искусство (129)
- Живопись ДЕТАЛИ (102)
- Живопись СТАРЫХ мастеров (73)
- Музеи-Выставки-Галереи СПб (73)
- Художники России (59)
- Литература-Поэзия (51)
- Музеи-Выставки-Галереи Мира (46)
- Ретро-Винтаж (38)
- Детская тема в искусстве (36)
- Спектакли и РАДИОспектакли (36)
- Графика (30)
- Архитектура (26)
- Скульптура-Пластика (24)
- ФОТОискусство (2)
- ПРАВОСЛАВИЕ (481)
- Иконопись (136)
- О Православной ВЕРЕ (76)
- Золочение (48)
- Православные Праздники (47)
- Библейские сюжеты в искусстве (46)
- Храмы-Монастыри-Святые места (44)
- Молитвы (40)
- Искусство в ПРАВОСЛАВИИ (35)
- ХРАМЫ Петербурга (24)
- Мировые РЕЛИГИИ (23)
- Религиозная Литература (12)
- Жития Святых (4)
- МИР ВОКРУГ НАС (423)
- Психология (119)
- Самопознание (62)
- Жизнь замечательных Людей (60)
- О РОССИИ и её истории (47)
- ОргВопросы (46)
- Удивительное на ЗЕМЛЕ и в Природе (30)
- Интересное о Животных (27)
- Притчи (19)
- Мудрые мысли-Цитаты (12)
- Удивительные вещи (11)
- Непознанное (8)
- Древняя РУСЬ. Славяне (2)
- ДИЗАЙН (165)
- Дизайн жилища (70)
- Дизайн предметов (52)
- Садовый дизайн (44)
- МОДА и СТИЛЬ (378)
- Работа над собой (149)
- Аксесуары и штучки (91)
- Дизайн одежды (75)
- Головные уборы (54)
- Для мужчин (18)
- СВОИМИ РУКАМИ (1917)
- Из бросового материала (298)
- Декупаж (295)
- Полезности для дома (260)
- Техники декорирования (234)
- Сад-Огород (163)
- Текстиль (154)
- Шитьё (149)
- Вязание (137)
- Материалы для РАБОТЫ (111)
- Бижутерия (111)
- Точечная техника (106)
- Лепка из разных материалов (101)
- Витражи-Стекло (96)
- ХозДомБытСоветы (72)
- Обмен опытом (47)
- Кожа-Мех (44)
- Кукольно- игрушечное (34)
- Мозаика (30)
- Пейп-Арт (19)
- Контуры (18)
- Кистевая роспись (17)
- Магниты (11)
- Вышивка разная (4)
- Пергамано (4)
- Кракелюр (2)
- Для ДЕТЕЙ (73)
- ЭЗОТЕРИКА (150)
- Астрология (8)
- ЗДОРОВЬЕ (348)
- Народные рецепты (102)
- Традиционная медицина (49)
- Диеты (48)
- Биоэнергетика (38)
- Аюрведа,восточные практики (20)
- Зрение (12)
- КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ (392)
- Выпечка (71)
- Первые и Вторые блюда (60)
- Заготовки (47)
- Закуски (45)
- Десерты (32)
- Рыба-Мясо (27)
- Напитки (25)
- Салаты (22)
- Для микроволновки и мультиварки (12)
- МУЗЫКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ (84)
- Мой КИНОЗАЛ (152)
- Фильмы (108)
- Видео (42)
- Мультики (7)
- ЮМОР (44)
—Ссылки
—Приложения
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
- Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
- Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
- Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
—Музыка
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Полные названия нот изобретены итальянцем Гвидо д’Ареццо
Полные названия нот.
Письменность, великое изобретение человечества, позволило накапливать
и передавать грядущим поколениям мысли, идеи и впечатления. Другое
изобретение, не менее великое, нотная запись, позволило передавать
потомкам звуки, музыку.
Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si.
Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.
(В переводе с латинского:
Чтобы слуги твои
голосами своими
смогли воспеть
чудные деяния твои,
очисти грех
с наших опороченных уст,
о, Святой Иоанн»)
А вот полные имена нот:
Do – Dominus – Господь;
Показать полностью..
Re – rerum – Материя;
Mi – miraculum – Чудо;
Fa – familias рlanetarium – Семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – Небеса.
Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.
Рубрики: | МИР ВОКРУГ НАС/Жизнь замечательных Людей МУЗЫКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ |
Метки: Жизнь замечательных Людей МУЗЫКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям
Источник
Что означают ноты и кто их придумал
Идею нотной грамоты разработал флорентийский монах и музыкант Гвидо д’Ареццо, проживавший в первой половине XI века. Он обучал монастырских певчих церковным песнопениям. Гвидо Аретинскийзаимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю.
• UT queant laxis
• REsonare fibris
• MIra gestorum
• FAmuli tuorum
• SOLve polluti
• LAbii reatum
• Sancte Ioannes
В переводе с латинского:
Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог.
Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Другая версия приписывается итальянскому теоретику музыки Дж. Б. Дони.
Позднее появился ещё один новый звук, — Si, который был образован из первых букв словосочетания Sancte Iohannes (Святой Иоанн)
В последнее время в Интернете, в частности, на сайте Фейсбук, Вконтакте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот такое:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.
Современная Ошибочная интерпретация названий нот!
Эта теория получила широкое распространение, так как подписчики верят, что случайный набор красивых слов имеет какое-то отношение к музыкальной грамоте. Однако эта информация в корне неверна.
Источник
Гвидо Аретинский – музыкальный новатор из Средневековья
Это имя знакомо каждому музыканту. Католический священник, человек, придумавший ноты, первый дирижер в истории, автор знаменитого средневекового трактата о музыке.
Итальянский теоретик Гвидо из Ареццо жил за долгие века до нас, поэтому о личности музыканта известно не многое. Однако попробуем разобраться, что за человек был этот монах-новатор? Какие мотивы сподвигли его на создание революционной музыкальной теории?
Современные теоретики музыкального искусства пишут, что Гвидо д’Ареццо «подобно Пифагору открыл музыку в новом качестве – как систематизированное в соответствии с современным ему состоянием науки знание, на многие века определившее развитие музыкальной науки и практики».
Начало пути
По приблизительным данным, Гвидо родился в 992 году в Италии. В ту пору страна, щедро одарившая мир выдающимися творцами периода Ренессанса, страдала от гнета католичества, инквизиции, множества мелких нерадивых правителей. Каждый город фактически был отдельным государством. В одной из таких коммун и начинал творить будущий светила музыки, вернее, в бенедиктинском аббатстве городка Помпоза в Северной Италии.
Юный бенедиктинец Гвидо был одним из лучших певчих монастырского хора, поэтому уже через короткое время его назначили учителем пения. Молодой учитель был недоволен – его многое не устраивало в системе музыкального образования, основанной на невменной нотации. Гвидо огорчало, что монахи тратят на распевки гораздо больше времени, чем на молитву, и старательно изобретал всякого рода новшества.
Монашеская братия его предложения не поддерживала – нарушить законы предков в Помпозо ему не позволили. Одаренность молодого монаха вызывала зависть среди братии, а его тяга к новаторству и революционный настрой привели к изгнанию. Гвидо вынужденно оставил любимую Помпозу и перебрался под крыло нового влиятельного покровителя – епископа Теодольда, в тосканский Ареццо – город, где родились знаменитый поэт-гуманист Петрарка и Джорджо Вазари, основоположник искусствознания и биограф.
Как Гвидо из Ареццо придумал ноты
В Ареццо Гвидо руководил детским хором кафедральной школы. Его педагогический талант и свобода научной деятельности под покровительством епископа способствовали тому, что Гвидо Аретинский совершил реформу нотной записи и основал сольмизацию – прообраз современного сольфеджио. Для того, чтобы ученики Гвидо в кафедральной школе и певцы монастырской капеллы легче и точнее исполняли мелодию, музыкант ввёл шестиступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов – гексахорд. В трактате Гвидо «Микролог» 1025 г. раскрывалась суть теории монаха. В работе, в частности, упоминались полные названия нот Гвидо Ареццо. Это были Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La по начальным буквам каждой строчки молитвы-акростиха к Иоанну Крестителю, которого монах-бенедиктинец очень ценил:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.
В упомянутом трактате фигурировала и знаменитая Гвидова рука, на каждом суставе которой условно располагался звук. Управляя своими певчими, монах-музыкант сгибал и разгибал пальцы, указывая на ту или иную ноту. Это вокальное упражнение в чтении нот без текста используется и сейчас – распевать ноты при помощи Гвидовой руки учат современных детей в музыкальных школах, им владеют даже уличные музыканты в Италии.
Памятник Гвидо стоит в Ареццо и во Флоренции. На стене дома, где жил музыкант, есть мемориальная доска с изображенным нотным станом. Именем Гвидо д’Ареццо назван Международный конкурс хоровых коллективов. Достижения монаха-бенедиктинца не обходят стороной ни в одном современном курсе по теории и литературе музыки.
Что означает каждая нота
Сегодня для обозначения нот используются следующие полные имена:
- Do – Dominus – Господь;
- Re – rerum – Материя;
- Mi – miraculum – Чудо;
- Fa – familias рlanetarium – Семья планет, т.е. солнечная система;
- Sol – solis – Солнце;
- La – lactea via – Млечный путь;
- Si – siderae – Небеса.
Источник