Арам Хачатурян — Ноты для фортепиано
Нотные издания, сборники с нотами для фортепиано
Библиотека юного пианиста
А. Хачатурян
Детский альбом
тетради I и II
для фортепиано
«Советский композитор», 1968г.
номер 763
- Тетрадь I
- 1. Андантино
- 2. Сегодня запрещено гулять
- 3. Лядо серьезно заболел
- 4. В день рождения
- 5. Этюд
- 6. Музыкальная картина
- 7. Конница
- 8. Инвенция. (Адажио из балета «Гаянэ»)
- 9. Подражание народному
- 10. Фуга
- Тетрадь II
- 1. Скакалка
- 2. Вечерняя сказка
- 3. Восточный танец
- 4. Барсик на качелях
- 5. Игра на бубне
- 6. Две смешные тетеньки поссорились
- 7. Траурное шествие
- 8. Ритмическая гимнастика
- 9. Токката
- 10. Фуга
Скачать ноты
Говорят мастера – АРАМ ХАЧАТУРЯН
Национальное начало в музыке может проявляться отнюдь не только непосредственно через чисто музыкальные элементы — вот, скажем, характерная интонация, вот знакомый оборот, мелодия, специфический ритм. Это ясно. Но помимо этого национальное может прбявляться в характере, в темпераменте, в самой манере композитора разговаривать музыкальным языком. Простой пример: сочиняя танец, горец? скорее всего напишет горячую, острую лезгинку, а житель русских равнин —музыку более плавную, спокойную, певучую. И там и здесь может отсутствовать народная мелодия, но характер, мышление, темперамент — эти черты, свойственные народу, так или иначе должны реализоваться. То же самое сохраняет свое значение и для более сложных, крупных форм. Должны ли быть нивелированы национальные черты в музыке будущего? По-моему, нет. Все может проявляться по-разному. Даже на протяжении моей жизни многое меняется. В проявлениях национального в музыке три-четыре десятилетия назад и сейчас большая разница — по приемам, по манере, по дозе, если так можно выразиться. Но, повторяю, безусловно, национальное начало сохраняется. И это прелестное качество, богатейшее! Да разве в какие-нибудь времена, в какие-нибудь эпохи было искусство вненациональное? Другое дело, что великие художники национальное раскрывали с таким мастерством, с таким гениальным талантом, с такой страстностью и стремлением донести свою мысль до всех, что их произведения прорывали национальные рамки, и эти композиторы обращались на своем языке ко всем людям. Они и говорили о том, что было важно для всего человечества, что волновало каждого человека. Сейчас происходит то же самое: настоящее произведение все поймут. Практика подтверждает это.
Нередко приходится слышать выражение — художник опережает свою эпоху. Это верно лишь наполовину. Если принять такую формулу безусловно, то любой из нас может сказать: современники меня не понимают, но это неважно, грядущие поколения поймут. И есть композиторы, которые уповают на подобный ошибочный тезис. Но, вместе с тем, в талантливом художнике всегда есть какой-то сгусток качеств своего времени, эпохи, хотя он действительно обладает способностью заглядывать в будущее. Весь облик прогрессивного художника, весь склад его ума и таланта должен быть устремленным вперед. Я думаю, что когда такая устремленность есть, тогда и возникают произведения, которые воспринимаются не только нынешним поколением, но и следующим, и дальнейшим. Вместе с тем сама эпоха производит естественный отбор, отбрасывает многое, оставляет то, что содержит конденсацию времени, то, что может жить долго, если не вечно. Это происходит помимо нашей воли; только примитивный человек, по-моему, может сказать про себя: вот эти произведения я пишу для будущих поколений.
Видимо, сама интуиция ведет настоящего художника к таким средствам выразительности, которые остаются свежими многие десятилетия, века. И тот же талант позволяет обращаться к «вечным темам», создавать непроходящие ценности.
Краткие сведения
ХАЧАТУРЯН Арам Ильич — крупнейший советский композитор, дирижер и общественный деятель — родился 6. VI. 1903 года в Тифлисе. Окончил Московскую консерваторию у Н. Мясковского. Профессор Московской консерватории. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР. Среди его произведений: балеты «Счастье», «Гаянэ», «Спартак»; две симфонии; симфония-поэма с органом и 11 трубами; симфонические сюиты; концерты с оркестром—для фортепиано, скрипки, виолончели; музыка к спектаклям и кинофильмам; инструментальная и фортепианная музыка; песни; обработки народных песен.
Пьесы «Андантино», «Вечерняя сказка» и «Восточный танец» взяты из Детского альбома для фортепиано.
Источник
Хачатурян андантино распечатать ноты
Есмагамбетова Гульдана Муратовна
Карагандинский колледж искусств им.Таттимбета, Республика Казахстан
А. Хачатурян «Андантино» — работа над художественным образом.
Арам Ильич Хачатурян – великий армянский композитор, яркий и самобытный. Его музыка отличается красочным темпераментом, армянским народным колоритом, разнообразием по содержанию и жанрам. Здесь балеты и симфонические произведения, вокальные и хоровые партитуры, произведения для различных инструментов, музыка для театра и кино, а также и детская музыка.
А.Хачатурян создал множество интересных красивых произведений для фортепиано. Среди них всеми любимое произведение – «Андантино» из «Детского Альбома».
« Андантино» – произведение со скрытой программой, в названии дано только определение темпа. Само слово «андантино» — это один из самых распространённых в музыке темпов, наряду с «аллегретто». Он соответствует по скорости спокойному шагу . В этом темпе написано много лирических по характеру произведений. В пьесе «Андантино» поражает выразительность мелодии, красота народной музыки, эмоционально-поэтическое содержание. Воображению представляется музыкальная поэтическая зарисовка, красивый горный пейзаж, воспоминание о потерянной любви, прошедшем счастье, воспоминание о весне.
Грустная минорная неторопливая мелодия. Аккомпанемент изложен повторяющимися терциями. Вторая низкая ступень и использо-вание квинт придаёт музыке восточный колорит.
Пьеса написана в 2-х частной форме. Во 2 части мелодия повторяется на октаву выше, что усиливает чувство печали. Аккомпанемент приобретает более взволнованный характер, появляется выдержанный бас и синкопиро-ванный подголосок. Заключительная фраза звучит как печальный, но спокойный итог в среднем регистре, напоминая голос виолончели.
Работа над художественным образом – это также работа над звукоизвлечением, разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера музыкального произведения.
В пьесе «Андантино» необходимо добиться хорошего легато, выразитель-ности, глубины звучания красивой мелодии, похожей на человеческое пение. Необходимо постоянно следить за свободой исполнительского аппарата, умением погружать руку в клавиши весом «от плеча», контро-лировать звучание слухом.
Так же, следует обратить внимание на терции в аккомпанементе в 1 части. Работая над ровностью и мягкостью звучания, следить, чтобы рука была гибкой, мягкой, как будто «дышит».
Обязательно нужно поработать над глубоким погружением левой руки при исполнении басовой линии и мягким звучанием подголоска во 2 части, исполняемым 1 пальцем. Бас и ноты подголоска надо научиться играть на одном движении. Партия левой руки в пьесе представляет собой достаточную трудность. Её необходимо будет довести до автоматизма, чтобы она не мешала исполнению мелодии.
Форма пьесы, её строение, фразировка: Сначала определить мотивы, фразы, предложения. Охарактеризовать особенности изложения мелодии, сопровождения, а также динамики (начало, подъём, кульминацию, спад в каждом построении).
Нужно составить художественный и динамический план исполнения. Определив границы фраз, стараться проследить за развитием мелодии, найти интонационные вершинки.
Исполняя пьесу, важно дослушивать каждую фразу до конца, научиться брать дыхание перед следующим построением.
Для достижения большей яркости исполнения можно использовать метод подтекстовки.
Нужно определить главную кульминацию , которая в «Андантино» находится во 2 части пьесы. Определить единую линию развития музыкального материала с ощущением не только опорных звуков во фразах, небольших вершин, но и главной кульминации произведения. В дальнейшем, в исполнении необходимо нарастание эмоционального напряжения именно к центральной кульминационной точке, что приведёт к яркости и цельности звучания пьесы.
«Андантино»- пьеса кантиленного характера, поэтому важна роль педали как красочного средства. Посредством педали звучанию придаются не только новые краски и новый тембр, но и большая объёмность и полнота. Педаль помогает ярче раскрыть выразительные художественные возможности пьесы. Правая педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные элементы фактуры. Нужно провести детальную работу: найти такты, где используется педаль как связующее или красочное средство, продумать момент взятия и снятия, прослушать каждый такт с педалью, чтобы её употребление не нарушало чистоты голосоведения. Можно проставить её в нотах, если в редакции она не выставлена. Провести специальную работу для закрепления навыка, чтобы нога не стучала по педали, не поднималась над ней, а постоянно её ощущала мягким касанием. Следует сначала поучить педаль по партиям рук, затем обе руки вместе, обращая внимание на постоянный слуховой контроль, за чистотой звучания.
Научиться тому, что при каждом проигрывании пьесы, учащемуся необходимо заставлять себя слушать , слушать своё исполнение как бы со стороны, стараться играть не только правильно, выразительно и эмоционально, а также обращать внимание на недостатки , чтобы потом их исправить.
Для занятий дома нужно продолжить работу, начатую в классе. Ученику объяснить ещё раз художественный образ пьесы , как поработать над исполнением мелодии и аккомпанемента, продумать динамическую картину и поучиться пользоваться педалью.
Приобретение фортепианных навыков и совершенствование исполнительских приёмов для передачи образного содержания в пьесе А.И. Хачатуряна «Андантино»- вот Главная Задача!
Заключение: Достигнуть успеха в работе над воплощением художественного образа, можно лишь непрерывно развивая музыкальность юного исполнителя, его интеллект, его эмоциональную отзывчивость на музыку, совершенствуя приёмы звукоизвлечения. Изучение кантиленных произведений активно воздействует на развитие разных сторон музыкального мышления ребёнка, навыков выразительной певучей игры и педализации.
Учащемуся необходимо создать атмосферу увлечённости содержанием и образами пьесы, что будет способствовать его настойчивости в работе, совершенствованию пианистической техники в стремлении ярче передать в своём исполнении художественный образ произведения.
1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Издательство «Дека-ВС», 2007
2. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982.
3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Издание третье – М.: Музыка, 1978
4. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Музыка, 2011.
Источник
Разучивание пьесы А. Хачатуряна «Андантино»
Обучающая цель: Совершенствование фортепианных навыков и исполнительских приемов для передачи образного содержания в пьесе «Андантино» А. И. Хачатуряна.
Развивающая цель: Дальнейшее развитие технических навыков и исполнительского умения.
Воспитывающая цель: Воспитание любви к классической музыке и творческого воображения.
- Организационный момент. 2 мин.
- Гамма До-минор гармонический. 10 мин.
- Повторение пройденных тем 5 мин.
- Разучивание пьесы А. Хачатуряна «Андантино» 20 м
а)знакомство с произведением, определение характера и формы:
5. Чтение с листа 5 мин:
6. Домашнее задание 3 мин.
Просмотр содержимого документа
«Разучивание пьесы А. Хачатуряна «Андантино»»
Тема: Разучивание пьесы А. Хачатуряна «Андантино»
Обучающая цель: Совершенствование фортепианных навыков и исполнительских приемов для передачи образного содержания в пьесе «Андантино» А. И. Хачатуряна.
Развивающая цель: Дальнейшее развитие технических навыков и исполнительского умения.
Воспитывающая цель: Воспитание любви к классической музыке и творческого воображения.
Организационный момент. 2 мин.
Гамма До-минор гармонический. 10 мин.
Повторение пройденных тем 5 мин.
Разучивание пьесы А. Хачатуряна «Андантино» 20 м
а)знакомство с произведением, определение характера и формы:
5. Чтение с листа 5 мин:
6. Домашнее задание 3 мин.
Портрет композитора А. Хачатуряна
Организационный момент: Правильная посадка ученицы за инструментом, подготовка учебников, постановка цели и задач на урок.
Гамма До-минор гармонический: Исполнение гаммы в прямом движении, аккордов и арпеджио. Поработать над аппликатурой в гамме, над ровным движением с акцентами на сильную долю в размере 2/4, над штрихом легато, над динамикой (от p до f в восходящем движении и от f до p – в нисходящем движении) В аккордах добиться глубокого звукоизвлечения. В арпеджио- поработать над движение кисти рук от 1-го к 5 му пальцу наоборот, над правильной аппликатурой.
Далее идет повторение пьесы: Лекуппе Этюд a-moll. Провести небольшой вступительный анализ пьесы: значение и понятие этюда, тональность, форма, смена тональности. Повести работу над новыми для ученицы видами фортепианной фактуры художественно-педагогического репертуара, для усвоения которых требуется соответствующая техническая подготовка. Большое внимание уделить работе над разными видами мелкой техники для развития легкости и подвижности пальцев.
Разучить пьесу А. Хачятуряна «Андантино».
Прежде, чем приступить к изучению данного произведения, кратко характеризую творчество великого армянского композитора Арама Ильича Хачатуряна. Это художник яркой, своеобразной индивидуальности. Его музыка, темпераментная, жизнерадостная, привлекающая свежестью гармонии и оркестровых красок, пронизана интонациями и ритмами народных армянских песен и танцев. В своих произведениях композитор также опирается на традиции мировой, и в первую очередь, русской музыки. Музыка Хачатуряна разнообразна по содержанию и по жанрам. Автором написаны балеты, симфонические произведения, сонаты и концерты для различных инструментов, песни, романсы и хоры, музыка для театра и кино. Сочинял Арам Ильич и детскую музыку. С пьесой «Андантино» из его «Детского альбома» мы сегодня и познакомимся.
«Андантино» – произведение со скрытой программой, в названии дано только определение темпа. Объясняю, что «андантино» — это один из самых распространённых в музыке темпов, наряду с «аллегретто». Он соответствует по скорости спокойному шагу. В этом темпе написано много лирических по характеру произведений.
После прослушивания пьесы в исполнении преподавателя, ученица отвечает на поставленные задачи в определении характера и содержания произведения. Мелодия грустная, неторопливая, в миноре. Аккомпанемент изложен повторяющимися терциями. Низкая вторая ступень, использование квинт придаёт музыке восточный колорит. Пьеса написана в 2-х частной форме. Во 2 части мелодия повторяется на октаву выше, что усиливает чувство печали. Аккомпанемент приобретает более взволнованный характер, появляется выдержанный бас и синкопированный подголосок. Заключительная фраза звучит как печальный, но спокойный итог в среднем регистре, напоминая голос виолончели.
Работа над художественным образом – это также работа над звукоизвлечением, разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера музыкального произведения.
В пьесе «Андантино» необходимо добиться хорошего легато, выразительности, глубины звучания красивой мелодии, похожей на человеческое пение. Пробуем играть мелодию. Необходимо постоянно следить за свободой исполнительского аппарата, умением погружать руку в клавиши весом «от плеча», контролировать звучание слухом.
Обращаем внимание на терции в аккомпанементе в 1 части. Работаем над ровностью и мягкостью звучания, причём рука не должна быть застывшей, она как будто «дышит».
Затем над глубоким погружением левой руки при исполнении басовой линии и мягким звучанием подголоска во 2 части, исполняемым 1 пальцем. Бас и ноты подголоска надо научиться играть на одном движении. Партия левой руки в пьесе представляет собой достаточную трудность. Её необходимо будет довести до автоматизма, чтобы она не мешала исполнению мелодии.
Обсуждаем форму пьесы, её строение, фразировку. Определяем мотивы, фразы, предложения. Характеризуем особенности изложения мелодии, сопровождения, а также динамику (начало, подъём, кульминацию, спад в каждом построении).
Составляем художественный и динамический план исполнения. Определив границы фраз, стараемся проследить развитие мелодии, найти интонационные вершины.
Говорим о том, что, исполняя пьесу, важно дослушивать каждую фразу, научиться брать дыхание перед следующим построением. Для достижения большей яркости исполнения придумываем и используем подтекстовку.
Выявляем главную кульминацию, которая в «Андантино» находится во 2 части пьесы, определяем единую линию развития музыкального материала с ощущением не только опорных звуков во фразах, небольших вершин, но и главной кульминации произведения. Оговариваем, что в дальнейшем в исполнении необходимо нарастание эмоционального напряжения именно к центральной кульминационной точке, что приведёт к яркости и цельности звучания пьесы.
В «Андантино», пьесе кантиленного характера, важна роль педали как красочного средства, говорим о ней. Звучанию придаются не только новые краски и новый тембр, но и большая объёмность и полнота. Педаль помогает ярче раскрыть выразительные художественные возможности пьесы. Правая педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные элементы фактуры. Проводим детальную работу: находим такты, где используется педаль как связующее или красочное средство, продумываем момент взятия и снятия, прослушиваем каждый такт с педалью, чтобы её употребление не нарушало чистоты голосоведения. Проставляем её в нотах. Проводим специальную работу для закрепления навыка, чтобы нога не стучала по педали, не поднималась над ней, а постоянно её ощущала мягким касанием. Пробуем сначала поучить педаль по партиям рук, затем обе руки вместе, обращая внимание на постоянный слуховой контроль за чистотой звучания.
Для чтения с листа берется пьеса В. Моцарта «Аллегро». Поработать над текстом произведения, дать объяснения понятию allegro, показать быстрый веселый характер пьесы. Поработать над аппликатурой в первой части, над аккордами во второй. Поработать над достижением выразительности звучания, отработать штрих stoccatto, добиться легкости в исполнении.
В конце урока учитель выставляет оценки и затем дает домашние задания по пьесам выделяя трудные места и способы их преодоления.
Источник