Хачатурян Арам — Сюита из балета «Гаянэ» (клавир)
Творчество А. Хачатуряна впечатляет богатством образного содержания, широтой использования различных форм и жанров. В его музыке получили воплощение высокие гуманистические идеи революции, советского патриотизма и интернационализма, темы и сюжеты, рисующие героико-трагические события далекой истории и современности; ярко запечатлелись колоритные образы и сиены народной жизни, богатейший мир мыслей, чувств и переживаний нашего современника. Своим искусством Хачатурян вдохновенно воспел жизнь родной и близкой ему Армении.
Творческая биография Хачатуряна не совсем обычна. Несмотря на яркое музыкальное дарование, он так в не получил начального специального музыкального образования и профессионально приобщился к музыке лишь в девятнадцатилетнем возрасте. Годы, проведенные в старом Тифлисе, музыкальные впечатления детских лет оставили неизгладимый след в сознании будущего композитора и определили основы его музыкального мышления.
Сильное воздействие на творчество композитора оказала богатейшая атмосфера музыкального быта этого города, в котором на каждом шагу звучали грузинские, армянские и азербайджанские народные напевы, импровизация певцов-сказителей — ашугов и сазандаров, перекрещивались традиции восточной и западной музыки.
В 1921 г. Хачатурян переезжает в Москву в поселяется у старшего брата Сурена — видного театрального деятеля, организатора и руководителя армянской драматической студии. Бьющая ключом художественная жизнь Москвы поражает юношу.
Он посещает театры, музеи, литературные вечера, концерты, оперные в балетные спектакли, жадно впитывает все новые и новые художественные впечатления, знакомится с произведениями мировой музыкальной классики. Творчество М. Глинки, П. Чайковского, М. Балакирева, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Равеля, К. Дебюсси, И. Стравинского, С. Прокофьева, а также А. Спендиарова, Р. Меликяна в др. в той или иной степени повлияло на формирование глубоко оригинального стиля Хачатуряна.
По совету брата осенью 1922 г. Хачатурян поступает на биологическое отделение Московского университета, а несколько позднее — в музыкальный техникум им. Гнесиных по классу виолончели. Спустя 3 года он оставляет учебу в университете и целиком посвящает себя музыке.
При этом он прекращает занятия на виолончели и переводится в класс композиции известного советского педагога и композитора М. Гнесина. Пытаясь наверстать упущенное в детские годы, Хачатурян интенсивно работает, пополняет свои знания. В 1929 г. Хачатурян поступает в Московскую консерваторию. На 1 курсе занятия по композиции он продолжает у Гнесина, а со 2 курса его руководителем становится Н. Мясковский, сыгравший исключительно важную роль в становлении творческой личности Хачатуряна. В 1934 г. Хачатурян с отличием оканчивает консерваторию и продолжает совершенствоваться в аспирантуре. Написанная в качестве дипломной работы Первая симфония завершает студенческий период творческой биографии композитора. Интенсивный творческий рост дал превосходные результаты — почти все сочинения студенческого периода стали репертуарными. Таковы прежде всего Первая симфония, фортепианная Токката, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Песня-поэма (в честь ашугов) для скрипки и фортепиано и др.
Еще более совершенным творением Хачатуряна явился Фортепианный концерт (1936), созданный в годы учебы в аспирантуре и принесший композитору мировую известность. Не прекращается работа в области песни, театральной и киномузыки. В год создания концерта на экранах городов страны демонстрируется кинофильм «Пэпо» с музыкой Хачатуряна. Песня Пэпо становится любимой народной мелодией в Армении.
В годы учебы в музыкальном техникуме и консерватории Хачатурян постоянно посещает Дом культуры Советской Армении, это сыграло важную роль в его биографии. Здесь он сближается с композитором А. Спендиаровым, художником М. Сарьяном, дирижером К. Сараджевым, певцом Ш. Тальяном, актером и режиссером Р. Симоновым. В эти же годы Хачатурян общается с выдающимися деятелями театра (А. Неждановой, Л. Собиновым, В. Мейерхольдом, В. Качаловым), пианистами (К. Игумновым, Е. Бекман-Щербиной), композиторами (С. Прокофьевым, Н. Мясковским). Общение с корифеями советского музыкального искусства значительно обогатило духовный мир молодого композитора. Конец 30 — начало 40-х гг. ознаменовались созданием ряда замечательных произведений композитора, вошедших в золотой фонд советской музыки. Среди них Симфоническая поэма (1938), Скрипичный концерт (1940), музыка к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» (1940) и к драме М. Лермонтова «Маскарад». Премьера последней состоялась накануне начала Великой Отечественной войны 21 июня 1941 г. в Театре им. Е. Вахтангова.
С первых же дней войны значительно возрастает объем общественной и творческой деятельности Хачатуряна. Будучи заместителем председателя Оргкомитета Союза композиторов СССР, он заметно активизирует работу этой творческой организации для решения ответственных задач военного времени, выступает с показом своих сочинений в частях и госпиталях, принимает участие в специальных передачах Радиокомитета для фронта. Общественная деятельность не помешала композитору создавать в эти напряженные годы сочинения различных форм и жанров, во многих из которых нашла отражение военная тематика.
За 4 года войны им созданы балет «Гаянэ» (1942), Вторая симфония (1943), музыка к трем драматическим спектаклям («Кремлевские куранты» — 1942, «Глубокая разведка» — 1943, «Последний день» — 1945), к кинофильму «Человек № 217» и на ее материале Сюита для двух фортепиано (1945), составлены сюиты из музыки к «Маскараду» и балета «Гаянэ» (1943), написаны 9 песен, марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны» (1942), Гимн Армянской ССР (1944). Кроме того, была начата работа над виолончельным Концертом и тремя концертными ариями (1944), завершенными в 1946 г. Во время войны стал созревать и замысел «героической хореодрамы» — балета «Спартак».
К теме войны Хачатурян обращался и в послевоенные годы: музыка к кинофильмам «Сталинградская битва» (1949), «Русский вопрос» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Секретная миссия» (1950), к пьесе «Южный узел» (1947). Наконец, к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне (1975) было создано одно из последних сочинений композитора — «Торжественные фанфары» для труб и барабанов. Наиболее значительными произведениями военного периода являются балет «Гаянэ» и Вторая симфония. Премьера балета состоялась 3 декабря 1942 г. в Перми силами находившегося а эвакуации Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. По словам композитора, «идея Второй симфонии навеяна событиями Отечественной войны. Мне хотелось передать чувства гнева, мести за все то зло, которое причинил нам немецкий фашизм. С другой стороны, в симфонии выражены настроения скорби и чувства глубочайшей веры в окончательную нашу победу». Победе советского народа в Великой Отечественной войне посвятил Хачатурян Третью симфонию, приуроченную к празднованию 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции. В соответствии с замыслом — гимн народу-победителю — в симфонию включены дополнительно 15 труб и орган.
В послевоенные годы Хачатурян продолжает сочинять в различных жанрах. Наиболее значительным произведением стал балет «Спартак» (1954). «Музыку я создал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия. Балет „Спартак“ представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы „Спартака“. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы», — писал Хачатурян о своей работе над балетом.
Среди других сочинений, созданных в послевоенные годы, — «Ода памяти В. И. Ленина» (1948), «Ода радости» (1956), написанная ко второй декаде армянского искусства в Москве, «Приветственная увертюра» (1959) к открытию XXI съезда КПСС. Попрежнему живейший интерес проявляет композитор к кино- и театральной музыке, создает песни. В 50-х гг. Хачатурян пишет музыку к пьесе Б. Лавренева «Лермонтов», к трагедиям В. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Салтанат», «Отелло», «Костер бессмертия», «Поединок». Приобрели популярность песни «Армянская застольная. Песня о Ереване», «Марш мира», «О чем мечтают дети».
Послевоенные годы ознаменовались не только созданием новых ярких произведений в самых различных жанрах, но и важными событиями в творческой биографии Хачатуряна. В 1950 г. его приглашают профессором класса композиции одновременно в Московскую консерваторию и в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. За 27 лет своей педагогической деятельности Хачатурян выпустил десятки учеников, среди которых А. Эшпай, Э. Оганесян, Р. Бойко, М. Таривердиев, Б. Троцюк, А. Виеру, Н. Терахара, А. Рыбяиков, К. Волков, М. Минков, Д. Михайлов и др.
Начало педагогической работы совпало с первыми опытами дирижирования собственными сочинениями. С каждым годом число авторских концертов растет. Поездки по городам Советского Союза перемежаются с гастролями в десятки стран Европы, Азии, Америки. Здесь он встречается с крупнейшими представителями художественного мира: композиторами И. Стравинским, Я. Сибелиусом, Дж. Энеску, Б. Бриттеном, С. Барбером, П. Владигеровым, О. Мессианом, З. Кодаем, дирижерами Л. Стоковеким, Г. Караяном, Дж. Джорджеску, исполнителями А. Рубинштейном, Е. Цимбалистом, писателями Э. Хемингуэем, П. Нерудой, артистами кино Ч. Чаплиным, С. Лорен и др.
Поздний период творчества Хачатуряна ознаменовался созданием «Баллады о Родине» (1961) для баса с оркестром, двух инструментальных триад: концертов-рапсодий для виолончели (1961), скрипки (1963), фортепиано (1968) и сольных сонат для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976); для фортепиано были написаны Соната (1961), посвященная своему учителю Н. Мясковскому, а также 2 том «Детского альбома» (1965, 1 том — 1947).
Свидетельством мирового признания творчества Хачатуряна служат награждение его орденами и медалями имени крупнейших зарубежных композиторов, а также избрание почетным или действительным членом различных музыкальных академий мира.
Значение искусства Хачатуряна состоит в том, что ему удалось выявить богатейшие возможности симфонизации восточного монодического тематизма, приобщить, совместно с композиторами братских республик, монодическую культуру Советского Востока к многоголосию, к жанрам и формам, ранее сложившимся в европейской музыке, показать пути обогащения национального музыкального языка. Одновременно метод импровизационности, темброво-гармоническая красочность восточного музыкального искусства через творчество Хачатуряна оказали заметное влияние на композиторов — представителей европейской музыкальной культуры. Творчество Хачатуряна явилось конкретным проявлением плодотворности взаимодействия традиций музыкальных культур Востока и Запада.
Источник
Ансамбли для фортепиано — Ноты для фортепиано в четыре руки
Серия Советские композиторы – детям
ноты для дмш в 4 руки
Ансамбли для фортепиано
Выпуск 1
Младшие классы детской музыкальной школы
составление и педагогическая редакция М. Кальяновой
“Советский композитор”, 1980г.
номер с5466к
- Н. Раков. ВДВОЕМ
- А. Лусинян. КОЛЫБЕЛЬНАЯ
- ДВЕ УКРАИНСКИЕ НАРОДНЫЕ МЕЛОДИИ. Обработка Ж. Колодуб
- НЕ БУДИТЕ МЕНЯ,МОЛОДУ (русская народная песня). Обработка Р. Леденева
- Г. Читчян. ЛЕСНОЙ КАРНАВАЛ СПАТЬ МНЕ НЕ ХОЧЕТСЯ (украинская народная песня). Обработка Л. Снитко-Сорочинского
- Л. Снитко-Сорочинский. ОДИНОКИЙ ЧЕЛН
- В. Мурзин. Две пьесы:
- 1. ДРУЗЬЯ
- 2. НЕ СПИТСЯ
- В. Данилов. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МАРШ
- Б. Шнапер. ПРЕРВАННОЕ АДАЖИО. Г. Зингер. Две пьесы:
- 1. БАБУШКА И СКАЗКА
- 2. КУЗНЕЧИК ТАНЦУЕТ ПОЛЬКУ-БАБОЧКУ
- А. Самонов. МАЛЕНЬКИЙ ТРИПТИХ на темы русских народных песен
Скачать ноты
Ансамбли для фортепиано
Выпуск 1
средние и старшие классы детской музыкальной школы
составление и педагогическая редакция Ю. Питерина
“Советский композитор”, 1979г.
номер с5063к
- В. Араратян. ДВА ТАНЦА
- В. Блок. ЧЕТЫРЕ ПЬЕСЫ на коми народные темы.
- Е. Туманян. ВАРИАЦИИ на словенскую народную песню «Под буком»
- Д. Кривицкий. ИНТЕРМЕЦЦО
- Д. Шостакович. ОХОТА. Соч. 32
- С. Прокофьев. ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ. Соч. 35
- Г. Купревичус. ВАЛЬС
Скачать ноты
Ансамбли для фортепиано
Выпуск 2
средние и старшие классы детской музыкальной школы
редактор-составитель В. Пороцкий
“Советский композитор”, 1986г.
номер с7670к
- Г.СВИРИДОВ. ЗИМНЯЯ ДОРОГА (фрагмент из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»). Переложение К.Титаренко
- А.ХАЧАТУРЯН. ПЛЯСКА ПИРАТОВ (из балета «Спартак»). Переложение М.Саградовой
- Г.ЧИТЧЯН. ВАРДАВАР
- Н. РАКОВ. Четыре пьесы:
- 1. ВЕСЕННЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ
- 2. ЭКСЦЕНТРИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
- 3. ПОЭТИЧЕСКАЯ КАРТИНКА
- 4. РАДОСТНЫЙ ПОРЫВ.
- ДЛЯ ДВУХ ФОРТЕПИАНО
- Т.ХРЕННИКОВ. АДАЖИО (из балета «Гусарская баллада»). Переложение М.Марутаева
- А. ЭШПАЙ. ВЕНГЕРСКИЙ ТАНЕЦ. Обработка В. Пороцкого
- Р. ЩЕДРИН. ТАНЕЦ ШУТОВ И ШУТИХ (из балета «Конек-Горбунок»). Обработка В.Пороцкого
Скачать ноты
Советские композиторы – детям
старшие классы детской музыкальной школы
Хрестоматия
для фортепиано в четыре руки
Выпуск 1
составление и редакция Ю.Питерина
“Советский композитор”, 1968г.
номер 4872
Н. Мясковский. Соч. 18. Первая часть симфонии №5
С. Прокофьев. Марш. из оперы «Любовь к трем апельсинам»
А. Хачатурян. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад»
К. Сорокин. Соч. 23 а № 1. Полька
Скачать ноты
Говорят мастера
Т. ХРЕННИКОВ
АВАНГАРД МИРОВОЙ МУЗЫКИ
Советской музыке принадлежит особо важная роль в современном музыкальном творчестве. Что отличает наше искусство от других направлений в мировом развитии? Прежде всего необходимо подчеркнуть, что советские композиторы развивают те великие принципы, великие традиции, которые оставлены нам в наследство нашими предшественниками, замечательными русскими композиторами. Вслед за ними мы стремимся создавать музыку содержательную, волнующую человеческое сердце.
Наши музыканты являются пропагандистами тех новых принципов жизни, которые несет советское общество, наша страна после Великой Октябрьской революции. Идеи коммунизма, идеи человечности стали содержанием всей творческой работы наших музыкантов, наших композиторов. Ведь если посмотреть на более чем полувековой путь развития советского музыкального искусства, то мы увидим, что в нем отразились важнейшие вехи истории нашего народа. Это интереснейшее явление! Каждый период жизни страны находил выражение в музыкальном искусстве. Созданы великие памятники славным событиям в истории социалистического государства. Эти события являлись оплодотворяющим моментом для творческой фантазии художника. И самое примечательное, что эти произведения не какой-то сухой протокол, но подлинные художественные шедевры, которым сама жизнь придает принципиальную новизну. Характерно, что когда на Западе слушают произведения того или иного советского композитора, в которых недостаточно выражены эти качества нашего искусства, то слушатели там всегда очень разочаровываются; потому что они хотят видеть в нашем искусстве именно эту новизну, привнесенную в современную музыкальную культуру новой жизнью Страны Советов.
Источник