Хачатурян детские пьесы для фортепиано

Арам Хачатурян — Ноты для фортепиано

Нотные издания, сборники с нотами для фортепиано


Библиотека юного пианиста
А. Хачатурян

Детский альбом
тетради I и II
для фортепиано
«Советский композитор», 1968г.
номер 763

  • Тетрадь I
    • 1. Андантино
    • 2. Сегодня запрещено гулять
    • 3. Лядо серьезно заболел
    • 4. В день рождения
    • 5. Этюд
    • 6. Музыкальная картина
    • 7. Конница
    • 8. Инвенция. (Адажио из балета «Гаянэ»)
    • 9. Подражание народному
    • 10. Фуга
  • Тетрадь II
    • 1. Скакалка
    • 2. Вечерняя сказка
    • 3. Восточный танец
    • 4. Барсик на качелях
    • 5. Игра на бубне
    • 6. Две смешные тетеньки поссорились
    • 7. Траурное шествие
    • 8. Ритмическая гимнастика
    • 9. Токката
    • 10. Фуга

Скачать ноты

Говорят мастера – АРАМ ХАЧАТУРЯН

Национальное начало в музыке может проявляться отнюдь не только непосредственно через чисто музыкальные элементы — вот, скажем, характерная интонация, вот знакомый оборот, мелодия, специфический ритм. Это ясно. Но помимо этого национальное может прбявляться в характере, в темпераменте, в самой манере композитора разговаривать музыкальным языком. Простой пример: сочиняя танец, горец? скорее всего напишет горячую, острую лезгинку, а житель русских равнин —музыку более плавную, спокойную, певучую. И там и здесь может отсутствовать народная мелодия, но характер, мышление, темперамент — эти черты, свойственные народу, так или иначе должны реализоваться. То же самое сохраняет свое значение и для более сложных, крупных форм. Должны ли быть нивелированы национальные черты в музыке будущего? По-моему, нет. Все может проявляться по-разному. Даже на протяжении моей жизни многое меняется. В проявлениях национального в музыке три-четыре десятилетия назад и сейчас большая разница — по приемам, по манере, по дозе, если так можно выразиться. Но, повторяю, безусловно, национальное начало сохраняется. И это прелестное качество, богатейшее! Да разве в какие-нибудь времена, в какие-нибудь эпохи было искусство вненациональное? Другое дело, что великие художники национальное раскрывали с таким мастерством, с таким гениальным талантом, с такой страстностью и стремлением донести свою мысль до всех, что их произведения прорывали национальные рамки, и эти композиторы обращались на своем языке ко всем людям. Они и говорили о том, что было важно для всего человечества, что волновало каждого человека. Сейчас происходит то же самое: настоящее произведение все поймут. Практика подтверждает это.

Нередко приходится слышать выражение — художник опережает свою эпоху. Это верно лишь наполовину. Если принять такую формулу безусловно, то любой из нас может сказать: современники меня не понимают, но это неважно, грядущие поколения поймут. И есть композиторы, которые уповают на подобный ошибочный тезис. Но, вместе с тем, в талантливом художнике всегда есть какой-то сгусток качеств своего времени, эпохи, хотя он действительно обладает способностью заглядывать в будущее. Весь облик прогрессивного художника, весь склад его ума и таланта должен быть устремленным вперед. Я думаю, что когда такая устремленность есть, тогда и возникают произведения, которые воспринимаются не только нынешним поколением, но и следующим, и дальнейшим. Вместе с тем сама эпоха производит естественный отбор, отбрасывает многое, оставляет то, что содержит конденсацию времени, то, что может жить долго, если не вечно. Это происходит помимо нашей воли; только примитивный человек, по-моему, может сказать про себя: вот эти произведения я пишу для будущих поколений.

Видимо, сама интуиция ведет настоящего художника к таким средствам выразительности, которые остаются свежими многие десятилетия, века. И тот же талант позволяет обращаться к «вечным темам», создавать непроходящие ценности.

Краткие сведения

ХАЧАТУРЯН Арам Ильич — крупнейший советский композитор, дирижер и общественный деятель — родился 6. VI. 1903 года в Тифлисе. Окончил Московскую консерваторию у Н. Мясковского. Профессор Московской консерватории. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР. Среди его произведений: балеты «Счастье», «Гаянэ», «Спартак»; две симфонии; симфония-поэма с органом и 11 трубами; симфонические сюиты; концерты с оркестром—для фортепиано, скрипки, виолончели; музыка к спектаклям и кинофильмам; инструментальная и фортепианная музыка; песни; обработки народных песен.
Пьесы «Андантино», «Вечерняя сказка» и «Восточный танец» взяты из Детского альбома для фортепиано.

Источник

Хачатурян детские пьесы для фортепиано

Наталья Кислова- опубликовано в журнале Смена в номере №1383, Январь 1985.

О Детском альбоме А.Хачатуряна. Напишите о «Детском альбоме» – попросили меня. И я легкомысленно согласилась. А что, подумала, сяду в какой-нибудь из свободных вечеров за стол, вспомню, как и в связи с чем написана каждая пьеса этой тоненькой тетради. Что может быть проще.

Сборник был запрятан глубоко в шкафу, как и все другие нотные издания, принадлежащие перу моего дяди, композитора Арама Ильича Хачатуряна. Там лежали фотографии, слайды, письма, книги. Одним словом, архив. Ни разу с тех пор, а прошло уже более шести лет, как не стало «Дярама» (так я всегда, с самого детства, называла дядю), не прикасалась к этим вещам. Кажется, даже как-то интуитивно старалась не подходить близко к этому шкафу. И вот теперь предстояло открыть его, вынуть одну за другой каждую книгу, каждую нотную тетрадь, связки писем, перебрать массу фотографий.

Я вынимала из шкафа свою жизнь – год за годом, час за часом. Как будто вынимала из груди свое сердце, долго-долго рассматривала его, стараясь не слишком травмировать прикосновением. Каждая точка остроболезненна. Вот и «Альбом».

Открываю титульную страницу. Строки посвящения:

«Любимой племяннице Наташе с уверенностью, что она победит. Дярам».

Листаю дальше. Нот не вижу, нет. Само детство властно, неудержимо врывается в душу. Здравствуй, детство, далекие послевоенные годы.

«Детский альбом» был издан впервые в 1947 году. В предшествующие два или три года создавались его пьесы. Они наполнены сюжетами нашей детской жизни, радостным драматизмом детской повседневности. Арам Ильич Хачатурян, как всегда, талантливо и ярко рассказал на этот раз о своих близких – детях и племянниках, которые постоянно вились вокруг, беспредельно любили его за одаренность, самобытность, непохожесть во всем и всегда – в творчестве, в отдыхе, в застолье, в минуты домашнего покоя, если таковые когда-нибудь случались, в часы занятий с нами, детьми, – музыкой ли (почти все мы учились играть на рояле, виолончели, скрипке), композицией ли (Арам Ильич считал, что дар сочинительства заложен в каждом человеке), дирижированием ли, просто играя с нами и с Лядо – крошечным белым королевским пуделем-щенком, подаренным Араму Ильичу и всем нам другом семьи профессором Опариным. Кстати, имя щенку тоже придумал дядя – из двух нот: Ля и До.

Что творилось в маленькой дядиной квартире на Миуссах! В старом теперь композиторском доме на улице Готвальда, когда по всем комнатам, кухне, коридорам впереди бежал дядя, за ним Лядо, а мы – все дети – гуртом, кувырком, с криком и визгом неслись следом, переполненные какой-то фантасмагорической радостью от сознания, что наш любимый дядя – такой веселый, шумный, неистощимый на выдумки и проказы. Тетя, тоже композитор, Нина Владимировна Макарова, хохотала до слез, глядя на нас, называла мужа «взрослым ребенком». Кто-то прекрасно сказал, что художник – человек, который носит детство в кармане. Применительно к Араму Ильичу очень точное определение.

Источник

Арам Хачатурян — Детский альбом/Тетрадь 1-2

Творчество А. Хачатуряна впечатляет богатством образного содержания, широтой использования различных форм и жанров. В его музыке получили воплощение высокие гуманистические идеи революции, советского патриотизма и интернационализма, темы и сюжеты, рисующие героико-трагические события далекой истории и современности; ярко запечатлелись колоритные образы и сиены народной жизни, богатейший мир мыслей, чувств и переживаний нашего современника. Своим искусством Хачатурян вдохновенно воспел жизнь родной и близкой ему Армении.

Творческая биография Хачатуряна не совсем обычна. Несмотря на яркое музыкальное дарование, он так в не получил начального специального музыкального образования и профессионально приобщился к музыке лишь в девятнадцатилетнем возрасте. Годы, проведенные в старом Тифлисе, музыкальные впечатления детских лет оставили неизгладимый след в сознании будущего композитора и определили основы его музыкального мышления.

Сильное воздействие на творчество композитора оказала богатейшая атмосфера музыкального быта этого города, в котором на каждом шагу звучали грузинские, армянские и азербайджанские народные напевы, импровизация певцов-сказителей — ашугов и сазандаров, перекрещивались традиции восточной и западной музыки.

В 1921 г. Хачатурян переезжает в Москву в поселяется у старшего брата Сурена — видного театрального деятеля, организатора и руководителя армянской драматической студии. Бьющая ключом художественная жизнь Москвы поражает юношу.

Он посещает театры, музеи, литературные вечера, концерты, оперные в балетные спектакли, жадно впитывает все новые и новые художественные впечатления, знакомится с произведениями мировой музыкальной классики. Творчество М. Глинки, П. Чайковского, М. Балакирева, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Равеля, К. Дебюсси, И. Стравинского, С. Прокофьева, а также А. Спендиарова, Р. Меликяна в др. в той или иной степени повлияло на формирование глубоко оригинального стиля Хачатуряна.

По совету брата осенью 1922 г. Хачатурян поступает на биологическое отделение Московского университета, а несколько позднее — в музыкальный техникум им. Гнесиных по классу виолончели. Спустя 3 года он оставляет учебу в университете и целиком посвящает себя музыке.

При этом он прекращает занятия на виолончели и переводится в класс композиции известного советского педагога и композитора М. Гнесина. Пытаясь наверстать упущенное в детские годы, Хачатурян интенсивно работает, пополняет свои знания. В 1929 г. Хачатурян поступает в Московскую консерваторию. На 1 курсе занятия по композиции он продолжает у Гнесина, а со 2 курса его руководителем становится Н. Мясковский, сыгравший исключительно важную роль в становлении творческой личности Хачатуряна. В 1934 г. Хачатурян с отличием оканчивает консерваторию и продолжает совершенствоваться в аспирантуре. Написанная в качестве дипломной работы Первая симфония завершает студенческий период творческой биографии композитора. Интенсивный творческий рост дал превосходные результаты — почти все сочинения студенческого периода стали репертуарными. Таковы прежде всего Первая симфония, фортепианная Токката, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Песня-поэма (в честь ашугов) для скрипки и фортепиано и др.

Еще более совершенным творением Хачатуряна явился Фортепианный концерт (1936), созданный в годы учебы в аспирантуре и принесший композитору мировую известность. Не прекращается работа в области песни, театральной и киномузыки. В год создания концерта на экранах городов страны демонстрируется кинофильм «Пэпо» с музыкой Хачатуряна. Песня Пэпо становится любимой народной мелодией в Армении.

В годы учебы в музыкальном техникуме и консерватории Хачатурян постоянно посещает Дом культуры Советской Армении, это сыграло важную роль в его биографии. Здесь он сближается с композитором А. Спендиаровым, художником М. Сарьяном, дирижером К. Сараджевым, певцом Ш. Тальяном, актером и режиссером Р. Симоновым. В эти же годы Хачатурян общается с выдающимися деятелями театра (А. Неждановой, Л. Собиновым, В. Мейерхольдом, В. Качаловым), пианистами (К. Игумновым, Е. Бекман-Щербиной), композиторами (С. Прокофьевым, Н. Мясковским). Общение с корифеями советского музыкального искусства значительно обогатило духовный мир молодого композитора. Конец 30 — начало 40-х гг. ознаменовались созданием ряда замечательных произведений композитора, вошедших в золотой фонд советской музыки. Среди них Симфоническая поэма (1938), Скрипичный концерт (1940), музыка к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» (1940) и к драме М. Лермонтова «Маскарад». Премьера последней состоялась накануне начала Великой Отечественной войны 21 июня 1941 г. в Театре им. Е. Вахтангова.

С первых же дней войны значительно возрастает объем общественной и творческой деятельности Хачатуряна. Будучи заместителем председателя Оргкомитета Союза композиторов СССР, он заметно активизирует работу этой творческой организации для решения ответственных задач военного времени, выступает с показом своих сочинений в частях и госпиталях, принимает участие в специальных передачах Радиокомитета для фронта. Общественная деятельность не помешала композитору создавать в эти напряженные годы сочинения различных форм и жанров, во многих из которых нашла отражение военная тематика.

За 4 года войны им созданы балет «Гаянэ» (1942), Вторая симфония (1943), музыка к трем драматическим спектаклям («Кремлевские куранты» — 1942, «Глубокая разведка» — 1943, «Последний день» — 1945), к кинофильму «Человек № 217» и на ее материале Сюита для двух фортепиано (1945), составлены сюиты из музыки к «Маскараду» и балета «Гаянэ» (1943), написаны 9 песен, марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны» (1942), Гимн Армянской ССР (1944). Кроме того, была начата работа над виолончельным Концертом и тремя концертными ариями (1944), завершенными в 1946 г. Во время войны стал созревать и замысел «героической хореодрамы» — балета «Спартак».

К теме войны Хачатурян обращался и в послевоенные годы: музыка к кинофильмам «Сталинградская битва» (1949), «Русский вопрос» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Секретная миссия» (1950), к пьесе «Южный узел» (1947). Наконец, к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне (1975) было создано одно из последних сочинений композитора — «Торжественные фанфары» для труб и барабанов. Наиболее значительными произведениями военного периода являются балет «Гаянэ» и Вторая симфония. Премьера балета состоялась 3 декабря 1942 г. в Перми силами находившегося а эвакуации Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. По словам композитора, «идея Второй симфонии навеяна событиями Отечественной войны. Мне хотелось передать чувства гнева, мести за все то зло, которое причинил нам немецкий фашизм. С другой стороны, в симфонии выражены настроения скорби и чувства глубочайшей веры в окончательную нашу победу». Победе советского народа в Великой Отечественной войне посвятил Хачатурян Третью симфонию, приуроченную к празднованию 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции. В соответствии с замыслом — гимн народу-победителю — в симфонию включены дополнительно 15 труб и орган.

В послевоенные годы Хачатурян продолжает сочинять в различных жанрах. Наиболее значительным произведением стал балет «Спартак» (1954). «Музыку я создал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия. Балет „Спартак“ представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы „Спартака“. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы», — писал Хачатурян о своей работе над балетом.

Среди других сочинений, созданных в послевоенные годы, — «Ода памяти В. И. Ленина» (1948), «Ода радости» (1956), написанная ко второй декаде армянского искусства в Москве, «Приветственная увертюра» (1959) к открытию XXI съезда КПСС. Попрежнему живейший интерес проявляет композитор к кино- и театральной музыке, создает песни. В 50-х гг. Хачатурян пишет музыку к пьесе Б. Лавренева «Лермонтов», к трагедиям В. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Салтанат», «Отелло», «Костер бессмертия», «Поединок». Приобрели популярность песни «Армянская застольная. Песня о Ереване», «Марш мира», «О чем мечтают дети».

Послевоенные годы ознаменовались не только созданием новых ярких произведений в самых различных жанрах, но и важными событиями в творческой биографии Хачатуряна. В 1950 г. его приглашают профессором класса композиции одновременно в Московскую консерваторию и в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. За 27 лет своей педагогической деятельности Хачатурян выпустил десятки учеников, среди которых А. Эшпай, Э. Оганесян, Р. Бойко, М. Таривердиев, Б. Троцюк, А. Виеру, Н. Терахара, А. Рыбяиков, К. Волков, М. Минков, Д. Михайлов и др.

Начало педагогической работы совпало с первыми опытами дирижирования собственными сочинениями. С каждым годом число авторских концертов растет. Поездки по городам Советского Союза перемежаются с гастролями в десятки стран Европы, Азии, Америки. Здесь он встречается с крупнейшими представителями художественного мира: композиторами И. Стравинским, Я. Сибелиусом, Дж. Энеску, Б. Бриттеном, С. Барбером, П. Владигеровым, О. Мессианом, З. Кодаем, дирижерами Л. Стоковеким, Г. Караяном, Дж. Джорджеску, исполнителями А. Рубинштейном, Е. Цимбалистом, писателями Э. Хемингуэем, П. Нерудой, артистами кино Ч. Чаплиным, С. Лорен и др.

Поздний период творчества Хачатуряна ознаменовался созданием «Баллады о Родине» (1961) для баса с оркестром, двух инструментальных триад: концертов-рапсодий для виолончели (1961), скрипки (1963), фортепиано (1968) и сольных сонат для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976); для фортепиано были написаны Соната (1961), посвященная своему учителю Н. Мясковскому, а также 2 том «Детского альбома» (1965, 1 том — 1947).

Свидетельством мирового признания творчества Хачатуряна служат награждение его орденами и медалями имени крупнейших зарубежных композиторов, а также избрание почетным или действительным членом различных музыкальных академий мира.

Значение искусства Хачатуряна состоит в том, что ему удалось выявить богатейшие возможности симфонизации восточного монодического тематизма, приобщить, совместно с композиторами братских республик, монодическую культуру Советского Востока к многоголосию, к жанрам и формам, ранее сложившимся в европейской музыке, показать пути обогащения национального музыкального языка. Одновременно метод импровизационности, темброво-гармоническая красочность восточного музыкального искусства через творчество Хачатуряна оказали заметное влияние на композиторов — представителей европейской музыкальной культуры. Творчество Хачатуряна явилось конкретным проявлением плодотворности взаимодействия традиций музыкальных культур Востока и Запада.

Источник

Оцените статью