Хачатурян гаянэ лезгинка ноты

Содержание
  1. Хачатурян Арам — Сюита из балета «Гаянэ» (клавир)
  2. «Танец девушек из балета «Гаянэ»: ноты для фортепиано
  3. «Танец девушек из балета «Гаянэ»: скачать бесплатно ноты для фортепиано
  4. «Инвенция. Адажио из балета “Гаянэ”»: ноты для фортепиано
  5. «Инвенция. Адажио из балета “Гаянэ”»: скачать бесплатно ноты для фортепиано
  6. Балет «гаянэ»: содержание, видео, интересные факты, история
  7. Балет «Гаянэ»: содержание, видео, интересные факты, история
  8. Гаянэ — Арам Ильич Хачатурян
  9. Гаянэ
  10. Спектакль Гаянэ — смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве. Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена). Актеры и роли
  11. Балет Хачатуряна «Гаянэ» покажут на сцене Большого театра после 60-летнего перерыва
  12. Возвращение «Гаянэ»
  13. Балет Гаянэ
  14. Когда
  15. Где
  16. Сколько стоит
  17. Описание мероприятия
  18. Для кого подойдет
  19. Почему стоит пойти
  20. Вы можете купить билеты на балет Гаянэ на сайтах наших партнеров по ссылкам выше
  21. Мемория. Арам Хачатурян — ПОЛИТ.РУ

Хачатурян Арам — Сюита из балета «Гаянэ» (клавир)

Творчество А. Хачатуряна впечатляет богатством образного содержания, широтой использования различных форм и жанров. В его музыке получили воплощение высокие гуманистические идеи революции, советского патриотизма и интернационализма, темы и сюжеты, рисующие героико-трагические события далекой истории и современности; ярко запечатлелись колоритные образы и сиены народной жизни, богатейший мир мыслей, чувств и переживаний нашего современника. Своим искусством Хачатурян вдохновенно воспел жизнь родной и близкой ему Армении.

Творческая биография Хачатуряна не совсем обычна. Несмотря на яркое музыкальное дарование, он так в не получил начального специального музыкального образования и профессионально приобщился к музыке лишь в девятнадцатилетнем возрасте. Годы, проведенные в старом Тифлисе, музыкальные впечатления детских лет оставили неизгладимый след в сознании будущего композитора и определили основы его музыкального мышления.

Читайте также:  Ksy 35 c e1 глюкофон 35см гравировка ноты полукруглые лепестки ля минор kosmosky

Сильное воздействие на творчество композитора оказала богатейшая атмосфера музыкального быта этого города, в котором на каждом шагу звучали грузинские, армянские и азербайджанские народные напевы, импровизация певцов-сказителей — ашугов и сазандаров, перекрещивались традиции восточной и западной музыки.

В 1921 г. Хачатурян переезжает в Москву в поселяется у старшего брата Сурена — видного театрального деятеля, организатора и руководителя армянской драматической студии. Бьющая ключом художественная жизнь Москвы поражает юношу.

Он посещает театры, музеи, литературные вечера, концерты, оперные в балетные спектакли, жадно впитывает все новые и новые художественные впечатления, знакомится с произведениями мировой музыкальной классики. Творчество М. Глинки, П. Чайковского, М. Балакирева, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Равеля, К. Дебюсси, И. Стравинского, С. Прокофьева, а также А. Спендиарова, Р. Меликяна в др. в той или иной степени повлияло на формирование глубоко оригинального стиля Хачатуряна.

По совету брата осенью 1922 г. Хачатурян поступает на биологическое отделение Московского университета, а несколько позднее — в музыкальный техникум им. Гнесиных по классу виолончели. Спустя 3 года он оставляет учебу в университете и целиком посвящает себя музыке.

При этом он прекращает занятия на виолончели и переводится в класс композиции известного советского педагога и композитора М. Гнесина. Пытаясь наверстать упущенное в детские годы, Хачатурян интенсивно работает, пополняет свои знания. В 1929 г. Хачатурян поступает в Московскую консерваторию. На 1 курсе занятия по композиции он продолжает у Гнесина, а со 2 курса его руководителем становится Н. Мясковский, сыгравший исключительно важную роль в становлении творческой личности Хачатуряна. В 1934 г. Хачатурян с отличием оканчивает консерваторию и продолжает совершенствоваться в аспирантуре. Написанная в качестве дипломной работы Первая симфония завершает студенческий период творческой биографии композитора. Интенсивный творческий рост дал превосходные результаты — почти все сочинения студенческого периода стали репертуарными. Таковы прежде всего Первая симфония, фортепианная Токката, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Песня-поэма (в честь ашугов) для скрипки и фортепиано и др.

Читайте также:  Hurt wonderful life ноты

Еще более совершенным творением Хачатуряна явился Фортепианный концерт (1936), созданный в годы учебы в аспирантуре и принесший композитору мировую известность. Не прекращается работа в области песни, театральной и киномузыки. В год создания концерта на экранах городов страны демонстрируется кинофильм «Пэпо» с музыкой Хачатуряна. Песня Пэпо становится любимой народной мелодией в Армении.

В годы учебы в музыкальном техникуме и консерватории Хачатурян постоянно посещает Дом культуры Советской Армении, это сыграло важную роль в его биографии. Здесь он сближается с композитором А. Спендиаровым, художником М. Сарьяном, дирижером К. Сараджевым, певцом Ш. Тальяном, актером и режиссером Р. Симоновым. В эти же годы Хачатурян общается с выдающимися деятелями театра (А. Неждановой, Л. Собиновым, В. Мейерхольдом, В. Качаловым), пианистами (К. Игумновым, Е. Бекман-Щербиной), композиторами (С. Прокофьевым, Н. Мясковским). Общение с корифеями советского музыкального искусства значительно обогатило духовный мир молодого композитора. Конец 30 — начало 40-х гг. ознаменовались созданием ряда замечательных произведений композитора, вошедших в золотой фонд советской музыки. Среди них Симфоническая поэма (1938), Скрипичный концерт (1940), музыка к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» (1940) и к драме М. Лермонтова «Маскарад». Премьера последней состоялась накануне начала Великой Отечественной войны 21 июня 1941 г. в Театре им. Е. Вахтангова.

С первых же дней войны значительно возрастает объем общественной и творческой деятельности Хачатуряна. Будучи заместителем председателя Оргкомитета Союза композиторов СССР, он заметно активизирует работу этой творческой организации для решения ответственных задач военного времени, выступает с показом своих сочинений в частях и госпиталях, принимает участие в специальных передачах Радиокомитета для фронта. Общественная деятельность не помешала композитору создавать в эти напряженные годы сочинения различных форм и жанров, во многих из которых нашла отражение военная тематика.

За 4 года войны им созданы балет «Гаянэ» (1942), Вторая симфония (1943), музыка к трем драматическим спектаклям («Кремлевские куранты» — 1942, «Глубокая разведка» — 1943, «Последний день» — 1945), к кинофильму «Человек № 217» и на ее материале Сюита для двух фортепиано (1945), составлены сюиты из музыки к «Маскараду» и балета «Гаянэ» (1943), написаны 9 песен, марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны» (1942), Гимн Армянской ССР (1944). Кроме того, была начата работа над виолончельным Концертом и тремя концертными ариями (1944), завершенными в 1946 г. Во время войны стал созревать и замысел «героической хореодрамы» — балета «Спартак».

К теме войны Хачатурян обращался и в послевоенные годы: музыка к кинофильмам «Сталинградская битва» (1949), «Русский вопрос» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Секретная миссия» (1950), к пьесе «Южный узел» (1947). Наконец, к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне (1975) было создано одно из последних сочинений композитора — «Торжественные фанфары» для труб и барабанов. Наиболее значительными произведениями военного периода являются балет «Гаянэ» и Вторая симфония. Премьера балета состоялась 3 декабря 1942 г. в Перми силами находившегося а эвакуации Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. По словам композитора, «идея Второй симфонии навеяна событиями Отечественной войны. Мне хотелось передать чувства гнева, мести за все то зло, которое причинил нам немецкий фашизм. С другой стороны, в симфонии выражены настроения скорби и чувства глубочайшей веры в окончательную нашу победу». Победе советского народа в Великой Отечественной войне посвятил Хачатурян Третью симфонию, приуроченную к празднованию 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции. В соответствии с замыслом — гимн народу-победителю — в симфонию включены дополнительно 15 труб и орган.

В послевоенные годы Хачатурян продолжает сочинять в различных жанрах. Наиболее значительным произведением стал балет «Спартак» (1954). «Музыку я создал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия. Балет „Спартак“ представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы „Спартака“. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы», — писал Хачатурян о своей работе над балетом.

Среди других сочинений, созданных в послевоенные годы, — «Ода памяти В. И. Ленина» (1948), «Ода радости» (1956), написанная ко второй декаде армянского искусства в Москве, «Приветственная увертюра» (1959) к открытию XXI съезда КПСС. Попрежнему живейший интерес проявляет композитор к кино- и театральной музыке, создает песни. В 50-х гг. Хачатурян пишет музыку к пьесе Б. Лавренева «Лермонтов», к трагедиям В. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Салтанат», «Отелло», «Костер бессмертия», «Поединок». Приобрели популярность песни «Армянская застольная. Песня о Ереване», «Марш мира», «О чем мечтают дети».

Послевоенные годы ознаменовались не только созданием новых ярких произведений в самых различных жанрах, но и важными событиями в творческой биографии Хачатуряна. В 1950 г. его приглашают профессором класса композиции одновременно в Московскую консерваторию и в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. За 27 лет своей педагогической деятельности Хачатурян выпустил десятки учеников, среди которых А. Эшпай, Э. Оганесян, Р. Бойко, М. Таривердиев, Б. Троцюк, А. Виеру, Н. Терахара, А. Рыбяиков, К. Волков, М. Минков, Д. Михайлов и др.

Начало педагогической работы совпало с первыми опытами дирижирования собственными сочинениями. С каждым годом число авторских концертов растет. Поездки по городам Советского Союза перемежаются с гастролями в десятки стран Европы, Азии, Америки. Здесь он встречается с крупнейшими представителями художественного мира: композиторами И. Стравинским, Я. Сибелиусом, Дж. Энеску, Б. Бриттеном, С. Барбером, П. Владигеровым, О. Мессианом, З. Кодаем, дирижерами Л. Стоковеким, Г. Караяном, Дж. Джорджеску, исполнителями А. Рубинштейном, Е. Цимбалистом, писателями Э. Хемингуэем, П. Нерудой, артистами кино Ч. Чаплиным, С. Лорен и др.

Поздний период творчества Хачатуряна ознаменовался созданием «Баллады о Родине» (1961) для баса с оркестром, двух инструментальных триад: концертов-рапсодий для виолончели (1961), скрипки (1963), фортепиано (1968) и сольных сонат для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976); для фортепиано были написаны Соната (1961), посвященная своему учителю Н. Мясковскому, а также 2 том «Детского альбома» (1965, 1 том — 1947).

Свидетельством мирового признания творчества Хачатуряна служат награждение его орденами и медалями имени крупнейших зарубежных композиторов, а также избрание почетным или действительным членом различных музыкальных академий мира.

Значение искусства Хачатуряна состоит в том, что ему удалось выявить богатейшие возможности симфонизации восточного монодического тематизма, приобщить, совместно с композиторами братских республик, монодическую культуру Советского Востока к многоголосию, к жанрам и формам, ранее сложившимся в европейской музыке, показать пути обогащения национального музыкального языка. Одновременно метод импровизационности, темброво-гармоническая красочность восточного музыкального искусства через творчество Хачатуряна оказали заметное влияние на композиторов — представителей европейской музыкальной культуры. Творчество Хачатуряна явилось конкретным проявлением плодотворности взаимодействия традиций музыкальных культур Востока и Запада.

Источник

«Танец девушек из балета «Гаянэ»: ноты для фортепиано

На этой странице представлены ноты классического произведения Арама Хачатуряна «Танец девушек из балета «Гаянэ» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока вы можете прослушать данное произведение и посмотреть видео с примером его исполнения.

Слушайте Gayaneh Suite No.1 : II Dance of the Young Maidens — Alexander Lazarev & Bolshoi Symphony Orchestra на Яндекс.Музыке

«Танец девушек из балета «Гаянэ»: скачать бесплатно ноты для фортепиано

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Арама Хачатуряна для фортепиано и других инструментов. Все ноты песен этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.

Арам Хачатурян — советский композитор, дирижёр и педагог. Один из крупнейших композиторов XX века. Автор трёх балетов, трёх симфоний, шести концертов, огромного количества произведений вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам, а также музыки Государственного гимна Армянской ССР. Профессор Московской государственной консерватории.

Источник

«Инвенция. Адажио из балета “Гаянэ”»: ноты для фортепиано

На этой странице представлены ноты произведения Арама Хачатуряна из цикла «Детский альбом» под названием «Инвенция. Адажио из балета “Гаянэ”» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем вспомнить мелодию этого произведения.

«Инвенция. Адажио из балета “Гаянэ”»: скачать бесплатно ноты для фортепиано

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Арама Хачатуряна для фортепиано и других инструментов. Все ноты песен этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.

Арам Хачатурян — советский композитор, дирижёр и педагог. Один из крупнейших композиторов XX века. Автор трёх балетов, трёх симфоний, шести концертов, огромного количества произведений вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам, а также музыки Государственного гимна Армянской ССР. Профессор Московской государственной консерватории.

Источник

Балет «гаянэ»: содержание, видео, интересные факты, история

Балет «Гаянэ»: содержание, видео, интересные факты, история

А. Хачатурян балет «Гаянэ»

Балет «Гаянэ» стоит особняком не только в музыкальном наследии А.И. Хачатуряна, но и в истории балетного театра. Это яркий пример произведения искусства, созданного по политическому заказу. «Гаянэ» принадлежит неоспоримая пальма первенства по количеству постановок.

При этом каждый последующий либреттист менял сюжетную канву спектакля в угоду историческому моменту, а композитор, в свою очередь, перекраивал партитуру, чтобы она соответствовала новой драматургии.

Но, как бы ни трактовались образы главных героев, в какую сторону ни менялась бы сюжетная концепция, этот балет принимался зрителями восторженно на всех сценах мира, где он исполнялся, благодаря самобытности музыки, гармонично соединившей в себе классические основы и ярко выраженный национальный характер.

Краткое содержание балета Хачатуряна «Гаянэ» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица Описание
Ованес руководитель колхоза
Гаянэ бригадир лучшей колхозной бригады, дочь Ованеса
Армен возлюбленный Гаянэ
Гико соперник Армена
Нунэ подруга Гаянэ
Карен работник колхоза
Казаков начальник группы геологов
Неизвестный

Краткое содержание

Сюжет разворачивается в 30-е годы XX века в Армении, недалеко от границы. Темной ночью недалеко от горного селения появляется Неизвестный, который замышляет диверсию.

Утром жители селения отправляются на работу в сад. Среди них бригадир девичьей колхозной бригады красавица Гаянэ, в которую влюблены двое молодых людей — Гико и Армен.

Гико пытается рассказать девушке о своих чувствах, но она отвергает его притязания.

В село приезжают геологи во главе с начальником группы Казаковым, среди них мелькает фигура Неизвестного. Армен показывает Казакову и его товарищам кусочки руды, случайно найденные им в предгорьях, и провожает группу к этому месту. Выясняется, что ему удалось обнаружить залежи редкого металла.

Когда об этом узнает Неизвестный, он проникает в дом Ованеса, где остановились геологи, желая похитить документы и образцы руды. На месте преступления его застает Гаянэ. Чтобы замести следы, Неизвестный поджигает дом, где находится девушка. Но Гико спасает Гаянэ и разоблачает незнакомца, которого забирают подоспевшие пограничники.

Апофеозом балета становится общий праздник, на котором все персонажи восславляют дружбу народов и Родину.

В современной версии балета от первоначального замысла остался только любовный треугольник Гаянэ, Армена и Гико. События происходят в армянской деревне. Среди ее жителей — юная красавица Гаянэ, в которую влюблен Армен. Их любовь хочет разбить неудачливый соперник Армена Гико. Он всеми силами старается завоевать расположение девушки.

Это ему не удается, и он решается на месть. Гико устраивает похищение красавицы, но слух о злодеянии быстро расходится по всему селению. Возмущенные жители помогают Армену найти и освободить Гаянэ, а Гико вынужден спасаться бегством от презрения односельчан. Балет заканчивается веселой свадьбой, на которой все танцуют и веселятся.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
35 мин. 35 мин. 25 мин.

Фото:

Интересные факты:

  • Автор признавался, что «Гаянэ» занимает особенное место в его сердце и творчестве, поскольку это «единственный балет на советскую тему, 25 лет не сходивший со сцены».
  • Танцевальный дивертисмент, куда входят «Танец с саблями», «Лезгинка», «Колыбельная» и другие номера из балета, почти 50 лет оставался непременной частью спектаклей выпускников Академии русского балета им. Вагановой.
  • Популярнейшего во всем мире «Танца с саблями» изначально в партитуре «Гаянэ» не было. Но незадолго до премьеры директор театра попросил Хачатуряна добавить в заключительный акт танцевальный номер. Композитор сначала наотрез отказался, но потом передумал и всего за 11 часов смог создать настоящий шедевр. Отдавая хореографу партитуру этого номера, он в сердцах написал на титульном листе: «Черт возьми, в угоду балету!»
  • Современники утверждали, что зажигательный «Танец с саблями» даже Сталина заставлял всякий раз притоптывать в такт ритму — поэтому произведение звучало по радио почти каждый день.
  • Музыка к балету «Гаянэ» принесла ее автору Араму Хачатуряну высокую награду — Сталинскую премию I степени.
  • Всемирную известность музыке «Гаянэ» принесли три симфонические сюиты, которые Хачатурян «выкроил» из балетной партитуры.
  • «Танец с саблями» стал самой узнаваемой музыкой из балета «Гаянэ». В США Хачатуряна стали называть «мистер Сэйбрданс» («мистер Танец-с-саблями»). Его мотив можно услышать в фильмах, мультфильмах, программах фигуристов. С 1948 г. он звучал в американских музыкальных автоматах и стал первой записью Чикагского симфонического оркестра.
  • Два главных создателя первой версии балета «Гаянэ» либреттист Константин Державин и хореограф Нина Анисимова составляли не просто творческий тандем, а были семейной парой.
  • В 1938 году в жизни будущего постановщика «Гаянэ» Нины Анисимовой наступила черная полоса. Ее, танцовщицу с мировым именем, обвинили в том, что она участвовала на театральных банкетах, гостями которых часто становились представители иностранных делегаций, и осудили на 5 лет с отбыванием наказания в Карагандинском трудовом лагере. Ее спас муж — либреттист Константин Державин, не побоявшийся заступиться за танцовщицу.
  • В 40-70-е годы прошлого века балет «Гаянэ» можно было увидеть на зарубежных театральных подмостках. За этот период спектакль неоднократно ставился в ГДР, ФРГ, Чехословакии, Болгарии, Польше.
  • Мотив «Танца с саблями» можно услышать в мультипликационном сериале «Симпсоны», в мультфильме «Мадагаскар 3», шестом выпуске мультфильма «Ну, погоди!», в кинофильмах «Властелин любви», «Бумажные птицы», «Город призраков», «Бестолковая защита», «Простое желание», «Хижина дяди Тома», «Сумеречная зона» и других.

Популярные номера:

Танец с саблями — слушать

История создания

Арам Хачатурян впервые увлекся балетной темой в 1939 году. Поводом для этого стала дружеская беседа композитора с советским партийным деятелем Анастасом Микояном, который в преддверии декады армянского искусства высказал мысль о необходимости появления национального армянского балета. Хачатурян с энтузиазмом окунулся в рабочий процесс.

Перед композитором стояла непростая задача — написать музыку, которая стала бы благодатной основой для хореографической постановки и одновременно обладала хорошо узнаваемым национальным своеобразием. Так появился балет «Счастье». Либретто к нему написал Геворк Ованесян.

Глубокое погружение в мир национальной музыкальной культуры, ритмы и мелодии армянского народа вкупе с самобытным талантом композитора сделали свое дело: спектакль, поставленный в Армянском театре оперы и балета, привезли в Москву, где он прошел с большим успехом.

Однако критики не преминули указать на минусы «Счастья», в первую очередь — драматургию, которая оказалась гораздо слабее музыки. Лучше всех осознавал это сам композитор.

В 1941 году он, по предложению руководства Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, начал работать над обновленной версией балета с другим либретто, написанным известным литературоведом и театральным критиком Константином Державиным.

Многие фрагменты партитуры он оставил в неприкосновенности, сохранив все самые интересные находки, отличавшие первую редакцию. Новый балет получил название «Гаянэ» — в честь главной героини, и именно этот спектакль перенял эстафетную палочку «Счастья» в сохранении традиций армянской национальной музыки и культуры на балетной сцене.

Работа над «Гаянэ» началась в Ленинграде, а продолжилась уже в Перми, куда с началом войны композитор был отправлен в эвакуацию, как и театральная труппа Кировского театра. Условия, в которых рождалось новое музыкальное детище Хачатуряна, соответствовали суровому военному времени.

Композитор работал в холодном гостиничном номере, где из обстановки находились только кровать, стол, табурет и фортепиано. В 1942 году 700 страниц балетной партитуры были готовы.

Постановки

Премьерный показ «Гаянэ» выпал на 9 декабря 1942 года. В эти дни на фронте разворачивалось героическое сражение за Сталинград. Но зал Пермского театра оперы и балета был полон.

Действо, разворачивающееся на сцене под жизнеутверждающую музыку Хачатуряна, укрепляло в душах зрителей веру в победу.

В качестве постановщика четырехактного спектакля дебютировала Нина Анисимова — одна из ярчайших танцовщиц характерного плана Кировского (ныне -Мариинского) театра, учившаяся у самой Агриппины Вагановой.

Блестящая школа, глубокое понимание природы национального танца и безупречное чувство стиля позволили Нине Александровне создать спектакль, который закрепился в репертуаре театра на долгие годы. У Анисимовой с самого начала работы над балетом была мечта «создать свою Армению». Для этой цели она пригласила армянского танцовщика, который показал ей элементы народного армянского танца.

Исполнительский состав премьерного спектакля был поистине звездным. В роли Гаянэ на сцену вышла прима театра и любимица публики Наталия Дудинская, ее партнерами были Константин Сергеев, Николай Зубковский, Татьяна Вечеслова, Борис Шавров. Успех премьеры был обусловлен не только талантом артистов, но и драматургией спектакля, лейтмотивом которого являлась защита родной земли от врагов.

После возвращения в Ленинград в 1945 году Кировский театр показал «Гаянэ» на родной сцене, но уже с некоторыми сюжетными изменениями и обновленной сценографией, созданной художником Вадимом Рындиным. В 1952 году спектакль был еще раз переработан.

22 мая 1957 года премьерный показ балета «Гаянэ» прошел в Большом театре. Постановщик Василий Вайнонен, опирающийся на предложенное либретто Бориса Плетнева, сделал из оригинальной четырехактной версии балет, состоящий из пролога, 3 актов и 7 картин.

Для этой редакции балета Хачатурян переработал почти треть написанной до этого музыки. Партии Гаянэ и Армена с блеском исполнили солисты Большого Раиса Стручкова и Юрий Кондратов. Всего на сцене Большого балет «Гаянэ» пережил три редакции.

Последняя из них увидела свет в 1984 году.

До начала 1980-х годов балет с неизменным успехом шел на сценах отечественных и зарубежных театров. Одно из самых интересных художественных решений предложил Борис Эйфмана, поставивший «Гаянэ» в качестве своего дипломного спектакля в 1972 г.

на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета. Хореограф-постановщик сосредоточил внимание на социальной драме. Историческим фоном для сюжета был выбран период становления советских порядков в Армении. Гико в этой версии превратился в мужа Гаянэ.

Будучи сыном кулака Мацака, он не может отречься от отца. Его жена Гаянэ происходит из бедной семьи, и ей приходится выбирать между любовью к мужу и своими убеждениями. Главная героиня делает выбор в пользу новой власти, которую в балете представляет Армен.

Спектакль в художественной интерпретации Эйфмана насчитывает 173 показа.

В XXI веке балет «Гаянэ» фактически исчез со сцены. Главной причиной тому стал сценарий, утративший социальную актуальность. Но «Гаянэ» по-прежнему остается одним из главных культурных символов Армении. В репертуаре Армянского академического театра оперы и балета им. Спендиарова балет Хачатуряна занимает почетное место.

Спектакль, поставленный народным артистом Армении Виленом Галстяном, имел огромный успех не только в России, но и за рубежом -в Египте, Турции, Бахрейне, Объединенных Арабских Эмиратах.

В 2014 году балет «Гаянэ», почти после полувекового перерыва, был показан в Мариинском театре в Петербурге, откуда 50 с лишним лет назад начался большой путь спектакля по театральным сценам мира.

Галстян, выступивший в данном случае еще и в роли сценариста, убрал из либретто все сюжетные линии, связанные с политическими мотивами. От первоначального балета остались только трогающая душу история любви и завораживающая своей энергетикой музыка Арама Хачатуряна.

Отдельные танцевальные номера, написанные композитором для «Гаянэ», — такие, как «Лезгинка», «Вальс», «Колыбельная» и, конечно, непревзойденный «Танец с саблями», — давно перешагнули рамки балета и обрели самостоятельную жизнь.

Они являются украшением многих концертов, их танцуют на всех сценических площадках мира, и популярность их с годами только растет.

В их самобытной музыке и хореографии есть глубина, искренность, страсть, любовь — все, что близко и понятно каждому человеческому сердцу.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть балет «Гаянэ»

Мы рады вам предложить артистов балета и симфонический оркестр для исполнения номеров и отрывков из балета «Гаянэ» на вашем мероприятии.

Гаянэ — Арам Ильич Хачатурян

Балет в четырех действиях.Автор балета — Арам Ильич Хачатурян. Либретто К. Державина.

Осенью 1941 года А. Хачатурян приступает к работе над партитурой нового балета. Работа протекала в тесном содружестве с Ленинградским театром оперы и балета, находившимся в то время в Перми. Премьера состоялась 3 декабря 1942 года и имела большой успех. В 1957 году в Большом театре в Москве была осуществлена новая постановка балета.

Было изменено либретто, и Хачатурян переписал более половины прежней музыки. Балет вошел в историю балетного искусства нашей страны. Музыка к нему легла в основу трёх больших симфонических сюит, а отдельные номера сюит, например «Танец с саблями», приобрели мировую известность.

Балет «Гаянэ» — произведение глубоко народное по духу, цельное по музыкальному языку, отмеченное необыкновенной красочностью инструментовки.

Сюжет:
Гаянэ, дочь председателя колхоза Ованеса, помогает поймать и обезвредить Неизвестного, тайно проникшего на территорию Армении с целью выкрасть секреты геологов. В этом ей помогают друзья и любящий Гаянэ Армен. Соперник Армена Гико расплачивается жизнью за невольное содействие врагу.

Темная ночь. В густой сетке дождя возникает фигура неизвестного. Настороженно прислушиваясь и озираясь, он освобождается от парашютных строп. Сверившись с картой, он убеждается в том, что находится у цели.Дождь стихает. Далеко в горах мерцают огни селения. Незнакомец сбрасывает комбинезон и остается в гимнастерке с нашивками за ранения.

Сильно прихрамывая, он уходит в сторону селения.Солнечное утро. В колхозных садах кипит весенняя работа. Не торопясь, лениво потягиваясь, идет на работу Гико. Спешат девушки лучшей бригады колхоза. С ними бригадир — молодая веселая Гаянэ. Гико останавливает Девушку. Он говорит ей о своей любви, хочет обнять ее. На Дороге показывается молодой чабан Армен.

Гаянэ радостно бежит ему навстречу. Высоко в горах, у становища чабанов, Армен нашел блестящие куски руды. Он показывает их Девушке. Ревниво смотрит Гико на Армена и Гаянэ.В часы отдыха колхозники затевают пляски. Подходит о. Он хочет, чтобы Гаянэ танцевала с ним, снова пытается обнять ее. Армен ограждает девушку от назойливых ухаживаний. Гико взбешен.

Он ищет повода для ссоры. Схватив корзину с саженцами, Гико с яростью швыряет ее. Он не желает работать. Колхозники упрекают Гико, но он не слушает их и с поднятыми кулаками нападает на Армена. Между ними становится Гаянэ. Она требует, чтобы Гико немедленно ушел.Колхозники возмущены поведением Гико. Прибегает молодой колхозник Карен. Он сообщает, что приехали гости.

В сад входит группа геологов во главе с начальником экспедиции Казаковым. За ними следует неизвестный. Он нанялся донести багаж геологов и остался с ними.Колхозники радушно встречают приезжих. Неугомонные Нунэ и Карен начинают в честь гостей пляску. Танцует и Гаянэ. С восхищением следят гости и за пляской чабана Армена. Раздается сигнал к началу работы.

Ованес показывает приезжим колхозные сады. Гаянэ остается одна. Все радует ее взор. Девушка любуется далекими горами, благоухающими садами родного колхоза.Возвращаются геологи. Гаянэ советует Армену показать им руду, которую он принес. Находка Армена заинтересовала геологов. Они готовы сейчас же идти на разведку.

Армен показывает маршрут по карте, берется сопровождать геологов. В этот момент появляется неизвестный. Он внимательно следит за Арменом и геологами.Сборы в дорогу окончены. Гаянэ нежно прощается с Арменом. Подошедший Гико видит это. Охваченный ревностью, он грозит вслед чабану. На плечо Гико ложится рука неизвестного.

Он делает вид, что сочувствует Гико, и, разжигая его ненависть, коварно предлагает дружбу и помощь. Они уходят вместе.После работы у Гаянэ собрались друзья. Карен играет на таре. Девушки исполняют старинный армянский танец. Входит Казаков. Он остановился в доме Ованеса.Гаянэ и ее подруги показывают Казакову вытканный ими цветистый ковер, затевают игру в жмурки.

Приходит пьяный Гико. Игра расстраивается. Колхозники пробуют уговорить Гико, который снова преследует Гаянэ, советуют ему уйти. Проводив гостей, председатель колхоза пытается поговорить с Гико. Но он не слушает Ованеса и назойливо пристает к Гаянэ. Разгневанная девушка прогоняет Гико.Из похода вместе с Арменом возвращаются геологи. Находка Армена — не случайность.

В горах обнаружено месторождение редкого металла. Казаков решает подробно обследовать его. Задержавшийся в комнате Гико становится свидетелем этого разговора.Разведчики недр собираются в путь. Армен с нежностью дарит любимой девушке цветок, принесенный с горного склона. Это видит Гико, проходя с неизвестным мимо окон. Вместе с экспедицией отправляются Армен и Ованес.

Казаков просит Гаянэ сохранить мешок с образцами руды. Гаянэ прячет его. Наступила ночь. В дом Гаянэ входит неизвестный. Он притворяется больным и в изнеможении падает. Гаянэ помогает ему подняться и спешит за водой. Оставшись один, он вскакивает и начинает искать материалы геологической экспедиции.Возвратившаяся Гаянэ понимает, что перед ней враг.

Угрожая, неизвестный требует, чтобы она сказала, где находятся материалы геологов. Во время схватки падает ковер, закрывавший нишу. Там мешок с кусками руды. Неизвестный связывает Гаянэ, берет мешок и, стремясь скрыть следы преступления, поджигает дом.Огонь и дым наполняют комнату. В окно вскакивает Гико. На его лице ужас и смятение.

Увидев палку, забытую неизвестным, Гико понимает, что преступник — его недавний знакомый. Он выносит девушку из объятого пламенем дома.Звездная ночь. Высоко в горах расположилось становище колхозных чабанов. Проходит наряд пограничников. Чабан Измаил развлекает любимую им девушку Айшу игрой на свирели. Айша начинает плавный танец. Привлеченные музыкой, собираются пастухи.

А вот и Армен. Он привел геологов. Здесь, у подножия скалы, он нашел драгоценную руду. Чабаны исполняют народный танец «Хочари». Их сменяет Армен. Горящие факелы в его руках разрезают ночную мглу.Приходит группа горцев и пограничников. Горцы несут найденный ими парашют. На советскую землю проник враг! Над долиной занялось зарево. В селении пожар! Все устремляются туда.

Бушует пламя. В отблесках огня мелькнула фигура неизвестного. Он пытается скрыться, но со всех сторон к горящему дому бегут колхозники. Неизвестный прячет мешок и теряется в толпе.Толпа схлынула. В этот миг неизвестный настигает Гико. Он просит его молчать и за это дает пачку денег. Гико швыряет деньги ему в лицо и хочет задержать преступника.

Гико ранен, но продолжает бороться. На помощь подбегает Гаянэ. Гико падает. Враг направляет оружие на Гаянэ. Подоспевший Армен выхватывает револьвер у врага, которого окружают пограничники.Осень. В колхозе собрали обильный урожай. Все сходятся на праздник. Армен спешит к Гаянэ. В этот чудесный день он хочет быть с любимой.

Армена останавливает детвора и затевает вокруг него танец.Колхозники несут корзины с фруктами, кувшины с вином. Прибывают приглашенные на празднество гости из братских республик — русские, украинцы, грузины.Наконец Армен видит Гаянэ. Радостью и счастьем полна их встреча. На площадь стекается народ. Здесь и старые друзья колхозников — геологи и пограничники.

Лучшей бригаде вручают знамя. Казаков просит Ованеса отпустить Армена учиться. Ованес соглашается. Один танец сменяется другим. Ударяя в звонкие бубны, танцуют Нунэ и ее подруги. Гости исполняют свои национальные пляски — русскую, лихой украинский гопак, лезгинку, воинственный горский танец с саблями и другие.Тут же на площади накрыты столы. С поднятыми бокалами все славят свободный труд, нерушимую дружбу советских народов, прекрасную Родину.

Мелодии «Гаянэ» пронизаны интонациями, попевками народных песен; им свойственны особенности ладового строения армянской музыки, ритмические узоры, оркестровые тембры, как бы воспроизводящие звучание народных инструментов. Некоторые особенности музыки Хачатуряна берут свое начало в исполнительской манере, свойственной народным певцам и инструменталистам.

В балете «Гаянэ» огромную роль приобретают танцевальные ритмы. Это связано не только с жанром балета; здесь сказалась прямая зависимость от народной армянской песенности, для которой чрезвычайно характерны ритмы танца.

Именно поэтому естественно и образно звучат народные песенно-танцевальные мелодии не только в праздничных сценах веселья, но и в зарисовках трудовых будней колхозников, и в образах действующих лиц. Композиционные и музыкально-драматургические приемы, применяемые Хачатуряном в «Гаянэ», чрезвычайно разнообразны.

Преобладающее значение в балете приобретают цельные, обобщенные музыкальные характеристики: портретные зарисовки, народно-бытовые, жанровые картинки, картины природы. Им соответствуют законченные музыкальные номера, в последовательном изложении которых нередко видятся черты симфонической сюиты.

Логика развития, объединяющего самостоятельные музыкальные образы в единое целое, различна. Так, в финальной картине большем цикл танцев объединяется происходящим праздником.

В некоторых случаях чередование номеров строится на образных, эмоциональных контрастах лирического и веселого, стремительного или энергичного, мужественного, жанрового и драматического (см. первые сцены I и II действий).

В моментах наибольшего напряжения действия, например в сцене Гаянэ с Гико (из II действия), когда Гаянэ раскрывает его вредительские замыслы и пытается им противодействовать, в сценах раскрытия заговора и пожара (III действие), Хачатурян дает большие симфонические эпизоды сквозного музыкального развития, что соответствует самому драматизму действия.

Четко дифференцированы музыкально-драматургические средства и в характеристиках действующих лиц: цельным портретным зарисовкам эпизодических персонажей противопоставлено сквозное драматическое музыкальное развитие в партии Гаянэ; разнообразным танцевальным ритмам, лежащим в основе музыкальных портретов друзей и родных Гаянэ, противостоит импровизационно-свободная, лирически насыщенная мелодика Гаянэ. Хачатурян последовательно проводит в отношении каждого из действующих лиц принцип лейтмотивов, что сообщает образам и всему произведению музыкальную цельность и сценическую конкретность.

Гаянэ

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Дирижер – Карен Дургарян
Симфонический оркестр Мариинского театра

Гаянэ – Сюзанна Пирумян
Армен – Севак Аветисян
Гико – Армен Геворгян
Нунэ – Жаклин Сархошян
Карен – Гарик Бабелян

АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ: Музыка Арама Хачатуряна Либретто Вилена Галстяна Музыкальный руководитель и главный дирижер – Карен Дургарян Хореограф-постановщик – Вилен Галстян Художник-постановщик – Минас Аветисян

Художник по костюмам – Рубина Ованнисян

Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Действие I

В армянской деревне люди отдыхают после тяжелого трудового дня. На фоне других девушек своей красотой и обаянием выделяется Гаянэ. В минуты отдыха она с удовольствием танцует. Гаянэ – это воплощение Армении, ее ярких цветов и неповторимых красок. Влюбленный в Гаянэ Армен не отрывает от девушки глаз.

Действие II
Гико, знающий о любви Гаянэ и Армена, тем не менее пытается завоевать сердце девушки. Неразделенная любовь толкает его на грязные и жестокие поступки. Гико – смелый и решительный человек, он не терпит никаких препятствий на своем пути. Но здесь его ждет неудача. Это раздражает Гико. В его сердце поселяются злоба и отчаяние. Он решает отмстить.

Действие III
С помощью друзей Гико похищает Гаянэ. О случившемся быстро узнает вся деревня. Жители потрясены и возмущены. Под предводительством Армена они находят похитителя. Гико не в силах терпеть возмущение сельчан.

Он решает бежать. Гаянэ и Армен счастливы. Любовь восторжествовала, и они могут пожениться. На свадьбе все односельчане поют и танцуют.

В эту часть спектакля включены несколько народных танцев, в том числе знаменитый «Танец с саблями».

Армянский театр оперы и балета был основан в 1932 году, открытие состоялось в январе 1933 года. В 1938 году театру было присвоено имя выдающегося армянского музыканта и педагога Александра Спендиаряна, а в 1956 году театр получил почетное звание академического.

У истоков создания театра стояли самые выдающиеся деятели армянской культуры: певцы Айкануш Даниелян, Шара Тальян, Леон Исецкий-Иоанисян и Александр Каратов; дирижеры Константин Сараджев, Георгий Будагян, Сурен Чарекян, Владимир Пирадов, Сергей Шатирян и Микаэл Тавризян; художники Мартирос Сарьян и Ара Арутюнян; режиссеры Аршак Бурджалян, Армен Гулакян, Леван Калантар и Вартан Аджемян; балетмейстер Илья Арбатов. На торжественном открытии театра была исполнена опера Александра Спендиаряна «Алмаст», либретто которой было создано на основе поэмы Ованеса Туманяна «Взятие Тмкаберда», основанной на народных сказаниях и легендах. Опера была принята как слушателями, так и критиками с большим воодушевлением, и с тех пор каждый свой сезон театр по традиции открывает этим спектаклем. Первой балетной постановкой стало «Лебединое озеро» Петра Чайковского в 1935 году. Благодаря открытию нового театра в Армении начали появляться оперные и балетные спектакли на народные темы. В 1939 году Арам Хачатурян сочинил музыку к первому армянскому балету «Счастье». Затем спектакль был переименован в «Гаянэ» – эта музыкальная версия была создана в 1942 году на либретто Константина Державина с хореографией Нины Анисимовой, но в 1957 году партитура была существенно переработана. Впоследствии на основе музыки из сценической версии балета Хачатурян создал три сюиты для концертного исполнения. Пожалуй, наиболее известным музыкальным фрагментом стал «Танец с саблями» из заключительной части спектакля. Балет «Гаянэ», и по сей день являясь ярким примером сочетания народного и классического танцев, стал символом Армении. Спектакль в постановке народного артиста Армении Вилена Галстяна занимает особое место в репертуаре Армянского национального театра – артисты исполняли его в разных странах мира, и повсюду он неизменно пользовался огромным успехом у зрителей.

За десятилетия в театре был создан обширный и разнообразный репертуар, поставлены лучшие оперные и балетные спектакли мирового и национального музыкального искусства.

Среди них – оперы Армена Тиграняна «Давид-Бек» и «Ануш», Тиграна Чухаджяна «Аршак II» и «Карине», Петра Чайковского «Пиковая дама», Руджеро Леонкавалло «Паяцы», Джузеппе Верди «Отелло» и «Травиата», Гаэтано Доницетти «Полиевкт», Жоржа Бизе «Кармен», Сергея Рахманинова «Алеко», балеты Григория Егиазаряна «Севан», Арама Хачатуряна «Гаянэ» и «Спартак», Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», Людвига Минкуса «Дон Кихот», Эдгара Оганесяна «Вардананк», Александра Арутюняна «Саят-Нова», «Весна» на музыку Антонио Вивальди, «Болеро» на музыку Мориса Равеля, «Танго» группы Gotan Project и многие другие.

В разные годы руководителями театра были известные деятели искусств – певец и режиссер Тигран Левонян и певец Гегам Григорян, в настоящее время главным дирижером и музыкальным руководителем театра является заслуженный артист Республики Армения Карен Дургарян.

Спектакль Гаянэ — смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве. Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена). Актеры и роли

Балет «Гаянэ» примечателен, прежде всего, музыкой Арама Хачатуряна, либретто же специалисты справедливо называют ходульным. Оно написано сценаристом и либреттистом Константином Державиным в 1940-м году на основе предыдущего балета Хачатуряна «Счастье».

В «Гаянэ» композитор сохранил все лучшее, что было в «Счастье», и существенно дополнил, развил партитуру. Премьера балета состоялась в 1942-м году, в Перми, где находился в эвакуации Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова.

Потом советские театры часто обращались к балету Хачатуряна. «Гаянэ» ставили в Свердловске, Ереване, Киеве, Риге, Новосибирске, Челябинске. В Кировском театре его возобновляли еще два раза – в 1945-м и 1952-м.

На сцене главного музыкального театра страны – Большого – «Гаянэ» впервые поставили в 1957-м. Вашему вниманию предлагается запись гораздо более поздней постановки.

Итак, главным достоинством «Гаянэ» специалисты считают именно музыку. «Еще работая над музыкой балета «Счастье», Хачатурян обратился к армянскому фольклору, — читаем в книге «История современной отечественной музыки». – Все это вошло в «Гаянэ».

И хотя собственно народных мелодий в балете немного, интонационная природа армянской музыки воссоздается через ритмические, ладо-гармонические особенности, сближая сочинение с традицией русской классической «музыки о Востоке»».

Кстати, именно для балета «Гаянэ» Хачатурян написал «Танец с саблями», исполняемый частенько как самостоятельное произведение. В части же хореографии балет распадается на отдельные выходы.

«Разнохарактерные сольные номера и дуэты, драматические сцены, обобщенно симфонизированные («Сбор хлопка», «Танец хлопка», «Танец розовых девушек» и другие), фольклорные танцы («Лезгинка», «Русская пляска», «Щалахо», «Узундара», «Гопак») – все это составляет объемную и контрастную партитуру балета» («История современной отечественной музыки»).

Почему в армянской истории находится место гопаку, русской пляске и прочим танцам народов СССР? В финале этого сюжета на праздник урожая в армянский колхоз прибывают гости из братских республик. Но до того в горном колхозе и окрестностях разворачивается совершенно детективный сюжет. В горы Армении спускается на парашюте шпион.

Он будет следить за геологами – те, с помощью смышленого чабана Армена, открыли неподалеку от колхоза залежи редкой и ценной руды. Естественно, бдительные советские колхозники разоблачат врага. Но параллельно со шпионским в балете разворачивается, конечно, любовный сюжет.

Чабан Армен и дочь председателя колхоза Гаянэ любят друг друга, но им приходится то и дело отражать нападки ревнивого Гико, поклонника Гаянэ.

Сегодня «Гаянэ» кажется памятником особой эпохе советского искусства, когда прославление братства народов приобретало причудливые формы. Но это не мешает наслаждаться могучей музыкой Арама Хачатуряна и высоким мастерством артистов балета Большого театра.

Балет Хачатуряна «Гаянэ» покажут на сцене Большого театра после 60-летнего перерыва

Балет Арама Хачатуряна «Гаянэ» покажут во вторник на исторической сцене Большого театра в Москве после перерыва почти в 60 лет.

ЕРЕВАН, 23 июл — Sputnik. Балет Арама Хачатуряна «Гаянэ» после почти 60-летнего перерыва покажут на Исторической сцене Государственного академического Большого театра России (ГАБТ). Об этом сообщает РИА Новости.

Его представит армянский Национальный академический театр оперы и балета имени А. Спендиаряна.

«Эта история возникла с просьбы армянского посольства показать на сцене Большого театра спектакль наших коллег, друзей из Еревана. Мы долго договаривались о возможных вариантах и с удовольствием согласились.

Всякий раз, когда возникает хоть какая-то возможность приезда наших друзей, коллег, тех, кого мы любим и знаем, мы с удовольствием откликаемся.

Большой театр постарается сделать все, чтобы гастроли прошли с успехом», — заявил в понедельник гендиректор ГАБТ Владимир Урин на пресс-конференции, посвященной показу.

Посол Армении в России Вардан Тоганян напомнил, что в последний раз балет можно было увидеть на сцене Большого театра 57 лет назад — в феврале 1961 года.

«Мы, когда думали, как в Москве праздновать 100-летие нашей республики, единодушно пришли к выводу, что это должно быть связано с именем нашего великого соотечественника Арама Ильича. Кроме того, в этом году еще и 115-летие Хачатуряна», — рассказал Тоганян.

Кинорежиссер Юсуп Разыков: «Танец с саблями» — рингтон XX века>>

Дирижер, худрук Национального академического театра оперы и балета Армении имени А. Спендиаряна Константин Орбелян добавил, что вместе с балетом москвичи смогут увидеть яркие, красочные декорации и костюмы, восстановленные по эскизам выдающегося художника Минаса Аветисяна.

«Для нас это огромная радость и честь. Вся Армения смотрит на это: мы вернулись на сцену великого Большого театра. В Армении сейчас происходят совершенно новые преобразования, интереснейшие перемены. И это воодушевляет на новые победы и новые свершения», — отметил он.

По словам Орбеляна, армянский театр оперы и балета переживает подъем, намечено много премьер и новых постановок.

«В следующем году мы делаем новую постановку оперы «Ануш». И, возможно, мы ее привезем сюда, в Москву, через год. Она здесь никогда не шла. Будет интересно», — отметил он.

Балет «Гаянэ» — один из лучших спектаклей театра оперы и балета Армении, созданный в 1974 году танцором, балетмейстером, народным артистом Виленом Галстяном, который стал также автором либретто. Богатый арсенал классического танца сочетается в нем с характерными особенностями армянского национального танца.

Галстян рассказал на пресс-конференции, что постановка за эти годы не претерпела никаких изменений.

«Как она была поставлена 40 с лишним лет назад, так она и идет», — отметил он.

Орбелян остается! «Волшебная флейта» отправится в ОАЭ и Кувейт>>

В спектакле, который пройдет 24 июля на сцене Большого, примут участие Симфонический оркестр Национального театра оперы и балета имени А. Спендиаряна, под управлением Константина Орбеляна и Атанеса Аракеляна, балетная труппа театра.

«Я уверен, что зрители будут наслаждаться не только музыкой Арама Хачатуряна, но и хореографией Вилена Галстяна и нашими прекрасными, талантливыми артистами балета», — отметил исполнитель роли Армена Рубен Мурадян.

Помимо Мурадяна в постановке принимают участие ведущие солисты Армении — Сюзанна Пирумян, Мери Оганесян, Ваагн Маргарян, Размик Марукян.

Возвращение «Гаянэ»

Главному театру России есть чем праздновать юбилейную дату Рубенса советской музыки Арама Хачатуряна. Визитной карточкой ГАБТа и самым востребованным (после «Лебединого озера») спектаклем уже полвека является легендарный «Спартак» в постановке Юрия Григоровича и Симона Вирсаладзе.

Но и в этом контексте приглашение балетной труппы Национального академического театра Армении им. А. Спендиарова выглядит знаковым событием. На сцену Большого после 57-летнего перерыва вернулся балет «Гаянэ», произведение исключительной музыкальной красоты и сложной сценарной судьбы.

Впервые историю сельской девушки Гаянэ и ее возлюбленного по имени Армен увидели жители Молотова (ныне Пермь) в 1941 году. В уральском городе, где работал эвакуированный ГАТОБ имени Кирова, блистал цвет ленинградского балета. Первопроходцами стали балетмейстер Нина Анисимова и народные артисты Наталья Дудинская, Константин Сергеев, а также Борис Шавров.

В либретто, запутанном наподобие старинных феерий, шла речь о любви и верности, дружбе и предательстве, вредителях и их разоблачителях, колхозном труде и добыче полезных ископаемых.

Вся последующая история балета, а ставился он практически на всех советских сценах, прошла под знаком борьбы за внятный сюжет.

Танцовщик и хореограф Вилен Галстян, обратившийся к «Гаянэ» в 1974-м, вышел из нее победителем.

— Я не драматург, не либреттист. Такая ответственность — писать на музыку Хачатуряна… — рассказал «Известиям» Вилен Галстян, ныне главный балетмейстер Театра имени Спендиарова.

— Арам Ильич следил за каждым моим шагом. Я писал и рабочий материал постоянно ему показывал, то на гастролях в Москве, то в Киеве. Это был долгий процесс.

Но вот уже почти 50 лет идет этот спектакль на сцене нашего театра.

История, увиденная зрителями Большого, лишена социально-политической подоплеки. В центре событий две пары — лирическая (Сюзанна Пирумян и Рубен Мурадян) и комическая (Татевик Григорян и Ваагн Маргарян), а также влюбленный в Гаянэ Гико (Размик Марукян), обеспечивающий остроту интриги.

Плюс сельские жители, ответственные за красочный фон. Подобный расклад позволил балетмейстеру, не отвлекаясь на лишние объяснения, поставить крепкий балет с необходимым набором сольных, дуэтных, ансамблевых и пантомимных сцен.

А зрителю — сосредоточить внимание на главных достоинствах постановки: давно ставшей классикой музыке (за пультом оркестра — Атанес Аракелян) и сценографии.

Автор эскизов сценических полотен, дышащих полуденным жаром южной страны, — Минас Аветисян. Корифей армянской живописи творчески развил на национальной почве рожденный во Франции фовизм.

Приметы его почерка — интенсивнейший цвет (непостижимая синева неба завораживает) и крупный экспрессивный штрих.

Те же характеристики с поправкой на звук можно отнести к стилю Арама Хачатуряна — оттого так счастливо слились в этом спектакле музыка и живопись.

Знаменитый «Танец с саблями», принесший композитору всемирную известность, танцовщики бисировали, зал приветствовал артистов стоя. Генеральный директор ГАБТа Владимир Урин не исключил появления на вверенной ему территории еще одного гастрольного спектакля ереванцев — оперы «Ануш». Что касается «Гаянэ», то жаль, что балет появляется на отечественных подмостках лишь эпизодически.

Мариинка, любящая его на правах матери, периодически включает в юбилейные и фестивальные концерты избранные места из постановки Нины Анисимовой. Однако музыка Хачатуряна явно достойна более широкого применения и давно ждет своих либреттиста и хореографа. Пора, пора наконец-то вернуть «Гаянэ» на ее родную российскую сцену.

Балет Гаянэ

24 июля, на исторической сцене Большого, состоится единственное представление, посвящённое юбилею великого композитора А.И. Хачатуряна и 100-летию Первой Армянской Республики! На балете Гаянэ будут присутствовать Президент Армении и многие российские официальные лица.

Когда

Балет пройдет 24 июля 2018 в 19.00.

Где

Большой театр, метро Театральная.

Сколько стоит

Стоимость билетов от 10 000 до 15 000 рублей.

Описание мероприятия

2018 год полон знаменательных событий, связанных с армянской государственностью и культурой! В этом году исполняется 115-лет величайшему композитору Араму Ильичу Хачатуряну. Армения также отмечает 100-летие Первой Армянской Республики, а древняя столица Ереван отмечает свое 2800-летие!

Естественно, что все эти события явились прекрасным поводом для ряда мероприятий, призванных представить армянскую культуру в России во всем своем великолепии.

Благодаря активной работе посольства РА в РФ, которое с приходом нового посла, Вартана Тоганяна в 2017 году, стало обращать особо пристальное внимание развитию культурных и гуманитарных связей между двумя странами, после перерыва в почти 60 лет, Москва увидит балет «Гаянэ» Хачатуряна на исторической сцене Большого театра России!

Потрясающе красочные декорации и костюмы, восстановленные по эскизам великого художника Минаса Аветисяна, приедут из Еревана вместе с балетом и великолепным оркестром, под управлением Заслуженного артиста России, дважды номинанта премии Грэмми — Константина Орбеляна! В последний раз балет «Гаяне» ставился на сцене Большого театра 57 лет назад — в феврале 1961 года.

Для кого подойдет

Для взрослых, поклонников балета.

Почему стоит пойти

  • Единственное выступление в Москве
  • Знаменитый балет возвращается в Большой театр
  • Значимое событие, на котором будут присутствовать официальные лица

Вы можете купить билеты на балет Гаянэ на сайтах наших партнеров по ссылкам выше

Покупая товары и услуги у наших партнеров, вы можете получить бонусные баллы на нашем сайте, которые можно обменять на билеты и купоны на любые развлечения и мероприятия.

Приобрести билеты, купоны, а также другие товары и услуги можно, кликнув по соответствующей кнопке. Вы будете перенаправлены на сайт партнера, где можно осуществить покупку.

Стоимость товаров и услуг может отличаться от представленной.

Мемория. Арам Хачатурян — ПОЛИТ.РУ

6 июня 1903 года родился Арам Хачатурян, композитор и дирижер.

Личное дело

Арам Ильич Хачатурян (1903—1978) родился в Коджори — предместье Тифлиса (Тбилиси). Был четвертым сыном в семье армянского переплетчика. С детства любил музыку, в школьные годы играл на фортепиано, горне и тубе.

«Старый Тифлис — звучащий город, — говорил он впоследствии, — музыкальный город.

Достаточно было пройти по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу, создаваемую самыми разнообразными источниками».

В 1921 году в составе армянской агитбригады на поезде проехал Армению и прибыл в Москву, где к тому времени уже давно жил старший брат музыканта Сурен — руководитель и режиссер армянской театральной студии. В пути агитаторы давали концерты местным жителям, попутно разъясняя им идеи Октября.

Композитор вспоминал: «Один из дешевых товарных вагонов состава, на котором приехала группа, был превращен в концертную эстраду с пианино, стоящим перед открытыми дверями. Когда поезд останавливался на запасном пути какой-нибудь станции, я начинал играть бравурные марши. Члены нашей бригады при помощи рупоров принимались созывать публику, немедленно собиравшуюся перед вагоном.

Начинался митинг, сопровождавшийся песнями, несложными концертными номерами, раздачей пропагандистских материалов».

В столице Арам поступил на биологическое отделение Московского университета, однако уже через год забрал документы и перешел в Гнесинское музыкальное училище, где занимался по классу композиции и учился играть на виолончели и фортепиано. В 1926—1928 годах заведовал музыкальной частью в драматической студии при Доме культуры Армении в Москве.

После окончания училища в 1929 году поступил в Московскую консерваторию.

В конце 1920-х годов опубликовал свои первые произведения, среди которых Песня-поэма для скрипки с фортепиано (1929) и Сюита для альта и фортепиано (1929).

«Вскоре я совсем осмелел, — вспоминал Хачатурян,— и начал варьировать знакомые мотивы, присочинять новые. Помню, какую радость доставляли мне эти — пусть наивные, смешные, неуклюжие, но все же первые мои попытки композиции».

Почти все его сочинения студенческого периода стали репертуарными. Это, прежде всего, Первая симфония (1934), Токката для фортепиано (1932), Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1932). В 1934 году Хачатурян окончил консерваторию с отличием, затем два года учился в аспирантуре при консерватории.

В 1935 году на экраны вышел фильм «Пэпо» с музыкой Хачатуряна. Песня Пэпо стала очень популярной в Армении. Также широкую известность композитору принес Фортепианный концерт (1936), созданный во время учебы в аспирантуре.

В 1933 году женился на своей сокурснице композиторе Нине Макаровой, в браке родился сын Карен.

Во время Великой Отечественной войны эвакуировался в Пермь, куда попал и ленинградский Мариинский театр. В декабре 1942 года в Перми состоялась премьера первого балета композитора «Гаяне». «Жил я в Перми на пятом этаже в гостинице «Центральная».

Около 700 страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что «Гаянэ» — единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века».

«Танец с саблями» из «Гаяне» принес композитору мировую славу.

В 1948 году против Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича и Арама Хачатуряна была развернута кампания по обвинению в формализме. Критиком выступил член Политбюро ЦК Андрей Жданов.

После этого Хачатуряна сняли с руководящей должности в Союзе композиторов, и он окунулся в сочинительскую работу. С 1950 года также часто выступал как дирижер, гастролировал с концертами своей музыки по СССР и за рубежом.

С того же года преподавал композицию в Московской консерватории и в Институте им. Гнесиных, где вскоре стал профессором.

Главным послевоенным произведением Хачатуряна стал балет «Спартак». Партитура была им написана в 1954 году, премьера состоялась в декабре 1956 года.

С 1957 года Хачатурян — секретарь Союза композиторов СССР, спустя год — президент ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки.

С начала 1970-х годов часто болел, заметно подорвала его здоровье и смерть супруги в 1976 году.

Арам Хачатурян скончался 1 мая 1978 года в Москве. Похоронен в пантеоне парка имени Комитаса в Ереване.

Чем знаменит

Арам Хачатурян — один из самых известных армянских композиторов в СССР, сумевший объединить самобытную мелодику народных песен с европейскими музыкальными формами.

Самый плодотворный период его биографии пришелся на середину и конец тридцатых годов.

К тому времени относятся Первая симфония (к 15-летию Советской власти в Армении, 1935), Концерт для фортепиано с оркестром (1936), Концерт для скрипки с оркестром (1940).

Хачатурян плодотворно работал в театре и кино, сочинив музыку более чем к 20 кинофильмам, в их числе «Пепо», «Владимир Ильич Ленин», «Адмирал Ушаков», «Отелло», «Сталинградская битва».

Написал музыку к спектаклям «Макбет» в Малом театре (1955) и «Король Лир» в Театре им. Моссовета (1958).

Широкую известность получила его музыка к спектаклю «Маскарад», созданная в 1941 году для Театра им. Вахтангова.

В числе его учеников были Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев, Марк Минков, Владимир Дашкевич, Эдгар Оганесян, Анатоль Виеру, Рене Ээспере. К школе композитора музыковеды также причисляют армянских композиторов Арно Бабаджаняна, Александра Арутюняна и Эдварда Мирзояна.

О чем надо знать

В 1960-х годах Арам Хачатурян развил бурную административную деятельность. В 1963 году был избран действительным членом Академии Наук Армянской ССР. Имел звания профессора и доктора искусствоведения.

Много участвовал в зарубежных командировках, организованных в пропагандистских целях — встречался и беседовал о музыке с Чаплиным, Хемингуэем, Караяном, Рубинштейном, Сибелиусом, Стравинским, Папой Римским, королевой Бельгии Елизаветой. «Я мог бы написать оперу, если бы меня освободили от этих представительских обязанностей», — рассказывал он. К семидесятилетию (1973) получил звание Героя соцтруда.

Прямая речь:

Хачатурян о народной музыке: «Нельзя просто находиться как бы на иждивении народной музыки — «фотографировать» ее. Это равносильно топтанию на месте. Нельзя молиться на фольклор и бояться его трогать: народные мелодии должны возбуждать фантазию композитора, служить поводом для создания оригинальных произведений».

О «Танце с саблями»: «Есть в моем музыкальном семействе одно непокорное и шумливое дитя — это «Танец с саблями» из «Гаянэ».

Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал! Кое-где за границей меня рекламируют как «мистера Сэйбрданс» — от английских слов sabre — сабля и dance — танец. Это меня даже злит. Я считаю это несправедливым.

А между тем «Танец с саблями» родился совершенно случайно. В 1942 году в Перми, в эвакуации, я написал «Гаянэ». Начались репетиции. Вызвал меня директор театра и сказал, что в последнем акте надо бы добавить танец.

Я считал, что балет закончен, и наотрез отказался. А потом пришел домой, сел за рояль, стал раздумывать. Танец должен быть быстрым, воинственным. Руки словно в нетерпении взяли аккорд, и я начал вразбивку играть его».

Дмитрий Шостакович о композиторе: «Узнать его руку можно буквально по нескольким тактам любого произведения. И эта индивидуальность проявляется не только в технологии, но и в самом мировосприятии композитора, основанном на оптимистической, жизнеутверждающей философии».

Журналист-музыковед Ксения Чеботаревская о характере музыканта: «В общих чертах человеческие качества Хачатуряна я могла бы охарактеризовать так: он был вспыльчив, но отходчив, самолюбив, но и самокритичен, одновременно и легко раним и ершист, прям до резкости, непосредствен до удивления.

Как и всякий умный и одаренный человек, цену себе знал, но не боялся признать любые пробелы в своих знаниях и умениях. Мнение о людях и событиях составлял для себя, не спеша присматривался.

Опрометчивых суждений старался не высказывать, но уже, коли утверждался в определенном мнении или суждении, то менял или пересматривал его крайне редко. Мелкие неурядицы в отношениях чаще быстро забывал, но крупных обид или неуважительности к себе не прощал долго, а то и никогда.

Сам же, иногда разбушевавшись соответственно своему темпераменту, подчас терял объективность. Однако, утихомирившись, вновь ее обретал, и все становилось на свои места.

Без ханжества, радостно принимал он проявления искреннего интереса человека к себе и к своей музыке, с готовностью, сразу раскрывался, с увлечением рассказывал интересное — о себе, о событиях своей жизни и, конечно, о своем творчестве. Зато интерес неискренний и, упаси бог, корыстный — чуял издалека, тут же замыкался и даже ощетинивался».

6 фактов об Араме Хачатуряне:

  • В молодости подумывал о театральной карьере по примеру старшего брата. «Моя страсть к театру такова, — вспоминал он, — что, если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером».
  • Первое опубликованное произведение Хачатуряна — «Танец» для скрипки и фортепиано.
  • Для музыки композитора характерны знаменитые «хачатуряновские секунды». «Эти секунды у меня от многократно слышанных в детстве звучаний народных инструментов: сазандар-тар, кеманча и бубен. От восточной музыки идет и мое пристрастие к органным пунктам», — пояснял музыкант.
  • В Ереване открыт дом-музей Хачатуряна с концертным залом.
  • Начиная с 2003 года, ежегодно с 6-го по 14-е июня в Ереване проводится Международный конкурс молодых музыкантов имени Арама Хачатуряна.
  • Музыка композитора звучит в фильмах «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, «Калигула» Тинто Брасса, «Подручный Хадсакера» братьев Коэнов, «Чужие» Джеймса Кэмэрона, «Олдбой» южнокорейского режиссера Чхан Ук Пака и других.

Материалы об Араме Хачатуряне:

Биография композитора в Википедии

Биография на сайте To-name.ru

Биографическая справка на Belcanto.ru

Биография на сайте «Чтобы помнили»

Статья о композиторе на сайте его виртуального музея

Источник

Оцените статью