Хачатурян композитор произведения фортепиано
- Поддержите наш сайт →
Aram Khachaturian
. Велик вклад Арама Хачатуряна в музыку наших дней. Трудно переоценить значение его искусства для советской и мировой музыкальной культуры. Его имя завоевало широчайшее признание как у нас в стране, так и за рубежом; у него десятки учеников и последователей, развивающих те принципы, которым сам он всегда остается верен.
Д. Шостакович
Творчество А. Хачатуряна впечатляет богатством образного содержания, широтой использования различных форм и жанров. В его музыке получили воплощение высокие гуманистические идеи революции, советского патриотизма и интернационализма, темы и сюжеты, рисующие героико-трагические события далекой истории и современности; ярко запечатлелись колоритные образы и сиены народной жизни, богатейший мир мыслей, чувств и переживаний нашего современника. Своим искусством Хачатурян вдохновенно воспел жизнь родной и близкой ему Армении.
Творческая биография Хачатуряна не совсем обычна. Несмотря на яркое музыкальное дарование, он так в не получил начального специального музыкального образования и профессионально приобщился к музыке лишь в девятнадцатилетнем возрасте. Годы, проведенные в старом Тифлисе, музыкальные впечатления детских лет оставили неизгладимый след в сознании будущего композитора и определили основы его музыкального мышления.
Сильное воздействие на творчество композитора оказала богатейшая атмосфера музыкального быта этого города, в котором на каждом шагу звучали грузинские, армянские и азербайджанские народные напевы, импровизация певцов-сказителей — ашугов и сазандаров, перекрещивались традиции восточной и западной музыки.
В 1921 г. Хачатурян переезжает в Москву в поселяется у старшего брата Сурена — видного театрального деятеля, организатора и руководителя армянской драматической студии. Бьющая ключом художественная жизнь Москвы поражает юношу.
Он посещает театры, музеи, литературные вечера, концерты, оперные в балетные спектакли, жадно впитывает все новые и новые художественные впечатления, знакомится с произведениями мировой музыкальной классики. Творчество М. Глинки, П. Чайковского, М. Балакирева, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Равеля, К. Дебюсси, И. Стравинского, С. Прокофьева, а также А. Спендиарова, Р. Меликяна в др. в той или иной степени повлияло на формирование глубоко оригинального стиля Хачатуряна.
По совету брата осенью 1922 г. Хачатурян поступает на биологическое отделение Московского университета, а несколько позднее — в музыкальный техникум им. Гнесиных по классу виолончели. Спустя 3 года он оставляет учебу в университете и целиком посвящает себя музыке.
При этом он прекращает занятия на виолончели и переводится в класс композиции известного советского педагога и композитора М. Гнесина. Пытаясь наверстать упущенное в детские годы, Хачатурян интенсивно работает, пополняет свои знания. В 1929 г. Хачатурян поступает в Московскую консерваторию. На 1 курсе занятия по композиции он продолжает у Гнесина, а со 2 курса его руководителем становится Н. Мясковский, сыгравший исключительно важную роль в становлении творческой личности Хачатуряна. В 1934 г. Хачатурян с отличием оканчивает консерваторию и продолжает совершенствоваться в аспирантуре. Написанная в качестве дипломной работы Первая симфония завершает студенческий период творческой биографии композитора. Интенсивный творческий рост дал превосходные результаты — почти все сочинения студенческого периода стали репертуарными. Таковы прежде всего Первая симфония, фортепианная Токката, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Песня-поэма (в честь ашугов) для скрипки и фортепиано и др.
Еще более совершенным творением Хачатуряна явился Фортепианный концерт (1936), созданный в годы учебы в аспирантуре и принесший композитору мировую известность. Не прекращается работа в области песни, театральной и киномузыки. В год создания концерта на экранах городов страны демонстрируется кинофильм «Пэпо» с музыкой Хачатуряна. Песня Пэпо становится любимой народной мелодией в Армении.
В годы учебы в музыкальном техникуме и консерватории Хачатурян постоянно посещает Дом культуры Советской Армении, это сыграло важную роль в его биографии. Здесь он сближается с композитором А. Спендиаровым, художником М. Сарьяном, дирижером К. Сараджевым, певцом Ш. Тальяном, актером и режиссером Р. Симоновым. В эти же годы Хачатурян общается с выдающимися деятелями театра (А. Неждановой, Л. Собиновым, В. Мейерхольдом, В. Качаловым), пианистами (К. Игумновым, Е. Бекман-Щербиной), композиторами (С. Прокофьевым, Н. Мясковским). Общение с корифеями советского музыкального искусства значительно обогатило духовный мир молодого композитора. Конец 30 — начало 40-х гг. ознаменовались созданием ряда замечательных произведений композитора, вошедших в золотой фонд советской музыки. Среди них Симфоническая поэма (1938), Скрипичный концерт (1940), музыка к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» (1940) и к драме М. Лермонтова «Маскарад». Премьера последней состоялась накануне начала Великой Отечественной войны 21 июня 1941 г. в Театре им. Е. Вахтангова.
С первых же дней войны значительно возрастает объем общественной и творческой деятельности Хачатуряна. Будучи заместителем председателя Оргкомитета Союза композиторов СССР, он заметно активизирует работу этой творческой организации для решения ответственных задач военного времени, выступает с показом своих сочинений в частях и госпиталях, принимает участие в специальных передачах Радиокомитета для фронта. Общественная деятельность не помешала композитору создавать в эти напряженные годы сочинения различных форм и жанров, во многих из которых нашла отражение военная тематика.
За 4 года войны им созданы балет «Гаянэ» (1942), Вторая симфония (1943), музыка к трем драматическим спектаклям («Кремлевские куранты» — 1942, «Глубокая разведка» — 1943, «Последний день» — 1945), к кинофильму «Человек № 217» и на ее материале Сюита для двух фортепиано (1945), составлены сюиты из музыки к «Маскараду» и балета «Гаянэ» (1943), написаны 9 песен, марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны» (1942), Гимн Армянской ССР (1944). Кроме того, была начата работа над виолончельным Концертом и тремя концертными ариями (1944), завершенными в 1946 г. Во время войны стал созревать и замысел «героической хореодрамы» — балета «Спартак».
К теме войны Хачатурян обращался и в послевоенные годы: музыка к кинофильмам «Сталинградская битва» (1949), «Русский вопрос» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Секретная миссия» (1950), к пьесе «Южный узел» (1947). Наконец, к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне (1975) было создано одно из последних сочинений композитора — «Торжественные фанфары» для труб и барабанов. Наиболее значительными произведениями военного периода являются балет «Гаянэ» и Вторая симфония. Премьера балета состоялась 3 декабря 1942 г. в Перми силами находившегося а эвакуации Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. По словам композитора, «идея Второй симфонии навеяна событиями Отечественной войны. Мне хотелось передать чувства гнева, мести за все то зло, которое причинил нам немецкий фашизм. С другой стороны, в симфонии выражены настроения скорби и чувства глубочайшей веры в окончательную нашу победу». Победе советского народа в Великой Отечественной войне посвятил Хачатурян Третью симфонию, приуроченную к празднованию 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции. В соответствии с замыслом — гимн народу-победителю — в симфонию включены дополнительно 15 труб и орган.
В послевоенные годы Хачатурян продолжает сочинять в различных жанрах. Наиболее значительным произведением стал балет «Спартак» (1954). «Музыку я создал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия. Балет „Спартак“ представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы „Спартака“. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы», — писал Хачатурян о своей работе над балетом.
Среди других сочинений, созданных в послевоенные годы, — «Ода памяти В. И. Ленина» (1948), «Ода радости» (1956), написанная ко второй декаде армянского искусства в Москве, «Приветственная увертюра» (1959) к открытию XXI съезда КПСС. Попрежнему живейший интерес проявляет композитор к кино- и театральной музыке, создает песни. В 50-х гг. Хачатурян пишет музыку к пьесе Б. Лавренева «Лермонтов», к трагедиям В. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Салтанат», «Отелло», «Костер бессмертия», «Поединок». Приобрели популярность песни «Армянская застольная. Песня о Ереване», «Марш мира», «О чем мечтают дети».
Послевоенные годы ознаменовались не только созданием новых ярких произведений в самых различных жанрах, но и важными событиями в творческой биографии Хачатуряна. В 1950 г. его приглашают профессором класса композиции одновременно в Московскую консерваторию и в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. За 27 лет своей педагогической деятельности Хачатурян выпустил десятки учеников, среди которых А. Эшпай, Э. Оганесян, Р. Бойко, М. Таривердиев, Б. Троцюк, А. Виеру, Н. Терахара, А. Рыбяиков, К. Волков, М. Минков, Д. Михайлов и др.
Начало педагогической работы совпало с первыми опытами дирижирования собственными сочинениями. С каждым годом число авторских концертов растет. Поездки по городам Советского Союза перемежаются с гастролями в десятки стран Европы, Азии, Америки. Здесь он встречается с крупнейшими представителями художественного мира: композиторами И. Стравинским, Я. Сибелиусом, Дж. Энеску, Б. Бриттеном, С. Барбером, П. Владигеровым, О. Мессианом, З. Кодаем, дирижерами Л. Стоковеким, Г. Караяном, Дж. Джорджеску, исполнителями А. Рубинштейном, Е. Цимбалистом, писателями Э. Хемингуэем, П. Нерудой, артистами кино Ч. Чаплиным, С. Лорен и др.
Поздний период творчества Хачатуряна ознаменовался созданием «Баллады о Родине» (1961) для баса с оркестром, двух инструментальных триад: концертов-рапсодий для виолончели (1961), скрипки (1963), фортепиано (1968) и сольных сонат для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976); для фортепиано были написаны Соната (1961), посвященная своему учителю Н. Мясковскому, а также 2 том «Детского альбома» (1965, 1 том — 1947).
Свидетельством мирового признания творчества Хачатуряна служат награждение его орденами и медалями имени крупнейших зарубежных композиторов, а также избрание почетным или действительным членом различных музыкальных академий мира.
Значение искусства Хачатуряна состоит в том, что ему удалось выявить богатейшие возможности симфонизации восточного монодического тематизма, приобщить, совместно с композиторами братских республик, монодическую культуру Советского Востока к многоголосию, к жанрам и формам, ранее сложившимся в европейской музыке, показать пути обогащения национального музыкального языка. Одновременно метод импровизационности, темброво-гармоническая красочность восточного музыкального искусства через творчество Хачатуряна оказали заметное влияние на композиторов — представителей европейской музыкальной культуры. Творчество Хачатуряна явилось конкретным проявлением плодотворности взаимодействия традиций музыкальных культур Востока и Запада.
Источник
Шесть мелодий Арама Хачатуряна, которые сделали его звездой мирового масштаба
Как говорил о себе сам Хачатурян, » я скорее печальный человек, чем весёлый». Но музыка его — это вечный праздник жизни. О чём бы он не писал, всё у него получалось феерично, ярко, щедро и жизнеутверждающе. Поэтому он так любим во всём мире — нашему прагматичному времени не хватает этой свободной роскоши красок и эмоций.
Когда Арам Хачатурян приехал из родного Тифлиса (Тбилиси), ему было 18 лет, он умел подбирать песни на слух и вообще не знал нотной грамоты. Только в Москве он впервые услышал музыку Бетховена, Шопена и Рахманинова.
Своё музыкальное образование он начал с нуля в Гнесинском музыкальном техникуме (на отделении виолончели как раз был недобор).
Арам Хачатурян в 1923 году.
Чтобы свести концы с концами, он подрабатывал грузчиком на заводе «Армянвино» и певчим в хоре армянской церкви.
Через двенадцать лет он с отличием закончил Московскую консерваторию, и начал свою блестящую карьеру, увенчанную всевозможными советскими и международными наградами, звездой Героя Соц.Труда, Сталинскими, Ленинскими и Государственными премиями.
Вот шесть (из многих) популярных мелодий Хачатуряна, которые стали классикой ещё при его жизни.
1.Танец с саблями из балета «Гаяне» (1942)
Сейчас кажется странным, что в 1942 году кому-то было дело до балетов, опер и симфоний. Но балет «Гаяне» был поставлен именно тогда, в Перми, где был в эвакуации Кировский театр.
Дикая пляска курдов на празднике в армянском колхозе, завоевавшая весь мир, была написана Хачатуряном в срочном порядке (не без досады) по просьбе балетмейстера-постановщика (Нины Анисимовой), которой не хватило танца для финала.
После войны началась лавинообразная мировая популярность этой музыки уже отдельно от балета в качестве концертной пьесы, и Хачатурян стал «Тем, кто написал «Танец с саблями».
Карикатура Юлия Ганфа
Хачатурян не был этому рад, точно так же, как и другие авторы мега-хитов: «Тот, кто написал «Лунную сонату», «Тот, кто написал Болеро» или «Тот, кто написал ТУ САМУЮ прелюдию».
Слушая этот Танец, понимаешь, что Хачатурян не просто так сказал эти слова:
«Я уверен, что композитор должен сочинять музыку в экстатическом состоянии».
Берлинский филармонический оркестр и Сейджи Озава.
2. Лезгинка из балета «Гаяне» (1942)
С «Гаяне» в мировой концертный репертуар впервые вошла музыка Кавказа. На Западе этот балет практически не ставился, но сюиты, составленные композитором из отдельных музыкальных номеров, исполнялись довольно широко.
Это не просто лезгинка, а ух!-лезгинка, по которой можно проверить уровень оркестра и дирижёра. Второй «Полёт шмеля», но только во много раз горячее.
В оркестре Владимира Федосеева и ударник, и струнная группа, и духовая выдерживают экзамен на «пять».
3. Вальс из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» (1941)
Он особенно горячо любим нашей, отечественной публикой. Причём почему-то очень многие считают, что этот вальс — из фильма «Маскарад». На самом деле Хачатурян написал этот вальс для спектакля театра имени Вахтангова. Он посвятил его юной исполнительнице роли Нины Арбениной — Алле Казанской.
Эффектные каскады, с которых начинается этот вальс — гениальная мелодическая находка композитора. Они увлекают в опасный водоворот лермонтовской драмы и не сулят её героям ничего хорошего.
И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость.
Премьера «Маскарада», на которой впервые прозвучал этот вальс, состоялась 21 июня 1941 года. В эту ночь началась война, а через месяц здание театра было разрушено авиационной бомбой.
Здание театра имени Вахтангова в 1941 году.
4. Адажио из балета «Спартак» (1956)
Казалось бы, невозможно превзойти по красоте Адажио из «Лебединого озера», «Спящей красавицы» или «Щелкунчика». Но Хачатурян если не превзошёл, то уж точно дополнил своим Адажио этот список лирических шедевров балетной музыки.
«Адажио» в балете («медленно» в переводе с итальянского) — это, как правило, любовный дуэт. В главном советском балете 60-70-х годов — «Спартаке» — его танцуют главный герой и его возлюбленная Фригия.
Завораживающая любовная магия этой музыки начинает действовать ещё до того, как вступает великолепная тема у виолончелей. На Западе эта мелодия вошла в массовую культуру в виде рекламы, песен и саундтреков к фильмам.
5. Вариация Эгины и Вакханалия из балета «Спартак» (1956)
Весь «Спартак» — это настоящая коллекция ярких музыкальных хитов. И особенно впечатляющими у Хачатуряна получились сцены погрязшего в пороках Рима.
Положительные герои выглядят несколько бледнее, что ставилось композитору в упрёк. Но зло потому и опасно, что часто бывает неотразимо обольстительным. В данном случае оно принимает облик римской куртизанки и умелой интриганки Эгины.
Для её танца и последующей вакханалии во дворце римского консула Красса Хачатурян не пожалел красок.
Светлана Захарова в спектакле Большого театра (постановка Ю.Григоровича):
6. Скрипичный концерт ре минор (1940)
В конце 30-х и начале 40-х у Хачатуряна был какой-то необыкновенный выброс мощной творческой энергии. Он написал сразу несколько шедевров: балет «Гаяне» со всеми его красотами, музыку к «Маскараду» и этот замечательный концерт.
М.Сарьян. Портрет Арама Хачатуряна (1944). Фрагмент.
Он яркий, как картины Сарьяна, с пряным и жгучим вкусом Кавказа и просто пышет энергией жизни.
В ролике есть деление на части, можно послушать какую-то одну. Но они все хороши.
Источник