Концерт для фортепиано с оркестром (Хачатурян) — Piano Concerto (Khachaturian)
Арам Хачатурян «s Концерт для фортепиано ре-бемоль мажор , соч. 38, был написан в 1936 году. Это было его первое произведение, принесшее ему признание на Западе, и оно сразу вошло в репертуар многих известных пианистов.
Фортепианный концерт был первым из трех концертов, которые Хачатурян написал для отдельных участников прославленного советского фортепианного трио, которое выступало вместе с 1941 по 1963 год. Другими были Концерт для скрипки Давида Ойстраха (1940) и Концерт для виолончели для Святослава Кнушевицкого (1946). ).
Концерт для фортепиано с оркестром ре-бемоль был написан для Льва Оборина , премьера которого состоялась в Москве 12 июля 1937 года с оркестром Московской филармонии под управлением Льва Штейнберга . Единственное фортепиано, доступное для премьеры, было пианино вертикальное, и у оркестра была всего одна репетиция. Мероприятие проходило на открытой сцене в парке «Сокольники» , и во время выступления сильный ветер снес очки Стейнбергу, так что он больше не мог видеть партитуру, и оставшееся пришлось дирижировать по памяти. Британская премьера состоялась 13 апреля 1940 года в Королевском зале в Лондоне с пианисткой Моурой Лимпани (к которой подошел после Клиффорда Керзона. отказался), проведенный Аланом Бушем . Он получил свой американский дебют 14 марта 1942 года Маро Аджемиан в Джульярдской школе в Нью-Йорке под управлением Альберта Штесселя .
СОДЕРЖАНИЕ
Состав
Произведение в трех частях:
- Allegro ma non troppo e maestoso
- Анданте кон анима
- Блестящее аллегро
Первая часть, Allegro ma non troppo e maestoso , широко использует тему трех нот F, B и A ♭ , показанную выше.
Хотя используется термин « флексатон », вторая часть, Andante con anima , является одной из немногих классических пьес, в которых используется музыкальная пила , хотя этот инструмент часто не используется в выступлениях и записях концерта.
Третья часть, Allegro brillante , захватывающе завершает произведение.
Записи
Концерт был впервые записан в 1945 году Моурой Лимпани с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Анатоля Фистулари , а в следующем году снова Уильямом Капеллом с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сержа Кусевицкого . Запись Kapell стала фаворитом музыкальных автоматов, и Kapell был настолько связан с работой, что его часто называли «Khachaturian Kapell». Моура Лимпани и Анатоль Фистулари снова записали произведение в середине 1950-х годов. С тех пор его записали, в частности, Лев Оборин, Оскар Левант, Питер Катин , Борис Березовский , Миндру Кац , Дора Сервириан Кун , Константин Орбелян , Алисия де Ларроча , Леонард Пеннарио , Лорин Холландер , Гинтарас Янушявичюс и Альберто Португхейс .
Произведение оценивается для 2-х флейт , 2-х гобоев , 2-х кларнетов , бас-кларнета , 2-х фаготов , 4-х валторн , двух труб , трех тромбонов , тубы , литавр , ударных и струнных .
Источник