Хачатурян танец с саблей фортепиано

«Танец с саблями»: ноты для фортепиано

На этой странице представлены ноты известного произведения Арама Хачатуряна, фрагмента из балета «Гаянэ» под названием «Танец с саблями» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока вы можете прослушать данное произведение и посмотреть видео с примером его исполнения.

Слушайте Танец с саблями из балета “Гаянэ” — Александр Лазарев на Яндекс.Музыке

«Танец с саблями» : скачать бесплатно ноты для фортепиано

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Арама Хачатуряна для фортепиано и других инструментов. Все ноты песен этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.

Арам Хачатурян — советский композитор, дирижёр и педагог. Один из крупнейших композиторов XX века. Автор трёх балетов, трёх симфоний, шести концертов, огромного количества произведений вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам, а также музыки Государственного гимна Армянской ССР. Профессор Московской государственной консерватории.

Источник

Хачатурян танец с саблей фортепиано

Арам Хачатурян «Танец с саблями»

Арам Хачатурян. Имя этого выдающегося композитора хорошо знают во всех уголках земного шара, так как необычайно красивая музыка его произведений с первых звуков покоряет человеческие сердца. Творения маэстро, в которые он вложил всю силу своего таланта, отличаются блеском мастерства, глубиной содержания, подлинной народностью и величественным совершенством. Среди множества прекрасных сочинений у композитора есть одно удивительное произведение. Сам Арам Ильич к нему относился не очень дружелюбно, порой называя «непокорным и шумливым дитём», но, тем не менее, оно приобрело такую известность, что во всём мире стало визитной карточкой композитора. Конечно же речь идёт о «Танце с саблями», впоследствии завоевавшего такую мировую популярность, что изначально написанное для заключительного акта балета «Гаянэ», оно стало исполнятся как самостоятельное произведение.

Историю «Танца с саблями» Хачатуряна , содержание произведения, а также интересные факты читайте на нашей странице.

История создания

Поскольку «Танец с саблями» является номером, входящим в известный балет Арама Хачатуряна «Гаянэ» , то, несомненно, создание двух произведений между собой неразрывно связано. При этом следует заметить, что предтечей возникновения этих прекрасных творений явилось ещё одно сочинение композитора, которое сыграло в их появлении важную роль.

В конце тридцатых годов Арам Хачатурян, будучи автором многочисленных произведений, находился на пике творческой активности. Примерно за год до проведения в Москве дней армянской культуры в приватной беседе с влиятельным партийным деятелем Анастасом Ивановичем Микояном им была затронута тема о создании первого национального балета. Этот разговор не остался без внимания, и спустя время композитор получил заказ на создание музыки к хореографическому спектаклю по сюжету на армянскую тематику.

Загоревшись поставленной перед ним задачей создания произведения, которое должно пленять национальным колоритом, он весной 1939 года срочно выезжает в Армению, где, погрузившись в мир народной музыки, на либретто Геворка Ованесяна сочиняет балет «Счастье». Полгода спустя спектакль, изначально поставленный в Ереване в театре оперы балета, в октябре был показан в Москве. Несмотря на то, что публика, пленённая музыкой Хачатуряна и хореографией балетмейстера Ильи Ягубяна, приняла балет очень хорошо, критики не преминули отметить недостатки спектакля, касавшиеся его драматургии.

Хачатурян, всегда относившийся к своей работе с большой ответственностью, был недоволен таким результатом, и когда в 1941 году руководство Кировского театра оперы и балета предложило композитору переработать балет с новым либретто, он с радостью согласился. Литературную основу к новому спектаклю, который теперь был назван по имени главной героини «Гаянэ», написал известный театральный критик Константин Державин.

Нагрянувшая война не остановила творческий коллектив и работа над новой версией балета, начавшаяся осенью в Ленинграде, продолжилась в Перми, куда в эвакуацию вместе с труппой театра имени Кирова был отправлен и Хачатурян. Партитура « Гаянэ » была закончена уже через полгода, но при этом важно отметить, что поскольку в новом спектакле были сохранены некоторые сюжетные линии из балета «Счастье», то композитор в своё новое произведение перенёс всё лучшее, что было в прежнем. Из этого следует, что основой балета «Гаянэ» стал преобразованный балет «Счастье».

Близилась назначенная на декабрь 1942 года премьера спектакля, и уже активно шли репетиции балета, однако эпизода, впоследствии получившего известность как «Танец с саблями» в партитуре ещё не было. Музыка этого шедевра появилась буквально накануне премьерного показа «Гаянэ», и случилось это так. Директор театра вызвал Арама Хачатуряна и попросил его сочинить музыку танца, который просто необходимо вставить в заключительное действие спектакля. Композитору эта идея не понравилась, и поначалу он сильно воспротивился. Однако немного успокоившись, Хачатурян всё же написал композицию, потратив на её сочинение всего одиннадцать часов. Отдавая балетмейстеру партитуру «Танца курдов», как изначально назывался номер, маэстро в запальчивости на первом листе сделал надпись: «Черт возьми, в угоду балету!».

Интересные факты

  • Несмотря на то, что балет «Гаянэ», четверть века не сходивший со сцен ведущих театров страны, был очень дорог сердцу Хачатуряна, «Танец с саблями» композитор недолюбливал. Арама Ильича злило, что из-за сильно возросшей популярности композиции за рубежом, его называли не иначе как «мистером Сэйбрдансом» (мистер «Танец с саблями»). Помимо этого маэстро считал, что «Танец с саблями» растолкал локтями и затмил другие его произведения.
  • После выхода балета «Гаянэ», зажигательная музыка «Танца с саблями» очень быстро набирала популярность и её почти каждый день транслировали по радио. Поговаривали, что это делали в угоду самому Иосифу Виссарионовичу Сталину, у которого от прослушивания композиции поднималось настроение, и он от удовольствия даже начинал притопывать.
  • Номера из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ»: «Танец с саблями», «Колыбельная» и «Лезгинка» на протяжении пятидесяти лет в обязательном порядке входили в танцевальный дивертисмент, представляемый на выпускных спектаклях в Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой.
  • В середине сороковых годов «Танец с саблями» молниеносно набирал популярность не только в нашем отечестве, но и за рубежом. В 1948 году он стал хитом, который посетители баров и ресторанов в США чаще всего хотели слышать в воспроизведении музыкальных автоматов. В то же время сразу три симфонических оркестра представили свои версии привлекательной композиции, и по результатам еженедельного американского журнала «Billboard» она сразу заняла верхние позиции среди произведений классической музыки. Исходя из этого, нью-йоркский новостной журнал «Newsweek» рекомендовал 1948 год объявить «годом Хачатуряна в США».
  • «Танец с саблями» может похвастаться тем, что он был занесён в книгу рекордов Гиннеса, как самое исполняемое и популярное музыкальное произведение.
  • Четыре такта из среднего раздела «Танца с саблями» были изображены на лицевой стороне армянской купюры стоимостью 50 драмов, находящейся в обращении с 1998 по 2004 год.

  • Режиссёры любят вставлять музыку «Танца с саблями» в саундтреки своих фильмов. Кинолент так много, что перечислить все не представляется возможным, однако вот некоторые их них: «Парочка Баркли с Бродвея» (США, 1949), «Раз, два, три» (США, 1961),«Амаркорд» (Италия, 1973), «Джек-попрыгунчик» (США, 1986), «Покаяние» (СССР, 1987), «Безжалостная защита» (США, 2008), «Концерт» (2009). «Бумажные птицы» (Испания, 2010).
  • В анимации «Танец с саблями» можно услышать в таких известных фильмах, как «Ну, погоди!»№ 6, Симпсоны» и «Мадагаскар 3».
  • «Танец с саблями» в нынешнее время широко используется для озвучивания различных спортивных соревнований, например, в фигурном катании и художественной гимнастике. Помимо этого музыку композиции Арама Хачатуряна очень любят хоккеисты «Баффало Сейбрз» — профессионального клуба, выступающего в Национальной хоккейной лиге, а также известный армянский футболист Генрих Мхитарян. Когда он выступал за донецкий «Шахтер» и забивал гол, то каждый раз на стадионе звучала музыка знаменитого танца Хачатуряна.

Содержание «Танца с саблями»

«Танец с саблями» — это ярко окрашенный в национальный колорит полный мужественной силы и огня темпераментный танец. В нём Арам Хачатурян живописно отобразил удаль и ловкость, которая обычно демонстрируется на праздничных народных гуляниях.

Быстрый темп, чёткий ритм, звонкое, иногда даже резкое оркестровое звучание произведения, подчёркивает ловкость отважных армянских мужчин и их умения владения оружием.

Композиция, написанная в тональности Соль мажор и заключённая автором в трёхчастную форму, открывается четырёхтактовым вступлением, которое задаёт слушателю определённый энергичный настрой. Затем в исполнении группы деревянных инструментов и ксилофона стремительно врывается безудержная мелодия восточного танца, которая с первой ноты увлекает своей лихостью. Острые гармонии и поначалу повторяющаяся, а затем как будто втаптывающаяся мелодическая линия танца создают яркий образ сильного народа. Тема повторяется два раза, а затем поднимается на малую терцию вверх.

Следующий далее средний раздел композиции построен на контрасте с первой частью. Меняется не только характер музыки, но и размер: вместо четырёхдольного, он становиться трёхдольным. Композитор здесь рисует пленительный женский образ. Напевная нежная мелодия с изысканно-причудливым ритмом в исполнении альтов и виолончелей, на фоне прозрачного аккомпанемента, да к тому же украшенная прелестными подголосками флейт, особо привлекает своей грациозностью и изяществом. После этого вновь возвращается тематический материал первой части, в котором композитор так явно нарисовал музыкальную картину, что, даже не видя танцоров, можно чётко представлять их горделивые движения.

«Танец с саблями». Это блестящее сочинение Арама Хачатуряна называют самым запоминающимся и самым безумным музыкальным произведением XX века. В короткий срок, облетев весь мир, оно сразу завоевало огромную популярность, которая на протяжении десятилетий успешно сохраняется. Вот и в нынешнее время практически невозможно встретить человека, который не узнал бы эту композицию с первых её звуков.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Танец с саблями» Хачатуряна

Источник

Хачатурян Арам — Танец с саблями из балета «Гаянэ»

Творчество А. Хачатуряна впечатляет богатством образного содержания, широтой использования различных форм и жанров. В его музыке получили воплощение высокие гуманистические идеи революции, советского патриотизма и интернационализма, темы и сюжеты, рисующие героико-трагические события далекой истории и современности; ярко запечатлелись колоритные образы и сиены народной жизни, богатейший мир мыслей, чувств и переживаний нашего современника. Своим искусством Хачатурян вдохновенно воспел жизнь родной и близкой ему Армении.

Творческая биография Хачатуряна не совсем обычна. Несмотря на яркое музыкальное дарование, он так в не получил начального специального музыкального образования и профессионально приобщился к музыке лишь в девятнадцатилетнем возрасте. Годы, проведенные в старом Тифлисе, музыкальные впечатления детских лет оставили неизгладимый след в сознании будущего композитора и определили основы его музыкального мышления.

Сильное воздействие на творчество композитора оказала богатейшая атмосфера музыкального быта этого города, в котором на каждом шагу звучали грузинские, армянские и азербайджанские народные напевы, импровизация певцов-сказителей — ашугов и сазандаров, перекрещивались традиции восточной и западной музыки.

В 1921 г. Хачатурян переезжает в Москву в поселяется у старшего брата Сурена — видного театрального деятеля, организатора и руководителя армянской драматической студии. Бьющая ключом художественная жизнь Москвы поражает юношу.

Он посещает театры, музеи, литературные вечера, концерты, оперные в балетные спектакли, жадно впитывает все новые и новые художественные впечатления, знакомится с произведениями мировой музыкальной классики. Творчество М. Глинки, П. Чайковского, М. Балакирева, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Равеля, К. Дебюсси, И. Стравинского, С. Прокофьева, а также А. Спендиарова, Р. Меликяна в др. в той или иной степени повлияло на формирование глубоко оригинального стиля Хачатуряна.

По совету брата осенью 1922 г. Хачатурян поступает на биологическое отделение Московского университета, а несколько позднее — в музыкальный техникум им. Гнесиных по классу виолончели. Спустя 3 года он оставляет учебу в университете и целиком посвящает себя музыке.

При этом он прекращает занятия на виолончели и переводится в класс композиции известного советского педагога и композитора М. Гнесина. Пытаясь наверстать упущенное в детские годы, Хачатурян интенсивно работает, пополняет свои знания. В 1929 г. Хачатурян поступает в Московскую консерваторию. На 1 курсе занятия по композиции он продолжает у Гнесина, а со 2 курса его руководителем становится Н. Мясковский, сыгравший исключительно важную роль в становлении творческой личности Хачатуряна. В 1934 г. Хачатурян с отличием оканчивает консерваторию и продолжает совершенствоваться в аспирантуре. Написанная в качестве дипломной работы Первая симфония завершает студенческий период творческой биографии композитора. Интенсивный творческий рост дал превосходные результаты — почти все сочинения студенческого периода стали репертуарными. Таковы прежде всего Первая симфония, фортепианная Токката, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Песня-поэма (в честь ашугов) для скрипки и фортепиано и др.

Еще более совершенным творением Хачатуряна явился Фортепианный концерт (1936), созданный в годы учебы в аспирантуре и принесший композитору мировую известность. Не прекращается работа в области песни, театральной и киномузыки. В год создания концерта на экранах городов страны демонстрируется кинофильм «Пэпо» с музыкой Хачатуряна. Песня Пэпо становится любимой народной мелодией в Армении.

В годы учебы в музыкальном техникуме и консерватории Хачатурян постоянно посещает Дом культуры Советской Армении, это сыграло важную роль в его биографии. Здесь он сближается с композитором А. Спендиаровым, художником М. Сарьяном, дирижером К. Сараджевым, певцом Ш. Тальяном, актером и режиссером Р. Симоновым. В эти же годы Хачатурян общается с выдающимися деятелями театра (А. Неждановой, Л. Собиновым, В. Мейерхольдом, В. Качаловым), пианистами (К. Игумновым, Е. Бекман-Щербиной), композиторами (С. Прокофьевым, Н. Мясковским). Общение с корифеями советского музыкального искусства значительно обогатило духовный мир молодого композитора. Конец 30 — начало 40-х гг. ознаменовались созданием ряда замечательных произведений композитора, вошедших в золотой фонд советской музыки. Среди них Симфоническая поэма (1938), Скрипичный концерт (1940), музыка к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» (1940) и к драме М. Лермонтова «Маскарад». Премьера последней состоялась накануне начала Великой Отечественной войны 21 июня 1941 г. в Театре им. Е. Вахтангова.

С первых же дней войны значительно возрастает объем общественной и творческой деятельности Хачатуряна. Будучи заместителем председателя Оргкомитета Союза композиторов СССР, он заметно активизирует работу этой творческой организации для решения ответственных задач военного времени, выступает с показом своих сочинений в частях и госпиталях, принимает участие в специальных передачах Радиокомитета для фронта. Общественная деятельность не помешала композитору создавать в эти напряженные годы сочинения различных форм и жанров, во многих из которых нашла отражение военная тематика.

За 4 года войны им созданы балет «Гаянэ» (1942), Вторая симфония (1943), музыка к трем драматическим спектаклям («Кремлевские куранты» — 1942, «Глубокая разведка» — 1943, «Последний день» — 1945), к кинофильму «Человек № 217» и на ее материале Сюита для двух фортепиано (1945), составлены сюиты из музыки к «Маскараду» и балета «Гаянэ» (1943), написаны 9 песен, марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны» (1942), Гимн Армянской ССР (1944). Кроме того, была начата работа над виолончельным Концертом и тремя концертными ариями (1944), завершенными в 1946 г. Во время войны стал созревать и замысел «героической хореодрамы» — балета «Спартак».

К теме войны Хачатурян обращался и в послевоенные годы: музыка к кинофильмам «Сталинградская битва» (1949), «Русский вопрос» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Секретная миссия» (1950), к пьесе «Южный узел» (1947). Наконец, к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне (1975) было создано одно из последних сочинений композитора — «Торжественные фанфары» для труб и барабанов. Наиболее значительными произведениями военного периода являются балет «Гаянэ» и Вторая симфония. Премьера балета состоялась 3 декабря 1942 г. в Перми силами находившегося а эвакуации Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. По словам композитора, «идея Второй симфонии навеяна событиями Отечественной войны. Мне хотелось передать чувства гнева, мести за все то зло, которое причинил нам немецкий фашизм. С другой стороны, в симфонии выражены настроения скорби и чувства глубочайшей веры в окончательную нашу победу». Победе советского народа в Великой Отечественной войне посвятил Хачатурян Третью симфонию, приуроченную к празднованию 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции. В соответствии с замыслом — гимн народу-победителю — в симфонию включены дополнительно 15 труб и орган.

В послевоенные годы Хачатурян продолжает сочинять в различных жанрах. Наиболее значительным произведением стал балет «Спартак» (1954). «Музыку я создал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия. Балет „Спартак“ представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы „Спартака“. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы», — писал Хачатурян о своей работе над балетом.

Среди других сочинений, созданных в послевоенные годы, — «Ода памяти В. И. Ленина» (1948), «Ода радости» (1956), написанная ко второй декаде армянского искусства в Москве, «Приветственная увертюра» (1959) к открытию XXI съезда КПСС. Попрежнему живейший интерес проявляет композитор к кино- и театральной музыке, создает песни. В 50-х гг. Хачатурян пишет музыку к пьесе Б. Лавренева «Лермонтов», к трагедиям В. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Салтанат», «Отелло», «Костер бессмертия», «Поединок». Приобрели популярность песни «Армянская застольная. Песня о Ереване», «Марш мира», «О чем мечтают дети».

Послевоенные годы ознаменовались не только созданием новых ярких произведений в самых различных жанрах, но и важными событиями в творческой биографии Хачатуряна. В 1950 г. его приглашают профессором класса композиции одновременно в Московскую консерваторию и в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. За 27 лет своей педагогической деятельности Хачатурян выпустил десятки учеников, среди которых А. Эшпай, Э. Оганесян, Р. Бойко, М. Таривердиев, Б. Троцюк, А. Виеру, Н. Терахара, А. Рыбяиков, К. Волков, М. Минков, Д. Михайлов и др.

Начало педагогической работы совпало с первыми опытами дирижирования собственными сочинениями. С каждым годом число авторских концертов растет. Поездки по городам Советского Союза перемежаются с гастролями в десятки стран Европы, Азии, Америки. Здесь он встречается с крупнейшими представителями художественного мира: композиторами И. Стравинским, Я. Сибелиусом, Дж. Энеску, Б. Бриттеном, С. Барбером, П. Владигеровым, О. Мессианом, З. Кодаем, дирижерами Л. Стоковеким, Г. Караяном, Дж. Джорджеску, исполнителями А. Рубинштейном, Е. Цимбалистом, писателями Э. Хемингуэем, П. Нерудой, артистами кино Ч. Чаплиным, С. Лорен и др.

Поздний период творчества Хачатуряна ознаменовался созданием «Баллады о Родине» (1961) для баса с оркестром, двух инструментальных триад: концертов-рапсодий для виолончели (1961), скрипки (1963), фортепиано (1968) и сольных сонат для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976); для фортепиано были написаны Соната (1961), посвященная своему учителю Н. Мясковскому, а также 2 том «Детского альбома» (1965, 1 том — 1947).

Свидетельством мирового признания творчества Хачатуряна служат награждение его орденами и медалями имени крупнейших зарубежных композиторов, а также избрание почетным или действительным членом различных музыкальных академий мира.

Значение искусства Хачатуряна состоит в том, что ему удалось выявить богатейшие возможности симфонизации восточного монодического тематизма, приобщить, совместно с композиторами братских республик, монодическую культуру Советского Востока к многоголосию, к жанрам и формам, ранее сложившимся в европейской музыке, показать пути обогащения национального музыкального языка. Одновременно метод импровизационности, темброво-гармоническая красочность восточного музыкального искусства через творчество Хачатуряна оказали заметное влияние на композиторов — представителей европейской музыкальной культуры. Творчество Хачатуряна явилось конкретным проявлением плодотворности взаимодействия традиций музыкальных культур Востока и Запада.

Источник

Оцените статью