Хачатурян Карэн Суренович — Балет Чиполлино
Карэн (Карен) Суренович Хачатуря́н (19 сентября 1920, Москва, РСФСР, СССР — 19 июля 2011, Москва, Российская Федерация) — российский композитор и педагог. Народный артист РСФСР (1981). Лауреат Государственной премии СССР (1976). Лауреат Государственной премии РФ (2001).
Карэн Хачатурян родился в Москве, в семье театрального режиссёра Сурена Хачатуряна, брата знаменитого советского композитора Арама Хачатуряна (1903—1978).
В детстве Карен Хачатурян вместе с родителями посещал спектакли Художественного театра, его студий и организованного в 1920-е годы Детского театра. Когда Карену исполнилось 8 лет, его отдали в Музыкальную школу имени Гнесиных, в класс фортепиано Ольги Гнесиной. В те годы Карен Хачатурян посещал детскую группу по сочинению, которую организовал преподаватель Гнесинского училища Евгений Месснер. Вместе с ним группу посещали композиторы Борис Чайковский, Александр Чугаев.
В 1938 году Карен Хачатурян поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории, где занимался сразу по двум специальностям: по фортепиано у Бориса Медведева и В. В. Чертовой; по композиции у профессора Генриха Литинского.
В 1949 году окончил Московскую консерваторию (1949). За длительную жизнь в культуре судьба даровала Карэну Суреновичу исключительную возможность уникального творческого и человеческого общения. В числе педагогов К. Хачатуряна — Шебалин, Мясковский и Шостакович, в ряду духовных наставников — Прокофьев и Стравинский. Если «главной партией» жизни музыканта всегда было творчество, то в качестве «побочной», однако очень знаковой, выступила педагогика. Чародей оркестра, К. Хачатурян передавал многим поколениям музыкантов свое удивительное слышание и знание оркестра. Органически восприняв наставническую миссию педагога, К. Хачатурян так отзывался о своих учителях: «Больше всего я признателен судьбе за то, что встретился в жизни с такими замечательными людьми и музыкантами, как В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович и Н. Я. Мясковский. Им я обязан тем, что стал композитором. У них в классе я приобрел уверенность в своих силах, опыт, кругозор. Их жизнь, беззаветно отданная родному искусству, всегда являлась для меня примером».
Музыкальная общественность, коллеги-профессионалы, любители музыки открыли незаурядный талант К. Хачатуряна буквально с первых шагов его творчества. Д. Д. Шостакович подчеркивал свойственные композитору «глубину мысли, виртуозную разработку материала, совершенство его воплощения, красиво льющиеся мелодии, удивительные звучания». Творчество Карена Хачатуряна отличается разнообразием жанров, обращением к различным национальным ладовым пластам, широким использованием полифонических форм.
В кино с 1950 года, автор музыки к 50 игровым и анимационным фильмам, 20 театральным постановкам. Перу композитора принадлежит музыка к кинофильмам: «Братья» (1958, СССР-Корея), «Ждите писем» (1960), «Разноцветные камешки» (1960), «Високосный год» (1961), «Большая дорога» (1962), «Семь нянек» (1962), «Дети Памира» (1963), «Негасимое пламя» (1964), «Спящий лев» (1965), «Вий» (1967), «Выстрел» (1967), «Странные люди» (1969), «О друзьях-товарищах» (1970), «Единственная дорога» (1975), «Родные» (1978) и другим.
Музыка К. Хачатуряна известна не только в нашей стране, но и за рубежом. Она звучала в Италии, Швеции, Финляндии, Югославии, Польше, Австрии, США, Чехословакии, Японии, Австралии, Болгарии, Германии, Франции, Голландии, Бельгии, Англии. Резонанс, вызванный исполнением музыки К. Хачатуряна за рубежом, привлекает к нему внимание музыкальной общественности разных стран.
Тесные дружеские и творческие контакты связывали Карэна Хачатуряна с выдающимися композиторами, исполнителями, художниками и театральными деятелями разных поколений, среди которых: Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский, Карл Орф, Кшиштоф Пендерецкий, Николай Эрдман, Георгий Свиридов, Николай Пейко, Борис Чайковский, Моисей Вайнберг, Лазарь Сарьян, Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Леонид Коган, Валентин Берлинский, Юрий Абдоков, Юрий Григорович, Роман Леденев и др. С 1952 по 2011 год преподавал в Московской консерватории, (с 1981 года — профессор). Среди его учеников: А. Чайковский, А. Шнитке, С. Губайдулина, А. Балтин, А. Виеру (Румыния.), Н. Терахара (Япония), Кан Сан У (КНР), В. Бабушкин, В. Полянский, А. Ариян и многие др.
Скончался в Москве 19 июля 2011 года. Урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.
Источник
Карэн Суренович Хачатурян — Балет Чиполлино (1 действие)
Карэн (Карен) Суренович Хачатуря́н (19 сентября 1920, Москва, РСФСР, СССР — 19 июля 2011, Москва, Российская Федерация) — российский композитор и педагог. Народный артист РСФСР (1981). Лауреат Государственной премии СССР (1976). Лауреат Государственной премии РФ (2001).
Карэн Хачатурян родился в Москве, в семье театрального режиссёра Сурена Хачатуряна, брата знаменитого советского композитора Арама Хачатуряна (1903—1978).
В детстве Карен Хачатурян вместе с родителями посещал спектакли Художественного театра, его студий и организованного в 1920-е годы Детского театра. Когда Карену исполнилось 8 лет, его отдали в Музыкальную школу имени Гнесиных, в класс фортепиано Ольги Гнесиной. В те годы Карен Хачатурян посещал детскую группу по сочинению, которую организовал преподаватель Гнесинского училища Евгений Месснер. Вместе с ним группу посещали композиторы Борис Чайковский, Александр Чугаев.
В 1938 году Карен Хачатурян поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории, где занимался сразу по двум специальностям: по фортепиано у Бориса Медведева и В. В. Чертовой; по композиции у профессора Генриха Литинского.
В 1949 году окончил Московскую консерваторию (1949). За длительную жизнь в культуре судьба даровала Карэну Суреновичу исключительную возможность уникального творческого и человеческого общения. В числе педагогов К. Хачатуряна — Шебалин, Мясковский и Шостакович, в ряду духовных наставников — Прокофьев и Стравинский. Если «главной партией» жизни музыканта всегда было творчество, то в качестве «побочной», однако очень знаковой, выступила педагогика. Чародей оркестра, К. Хачатурян передавал многим поколениям музыкантов свое удивительное слышание и знание оркестра. Органически восприняв наставническую миссию педагога, К. Хачатурян так отзывался о своих учителях: «Больше всего я признателен судьбе за то, что встретился в жизни с такими замечательными людьми и музыкантами, как В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович и Н. Я. Мясковский. Им я обязан тем, что стал композитором. У них в классе я приобрел уверенность в своих силах, опыт, кругозор. Их жизнь, беззаветно отданная родному искусству, всегда являлась для меня примером».
Музыкальная общественность, коллеги-профессионалы, любители музыки открыли незаурядный талант К. Хачатуряна буквально с первых шагов его творчества. Д. Д. Шостакович подчеркивал свойственные композитору «глубину мысли, виртуозную разработку материала, совершенство его воплощения, красиво льющиеся мелодии, удивительные звучания». Творчество Карена Хачатуряна отличается разнообразием жанров, обращением к различным национальным ладовым пластам, широким использованием полифонических форм.
В кино с 1950 года, автор музыки к 50 игровым и анимационным фильмам, 20 театральным постановкам. Перу композитора принадлежит музыка к кинофильмам: «Братья» (1958, СССР-Корея), «Ждите писем» (1960), «Разноцветные камешки» (1960), «Високосный год» (1961), «Большая дорога» (1962), «Семь нянек» (1962), «Дети Памира» (1963), «Негасимое пламя» (1964), «Спящий лев» (1965), «Вий» (1967), «Выстрел» (1967), «Странные люди» (1969), «О друзьях-товарищах» (1970), «Единственная дорога» (1975), «Родные» (1978) и другим.
Музыка К. Хачатуряна известна не только в нашей стране, но и за рубежом. Она звучала в Италии, Швеции, Финляндии, Югославии, Польше, Австрии, США, Чехословакии, Японии, Австралии, Болгарии, Германии, Франции, Голландии, Бельгии, Англии. Резонанс, вызванный исполнением музыки К. Хачатуряна за рубежом, привлекает к нему внимание музыкальной общественности разных стран.
Тесные дружеские и творческие контакты связывали Карэна Хачатуряна с выдающимися композиторами, исполнителями, художниками и театральными деятелями разных поколений, среди которых: Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский, Карл Орф, Кшиштоф Пендерецкий, Николай Эрдман, Георгий Свиридов, Николай Пейко, Борис Чайковский, Моисей Вайнберг, Лазарь Сарьян, Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Леонид Коган, Валентин Берлинский, Юрий Абдоков, Юрий Григорович, Роман Леденев и др. С 1952 по 2011 год преподавал в Московской консерватории, (с 1981 года — профессор). Среди его учеников: А. Чайковский, А. Шнитке, С. Губайдулина, А. Балтин, А. Виеру (Румыния.), Н. Терахара (Япония), Кан Сан У (КНР), В. Бабушкин, В. Полянский, А. Ариян и многие др.
Скончался в Москве 19 июля 2011 года. Урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.
Источник
Хачатурян танец тыквы ноты
Из базы данных Статьи из периодических изданий
Хачатурян К. Вспоминая учителя [Текст] / Карен Хачатурян ; беседовала Марина Соколова //Музыкальная академия. — 2006. — N 2. — С. 168-169. — (Из истории советской художественной культуры). — (Отмечая 125-летие со дня рождения композитора Мясковского .)
Хачатурян К. Я мечтал учиться у Шостаковича [Текст] / Карен Хачатурян ; беседовала Марина Соколова // Музыкальная академия. — 2006. — N 4. — С. 45-46. — ISSN 0869-4516. — (Дмитрий Шостакович. 100-летие)
Хачатурян К. (российский композитор). Монолог [Текст] : для голоса (чтение) и фортепиано / муз. К. Хачатуряна ; сл. М. Шиловой // Музыка и время. — 2007. — N 7. — С. 46-47. — Ноты.
Из базы данных Каталог аудиовизуальных документов по искусству
Сказки Дедушки Мороза [Видеозапись] : сб. мультфильмов N 5. — Союзмультфильм , 1951-1952. — М. : ООО «Престиж Студио-М «, 2005. — 1 эл . опт. диск (DVD-ROM) (61 мин.) : цв ., звук на том же нос., анимац ., 625 PAL. — (в кор .) :
Содержание: Когда зажигаются ёлки : мультфильм / реж.М . Пащенко ; сцен. В. Сутеев ; худ. : Е. Мигунов ; В. Дегтярёв ; опер. М. Друян ; комп . К. Хачатурян
Из каталога нотных изданий
Щ 952.425
М 895
Хачатурян, К. Галоп [Ноты]. Вальс цветов. Погоня : из балета » Чиполлино » : для фп . в 4 руки / К. Хачатурян // Музицируем вдвоем. — Минск, 1994. — С. 26-47
Вальс [Ноты] : для аккордеона / К. Хачатурян ; исполн . ред. Л. Гаврилова // Хрестоматия аккордеониста. — М., 1994. — С. 59-61
Щ 956.81
Ю 572
120976-МНА ЧЗ
120977-МНА АБ
Юный домрист [Ноты] : музыкальное произведение, инструментальное / сост. Н. Бурдыкина. — М. : Музыка, 1999. — 128 с. — Тит. л. парал . рус., англ. — 3000 экз. — Н.д. 15571 : 63.00 р.
Содержание:
Хачатурян, К. Строительство домика Тыквы : Из балета » Чипполино » / К. Хачатурян
Танец : Из балета » Чипполино «.
Щ 952.457
Х 917
Хачатурян, К. Помидор [Ноты] : из балета » Чиполлино » : для трио аккордеонов / К. Хачатурян ; перелож . В. Стрельникова ! ospec_H.pft : FILE NOT FOUND! // Хрестоматия для ансамблей аккордеонистов. — М., 2004. — С. 23-25.
Щ 954.2
Х 917
Хачатурян, К. Танец тыквы [Ноты]. Помидор. Галоп. Вальс цветов : для фп . в 4 руки / К. Хачатурян // Хрестоматия : для учащихся мл . и сред. кл . ДМШ. — СПб., 2004. — С. 66-87.
Источник
Хачатурян танец тыквы ноты
Из базы данных Статьи из периодических изданий
Хачатурян К. Вспоминая учителя [Текст] / Карен Хачатурян ; беседовала Марина Соколова //Музыкальная академия. — 2006. — N 2. — С. 168-169. — (Из истории советской художественной культуры). — (Отмечая 125-летие со дня рождения композитора Мясковского .)
Хачатурян К. Я мечтал учиться у Шостаковича [Текст] / Карен Хачатурян ; беседовала Марина Соколова // Музыкальная академия. — 2006. — N 4. — С. 45-46. — ISSN 0869-4516. — (Дмитрий Шостакович. 100-летие)
Хачатурян К. (российский композитор). Монолог [Текст] : для голоса (чтение) и фортепиано / муз. К. Хачатуряна ; сл. М. Шиловой // Музыка и время. — 2007. — N 7. — С. 46-47. — Ноты.
Из базы данных Каталог аудиовизуальных документов по искусству
Сказки Дедушки Мороза [Видеозапись] : сб. мультфильмов N 5. — Союзмультфильм , 1951-1952. — М. : ООО «Престиж Студио-М «, 2005. — 1 эл . опт. диск (DVD-ROM) (61 мин.) : цв ., звук на том же нос., анимац ., 625 PAL. — (в кор .) :
Содержание: Когда зажигаются ёлки : мультфильм / реж.М . Пащенко ; сцен. В. Сутеев ; худ. : Е. Мигунов ; В. Дегтярёв ; опер. М. Друян ; комп . К. Хачатурян
Из каталога нотных изданий
Щ 952.425
М 895
Хачатурян, К. Галоп [Ноты]. Вальс цветов. Погоня : из балета » Чиполлино » : для фп . в 4 руки / К. Хачатурян // Музицируем вдвоем. — Минск, 1994. — С. 26-47
Вальс [Ноты] : для аккордеона / К. Хачатурян ; исполн . ред. Л. Гаврилова // Хрестоматия аккордеониста. — М., 1994. — С. 59-61
Щ 956.81
Ю 572
120976-МНА ЧЗ
120977-МНА АБ
Юный домрист [Ноты] : музыкальное произведение, инструментальное / сост. Н. Бурдыкина. — М. : Музыка, 1999. — 128 с. — Тит. л. парал . рус., англ. — 3000 экз. — Н.д. 15571 : 63.00 р.
Содержание:
Хачатурян, К. Строительство домика Тыквы : Из балета » Чипполино » / К. Хачатурян
Танец : Из балета » Чипполино «.
Щ 952.457
Х 917
Хачатурян, К. Помидор [Ноты] : из балета » Чиполлино » : для трио аккордеонов / К. Хачатурян ; перелож . В. Стрельникова ! ospec_H.pft : FILE NOT FOUND! // Хрестоматия для ансамблей аккордеонистов. — М., 2004. — С. 23-25.
Щ 954.2
Х 917
Хачатурян, К. Танец тыквы [Ноты]. Помидор. Галоп. Вальс цветов : для фп . в 4 руки / К. Хачатурян // Хрестоматия : для учащихся мл . и сред. кл . ДМШ. — СПб., 2004. — С. 66-87.
Источник
Хачатурян Арам — Сюита из балета «Гаянэ» (клавир)
Творчество А. Хачатуряна впечатляет богатством образного содержания, широтой использования различных форм и жанров. В его музыке получили воплощение высокие гуманистические идеи революции, советского патриотизма и интернационализма, темы и сюжеты, рисующие героико-трагические события далекой истории и современности; ярко запечатлелись колоритные образы и сиены народной жизни, богатейший мир мыслей, чувств и переживаний нашего современника. Своим искусством Хачатурян вдохновенно воспел жизнь родной и близкой ему Армении.
Творческая биография Хачатуряна не совсем обычна. Несмотря на яркое музыкальное дарование, он так в не получил начального специального музыкального образования и профессионально приобщился к музыке лишь в девятнадцатилетнем возрасте. Годы, проведенные в старом Тифлисе, музыкальные впечатления детских лет оставили неизгладимый след в сознании будущего композитора и определили основы его музыкального мышления.
Сильное воздействие на творчество композитора оказала богатейшая атмосфера музыкального быта этого города, в котором на каждом шагу звучали грузинские, армянские и азербайджанские народные напевы, импровизация певцов-сказителей — ашугов и сазандаров, перекрещивались традиции восточной и западной музыки.
В 1921 г. Хачатурян переезжает в Москву в поселяется у старшего брата Сурена — видного театрального деятеля, организатора и руководителя армянской драматической студии. Бьющая ключом художественная жизнь Москвы поражает юношу.
Он посещает театры, музеи, литературные вечера, концерты, оперные в балетные спектакли, жадно впитывает все новые и новые художественные впечатления, знакомится с произведениями мировой музыкальной классики. Творчество М. Глинки, П. Чайковского, М. Балакирева, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Равеля, К. Дебюсси, И. Стравинского, С. Прокофьева, а также А. Спендиарова, Р. Меликяна в др. в той или иной степени повлияло на формирование глубоко оригинального стиля Хачатуряна.
По совету брата осенью 1922 г. Хачатурян поступает на биологическое отделение Московского университета, а несколько позднее — в музыкальный техникум им. Гнесиных по классу виолончели. Спустя 3 года он оставляет учебу в университете и целиком посвящает себя музыке.
При этом он прекращает занятия на виолончели и переводится в класс композиции известного советского педагога и композитора М. Гнесина. Пытаясь наверстать упущенное в детские годы, Хачатурян интенсивно работает, пополняет свои знания. В 1929 г. Хачатурян поступает в Московскую консерваторию. На 1 курсе занятия по композиции он продолжает у Гнесина, а со 2 курса его руководителем становится Н. Мясковский, сыгравший исключительно важную роль в становлении творческой личности Хачатуряна. В 1934 г. Хачатурян с отличием оканчивает консерваторию и продолжает совершенствоваться в аспирантуре. Написанная в качестве дипломной работы Первая симфония завершает студенческий период творческой биографии композитора. Интенсивный творческий рост дал превосходные результаты — почти все сочинения студенческого периода стали репертуарными. Таковы прежде всего Первая симфония, фортепианная Токката, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Песня-поэма (в честь ашугов) для скрипки и фортепиано и др.
Еще более совершенным творением Хачатуряна явился Фортепианный концерт (1936), созданный в годы учебы в аспирантуре и принесший композитору мировую известность. Не прекращается работа в области песни, театральной и киномузыки. В год создания концерта на экранах городов страны демонстрируется кинофильм «Пэпо» с музыкой Хачатуряна. Песня Пэпо становится любимой народной мелодией в Армении.
В годы учебы в музыкальном техникуме и консерватории Хачатурян постоянно посещает Дом культуры Советской Армении, это сыграло важную роль в его биографии. Здесь он сближается с композитором А. Спендиаровым, художником М. Сарьяном, дирижером К. Сараджевым, певцом Ш. Тальяном, актером и режиссером Р. Симоновым. В эти же годы Хачатурян общается с выдающимися деятелями театра (А. Неждановой, Л. Собиновым, В. Мейерхольдом, В. Качаловым), пианистами (К. Игумновым, Е. Бекман-Щербиной), композиторами (С. Прокофьевым, Н. Мясковским). Общение с корифеями советского музыкального искусства значительно обогатило духовный мир молодого композитора. Конец 30 — начало 40-х гг. ознаменовались созданием ряда замечательных произведений композитора, вошедших в золотой фонд советской музыки. Среди них Симфоническая поэма (1938), Скрипичный концерт (1940), музыка к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» (1940) и к драме М. Лермонтова «Маскарад». Премьера последней состоялась накануне начала Великой Отечественной войны 21 июня 1941 г. в Театре им. Е. Вахтангова.
С первых же дней войны значительно возрастает объем общественной и творческой деятельности Хачатуряна. Будучи заместителем председателя Оргкомитета Союза композиторов СССР, он заметно активизирует работу этой творческой организации для решения ответственных задач военного времени, выступает с показом своих сочинений в частях и госпиталях, принимает участие в специальных передачах Радиокомитета для фронта. Общественная деятельность не помешала композитору создавать в эти напряженные годы сочинения различных форм и жанров, во многих из которых нашла отражение военная тематика.
За 4 года войны им созданы балет «Гаянэ» (1942), Вторая симфония (1943), музыка к трем драматическим спектаклям («Кремлевские куранты» — 1942, «Глубокая разведка» — 1943, «Последний день» — 1945), к кинофильму «Человек № 217» и на ее материале Сюита для двух фортепиано (1945), составлены сюиты из музыки к «Маскараду» и балета «Гаянэ» (1943), написаны 9 песен, марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны» (1942), Гимн Армянской ССР (1944). Кроме того, была начата работа над виолончельным Концертом и тремя концертными ариями (1944), завершенными в 1946 г. Во время войны стал созревать и замысел «героической хореодрамы» — балета «Спартак».
К теме войны Хачатурян обращался и в послевоенные годы: музыка к кинофильмам «Сталинградская битва» (1949), «Русский вопрос» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Секретная миссия» (1950), к пьесе «Южный узел» (1947). Наконец, к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне (1975) было создано одно из последних сочинений композитора — «Торжественные фанфары» для труб и барабанов. Наиболее значительными произведениями военного периода являются балет «Гаянэ» и Вторая симфония. Премьера балета состоялась 3 декабря 1942 г. в Перми силами находившегося а эвакуации Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. По словам композитора, «идея Второй симфонии навеяна событиями Отечественной войны. Мне хотелось передать чувства гнева, мести за все то зло, которое причинил нам немецкий фашизм. С другой стороны, в симфонии выражены настроения скорби и чувства глубочайшей веры в окончательную нашу победу». Победе советского народа в Великой Отечественной войне посвятил Хачатурян Третью симфонию, приуроченную к празднованию 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции. В соответствии с замыслом — гимн народу-победителю — в симфонию включены дополнительно 15 труб и орган.
В послевоенные годы Хачатурян продолжает сочинять в различных жанрах. Наиболее значительным произведением стал балет «Спартак» (1954). «Музыку я создал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия. Балет „Спартак“ представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы „Спартака“. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы», — писал Хачатурян о своей работе над балетом.
Среди других сочинений, созданных в послевоенные годы, — «Ода памяти В. И. Ленина» (1948), «Ода радости» (1956), написанная ко второй декаде армянского искусства в Москве, «Приветственная увертюра» (1959) к открытию XXI съезда КПСС. Попрежнему живейший интерес проявляет композитор к кино- и театральной музыке, создает песни. В 50-х гг. Хачатурян пишет музыку к пьесе Б. Лавренева «Лермонтов», к трагедиям В. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Салтанат», «Отелло», «Костер бессмертия», «Поединок». Приобрели популярность песни «Армянская застольная. Песня о Ереване», «Марш мира», «О чем мечтают дети».
Послевоенные годы ознаменовались не только созданием новых ярких произведений в самых различных жанрах, но и важными событиями в творческой биографии Хачатуряна. В 1950 г. его приглашают профессором класса композиции одновременно в Московскую консерваторию и в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. За 27 лет своей педагогической деятельности Хачатурян выпустил десятки учеников, среди которых А. Эшпай, Э. Оганесян, Р. Бойко, М. Таривердиев, Б. Троцюк, А. Виеру, Н. Терахара, А. Рыбяиков, К. Волков, М. Минков, Д. Михайлов и др.
Начало педагогической работы совпало с первыми опытами дирижирования собственными сочинениями. С каждым годом число авторских концертов растет. Поездки по городам Советского Союза перемежаются с гастролями в десятки стран Европы, Азии, Америки. Здесь он встречается с крупнейшими представителями художественного мира: композиторами И. Стравинским, Я. Сибелиусом, Дж. Энеску, Б. Бриттеном, С. Барбером, П. Владигеровым, О. Мессианом, З. Кодаем, дирижерами Л. Стоковеким, Г. Караяном, Дж. Джорджеску, исполнителями А. Рубинштейном, Е. Цимбалистом, писателями Э. Хемингуэем, П. Нерудой, артистами кино Ч. Чаплиным, С. Лорен и др.
Поздний период творчества Хачатуряна ознаменовался созданием «Баллады о Родине» (1961) для баса с оркестром, двух инструментальных триад: концертов-рапсодий для виолончели (1961), скрипки (1963), фортепиано (1968) и сольных сонат для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976); для фортепиано были написаны Соната (1961), посвященная своему учителю Н. Мясковскому, а также 2 том «Детского альбома» (1965, 1 том — 1947).
Свидетельством мирового признания творчества Хачатуряна служат награждение его орденами и медалями имени крупнейших зарубежных композиторов, а также избрание почетным или действительным членом различных музыкальных академий мира.
Значение искусства Хачатуряна состоит в том, что ему удалось выявить богатейшие возможности симфонизации восточного монодического тематизма, приобщить, совместно с композиторами братских республик, монодическую культуру Советского Востока к многоголосию, к жанрам и формам, ранее сложившимся в европейской музыке, показать пути обогащения национального музыкального языка. Одновременно метод импровизационности, темброво-гармоническая красочность восточного музыкального искусства через творчество Хачатуряна оказали заметное влияние на композиторов — представителей европейской музыкальной культуры. Творчество Хачатуряна явилось конкретным проявлением плодотворности взаимодействия традиций музыкальных культур Востока и Запада.
Источник