Хачатурян токката для фортепиано ноты

Токкаты для фортепиано — Ноты

Токкаты советских композиторов

Токката (от итал. «токкаре») — буквально: трогать, касаться. Виртуозная пьеса для фортепиано или органа в быстром, непрерывном движении, чаще всего основанная на ударной фортепианной технике. В XVII—XVIII веках часто писалась в свободной форме, предшествуя строго организованной фуге.

Токкаты для фортепиано
IV
cоставление и вступительная статья В.Клина
«Музична Україна», 1979г.

B. Клин. Токката в творчестве советских композиторов и некоторые черты ее эволюции
C. Прокофьев. Токката, соч. 11
А. Хачатурян. Токката
Г. Галынин. Токката из «Сюиты для фортепиано»
А. Эшпай. Токката
Р. Щедрин. Рондо-токката из «Сонаты для фортепиано»
О. Тактакишвили. Походная (Токката)
А. Меликов. Токката
Я. Ряэтс. Токката
С. Кортес. Токката
И. Шамо. Токката-прелюдия
А. Красотов. Токката
М. Скорик. Токката

Скачать ноты


Старинные токкаты
для фортепиано
Выпуск 1
редакторы-составители О.Брыкова, А.Парсаданова, Л.Россик
«Музыка», 1976г.
номер 9140

В сборник вошли произведения шести итальянских композиторов XVII—XIX веков.: Д. Диполи, П. Парадизи, М. Роеси, Ф. Дуранте, Д. Скарлатти и Ф. Поллини.
Пьесы сгруппированы по авторам и расположены в порядке возрастания трудности.
При подборе материала попользованы итальянские издания: Меро— «Клавесинисты» (том II) и антология Г. д’Аннунцио— «Классическая музыка Италии». Нотный текст сборника в основном соответствует этим изданиям. Составители ограничились указанием аппликатуры и педали.
Издание преследует цель расширить педагогический репертуар детских музыкальных школ и училищ, а также познакомить учащихся с произведениями старинных итальянских композиторов.
Все пьесы в СССР публикуются впервые.
Ниже даются краткие биографические сведения о композиторах, представленных в настоящем сборнике.

Читайте также:  Пирокинезис ноты для пианино

Доменико ЦИПОЛИ (1688—1726) —один из интереснейших композиторов начала XVIII века. Родился в Ноле, получил музыкальное образование в консерваториях Неаполя, Флоренции и Болоньи. Работал в Риме, затем переехал в Испанию, а в конце жизни — в Аргентину. За свою непродолжительную жизнь он создал много произведений для клавесина (токкаты, сюиты, партиты, канцоны, вереи и др.).

Пьетро Доменико ПАРАДИЗИ (1707—1791) — один из выдающихся композиторов XVIII века, родился в Неаполе, учился у Никола Порпора. Им создано несколько опер, 12 сонат для чембало на народные темы, а также ряд духовных произведений. В 1747 году поселился в Лондоне, где преподавал игру на фортепиано и пение. Позже переехал в Вену, последние гады жизни провел в Венеции.
Микельанджело РОССИ (1600—1674) —достойный ученик Дж. Фрескобальди. Хорошо владел скрипкой, органом и чембало, дирижировал капеллой. Среди его сочинений — оперы, духовная и светская музыка. При жизни композитора были опубликованы токкаты и куранты для органа и чембало.

Франческо ДУРАНТЕ (1684—1755)—родился в Фратта-Маджоре (близ Неаполя). Ученик Г. Гре-ко, А. Скарлатти и Б. Паскунни. С 1718 года возглавлял консерваторию в Неаполе. Из его учеников известны А. Саккини, Дж. Паизиелло, Дж. Перголези. Дуранте —один из виднейших представителей неаполитанской музыкальной школы. Его произведения отличаются певучестью, лиричностью. Среди них — 3 оратории, 13 месс, 16 псалмов, 50 мотетов, 12 мадригалов, 11 сольфеджио, 18 дуэтов для сопрано и контральто, 6 сонат для клавесина и другие произведения. Его вокальные дуэты с инструментальным сопровождением впервые в СССР были опубликованы в 1931 году в расшифровке М. Иванова-Борецкого.

Доменико СКАРЛАТТИ (1685—1757)—выдающийся итальянский композитор и клгвесинист, родился в Неаполе, сын и ученик Алессандро Скарлатти. С 16-ти лет состоял органистом и композитором Королевской капеллы в Неаполе. В 1705 году в Венеции обучался у Ф. Гаспарини. В 1709 году в Риме подружился с Ф. Генделем, у которого совершенствовался в игре на органе. С 1714 года Д. Скарлатти — регент Капеллы св. Петра в Риме. С 1729 года служил придворным музыкантом в Севилье, затем в Мадриде. Сыграл значительную роль в развитии испанской инструментальной музыки: многие виднейшие испанские композиторы были его учениками. Прославился как автор клавесинных сонат, полных виртуозного блеска. Скарлатти по праву считается основоположником современной фортепианной техники. Оказал большое влияние на фортепианный стиль Ф. Э. Баха и Й. Гайдна. Им создано 13 опер, 555 сонат для клавесина, серенады, токкаты, 2 мессы и другие произведения. Умер Скарлатти в Мадриде.

Франческо ПОЛЛИНИ (1763—1846)—талантливый итальянский композитор и пианист, ученик Л. Моцарта. Автор школы для фортепиано, обязательной в программах учебных заведений Италии. В числе других его сочинений: «Stabat Mater>, ряд вокальных произведений, несколько опер, токкаты и другие.
О. Брыкова А, Парсаданова Л. Россик

ЦИПОЛИ Д. Токката. ПАРАДИЗИ П. Токката
РОССИ М. Четыре токкаты
ДУРАНТЕ Ф. Четыре токкаты
СКАРЛАТТИ Д. Две токкаты
ПОЛЛИВИ Ф. Токката.

Скачать ноты

Источник

Хачатурян токката для фортепиано ноты

В.Фогель, Поэтическая пьеса (из цикла «Живая природа») pdf

В.Фогель, Радостное (из цикла «Живая природа») pdf

В.Фогель, Серая прелюдия (из цикла «Живая природа») pdf

В.Фогель, Строфа из альбома (из цикла «Живая природа») pdf

П.Хаджиев, Светляки pdf
(Прислано Юлией Ремезенко)

А.Хачатурян, Подражание народному pdf
(Прислано Юлией Ремезенко)

Х.Г.Хойман, Рок лягушачьей лапки pdf
(Прислано неизвестным другом)

Х.Г.Хойман, Рок этого рояля pdf
(Прислано неизвестным другом)

Ж.Ф.Цбинден, Прогулка (из цикла «Альбом для моего пса») pdf

Источник

Хачатурян Арам — Сюита из балета «Гаянэ» (клавир)

Творчество А. Хачатуряна впечатляет богатством образного содержания, широтой использования различных форм и жанров. В его музыке получили воплощение высокие гуманистические идеи революции, советского патриотизма и интернационализма, темы и сюжеты, рисующие героико-трагические события далекой истории и современности; ярко запечатлелись колоритные образы и сиены народной жизни, богатейший мир мыслей, чувств и переживаний нашего современника. Своим искусством Хачатурян вдохновенно воспел жизнь родной и близкой ему Армении.

Творческая биография Хачатуряна не совсем обычна. Несмотря на яркое музыкальное дарование, он так в не получил начального специального музыкального образования и профессионально приобщился к музыке лишь в девятнадцатилетнем возрасте. Годы, проведенные в старом Тифлисе, музыкальные впечатления детских лет оставили неизгладимый след в сознании будущего композитора и определили основы его музыкального мышления.

Сильное воздействие на творчество композитора оказала богатейшая атмосфера музыкального быта этого города, в котором на каждом шагу звучали грузинские, армянские и азербайджанские народные напевы, импровизация певцов-сказителей — ашугов и сазандаров, перекрещивались традиции восточной и западной музыки.

В 1921 г. Хачатурян переезжает в Москву в поселяется у старшего брата Сурена — видного театрального деятеля, организатора и руководителя армянской драматической студии. Бьющая ключом художественная жизнь Москвы поражает юношу.

Он посещает театры, музеи, литературные вечера, концерты, оперные в балетные спектакли, жадно впитывает все новые и новые художественные впечатления, знакомится с произведениями мировой музыкальной классики. Творчество М. Глинки, П. Чайковского, М. Балакирева, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Равеля, К. Дебюсси, И. Стравинского, С. Прокофьева, а также А. Спендиарова, Р. Меликяна в др. в той или иной степени повлияло на формирование глубоко оригинального стиля Хачатуряна.

По совету брата осенью 1922 г. Хачатурян поступает на биологическое отделение Московского университета, а несколько позднее — в музыкальный техникум им. Гнесиных по классу виолончели. Спустя 3 года он оставляет учебу в университете и целиком посвящает себя музыке.

При этом он прекращает занятия на виолончели и переводится в класс композиции известного советского педагога и композитора М. Гнесина. Пытаясь наверстать упущенное в детские годы, Хачатурян интенсивно работает, пополняет свои знания. В 1929 г. Хачатурян поступает в Московскую консерваторию. На 1 курсе занятия по композиции он продолжает у Гнесина, а со 2 курса его руководителем становится Н. Мясковский, сыгравший исключительно важную роль в становлении творческой личности Хачатуряна. В 1934 г. Хачатурян с отличием оканчивает консерваторию и продолжает совершенствоваться в аспирантуре. Написанная в качестве дипломной работы Первая симфония завершает студенческий период творческой биографии композитора. Интенсивный творческий рост дал превосходные результаты — почти все сочинения студенческого периода стали репертуарными. Таковы прежде всего Первая симфония, фортепианная Токката, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Песня-поэма (в честь ашугов) для скрипки и фортепиано и др.

Еще более совершенным творением Хачатуряна явился Фортепианный концерт (1936), созданный в годы учебы в аспирантуре и принесший композитору мировую известность. Не прекращается работа в области песни, театральной и киномузыки. В год создания концерта на экранах городов страны демонстрируется кинофильм «Пэпо» с музыкой Хачатуряна. Песня Пэпо становится любимой народной мелодией в Армении.

В годы учебы в музыкальном техникуме и консерватории Хачатурян постоянно посещает Дом культуры Советской Армении, это сыграло важную роль в его биографии. Здесь он сближается с композитором А. Спендиаровым, художником М. Сарьяном, дирижером К. Сараджевым, певцом Ш. Тальяном, актером и режиссером Р. Симоновым. В эти же годы Хачатурян общается с выдающимися деятелями театра (А. Неждановой, Л. Собиновым, В. Мейерхольдом, В. Качаловым), пианистами (К. Игумновым, Е. Бекман-Щербиной), композиторами (С. Прокофьевым, Н. Мясковским). Общение с корифеями советского музыкального искусства значительно обогатило духовный мир молодого композитора. Конец 30 — начало 40-х гг. ознаменовались созданием ряда замечательных произведений композитора, вошедших в золотой фонд советской музыки. Среди них Симфоническая поэма (1938), Скрипичный концерт (1940), музыка к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» (1940) и к драме М. Лермонтова «Маскарад». Премьера последней состоялась накануне начала Великой Отечественной войны 21 июня 1941 г. в Театре им. Е. Вахтангова.

С первых же дней войны значительно возрастает объем общественной и творческой деятельности Хачатуряна. Будучи заместителем председателя Оргкомитета Союза композиторов СССР, он заметно активизирует работу этой творческой организации для решения ответственных задач военного времени, выступает с показом своих сочинений в частях и госпиталях, принимает участие в специальных передачах Радиокомитета для фронта. Общественная деятельность не помешала композитору создавать в эти напряженные годы сочинения различных форм и жанров, во многих из которых нашла отражение военная тематика.

За 4 года войны им созданы балет «Гаянэ» (1942), Вторая симфония (1943), музыка к трем драматическим спектаклям («Кремлевские куранты» — 1942, «Глубокая разведка» — 1943, «Последний день» — 1945), к кинофильму «Человек № 217» и на ее материале Сюита для двух фортепиано (1945), составлены сюиты из музыки к «Маскараду» и балета «Гаянэ» (1943), написаны 9 песен, марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны» (1942), Гимн Армянской ССР (1944). Кроме того, была начата работа над виолончельным Концертом и тремя концертными ариями (1944), завершенными в 1946 г. Во время войны стал созревать и замысел «героической хореодрамы» — балета «Спартак».

К теме войны Хачатурян обращался и в послевоенные годы: музыка к кинофильмам «Сталинградская битва» (1949), «Русский вопрос» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Секретная миссия» (1950), к пьесе «Южный узел» (1947). Наконец, к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне (1975) было создано одно из последних сочинений композитора — «Торжественные фанфары» для труб и барабанов. Наиболее значительными произведениями военного периода являются балет «Гаянэ» и Вторая симфония. Премьера балета состоялась 3 декабря 1942 г. в Перми силами находившегося а эвакуации Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. По словам композитора, «идея Второй симфонии навеяна событиями Отечественной войны. Мне хотелось передать чувства гнева, мести за все то зло, которое причинил нам немецкий фашизм. С другой стороны, в симфонии выражены настроения скорби и чувства глубочайшей веры в окончательную нашу победу». Победе советского народа в Великой Отечественной войне посвятил Хачатурян Третью симфонию, приуроченную к празднованию 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции. В соответствии с замыслом — гимн народу-победителю — в симфонию включены дополнительно 15 труб и орган.

В послевоенные годы Хачатурян продолжает сочинять в различных жанрах. Наиболее значительным произведением стал балет «Спартак» (1954). «Музыку я создал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия. Балет „Спартак“ представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы „Спартака“. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы», — писал Хачатурян о своей работе над балетом.

Среди других сочинений, созданных в послевоенные годы, — «Ода памяти В. И. Ленина» (1948), «Ода радости» (1956), написанная ко второй декаде армянского искусства в Москве, «Приветственная увертюра» (1959) к открытию XXI съезда КПСС. Попрежнему живейший интерес проявляет композитор к кино- и театральной музыке, создает песни. В 50-х гг. Хачатурян пишет музыку к пьесе Б. Лавренева «Лермонтов», к трагедиям В. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Салтанат», «Отелло», «Костер бессмертия», «Поединок». Приобрели популярность песни «Армянская застольная. Песня о Ереване», «Марш мира», «О чем мечтают дети».

Послевоенные годы ознаменовались не только созданием новых ярких произведений в самых различных жанрах, но и важными событиями в творческой биографии Хачатуряна. В 1950 г. его приглашают профессором класса композиции одновременно в Московскую консерваторию и в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. За 27 лет своей педагогической деятельности Хачатурян выпустил десятки учеников, среди которых А. Эшпай, Э. Оганесян, Р. Бойко, М. Таривердиев, Б. Троцюк, А. Виеру, Н. Терахара, А. Рыбяиков, К. Волков, М. Минков, Д. Михайлов и др.

Начало педагогической работы совпало с первыми опытами дирижирования собственными сочинениями. С каждым годом число авторских концертов растет. Поездки по городам Советского Союза перемежаются с гастролями в десятки стран Европы, Азии, Америки. Здесь он встречается с крупнейшими представителями художественного мира: композиторами И. Стравинским, Я. Сибелиусом, Дж. Энеску, Б. Бриттеном, С. Барбером, П. Владигеровым, О. Мессианом, З. Кодаем, дирижерами Л. Стоковеким, Г. Караяном, Дж. Джорджеску, исполнителями А. Рубинштейном, Е. Цимбалистом, писателями Э. Хемингуэем, П. Нерудой, артистами кино Ч. Чаплиным, С. Лорен и др.

Поздний период творчества Хачатуряна ознаменовался созданием «Баллады о Родине» (1961) для баса с оркестром, двух инструментальных триад: концертов-рапсодий для виолончели (1961), скрипки (1963), фортепиано (1968) и сольных сонат для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976); для фортепиано были написаны Соната (1961), посвященная своему учителю Н. Мясковскому, а также 2 том «Детского альбома» (1965, 1 том — 1947).

Свидетельством мирового признания творчества Хачатуряна служат награждение его орденами и медалями имени крупнейших зарубежных композиторов, а также избрание почетным или действительным членом различных музыкальных академий мира.

Значение искусства Хачатуряна состоит в том, что ему удалось выявить богатейшие возможности симфонизации восточного монодического тематизма, приобщить, совместно с композиторами братских республик, монодическую культуру Советского Востока к многоголосию, к жанрам и формам, ранее сложившимся в европейской музыке, показать пути обогащения национального музыкального языка. Одновременно метод импровизационности, темброво-гармоническая красочность восточного музыкального искусства через творчество Хачатуряна оказали заметное влияние на композиторов — представителей европейской музыкальной культуры. Творчество Хачатуряна явилось конкретным проявлением плодотворности взаимодействия традиций музыкальных культур Востока и Запада.

Источник

Оцените статью