Халилов служу отечеству ноты

Форум «Духовой оркестр» • Wind Band Music Forum

Произведения Валерия Халилова на компакт-диске «Служу Отечеству!»

1. Служу Отечеству (сл. А.Савицкого)
2. Встречный марш «Под знамя»
3. Фанфара «Фестиваль»
4. Марш «Генерал Милорадович»
5. Марш «Улан»
6. Весенняя увертюра
солисты: гобой – С.Гришин, валторна – С.Правдин, труба – А.Антонов, кларнет — Г.Першин, литавры – А.Попов
7. Марш «Кадет»
8. Морской марш «Рында»
9. Адажио
10. Марш «Красноармеец Сухов»
11. Элегия
12. Марш «Попади»
13. Вальс «Сирень»
солисты: флейта – В.Тимофеев, кларнет – Заслуженный артист России О. Балашов, бас-кларнет – М.Сарайкин, альт-саксофон – А.Вьюхин
14. Молодежный марш
15. Песня о России (сл. А.Савицкого)

Исполнители:
1 – 15 Оркестр штаба Московского военного округа
4 Оркестр курсантов Московской военной консерватории
15 Хор Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии им. Александрова
9 Хор Академического музыкального училища при Московской консерватории П.И. Чайковского
1,4 Хор курсантов Московской военной консерватории

Наш сайт использует файлы cookie. Отключить cookies вы можете в настройках браузера.
Our website uses cookies. You can block or delete cookies by changing your browser settings.

Источник

Военная музыка

Форум любителей военной музыки

FAQ Поиск Пользователи Группы Регистрация
Профиль Войти и проверить личные сообщения Вход

Халилов Валерий Михайлович
На страницу 1, 2 След.
Список форумов Военная музыка -> Дирижеры и их оркестры
Предыдущая тема :: Следующая тема
Автор Сообщение
Auceps
Site Admin

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1613

Добавлено: Пт Май 17, 2013 8:09 pm Заголовок сообщения:
А есть ли у кого-нибудь список композиций Халилова с годами их написания?
_________________
Die Piefke’s kommen
Вернуться к началу
praporstar
Член присутствия

Зарегистрирован: 31.10.2010
Сообщения: 280
Откуда: На московской орбите

Добавлено: Пт Май 17, 2013 10:44 pm Заголовок сообщения:
Auceps писал(а):
А есть ли у кого-нибудь список композиций Халилова с годами их написания?

Если по маршам, то пока только это:
Бодрый шаг — 1980;
Улан — начало 80-х;
Генерал Милорадович — 1992;
Ратный -2011;
Канонир — 2012;
Торжественно-триумфальный — 2012.
Ещё «Адажио» — конец 80-х (ок.1988).
Остальное уточнять надо.
_________________
О, сколько нам работы чудной готовит ум начальства скудный.

Вернуться к началу
Auceps
Site Admin

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1613

Добавлено: Сб Май 18, 2013 12:53 am Заголовок сообщения:
О, всё равно спасибо!
_________________
Die Piefke’s kommen
Вернуться к началу
валерий грачев
Член присутствия

Зарегистрирован: 02.02.2012
Сообщения: 481
Откуда: Кишинев

Добавлено: Сб Янв 14, 2017 8:23 am Заголовок сообщения: Халилов Валерий Михайлович
Надо бы в память о Халилове вписать биографическую страничку.
_________________
Не маршем единым живет духовик.
Вернуться к началу
MobLeo
Site Admin

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 955
Откуда: Moscow

Добавлено: Вт Янв 17, 2017 11:22 pm Заголовок сообщения:
подождём до 40 дней
_________________
Cheers
\MobLeo
Вернуться к началу
PetersGriFF
Site Admin

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3168
Откуда: Санкт-Петербург

Добавлено: Сб Янв 21, 2017 12:13 am Заголовок сообщения:
Санкт-Петербург, Концертный зал Мариинского театра
2 февраля, четверг 15:00

Концерт памяти погибших в авиакатастрофе ТУ-154 над Черным морем

К 65-летию со дня рождения Валерия Халилова

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Мила Шкиртиль (меццо-сопрано)
Антон Петряев (баритон)

Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы
Художественный руководитель и дирижер – капитан-лейтенант Валентин Лященко

В концерте принимают участие учащиеся Хорового училища имени М.И. Глинки

В ПРОГРАММЕ:
Валерий Халилов
Фанфарный марш «Кадетъ»
«Весенняя увертюра»
Концертная пьеса для группы кларнетов (концертмейстер – Николай Богданов)
Вальс «Бегония»
Морской марш «Рында» (посвящен подводнику, капитану первого ранга Борису Григорьеву)
«Не суждено» (на стихи И. Пугачёва)
«Лепестки жасмина» (на стихи А. Савицкого)
Марш «Генерал Милорадович»
«Служу Отечеству» (на стихи А. Савицкого)
«Адажио»
Марш «Молодёжный»
«И удача придёт…» (на стихи А. Савицкого)
«Любить всю жизнь» (на стихи А. Савицкого)
«Армия и Флот» (на стихи И. Резника)

Концерт идет без антракта
https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2017/2/2/3_1500/

Вернуться к началу
PetersGriFF
Site Admin

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3168
Откуда: Санкт-Петербург

Добавлено: Вс Янв 29, 2017 12:53 pm Заголовок сообщения:
Прямая трансляция будет в интернете:
https://mariinsky.tv/
Вернуться к началу
PetersGriFF
Site Admin

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3168
Откуда: Санкт-Петербург

Добавлено: Чт Фев 02, 2017 12:09 am Заголовок сообщения:

Вернуться к началу
Tretyak
Член присутствия

Зарегистрирован: 23.02.2013
Сообщения: 209
Откуда: г. Октябрьский, РБ

Добавлено: Пт Фев 10, 2017 6:26 pm Заголовок сообщения:
Богослужение в соборе святого Иакова в Инсбруке, посвящённое памяти Валерия Халилова и всех жертв авиакатастрофы.

Вернуться к началу
PetersGriFF
Site Admin

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3168
Откуда: Санкт-Петербург

Добавлено: Сб Фев 11, 2017 6:59 am Заголовок сообщения:
Вернуться к началу
PetersGriFF
Site Admin

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3168
Откуда: Санкт-Петербург

Добавлено: Сб Мар 11, 2017 8:05 am Заголовок сообщения:
https://otr-online.ru/kino/pamyati-40482.html

Вернуться к началу
PetersGriFF
Site Admin

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3168
Откуда: Санкт-Петербург

Добавлено: Вс Мар 26, 2017 3:30 am Заголовок сообщения:
Фоторепортаж с Вечера памяти В.М.Халилова в КЗ им.П.И.Чайковского 14.03.2017.


http://musecube.org/?p=261691

http://musecube.org/?p=261691

http://musecube.org/?p=261691

http://musecube.org/?p=261691

http://musecube.org/?p=261691

http://musecube.org/?p=261691

Вернуться к началу
retiredmajor
Site Admin

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4611
Откуда: Новосибирск

Добавлено: Пт Авг 30, 2019 12:10 pm Заголовок сообщения:
Главный военный дирижер

25 декабря 2016 в авиакатастрофе трагически погиб директор – художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова Валерий Михайлович ХАЛИЛОВ

Российская культура потеряла выдающегося музыкального деятеля. Талантливый музыкант, Халилов сделал блестящую карьеру, пройдя путь от «рядового» военно-музыкальной службы до главного военного дирижера Вооруженных сил и руководителя крупнейшего в стране коллектива. Он проявил себя и как организатор армейской музыкальной жизни, и не только армейской.

Валерий Халилов родился 30 января 1952 в узбекском городе Термезе в семье военного дирижера. Музыкой занимался с 4 лет. В 9 лет, когда семья переехала в Москву, поступил в Московскую военно-музыкальную школу (ныне Военно-музыкальное училище).

«Образование давали прекрасное, — вспоминал Халилов. — И условия там были прекрасными: школа находилась в Серебряном Бору. Очень четкий режим: зарядка, питание по расписанию, вечерние поверки, караулы, казарма, строгая дисциплина. В общем, нормальная военная обстановка. Армейский дух был во всем. Первое время безумно хотелось домой. Представьте, ребенок живет в семье, с мамой, папой, а тут его обрили наголо, поселили в казарму. Но мы со временем адаптировались.

Многие мои однокашники играют в ведущих оркестрах мира. Брали самых талантливых, самых музыкальных. Конкурс был 50 человек на место. Приезжали со всего Советского Союза. Из каждого класса делали военный оркестр. За семь лет учебы мы достигли высокого профессионального уровня: постоянные концерты, выступления, стажировки. Но самое большое впечатление оставил в памяти военный парад. Первый раз по Красной площади в составе знаменитой роты барабанщиков, открывающей военный парад, я прошел в 1967 году. Был направляющим».

Военным дирижером стали и младший брат В. Халилова Александр, ныне полковник, заслуженный артист РФ, композитор, преподаватель Военного института (военных дирижеров) Военного университета Минобороны России.

В 1975 Валерий Халилов окончил военно-дирижерский факультет при Московской консерватории и был назначен дирижером оркестра Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО. В 1981, после того как оркестр под его управлением занял первое место в конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа, Халилов был назначен преподавателем кафедры дирижирования военно-дирижерского факультета при Московской консерватории, имел ученое звание доцента.

С 1984 Халилов служил в управлении военно-оркестровой службы ВС СССР: офицером военно-оркестровой службы, старшим офицером, заместителем начальника военно-оркестровой службы.

С 2002 по 2016 — начальник военно-оркестровой службы Российской Федерации — Главный военный дирижер. С мая 2015 — член попечительского совета «Академии праздничной культуры».

Главный военный музыкант

По общепринятым представлениям, военная музыка — это парады, марши, гимны, духовой оркестр, хоровое пение под строевой шаг. Все это с детства было в жизни потомственного военного дирижера Халилова. И стало главным делом его жизни.

«Профессия военного музыканта должна быть востребована всегда, — говорил Халилов. — Оркестр в армии на первом месте. Когда я провожу репетицию с оркестром, то всегда говорю музыкантам: мы репетируем для того, чтобы выйти на сцену и сыграть. И хорошо сыграть! Нужно сделать так, чтобы у того, кто сидит в зале или стоит на плацу, наше выступление осталось в памяти как одно из лучших воспоминаний в его жизни. В первую очередь хотелось бы, чтобы ряды военных музыкантов пополнялись квалифицированными кадрами. Чтобы больше было молодежи. Но многие духовые отделения закрылись в 1990-е. Это повлияло на военную музыку.

И все-таки многое делается для ее возрождения. Получаем средства, статусные оркестры укомплектовали отличными инструментами. И продолжаем обеспечивать инструментами оркестры отдаленных гарнизонов. Ведь инструмент для военного музыканта — это такое же оружие».

В качестве музыкального руководителя и дирижера Халилов проводил парады на Красной площади. Дирижировал тысячеголосными сводными духовыми оркестрами. И впечатляющее звучание патриотической духоподъемной музыки, само это грандиозное зрелище, вкупе с движением боевой техники, многократно увеличивало ощущение мощи и могущества России и ее армии.

Халилов организовывал военно-музыкальные фестивали «Амурские волны» в Хабаровске, «Марш столетия» в Тамбове, Международный фестиваль в Южно-Сахалинске.

Главным его «фестивальным детищем» был уникальный форум «Спасская башня», который проводится в Москве, на Красной площади, с 2009: Халилов был его художественным руководителем (до этого, в 2007, также под руководством Халилова, прошел фестиваль «Кремлевская зоря»). Таких красочных и представительных форумов Москва до этого не знала. За 10 лет в фестивале участвовали военные оркестры более 40 стран. Со всего мира в Москву съезжаются те, кто хочет воочию увидеть это великолепное зрелище, ставшее возможным благодаря инициативе, креативным идеям и менеджерскому дару Валерия Халилова.

Валерий Халилов расширил, умножил само понятие профессии военного дирижера, ее функции, масштаб, сферу профессиональной деятельности. Он был новатором, первопроходцем в этой области. Халилов проявил себя и как дирижер симфонический. Он стоял во главе Симфонического оркестра Министерства обороны РФ, созданного в 1990 в системе Центрального военного оркестра МО. Под руководством Халилова этот коллектив занял достойное место среди московских коллективов, много лет участвует в абонементах Московской филармонии с классическими программами (в частности, стал постоянным партнером Жанны Дозорцевой в ее дневных абонементах). С В. Халиловым и оркестром сотрудничали известные исполнители: пианисты Б. Березовский, А. Диев, С. Тарасов, многие другие.

Каждая программа была тщательно выстроена и мастерски исполнена.

При этом Халилов обогащал репертуар и духового оркестра, и симфонического: песнями советской эпохи, джазовыми композициями, собственными сочинениями (маршами, лирическими пьесами, песнями).

Последним концертом В. Халилова в Москве стал вечер в «Филармонии-2» 27 ноября в абонементе МГАФ «Симфонические шлягеры», с изысканной панорамой французской и испанской музыки (Три антракта из «Кармен» Бизе, «Павана» Форе, Концерт «Аранхуэс» для гитары с оркестром Х. Родриго, «Вальс» и «Болеро» Равеля). до последних дней занимался спортом…».

Валерий Халилов награжден Орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, Орденом Почета, медалями СССР и России. В 2010 ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта.

Все, кто знал Валерия Халилова, говорят о нем как о человеке чутком, отзывчивом, излучавшем доброту и свет. Он свято чтил память о своих предшественниках — выдающихся мастерах военной духовой музыки.

Пианист Андрей Диев вспоминает, как много сделал Халилов для увековечения памяти его отца, выдающегося военного дирижера Б.А. Диева, чьи произведения не раз записывал на CD.

Однокашник Халилова, доцент РАМ им. Гнесиных С. Решетов отзывается о нем как о человеке «высочайшего достоинства. Он всегда ставил для себя самую высокую моральную и профессиональную планку, и все мы уважали его за это. Валерий Халилов был очень талантливым композитором. В его музыке были видны его благородство, его честь, его возвышенность. Он был настоящим военным дирижером — всегда подтянутый, стройный,
2016 стал для Валерия Халилова годом нового творческого взлета. В апреле он был назначен на должность начальника ансамбля – художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова. В октябре избран президентом только что созданного Духового общества России.

Невозможно было предположить, что этот год, так счастливо сложившийся для музыканта, завершится столь трагически.

Александр Сладковский , художественный руководитель Госоркестра Республики Татарстан, ученик Халилова: «Это был мой первый дирижер… Он был тогда преподавателем кафедры дирижирования и готовил наш оркестр к параду. Он очень внимательно относился ко всем на военно-дирижерском факультете, но мне (17-летнему юноше) он первым предрек карьеру, сказав: «Мальчик, у тебя огромное будущее». И его слова сбылись в отношении меня…

Он очень разносторонний человек. Масштаб невероятный: общественный деятель, композитор, писавший самую разную музыку… Меня с ним связывает невероятное количество воспоминаний, я очень скорблю…»

Денис Мацуев : «Я хорошо знал Валерия Халилова. Ансамбль Александрова — это визитная карточка нашей страны. Международный бренд, который представляет Россию и ассоциируется с Россией, гарантия успеха, гарантия полного зала, это история нашей страны, высочайший уровень… И Халилов — огромный профессионал, который исполнял абсолютно любую музыку, виртуозно дирижировал и симфоническими оркестрами, был универсален в разном репертуаре. Утрата невероятная. Кошмар, в который невозможно поверить» («МК»).

Иосиф Кобзон : «Конечно, ансамбль Александрова будет жить. Вольются новые силы, певцы и музыканты… Но не будет Халилова. Человека, который безумно любил оркестровую и военную музыку. И, конечно, военной музыке и нам, артистам, которые были счастливы выступать с военным ансамблем, будет не хватать маэстро Халилова с улыбкой на лице. Его любили все: и музыканты, и коллеги, и все те, кто подходил к дирижерскому пульту Халилова. Потому что он был очень доброжелательным, очень профессиональным, очень добрым…» («Известия»).

Отпевание Валерия Халилова прошло 14 января в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Служил митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Затем в Концертном зале Ансамбля им. Александрова в Земледельческом переулке прошла гражданская панихида и прощание.

В тот же день памяти В. Халилова было посвящено исполнение «Рождественской оратории» митрополита Илариона в «Крокус Сити Холле».

16 января В.М. Халилова, согласно его воле, похоронили на кладбище урочища Архангельский погост близ деревни Новинки Киржачского района Владимирской области. Новинки — родина прабабушки, бабушки и матери дирижера. Здесь он часто бывал в детстве, несколько лет назад построил дом, где любил отдыхать, а на въезде в деревню на средства Валерия Михайловича открыта часовня.Последний раз Халилов побывал здесь 11 декабря 2016, за две недели до гибели.

В Скорбященском монастыре архиепископ Александровский и Юрьев-Польский Евстафий отслужил панихиду. На кладбище прошла лития, затем гражданская панихида.

В церемонии участвовал Центральный военный оркестр Министерства обороны. Военный оркестр Владимирского гарнизона исполнил Адажио В. Халилова, написанное специально для траурных церемоний.

Генерал Валерий Халилов похоронен со всеми воинскими почестями, под залпы салюта.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 имя Валерия Халилова присвоено Московскому военно-музыкальному училищу.

Губернатор Владимирской области Светлана Орлова сообщила, что именем Халилова назовут одну из улиц г. Киржач.

Имя дирижера отныне будут носить Тувинская государственная филармония и Международный военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны» в Хабаровске.

Источник: https://muzobozrenie.ru/glavny-j-voenny-j-dirizher/

Вернуться к началу
retiredmajor
Site Admin

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4611
Откуда: Новосибирск

Добавлено: Чт Окт 03, 2019 8:32 am Заголовок сообщения:
Марш «Тува»

P.S.: Тува — родина министра обороны Шойгу.

Вернуться к началу
retiredmajor
Site Admin

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4611
Откуда: Новосибирск

Добавлено: Чт Окт 03, 2019 9:33 am Заголовок сообщения:
Нотный стан генерала Халилова

Год назад. Всего год назад мы беседовали с генералом Валерием Халиловым в пресс-центре министерства культуры Хакасии. Очень хороший получился разговор. Замечательный человек и прекрасный семьянин. Он погиб в самолёте, упавшем сегодня в море. Я просто плачу.

24 ноября 2015 г.

— Я в четыре года начал музыку писать? Да не было этого и быть не могло! Нашли Моцарта! Я в четыре года только музыке учиться начал.
Так получилось, что наш разговор с главным военным дирижёром государства Российского, начальником военно-оркестровой службы России генералом-лейтенантом Валерием Халиловым начался с развенчания легенды.

«Википедия», приписавшая ему моцартовское детство, очень перестаралась — маршей, вальсов и полечек четырёхлетний Валера Халилов не писал. Как у всех, были скучные гаммы и тоскливый взгляд в окно, где сверстники гоняли видавший виды мяч.
— Вот в футбол я играть хотел, это было. Выскочить к пацанам — и бегать, бегать, бегать. Люблю футбол, страстный болельщик. Но. занимался музыкой. У нас хорошая дисциплина была в семье. Я с детства с отцом мотался по гарнизонам. Ощущение казармы во мне живо и сегодня — я вкусил его в полной мере. Это жаркий плац, много людей в одинаковой форме и начищенных до зеркального блеска сапогах. Это не штамп речи: возле входа в казарму стояли банки с ваксой, щётки, и сапоги начищались постоянно, так что запах ваксы стал для меня на многие годы запахом казармы.

Музыка. Душа. Любовь

Отец известного музыканта, Михаил Николаевич, был первым в династии военных дирижёров Халиловых. В 1950 году он окончил военно-дирижёрский факультет при Московской консерватории и поехал служить в полк, в город Термез, на границу с Афганистаном, где и родился Валерий.
— Папа был уникальный человек, великолепный музыкант, очень тонкий — удивительные музыкальные пальцы его помню, длинные, чуткие, нервные — но и служака отменный. Он очень красивым был и когда дирижировал оркестром, нельзя было не засмотреться, не влюбиться в его движения, в эту особенную мелодию, мелодию дирижёра. Наверное, поэтому музыка для меня всё же, несмотря на детский возраст, стояла далеко выше футбола. Папа дал понять, почувствовать, что она — не стяжательство чувств, что это самое настоящее и важное в человеческой жизни.
Он ушёл от нас рано, ему едва исполнился 41 год, но основы самодисциплины, заложенные им, любовь к музыке как к жизни, как к душе — и моей, и вашей, и как к душе общества — остались со мной.
А мама. Ну конечно, как она могла не влюбиться в него? Весна, Москва, музыка. Папа был слушателем военно-дирижёрской школы, мама работала там делопроизводителем. Они общались, конечно, нравились друг другу. Мама рассказывала нам, как был сделан выбор её жизни. Отец в тот день был дежурным по КПП, ну и, естественно, не терял времени зря — дирижировал по партитуре. Подходя к КПП, мама вдруг загадала: если заденет меня дирижёрской палочкой, то. И вот уже мимо прошла почти, как услышала вдруг команду: «Стоять!» и почувствовала, как дирижёрская палочка опустилась на её плечо. То есть это было даже не случайное «задевание», а целенаправленная атака. Так родилась наша семья и династия военных дирижёров Халиловых.
И как-то всё здесь сложилось удивительно правильно, к месту, в нужных дозировках: чёткая география передвижений (Термез, Туркменистан, Джамбул, Москва), строгая военная дисциплина и музыка, которая звучала везде, сплелись с тёплым многозвучьем деревенской средней России, с её приглушённой яркостью и невообразимо щедрой нежностью бабушкиных ладоней, запахом парного молока по утрам.
— Это может понять только такой человек, который так же знал это, так же чувствовал, — продолжает Валерий. — Бабушка мамы жила в деревне, мы проводили там каникулы. Такая маленькая, обычная деревенька, небольшие домики, своё хозяйство. Туман на ранней заре, когда бабушка, подоив коров, выгоняет их в поле, и запах росы на траве. Крохотная речка под названием Переплюйка — мы играли там. Поля — жёлтые, зелёные, розовые гречишные, а за ними — чистые и звенящие, как струны, берёзы. Запах земли, мёда, разнотравья, необыкновенный вкус нагретого солнцем воздуха, смешанный с глотком ледяной колодезной воды — всё это, меняя первоначальные качества свои, в детской душе становится музыкой.
Переплетение военных мелодий и народной песни — драгоценный сплав российской музыкальной культуры. Когда зерно таланта бросают в такую почву, результат не может быть средним. Только самая высокая проба.

Куда такой годится маленький?

. И даже встречающиеся в «Википедии» неточности не добавляют шероховатости биографии Халилова. Всё равно первое публичное его выступление состоялось пусть не в четыре, но в пять лет. Сейчас, спустя много времени, генерал и дирижёр вдруг становится мальчишкой, показывая, какое у него было лицо в момент бравурного исполнения «Марша Черномора» перед зрителями. Но в биографии-таки обнаруживаются моменты, которые могли бы помешать Валерию Михайловичу стать «тем самым Халиловым». Такой помехой могла стать. арифметика. Да-да, юный музыкант, поступавший в Московскую военно-музыкальную школу, ныне училище, обладающий уникальным слухом, голосом, чувством мелодии (а что ещё нужно музыканту?), с треском провалил экзамен по царице наук.
— Я привык со всем справляться первым. Дали нам задания, тетради, ручки, я быстренько и, как казалось, правильно всё сделал (я в этом возрасте, как многие дети, самым умным был, улыбается Халилов) и вышел первым из класса с гордо поднятой головой. Как оказалось, «самым умным» был я всего лишь на единицу, и знания мои оставляли желать лучшего. А пересдавать нельзя!
Но замолвили за меня словечко мои преподаватели, да и папа тоже сыграл не последнюю роль. Пришлось учить арифметику и пересдавать экзамен. А далее, отучившись в школе, я поступил на военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории имени Чайковского. Здесь был очень серьёзный конкурс, 50 человек на место, а набирали 30 ребят. Но я выдержал конкурс, прошёл, начал учиться — и перестал расти!
Представляете, как это для мальчишки? Да и у дирижёров, тем более военных, есть свои параметры роста. В общем, это была серьёзная трагедия — все курсанты вокруг меня растут, а я остаюсь маленьким. Конечно, серьёзная помеха. Помню, собрали нас на мандатную комиссию. Стоим строем. Все под метр восемьдесят, и я. Практически на 30 сантиметров меньше. И кто-то с армянским акцентом (а-я-яй, товарищ Хаханян!) сказал: «Зачем такой дирижёр маленький нужен? Ему же две подставки понадобятся».
Ничего, пережил это. Даже помогло — ведь педагогам, набирающим класс, не нужен был неперспективный (а я таким был в плане роста) ученик. Я занимался то у одного, то у другого преподавателя, когда к нам в школу преподавать дирижирование пришёл заслуженный артист России, профессор Георгий Петрович Алявдин. Я достался ему, и в буквальном смысле пошёл и в физический, и в профессиональный рост. Георгий Петрович дал мне основное, что нужно в этой профессии: любовь к дирижированию. Тягу, чтобы заниматься дальше, расширять свои возможности. Его уже нет на свете, но он оставался для меня человеком, который «мыслил музыкой». Он до конца дней считал меня своим учеником, и я с благодарностью слушал его советы, как что-то сделать в музыкальном, профессиональном отношении.
И, знаете, пока я занимался у него, произошёл, наверное, гормональный взрыв какой-то, и за пару месяцев всего я вырос на 12 сантиметров. Стал высоким! Преподаватели и соученики перестали меня узнавать, а узнав, не верили своим глазам. Но я продолжал расти, и дополнительная подставка как будущему дирижёру мне требоваться перестала.
Видите, какую огромную роль может сыграть настоящий учитель. А как звучал у него оркестр. Это не передать словами. Мягко, тембрально, интеллигентно. Он и сам был потрясающе интеллигентным и профессионально требовательным человеком.
Вообще тому, что моя карьера сложилась именно так, способствовали замечательные преподаватели. Помню преподавателя по кларнету Евгения Михайловича Егорова. Он был очень строг. Сугубо гражданский человек, имел за плечами огромный опыт работы в симфонических оркестрах. У него была особенная метода постановки звука, разыгрывания на инструменте. Все его выпускники отличались сильными навыками игры, многие потом стали известными исполнителями, крепкими профессионалами. Помню великолепного педагога по фортепиано Тамару Ивановну Соколову.

Главный военный дирижёр

Наверное, немногие преподаватели консерватории могли предположить, что этот настойчивый и подающий надежды студиозус через не такой и великий промежуток времени станет не просто дирижёром, а начальником военно-оркестровой службы Вооружённых сил России.
И при этом он считает миссией своей и военно-оркестровой службы постоянную гастрольную деятельность.
— Военная музыка необходима и полезна. Она прекрасна, она делает людей чище, возрождая в них лучшие качества, возбуждая чувство патриотизма. Это замечаешь, в каком бы уголке земного шара нам ни приходилось выступать. Но мы очень любим гастролировать именно по России. Это особенная миссия. Как можно не посетить места, где тебя не просто ждут — где нуждаются в подобных концертах, выступлениях?
И сами музыканты по-особенному чувствуют места, которые называются российской глубинкой. Ты приобщаешь людей к своему музыкальному миру и одновременно приобщаешься к большому миру всех людей на земле. Видишь, как они живут, чувствуешь так же, как они, и начинаешь лучше понимать то государство, объединёнными которым мы живём.
Представьте, какая красота выступать на краю земли, когда впереди тебя только океан, и рокот его волн, вплетаясь в звуки военных мелодий, делает их особенными. У нас было такое выступление на Камчатке, и это было настоящее счастье.
Ещё вспоминаю, как приехали в небольшенький посёлочек, где выступать надо было на неподготовленной площадке. Представьте, футбольное поле, небольшая эстрада. Но настроение моё изменилось в мгновение, когда я увидел (а наш оркестр перед выступлением традиционно маршем проходит вокруг площадки, где будет выступать), как к музыкантам присоединяются все до единого жители этого посёлка, как искренне и возвышенно, в едином порыве они идут вслед за музыкантами под звуки марша. Вот это — настоящее! И такой концерт запоминается на всю жизнь.

Надеюсь, что будет и тридцать третий

В этом ноябре в Хакасию Валерий Халилов приехал уже в третий раз. Впервые Центральный военный оркестр под его управлением дал праздничный концерт для жителей Хакасии в день инаугурации председателя правительства Хакасии, главы республики Виктора Зимина. Это стало большим подарком для поклонников военной оркестровой классики. В этом году в августе выступление оркестра стало изюминкой праздничного Дня города в Абакане, выступления состоялись в других городах и посёлках республики. В Майне и Черёмушках музыканты выступили в день пятилетия трагедии на СШ ГЭС. Большая концертная программа стала возможной благодаря соглашению о сотрудничестве между управлением культуры министерства обороны России и министерством культуры Хакасии, заключённому в 2013 году на III международном форуме по историко-культурному наследию, ежегодно проводимому правительством республики.
— Для меня это третий приезд в Хакасию. Но я надеюсь, даже уверен, что будет и тридцать третий раз. Ваша республика — первая ласточка, с которой подписано подобное соглашение, бывать у вас в гостях, с концертами для наших оркестров большая честь и огромное удовольствие.

Держа руки над пультом

Недельные гастроли по Хакасии — в этот раз Валерий Михайлович выступал с симфоническим оркестром Хакасской республиканской филармонии — прошли под крики «ура», «браво» и завершились 19 ноября гала-концертом в столице Хакасии. Зал был полон поклонниками творчества дирижёра и композитора Халилова. Свиридов, Глинка, Чайковский — наш оркестр, несмотря на то, что, по замечанию Халилова, и невелик, и ему требуется вдвое больше струнных, звучал прекрасно. И очень интересно было наблюдать за маэстро в незнакомом для нас амплуа — дирижёра симфонического.
Впрочем, незадолго до этого, на пресс-конференции, проведённой министерством культуры Хакасии для республиканских СМИ, Валерий Михайлович признавал, что в этом нет особенной сложности.
— Партитура едина для всех. Просто симфонический оркестр предполагает наличие струнной группы, которая характерна особенными штрихами. Военный же конкретен духовыми инструментами. У нас есть академический коллектив, симфонический оркестр с Жанной Дозорцевой, мы выступаем с ним в различных территориях. Другое дело, ритуал знакомства. Мне интересно при первой встрече понять, почувствовать душевное состояние и настрой того коллектива, с которым буду выступать. Признаюсь, меня прельщает работа с другими коллективами. Это такая лакмусовая бумажка, по которой ты можешь оценивать свои профессиональные и человеческие качества. Конечно, встречают, бывает, по-разному. Но после совместной работы расстаёмся мы всегда друзьями. Пока я знаком с симфоническим оркестром Хакасской филармонии только по записи, мне понравилось интеллигентное звучание коллектива. Надеюсь, что мы не только найдём общий язык (в принципе, он у нас один — музыка), но и сможем стать друзьями.
Концерт, состоявшийся 19 ноября, подтвердил его слова.
И, смотря на сцену, невольно вспоминалось, как рассказывал маэстро о своём отце, о его неповторимой дирижёрской мелодии, и делалось понятно, что яркий и страстный профессионализм Халилова, его искренность — это другая мелодия. Сотканная из жестов, особенных поворотов головы, жёсткой выправки, открытой улыбки, когда всё здорово, и вопросительного взгляда, когда что-то вдруг не так, его личная мелодия завораживала.
В программе прозвучали классические симфонические произведения, песни военных лет, песни о России, которые исполнили солисты филармонии. Были исполнены и произведения Халилова, о композиторской стезе которого также шла речь на пресс-конференции, ведь «Википедия», обозначив срок в четыре года, ошиблась только в этом. Валерий Халилов стал композитором позже. Сегодня он входит в Союз московских композиторов как автор сочинений различных жанров: вокально-хоровой, камерно-инструментальной и оркестровой музыки.

По словам Валерия Михайловича, произошло это благодаря Виктору Акимовичу Шепелёву, известному в военной (и не только) среде композитору, автору замечательных маршей, пьес для оркестра.
— Курсантом в институте военных дирижёров я начал заниматься композицией. Шепелёв преподавал у нас на кафедре инструментовки. Мне было интересно получать знания у него, делать полифонические задачки, в которых предполагалось сочинение контрапунктов. А это уже начало композиторской работы. Потом я поступил в кружок военно-научного общества для того, чтобы овладеть композиторским начальным письмом (а вы говорите, в четыре года!). Вдохновение писать музыку — это такое вдохновение направленное, определённое. Для того, чтобы писать профессионально музыку, нужно, за редким, редчайшим исключением, какими были, например, Булат Окуджава или Владимир Высоцкий, надо иметь профессиональное образование. Как раз Шепелёв стал моим наставником, преподавал мне азы написания музыки. Сначала это были маленькие жанры, обработки народных песен, потом — попытки написания своего марша военного. Такой вот первый опыт. А когда я стал уже дирижёром, получив первое звание «лейтенант», то был направлен для дальнейшего прохождения службы военным дирижёром Пушкинского училища радиоэлектроники ПВО. Там был оркестр, и я уже пробовал писать для оркестра, которым руководил. Сама обстановка Царского Села и Павловского, где мы с оркестром обеспечивали все сезоны в павловском парке (помните, «в городском саду играет духовой оркестр. » — так и было, да), просто говорила о том, что нужно писать свою музыку, служила источником вдохновения для написания разных композиций.
И, уже обжёгшись об лукавство Интернета, хотя разговор наш после этого сложился замечательный, я прошу Валерия Михайловича развенчать другую легенду. О том, что. «каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим. » Не в баню, нет. Семья Халиловых, как удалось узнать из Всемирной паутины, обожает цирк и предновогодний вечер всегда проводит на Цветном бульваре.
Маэстро тепло улыбается.
— Это не легенда. Моя семья (это я с супругой, две наши дочери, Маша и Оля, и внуки Ваня, Федя, Даша и Стёпа) на самом деле вечером 31 декабря идёт в цирк. Это так правильно. Цирковое представление уже само по себе праздник. И такое чудесное настроение там рождается, настоящее, предновогоднее. Семейное, родное.
Все мои внуки занимаются музыкой.
Мы — династия военных дирижёров.
Каждый год 31 декабря мы идём в цирк.
Ведь у каждой семьи обязательно должны быть свои традиции.

Источник: http://abakan.bezformata.com/listnews/notnij-stan-generala-halilova/53545370/

Вернуться к началу
Список форумов Военная музыка -> Дирижеры и их оркестры Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2 След.
Страница 1 из 2

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Источник

Оцените статью