- Ария Кончака. Бородин
- Текст песни А. П. Бородин — Князь Игорь. 2 действие. Ария Хана Кончака
- Оригинальный текст и слова песни Князь Игорь. 2 действие. Ария Хана Кончака:
- Перевод на русский или английский язык текста песни — Князь Игорь. 2 действие. Ария Хана Кончака исполнителя А. П. Бородин:
- Музыкальные портреты в опере А.П. Бородина «Князь Игорь»
- Творческое наследие Муслима Магомаева
- Виртуальный архив почитателей Маэстро
- Муслим Магомаев — Ария Кончака
Ария Кончака. Бородин
Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения
Музыка А. Бородина Ария Кончака из оперы «Князь Игорь»
Здоров ли, князь?
Что приуныл ты, гость мой?
Что ты так призадумался?
Аль сети порвались?
Аль ястребы не злы и с лёту птицу не сбивают?
Возьми моих!
КНЯЗЬ ИГОРЬ:
И сеть крепка, и ястребы надёжны,
Да соколу в неволе не живётся.
КОНЧАК:
Всё пленником себя ты здесь считаешь.
Но разве ты живёшь как пленник, а не гость мой?
Ты ранен в битве при Каяле
И взят с дружиной в плен;
Мне отдан на поруки, а у меня ты гость.
Тебе почёт у нас, как хану,
Всё моё к твоим услугам.
Сын с тобой, дружина тоже,
Ты как хан здесь живёшь,
Живёшь ты так, как я.
Сознайся: разве пленники так живут?
Так ли? О нет, нет, друг, нет, князь,
Ты здесь не пленник мой,
Ты ведь гость у меня дорогой!
Знай, друг, верь мне,
Ты, князь, мне полюбился
За отвагу твою да за удаль в бою.
Я уважаю тебя, князь,
Ты люб мне был всегда, знай!
Да, я не враг тебе здесь, а хозяин я твой,
Ты мне гость дорогой!
Так поведай же мне,
Чем же худо тебе, ты скажи мне.
Хочешь? Возьми коня любого,
Возьми любой шатёр,
Возьми булат заветный, меч дедов!
Немало вражьей крови мечом я этим пролил;
Не раз в боях кровавых
Ужас смерти сеял мой булат.
Источник
Текст песни А. П. Бородин — Князь Игорь. 2 действие. Ария Хана Кончака
Оригинальный текст и слова песни Князь Игорь. 2 действие. Ария Хана Кончака:
(хан Кончак входит)
КОНЧАК — Здоров ли, князь?
Что приуныл ты, гость мой?
Что ты так призадумался?
Аль сети порвались?
Аль ястребы не злы, и с лету птицу не сбивают?
Возьми моих!
ИГОРЬ — И сеть крепка, и ястребы надежны
Да соколу в неволе не живется!
КОНЧАК — Всё пленником себя ты здесь считаешь?
Но разве ты живешь как, пленник,
А не гость мой?
Ты ранен в битве при Каяле и взят с дружиной в плен
Мне отдан на поруки, а у меня ты — гость
Тебе почет у нас, как хану, всё моё — к твоим услугам
Сын с тобой, дружина тоже, ты как хан здесь живешь,
Живешь ты так, как я!
Сознайся, разве пленники так живут?
Так ли?
О нет, нет друг, нет князь, ты здесь не пленник мой
Ты ведь гость у меня, дорогой
Знай, друг, верь мне
Ты, князь, мне полюбился,
За отвагу твою, да за удаль в бою
Я уважаю тебя, князь
Ты люб мне был всегда, знай
Да, я не враг тебе, князь, а хозяин я твой
Ты мне гость дорогой — так поведай же мне
Чем же худо тебе, ты скажи мне.
Хочешь? возьми коня любого, возьми любой шатер
Возьми булат заветный — меч дедов!
Немало вражьей крови мечом я этим пролил;
Не раз в боях кровавых ужас смерти сеял мой булат…
Да, князь, всё здесь — всё хану здесь подвластно
Я грозою для всех; был давно
Я храбр, я смел, страха я не знаю
Все боятся меня, всё трепещет кругом;
Но ты меня не боялся, пощады не просил, князь.
Ах, не врагом быть твоим,
А союзником верным,
А другом надежным,
А братом твоим — мне хотелося быть
Ты поверь мне!
Хочешь ты пленницу с моря дальнего, чагу
Невольницу из-за Каспия,
Если хочешь скажи, только слово мне
Я тебе подарю.
У меня есть красавицы чудные,
Косы, как змеи на плечи спускаются,
Очи черные влагой подернуты
Нежно и страстно глядят из-под темных бровей
Что ж молчишь ты?
Если хочешь — любую из них выбирай!
Перевод на русский или английский язык текста песни — Князь Игорь. 2 действие. Ария Хана Кончака исполнителя А. П. Бородин:
(Khan Konchak included)
Konchakov — How healthy is the prince?
What are you cast down, my guest?
What are you so thoughtful?
Al torn network?
Al-hawks are not evil, and fly birds do not knock?
Take my!
IGOR — And a network of strong and reliable hawks
Yes falcon in captivity do not live!
Konchakov — All prisoner himself think you’re here?
But do you live as a prisoner,
But not my guest?
You wounded in the Battle of Kayala and taken prisoner with a team
I have been given bail, and I have you — Guest
You honor us as Khan, all my — at your service
Son with you, squad, too, you live here like Khan,
You live the way I am!
Confess, do so prisoners live?
Is not it?
Oh, no, no friend, no prince, you are not a prisoner of my
You’re staying with me, dear
Know one, trust me
You, Prince, I fell in love,
For your bravery, but for the prowess in battle
I respect you, Prince
You had always endeared me, know
Yeah, I’m not your enemy, Prince, and I am your host
You’re my dear guest — so narrate to me
What is bad to you, you tell me.
Would you? Take any horse, take any tent
Take coveted damask — grandfathers sword!
Many of the enemy with the sword of blood that I shed;
More than once in bloody battles terror of death sowed my damask …
Yes, Prince, everything here — everything here is subject to the khan
I storm for all; It was for a long time
I am brave, I am brave, I do not know fear
Everyone is afraid of me, trembling all round;
But you’re not afraid of me, no quarter asked the prince.
Oh, do not be your enemy,
A faithful ally,
A reliable friend,
And your brother — I wanted to be
You believe me!
Whether you like the captive sea far, chaga
Slaves of the Caspian Sea,
If you want to say, just a word to me
I’ll give you.
I have a wonderful beauty,
Braids, like snakes on the shoulders down,
Black Eyes veiled moisture
Tender and passionate look from beneath dark brows
Why are you silent?
If you want — choose any of them!
Если нашли опечатку в тексте или переводе песни Князь Игорь. 2 действие. Ария Хана Кончака, просим сообщить об этом в комментариях.
Источник
Музыкальные портреты в опере А.П. Бородина «Князь Игорь»
Разделы: Музыка
Тип урока: комбинированный.
Цель: анализ музыкальных характеристик мужских образов опере А.П. Бородина «Князь Игорь», выявление сходства и различия их интонационной сферы.
Задачи:
- Учить составлять музыкальные портреты героев на основе их интонационных характеристик, выявлять драматургию их взаимоотношений; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря.
- Развивать навыки анализа музыкального произведения, определяя его форму, основные средства музыкальной выразительности; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи с ранее изученными произведениями.
- Воспитывать интерес к русской классической музыке, к истории своей страны, патриотизм.
Музыкальный материал: Ария князя Игоря II д, Ария хана Кончака II д, Песня Галицкого I д,1 к.
Оборудование: аудиозапись арий; CD-проигрыватель; компьютер, медиа-проектор; в ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP (слайды: К.А. Коровин. Князь Игорь. Эскиз костюма для оперы Бородина «Князь Игорь» (Рисунок 1); Добужинский М. В. Эскиз костюма хана Кончака к опере А. П. Бородина «Князь Игорь» (Рисунок 2); Н. Рерих Князь Игорь (Рисунок 3); Н. Рерих Князь Галицкий (Рисунок 4)); портрет композитора А.П. Бородина; распечатанные таблицы для анализа.
Ход урока
Перед первым уроком по разбору оперы учащиеся получают задание:
- Пользуясь учебником письменно в тетради дать общую характеристику оперы по плану:
- Место оперы в творчестве. Значение.
- История создания. Сценическая судьба.
- Сюжет. Либретто. Идея.
- Жанр.
- Драматургия. Композиция.
- Прочитать либретто оперы.
Начать урок с проверки письменного домашнего задания.
Учитель. Дома вы читали либретто оперы, и заполняли таблицу. Назовите, пожалуйста, главных героев оперы? Наша задача на сегодняшнем уроке проанализировать музыкальные образы Князя Игоря, Хана Кончака и Князя Галицкого.
На доске появляются слайды: К.А. Коровин. Князь Игорь. Эскиз костюма для оперы Бородина «Князь Игорь» Добужинский М. В. Эскиз костюма хана Кончака к опере А. П. Бородина «Князь Игорь». Н. Рерих Князь Игорь, Н. Рерих Князь Галицкий.
Кто из героев оперы изображен на той или иной иллюстрации?
Вот видите, даже ещё не слушая оперу, в общих чертах, мы уже можем составить представление о характере и внешнем виде героя. А какими изобразил их А.П. Бородин? Давайте послушаем.
Ария князя Игоря. II д.
Учитель. В этой арии наиболее полно и всесторонне обрисован главный герой оперы.
Учитель. Постарайтесь определить, как композитор характеризует князя? (Обратите внимание на характер вступления, лад, тесситуру инструментов в сопровождении, фактуру.)
Если ария будет не одночастной, то каждые новый раздел обозначьте (поднять руку).
Ученики. Вступление вводит в состояние глубокого раздумья. Струнные звучат в низкой тесситуре, фактура плотная, аккордовая, голоса развиваются в расходящемся движении, а бас спускается вниз по хроматическим звукам. Композитор характеризует Игоря как человека вдумчивого, совестливого. Он мужественный патриот и в тоже время очень любящий супруг.
(В группах проф. ориентированных возможно сравнение с оркестровым вступлением к арии Сусанина в IV действии. Схожее душевное состояние героев, аналогичные приемы изложения музыкального материала позволяют сделать вывод о духовной общности героев.)
Учитель. Сколько разделов получилось в арии, как вы считаете, в какой форме она написана? (Если учащиеся затрудняются, то пояснить, что начинается и заканчивается ария речитативным вступлением и заключением, тогда они без труда определяют сложную трехчастную форму).
По ходу разбора арии на доске (дети в тетради) нарисовать таблицу-схему музыкальной формы.
Речитатив «Ни сна, ни отдыха»
1 раздел «И бранной славы пир веселый»
Середина 1 раздела «Погибло всё»
«Ты одна, голубка-лада»
«Уже ли день за днем»
Анализ частей арии и их значение.
Учитель. В чем драматургическое значение каждой части? (Слушаем каждый раздел отдельно и следим по нотам.)
Речитатив «Ни сна, ни отдыха измученной душе»
Во время разбора ответить на вопросы: (в скобках даются предполагаемые ответы учеников)
- Какой тембр голоса у героя? (баритон (высокий бас))
- Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)
- Каково настроение героя? (мрачное)
- Какие элементы музыкальной речи способствуют его выражению? (минорный лад, медленный темп)
- В чем особенность интонаций в окончании фраз? (нисходящие – удрученное состояние героя)
- О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, готов к ней вновь; стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне.)
Первый раздел арии «И бранной славы пир веселый».
- Как изменилась музыка? (ускорение темпа, ремаркаrisoluto, мелодия звучит широко, уверенно, распевно)
- Почему? (В князе пробуждается порыв к борьбе и свободе)
- Что меняется во фразе «и гибель моих полков». Почему? (Темп замедляется, мелодия теряет свободу и распевность, возвращается декламация. Герой испытывает чувство вины)
Середина первого раздела «Погибло все».
- Каково настроение героя? (отчаяние)
- Как композитору удалось выразить его? Какими аккордами сопровождается (консонансы или диссонансы) сопровождается фраза «Плен, постыдный плен»? (диссонансы)
- Как меняется ритм? (становится пульсирующим)
- Как передается в музыке уверенность Игоря в победе «Я Русь от недруга спасу»? (на одном звуке – дает устойчивость интонации, речитативность)
Средний раздел арии.
- К кому обращается Игорь? (к Ярославне)
- Какие элементы музыкальной речи меняются и почему? (Приятные воспоминания, теплые чувства к супруге. Лад – мажорный. Интонации песенные – искренность, простота. В сопровождении фигурации «покачивания, убаюкивания», выражают ласковые чувства. Движение мелодии поступенное, размеренное)
- Какие интервалы лежат в основе попевок? (последовательность секунды и терции, т.е. трихордовые попевки)
- С какой целью используются такие средства музыкальной выразительности? (Передать умиротворенность, покой и свет, царящие в душе князя Игоря)
Третий раздел арии «Ужели день за днем»
- Как вы определили начало нового раздела? (Яркий контраст со второй частью. Контраст между мечтами князя и его настоящим положением)
- Назовите раздел, сходный по состоянию, средствам музыкальной выразительности? («И бранной славы пир веселый»)
- Встречаются ли еще повторения? (да, повторяется речитативное вступление «Ни сна, ни отдыха» возвращается первоначальное скорбное настроение)
Кода «Ох, тяжко».
- Послушайте внимательно и посмотрите в ноты, какой вид минора мы слышим в этом разделе? (фригийский лад, пониженнаяIIступень, до-бемоль, при тонике си- бемоль)
- Зачем композитор использует его? Какой эмоциональный оттенок дает фригийский лад? (Усиливается мрачное, тягостное впечатление)
- И так, в какой форме написана ария князя Игоря? (В сложной трехчастной форме (АВА) с речитативным вступлением и заключением)
Эта ария — музыкальный портрет главного героя оперы, выражающий его разнообразные черты.
Перед вторым прослушиванием раздать таблицу для комплексного анализа образов:
Источник
Творческое наследие Муслима Магомаева
Виртуальный архив почитателей Маэстро
Муслим Магомаев — Ария Кончака
Не профессиональная запись, сделана в Бакинском оперном театре им. М.Ф. Ахундова в 1986 году. Проверка акустики отстроенного зала театра.
Понравилась песня? Поделись с другими!
Здоров ли, князь?
Что приуныл, гость мой?
Что ты так призадумался?
Аль сети порвались?
Аль ястребы не злы
И слету птицу не сбивают?
Возьми моих!
Князь Игорь:
И сеть крепка,
И ястребы надежны,
Да соколу в неволе не живется.
Кончак:
Все пленником себя ты здесь считаешь?
Но разве ты живешь, как пленник,
А не гость мой?
Ты ранен в битве при Каяле
И взят с дружиной в плен;
Мне отдан на поруки,
А у меня ты гость.
Тебе почет у нас, как хану,
Все моё к твоим услугам.
Сын с тобой, дружина тоже,
Ты, как хан, здесь живешь,
Живешь ты так, как я.
Сознайся:
Разве пленники так живут?
О нет, нет, друг, нет, князь,
Ты здесь не пленник мой,
Ты ведь гость у меня дорогой!
Знай, друг, верь мне,
Ты, князь, мне полюбился
За отвагу твою
Да за удаль в бою.
Я уважаю тебя, князь,
Ты люб мне был всегда, знай!
Да, я не враг тебе здесь,
А хозяин я твой,
Ты мне гость дорогой!
Так поведай же мне,
Чем же худо тебе,
Ты скажи мне!
Хочешь? Возьми коня любого,
Возьми любой шатер,
Возьми булат заветный, меч дедов!
Немало вражьей крови
Мечом я этим пролил;
Не раз в боях кровавых
Ужас смерти сеял мой булат.
Да, князь, все здесь,
Всё хану здесь подвластно;
Я грозою для всех был давно.
Я храбр, я смел,
Страха я не знаю,
Все боятся меня,
Всё трепещет кругом.
Но ты меня не боялся,
Пощады не просил, князь.
Ах, не врагом бы твоим,
А союзником верным,
А другом надежным,
А братом твоим
Мне хотелося быть,
Ты поверь мне!
Хочешь ты пленницу с моря дальнего,
Чагу — невольницу из-за Каспия;
Если хочешь — скажи только слово мне,
Я тебе подарю.
У меня есть красавицы чудные:
Косы, как змеи, на плечи спускаются,
Очи черные влагой подернуты,
Нежно и страстно глядят из-под темных бровей.
Что ж молчишь ты?
если хочешь, любую их них выбирай!
Источник