Сщмч. Серафим (Чичагов). Две песни для голоса и фортепиано
Исполняют известные нам диак. Димитрий Коростелёв и Светлана Барановская.
РАДОСТЬ ТАМ, СЧАСТЬЕ И ПРОЩЕНЬЕ
Романс для сопрано или тенора
Ярко светит звезда ночная,
Как юная мечта святая.
И манит сердце мир Небесный
Безбрежный, страшный и чудесный.
Радость там, счастье и прощенье,
Там горя и вражды забвенье,
Не слышно вопля и рыданий,
Не ведают земных страданий.
Жизни сон объят тоскою,
Плачем, совестью больною,
Но верить Небу не хотим,
К спасенью вовсе не спешим.
И лучше плакать и любить,
Чем, ожидая смерти, жить.
Радость там, счастье и прощенье,
Горя там и вражды забвенье,
Не слышно вопля и рыданий,
Не ведают земных страданий.
Сколько уже в пылу безбожном,
Безнадежном к тревожном
Всё ищем мы своей судьбы,
Покой, усладу и мечты.
О, лучше плакать и молить,
Но с думою о смерти жить.
Радость там, счастье и прощенье,
Там горя и вражды забвенье,
Не слышно вопля и рыданий,
Не ведают земных страданий.
ПЕРВОМУЧЕНИК АРХИДИАКОН СТЕФАН
Соло для тенора или сопрано с аккомпанементом фортепиано или гармониума
Посвящается Михаилу Алексеевичу Соколову
С ликом светлым он стоял —
Ангел Божий перед смертью,
Верный ученик Христов,
И вдали молилась Богоматерь за него.
Кротко отвечал он: «Блажен, кто верит во Христа,
Рожденного Пречистой Девой»
Преклонил Он Небеса
Спасенья ради нашего.
Он немощи наши понес на Себе,
Он Духом Святым просвещал, исцелял.
Он Бог наш, Спаситель,
Обещанный избавитель, поверьте, спасетесь и вы!
Гнали пророков отцы ваши, деды,
Вы же распяли Божьего Сына!
Вижу на Небе во славе Его с Отцом Небесным!
О! Мой Спаситель Христос!
Горе злодеям, Бога убийцам!
Нет им прощенья, нет им пощады!
Вижу на Небе во славе Его с Отцом Небесным!
Жив мой Спаситель, Сын Божий!
Боже, греха не вмени им сего!
Познают Тебя, Единого Бога;
Вражию силу Ты победи,
Прости, прости им муки мои!
Убитый на молитве за веру во Христа
Злобною толпою, брошенный зверям
Был подобран тайно мученик святой.
Слова и музыка преосвященного Серафима (Чичагова)
Источник
Херувимская серафима чичагова ноты
Ко дню памяти 11 декабря
Музыкальное наследие священномученика Серафима — это единственный известный нам сегодня образец музыки канонизированного русского святого. Среди широчайшего и многогранного наследия митрополита Серафима музыка занимает немаловажное место. Музыка была постоянной спутницей его жизни.
Начало его музыкального образования относится, вероятно, к детским годам. Мать Леонида, Мария Николаевна Чичагова, была музыкально одаренным человеком, хорошей пианисткой. Скорее всего, именно она стала первым учителем музыки своих детей. Близкие владыке Серафиму люди оставили свидетельства о том, что он обладал незаурядным музыкальным дарованием, хорошо пел и играл на рояле, любил импровизировать.
Племянница Александра Николаевна Энден, дочь старшего брата владыки, Николая Михайловича Чичагова, вспоминала: «Дядя часто садился к роялю и играл что-нибудь задумчиво-лирическое. Музыку он любил, всю жизнь сочинял, сначала романсы, а потом религиозные вещи. Когда он стал монахом, рояль заменила фисгармония, с которой он не расставался до конца жизни» [1, С.197].
Нередко он музицировал вместе с другими членами семьи; один из эпизодов такого совместного исполнения с зятем Ю.В. Сергиевским запечатлен в 1913 году на кишиневской фотографии. О том, что митрополит Серафим «был прекрасный музыкант, и не только музыкант, но и композитор», вспоминала игум. Серафима (1903-1991), в миру София Александровна Булгакова, одна из последних сестер Дивеевского монастыря [1, С.197]. Последнее воспоминание относится к 1936-1937 годам, когда Владыка жил в поселке близ станции Удельная под Москвой, и принадлежит оно внучке митрополита, будущей игумении Серафиме (Черной): «. дедушка садился за фисгармонию и играл или сочинял духовную музыку, а я садилась позади него на диван. завороженная звуками его музыки, проникалась ощущением благодати, от него исходившей» [2, С.2].
Духовная тема главенствует в музыке священномученика Серафима. «Для него — горячего молитвенника и пламенного проповедника — музыкальное творчество стало продолжением его молитвы и проповеди» [3, С.29]. Это была естественная потребность его души — излить в музыкальных звуках сокровенную глубину сердца, преданного Христу.
В слове митрополита Серафима на 40-й день кончины известного ученого, музыканта Ю.Н. Мельгунова есть такая мысль: «Насколько изучение каждой науки должно вести к познанию Бога, а в противном случае она на ложном пути и никогда не откроет истины, настолько каждое искусство должно возвышать дух человеческий и приближать его к Богу, а иначе это искусство будет безжизненно, ложно и никогда не коснется высшей божественной поэзии. Все плотское, телесное, и также низшее в искусстве в поэзии и искусстве тяготеет к земле, но поэтические идеалы человеческие, естественно, стремятся к своему духовному центру, или Первообразу, — Богу. Поэтому Юлий Николаевич смотрел на серьезную музыку как на высшую поэзию, как на молитву, а искусство служило ему для прославления Бога» [4, С.319]. Эти слова можно отнести и к жизни самого владыки. Все свои таланты он претворял во славу Божию.
Митрополит Серафим сочинял музыку на протяжении всей жизни. До наших дней сохранилась лишь малая часть его музыкального наследия — произведения, опубликованные в 1911-1916 годах. Вскоре после ареста и расстрела владыки был конфискован его архив, возможно, содержавший множество музыкальных сочинений разных лет.
Известные нам музыкальные произведения можно разделить на три группы: литургическая музыка, вокальные сочинения и фортепианные сочинения.
Митрополит Серафим уделял большое внимание церковному пению. Где бы он ни служил, он всегда подбирал певчих для хора, проводил спевки.
В его обращении к духовенству Тверской епархии «О возрождении приходской жизни» (1916 г.) есть особый пункт: «Улучшить церковное богослужение. Храм есть средоточие церковно-приходской общины, а пение в нем — великая, зиждущая духовное единение общины сила. Поэтому в целях возрождения приходской жизни нужно обратить внимание и на пение. Необходимо в целях подъема религиозного чувства упорядочить церковное пение» [4, С.692-693].
В 1908 году владыка был назначен епископом Кишиневским и Хотинским, находился на Кишиневской кафедре по 1914 год. Приехав в Кишинев, он был разочарован местными порядками и делился своими мыслями с Василием Тимофеевичем Георгиевским, известным историком древнерусского искусства в письме от 26 января 1909 года:
Письмо проясняет взгляды владыки на состояние церковного пения того времени. «Обиход нотного церковного пения» был издан Придворной певческой капеллой под редакцией Н.И. Бахметева в 1869 году. Церковные напевы подверглись в нем значительным сокращениям и изменениям, получили несвойственную им гармоническую обработку. Этот «Обиход» устарел вскоре после своего выхода в свет. В 80-е годы в изданиях Придворной капеллы, осуществленных под руководством выдающихся русских композиторов М.А. Балакирева и H.A. Римского-Корсакова, были выдвинуты новые подходы к обработке богослужебных распевов (например, «Пение при всенощном бдении древних напевов», 1888 год). Дальнейшее развитие эти идеи получили и конце ХIХ-начале XX века в произведениях композиторской школы, сформировавшейся в Московском Синодальном училище церковного пения. Новое направление в русской церковной музыке охватило многие города России. Безусловно, оно было известно и владыке Серафиму, всегда проявлявшему интерес к духовной музыке. Но в Кишиневе он нашел лишь исковерканное пение по устаревшим изданиям, которое отрицательно влияло на весь строй Богослужения (по словам владыки, “обрядность пропала”). Возможно, именно в этот период он решил опубликовать свои духовно-музыкальные произведения, чтобы содействовать некоторому подъему уровня церковного пения в Кишиневе.
Время создания духовно-музыкальных сочинений неизвестно. Первое издание появилось в 1911 году, последнее — в 1916. Митрополиту Серафиму принадлежат 12 духовно-музыкальных сочинений. В современных нотографических указателях приводятся различные данные об одних и тех же сочинениях ( Нотография сочинений приведена в конце статьи) . В указателях нет сведений о песнопениях «Херувимская песнь» № 4 и «Святый Боже» № 1, но продолжающаяся нумерация («Херувимская песнь» № 5 и «Святый Боже» № 2 ) дает основания предполагать, что они либо не были изданы, либо утеряны.
Все опубликованные духовно-музыкальные сочинения Преосвященного Серафима являются неизменяемыми песнопениями Божественной Литургии. Особое внимание он уделял «Херувимской песне», одному из главнейших песнопений Богослужения. Перечислим эти сочинения, располагая их в соответствии с местоположением в службе: «Великая ектенья», «Благослови, душе моя, Господа», «Святый Боже» (№ 1, 2), «Херувимская песнь» (№№ 1-5), «Милость мира», «Тебе поем», «Достойно есть» (№ 1,2).
Все песнопения являются свободными сочинениями, то есть не имеют связи с каким-либо древним напевом. Владыка не сковывал себя заимствованием первоисточника, он создавал свою музыку, стараясь передать в звуках смысл богослужебных текстов. При этом его песнопения не являются концертными, как по музыкальному содержанию, так и по способу изложения: все слова текста произносятся одновременно всеми партиями, отсутствуют повторы отдельных слов. Владыка заботился о постоянной живой связи слова и музыки ради внимательного восприятия молящимися слов литургии и более полного проникновения в их смысл.
Песнопения Высокопреосвященного Серафима рассчитаны на большой смешанный хор, предполагают большие диапазоны голосов певчих. Нередко он пользуется разделением партий, особенно сопрано и теноров. Склад его песнопений преимущественно гармонический, свойственный петербургской школе церковного пения, под влиянием которой складывались музыкальные вкусы владыки во время учебы в Пажеском корпусе.
Гармонический язык его песнопений достаточно сложен: автор использует альтерацию, последования диссонирующих неразрешенных аккордов. Частая смена гармоний создает ощущение непрерывного движения. Разнообразие фактурного изложения также служит сквозному музыкальному развитию. В некоторых песнопениях ощутимо влияние фортепианного стиля владыки на хоровое изложение.
Внимание к каждому слову отличает песнопения митрополита Серафима. В «Херувимской песне» № 5 автор намеренно избегает куплетности, строит каждую строфу на самостоятельном материале, сохраняя при этом стилистическое единство музыки. Принцип вариантности является главенствующим в песнопении «Святый Боже». Здесь «царит покой, тишина, сдержанная созерцательность» [3, С.35]. Но статичность отсутствует: повторение молитвословия сопровождается изменением мелодии, гармонии, фактуры. Выразительный контраст вносят третья строка и «Слава», излагающиеся без басов.
Особый замысел владыки Серафима имеет песнопение «Великая ектения» [6, С.17]. Оно звучит в начале вечерни, утрени, Божественной литургии и содержит наибольшее число прошений. Хор на каждое прошение ектении от имени молящихся воспевает: «Господи, помилуй». В песнопении митрополита Серафима эти слова получают разное музыкальное воплощение, но везде сохраняется дух молитвы. Владыка Серафим предполагал участие в исполнении этого песнопения и диакона, произносящего прошения. В нотном издании автор писал: «Диакон начинает пред пением “Аминь”, “Господи помилуй” № 1 и 2 с ноты до, пред пением “Господи помилуй” № 3 с ноты ре, пред № 4 с ноты ми, пред № 5, 6 и “Тебе, Господи” с ноты ре». Таким образом, возглас диакона поддерживается гармонией вступающего хора, а не противоречит ей. Создается единое гармоничное целое, оказывающее большое влияние на молящихся людей.
Одной из форм выражения молитвы священномученика Серафима, его размышлений и переживаний является его вокальная лирика: семь сочинений для одного голоса, четыре дуэта и один квартет. К этой же группе сочинений можно отнести смешанный хор в сопровождении фортепиано «Сила веры». Как и духовно-музыкальные произведения, они были изданы в 1911-1915 годах, большая часть — во время пребывания владыки в Кишиневе.
Неизвестно, писал ли владыка Серафим стихи вне их музыкального оформления. В большинстве случаев, вероятно, слова рождались вместе с музыкой, в одном непосредственном душевном порыве. Но иногда первенствовала музыка. Это подтверждают два разных варианта обозначения авторства в вокальных изданиях. Общепринятый вариант: «Слова и музыка Епископа Серафима» можно встретить в заголовках сочинений «Тайна», «Святая любовь», «Ты Бог мой», «Первомученик архидиакон Стефан», «Зачем сомненье в любви святой Христовой», «Когда на небе заря зажжется», «О Мати Божия». Указание «Музыка и на нее слова» говорит о том, что вначале рождалась музыка, а затем появлялся поэтический текст. Таковы сочинения «О солнце, засвети мне огонек», «Душа изнемогла», «Радость там, счастье и прощенье», «Скорбная повесть». Романс «Зачем сомненье в любви святой Христовой» был создан вначале как фортепианное произведение и вошел в «Музыкальный дневник».
Традиция вокальных сочинений на тексты духовного содержания восходит в России к духовным стихам, которые пелись каликами перехожими. В XVII-XVIII веках в певческом быту широко распространились канты и псалмы. Романсы религиозного содержания, романсы-молитвы писали многие русские композиторы XIX века: А.Е. Варламов, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.
В творчестве митрополита Серафима к романсам- молитвам относятся «Когда на небе заря зажжется», «Моя молитва», «О Мати Божия». В других вокальных сочинениях жанровые границы раздвигаются различными смысловыми оттенками. «Ты Бог мой» звучит как вдохновенный гимн, владыка открыто исповедует и славит Христа — единственный источник всей полноты жизни. Романсы «Тайна», «Зачем сомненье в любви святой Христовой» и «Святая любовь» носят характер проповеди-размышления. Романсы «Скорбная повесть», «Душа изнемогла», «О солнце, засвети мне огонек» можно назвать “духовной исповедью”. Скорбь владыки возникает оттого, что «люди медлят идти за Христом, не имея в своих сердцах ни чистой любви, ни искренней дружбы» [3, С.49].
Вокальные сочинения владыки Серафима разнообразны по интонационному облику, фактурному изложению, форме. Все средства музыкального выражения направлены на выявление смысла, главной идеи произведения. Немалую роль играет развитое фортепианное сопровождение, внося в музыкальный образ необходимую полноту и глубину.
Владыка Серафим имел великолепную технику исполнения на фортепиано и фисгармонии. Для этих инструментов и написан его «Музыкальный дневник». Он был опубликован в двух тетрадях: «Листки из музыкального дневника» для органа- фисгармонии (5 пьес) и «Музыкальный дневник» для фортепиано или фисгармонии (33 пьесы). Эти сочинения создавались предположительно в 1905 — 1912 гг. и были опубликованы издательством Юргенсона.
Удивительно, что почти столетие об этих сочинениях ничего не было известно. Они были обнаружены случайно, в одном из букинистических магазинов Санкт-Петербурга в 1999 году. Вскоре, 28 апреля 1999 года, состоялось первое публичное исполнение «Музыкальных дневников». Первым исполнителем стал лауреат Международного конкурса пианистов в Париже Адриан Александрович Егоров. А 13 июня 1999 года, в день празднования Всех святых, в земле Российской просиявших, полностью прозвучали в парадном зале Российского фонда культуры «Музыкальные дневники» и несколько вокальных произведений для голоса и хора. Игумения Серафима писала, что «о впечатлениях, оставшихся от этих концертов, хотелось бы сказать словами самого священномученика митрополита Серафима: «Благодать Божия непрестанно борется за людей и возбуждает к покаянию и примирению с Создателем» [4, С.750].
Все пьесы «Музыкальных дневников» имеют программные названия, раскрывающие их духовное содержание. Например, пьеса «Нет правды» имеет следующий эпиграф: «Неправда отравляет жизнь, мучительна для сердца. Точно сделалась потребностью людей. Даже обманывают тех, кого сами любят». Первый исполнитель «Дневника» A.A. Егоров писал: «В этом “Листке” мы находим следующие подзаголовки частей: “скорбь сердечная”-“святая любовь”-“ответ неправды”-“размышление» (заметим — “размышление”, а не молитва). И тогда — “оскорбленная любовь”, и вновь возвращается “скорбь сердечная”: без молитвы получается замкнутый круг. И мы ясно понимаем, что только с Божией помощью, при истовой молитве, человек может разорвать этот порочный круг неправды» [7].
A.A. Егоров приводит удивительное сравнение двух «Колыбельных»: «Листок “Нет успокоения” (подзаголовок — “неуспокаивающая колыбельная песнь”) — по-человечески ласковая, но внутренне не покойная песнь. Листок “Успокойся, дитя Божис” обладает колоссальной экспрессией. И именно в этом напутствии как бы к “соборному» состоянию сна человек черпает и успокоение, и в соборности слышит единство, и он верит, что к нему придет сила завтрашнего дня — воистину “успокаивается” именно “дитя Божие”» [7].
По мнению A.A. Егорова, при исполнении « Музыкального дневника» необходимы «целомудренный, довольно подвижный темп — русское анданте», а также «округлое русское рубато», которое «сообщает каждой фразе, каждому эпизоду неповторимое движение, жизнь». Корень этих явлений — в знаменном распеве, в русском хоровом пении. Важную роль в создании музыкального образа имеют подголоски, «питательные и пульсирующие, как коронарные сосуды, и, как правило, очень подвижные, на которых держится мелодия и без которых она погибает, если ими неправильно воспользоваться или их не услышать вообще» [7].
Три области музыкального наследия священномученика Серафима связаны в единое целое духовным содержанием. Между хоровыми литургическими, вокальными и фортепианными сочинениями нет непроходимой границы. Все произведения объединяет фигура их автора — мудрого пастыря, проповедника, — все они несут нам его музыкальное “слово”.
В целом в музыкальном языке сочинений митрополита Серафима проявляются черты стиля, характерные для русской музыки конца ХIХ-начала ХХ веков. Интонационный строй, гармония, фактура, основные принципы формообразования типичны для мышления русских музыкантов того времени. Одним из главных стилистических ориентиров , владыки была музыка П.И. Чайковского. Композитор М.М. Ипполитов-Иванов писал о влиянии могучего таланта Чайковского на целое поколение молодых композиторов начала XX века: «Индивидуальность есть признак крупнейшего дарования и обнаруживается в момент его высшего развития. Мы же зрели под лучами того солнца, которому симпатизировали» 18, С.101-102].
Вместе с тем, в музыке митрополита Серафима имеются некоторые особые авторские черты. С проявляются не столько в деталях музыкального языка, сколько в повествовательной, нередко импровизационной манере изложения. Его вокальные сочинения и пьесы «Музыкального дневника» воспринимаются как искреннее, непосредственное музыкальное высказывание, как эмоциональный всплеск или вздох страдающего сердца. Не будет преувеличением сказать, что его лирика приобретает исповедальный характер.
«Пользуясь языком русского романтизма, владыка создал галерею чистейших, мудрых, чудесных: музыкальных образов» [ 71. Осмысление музыкального наследия священномученика Серафима только начинается, и, думается, оно принесет добрые плоды.
Список сочинений священномученика Серафима (Чичагова
Литургическая музыка
В нотографии, составленной ЕМ. Левашевым [9], указано 10 сочинений преосвященного Серафима (Чичагова ):
Духовно-музыкальные произведения: № 1 «Достойно есть» (2): № 2 «Святый Боже». М.: Изд. авт., б. г.
«Благослови, душе моя, Господа», «Милость мира», «Тебе поем». М.: П. Юргенсон, б. г.
«Святый Боже» (2), Херувимская (3). М.: П. Юргенсон, б. г.
Херувимская (1). М.: П. Юргенсон, 1911.
Херувимская (2). М., б. г.
Херувимская (5). М.: П. Юргенсон, 1916. — [9, С.79].
В «Своде сочинений и напевов Православной Церкви» [10] указано 9 сочинений:
«Благослови, душе моя, Господа» (на литургии): Три хора. М.: П. Юргенсон, после 1912. [10, С.129].
«Достойно есть»: Дух.-муз. перелож. М.: Изд. авт., 1912. [10, С.152)].
«Иже херувимы» («Херувимская песнь»). 4 напе ва. 1-й — М.: П. Юргенсон, 1911; 2-й — М., б. г.; 1 (Два хора) — М.: П. Юргенсон, после 1912; 5-й М.: П. Юргенсон, 1916. [10, С. 190].
«Милость мира». М.: П. Юргенсон, после 1912. [ С.224)].
«Святый Боже». № 2. М.: Изд. авт., после 1912. [ С.329)].
«Тебе поем». М.: П. Юргенсон, после 1912 [ С.360)].
В отделе нотных изданий Российской государственной библиотеки хранятся 5 духовных песнопений преосвященного Серафима. Приведем описание этих изданий:
«Достойно есть» № 2 и «Святый Боже». М., б.г. (1911).
«Херувимская песнь». М.: Нотопечатня П. Юргенсона, 1911.
«Херувимская песнь» № 2 и «Великая ектения». М.: Нотопечатня П. Юргенсона (1911).
Вокальные сочинения, расположенные в хронологическом порядке их издания.
«Зачем сомненье в любви святой Христовой».
«Ты Бог мой» (дуэт тенора и баса).
«Первомученик архидиакон Стефан» (Посв. Михаилу Алексеевичу Соколову).
«О Мати Божия» (дуэт для сопрано и баритона). «Когда на небе заря зажжется» (дуэт женских голосов).
«Святая любовь» (квартет).
«О солнце, засвети мне огонек» (Посв. Елене Григорьевне Сушковой-Белоусовой).
«Радость там, счастье и прощенье».
«Моя молитва» (дуэт тенора и баса в сопровождении фисгармонии и мужского хора закрытым звуком); второй вариант: «Хочу молиться».
«Сила веры» («Ты мой Бог и Отец»).
«Листки из музыкального дневника» для органа-фисгармонии :
1. Скорбь о людях.
2. Мировая скорбь.
« Музыкальный дневник» для фортепиано или фисгармонии
1. Утренняя заря.
2. Мир отнят злыми людьми.
3. Грустный ответ.
5. Несение креста.
6. Элегия (Мой путь еще не окончен).
8. Сердечная тревога.
9. Тяжело всю жизнь терпеть обиды — незаслужен н о, за правду, труд и искреннее чувство.
10. Нет правды. Неправда — отравляет жизнь, мучительна для сердца, точно сделалась потребностью людей, даже обманывают тех, которых сами любят.
11. Роковой ответ.
12. Скорбь о Родине.
14. Доброе прошлое — оказывается невозвратимым.
16. Обычное состояние сердца.
18. Глубоко пали люди! Сил нет более звать ко спасению; они обезумели.
20. Нет успокоения! Не успокаивающая колыбельная песнь.
23. Успокойся, дитя Божие.
24. Безнадежное сердце.
25. Досада на судьбу.
26. Душевная борьба.
28. Вечерняя заря.
29. Зачем сомненье в любви святой Христовой.
30. Мечты о будущем — это обман молодости.
31. Облегчение скорби.
32. Видение будущего.
33. Слава любви Твоей, Христе Боже.
1. Черная В. Воспоминания о митрополите Серафиме и его семье,// «Москва», 1992, № 11-12, С.194.
2. Серафима, игумения (Черная-Чичагова). Музыка в жизни священномученика митрополита Серафима (Чичагова). // [Публикуется в настоящем номере журнала].
3. Ломаева A.B. Духовно-музыкальное наследие священномученика Серафима (Чичагова). Дипломный реферат. Науч. рук.: канд. иск., доц. Павлинова В.П. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. М., 2000.
4. Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). М.: Изд. Сретенского монастыря, 2003. 816 с.
5. Да будет воля Твоя. Сб. В 2 ч. / Сост. В.В. Черная-Чичагова. М.-Спб., 1993.
6. Плотникова Н.Ю. Твердо исповедовал веру // Культ.-просвет. работа («Встреча»), 2002. № 6. С.16. (С публикацией «Великой ектении»).
7. Егоров А. По поводу первого исполнения «Музыкального дневника» священномученика Серафима (Чичагова) // Российская музыкальная газета. 1999. № 9 (38), С.7.
8. Ипполитов-Иванов М.М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. М.: Музгиз. 1934.
9. Левашев Е.М. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова. 1825-1917. Нотография. М.: ТехноИнфо, 1994.
10. Свод сочинений и напевов Православной Церкви. / Сост. И.А. Журавленко. М. 2002.
Источник: «Ныне и присно», Русский журнал для чтения, 2004, № 2, стр.33-40
Источник