Хиндемит гармония мира ноты

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Хиндемит Гармония Мира

Перевод: Гармония Мира симфонии. Хиндемит , Пауль. Полные результаты.

Перевод: Гармония Мира симфонии. Хиндемит , Пауль. Полные результаты.

Перевод: Гармония Мира симфонии. Хиндемит , Пауль. Полные результаты.

Перевод: Акт V. Гармония мира . Хиндемит , Пауль. Вокальные результаты.

Перевод: Название страницы, Реестр, Содержание. Гармония мира . Хиндемит , Пауль. Вокальные результаты.

Перевод: Прелюдия. Гармония мира . Хиндемит , Пауль. Вокальные результаты.

Перевод: Акт IV. Гармония мира . Хиндемит , Пауль. Вокальные результаты.

Перевод: Акт II. Гармония мира . Хиндемит , Пауль. Вокальные результаты.

Перевод: Акт III. Гармония мира . Хиндемит , Пауль. Вокальные результаты.

Перевод: Гармония мира . Пауль Хиндемит . Гармония мира . Композиторы Пауль Хиндемит . Опера в 5 Aufzugen.

Перевод: Гармония мира . Пауль Хиндемит . Гармония мира . Композиторы Пауль Хиндемит . Голос: ноты. 1895-1963.

Источник

Опера `Гармония мира`

`Die Harmonie der Welt` (1956-1957)
Опера в пяти действиях на либретто П. Хиндемита
Действующие лица:
Император Рудольф II/ император Фердинанд II – Солнце (бас)
Иоганнес Кеплер, придворный математик – Земля (баритон)
Валленштейн, полководец – Юпитер (тенор)
Ульрих Грюссер, ученик Кеплера, позже солдат – Марс (тенор)
Даниэль Хицлер, священник в Линце / регенсбургский священник – Меркурий (бас)
Танзур – Сатурн (бас)
Барон Штархемберг (баритон)
Кристоф, брат Кеплера (тенор)
Сюзанна, воспитанница Штархемберга, позже жена Кеплера – Венера (сопрано)
Катарина, мать Кеплера – Луна (альт)
Маленькая Сюзанна, дочь Кеплера от первого брака (сопрано)
Судья, адвокат, народ, солдаты, созвездия

1-е действие, 1608-1611 гг.
Улица в Праге. Танзур объясняет толпе, что комета 1607 г. предвещает невиданные бедствия и войну, здесь же его помощники бойко торгуют предсказаниями и рисунками кометы. Валленштейн отсылает спорящего с Танзуром Ульриха к его учителю Кеплеру с просьбой составить для него гороскоп, а ловкому мошеннику предлагает стать его слугой и помощником.
Вюртемберг. Ночью Катарина приходит на кладбище, чтобы выкопать череп своего отца и сделать из него чашу. Эта чаша должна избавить ее старшего сына Иоганнеса от своевольной тяги к познанию непознаваемого. Тайно последовавший за нею Кристоф пытается увести ее домой. Внутренним зрением Катарина видит императора Рудольфа, наблюдающего звезды, а рядом с ним – Иоганнеса. В припадке помешательства император проклинает свое греховное желание проникнуть в недоступные людям тайны мира и своего советчика, но постепенно успокаивается – сама судьба связала его с Кеплером.
В своем пражском доме Кеплер вместе с дочерью вспоминает недавно умершую жену. Ульрих приносит свой самостоятельно составленный гороскоп – его ждет величие и слава, но Кеплер сразу находит ошибку – Ульриху суждено стать солдатом. Кеплер сожалеет о душевной слабости императора и надеется, что его трактат о гармонии мира поможет Рудольфу исполнить свою высокую миссию. С улицы доносятся голоса, обсуждающие новость: братья вынудили больного императора отречься от престола. Кеплер понимает, что Рудольф не переживет этого и ночью умрет, а он даже не сможет облегчить ему последние часы. Он решает вернуться в родной, уютный Линц, Ульрих этому безмерно рад.
2-е действие, 1613 г.
Пражский район, разрушенный войной. Здесь Валленштейн, женившийся на старой, но богатой вдове, построит свой роскошный дворец. Он благодарит Танзура, который нашел для
него это место и к тому же удачно посоветовал ему принять католичество, и поручает своему помощнику набрать отряд кирасиров и мушкетеров, т.к. он намеревается вместе с эрцгерцогом Фердинандом свергнуть нынешнего слабого императора Матиаса. Танзур предупреждает своего патрона, что его супруга подмешала ему в пищу зелье, постепенно отнимающее у него силы. Валленштейн мрачно отвечает, что ее смерть не за горами. Он готов любыми путями добиться самого высокого положения.
Линц. Примыкающий к церкви двор протестантской школы заполнен школярами, горожанами и приехавшими на воскресную службу владельцами окрестных поместий. Ульрих влюблен в Сюзанну, воспитанницу барона Штархемберга, и намерен просить ее руки. В опустевшем на время службы дворе появляется Танзур, Ульрих отвергает его предложение стать солдатом. По окончании службы прихожане выходят из церкви в смущении и растерянности: священник лишил Кеплера, профессора протестантской школы, святого причастия. На недоуменные вопросы священник Хицлер отвечает, что сделал это по указанию консистории, т.к. Кеплер считает, что тело и кровь Христа присутствуют в обряде лишь духовно. Сюзанна горячо заступается за Кеплера. Ученый потрясен ее смелостью. Барон Штархемберг, оставшись с Кеплером наедине, возмущается тем, что давление на верующих и нетерпимость к неканоническим толкованиям перешли из католической церкви в протестантизм. Он приглашает Кеплера посетить свой замок в Эфердинге и поближе познакомиться с его воспитанницей. Ульрих напрасно пытается убедить барона, что его учитель слишком стар (ему 42 года), а его учение сомнительно.
Эфердинг. Сюзанна и Кеплер встречаются в саду, примыкающем к замку Штархемберга.
Кеплер только что попросил у барона руки его воспитанницы, и Сюзанна без колебаний соглашается стать его женой.
В саду при постоялом дворе Танзур с помощниками вербуют молодых мужчин в отряд Валленштейна, обещая им хорошее жалованье, вдоволь еды, выпивки и т.д. Мрачный Ульрих решительно подписывает контракт, многие следуют его примеру. Мимо проходит счастливая Сюзанна-невеста, она, как и ее будущий муж, мечтает об установлении небесной гармонии в земной жизни.
3-е действие, 1616-1621
Линц. В доме Кеплера неожиданно появляется Катарина, в Вюртемберге ей грозит судебный процесс по обвинению в колдовстве, пытки и позор, она ищет убежища и помощи. Сюзанна сердечно принимает ее, хотя чувствует, что свекровь относится к ней враждебно. Обе читают Библию (Пророков). На протяжении этой сцены маленькая Сюзанна несколько раз запевает песенку о луне, на которую отзываются таинственные голоса, она задает отцу вопросы о ночном светиле, в ответ Кеплер с восторгом описывает божественную гармонию Вселенной. В разговоре с матерью он убеждает ее немедленно вернуться в Вюртемберг, т.к. ее бегство только укрепит подозрения церковников и бросит тень на ее близких.
Суд над Катариной в Гюглингене (Вюртемберг). Все идет к тому, чтобы признать ее ведьмой. Даже Кристоф свидетельствует, что его мать занималась осквернением могил. В отчаянии Катарина падает на колени и начинает молиться, чем приводит публику в смущение. В решающий момент появляется Кеплер и передает судье письмо из Верховного суда в Тюбингене, заверенное самим государем, с предписанием снять с Катарины все обвинения. Судья нехотя подчиняется.
После освобождения Катарина рассказывает сыну, что знает траву, которая может навсегда избавить людей от болезней, и драгоценный волшебный камень, способный покончить с нищетой, но не понимает, каким способом их надлежит обрабатывать, чтобы получить эссенцию. Кеплер решительно отказывает ей в содействии. Катарина чувствует себя опустошенной: если ее план неосуществим, ей остается только умереть.
4-е действие, 1628
Бал в новом пражском дворце Валленштейна. Танзур (дворецкий) неожиданно сталкивается с Ульрихом (в чине лейтенанта), который из любопытства проник сюда, оставив свой пост охраны. Ульрих в восхищении от роскошной обстановки, он с завистью наблюдает, как хозяина дворца, генерала и главнокомандующего, приветствует богемская знать. Валленштейн излагает офицерам план предстоящей битвы со шведами за Штральзунд. Наедине с собой он скептически оценивает свои достижения – сея смерть и разрушения, он лишен любви и здоровья. Присутствие во дворце лейтенанта из охраны вызывает у него приступ гнева, но на тот раз Ульрих прощен. Валленштейн напоминает Кеплеру о составленном когда-то для него гороскопе, в нем он черпал мужество в трудную минуту. Кеплер считает гороскопы безделицей, главное – жить по совести. Валленштейн под большим впечатлением от книги Кеплера «Гармония мира», если этой гармонией должным образом управлять, она может привести к установлению рая на земле. Он излагает Кеплеру свой план объединить весь мир под своей властью, просит ученого помочь ему расчетами, касающимися погоды, благоприятных моментов, людей, денег и т.д., и приглашает его переселиться с семьей в свое новое герцогство Заган. Кеплер, подумав, соглашается. Униженный на глазах своего бывшего учителя Ульрих клянется отомстить, он прощается с Танзуром, т.к. завтра должен отправиться с войсками в Штральзунд.
5-е действие, 1630 г.
В Загане Сюзанна чувствует себя неуютно и одиноко, особенно после замужества падчерицы. Ульрих с остатками разбитой армии Валленштейна возвращается из Штральзунда домой. В разговоре с Сюзанной выясняется, что ее муж уехал в Регенсбург. Ульрих иронично замечает, что глупо верить в «небесную бухгалтерию» – миром правит случай. А случаю при желании можно помочь, и он, Ульрих, намерен это сделать. Сюзанна с грустью отмечает, что Ульрих, как и все местные жители, настроен к их семье враждебно.
В ратуше Регенсбурга император Фердинанд II совещается с курфюрстами. Общее мнение сводится к тому, что война разорила страну и Валленштейна необходимо отстранить от командования. Больному Кеплеру собрание курфюрстов является в видении. В бреду он просит знать предоставить Валленштейну свободу действий – несчастья преходящи, надо жертвовать малым ради великого. Но судьба Валленштейна решена. Кеплер понимает, что великая гармония достижима только в смерти. Регенбургский священник напрасно уговаривает умирающего отказаться от еретических убеждений.
Финал: гармония мира. На верхнем уровне сцены Солнце (император) приглашает умершего Кеплера, присоединиться к планетам, чтобы до конца познать великую божественную идею. Свои места в небесной иерархии занимают сначала Меркурий (Хицлер) и Венера (Сюзанна). Одновременно внизу 4 убийцы, один из которых Ульрих, нападают на Валленштейна, обвиняя его в неисчислимых народных бедствиях. Тот возражает, что его целью было счастье человечества. Его закалывают. К планетам присоединяется Земля в сопровождении Луны (Кеплер и Катарина), за ними следуют Марс (Ульрих), Юпитер (Валленштейн), Сатурн (Танзур), созвездия Зодиака и множество других звезд. Их голоса сливаются в заключительном хоре: мечта, молитва, предчувствие и созерцание приближают время познания великой гармонии мира.

Источник

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Хиндемит Пауль Гармония Мира

Перевод: Гармония Мира симфонии. Хиндемит , Пауль . Полные результаты.

Перевод: Гармония Мира симфонии. Хиндемит , Пауль . Полные результаты.

Перевод: Гармония Мира симфонии. Хиндемит , Пауль . Полные результаты.

Перевод: Акт V. Гармония мира . Хиндемит , Пауль . Вокальные результаты.

Перевод: Название страницы, Реестр, Содержание. Гармония мира . Хиндемит , Пауль . Вокальные результаты.

Перевод: Прелюдия. Гармония мира . Хиндемит , Пауль . Вокальные результаты.

Перевод: Акт IV. Гармония мира . Хиндемит , Пауль . Вокальные результаты.

Перевод: Акт II. Гармония мира . Хиндемит , Пауль . Вокальные результаты.

Перевод: Акт III. Гармония мира . Хиндемит , Пауль . Вокальные результаты.

Перевод: Гармония мира . Пауль Хиндемит . Гармония мира . Композиторы Пауль Хиндемит . Книги.

Перевод: Гармония мира . Пауль Хиндемит . Гармония мира . Композиторы Пауль Хиндемит . 1895-1963.

Источник

Хиндемит гармония мира ноты

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, малый барабан, большой барабан, цилиндрический барабан, 2 ксилофона, маленькие тарелки, тарелки, бубен, колокольчики, гонг, колокола, струнные.

История создания

Вынужденный в 1938 году покинуть гитлеровскую Германию, где после триумфальной премьеры его симфонии «Художник Матис» фашисты объявили Хндемита представителем «чуждого искусства», «неприемле­мым в культурно-политическим смысле», композитор в 1939 году заду­мывает грандиозную историко-философскую оперу «Гармония мира». Но прошло более десятилетия, прежде чем он принялся за сочинение, которое заняло около семи лет: партитура была завершена 30 мая 1957 года. Год спустя после начала работы над оперой Хиндемит сделал кон­цертную обработку части материала, превратив его в трехчастную сим­фонию с тем же названием. Посвященная известному швейцарскому дирижеру П. Захеру и руководимому им Базельскому оркестру к 25-ле­тию создания коллектива, симфония была впервые исполнена им 25 ян­варя 1952 года в Базеле.

Это было сложное время — время величайших катаклизмов в миро­вой истории, время перемен в жизни композитора. В сентябре 1939 года разразилась вторая мировая война; в феврале следующего Хиндемит по­кинул Швейцарию и переехал в США, где прожил 13 лет (в 1946 году он принял американское гражданство). Его не коснулись тяготы эмигра­ции, от которых страдали почти все европейские композиторы, с трудом приспосабливавшиеся к американскому образу жизни.

Хиндемит, как и в Европе, продолжает разнообразную деятельность — дирижерскую, исполнительскую, педагогическую: читает лекции по тео­рии композиции, знакомит американских студентов со средневековыми теориями музыки (музыкально-теоретические трактаты средневековья, старинные инструменты привлекли его внимание еще в 1929 году, он спе­циально овладел латынью). Лекции сочетаются с практикой: Хиндемит вместе со студентами ставит одну из первых в истории опер — «Орфей» Монтеверди в собственной обработке, исполняет старинную музыку, в частности, в «Страстях по Иоанну» Баха играет на виоле д’амур и т.д.

Десятилетие 1940—1951 годов приносит и разнообразные творчес­кие плоды, как обычно у Хиндемита, во многих жанрах. В США была создана большая часть его симфоний, как непрограммных (in Es и in В — для духового оркестра), так и программных («Serena», «Гармония мира»), а также Симфониетта и Симфонические метаморфозы тем Вебера. Из других крупных сочинений надо назвать Реквием на слова американско­ го поэта У. Уитмена и балет «Четыре темперамента» для знаменитой труппы Дж. Баланчина. Продолжается работа в концертных и камерных жанрах. Слава Хиндемита растет и в Америке, где его произведения сразу же исполняются лучшими коллективами и солистами, и в Германии, где после войны начинается подлинный ренессанс его музыки. В нем видят надежду целой страны, всей нации, залог возрождения великой немец­кой культуры, которая была повержена, как и страна, после страшного военного разгрома. Его ждут в Германии, предлагая самые престижные должности — руководителя Высшей музыкальной школы в Берлине, профессора в его родном Франкфурте-на-Майне, организатора фестива­ля в Донауэшингене, в котором он принимал участие в 20-е годы, и т.п.

В апреле 1947 года Хиндемит совершает первую поездку по Европе, летом читает лекции в Зальцбурге на интернациональных курсах акаде­мии Моцартеум, дирижирует на фестивале в Швейцарии (в Люцерне), вместе со своей симфонией «Художник Матис» исполняет произведе­ния Баха. В 1950 году он выступает с докладом на Баховских торже­ствах в Гамбурге, а в следующем удостаивается Баховской премии, уч­режденной к 200-летию со дня смерти величайшего мастера эпохи барокко «для тех композиторов, в истинно художественных сочинениях которых сохраняется связь с традициями И. С. Баха».

«Гармония мира» — название философского трактата немецкого астро­нома первой трети XVII века Иоганнеса Кеплера, развивавшего учение о гармонии мироздания. Оно зародилось в странах Древнего Востока, от­куда пришло в античную философию, а затем в средневековые трактаты. Кеплер — герой оперы Хиндемита, в пяти актах которой воплощены мно­гие эпизоды его жизни, тогда как симфония имеет более обобщенную кон­цепцию. Ее три части носят заголовки, заимствованные из учения средневекового философа Боэция, который разделил музыку на три группы. Согласно Хиндемиту, это ранние попытки человечества познать мировую гармонию и понять музыку как ее звучащий эквивалент.

Музыка

Первая часть — Musica Instrumentalis. Это воплощенная инструментами гармония музыкальных созвучий, которая отражает гармонию небесных сфер, ибо законы мироздания и законы музыки едины. Каждой планете, по утверждению Кеплера, присущи свои звуки. Земле — ми—фа—ми (пер­вые буквы латинских слов miseria—fames—miseria: нищета—голод— нищета). Именно эти звуки открывают медленное вступление. Тема про­водится 13 раз подряд в неизменном виде, но каждый раз — другими инструментами, образуя трехчастное построение. Мощная фанфара фор­тиссимо ниспадает по квартам — такая цепь интервалов рождена акустическим, а не тонально-ладовым принципом, и лишена психологической выразительности. Это отвечает и конструктивному стилю мышле­ния композитора, и задаче воплощения обобщенной музыки космоса. Раз­делы сонатного аллегро ассоциируются с драматической и грубой человеческой музыкой и заимствованы из различных, но одинаково противостоящих герою оперы массовых сцен. Главная партия, носящая обо­значение «марш», связана с идеей кровавой войны, с образом жестокого и циничного полководца Валленштейна, который мечтает о своей «гар­монии мира» — мировом господстве. Побочная партия — лирически сдер­жанная, в свободном размере, — очень коротка. Заключительная, в кото­рой деревянные духовые и валторна на фоне ударов треугольника и малого барабана состязаются в исполнении дерзких юмористических мотивов, кажется беззаботной, но в ее мелодическом рисунке, пунктирных оборо­тах угадываются отголоски главной партии. «Быстро, громко и грубо» (авторская ремарка) начинается разработка, написанная в форме двойной фуги. Ее вторая тема, с огромными скачками, излагаемая медными и клар­нетами фортиссимо, в опере рисует гротескную и жуткую сцену суда над матерью Кеплера, объявленной ведьмой. Последние такты темы фуги — цепочка восходящих кварт — заставляют вспомнить нисходящую по тем же интервалам тему медленного вступления. В неожиданно наступающей репризе полифоническое мастерство композитора проявляется в искус­ном изменении и сплетении тем. В новом ритмическом варианте, более уравновешенной предстает главная партия с мотивом из фуги в качестве контрапункта. Побочная, не изменившая своего человечного, лирическо­го характера, становится еще короче, а дерзкая заключительная, наобо­рот, разрастается. Контрапунктом к ней служит не только мотив из фуги, но и тема вступления, как и в начале утверждаемая медными инструмен­тами. Так образуется излюбленное композитором обрамление части.

Медленная вторая часть — Musica Humana. Согласно Боэцию, это гармония человеческого микрокосма, гармония души и тела, основанная на гармонии чисел. Согласно же Кеплеру, только душа человеческая, а не ухо может воспринять музыку небесных сфер, гармонию мирозда­ния. Небольшая по размерам, эта часть противостоит развернутым край­ним своим лирическим характером и напевным тематизмом. В то же время ее первая тема, напоминающая траурный марш, является образ­ной трансформацией главной партии первой части, а свободный метр и декламационность сближают ее с побочной. (В опере эта траурная му­зыка звучит в сцене смерти Кеплера, где он произносит знаменательные слова: «Все, что было со мною, свершалось для того, чтобы однажды зазвучала для меня чистая гармония Земли. Я не мог узнать ее при жиз­ни. Но гармония сжалилась надо мною, когда настал мой конец, и я уз­нал: великая гармония — это смерть».) Средний раздел — элегическое раздумье, монолог солирующего гобоя. Полифоническое звучание ста­новится все более насыщенным и подводит к обобщающей репризе, удивительной по композиторскому мастерству. Хиндемит сочетает обе темы части: элегическая мелодия (от гобоя она перешла к флейте) предстает на фоне начальной темы, лишенной теперь пунктирного сопровождения и утратившей маршевый характер. Ее гармоническое сопровождение образует цепь параллельных квинт. Волшебно звучание краткой коды. Это новая трансформация первой темы «в спокойном движении, подоб­но меланхоличному танцу, звенящему вдалеке» (авторская ремарка). Та­нец напоминает небыстрый вальс, исполняемый солирующей скрипкой в сопровождении небольшого ансамбля струнных и ударных. (В опере это одна из поэтичнейших сцен — в ночном саду, где свадебную песню поет невеста Кеплера «с венцом из планет и шлейфом из комет в замке из солнечного света».) Так траурную часть завершает просветленная кода, подготавливая торжество гармонии в финале.

Третья часть — Musica Mundana. По Боэцию, это высшая гармония макрокосма, осуществляющаяся движением планет и рождающая музыку сфер. В опере — грандиозный финал, где герои преображаются в небес­ные светила и ведут величавый расчисленный хоровод (симфоническая пассакалья), а присоединяющийся хор утверждает идею гармонии мира. Финальная часть симфонии открывается небольшой фугой на диатони­ческую тему крупными длительностями, напоминающей григорианский хорал. Как и тема вступления к первой части, она проводится 13 раз. На­чальный интервал — восходящая квинта — служит ответом на нисходя­щую цепь кварт темы первой части и одновременно — на нисходящую квинту медленной части. Затем более подвижный, детализированный ва­риант темы фуги в свободном гибком ритме становится темой грандиоз­ной пассакальи, написанной по канонам старинного линеарного стиля: в ней 10 вариаций и несколько различных контрапунктов. В центре финала — лирическая интермедия с авторским обозначением «речитатив». Это краткий импровизационный, декламационный диалог флейты и фагота. В отрывистых, разделенных паузами звуках сопровождающих колоколь­чиков слышатся отголоски темы пассакальи, подготавливая следующий фрагмент с авторской ремаркой «медленно, таинственно, изящно». Ше­лестящее стаккато деревянных духовых пианиссимо в сопоставлении с пиц­цикато струнных и приглушенными ударами ксилофонов создают волшеб­ный колорит. В последнем разделе финала тема пассакальи заменена более строгой темой вступительной фуги, которая проводится 6 раз и контрапун­ктически соединяется со второй темой, контрастной не только ритмически, но и тонально. Политональные сочетания рождают резкие диссонансы, а прием двойного контрапункта еще более усложняет эту двойную фугу. После полифонической разработки в коде широко и торжественно утверж­дается тема вступительной фуги. Для Хиндемита чрезвычайно важно та­кое обрамление финала общей темой, в то же время образующей смысло­вую арку с начальной темой симфонии. Но не менее важен звук ми — первый и последний во всей композиции. С него начинаются все 13 прове­дений темы Musica Instrumentalis, столько же — фуги Musica Mundana в начале и 6 в конце (до коды), а также все 10 — темы пассакальи. Ми — это звук Земли (и основная тональность оперы), ми-мажорное трезвучие венчает симфонию, утверждая универсальную гармонию мироздания.

Источник

Оцените статью