Хиндемит житие марии ноты

Хиндемит житие марии ноты

Пауль Хиндемит «Жизнь Девы Марии», соч. 27
(Цикл песен для сопрано и фортепиано на стихи Райнера Марии Рильке)

01. No. 1. Geburt Maria
(Рождение Марии)
02. No. 2. Die Darstellung Maria im Tempel
(Изображение Марии в храме)
03. No. 3. Maria Verkundigung
(Благовещенье)
04. No. 4. Maria Heimsuchung
(Посещение Марии)
05. No. 5. Argwohn Josephs
(Гнев Иосифа)
06. No. 6. Verkundigung uber die Hirten
(Благовествование пастухам)
07. No. 7. Geburt Christi
(Рождение Христа)
08. No. 8. Rast auf der Flucht nach Agypten
(Отдых во время бегства в Еипет)
09. No. 9. Von der Hochzeit zu Kana
(О свадьбе в кане Галилейской)
10. No. 10. Vor der Passion
(Перед распятием)
11. No. 11. Pieta
12. No. 12. Stillung Maria mit dem Auferstandenen
(Утешение Марии воскресшим)
Vom Tode Maria
(О смерти Марии (три фрагмента))
13. — No. 13. Vom Tode Maria I
(14.) — No. 14. Vom Tode Maria II
(15.) — No. 15. Vom Tode Maria III

Annelies Kupper (Аннелиз Куппер), soprano
Carl Seeman (Карл Зееманн), piano
(зап. 1949)

flac (tracks) 344 mb | mp3 (320) 182 mb | scans

Erna Berger (Эрна Бергер), soprano
Gerhard Puchelt (Герхард Пухельт), piano
(зап. 1953)

flac (tracks) 210 mb | mp3 (320) 150 mb | scan

Roxolana Roslak (Роксолана Рослак), soprano
Glenn Gould (Гленн Гульд), piano
(зап. 1978)

2CD | ape+cue 276 mb | mp3 (320) 178 mb | scans

Gundula Janowitz (Гундула Яновиц), soprano
Irwin Gage (Ирвин Гейдж), piano
(редакция 1948)
(зап. 1982)

Источник

Пауль Хиндемит: “Музыка должна быть превращена в моральную силу”

16.11.2014 1 комментарий Просмотры: 8 066

К выдающимся создателям авангардной музыки первой половины XX века принадлежал Пауль Хиндемит – немецкий композитор, который по своим принципам был антиподом новой венской школы.

“Музыка должна быть превращена в моральную силу,

– Мы воспринимаем ее звуки и формы, но они остаются лишенными смысла, если мы не включаем их в нашу личную умственную деятельность и не используем ее возбуждающее свойство для обращения души ко всему благородному, сверхчеловеческому, идеальному”.

Пауль Хиндемит родился в 16 ноября 1895 году в Гинау, около Франкфурта, в семье ремесленника. Музыкой начал заниматься с детства – с одиннадцати лет обучался игре на скрипке.

В юности у него была жизнь полная лишений. Зато Хиндемит прошел суровую школу “современной музыкально-исполнительской практики” в качестве скрипача, альтиста, пианиста и “ударника во всевозможных ансамблях” (включая джаз-банд) в кино и в кафе и, наконец, в военном оркестре. Затем, получив от города стипендию, учился по классу скрипки и по классу композиции в консерватории Франкфурта-на-Майне.

И уже в двадцатилетнем возрасте, сразу после окончания консерватории, он занял видный пост концертмейстера скрипачей оперного симфонического оркестра во Франкфурте-на-Майне. Он оставил эту должность лишь в 1923 году.

Одновременно с 1915 года он играл вторую скрипку в струнном квартете своего наставника Адольфа Ребнера, а через четыре года по собственному решению перешел в составе этого же коллектива на альт.

В 1921 году, недовольный более консервативными вкусами Ребнера, вместе с виолончелистом Маурицем Франком ушел в новосозданный квартет Ликко Амара – этот коллектив много гастролировал по Европе, СССР и просуществовал до 1929 года.

Пауль в детстве

В 1922 году несколько сочинений Хиндемита впервые были исполнены на Всемирных днях музыки в Зальцбурге и привлекли внимание общественности.

На следующий год он приступил к обязанностям организатора Фестиваля современной музыки в Донауэшинген, где он продвигал сочинения ведущих авангардных композиторов эпохи начиная с Арнольда Шёнберга и Антона Веберна, а альтовый репертуар (в частности, сонату Артура Онеггера) исполнял сам.

В те годы Хиндемит-авангардист пытался шокировать мещанскую публику: не только работы, вдохновленные джазовой музыкой (“Регтайм” и “Шимми”), но и, прежде всего, его оперы: “Убийца, надежда женщин” (1919), “Святая Сусанна” (1922), “Кардильяк” (1926), “Новости дня” (1929), а также балет “Демон” (1922) – вызывали в Германии скандалы. Экспрессионистские влияния этих лет сравнительно быстро уступают место антиромантическим декларациям.

Гротеск, пародийность, язвительное осмеяние всяческой патетики и оперного пафоса (опера «Новости дня»), альянс с джазом, шумы и ритмы большого города (фортепианная сюита 1922) — все объединялось под общим лозунгом: «долой романтизм». П

рограмма действий молодого композитора недвусмысленно отражена в его авторских ремарках — вроде той, которая сопровождает финал альтовой Сонаты ор. 21 № 1: «Темп бешеный. Красота звука — дело второстепенное».

Однако уже тогда в сложном спектре стилевых исканий доминирует неоклассическая ориентация. Для Хиндемита неоклассицизм был не только одной из многих языковых манер, но прежде всего — ведущим творческим принципом, поиском «прочной и прекрасной формы» (Ф. Бузони), потребностью выработать стабильные и надежные нормы мышления, восходящие к старинным мастерам.

Он стал опираться на стиль неоклассицизма, особенно на творчество Баха, по образцу которого обновил известные музыкальные формы (токкату, фугу, пассакалью, канон, вариации, фантазии и тому подобное) и подчинил их современному музыкальному мышлению. В своих гармонических новшествах Хиндемит заходил весьма далеко, но в отличие от Арнольда Шёнберга никогда не покидал области тональной музыки, используя так называемую “расширенную тональность”.

Свои творческие принципы композитор наиболее ярко отразил в цикле из 15 песен “Житие Марии” на слова Райнера Марии Рильке.

В самом обращении Хиндемита к религиозному сюжету и к образу Мадонны – символу девичьей красоты и материнской любви – сказалось тяготение композитора к “вечным ценностям”, к этическому идеалу, который он связывал с религиозно-нравственными категориями.

Хиндемит писал в предисловии ко второй редакции вокального цикла “Житие Марии”:

“В пении, как и в игре на инструментах, существует два рода технических трудностей. Одни, требуя высокой степени напряженности, рождаются из глубокого понимания звучащего аппарата, другие – из абстрактно-музыкального сопоставления звуков, без ориентации на естественные возможности исполнителя…”

Наряду с названными сочинениями к лучшим созданиям Хиндемита 20-х гг. (да, пожалуй, и вообще к лучшим его творениям) относятся циклы камерной инструментальной музыки — сонаты, ансамбли, концерты, где природная предрасположенность композитора мыслить чисто музыкальными концепциями обрела наиболее благодатную почву.

С 1927 года Пауль Хиндемит – профессор Высшей школы музыки в Берлине, преподает теоретические предметы и композицию.

С 1934 года начинается преследование композитора фашистами: за попытку Хиндемита вступиться за некоторых из своих друзей ему было предъявлено обвинение в “культурбольшевизме”.

Духовное возмужание Хиндемита стимулировалось самой атмосферой 30-х гг. — сложной и страшной обстановкой фашистской Германии, требовавшей от художника мобилизации всех нравственных сил. Не случайно именно тогда появилась опера «Художник Матис», созданная по собственному тексту, стилизованному под исторический – глубокая социальная драма, которая воспринималась многими в прямом созвучии с происходящим (красноречивые ассоциации вызывала, например, сцена сожжения лютеранских книг на базарной площади в Майнце).

Весьма актуально звучала и сама тема произведения — художник и общество, разработанная на материале легендарной биографии Матиса Грюневальда. Примечательно, что опера Хиндемита была запрещена фашистскими властями и вскоре начала свою жизнь в виде одноименной симфонии (3 части ее носят название картин Изенгеймского алтаря, принадлежащих кисти Грюневальда: «Концерт ангелов», «Положение во гроб», «Искушения cв. Антония»).

Пауль Хиндемит

Под давлением композитор был вынужден покинуть Высшую школу музыки. Произведения Хиндемита было запрещено издавать, до 1945 года в Германии музыка его не исполнялась. Хиндемиту не оставалось ничего иного, как покинуть родину.

Он переезжает в Турцию, где разрабатывает проект музыкального образования в стране и ведет педагогическую работу в недавно созданной консерватории в Анкаре. Хиндемит решил не оставаться в Турции на длительное время, как это сделали многие другие эмигранты. Тем не менее, он оказал огромное влияние на развитие музыкальной жизни в этой стране – во многом именно благодаря его усилиям в Анкаре была открыта консерватория.

Оттуда он совершает концертные поездки по странам Европы и Америки.

В 1940 году Хиндемит переселился в США и в 1948 году принял американское подданство. Он работал в Йельском университете, где преподавал музыкально-теоретические предметы и композицию.

Здесь композитор написал крупное эпическое произведение на стихи У. Уитмена “Когда во дворе перед домом цвела этой весною сирень” с подзаголовком “Реквием памяти тех, кого мы любим”, который был связан также с именем умершего незадолго до того американского президента Рузвельта.

В этот период им созданы и другие значительные произведения – симфонии “Художник Матис” (1940) и “in Es” (1946), балеты “Четыре темперамента” (1940) и “Иродиада” (1944), а также “Симфонические метаморфозы тем К.М. фон Вебера” (1943).

В музыкальной жизни Америки Пауль Хиндемит оставил заметный след. В 1949-1950 годах он прочел курс лекций в Гарвардском университете, на основе которых написал книгу “Мир композитора”, много выступал с концертами в качестве дирижера, исполняя свои собственные произведения и сочинения других композиторов.

С 1951 года Пауль Хиндемит периодически приезжал преподавать в Цюрихский университет, а в 1953 году он окончательно переселился в Швейцарию.

Среди наиболее значительных и характерных для зрелого стиля Хиндемита произведений следует назвать оперу “Гармония мира”. Опера написана в 1957 году на текст самого Хиндемита. Этот своеобразный документ, отражающий мировоззрение композитора, – ключ к его творчеству и разгадка его личности.

Композитор предлагает здесь свое особое понимание гармонии мира, смысла существования Вселенной. Главный герой оперы – немецкий мыслитель XVII века Иоганн Кеплер – стремится разгадать тайну мироздания. Другие персонажи оперы – завоеватель Валленштейн, знахарка Катарина, дочь Кеплера Сусанна имеют свои представления о гармонии как цели жизни и сущности счастья.

В опере представлен ряд биографических сцен из жизни Кеплера, хотя не в этом суть драмы. Главное – в конфликте концепции: между беспорядочной земной жизнью и упорядоченным идеализированным миром. Истинность мировой гармонии Кеплер видит лишь в мире ином. Этой скорбной нотой печали и разочарования в суетных мирских делах пронизана опера.

Если рассматривать “Гармонию мира” не только как исповедь композитора, но и как своеобразное художественное завещание, то главный смысл оперы – в обращении к людям с высокоэтической проповедью духовного совершенствования, лишенной, однако, идеи социального переустройства мира.

Стремление к идее универсального мирового порядка, в том числе и в искусстве, своеобразно отразилось и в музыке оперы, например в ее тональной организации. Символическое значение приобретает соотношение звуков и тональностей. Так, явно программный смысл несут некоторые тональности, связанные с силами хаоса и с символом порядка.

Музыкальный язык сочинений Хиндемита удивительно сочетает в себе новое и традиционное. В его основе полифоническая техника прошлого – добаховского и баховского времени, которая художественно переосмыслена с позиций XX века. Композитор стремится возродить и обновить старинные приемы и формы таким образом, чтобы они органически слились с новым музыкальным материалом.

Обращаясь к тому или иному музыкальному жанру, он всегда стремился проникнуть в его специфику и как музыкант-теоретик пытался отразить связанные с данным жанром исторические и этические моменты. Пауль Хиндемит не просто интересовался старинной музыкой, но и сам играл на старинных инструментах; более того, занимался латынью, знал античные теории, средневековые музыкально-теоретические трактаты.

“В музыке, как и во всех прочих человеческих делах, рациональное знание не есть бремя, но необходимость, и должно быть признано таковым всеми”,

Свои воззрения на вопросы музыкальной теории композитор изложил в книге “Руководство по композиции”. Этот большой труд в трех частях, создававшийся Хиндемитом на протяжении многих лет, представляет собой не столько теоретическое исследование, сколько практическое руководство для изучения основ композиции. Основное внимание в книге композитор уделил теории тональности. Ведь Пауль Хиндемит – принципиальный противник атональности.

Он считал теорию атональности современным заблуждением:

“Тональность есть сила, подобная земному притяжению”.

Новая трактовка тональности, данная Хиндемитом, это не просто расширение понятия тональности классического типа. Композитор предложил хроматическую систему, которая представляет собой разновидность обычной тональной двенадцатитоновости. Теория Хиндемита – одна из наиболее значительных в новой музыке. В целом ее следует признать достаточно стройной и внутренне цельной. Ее практическая ценность заключается в том, что она дает возможность раскрыть многие явления современной тональной музыки.

Пауль Хиндемит

Его последняя опера – “Долгая рождественская трапеза” по одноимённой пьесе американского драматурга Торнтона Уайлдера повествует о вечном круговороте жизни и смерти, о бесконечной смене поколений. На сцене – “дверь жизни” (через неё вносят новорождённых) и “дверь смерти” (туда выносят мёртвых).

Поразительна тембровая изысканность этой последней оперной партитуры Хиндемита – использован камерный моцартовский состав оркестра и клавесин.

Музыкальная ткань – тонкое полифоническое кружево, в которое вплетены отзвуки рождественских песен и танцев. Это элегическое размышление о тщете всего человеческого похоже на заклинание духа смерти и в то же время это попытка приучить себя к ней.

Жизненный путь Пауль Хиндемит завершил на родине – во Франкфурте-на-Майне 29 декабря 1963 года .

Хиндемит – один из немногих крупных мастеров современной зарубежной музыки, писавших для домашнего музицирования. Он оказал огромное влияние на развитие камерной музыки XX века. В его камерно-инструментальных жанрах сконцентрированы типичные черты немецкого неоклассицизма: господство обобщенных, “интеллектуализированных” эмоций, преобладание рационального начала над чувственным”.

В музыкальном искусстве Хиндемит предстает скорее как архитектор, чем драматург; даже в крупных симфонических формах у него преобладает гармония равновесия.

“Изучать течение мыслей Хиндемита по фактуре его сочинений – одно наслаждение, настолько завлекает органическая природа его таланта”,

– писал Б. Асафьев. В творчестве Хиндемита нет абстрактных замыслов, нет отвлеченных построений. Его музыкальные образы ярки и осязаемы. Он щедрый мелодист с неисчерпаемой фантазией. Его мелодии терпкие и вместе с тем капризные, свободные и производят впечатление живописного рисунка.

“Появление Хиндемита в музыкальной жизни наших дней надо оценивать как счастливое событие: это представитель здорового, светлого начала среди всей окружающей тьмы”,

– так воспринял творчество композитора Игорь Стравинский.

Источник

Оцените статью