Турина Хоакин
Испанский композитор, пианист, дирижёр и музыкальный критик.
Турина родился в семье художника итальянского происхождения, с раннего детства воспитывался в творческой атмосфере, где немаловажную роль играла музыка. По желанию родителей начал изучать медицину, но вскоре принял решение полностью посвятить себя музыке и начал брать уроки игры на фортепиано у Энрике Родригеса и композиции — у Эваристо Гарсия Торреса, регента церковного хора в Севилье.
Вскоре он получил известность как подающий надежды композитор и пианист. Благодаря успеху некоторых ранних сочинений он смог поехать в Мадрид, где собирался добиться постановки своей оперы «Суламифь» в Королевском театре. Для неизвестного провинциального композитора это было невозможно, однако во время пребывания в Мадриде Турина познакомился с Мануэлем де Фальей и другими известными испанскими музыкантами, оказавшими значительное влияние на развитие его музыкального стиля.
Показать полностью Свернуть
В 1902 Турина поступил в Королевскую высшую консерваторию музыки в класс фортепиано Хосе Траго. В это время молодого музыканта больше интересовала оркестровая и камерная музыка, чем оперные представления, но чтобы заработать на жизнь, он сочинял сарсуэлы. Они не имели большого успеха, и в 1905 Турина уехал в Париж, где совершенствовался как пианист у Морица Мошковского и как композитор в Схола Канторум у Венсана д’Энди. В 1907 Турина исполнил партию фортепиано на исполнении своего первого крупного сочинения — Фортепианного квинтета g-moll, в котором заметно сильное влияние стиля Сезара Франка. Исаак Альбенис посоветовал Турине искать источник творческого вдохновения в испанской народной музыке, и в следующие несколько лет он написал ряд пьес, пользовавшихся некоторым успехом и исполнявшихся в том числе Мадриде.
Вскоре после окончания Туриной Схола Канторум в 1913 году Мадридским симфоническим оркестром под управлением Энрике Арбоса исполняется его симфоническая поэма «Шествие, посвящённое окроплению святой водой». С большим успехом это произведение было также сыграно в Париже. Вскоре Турина вернулся в Испанию, где к этому времени стал уже весьма известным композитором. Он выступает как дирижёр и получает премию за «Севильскую симфонию», в 1920 исполненную Арбосом. До 1925 Турина — хормейстер Королевского театра, в котором ставится его опера «Сад востока». В 1926 Национальную музыкальную премию получает его фортепианное трио. В 1930 он назначен профессором композиции в Мадридской консерватории. После установления в Испании республики Турина попадает в немилость, его семью преследуют республиканцы, но с окончанием войны он возвращается в музыкальную жизнь страны: его избирают в Академию изящных искусств Сан-Фернандо и на должность генерального музыкального комиссара в министерстве образования. Высшим признанием заслуг Турины стало присуждение ему Большого креста Альфонса Мудрого. Помимо композиции, Турина выступал в печати как музыкальный критик. Композитор умер в 1949 году после длительной болезни.
Турина — выдающийся представитель испанской музыкальной школы первой половины XX века, продолжатель традиций Ренасимьенто. Его творчество проникнуто национальным духом, он использует ритмические и ладовые элементы андалузского музыкального фольклора, имитацию приёмов народного музицирования. Сочинения Турины характеризуются мастерским владением ритмическим письмом, полиладовостью, богатой и оригинальной гармонией, свободной мелодией, стройностью формы.
• Оперы, сарсуэлы, музыка к драматическим спектаклям
Оркестровые сочинения
• «Шествие, посвящённое окроплению святой водой», симфоническая поэма, ор. 9 (1913)
• «Рождественское Евангелие», ор. 12 (1915)
• «Фантастические танцы», op. 22 (1920)
• «Севильская симфония», ор. 23 (1923)
• «Ритмы», хореографическая фантазия, ор. 43 (1928)
• Симфоническая рапсодия для фортепиано и струнных, ор. 66 (1931)
Камерные ансамбли
• Фортепианный квинтет g-moll, op. 1 (1907)
• Струнный квартет, ор. 4 (1911)
• «Андалузская сцена» для фортепиано и струнного квинтета с двумя альтами, ор. 7 (1912)
• «Молитва тореро» (La oración del torero) для струнного квартета с лютней, ор. 34 (1925)
• Фортепианное трио, ор. 35 (1926)
• «Воспоминания об античной Испании» (Recuerdos de la antigua España) для струнного квартета с лютней, ор. 49 (1929)
• Соната для скрипки и фортепиано, ор. 51 (1929)
• Фортепианный квартет, ор. 67 (1931)
• Классические вариации для скрипки и фортепиано, ор. 72 (1932)
• Фортепианное трио, ор. 76 (1933)
• Соната для скрипки и фортепиано, ор. 82
• Серенада для струнного квартета, ор. 87
• Фортепианное трио «Круг» (Círculo), ор. 91 (1942)
• Тема с вариациями для арфы и фортепиано, ор. 100 (1945)
• «Посвящение Наварре» для скрипки и фортепиано, ор. 102 (1945)
Сочинения для фортепиано
• Сюита «Севилья» (Sevilla suite pintoresca), op. 2 (1909)
• Романтическая соната, ор. 3 (1909)
• «Уголки Севильи» (Rincones sevillanos), op. 5 (1911)
• Три андалузских танца, ор. 8 (1912)
• «Испанские женщины» (Mujeres españolas), op. 17 (1917)
• «Испанские сказки» (Cuentos de España), ор. 20 (1918)
• множество других отдельных пьес и циклов
Сочинения для гитары
• «Севиллиана», ор. 29 (1923)
• Фандангильо, ор. 36 (1926)
• «Рафага», ор. 53 (1930)
• Соната, ор. 61 (1931)
• «Посвящение Тарреге», ор. 69 (1932)
Сочинения для органа
• Прелюдия, ор. 10 (1914)
• «Волынка», ор. 13 (1915)
• Песни и романсы, духовные сочинения, музыка к кинофильмам
Источник