- Работа для гитариста. С чего и как начать
- 1. Место работы гитариста
- 2. К кому обратиться, чтобы получить работу
- 3. Уровень мастерства и хороший инструмент
- Как начать преподавать игру на гитаре
- Гитарный мастер
- Особенности профессии
- Ремонт и доработка гитары
- Из истории
- Рабочее место
- Важные качества
- Знания и навыки
- Обучение на гитарного мастера
Работа для гитариста. С чего и как начать
Если вы уже достигли определённого уровня виртуозности владения гитарой, то от увеселения друзей и знакомых пора перейти к получению не только аплодисментов, но и дивидендов! Теперь вы, как гитарист, хотите профессионально работать, играя на любимом инструменте, повышая свой музыкальный уровень и обеспечивая себя (и не только) в материальном отношении.
1. Место работы гитариста
У гитариста с гитарой есть два варианта: поискать место работы «под свой репертуар» или подобрать все необходимые мелодии под специфику выбранного заведения. Но рассчитывать, что его с нетерпением ждёт работа, гитарист не может, поэтому он должен сам её найти, но где?
- Выступления в людных местах: улицах, подземных переходах, парках и так далее. В акустическом отношении идеальным вариантом является хорошо подобранное место в переходе с красивой естественной реверберацией и минимумом затихания звука, где усилительная техника, как дополнительное вложение, не понадобится.
- Кафе или ресторан. Этого не нужно бояться, но договариваться не на вечернее или другое время пик! А, скажем, в дневное время, когда там обедают бизнесмены и бизнесвумен, имея при этом в арсенале любимые мелодии для обеих категорий. Кстати, некоторые музыканты так не только подрабатывали, но и нашли хорошую постоянную работу!
- Работа гитариста на корпоративах – один из самых «шоколадных» для гитариста вариантов, где его уже ждёт благодарная публика и заранее оговорённый гонорар. Обычно на такие мероприятия приглашают тех, кого уже слышали и хорошо знают.
2. К кому обратиться, чтобы получить работу
В любом кафе, ресторане или другом заведении есть тот, кто занимается музыкальным оформлением. Чаще всего это – сам хозяин или его доверенное лицо. Но к нему идём не сразу, а проводим музыкальный маркетинг:
- Лично или через приятеля узнаём у сотрудников музыкальные предпочтения хозяина и его представителя.
- Кроме обычного популярного репертуара готовим виртуозное попурри из любимых мелодий хозяина. Конечно, работа впоследствии будет на публику, но решение о приёме на работу будет принимать не она, а хозяин или его человек.
- Договариваемся о личной встрече и показываем товар, то есть свои способности, лицом.
Также можно поискать в объявлениях о поиске гитариста и повторить приведённые выше пункты в таких местах.
Следующий вариант – давать своё объявление в Сети, печатных изданиях своего города, на радио или телевидении (в зависимости от материальных возможностей) и ждать.
3. Уровень мастерства и хороший инструмент
Чаще всего это вопрос уверенности, приходящей с опытом. Проанализируйте свою игру, если она легка, без напряжённости, без затруднений (хотя бы даже и без импровизаций), и при этом на вашем лице улыбка, – вы готовы работать гитаристом!
Для работы гитариста нужна гитара! Банально, но актуально. К сожалению, некоторые талантливые гитаристы, пытающиеся работать на не очень хорошем инструменте, теряют аудиторию и, как следствие, реальный заработок.
Это же правило работает и тогда, когда вы будете использовать усилительную аппаратуру и обработку звука. Лучше меньше коэффициент усиления и общая мощность с чистым звуком, чем громкая «пила по ушам слушателей!»
Рассмотрев ряд полезных рекомендаций, помогающих в поиске работы гитариста, из других статей этого цикла вы узнаете, как общаться с потенциальными работодателями и клиентами, чем лучше «упаковаться», чтобы ваша гитара звучала как можно лучше. Ещё обсудим различия между сольной игрой на гитаре и работе гитариста в коллективе, а также предоставим полезные советы о том, как сделать карьеру гитариста-профессионала.
Источник
Как начать преподавать игру на гитаре
Каждый день кто-то впервые берет в руки гитару. Казалось бы, вокруг множество преподавателей по музыке, но когда речь заходит о поиске подходящего человека, начинаются сложности. Спрос на преподавателей растет, и музыкантам, нуждающимся в подработке или вообще ищущим новую основную работу, это особенно на руку.
Если вы хороший гитарист, и решили, что хотите стать профессиональным преподавателем, вам необходимо хорошо подготовиться. Вот несколько шагов, которые приблизят вас к достижению вашей цели.
ПРОХОДИТЕ КУРСЫ И БЕРИТЕ УРОКИ САМИ
Вы уже можете быть отличным гитаристом-самоучкой. Но, чтобы начать преподавать, вам лучше самим походить на курсы – даже не для того, чтобы научиться что-то играть, а чтобы посмотреть, как происходит процесс обучения. Обладание знаниями и навыками вовсе не означает, что вы можете передавать эти знания. Наверняка вы привыкли к тому, что когда гитара попадает в ваши руки, вы начинаете играть и концентрируетесь на музыке. В процессе преподавания вам также придется держать гитару, но уделять все внимание придется ученику. Вы должны научиться выдавать конструктивную критику и исправляя ошибки. Одним людям преподавание дается естественно, другим начать переключаться на ученика гораздо сложнее. Но хорошая новость заключается в том, что этот навык тренируется.
ИЗУЧАЙТЕ КНИГИ ПО МЕТОДИКЕ
Велика вероятность того, что в какой-то момент вы начнете учить своих студентов по какой-либо книге. Одни преподаватели пользуются книгами, потому что сами выбирают их, другие – потому что институции или студии, при которых они преподают, требуют определенного подхода и конкретных книг.
В любом случае, стоит посвятить время штудированию учебных книг, просто потому, что вы сами можете не знать чего-то, чего от вас потребует студент. Если вам никогда не были нужны ноты, то самое время научиться их читать – это никогда не будет лишним.
ИЗУЧИТЕ СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ СТИЛИ
Хотя некоторые преподаватели специализируются на конкретных стилях, будь то хардрок или блюз, очень полезно иметь универсальные навыки в разных стилях. Не все из ваших студентов захотят учиться на одном и том же материале, а кто-то вообще может прийти с просьбой разучить последний ТОП-40 Billboard.
В некоторые моменты вам самим будут надоедать просьбы студентов, особенно когда, например, нужно будет адаптировать синтезаторный рифф для гитары, но очень важно научиться сохранять интерес студента к занятиям. Да, это одна из ваших первоочередных задач – делать так, чтобы он с энтузиазмом шел на следующий урок. Многие, даже самые способные студенты, могут потерять этот энтузиазм и оставить самостоятельные занятия дома, если им будет скучно во время уроков. Нужно всегда быть чуткими к тому, на чем хочет учиться ваш подопечный – будь то панк, кантри, джаз или хэви-метал.
Также, если вы можете работать с разными жанрами, люди привыкнут советовать вас друг другу – а это немаловажно для продолжения карьеры.
ЗАПИСЫВАЙТЕ И ПУБЛИКУЙТЕ СОБСТВЕННУЮ МУЗЫКУ
Запись и выпуск собственной музыки требует значительных усилий, но для преподавательской карьеры это очень полезно. Ваш материал – это демонстрация ваших навыков, первый шаг к знакомству с вами, как с музыкантом. Конечно, если у вас нет четких планов относительно собственных релизов и выступлений, собрать материал, достойный целого альбома, может быть довольно сложно. Но если вы можете сделать это, у вас будет больше шансов найти клиентов.
Играть в своей спальне или на репетиционной базе – это, конечно, здорово. Но все же не так здорово, как играть перед публикой. Живые выступления – очень полезная практика. Конечно, вы можете не иметь никаких амбиций, касающихся публичных выступлений, но если вы сможете перед людьми выполнить все то, что делаете наедине с собой, вам будет гораздо легче найти путь к настоящему мастерству.
Многим из потенциальных клиентов будет гораздо интереснее работать с тем, кто имеет опыт выступлений перед аудиторией, даже если он невелик. Начинающие музыканты зачастую будут нуждаться в совете, касающемся отношений с публикой – и вам, как преподавателю, лучше всего быть готовыми к подобным вопросам.
Портфолио преподавателя гитары состоит в том числе и из вещей, которые мы обсудили выше. Вот пункты, которые вам нужно перечислить, публикуя объявление о наборе студентов:
- Ваши учителя и курсы . Кто вас учил и как долго? Здесь могут быть не только звезды, но и локально известные преподаватели и школы. Что касается курсов – лучше указать те, которые вы прошли полностью.
- Книги и материалы, которые вы прочитали. По каким книгам вы учились? Также перечисляйте лишь те, которые вы понимаете от начала и до самого конца.
- Музыкальные стили, с которыми вы можете работать. Здесь вы можете перечислить основные любимые стили и те, которые вы хорошо изучили и которые вам не противоречат.
- Музыка, которую вы выпускали. Перечислите собственные альбомы, синглы и ЕР, а также (если есть) записи, в которых в участвовали как сессионный музыкант.
- Шоу, которые вы играли. Здесь то же самое – собственные концерты, туры и фестивали, и те, где вы участвовали в качестве приглашенного музыканта. Не забудьте перечислить площадки – это тоже очень важно.
Не забывайте, чем полнее информация, предоставляемая вами, тем легче будет составить ваш портрет потенциальному клиенту. Даже если ваш список не будет блистать громкими именами и площадками, важно показать, насколько усердно вы работали, чтобы стать мастером своего дела.
СОСТАВЬТЕ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Конечно же, придется менять этот план от одного студента к другому – ведь каждый нуждается в индивидуальном подходе. Опытный преподаватель знает, как сделать так, чтобы каждый студент был заинтересован и мотивирован.
Вам не нужен железный план, который работал бы в каждом отдельном случае. Но вам необходим некий каркас, который будет помогать при каждом уроке. В конце концов, все ваши ученики будут развиваться в совершенно разном темпе и в разных направлениях. Вы можете вдохновить их, но ход занятий по большей части все же будет зависеть от них самих.
Учебным планом может поинтересоваться как родитель ребенка, который хочет учиться, так и ответственный молодой студент, который не хочет терять время. «Я научу вас играть на гитаре» — это очень абстрактный план. Если студент ни разу не держал в руках гитару, вы должны быть готовы рассказать, в течение какого времени вы объясните анатомию гитары, покажете упражнения для пальцев, потренируете гаммы для одной струны и когда будете готовы разучить его любимые песни.
Как только вы подготовите базу для преподавания, начинайте искать студентов. Даже если вы привыкли находить любые проекты через друзей и коллег, не стоит пренебрегать обычными сайтами с объявлениями обо всем на свете. Представьте себе желающего научиться играть человека, который никогда в жизни не ходил на концерты, понятия не имеет о локальной сцене, и которому не к кому больше обратиться, кроме как к поисковой системе в интернете.
Конечно же, стоит написать во всех своих аккаунтах в соцсетях, развесить объявления на дружественных репетиционных базах и постоянно рассказывать всем людям, с которыми вы встречаетесь, о том, что вы начали практику преподавания.
Не нужно ожидать, что после первого же вашего объявления вам начнут поступать тонны писем и запросов. Начните с пары студентов, опробуйте на них собственное мастерство – можете даже пригласить несколько знакомых, не требуя от них платы. Если будете стараться, то сарафанное радио вкупе с объявлениями очень скоро сделают свое дело.
___
Еще больше материалов ты найдешь у нас в соцсетях — ВКонтакте и Facebook . Не забудь подписаться! 😉
Источник
Гитарный мастер
Под словами «гитарный мастер» подразумевается человек, который создаёт гитару полностью – от выбора и раскроя древесины до настройки.
Гитарный мастер — это узкая специализация внутри профессии «мастер щипковых музыкальных инструментов». К щипковым инструментам помимо гитар относятся и гусли, и арфы, и балалайки, домры и т.п. Поэтому мастера по изготовлению этих инструментов являются коллегами гитарного мастера. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Ещё одна родственная специальность – скрипичный мастер — специалист по изготовлению и ремонту смычковых музыкальных инструментов (скрипок, альтов, виолончелей).
Особенности профессии
Создание гитары может быть серийным или эксклюзивным.
Даже при серийном производстве практически все технологические операции производятся вручную. Но там каждый участник процесса отвечает только за свою часть работы: кто-то сушит древесину, кто-то склеивает корпус, кто-то готовит гриф, кто-то красит и лакирует, соединяет детали, натягивает струны, настраивает.
Профессия гитарного мастера находится на стыке технологии и искусства. Она не терпит формального отношения к работе.
Многие музыканты предпочитают играть на гитарах, сделанных частными мастерами. В том числе, на инструментах, сделанных на заказ. Работая над инструментом, мастер учитывает пожелания музыканта, его манеру игры. В результате гитара получается не только звучная и красивая, но и удобная для рук конкретного музыканта.
Создание гитары
Работая над акустической гитарой, мастер тщательно выбирает древесину, материалы, струны и другие детали для будущей гитары, добиваясь наилучшего звучания.
Гитары делают из разных пород дерева: ясеня, липы, клёна, палисандра, красного дерева, ореха, ольхи, сосны и т.д.
От качества древесины зависит очень многое: хорошо ли будет звучать инструмент, не «поведет» ли гриф со временем, не треснет ли дека.
При этом, если, скажем из какого-то ясеня удалось сделать замечательную гитару, это ещё не значит, что и другие гитары из того же дерева получатся такими же хорошими.
И дело не в том, что разные куски дерева как-то по-разному просушены. На акустические свойства влияют очень многие мелочи: извивы в направлении волокон, их плотность и пр.
Поэтому мастер проводит очень тщательный отбор каждой деревянной заготовки.
Помимо качества спила, структуры древесины, имеет значение и качество сушки.
Многие мастера предпочитают естественную сушку, хотя она и занимает больше времени, чем искусственная, которую проводят в специальных камерах. Они объясняют это тем, что естественная сушка лучше сохраняет структуру пор и волокон древесины, от которых зависят резонансные характеристики материала.
Впрочем, некоторые специалисты с таким утверждением не согласны. По их мнению, и искусственная сушка даёт хорошие результаты, если проводить её грамотно. Иными словами, у каждого гитарного мастера – свои предпочтения.
На современном рынке есть фирмы, которые специализируются на изготовлении заготовок для гитар, на поставках выдержанной (просушенной должным образом) древесины. И всё же некоторые мастера стараются работать с древесиной, которую заготовили сами.
Также у каждого мастера есть свои излюбленные формы, варианты дизайна, технологии сборки. Всё это определяет его неповторимый стиль.
Мастер добивается не только хорошего звука, но и притягательного внешнего вида инструмента.
Всё в гитаре – от формы до лака – должно работать не только на акустику, но и на то, чтобы её хотелось взять в руки.
Поэтому мастера применяют различные декоративные техники. Например, инкрустацию.
Когда гитара сделана, мастер натягивает струны и настраивает их звучание. Таким образом, гитарного мастера можно по праву назвать мастером-универсалом.
Гитары отличаются друг от друга по способу усиления звука. У акустической гитары роль акустического резонатора играет корпус. У электрогитары – электрический звукосниматель.
У электрической гитары корпус плоский, и качество звучания зависит не только от свойств корпуса и грифа, но и от качества электрического звукоснимателя и усилителя звука.
Поэтому мастер по электрогитарам должен разбираться и в этих вопросах.
Часто мастера специализируются на чем-то одном – либо на акустических, либо на электрических гитарах. Но даже в рамках одного направления есть множество разновидностей гитар. Например, если акустическую гитару дополнить электрическим звукоснимателем, она будет называться полуакустической. А если в корпус акустической гитары встраивают металлические резонаторы, её называют резонаторной.
Также гитары делятся по конструкции корпуса, устройству грифа, отсутствию или наличию ладов, по диапазону (обычная, бас, тенор), по музыкальному жанру (классическая, джаз, фламенко и др.), числу струн (4 ,6, 7, 12 и т.д.) и пр.
Ремонт и доработка гитары
Гитарный мастер занимается не только созданием новых инструментов. Он их ремонтирует, реставрирует, он может довести до ума гитару серийного производства. Доработку, модернизацию называют также тюнингом. Ремонт гитары или её тюнинг требуют не меньшего мастерства, чем создание инструмента с нуля.
Из истории
У гитары очень древняя история. В эпоху Средневековья центром её развития была Испания, которая унаследовала гитару от древнего Рима (латинская гитара), и куда свой вариант гитары принесли арабские завоеватели (мавританская гитара). В XV веке у неё появились пять сдвоенных струн. Этот вариант стал называться испанской гитарой. Но со временем она превратилась в более привычную нам шестиструнку.
В России гитара появилась лишь в конце XVII веке, благодаря приехавшим из Италии музыкантам. Здесь в конце XVIII – начале XIX века стала очень популярна так называемая русская гитара – семиструнный вариант испанской гитары. Её изобрёл виртуоз-гитарист Андрей Сихра, который написал для своего нового инструмента тысячу с лишним произведений.
Классическая гитара появилась в конце XIX века. Её создатель – испанский гитарный мастер Антонио Торрес. Он придал гитаре современные форму и размер.
Рабочее место
Мастер по изготовлению и ремонту гитар может работать в мастерской музыкальных инструментов. Кроме того, он может открыть свою собственную гитарную мастерскую.
Важные качества
Профессия гитарного мастера предполагает желание и умение работать руками, способность к долгому кропотливому труду. Неслучайно мастера обычно сами владеют игрой на гитаре. Очень важно, чтобы мастер обладал музыкальным слухом, но чтобы он мог оценить качество звучания и удобство использования инструмента.
Также необходима склонность к постоянному обучению, постоянному наращиванию своего технического арсенала. Препятствиями к освоению этой профессии могут стать болезни опорно-двигательного аппарата, плохая координация движений (особенно на уровне мелкой моторики), сильные нарушения слуха и зрения (если их нельзя компенсировать очками или слуховым аппаратом).
Знания и навыки
Мастер должен владеть навыками столярного дела, технологиями изготовления, модернизации и ремонта гитар, знать особенности материалов, владеть техникой настройки инструмента. Необходимы навыки оценки качества древесины.
Обучение на гитарного мастера
Часто в эту профессию приводит игра на гитаре. Начинается с того, что гитарист пытается сделать гитару для себя, это перерастает в настоящее увлечение, а затем – и в профессию. Профессионально освоить столярное дело можно в колледже.
Но всё это можно рассматривать лишь как предварительный этап профессиональной подготовки. Продолжить обучение можно у наставников, работая в мастерской под их руководством.
Специальное образование можно получить при некоторых производственных комбинатах музыкальных инструментов. Например, при Московском производственным комбинате музыкальных инструментов Фонда им. П.И. Чайковского. Там можно освоить специальности «Мастер по щипковым музыкальным инструментам», «Специалист по добыче резонансной ели». Причем обе специальности необходимы для успешной работы гитарного мастера.
Источник