Открытый урок на тему: «Основные этапы начального обучения игры на гитаре»
план-конспект урока по теме
План урока:
2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.
3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).
4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.
5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление системой образования администрации Луховицкого муниципального района
МБОУ ДОД «Краснопоймовская сельская ДМШ»
Открытый урок по специальности
(Отделение народных инструментов)
По теме: «Основные этапы начального обучения игры на гитаре»
Преподаватель: Романова О.Н.
п. Красная пойма 2012 год
Тип урока : комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
— организационную и содержательную установку
— проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося
— взаимодействие преподавателя и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков
— закрепление изученного материала и упражнений
-диагностику прочности усвоения знаний
-инструктаж по выполнению домашнего задания
Вид урока : традиционный
Цель урока : закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.
1)Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.
2)Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.
3)Практический: музыкально- дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
-словесный, наглядный, практический
-активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика
-развитие мышления, творческой инициативы
-приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.
Психологические условия на уроке :
Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат на уроке.
В интересной для ребенка форме закрепить понятие выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.
1)Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм, мелодию), продолжить формирование практических навыков, работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе).
2)Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности.
3)Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.
Инструмент (гитара), стул, подставка для ног, пульт, нотные пособия, рисунок, музыкальные ребусы.
Применение педагогических технологий:
-развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.
-рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, упражнения.
-чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).
-на уроке важен психологический комфорт, стиль общения преподавателя с учеником, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.
2.Технология личностно-ориентированного обучения:
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.
Упражнения «Шагающие пальчики», «Фокус-покус».
Это задание стимулирует ученика к самостоятельному выбору способов решения данной задачи; выявляет субъективный опыт ученика; оценивает не только результат, а главным образом процесс учения; стимулирует на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.
3.Технология проблемного обучения:
Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.
4.Технология формирования мотивации или игровая технология :
Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.
2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.
3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).
4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.
5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).
Источник
Открытый урок на тему «Повышение техники игры в классе гитары»
Содержимое публикации
Открытый урок на тему
«Повышение техники игры в классе гитары»
Преподаватель по классу гитары
МБУ ДО «ДМШ №4» НМР РТ
Освоение и применение способов улучшения техники игры на гитаре в музыкальных произведениях репертуара ДМШ и упражнениях.
Научить слушать и исполнять музыкальное произведение, применяя различные приёмы игры и способы их успешного усвоения на инструменте.
Развитие внимания и аккуратности при исполнении на гитаре;
Развитие технических навыков и способов мышления для их улучшения.
— Воспитать творческое сотрудничество ученика и педагога.
Способствовать созданию внутреннего комфорта на уроке.
Методы: проблемно-поисковый, словесный (объяснение, сопоставление, диалог), практический, наглядно-слуховой.
Вид урока: комбинированный
Материально-техническое оснащение: музыкальные инструменты (3 гитары), 3 пюпитра, 3 подставки для ног.
Результат урока. Вывод.
1. Организационный этап.
Вступление: Добрый день, уважаемые преподаватели.
Тема моего открытого урока: « Повышение техники игры в классе гитары »
Сегодня открытый урок мне помогут провести:
Учащийся 2 класса Юсупов Адель и учащиеся 5 класса Белоусов Даниил, и Зименков Никита.
Мы знаем, что для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии учащегося-гитариста является освоение и техники игры на инструменте и умение применять ее на практике для достижения художественной выразительности музыкального произведения.
Технические возможности игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и в тоже время увлекательное занятие.
Безусловно, чем большим количеством возможностей и технических приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.
Я хочу рассмотреть лишь некоторые из них.
2. Основной этап:
2.1.На Начальном этапе обучения встречается способ игры, который называется АРПЕДЖИО.
— Адель, ответь, пожалуйста, на вопрос: что такое арпеджио?
Арпеджио – это поочерёдное исполнение звуков, входящих в аккорд.
Комбинации арпеджио на гитаре очень многочисленны и разнообразны:
1) прямое движение: p — i — m — a
2) обратное движение: p — a — m — i
3) полное прямое : p-i-m-a-m-i
4) полное обратное : p-a-m-i-m-a
5) ломаное : на 8.p-i-m-i-a-i-m-i
(все виды играет учащийся)
Нужно помнить, что пальцы правой руки расставляются над струнами заранее.
Освоение этого приёма идёт сначала по открытым струнам –
Затем отрабатывать этот приём в этюдах, прелюдиях классических композиторов-гитаристов Каркасси, Карулли, Джулиани.
Конечно для того, чтобы добиться свободной и лёгкой работы правой руки, нужно играть упражнения и этюды на все виды арпеджио.
Сейчас прозвучит Аллегро М. Джулиани , где встречается этот способ.
Играет Юсупов Адель .
2.2. В другом Этюде М. Каркасси A — dur встречается особый способ прижимать струны, – это приём БАРРЭ.
Этот способ сложен тем, что первый палец левой руки не ставится на струны, а кладётся, прижимая все струны на одном ладу.
Основными считаются 2 вида баррэ:
1) большое (прижимается 5 или 6 струн)
2) малое (прижимается от 2-х до 4-х струн)
Этот приём с одной стороны упрощает жизнь гитаристов, потому что нажатием одного пальца мы получаем несколько звуков, с другой стороны – это технически трудный приём, получается не у всех учеников, в связи со слабым, не сформировавшимся игровым аппаратом.
Так же может быть строение указательного пальца рельеф которого мешает удобному нажатию на струны
Трудность приёма баррэ не в том, чтобы сильно прижать палец к грифу, а в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу.
Адель сейчас покажет упражнения, которые способствуют более быстрому освоению этого приёма:
Упражнения на баррэ — (малое 2 упр. и большое — 1 упр.).
Первое время, выполняя упражнения на баррэ, можно почувствовать, что левая рука быстро устаёт. Ученик не должен переутомляться, нужно давать руке отдых, играть упражнения по частям.
2.3.Так как гитара является инструментом, у которого звук при неумелом контроле пальцев рук будет невнятным и неприятным, то естественно, музыкальные произведения, включающие кантилену (певучесть звука), исполнять на гитаре довольно трудно.
Чтобы добиться качественной, хорошей кантилены необходимы синхронные движения пальцев обеих рук.
Играет Белоусов Даниил:
Здесь встречается приём ЛЕГАТО:
Легато – это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой.
Легато может быть восходящим, нисходящим.
1. Восходящее легато – этот приём требует больших усилий, дети овладевают им не сразу. Но, как заметил Ф. Таррега, именно на этом приёме отрабатывается вся техника игры пальцами левой руки.
Первая нота извлекается пальцами правой руки, а вторая – сильным ударом пальцем левой руки. (палец опускается у ладового порожка, словно «заколачивает гвозди»)
2. Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук.
Педагог: Приём легато имеет очень важное значение в гитарной технике, он сложен, и для отработки его следует приложить немало усилий.
Для отработки всех видов легато есть много упражнений и этюдов.
Педагог показывает упражнение на восходящее легато.
Кантилена при синхронном движении пальцев обеих рук достигается внимательным контролем за опусканием и подниманием пальцев левой руки, и одновременным извлечением звука правой рукой. Не раньше и не позже.
2.4.Так же, для того, чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приёмомВИБРАТО.
Получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки.
Этот приём увеличивает длительность звучания и придаёт ему мягкость и певучесть, напоминающие человеческий голос.
Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы, вибрируя его; затем, чтобы усилить впечатление.
На начальной стадии отрабатывать вибрато следует отдельно каждым пальцем левой руки, путём покачивания вправо и влево, без ослабления нажима на струну. Далее подключается кисть.
Современные композиторы довольно часто применяют в своих сочинениях этот приём, используют новые звуковые эффекты и возможности инструмента.
Играет Зименков Никита
Л. Валькер Маленький романс.
3. Заключительный этап
Сегодня на уроке мы узнали, как нужно осваивать технические возможности гитары, о том как правильно добиваться результата, какими должны быть движения и усилия обеих рук для достижения наилучшей музыкальной выразительности.
4. Результат урока
Обучающийся знает, владеет и умеет применять приёмы игры на гитаре в произведениях.
Цель урока достигнута, мы рассмотрели приёмы игры на гитаре и сумели применить их на практике.
Умение применять приёмы и штрихи являются одним из средств раскрытия музыкально-художественного образа, а так же позволяют наиболее полно показать возможности прекрасного инструмента – гитара.
Используемая учебно-методическая литература:
1. Н. Михайленко. Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы.
2. П. Агафошин. Школа игры на шестиструнной гитаре.
Источник
Открытый урок на тему:«Работа с начинающими в классе гитары»
специалист в области арт-терапии
«Работа с начинающими в классе гитары»
Преподавателя высшей категории
МБОУ ДОД Локотская детская школа искусств
Сергея Васильевича Иванина
Цель урока: Формирование и развитие исполнительных навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения.
Тип урока: Комбинированный.
1. Образовательные. Научить учащегося владеть различными приемами звукоизвлечения в пределах изучаемых на данном этапе произведений
2 . Развивающие. Развитие общего кругозора, музыкального слуха, памяти, внимания, мышления, совершенствования приемов игры на гитаре.
3. Воспитывающие. Воспитание культуры исполнения изучаемых произведений, терпения и настойчивости в преодолении трудностей.
4. Здоровьесберегающие. Соблюдение правильной посадки, постановки рук, проведение физкультминутки.
Форма урока: Индивидуальная
— метод практического показа;
— метод словесного объяснения.
Учебно-материальное оснащение: гитара, подставка под ногу, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика.
1. Организационный момент, вступительное слово (методическая справка).
2. Проверка домашнего задания.
— игра позиционных упражнений;
— игра гаммы С-dur с применением репетиции пальцев i-m, m-i;
— работа над этюдом;
— проигрывание ранее выученных пьес;
3. Работа над новым приемом игры — двойное тирандо.
4. Домашнее задание, анализ урока.
Методическая справка: первый урок в музыкальной школе является большим событием в жизни ребенка. Он не только знакомится с преподавателем и инструментом, но и делает первые шаги в мир музыки. От того, насколько успешной будет эта встреча, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям. Поэтому первые уроки надо построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений, положительных эмоций. Необходимо ребенку освоится в новой для него обстановке. Для этого педагог должен расположить его к себе: поиграть на уроке знакомые мелодии, предложить спеть знакомую песню – это поможет установить контакт, создаст творческую атмосферу. Надо подготовить ученика к тому, что музыкальные занятия – это не только удовольствие, но и кропотливый ежедневный труд. Если уроки проходят интересно, ребенок незаметно для себя преодолевает многие трудности первоначального обучения – технические, ритмические, интонационные. Такие занятия значительно эффективнее развивают творческие способности ребенка, повышают его уверенность в себе.
Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, которые подготавливают его к выполнению технических задач. Особое внимание-посадка ученика, положение инструмента, постановка рук.
Игра гаммы С-dur приемом апояндо, применяя репетиции пальцев i-m, m-i. Главная задача – точное чередование пальцев правой руки при движении вверх и вниз.
Развитие техники гитариста невозможно без работы над этюдами.
Калинин В. Этюд Е-dur. Работа над точностью аппликатуры левой руки, качеством звука в исполняемых аккордах.
Проигрывание ранее выученных пьес, указывая на недостатки и достоинства игры:
Красев М. «Елочка»
Калинин В. «Вальс»
«Паучок». Упражнение для разминки пальцев обеих рук.
«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед.
«Солдатик и медвежонок». Выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить и округлить спину как у мягкого медвежонка.
Работа над новым приемом игры — двойное тирандо в пьесе В.Калинина «Полька». Для подготовки к ее исполнению играем упражнение на открытых струнах двойными нотами. Затем делаем разбор произведения: размер, тональность, ключевые знаки, нотный текст, ритмический рисунок и начинаем его исполнение.
Продолжать работать над упражнениями, гаммой и этюдами. Повторять пьесы «Ёлочка», «Вальс» — для улучшения качества исполнительских навыков игры на гитаре.
«Полька» — отрабатывать новый прием, лучше ориентироваться в нотном тексте.
Результат урока показал, что поставленные преподавателем цели и задачи были достигнуты:
— четкость и ясность поставленных задач перед учащимися;
— разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей учащегося;
— создание образного ряда (сравнения, ассоциации);
— подача теоретических понятий в контексте музыкального образа;
— слуховой контроль учащимся исполняемых произведений.
Источник