- План — конспект открытого урока по фортепиано по теме «Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения» план-конспект урока по музыке по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Работа над музыкальным образом в классе фортепиано план-конспект урока по музыке по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
План — конспект открытого урока по фортепиано по теме «Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения»
план-конспект урока по музыке по теме
В данном материале представлен план — конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_fortepiano_.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
План — конспект открытого урока
по специальности «фортепиано» с ученицей 1-го года обучения
Выполнила: Ильина Ирина Ивановна
преподаватель по классу фортепиано
МБОУДОД «Школы искусств п. Н. Лапсары г. Чебоксары
« Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения »
Тип урока: комбинированный
Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений.
— закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),
-продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);
-активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности. Воспитывающие:
— воспитывать любовь к музыке,
— воспитывать эстетический вкус,
-воспитывать усидчивость, собранность.
-словесный, наглядный, практический;
-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
-прямая и наводящая формы воздействия.
Оборудование : фортепиано, 2 стула, таблица «средства музыкальной выразительности». Рисунки, картинки, нотные пособия. Портрет К.Рейнеке и А. Пушкина. Ноутбук
Применение педагогических технологий :
— развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться..
— рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз, , упражнения на расслабление мышц, упражнение «Радуга» и «Говорящие пальцы»
— чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).
— разучивание музыкальных произведений;
— работа над гаммой
Репертуарный план урока :
1. Гамма До мажор
2.М. Крутицкий «Зима»
3. К. Рейнеке «Скерцино»
4.Д. Кабалевский «Клоуны» (прослушивание)
5.П. И. Чайковский «Старинная Французская песенка» (прослушивание)
6. Г. Галынин пьесы из цикла «В зоопарке» (прослушивание)
2.Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика
3. Работа с музыкальным материалом
4.Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке — с использованием игровой технологии (игра по карточкам, рисунки, картинки)
6. Домашнее задание
1 . Организационный момент . Приветствие. Озвучивание темы урока, задач. Посадка за инструментом
Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.
— Нарисуй ее над клавиатурой, а концы радуги пусть звучат, приговаривая:
Ой ты, радуга-дуга
Под тобой лежат луга.
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую
В пол минуты нарисую.
Сначала рисуй правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками. Дома повторяй это упражнение.
Упражнение «Говорящие пальцы».
Едет мышь на самосвале.
Ты чего же, это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Проговори – простучи стишок такими пальцами:
1 1 2 2 1 1 3 3
1 1 4 4 1 1 5 5
Пальчиковая игра: « Волшебный платок»
У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюшко, как у бегемота!
Берём небольшой платок за уголок и целиком вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой.
Далее проверяем знание ученицей гаммы “До мажор” каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении и двумя руками в расходящемся движении. Затем разнообразим игру гаммы с подтекстовками и в разных темпах: “Гамму я играю громко и играю хорошо”, “А теперь играю быстро – получу оценку “пять”. Сыграть гамму 1-ым и 2-ым пальцем (упражнение на подкладывание первого пальца) .
3 . Работа с музыкальным материалом .
Педагог: Какое произведение ты нам сейчас исполнишь?
Ученица: М. Крутицкий «Зима»
Педагог: Скажи, какой характер у пьесы?
Ученица: Грустный, взволнованный немного .
Педагог: Что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?
Ученица:: Холодную зиму, темный лес.
Педагог : А какая природа зимой?
Педагог: На первый взгляд – однообразна: все снег да холод. Но ведь нет: то мороз трескучий ударит, то оттепель. А какой зимний день разный! То – сверкающий, солнечный, звонкий, то – хмурый, мягкий, тихий…
Зима, пожалуй, самое волшебное время года. Она дарит самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами.
И видится зима каждому по-своему. У А.С.Пушкина она – холодная, великолепная красавица, как Снежная королева.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась, клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Зима-волшебница очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под ее холодным дыханием.
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит…
Композитор, как и поэт, изображает природу только не словами, а звуками.
Посмотреть слайды с изображением зимы.
Ученица исполняет произведение.
Педагог: как ты думаешь, композитору удалось передать образ зимы? с помощью каких музыкальных средств выразительности?
Ученица: с помощью минорного лада, медленного темпа, низкого регистра, длинных тянущихся нот
Педагог: Да, длинные половинные ноты создают ощущение застылости… Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре. А каким штрихом исполняется пьеса?
Педагог: один маленький мальчик сочинил слова на эту мелодию:
Подходят слова к этой музыке? Попробуй и ты дома придумать текст к этой пьесе.
Далее идет работа над звуковедением, динамикой, фразировкой.
Упражнение для глаз: подвигать глазками ( вправо, влево, вверх, вниз)
Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.
Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).
Педагог: Аня, как называется твое следующее произведение?
Педагог: А ты знаешь, что такое скерцино?
Ученица: Да. Так называется небольшое произведение шуточного характера.
Исполнение пьесы ученицей.
Педагог: Эту пьесу написал немецкий композитор и пианист, дирижер Карл Рейнеке. Он жил более ста лет назад. (Показать портрет композитора).
Педагог: Какое настроение у произведения?
Ученица: Веселое, радостное.
Педагог: Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т.е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.
Далее делаем небольшой анализ произведения: определяем лад, темп, динамику, штрихи и т. д.
Педагог: Аня, какие образы возникают у тебя, когда ты играешь «скерцино»?
Далее идет работа над произведением, выразительным исполнением.
4 . Закрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (карточки, рисунки, картинки).
Педагог: А теперь тебе будет вот какое задание. Я дам тебе послушать произведения, а ты определи, какие средства музыкальной выразительности здесь используются.
1 произведение: звучит Д. Кабалевский «Клоуны»
2 произведение: звучит П. И. Чайковский «Старинная французская песенка». Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки со средствами музыкальной выразительности, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению. Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.
Педагог: Ты уже поняла, что можно рисовать не только красками, но также и звуками. Попробуй угадать ряд животных и показать их на картинках.
Звучит Г. Галынин «Чижик»
Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.
6. Домашнее задание:
— Закрепление пьес «Зима» и «Скерцино»
-Придумать слова к «Зиме»
— Дома повторять упражнения «Говорящие пальцы» и «Радуга» со словами.
Педагог: На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!
1. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.
2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.: «Классика XXI», 2013г.
3. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2009г.
4. Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор», 1984г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация «Средства музыкальной выразительности».
В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо.
Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар включает музыку раз.
План-конспект открытого урока по изобразительному искусству «Линия и ее выразительные возможности» (с использованием документ-камеры).
Учебное занятие проводится по ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано», раздел 1 класс.
Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.
Источник
Работа над музыкальным образом в классе фортепиано
план-конспект урока по музыке по теме
Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности, особенностях построения, стиле композитора для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_po_pese.docx | 172.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»
1. Ф.И.О. преподавателя: Гончарук Светлана Валерьевна
2. Ф.И. учащегося: Канева Аделина
3. Класс: 2 класс
4. Дата: 07.12.2016
5. Предмет: фортепиано
6. Тема урока: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»
7. Тип урока: комбинированный
8. Вид урока: практическое занятие, беседа
9. Цель урока: Формирование представлений о музыкальном образе для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
10. Задачи урока:
- дать основные сведения о музыкальном образе, средствах музыкальной выразительности, стиле композитора;
- сформировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
- формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
- расширение общего кругозора учащейся;
- активизация слухового контроля, развитие технической оснащённости, ритмической устойчивости, внимания, воображения;
- развитие познавательного интереса к изучению классической музыки.
- способствовать формированию положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения;
- воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
- воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.
11. Методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- аналитические;
- поисково — творческие;
- эмоциональные.
- музыкальный инструмент;
- нотная литература;
- наглядное пособие с изображением средств музыкальной выразительности;
- ноутбук.
13. Планируемый результат:
- расширить музыкально-теоретические представления учащейся о музыкальном образе, средствах музыкальной выразительности, стиле композитора;
- ознакомить с новыми приёмами работы над музыкальным произведением малой формы;
- способствовать формированию навыков анализа музыкального произведения.
- формирование установки учебно-познавательной мотивации и интереса к музицированию;
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию.
- умение организовывать свою деятельность;
- оценивать достигнутые результаты своего обучения;
- владение самоконтролем, самооценкой.
- формулирование собственного мнения и позиции, организация учебной деятельности с педагогом;
- формирование умений профессионально ставить вопросы, давать определение понятиям.
- умение делать выводы;
- обобщать и исполнять музыкальный текст, логически подводить исполнение под эталон.
14. Используемая литература:
- Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
- Куберский И., Минина Е. Энциклопедия для юного музыканта. СПб.: Диамант, Золотой век, 1997
- Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации. М.: РИФ «Крипто-логос», 1992
- Хевелев А. Детский альбом. Ростов-на-Дону: Феник, 2008
- Чайковский П. Детский альбом. М.: Музыка, 2006
- Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.: Классика XXI, 2001
Мотивировать учащегося к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Приветствует педагога, настраивается на работу.
Поставить цель учебной деятельности, организовать коммуникативное взаимодействие.
Педагог: Сегодня на уроке мы будем учиться создавать музыкальный образ при помощи выразительных средств музыки, на примере пьесы А. Хевелева «Баба — Яга».
Определяет самостоятельно цель работы и задачи урока: «Углубить знания о музыкальном образе, средствах музыкальной выразительности, стиле композитора».
(раскрытие теоретических знаний)
Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление)
Формирование новых знаний. Задает вопросы.
Педагог: Что же это такое «музыкальный образ» ? Это вместе взятые характер, музыкально — выразительные средства, общественно — исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора.
Вот основные виды образов в музыке: лирический — передает личные переживания автора, его чувства, настроение, ощущения, раскрывает его духовный мир; эпический — описывает события в жизни народа, рассказывает о его истории и подвигах; драматический — изображает частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом; сказочный — показывает выдуманные фантазии и воображения;
комический — разоблачает все дурное, используя смешные ситуации.
Музыкальный образ раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности . К ним относятся: мелодия, темп, ритм, размер, лад, тембр, регистр, динамика, штрихи. Преподаватель обращает внимание на наглядное пособие.
Мелодия — является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья. Мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой, все зависит от того, как ее видит автор.
Темп — определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяются термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так для медленного — adagio , для быстрого — presto и allegro , а для умеренного — andante .
Ритм — определяет настроение и движение в музыке. Его можно определить как чередование коротких и длинных звуков. Бывает спокойным, равномерным, отрывистым, четким, синкопированным и так далее.
Размер — количественная характеристика тактового метра, указывающая число долей в такте. Определяет, как нужно играть музыку, помогает определить ритм произведения и его темп . Записывается, как правило, после ключа в виде простой дроби ( 2/4, 3/4, 2/3, 6/8 и так далее).
Лад — характеризует направление музыки. Если это минор, то она печальная, грустная, ностальгическая или задумчиво — мечтательная. Если мажор — веселая, радостная, солнечная. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.
Тембр — окрашивает музыку. С помощью него мы можем определить на слух, что именно мы слышим — человеческий голос, скрипку, гитару, фортепиано или флейту. У каждого музыкального инструмента есть свой тембр, своя звуковая окраска.
Регистр — часть звуков, объединенных каким — либо признаком, главным образом тембровым. Подразделяется на низкий, средний и высокий.
Динамика — сила звука. Игра на одинаковом уровне звучности не может быть выразительной, она быстро утомляет, а вот ее смена делает музыку интересной, позволяя передавать широкую гамму эмоций. Если требуется выразить радость, торжество, ликование, счастье – динамика будет яркой и звучной. Для передачи такого настроения, как печаль, нежность, трепетность, проникновенность используется светлая, мягкая, спокойная динамика.
Штрихи — способ произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности нот. У каждого штриха свой образ и каждому соответствует определенный знак, который и указывает, как надо играть ноту: коротко, связно, не связно, тяжело и так далее.
Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств выразительности. Грозный характер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом. Нежный характер — спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Роль отдельных музыкальных средств, в создании образа не одинакова. В каждом образе доминируют определенные средства выразительности .
Педагог: А теперь, Аделина, внимательно послушай отрывок произведения великого русского композитора М. П. Мусорского .
Педагог: Как ты думаешь, какой образ передает эта музыка, что он выражает?
Педагог: Совершенно верно. Ведь прослушанное нами произведение называется «Избушка на курьих ножках» или «Баба — Яга» . Образ Бабы-Яги тебе очень хорошо знаком. Ты знаешь о нем из русских народных сказок, иллюстраций, мультфильмов и кинофильмов. Я тебе приготовила картинки, давай посмотрим.
Педагог демонстрирует тематические иллюстрации.
Педагог: К сегодняшнему уроку я просила тебя нарисовать Бабу — Ягу, как ты ее видишь?
Педагог: Ты очень четко представляешь этот образ. Именно поэтому мы с тобой при выборе пьесы руководствовались тем, что если этот персонаж нам так известен и знаком, то мы сможем хорошо сыграть музыкальное произведение о нем.
К этому сказочному герою обращались многие композиторы. Хорошо известна фортепианная пьеса «Баба – Яга» П.И. Чайковского из «Детского альбома», даже симфоническое произведение есть под таким названием. Ее написал композитор А.К. Лядов . Но ты сама послушаешь их, это будет твоё домашнее задание.
Обратимся к исполняемой тобой пьесе, она написана известным пианистом и педагогом А. Хевелевым . Ему 38 лет, он преподаватель Ростовской Государственной Консерватории им. С.В. Рахманинова. Создал много инструментальной, симфонической, оперной и, конечно, музыки для детей. Пьеса «Баба — Яга» входит в сборник «Детский альбом» , сочиненный им в юном возрасте, именно по — этому у них по — детски наивные названия: «Песня собак», «Веселый паровозик» и так далее. Все эти произведения не редактировались им, взрослым композитором, а оставлены, как есть, в первой редакции. Давай попробуем разобраться и донести его авторский замысел.
Отвечает на вопросы, останавливается на местах, которые вызвали затруднения, находит, совместно с преподавателем, решение проблем.
Источник