Ход уроков фортепиано 1 класс

Конспект урока по классу фортепиано с учащимся 1 класса
методическая разработка по музыке по теме

Введение учащегося в мир музыкального искусства. Ознакомление с фортепиано. Выявление музыкальных способностей с учетом психо-физических особенностей учащегося .

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_razrabotannyy_v_kontekste_tehnologiy_1_klass.docx 26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по классу фортепиано с учащимся первого класса.

Тема урока : «Введение учащегося в мир музыкального искусства. Ознакомление с фортепиано. Выявление музыкальных способностей с учетом психо-физических особенностей учащегося».

Цель урока : Создать необходимую атмосферу и условия на уроке для того, чтобы вовлечь учащегося в область музыкально-художественного творчества.

  1. Раскрыть музыкальные способности учащегося.
  2. Смативировать интерес у учащегося к дальнейшей творческой работе по овладению инструментом через пластическое интонирование и музыкально-игровые элементы на уроке.
  1. Фортепиано.
  2. Нотная литература.
  3. Наглядный материал.
  4. Ноутбук.

Художественный материал урока.

1.Мягкие игрушки: мышка, птичка, заяц, лиса, медведь, кошка.

2.Детские песенки: «Ку-ку», «Огород», «Жук», «Егорка», «Село солнышко давно».

3.Марш С.Прокофьев; Марш А.Тиличеева.

5.Ах, вы сени — русская народная песня.

6.Баю-баю — колыбельная песня.

7.Зрительный ряд: детские рисунки с изображением марширующих солдат, иллюстрации с изображением детей на параде;

иллюстрации с изображением танцующих девочек и мальчиков;

рисунки с изображением мамы, укачивающей своего малыша.

2. Знакомство с инструментом.

2.1. Знакомство с клавиатурой (название нот), регистрами. Использование игровых технологий.

3. Выявление музыкально-ритмических способностей учащегося.

3.1. Разучивание и исполнение детских песенок «Жук», «Огород», «Мышка», «Село солнышко».

4. Ознакомление учащегося с музыкальными жанрами: марш, танец, песня.

4.1. Раскрытие творческих способностей учащегося.

4.2. Здоровьесберегающие технологии на уроке: смена видов деятельности (движения и пластическое интонирование под музыку).

5. Подведение итогов урока.

Ученик входит в класс.

Учитель: Здравствуй, Кирилл.

Ученик: Здравствуйте, Светлана Геннадиевна

Учитель: Подходи поближе к нашему инструменту, будем с ним знакомиться. Его зовут фортепиано. А знаешь ли ты, что в его имени спрятано два слова — слово форте—что значит громко, и слово пиано — что значит тихо. А теперь давай подойдем поближе к фортепиано и внимательно рассмотрим его.

Множество звуков таится в удивительном инструменте фортепиано и «оживает» при опускании пальца на клавишу; сколько клавиш, столько разных голосов, из которых можно сложить любую мелодию. Чтобы клавиши стройно звучали, сначала нужно подружиться с ними, запомнить их голоса и имена. Вправо эти голоса звучат всё тоньше, выше, а влево — все ниже и ниже.( Преподаватель показывает как звучат эти голоса).

А как ты думаешь, голоса каких зверей и птиц (по высоте их звучания) будут соответствовать звукам звучащим в верхнем регистре?

Ученик: птички, мышки, мотыльки, бабочки (выбирает одну из названных игрушек и сажает на клавиатуру в верхнем регистре).

Учитель : А кто из зверей может жить в нижнем регистре? А в среднем?

Ученик: В нижнем регистре могут жить медведи, волки, в среднем—зайки, лисички( выбирает игрушки и рассаживает их по клавиатуре ).

Учитель: Белые клавиши имеют всего семь имен: до, ре, ми, фа, соль, ля, си—на каждой восьмой белой клавише они снова повторяются. ( Преподаватель играет с учеником несколько раз гамму домажор в разных регистрах вверх и вниз называя клавиши ). А теперь попробуй отгадать загадки. Я буду тебе говорить слова, в которых спрятаны названия нот, а ты их будешь отгадывать.

ДО М, ПО МИ ДО Р, МИ Р, ЛИ СИ ЦА, АЛ ФА ВИТ, СТ РЕ КОЗА, БЕ РЕ Г, ЛЯ ГУШКА, ФА СОЛЬ , СИ РОП, ЧЕ РЕ ПАХА, ЗЕМ ЛЯ НИКА.

А теперь ты придумай слова, а я попробую найти спрятанную нотку.

Клавиши отличаются друг от друга расположением и цветом: между белыми есть еще и черные, которые чередуются— две-три, снова две-три и т.д.

(преподаватель предлагает ученику поискать на инструменте две и три черные клавиши, сначала глядя на клавиатуру, затем с закрытыми глазами ).

Ты уже, наверное, заметил, что слева от двух черных клавиш находится нота до, а справа нота ми. Слева от трех черных клавиш находится нота фа, а справа нота си, и так по всей клавиатуре.

Поем и играем попевку « Ку-ку» по всей клавиатуре.

Учитель: А теперь давай прохлопаем со словами детские песенки: « Огород», «Жук», «Егорка», «Село солнышко давно».

В огороде лук растет.

2.Жук, жук где твой дом?

Мой дом под кустом.

3.На полянке у пригорка,

Собирал грибы Егорка.

4.Село солнышко давно,

На дворе темным-темно.

(затем играем их вместе с преподавателем).

Учитель: Всё музыкальное искусство строится на трёх основных музыкальных жанрах: марш, танец, песня.А теперь давай подойдем к ноутбуку, шагнем в картинку и постараемся ощутить себя среди детей, изображённых на ней, определить какая по характеру музыка будет созвучна с данной картинкой. Что изображено на картинке?

Ученик: На картинке дети идут на парад. У них в руках флажки, воздушные шарики, у мальчика — барабан.

Учитель: Как ты думаешь, какая должна звучать музыка?

Ученик: Громкая, энергичная, торжественная. Это марш.

Учитель: Молодец! Послушай, как об этом говорится в стихотворении:

Мимо зданий и оград,

Мы шагаем на парад

Трубы празднично трубят,

Мы шагаем на парад .

Я сыграю тебе марш, а ты маршируй вместе с героями. ( Звучит «Марш», ученик марширует).

Давай рассмотрим следующую картинку. Что изображено на ней?

Ученик: Здесь танцуют девочки, а на этой картинке танцуют мальчики.

Учитель: Как ты думаешь, под какую музыку танцуют девочки?

Ученик: Мне кажется музыка должна быть нежная, плавная.

Учитель: Покажи рукой плавность этой мелодии. ( Звучит «Вальс», ученик выполняет плавные, дугообразные движения рукой – пластическое интонирование).

А под какую музыку танцуют мальчики?

Ученик: В их танце музыка веселая, быстрая, громкая.

Учитель: Потанцуй, а я сыграю веселую музыку. ( Ученик танцует) .

А теперь давай рассмотрим последнюю картинку. Что происходит здесь?

Ученик: Здесь мама укачивает своего сыночка спать и напевает ему песню. А здесь девочка укачивает свою любимую игрушку, медвежонка, спать и поет песню.

Учитель: Совершенно верно. Какая по характеру музыка должна звучать в этой картинке?

Ученик: Музыка должна звучать тихая, напевная, спокойная.

Учитель: Вот такая? (Звучит колыбельная.Учитель предлагает ученику выбрать понравившуюся игрушку и покачать ее). А какие слова могут быть в этой песне?

Молодец, ведь это колыбельная песня. Давай придумаем слова к ней и споем ее.

Баю-баю заиньку качаю,

Баю-баю глазки закрывай.

А теперь давай закрепим те музыкальные жанры, с которыми сегодня познакомились.

Ученик: Это марш, танец и песня.

Проводится игра «Отгадай музыкальный жанр».

Учитель: Молодец, ты правильно определил все жанры. Ну, а теперь давай еще раз вспомним все, о чем мы говорили и что узнали нового сегодня на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обращение педагога к интернет – ресурсам помогает ему пополнить и расширить рамки фортепианного репертуара для учащихся младших и средних классов отделения общего фортепиано в детской музыкальной школ.

Поиск новых интонационных красок в работе над музыкальным произведением.

Данная статья является отражением наблюдений, сделанных педагогом дополнительного образования Смельско Л.Р. в течение её тридцатилетней работы в должности преподавателя фортепиано.

В предлагаемом докладе рассказывается о психологии общения,затрагиваются возрастные тенденции и потребности. Понятие «ансамбль»,история развития,формирование и специфика ансамбля. Его влияние и возмож.

Крнспект урока разработан для малокомплектной школы. Технология урока: информационная.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе коррекционной школы по учеьнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 4 кл. Тема урока: .

Конспект урока музыки «Рассказывает фортепиано» 2 класс.

Источник

Для педагога

Автор: Чекменева Татьяна Алекеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ДМШ № 1
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: план занятия по фортепиано в 1 классе
Дата публикации: 05.01.2017
Раздел: дополнительное образование

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРТЕПИАНО
Преподавателя ДМШ№ 1 г.Елабуги Чекменевой ТА.
Срок обучения:
5лет.
Программа дополнительного образования детей: «
Игра на фортепиано».
Авторская разработка дидактического материала:
«10 пальчиков».
Раздел: «
Работа над репертуаром».
Тип занятия:
индивидуальное занятие по фортепиано с учеником 1-го года обучения.
Тема: «
Закрепление навыка игры штрихом legato. Повторение жанров музы- ки».
Цель:
формирование навыка игры legato.
Задачи:
обучающие: — приобщение к классической музыке, — формирование правильного воспроизведения полученных знаний на практике, — формирование навыка чтения с листа произведения уровня сложно- сти, соответствующего году обучения, — закрепление умения слушать и слышать себя в процессе исполнения, развивающие: — развитие навыка связной игры на инструменте, внимания, памяти, — формирование общего кругозора, воспитательные: — развитие эстетического вкуса, — развитие воли и управления своим поведением, здоровьесберегающие: — снятие мышечных зажимов, — правильная организация пианистического аппарата.

Методы и приемы:
— наблюдение, — прослушивание музыкального произведения, — нескучные способы разучивания, — практический, — наглядный.
Реализуемые педагогические технологии:
— развивающего обучения, — художественные, — информационно-компьютерные.
Оборудование:
— фортепиано, — ноты, — дидактический материал
:
ритмические карточки, музыкальные ребу- сы, — компьютер.
Ожидаемый результат:
правильное и свободное исполнение пьес штрихом legato, уверенное определение музыкальных жанров.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка

2. Основная часть:
Игра пьес штрихом легато.
2.1. Упражнения для правильной постановки руки и посадки за

инструментом.
Напоминание о правильной посадке и постановке руки. Повторение игры-упражнения: «Колечки»- пальцы поочередно соединяются с первым. «Домик»- рука кладется на колено, а затем плавное ее перенесение на кла- виатуру. Упражнение «Медвежонок и солдатик». — Как сел бы за инструмент медвежонок? (сутулая спинка). — А как сидит солдатик?(спина ровная, прямая).
2.2. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания. Исполнение песенки «Два веселых гуся». — Скажи, какие у гусей шеи? (Ответ: длинные и гибкие.) — Запястье у руки тоже должно быть гибким, как шея у гуся. Пальчики плавно движутся, переходят с одного звука на другой. — Получилось у тебя? Посмотри, как сыграю я, попробуй повторить.
2.3. Работа над ансамблем, просмотр иллюстраций по теме на

компьютере.
Работа над ансамблем «Ехал казак за Дунай».
— Кто такой казак? Казак — это воин. Песня о том, что казак уезжает на войну. Семен Климовский сочинил эту песню, а она так понравилась людям, что в Германии сочинили слова, и она стала немецкой народной песней. А компо- зитор Л. Бетховен использовал эту мелодию в одном из своих произведений. — Давай посмотрим, как выглядели казаки. (Просмотр при помощи компьютера картин: С.А. Гавриляченко «В поход» и П.А. Федотова «Казаки»). Казаки движутся неторопливо, на них тяжелое снаряжение. Попробуем передать это в характере исполнения пьесы. — Послушай, как звучит партия сопровождения. (Как поступь коня).
2.4. Разучивание новой пьесы, чтение с листа пьесы «Теремок».
Знакомство с новой пьесой «Теремок». Пропевание со словами мелодии плавно и связно. Прохлопывание ритмического рисунка, а затем игра пьесы по нотам – такая же плавная, как пение. Чтение с листа пьесы «Теремок».Ак- центирование внимания на опору пальцев в клавиатуру, перенос веса руки с одного пальца на другой.
2.5. Повторение нот, длительностей, прохлопывание ритмических

рисунков.
Использование дидактического материала: нотных ребусов, ритмиче- ских карточек .
2.6. Проведение физкульт-минутки. Выполнение здоровьесберегаю-

щих упражнений.
Игра-упражнение «Робот» (постепенное расслабление и освобождение рук, начиная от кисти и заканчивая всем корпусом). При выполнении упраж- нения «Птица» — предлагается представить, что ученик — большая нежная пти- ца, которая машет крыльями.
2.7. Повторение жанров музыки, прослушивание фрагментов пьес.
Повторение понятия «музыкальные жанры». — Какие жанры ты помнишь? (Песня, марш, танец). Прослушивание фрагмен- тов пьес из «Детского альбома» П.И Чайковского в исполнении педагога («Полька» и «Старинная французская песенка»). Определение жанров (танец, песня). Прослушивание пьесы, с которой знакомились на прошлом занятии, но уже в оркестровом исполнении. Задание для ученика: вспомнить название пьесы и определить жанр. (При помощи компьютера прослушивание записи «Марша деревянных солдатиков»). — Как можно понять, что это звучит марш? (Четкий, чеканный, упругий ритм, как барабанная дробь). Слышен ли барабан? Какие еще инструменты звуча- ли? (Труба, флейта).
3. Подведение итогов, информация о домашнем задании. Рефлексия

Источник

конспект урока с учеником 1 класса Атаманенко З. «Техническое развитие юного пианиста на начальном этапе обучения»

В воспитании техники на начальном этапе обучения большое значение имеет освоение первоначальных навыков игры на фортепиано. Правильная посадка, приёмы звукоизвлечения, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами – это та основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика. Однако не может быть единого пути развития техники у разных учащихся, так как приспособляемость рук к пианистическим трудностям и степень природной беглости пальцев у всех детей различны. Но в работе следует опираться на принципы развития пианистического аппарата, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки:

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.docx 95.28 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ ДО ДШИ №9г. Курска

____________________ Голубова И. В.

преподавателя по классу фортепиано

Трахининой Альбины Анатольевны

ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮНОГО ПИАНИСТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

(Урок проводится с учеником 1 класса-Атаманенко Захаром)

Развитие технических навыков и умений на примере изучаемых упражнений, гамм и произведений.

  • Освоение игровых навыков на фортепиано (приемы технического развития);
  • Освоение применения технических приемов в сочетании с работой над художественным исполнением.
  • Воспитание терпения и настойчивости для преодоления технических трудностей
  1. Вступление:
  2. Овладение техническими навыками с помощью изучения упражнений, гамм и этюдов.
  3. Работа над качеством звучания в произведениях крупной и малой формы.

1 .Одна из особенностей игры на фортепиано состоит в том, что исполнитель один, без помощи сопровождения, должен охватить все элементы музыкальной ткани и согласовать их между собой таким образом, чтобы наиболее ясно и ярко донести до слушателя художественно — музыкальный замысел композитора. Можно сказать, что в руках пианиста заключён целый оркестр, в котором он является и дирижёром, и исполнителем всех партий. Чтобы выполнить эти задачи, пианист должен обладать большим комплексом навыков, умений, приемов игры, которые и составляют понятие «техника». Вне музыкальной задачи техника существовать не может. Однако, существует понятие «техника» в более узком смысле слова – скорость, сила, выносливость, чистота и отчетливость исполнения.

Техника приобретается путём систематически правильной работы. Её необходимо развивать при помощи упражнений, гамм, этюдов и пьес.

Существует множество сторон требований к технике:

  1. пространственная точность – попадание на нужные точки клавиш, чтобы игра была чистая;
  2. красочная техника – умение играть необходимым звуком, техническим прикосновением;
  3. ритмическая точность – умение извлечь звук в нужное время;
  4. аппликатурная точность – удачная, правильная аппликатура;
  5. штриховая точность – чередование legato, staccato, нон легато;

6) координация движения –способность согласовывать свои движения;

7) быстрота мышления, беглость – полезно учить звеньями.

В воспитании техники на начальном этапе обучения большое значение имеет освоение первоначальных навыков игры на фортепиано. Правильная посадка, приёмы звукоизвлечения, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами – это та основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика. Однако не может быть единого пути развития техники у разных учащихся, так как приспособляемость рук к пианистическим трудностям и степень природной беглости пальцев у всех детей различны. Но в работе следует опираться на принципы развития пианистического аппарата, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки:

1. Гибкость и пластичность аппарата.

2. Связь и взаимодействие всех его участков при ведущих «живых» и активных пальцах.

3. Целесообразность, естественность и экономия движений.

4. Управляемость техническим процессом.

5. Звуковой результат (как необходимый итог).

Главный принцип работы педагога – научить ученика слышать звуковой результат того или иного продвижения рук на клавиатуре. Слуховой контроль является решающим в запоминании ребёнком тех физических ощущений, которые необходимы для организации аппарата соответственно звуковым задачам. Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приёмом, следует развивать все перечисленные принципы.

2. Чтобы привести аппарат и весь организм в рабочее состояние, необходимо проделать ряд начальных упражнений вне инструмента и на инструменте. Многие известные педагоги предлагают интересные и разнообразные упражнения.

Со своими учениками я начинаю с упражнений, мною придуманных, на разные приемы игры и задачи. За тем я перехожу к «Нотной азбуке» Е. Гнесиной . С Захаром мы изучили почти всё это пособие за первое полугодие. С января мы приступили к этюдам К. Черни, где и продолжаем закреплять полученные навыки. . Выбор данных этюдов не случаен, ведь у начинающего пианиста слабая пальцевая беглость. Поэтому были отобраны этюды, дающие навыки исполнения коротких гаммаобразных и пятиступенчатых последовательностей, секвенционного движения однотипных групп, двух — и трезвучных построений, которые встретятся в дальнейшем при разучивании репертуара 2 – 3 класса. Это Этюды№1,2. Одновременно с изучением первых этюдов Черни и упражнений на 5 последовательных ступеней, я даю упражнения на подворот 1 пальца после 3 и 4 пальца, готовлю Захара к изучению гамм. Работа над фортепианными упражнениями позволяет не только эффективно вырабатывать обобщенные технические навыки, но также способствует пониманию и овладению оптимальными методами работы над пьесами. Исследование разнообразных сборников упражнений и фортепианных школ, созданных за весь период существования фортепианного искусства, показывает, что фортепианные упражнения как система обучения являются очень эффективным методом формирования исполнительских навыков и умений.

О необходимости кратких ежедневных упражнений говорил замечательный представитель русского пианизма К. Игумнов.

« Упражнения, как бы вводят ученика в правильное пианистическое самочувствие и способствуют выработке гибкости, подвижности, выразительности и чуткости пианистического аппарата.»

Месяц назад я ознакомилась с интересной методикой английской пианистки и педагога Эдны Мей Барнем . Эта работа замечательна тем, что она легко усваивается детьми, поскольку в ней найден оригинальный подход к детскому восприятию. Всем хорошо известно, что дети любят музицировать, но не любят заниматься техническими упражнениями, особенно гаммами изо дня в день. Они считают это нудным и скучным делом, но зато им нравится заниматься физкультурой – бегать, прыгать и т.д. Разнообразные движения необходимы для их физического развития и доставляют им массу удовольствия. Эта любовь к движениям и положена в основу серии учебников «Дюжина в день». Аналогия с простыми физическими упражнениями, приятными для тела, помогает чувствовать такие же приятные ощущения в руках и пальцах при игре на фортепиано.

Сама же Э.-М. Барнем ставит целью этих упражнений- помочь развить сильные и гибкие руки и пальцы. «Многие люди делают утреннюю зарядку перед тем, как идти на работу. Такую же зарядку должны делать наши пальцы, перед тем, как начать заниматься.»…

Сейчас с Захаром мы покажем различные упражнения из 2- х сборников на разные технические задачи (10-15 упражнений и работа над ними). Перед игрой я советую ученикам простукивать эти упражнения на крышке фортепиано под шаг или счет (вначале мы работаем над ритмом и координацией рук), а за тем играем под шаг или счет долями. Упражнения играем на легато и стаккато вначале отдельными руками, за тем с преподавателем и самостоятельно. Я слежу за четкостью пальцев, гибкостью кисти, ставлю перед учеником разные задачи: сыграть с акцентами , одна рука на- f ,другая на p .

В педагогической практике используются различные виды упражнений. Особенно большое внимание в настоящее время уделяется гаммам, арпеджио и аккордам. Значение гамм в том, что они развивают ученика в музыкальном отношении – дают более прочное знание мажорно — минорной системы, воспитывают чувство ладо тональности, дают возможность приобрести целый ряд навыков, необходимых для воспроизведения более сложных видов фактуры; но помимо этого, следует использовать упражнения, которые помогают ученику преодолевать конкретные трудности. Гаммами мы с Захаром стали заниматься месяц назад после усвоения всех упражнений, необходимых для начала изучения гамм.

Гамма-соль мажор . Ученик играет в 2 октавы отдельными руками прямую гамму. Обращаю внимание на аккуратные подвороты и при этом гибкую кисть. Прошу сыграть с остановками на всех 1-х пальцах. Затем –на тониках. Так же проучиваем расходящуюся и хроматическую гаммы. В игре аккордов обращаю внимание на крепкие пальцы и особенно 5 палец, который нужно сыграть ярче других (опора руки приходится на 5 палец). В игре арпеджио- добиваюсь гибкости кисти с замахом на 1 палец. При игре гамм обращаю внимание на активность пальцев, динамику и выразительное исполнение (как при изучении любой пьесы)

Этюд Гурлит , где ученик сталкивается с игрой гамм в одну октаву. Это самостоятельно выученный этюд. Многочисленные упражнения помогли Захару самостоятельно выучить это произведение. Самостоятельно выученные упражнения, этюды, небольшие пьесы я практикую в своей работе. За первое полугодие мин. 10 таких пьес мальчик выучил самостоятельно после предварительного устного разбора вместе с преподавателем.

Этюды 3 и 4 К. Черни мы проучиваем сейчас отдельными руками. Задача ставится перед учеником: показать скрытый голос в шестнадцатых нотах с помощью замаха кисти. Пробуем на уроке соединить .

Недавно мы приступили к первым упражнениям Ганона. Эти упражнения более длинные. Они требуют большого внимания, сосредоточения, выдержки и хорошей координации рук. Поэтому разучивать их нужно дольше и тщательнее. Первое упр. мы разучивали в медленном и среднем темпе с различными акцентами: на 1 долю, на последнюю ноту и на 4 палец, чтобы заставить его работать активно. Очень полезно одну руку играть ученику, а другую- преподавателю для выработки четкой координации в руках. Также мы работали в этом упражнении над гибкостью и свободой кисти. На уроке показываю, как сдвинуть темп.

3.Применение технических навыков в произведении крупной формы и пьес:

Фридрих Вильгельм Марпург-немецкий теоретик и композитор. Жил и творил в 18 веке в Германии и Франции. Более известен, как теоретик и публицист. Рондо с фран. означает «круг». Рондо сост. из рефрена, который несколько раз повторяется и эпизодов между рефренами . Рондо-соль мажор сост. из рефрена (период повторного строения), эпизода (период расширенного строения за счет секвентного развития) и еще одного рефрена (повтор первого). Форма Рондо-соль мажор напоминает 3-х частную форму пьесы. Это свойственно более ранним формам «рондо». В более поздних рефрен используется 3 и более раз.

Захару было задано соединить рефрен, используя точные штрихи и аппликатуру. Эпизод тщательно проучить отдельными руками. При игре на уроке Захар допускал штриховые и аппликатурные неточности. На уроке устранили все замечания, работали над фразировкой, качеством прикосновения к клавишам. Соединили медленно эпизод. Домашнее задание: закрепить полученные на уроке навыки и умения для передачи художесвенных задач и образов, задуманных композитором.

Тарантелла-это народный итальянский танец южан. Впоследствии стал национальным. Танцуется в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет. Размер-6/8.Быстый, зажигательный, темпераментный с прыжками. Танец звучит на одном дыхании.

Теодор Лак родился 3 сентября 1846года на Западе Франции. Прославился написанием салонной музыки, в основном для фортепиано: этюды, пьесы, сонаты.

Тарантелла — одна из известных пьес композитора. Имеет 3-хчастную форму со вступлением и кодой, что свойственно более сложным формам, как увертюры, симфонии. Размер-6/8. Пьеса — очень быстрая, непрерывного движения, с четкой артикуляцией.

Захар играет в среднем темпе, соблюдая все штрихи и аппликатуру. .Не получаются гибкие и удобные повороты ,более острое и легкое стаккато «под ладошку». Исправляем ошибки. Работаем над фразировкой, динамикой, непрерывностью движения, быстротой перенесения рук от одной группы нот к другой. Прорабатываем вначале фразы, за тем предложения и периоды, добиваясь непрерывности движения и лёгкости исполнения. Эта пьеса очень полезна для развития мелкой моторики и выносливости.

В конце урока Захар исполнит ещё одну виртуозную пьесу- Балладу Ф. Бургмюллера. Эта пьеса уже сделана, и Захар неоднократно участвовал с нею в различных конкурсах. У нас присутствуют гости и они еще её не слышали.

Итак — Баллада: длинная и сложная история жанра баллады. Само это слово произошло от ит. вallare-плясать. В средние века баллада превратилась в повествовательные песни, а позже они приобрели эпическое содержание. Баллада-3-хчастного строения, имеет интересную сюжетную линию. Мы с Захаром придумали, о чем может повествовать это произведение. Ученик разбирает по темам Балладу и рассказывает придуманную историю. Теперь несколько слов о композиторе:

Фридрих Бургмюллер родился в 1806 г. под Парижем — немецкий композитор и пианист. Сын дирижера и пианиста. Известен своими этюдами для фортепиано. Жил в Германии и во Франции.

В заключении хочу сказать, что развитие обучающихся младших классов специального фортепиано проходит тем успешнее, чем доступнее для них средства и методы педагогического воздействия. Столь же важна и последующая стадия–закрепление в процессе проведения урока формирующихся музыкальных представлений, двигательных приёмов и навыков. Принцип комплексного развития музыкальных и двигательных способностей–основа начального обучения пианиста.

  1. А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.
  2. А. Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста / вст. Статья- М., 1996.
  3. Л. Борхузон, С. Морено. Гаммы и арпеджио для фортепиано.- «Композитор. Санкт- Петербург» 2004.
  4. К. Игумнов. Мои исполнительские и педагогические принципы /Выдающиеся пианисты- педагоги о фортепианном искусстве/ под редакцией Я. Мильштейна – М., 1966.
  5. Ю. Левин. Ежедневные упражнения юного пианиста – М., 1978.
  6. Б. Милич. Воспитание ученика – пианиста. Изд.: Музична Украина, 1977.
  7. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. редактор – Г. В. Келдыш. Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1991.
  8. Эдна Мей Барнем- «Дюжина на каждый день»-в.1и2-издано в США, штат Кентуки.

Источник

Читайте также:  Дует гитара ноты для
Оцените статью