Хор александрова ноты для

Александр Александров — Избранные хоры

Ноты для хора в сопровождении фортепиано

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Несокрушимая и легендарная, в боях познавшая радость побед. > — крылатыми стали эти слова из «Песни о Советской Армии» замечательного советского композитора Александра Васильевича Александрова (1883—1946). Сколько прекрасных произведений, воспевающих легендарные подвиги бойцов, защитников нашей Родины, написано им1 Весь путь, который прошла Красная Армия от боев гражданской войны до побед в Великой Отечественной, отражен в песнях композитора.
Яркой и самобытной была творческая жизнь А. В. Александрова, сына крестьянина из села Плахина Рязанской губернии. Выросший на благодатной почве русского народного музицирования, Саша Александров обладал незаурядными музыкальными способностями — у него были абсолютный слух, отличная память и голос и, наконец, склонность к сочинению. Мальчиком он был принят в Петербургскую певческую капеллу, где его яркие природные данные развились и углубились. За капеллой следует Петербургская консерватория, там он проходит курс теории композиции у А. К. Глазунова и А. К. Лядова. Затем — Московская консерватория, которую Александров закапчивает с высокой наградой— большой серебряной медалью у профессора С. Н. Василенко по классу композиции и у профессора У. Мазетти по классу сольного пения.
После окончания консерватории Александр Васильевич работает в старинном русском городе Твери, где со свойственной ему энергией развивает музыкально-просветительскую деятельность. Известность молодого музыканта растет, и можно считать закономерным, что в первый же год после Октябрьской революции его приглашают в Московскую консерваторию преподавать. Многие советские композиторы, теоретики, дирижеры до сих пор с великой благодарностью вспоминают своего учителя (в том числе и автор этих строк).

С этого времени талант Александра Васильевичи как композитора мужает и набирает силы. Он уже автор многих сочинений (среди них опера «Русалка», симфоническая поэма «Смерть и жизнь», симфония), однако лучшие композиторские достижения связаны с песней. Уже в двадцатые годы Александров обрабатывает русские народные песни, объединяя их в цикл. Полностью «Семь русских народных песен для смешанного хора» представлены в настоящем сборнике. В этих обработках композитор удивительно чутко и бережно подошел к народной основе и характеру каждой песни. Такие, как «Вниз по матушке по Волге», «Ехал пан», «Ах, не одна во поле дороженька», вошли в золотой фонд обработок народных мелодий для хора. Кроме упомянутого цикла в сборник включены народные песни для мужского хора — распевная «Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка» и знаменитая, с триумфом исполняемая на многих эстрадах мира «Калинка». К ним примыкает обработка песий эпохи гражданской войны «По долинам и по взгорьям», а также «Волжская бурлацкая» — этот удивительный образец авторской музыки, написанной в стиле народной песни.
Основополагающее значение в судьбе Александра Васильевича Александрова имела военная тематика, здесь он нашел себя не только как композитор, но и исполнитель. Организация Ансамбля песни н пляски Советской Армии (первоначально — Ансамбля красноармейской песни), вся последующая деятельность ансамбля явились блестящим подтверждением правильности выбранного пути в создании новых форм массового народного искусства. Сколь прозорлив был замечательный советский музыкант, свидетельствует небывалое распространение подобных коллективов в нашей стране. Почти двадцать лет продолжалось общение композитора со взращенным им музыкальным коллективом. И это были годы теснейшего творческого взаимопроникновения, содружества, давшего много замечательных хоровых сочинений самых разных жанров —от простых солдатских песен до развернутых музыкальных полотен. Недаром в 1946 году ансамблю было присвоено имя А. В. Александрова.

Дважды Краснознаменный ордена Красной Звезды академический ансамбль песни и пляски Советской Армии дал путевку в жизнь многим произведениям композитора. Еще и предвоенные годы всенародную известность получил «Гимн Партии большевиков», впервые исполненный ансамблем. Удивительно гармоничное сочетание широкой распевности с торжественным характером определило высокое предназначение этой музыки — впоследствии она была утверждена как музыка Государственного гимна СССР (слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана). Это сочинение открывает настоящий сборник.
Песней, окрылявшей советских воинов в борьбе против фашистских захватчиков, стала «Священная война», написанная совместно с поэтом В. Лебедевым-Кумачом. Исполненная в первые дни войны во время проводов советских бойцов па фронт, она потрясла слушателей споим мощным звучанием, строгой благородной красотой. Песня вырвалась за стены Белорусского вокзала и стала поистине народной.
Также в годы Великой Отечественной войны была написана и исполнена «Поэма об Украине» на слова О. Колычева, эта драматическая сцена для оркестра, хора и солиста баса, «посвященная освобождению украинской земли от фашистов.
В настоящий сборник, приуроченный к 100-летию со дня рождения народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР, доктора искусствоведения, профессора, генерал-майора Александра Васильевича Александрова, вошла лишь небольшая часть его творческого наследия. Однако представленные здесь образцы его песенно-хорового мастерства несомненно привлекут внимание руководителей самодеятельных и профессиональных хоров, преподавателей и учащихся различных музыкальных учебных заведений и многочисленных любителей музыки.

Вл. СОКОЛОВ, народный артист СССР,
лауреат Государственной премии им. М. И. Глинки,
лауреат премии Ленинского комсомола,
профессор.

Источник

Ноты, Аккорды — Александр Александров — Песни

Сборники с нотами композитора
Александра Александрова в pdf


А.В. Александров
Песни и хоры

с сопровождением баяна
“Воениздат”, 1965г.

Александр Васильевич Александров (1883—1946)—известный советский композитор, народный артист СССР, организатор и первый художественный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, профессор Московской Государственной консерватории.
Сборник открывается вступительной статьей о жизни и творчестве композитора

  • Александр Васильевич Александров. Вступительная статья А. Шилова
  • Святое Ленинское знамя. Стихи О. Колычева
  • Песня о Ленине. Стихи О. Колычева
  • Песня о Советской Армии. Стихи О. Колычева
  • Священная война. Стихи. В. Лебедева-Кумача
  • Поэма об Украине. Стихи О. Колычева
  • По долинам и по взгорьям. Стихи П. Парфенова
  • Забайкальская. Стихи С. Алымова
  • Песня 27-й Краснознаменной дивизии
  • Песня 2-й Приамурской дивизии. Стихи С. Алымова
  • Песня 11-й армии. Стихи С. Алымова
  • Песня к Родине. Стихи А. Шилова
  • Волжская бурлацкая. Стихи О. Колычева
  • Поморская песня. Стихи С. Алымова
  • Гей, по дороге
  • Гулял по Уралу Чапаев-герой
  • Калинка
  • Во поле березынька стояла
  • Всю-то я вселенную проехал
  • Сизый голубочек
  • Заповiт. Стихи Т. Г. Шевченко
  • Ой, да ты, калинушка
  • Ой, при лужку, при лужку
  • Семеро зятьев
  • Не шуми ты, мати зеленая дубравушка
  • Ах, не одна во поле дороженька
  • Утенушка луговая
  • Как во поле, поле
  • Волынка
  • Горы

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!


Александр Васильевич Александров
Обработки народных песен

для голоса, хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель А. Тищенко
“Советский композитор”, 1984г.
номер с6707к

Предлагаемое собрание русских и украинских народных песен в обработке Александра Васильевича Александрова — композитора, собирателя русского советского фольклора, профессора, основателя и бессменного руководителя прославленного Краснознаменного ансамбля — посвящено столетию со дня его рождения, которое отмечалось апреля года.
Неоценим вклад А. В. Александрова в дело собирания и обработок русских народных песен, песен гражданской войны. Его обработки — образец взыскательности и высокого художественного вкуса, творческой чуткости и способности выявить в песне заложенные в ней черты музыкального образа, стилевые особенности. И где бы ни выступал Александров со своим ансамблем— он всюду интересовался бытующими и войсках песнями, записывал их, тщательно обрабатывал.
А. В. Александров выполнил множество обработок русских народных песен. Круг интересов композитора в этой области широк: его привлекали песни исторические п молодецкие, бурлацкие, солдатские и рекрутские, песни крестьянского быта, В обработках композитора и в исполнении Краснознаменного ансамбля песни русского народа обрели второе дыхание и во многом обогатили репертуар советского хорового исполнительства. Особую привлекательность приобрели «Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка», «Ты взойди, солнце красное», «Вниз по матушке по Волге», ряд лирических песен: «Ноченька», «Сизый голубочек», «Калинка». Не обойдены вниманием веселые песни, плясовые и шуточные: «Канава», «Дуня-тонкопряха»; «Семеро зятьев», «Волынка» и другие.

Если в обработках русских народных песен у Александрова были замечательные предшественники —- русские классики — с их богатым опытом и мастерством, традиции которых унаследовали советские композиторы, то в обработках песен гражданской войны он выступал в качестве одного из «первопроходцев», задачей которого было отобрать наиболее ценное, найти способы обработок, в наилучшей степени раскрывающих песенный образ современника— героя гражданской войны.
Основным мелодическим источником песен гражданской войны были творчески переосмысленные напевы традиционных солдатских и казачьих песен, городских песен, возникших под воздействием передовой демократической поэзии XIX века, звучащие с новыми словами. Записанные от бойцов и командиров, от ветеранов гражданской войны («По долинам и по взгорьям» —в Киевском военном округе, «Гулял по Уралу Чапаев-герой» от Поповой М. А. —бойца знаменитой Чапаевской дивизии) песни эти имеют богатую историю.

Александров собрал и обработал для ансамбля около ста красноармейских песен. Первые обработки по преимуществу простые, рассчитанные на массовое исполнение, небольшой ансамбль. Однако в последующие годы композитор обращается к развернутым, более сложным формам. Художественный образ, естественно, получает в них широкий размах, масштабность, глубину. Для А. В. Александрова характерна развернутая «сквозная» композиция произведения, близка форме хоровой поэмы. В ней ощутимо влияние старой солдатской песни, с типичными чертами четкой маршевости, специфической формой многоголосия, имитациями и подчинением музыкальной ткани композиционному единству,
В совершенстве владея техникой современного хорового письма, он бережно излагает песенную ткань, стремясь не только сохранить первозданную прелесть песни, но и обогатить ее.

Гей, по дороге
Смело мы в бой пойдем
Мы красные солдаты
Паровоз
Мы—кузнецы
Расстрел коммунаров
По долинам и по взгорьям
Гулял по Уралу Чапаев-герой
Из-за лесу
Там, вдали за рекой
Вдоль по линии Кавказа
По морям, по волнам
Плещут холодные волны
Не вейтеся, чайки
По сибирским тайгам и долинам
Во кузнице
Черный ворон
Горы
Горы Воробьевские
Горы Кавказские
Ты взойди, солнце красное
Снеги белые, пушисты
Не белы то снеги
Ой, да ты, калинушка
Ах, не одна во поле дороженька
Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка
Вниз по матушке по Волге
Ноченька
Во поле березонька стояла
Сизый голубочек
Канава
Дуня-тонкопряха
Дунюшка-Дуня
Семеро зятьев
Засвистали козаченьки
Розпрягайте, хлопці, коні
Ой, при лужку, при лужку
Заповіт
Ой, хмелю
Гуляв чумак
Ой, у луві та щей при березі
Волынка
Машутка
Всю-то я вселенную проехал
Калинка

Скачать ноты

Источник

А.В. Александров — Песни и хоры

Ноты к песням для хора композитора Александра Александрова

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ АЛЕКСАНДРОВ

В тридцати километрах от Рязани, среди бескрайних раздолий, воспетых Есениным, находится небольшая, входящая ныне в объединенный колхоз «Путь Ленина» деревня Плахино. Здесь 13*(1) апреля 1883 года в бедной крестьянской семье родился Александр Васильевич Александров.
Его отец летом работал в деревне, зимой уходил на заработки в Петербург. Мать безвыездно жила в деревне. Всю жизнь оставалась неграмотной.

У будущего композитора в раннем детстве обнаружился звонкий голос и отличный слух. Мальчик быстро перенял у взрослых все песни, которые пелись на деревне, и вскоре прославился среди плахинцев как очень хороший исполнитель народных песен.
Александру было девять лет, когда его пение услышал приехавший в деревню земляк П. Заливухин. Он служил солистом хора в Казанском соборе в Петербурге. Столичный певчий уговорил Александровых отпустить их одаренного сына в Петербург, где мальчик был принят в хор Казанского собора. Руководитель хора В. Фатеев помогал музыкальному росту Александрова, содействовал поступлению его в регентские классы Петербургской певческой капеллы. Через два года плахинский юноша стал хормейстером.
В 1901 году он поступил в Петербургскую консерваторию. Однако вскоре принужден был временно прервать свое музыкальное образование. Оно завершилось лишь спустя двенадцать лет в Москве. Здесь в 1913 году Александров окончил консерваторию по двум специальностям — композиции (класс С. Н. Василенко) и сольному пению (класс У. Мазетти). Выпускнику была присуждена большая серебряная медаль.

В 1918 году Александров стал преподавателем, а спустя четыре года — профессором Московской консерватории. В двадцатых годах он возглавлял Московскую академическую капеллу, работал хормейстером в столичных театрах, в частях Красной Армии.
Яркий расцвет творческой деятельности Александрова начался в 1928 году, когда он принял предложение стать музыкальным руководителем Ансамбля красноармейской песни. Здесь Александру Васильевичу довелось сыграть большую роль не только в будущем становлении коллектива, но и в развитии советской музыкальной культуры тридцатых — сороковых годов.
С началом работы в Ансамбле биография его музыкального руководителя стала неотделимой от биографии коллектива. А после смерти Александрова (8 июля 1946 года) его имя навсегда осталось связанным с Краснознаменным ансамблем песни и пляски Советской Армии.

Талантливому руководству Александра Васильевича Краснознаменный, ансамбль обязан тем, что стал одним из лучших музыкально-хоровых коллективов нашей страны. Во главе с Александровым краснознаменцы совершили свои первые зарубежные поездки, прошедшие с триумфальным успехом. Они положили начало мировой известности Ансамбля, содействовали огромному распространению наших песен за границей, вызвали к жизни аналогичные коллективы песни и пляски в странах народной демократии.
Музыкально-общественная деятельность Александрова получила широкое признание. В 1937 году он стал народным артистом Союза ССР, а спустя шесть лет — генерал-майором. На его груди было три советских и два иностранных ордена. В память выдающегося музыкального деятеля учреждены стипендии его имени на хоровых факультетах консерваторий Москвы и Ленинграда.
В настоящее время творческие традиции, сложившиеся в Ансамбле при А. В. Александрове, успешно развиваются под руководством народного артиста СССР Б. А. Александрова.
Основное место в музыкальном наследии А. В. Александрова принадлежит песне.
В настоящем сборнике представлены обработки народного творчества и оригинальные песни композитора.
Художественной обработкой русских народных песен Александр Васильевич начал заниматься, уже будучи зрелым музыкантом. Хорошо зная народные песни, он учился их мастерской обработке на примерах Чайковского, Римского-Корсакова, Балакирева, Лядова. От них он перенял любовное и бережное отношение к творчеству родного народа.

Первые обработки многоголосых народных песен — «Ах, не одна во поле дороженька», «Горы», «Волынка» — были сделаны Александровым в 20-е годы и посвящены выдающемуся хормейстеру У. И. Авранеку. Московская академическая капелла под руководством А. В. Александрова с успехом исполняла эти произведения, вошедшие ныне в золотой фонд русской хоровой музыки.
В обработках Александрова сохраняется первоначальная красота русской песни; но подобно тому как художественная оправа подчеркивает красоту драгоценного камня, так вдумчивая обработка талантливого музыканта придает народной песне более совершенное звучание.
Долгое время внимание композитора привлекала только крестьянская песня. С началом работы в Ансамбле Александров стал записывать, обрабатывать и другие русские песни — армейские и революционные. Они ему были хорошо известны. Современник трех русских революций и гражданской войны, Александр Васильевич сам не раз певал эти песни, рожденные в дни великих событий. Руководитель ансамбля хорошо чувствовал «душу» солдатской и революционной песни. Он умел выбрать из них самое ценное, самое волнующее. Александровские записи, обработки и публикации песен того исторического времени способствовали спасению их от забвения новыми поколениями.
‘Александр Васильевич первым из советских музыкантов обратил внимание на дальневосточную партизанскую песню «По долинам и по взгорьям». Он записал ее 26 июня 1929 года в местечке Дарница иод Киевом. «С легкой руки» Александрова песня, исполненная Ансамблем красноармейской песни, приобрела широчайшую популярность в нашем народе, а потом полюбилась едва ли не всему миру. Она была своего рода гимном партизан Чехословакии, Болгарии,
Югославии, где новое поколение людей, привыкшее к «Партизанской» с детства, считало ее не русской, а своей родной песней.

Большое значение в композиторской деятельности Александрова имеют и ого оригинальные песни.
Из песен, созданных в довоенное время, особенно привлекает «Вспомним-ка, товарищи». Это была первая творческая удача Александра Васильевича. Навеянная интонациями старых русских солдатских песен, она сочетает в себе мужественную лирику с волевым характером, свойственным армейскому походному маршу.
Очень хороша «Волжская бурлацкая». Это песня — воспоминание о тяжелом труде бурлаков в старой России. На протяжении трех куплетов задумчивый и вместе с тем величественный напев песни растет и ширится, становится в финале выражением гневного протеста угнетенных.

В первые дни Великой Отечественной войны Александров написал песню, которую ждал народ. Это была «Священная война».Величественная, суровая, полная огромной внутренней энергии, песня укрепляла веру в наши неисчерпаемые силы, в нашу грядущую победу.

«Священную войну» сразу подхватил народ. Ее запели не только на фронте
и в тылу. Она звучала даже в фашистских лагерях смерти. В документальной повести В. Томина и А. Синельникова «Возвращение нежелательно» рассказывается, как однажды осенью 1943 года в лагере «Собибор», когда советские узники возвращались с работы, охранник приказал им петь песни (они нравились фашистам).
. Но казалось, никто не слышал приказа. Люди медленно шаркали подошвами и не поднимали глаз. Франц ворвался в колонну, хлестнул по плечу высокого парня:
— Пой, скотина!
Шубаев повернул к эсэсовцу угрюмое лицо и усмехнулся:
— Ладно. — Он набрал воздуха в легкие и хрипло, сперва тихо, потом громче запел;

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!

Заключенные оторопели, но быстро справились с собой. Советские люди пели вместе с Шубаевым. Некоторые из иностранцев, захваченные порывом, повторяли за ним незнакомые слова, и скоро в песню включилась почти вся колонна — полтораста человек.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война.

Так жила «Священная война» по ту сторону фронта. Она помогала советским узникам в самую страшную пору их жизни и своим суровым величием морально подавляла врагов нашей Родины.
К числу больших творческих удач Александрова следует отнести и его «Поэму об Украине».» Она была создана и впервые исполнена в конце 1942 года, когда вся Украина оказалась в далеком вражеском тылу, когда бои шли на Волге. Горе, постигшее Украину, переживала вся страна.

Лежащий в основе «Поэмы» напев известной народной песни «Реве та стогне Днiпр широкий» воспринимается как музыкальный образ Украины. На фоне этой мелодии певец-солист повествует о скорбных днях, переживаемых народом. В конце «Реве та стогне.» звучит как торжественный гимн будущей победы.

В тяжелые годь Великой Отечественной войны «Поэма об Украине» нередко вызывала слезы слушателей.
С тех пор прошло много лет. «Поэма» живет в репертуаре Ансамбля, продолжая волновать сердца не только советских, но и зарубежных слушателей.
Александров создавал свои песни в тридцатых и в первой половине сороковых годов. Это было нелегкое время. Вместе с песнями Дунаевского, Новикова, Соловьева-Седого, Блантера, Захарова и других композиторов песни Александрова стали «звучащими документами» двух больших эпох советского времени — начала строительства социализма и Великой Отечественной войны.
А. Шилов

Источник

Оцените статью