- Нотный архив Бориса Тараканова
- опера «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (1879)
- Девицы, красавицы (дуэт). Даргомыжский. Пушкин
- Сборник избранных произведений П.Чайковского
- П.И. Чайковский «Девицы-красавицы»
- девицы красавицы основной текст.doc
- Форму хора можно определить как простую трёхчастную с оркестровым вступлением..
- вступление А + В + А1 кода
- IV Исполнительский анализ
Нотный архив Бориса Тараканова
опера «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (1879)
Евгений Онегин — лирические сцены в 3 актах, 7 картинах Петра Ильича Чайковского, на либретто Константина Шиловского, по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина. Премьера состоялась 17 (29) марта 1879 года в Малом театре в Москве.
Опера написана на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Созданию оперы предшествовали длительные поиски оперного сюжета. В письме к композитору С. И. Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое» [2] . Сюжет был подсказан почти случайно певицей Е. А. Лавровской в мае 1877. В письме к брату М. И. Чайковскому композитор подробно описывает этот эпизод:
Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять „Евгения Онегина“»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина [3] . |
Опера создавалась достаточно быстро, композитор работал над ней в Москве, в Сан-Ремо, а также в Каменке и в Глебове. Либретто ему помогал создавать поэт К. С. Шиловский. 30 января (11 февраля) 1878 опера была вполне завершена, и Чайковский сообщает Н. Г. Рубинштейну: «Я кончил оперу совершенно. Теперь только переписываю либретто и, как только все будет готово, отправлю в Москву» [4] .
С самого начала работы над оперой композитор осознавал ряд трудностей, связанных с приспособлением пушкинского сюжета к оперному жанру. Прежде всего это касалось «несценичности» сюжета, отсутствия типовых для оперы конфликтов и сюжетных поворотов, а также необычным для оперы «современным» сюжетом. Кроме того, смерть одного из главных героев происходит в середине оперы, а не в конце; опера же в целом заканчивается не эффектными событиями и массовой сценой, а диалогом-объяснением двух действующих лиц. Однако это не останавливало композитора, поскольку искренность, живость и поэтичность пушкинских образов ему казалась важнее всех оперных условностей. В ответ на предполагаемую критику он писал:
Я не заблуждаюсь, я знаю очень хорошо, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки [5] |
Пусть опера моя будет несценична, пусть в ней мало действия! Но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня на это непреодолимо тянет. Я совершенно погружен в сочинение оперы [6] |
Мне кажется, что она [опера] осуждена на неуспех и на невнимание массы публики. Содержание очень бесхитростно, сценических эффектов никаких, музыка, лишенная блеска и трескучей эффектности… Я… писал «Онегина», не задаваясь никакими посторонними целями. Но вышло так, что «Онегин» на театре не будет интересен. Поэтому те, для которых первое условие оперы — сценическое движение, не будут удовлетворены ею. Те же, которые способны искать в опере музыкального воспроизведения далеких от трагичности, от театральности, обыденных, простых, общечеловеческих чувствований, могут (я надеюсь) остаться довольны моей оперой [7] |
Будучи убежденным в том, что публике будет трудно воспринимать это произведение на сцене, Чайковский обратился к П. И. Юргенсону с просьбой издать клавир оперы до её постановки, который действительно вскоре вышел в свет и был очень быстро раскуплен. Композитор писал:
Опера эта, мне кажется, скорее будет иметь успех в домах и, пожалуй, на концертных эстрадах, чем на большой сцене… Успех этой оперы должен начаться снизу, а не сверху. То есть не театр сделает её известной публике, а, напротив, публика, мало-помалу познакомившись с нею, может полюбить её, и тогда театр поставит оперу, чтобы удовлетворить потребность публики [8] |
Произведение оказалось очень дорого Чайковскому, он вложил в него много душевных сил, и ему жалко было отдавать его на сцену императорских театров.
Как опошлится прелестная картинка Пушкина, когда она перенесется на сцену с её рутиной и бестолковыми традициями [9] |
Почти сразу к опере пришёл триумфальный успех. Публика была очарована этой оперной интерпретацией пушкинского «романа в стихах» с её выразительнейшей музыкой.
Опера оказалась новым словом для оперного жанра, она утвердила в правах целую жанровую ветвь лирической оперы.
Источник
Девицы, красавицы (дуэт). Даргомыжский. Пушкин
Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения
Слова А. Пушкина Музыка А. Даргомыжского
Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки,
Разыграйтесь, девицы,
Разгуляйтесь, милые!
Затяните песенку,
Песенку заветную,
Заманите молодца
К хороводу нашему!
Затяните песенку,
Заманите молодца
К хороводу нашему!
Как заманим молодца,
Как завидим издали,
Разбежимтесь, девицы,
Разбежимтесь, милые,
Забросаем вишеньем,
Вишеньем, малиною,
Забросаем вишеньем,
Вишеньем, малиною,
Вишеньем, малиною,
Красною смородиной!
Забросаем, забросаем
Вишеньем, малиною,
Красною смородиной!
Не ходи подслушивать
Песенки заветные,
Не ходи подсматривать
Игры наши девичьи!
Разбежимтесь, девицы,
Забросаем вишеньем.
Не ходи подслушивать,
Не ходи подсматривать,
Не ходи подслушивать
Песенки заветные,
Не ходи подсматривать
Игры наши девичьи!
Источник
Сборник избранных произведений П.Чайковского
Чайковский ноты
Ноты к хорам, романсам, ариям, переложения для оркестров, ансамблей и солистов
Всесоюзный дом народного творчества им. Н.К.Крупской
Сборник избранных произведений П.И.Чайковского
для художественной самодеятельности
Хоры, романсы, арии, переложения для оркестров, ансамблей и солистов
составитель Ц.Рацкая
Москва, 1940г.
номер кл119
Седьмого мая 1940 года все народы Советского Союза отмечают столетие со дня рождения гениального русского композитора Петра Ильича ЧАЙКОВСКОГО. Творчество П. И. ЧАЙКОВСКОГО пользуется огромной любовью и популярностью в массах трудящихся нашей страны, в том числе у миллионов участников художественной самодеятельности.
Отмечая столетие со дня рождения П. И. ЧАЙКОВСКОГО, Всесоюзный Дом народного творчества им. Н. К. КРУПСКОЙ и Центральный Дом Красной Армии им. М. В. ФРУНЗЕ в помощь художественной самодеятельности выпускают настоящий Сборник избранных произведений П. И. ЧАЙКОВСКОГО, включив в него произведения для различных видов художественной самодеятельности, доступные для исполнения отдельными исполнителями и коллективами.
В Сборник вошли: романсы, арии, дуэты и произведения для женских и смешанных хоров в сопровождении фортепиано.
Помимо хоров из опер «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая Дама», включено также произведение для смешанного хора—«Соловушко»,— исполняемое без сопровождения (а капелла).
Из инструментальной музыки в Сборник включены: два сольных произведения для балалайки в сопровождении фортепиано, вторая часть первого квартета в переложении для квартета четырехструнных домр, произведения в переложении для оркестра домр и балалаек: вальс из оперы «Евгений Онегин», вальс и испанский танец из балета «Лебединое озеро».
Музыкальный отдел ВДНТ им. Н. К. Крупской
Отдел Красноармейской художественной самодеятельности ЦДКА им. М. В. Фрунзе
- РОМАНСЫ
- Соловей, сл. А. Пушкина
- Растворил я окно
- Хотел бы в единое слово, сл. Л. Мея.
- Не отходи от меня, сл. А. Фета
- Песня цыганки
- Колыбельная песня в бурю, сл. А. Плещеева
- АРИИ
- Песня Наталии из оперы «Опричник»
- Песня Томского из оперы «Пиковая дама»
- ДУЭТЫ
- В огороде возле броду, сл. Т. Шевченко
- Дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама»
- Дуэт Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин»
- ХОРЫ
- «Ну-ка, светик Машенька», из оперы «Пиковая дама»
- «Я завью, завью венок», из онеры «Мазепа»
- «Нету, нету тут мосточка», из оперы «Мазепа»
- «Болят мои скоры ноженьки», из оперы «Евг. Онегин»
- «Уж как по мосту, мосточку», из оперы «Евг. Онегин.»
- «Соловушко», сл. П. Чайковского
- БАЛАЛАЙКА С ФОРТЕПИАНО
- Русская пляска из бал. «Лебединое оаеро» перед. И. Балмашова.
- «Аллегро из бал. «Лебединое озеро», перел. И. Балмашова
- КВАРТЕТ ДОМР
- Анданте кантабиле, из первого квартета, перел. Н. Розова
- ОРКЕСТР СТРУННЫХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
- Вальс из оперы «Евг. Онегин» инстр. И. Балашова
- Вальс из бал. «Лебединое озеро», инстр. Н. Розова
- Испанский танец из бал. «Лебединое озеро», инстр. И. Балмашова
Скачать ноты
Источник
П.И. Чайковский «Девицы-красавицы»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 16:59, реферат
Краткое описание
Биография русского композитора, дирижера Чайковского. История создания романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Анализ литературного текста произведения, его воплощение в музыке. Раскрытие музыкальной формы произведения, анализ мелодии, гармонии, метроритма, темпа, фактуры и всех других выразительных средств, которые использовал композитор.
Прикрепленные файлы: 1 файл
девицы красавицы основной текст.doc
II Музыкально-теоретический анализ
После анализа литературного текста переходим к раскрытию музыкальной формы произведения, к анализу мелодии, гармонии, метроритма, темпа, фактуры и всех других выразительных средств, которые использовал композитор.
Форму хора можно определить как простую трёхчастную с оркестровым вступлением..
вступление А + В + А1 кода
24 (8 + 8) (12+10) (8+8) 24
Вступлеие – оркестровый эпизод. он вводит в атмосферу беззаботности и спокойстия. Первая часть – А – это квадратный период неповторного строения, состоящий из 2х предложений. В нём слышны запев и припев. Повторность возникает благодаря сохранению ритмического рисунка и синтаксиса мелодии первого предложения, хотя звуковысотный контур меняется.
Вторая часть – В –это период неквадратного и неповторного строения. Первое предложение – самостоятельное музыкальное построение, носящее характер разработки, которое можно разделить на два раздела.
Кода– это построение, которое следует после заключительного каданса и выполняет роль заключения. Оно довольно развёрнуто, и равно по величине вступлению.
Основная тональность – А-dur, есть отклонение в H-dur, h-moll. В Отклонения происходят в помощью аккордов доминантовой группы.
Анализируя гармонию хора, можно заметить, что композитор не использует сложных гармонических сочетаний, и опора хора – аккорды основных ступеней лада, а также основные септаккорды – II, VII, IV ступеней и D7.. Как уже писалось выше, вторая часть – модулирующая и модуляции происходят с помощью септаккордов 7 ступени, это придаёт музыкальной ткани некоторую остроту. Заканчивается второе предложение второй части – совершенной каденцией. После которой – модулирующее дополнение, где модуляция осуществлена с помощью доминанты. В заключительной каденции опущено кадансовое трезвучие, как и в заключительной каденции первой части.
Особым средством выразительности в этом произведении является хоровая фактура. Композитор активно использует гомофонно-гармонический склад.
В такой фактуре все голоса двигаются в едином ритме, а основная мелодия находится в верхнем голосе. Иногда партия альтов двигается в самостоятельном ритмическом, мелодическом и текстовом движении, что указывает на полифоничность фактуры.
Начинается произведение терцовым созвучием, которое звучит как свойственная народной песне подголосочность.. Далее фактура постепенно разрастается и переходит в трёх-четырёхголосные полнозвучные аккорды. В гомофонно-гармонической фактуре с элементами подголосочности написан а весь хор
В последних тактах композитор использует выдержанные звуки в различных голосах, растягивая фактуру, и делая её более значительной.
Обратимся к мелодической организации хора. Мелодия широкая и охватывает диапазон октавы. Начинается восходящим ходом по звукам тонического трезвучия, после которого мелодия поднимается вверх, в ней присутствуют скачки на ч4 и ч5 в восходящем и нисходящем движении. С точки зрения мелодии интересна партия альтов, в которой присутствуютскачки на октаву.
Основной темп – allegro moderato (умеренно скоро) – умеренный темп, и в тоже время довольно подвижный. Размер произведения – 3/4. Автор не использует ни изменения темпа ни размера. Это делает хор цельным.
Интересна ритмическая организация хора. Она, как и другие средства музыкальной выразительности, следует за образом: описывая хоровод, автор в основном использует четверти, восьмые и пунктир (четверть с точкой и восьмая). Вся ритмическая сторона основана на затактовом движении, в котором заложен определённый импульс.
Говоря о динамическом плане произведения, следует заметить, что он довольно разнообразен, хотя композитор подробно указывает на динамические оттенки только в партии оркестра, у хора мы можем наблюдать следующий динамический план:
Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, \
Разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые!
Затяните песенку, песенку заветную,
Заманите молодца, к хороводу нашему.
Как заманим молодца, как завидим издали,
Разбежимтесь, милые, закидаем вишеньем,
Вишеньем, малиною. красною смородиной.
Не ходи подслушивать песенки заветные, \
Не ходи подсматривать игры наши девичьи.
Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, \
Разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые!
Затяните песенку, песенку заветную,
Заманите молодца, к хороводу нашему.
Как заманим молодца, как завидим издали,
Разбежимтесь, милые, закидаем вишеньем,
Вишеньем, малиною. красною смородиной.
Не ходи подслушивать песенки заветные, \
Не ходи подсматривать игры наши девичьи.
Анализируя динамику, можно заметить, что композитор использует как подвижные, так и неподвижные нюансы. Динамический план тесно связан с хоровой фразировкой: все фразы начинаются тихо, постепенно разрастаясь динамически, а после кульминации наступает спад.
III Вокально-хоровой анализ
Произведение «Девицы, красавицы» написано для четырёхголосного женского хора.
сопрано I: ми 1октавы – соль 2 октавы
cопрано II: ми 1 октавы – соль 2 октавы
альт I: си малой октавы – ре 2 октавы
альт II: си малой октавы – ре 2 октавы
общий диапазон хора: си малой октавы – ми 2 октавы
Анализируя диапазоны партий можно заметить, что все партии написаны в удобных тесситурных условиях, крайние звуки диапазона использованы эпизодически, в кульминационных моментах. В основном на протяжении всего звучания партии находятся в рабочем диапазоне.
Важной стороной вокально-хорового анализа является обращение к вопросам частного и общего ансамбля. Работая над частным ансамблем, исполнители добиваются не только единства технических приёмов, но и выполнения нюансов, находят единые градации соподчинённости выразительных средств: в одних случаях ведущим становится вокализация мелодии (примером служат мелодическая линия партии сопрано), в других – подчёркнутый ритм (имитационные вступления голосов, такты, где у каждой партии свой ритмический рисунок), в третьих – произношение поэтического текста (в партии II альтов встречается самостоятельная подтекстовка, требующая отдельной проработки). В частном ансамбле также намечается единый эмоциональный тонус исполнения. Частный ансамбль предусматривает абсолютное единство, слитность голосов в унисонном звучании. В общем ансамбле, при соединении унисонных групп возможны разнообразные варианты соотношения силы звука (в полифонических моментах необходимо выделить тематические вступления голосов), тембровых красок, характера произношения текста.
Обращаясь к вопросам ансамбля в этом произведении необходимо остановиться на метроритмическом, дикционном и динамическом ансамбле.
Метроритмический ансамбль потребует от исполнителей точной и выверенной внутридолевой пульсации, которая позволит не сокращать выдержанные длительности, и не ускорять начальный темп. Этого требует гармоническое изложение, где все партии должны переходить с аккорда на аккорд максимально точно. Это касается и дикционного ансамбля. Трудность представляют согласные звуки на стыке слов, которые должны быть произнесены слитно со следующим словом.
Так же должно быть организовано и ритмически и дикционно начало каждой фразы, где вступление происходит точно в первую долю (четверная с точкой). Важное значение в этом произведении имеет динамический ансамбль. В имитационных моментах потребуется искусственный ансамбль, который позволит максимально выразительно выстроить полифоническую ткань произведения. Партии, находящиеся на первом плане, должны быть выделены, а остальные должны быть отведены на второй план. С точки зрения динамического ансамбля интересны также унисонные моменты, где потребуется уравновешенное и единое по тембру хоровое звучание.
Рассмотрим сложности хорового строя. Хоровая практика выработала определённые правила интонирования ступеней мажорного и минорного лада. Впервые эти правила были систематизированы П. Г. Чесноковым в книге «Хор и управление им». Интонирование должно строится на ладовой основе, на осознании ладовой роли звуков: III ступень мажорной тональности должна интонироваться с тенденцией к повышению, особенно в движении по звукам тонического трезвучия в нисходящем движении, «подтягивания» также потребуют альтерированные ступени, с помощью которых совершаются модуляции. В мелодическом строе также важно точное интонирование чистых интервалов – кварт и квинт.
Внимание хормейстера в этом произведении должно быть обращено на выстраивание унисонов, что вызывает определённые трудности у певцов. В гармоническом строе – работа должна вестись над выстраиванием консонансных интервалов. Сложность представляет интонирование модулирующих аккордов.
Произведение «Девицы, красавицы» — является классической хоровой партитурой и требует большей прикрытости, округлости звука, исполнителям необходимо выработать единую манеру формирования звука и тембра.
IV Исполнительский анализ
На основе музыкально-теоретического и вокально-хорового анализа можно сделать исполнительский анализ произведения.
Агогика в этом хоре тесно связана с фразировкой и кульминациями, на которые указывает как динамический план, так и звуковысотная линия (в кульминационных моментах она достигает более высокой тесситуры. С фразировкой тесно связано певческое дыхание, которое должно быть точно организованным: в начале – цепным, а в конце точно выверенным, особенно на аккордах обрамлённых паузами.
Основной вид звуковедения – легато, этот штрих требует от исполнителей пения от слога к слогу без нарушения единой линии, без перерыва или толчка. Несмотря на изменение высоты звука и различие в произношении гласных и согласных, расчлененность смежных звуков и слогов должна быть минимальной. Для этого необходимо, чтобы гласные пропевались возможно протяженнее, а произношение согласных было бы предельно точным и быстрым. Штрих станет более подчёркнутым во конце произведения, а также в 11 такте на словах «и не страшится бурь», то есть близким к нон легато. Композитор не вводит особенных штриховые указаний, поэтому исполнителю потребуется решить вопросы штрихового разнообразия самостоятельно.
Для исполнителей важна также тембровая окраска звука, с помощью которой можно разнообразить куплетную форму: тембр может быть немного приглушённым в первом разделе и светлым, просветлённым в заключительной части.
Обратимся к вопросам хоровой дикции, важной особенностью которых является использование всеми певцами хора единых правил и приемов артикуляции. Назовем некоторые из них.
- Красивое, выразительное звучание гласных обеспечивает красоту вокального звука, и наоборот, плоское звучание гласных приводит к плоскому, некрасивому, невокальному звуку.
- Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к
которым они примыкают. Невыполнение этого правила
ведет в хоровой практике к так называемым «подъездам», а иногда и к нечистому интонированию.
Для исполнительского анализа также важно рассмотреть задачи, стоящие перед дирижёром и определение этапов работы над произведением с исполнительским коллективом.
Работая с данным хором, дирижёр должен владеть следующими приёмами. Точный показ приготовленного ауфтакта, для организации вступления хора в начале произведения и в дальнейшем, чтобы организовать вступление каждой группе хора на новую фразу.
Следующий необходимый ауфтакт – комбинированный. С помощью него будут организованы стыки между частями. В комбинированном ауфтакте важно точно показать снятие и перейти ко вступлению.
Большое значение имеет разделение функций рук, так как дирижёру нужно одновременно решать несколько исполнительских задач, например, показ длинной ноты (левая рука) и поддержание пульса (правая рука). Левая рука также будет в процессе исполнения решать динамические и интонационные задачи.
Основной вид звуковедения – легато, требующее от дирижёра собранной и мягкой кисти, точного показа дирижёрской точки и плавного междольного ауфтакта.
От дирижёра потребуется точное представление всех исполнительских задач (они были описаны выше), которые он сможет решить в процессе дирижирования с помощью дирижёрской техники.
Это хоровое сочинение П. И. Чайковского – прекрасный образец произведения для женского хора, так как композитор с помощью музыкальных средств выразительности создал настоящую хоровую песню, близкую народным хороводным песням. Произведение «Девицы, красавицы» может стать украшением репертуара женского хора или подготовленного старшего детского хора, обладающего навыками исполнения различных штрихов и богатой динамической и тембровой палитрой, так как удобные тесситурные условия и ясность формы, делает этот хор доступным как для исполнения, так и для восприятия слушателем. Задача дирижёра – раскрыть художественное содержание и эмоциональное настроение хора.
Источник