Хор как назвать такое ноты
Хор (др.-греч. χορоς — толпа) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.
Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.
Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).
Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella (капелла).
Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий. Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем, а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под китару, также игравшую в унисон с хором.
Раннее христианство переняло античную традицию, и до X—XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении — до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение — хоры монашек).
Типы хоровых коллективов
Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы — женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные;
смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
хор мальчиков и юношей — состоит из тех же четырех основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов — низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
мужской хор — состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) еще более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
женский хор — состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
детский хор — состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.
Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.
С точки зрения манеры пения различают:
академические хоры — поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
народные хоры — поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.
Виды хорового пения
По количеству участников различают:
вокально-хоровой ансамбль — от 12 до 20 участников;
камерные хоры — от 20 до 30-50 участников;
средние хоры — от 40 до 60-70 участников;
большие хоры — от 70 до 120 участников;
сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.
Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), церковные и учебные хоры.
Хоровое пение является одним из основных видов музыкально–практической деятельности учащихся на уроках музыки в начальной школе. В условиях массового музыкального образования и воспитания оно выполняет несколько функций.
Во–первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми музыкальными сочинениями, получают представления о музыкальных жанрах, их интонационно–образных особенностях, осваивают некоторые черты фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов.
Во–вторых, хоровое пение на уроках решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует объем певческих умений и навыков, необходимых для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения.
В настоящее время появляются новые методики вокально–хорового воспитания детей, основанные преимущественно на использовании грудного звучания голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д. Е. Огороднов и его последователи. Своей главной задачей данная методика ставит бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей. По мнению Огороднова, современная методика музыкального воспитания должна быть комплексной, чтобы развивать все задатки творческих способностей учащихся, в том числе их музыкальные способности, интеллектуальную и эмоциональную активность. Обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством воспитания и развития.
Используя хоровое пение как средство музыкального воспитания учащихся, хормейстер ставит перед собой следующие дидактические задачи:
развивать у детей интерес и любовь к хоровому пению;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке;
формировать художественный вкус;
развивать певческий голос: формировать красивое, естественное звучание, расширять диапазон;
прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения;
всесторонне развивать музыкальный слух – мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый.
Церковный хор
Певцы существовали с первых времен церкви, от епископа они получали посвящение — хиротесию на своё служение. Певцы принадлежавшие к клиру, вследствие чего их имена включали в список церковнослужителей (греч. εν τψ κανόνι), почему их и называют каноническими певцами (греч. κανονικοί ψάλται, лат. canonici cantores). Чин поставления в церкви канонического певца был тот же, что и для поставления чтеца. В ряде канонов Православной церкви упоминаются певцы, согласно 26 правилу святых апостолов, певцы могли вступать в клир безбрачными, согласно 75 правилу Трулльского собора, певцы во время пения не должны употреблять бесчинных воплей, не должны вынуждать из себя противоестественного крика, и не вводить ничего несообразного и несвойственного церкви, но с великим вниманием и умилением приносить псалмопение Богу, назирающему сокровенное; согласно 15 правилу Лаодикийского собора кроме певчих, которые входили на амвон и пели по книге мирянам не разрешалось петь в церкви .
Певчие составляют церковный хор, который находится на клиросе. В больших храмах во время богослужения — два хора: левый и правый, что позволяет петь антифонно. Старший певчий, который руководит хором, называется — головщик или регент; певец, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поёт хор носит название — канонарх. В Константинопольской православной церкви в средние века существовала должность первого канонарха, который назывался — протоканонарх.
Источник
Хоровые ноты для детей
И. Дунаевский, сл. В. Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная»
(«Песня о Родине»). Скачать ноты
А. Пахмутова, сл. Н. Добронравова: «Герои спорта». Скачать ноты
М. Глинка, сл. С. Городецкого: «Славься». Скачать ноты
И. Дунаевский, сл. М. Матусовского: «Летите, голуби». Скачать ноты
А. Островский, сл. Л. Ошанина: «Пусть всегда будет солнце!». Скачать ноты
А. Пахмутова, сл. Н. Добронравова: «Хор хороший». Скачать ноты
Д. Шостакович, сл. Е. Долматовского: «Родина слышит». Скачать ноты
В.Шаинский сл. М.Матусовский: «Что тебе снится, крейсер «Аврора». Скачать ноты
Ю.Чичков, сл. М. Пляцковского: «Дружат дети на планете». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. В. Калистратова: «Уж ты сад». Скачать ноты
Ю.Чичков, сл. К. Ибряева: «Солдатские звезды». Скачать ноты
Г. Свиридов, сл. С. Есенина: «Отчалившая Русь». Скачать ноты
Ю.Чичков, сл. М. Пляцковского: «Детство — это я и ты». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. В.Соколова: «Я пойду ли, молоденька». Скачать ноты
Е.Дрейзин, сл. А. Безыменского, обр. В. Соколова: «Березка». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. А. Лядова: «Во лузях». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. А. Лядова: «Ты река ль моя». Скачать ноты
Д. Кабалевский, сл. Р. Рождественского: № 8 из «Реквиема» «Наши дети»: Скачать ноты
С. Рахманинов, сл. Н.Некрасова «Славься!» из цикла «Шесть хоров для детских голосов». Скачать ноты
Кубанская казачья песня в обр. В.Захарчеко: «Да в саду дерево цветет». Скачать ноты
Е.Подгайц, сл. А. Пушкина «Москва… как много в этом звуке». Скачать ноты
В.Гаврилин, сл. А.Шульгиной «Мама». Скачать ноты
М.Глинка, сл. Н.Кукольника — «Попутная песня» из вокального цикла «Прощание с Петербургом». Скачать ноты
А. Пахмутова: «Орлята учатся летать». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. В. Попова: «Коляда». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. В. Попова: «Шел, прошел месяц». Скачать ноты
Украинская народная песня в обр. М. Леонтовича: «Щедрик». Скачать ноты
А. Абов: «Не знаю, когда прилетел соловей. » Скачать ноты
А. Алябьев: «Зимняя дорога» Скачать ноты
А. Варламов: «Вдоль по улице» Скачать ноты
Д. Васянович «Бабочка» Скачать ноты
Д. Васянович «Весенний дождь» Скачать ноты
А. Волгина, «Гимн душе» Скачать ноты
Г-Ф. Гендель, «Слава Тебе!» Скачать ноты
В. Лукашевичус. русская народная песня «Ах ты, степь широкая», обработка Скачать ноты
А. Любимов, «Хвалите Имя Господне» Скачать ноты
А. Любимов, русская солдатская песня «Песнь о Вещем Олеге», обработка Скачать ноты
Л. Марченко, «Это музыка» Скачать ноты
В.-А. Моцарт, «Репетиция концерта» Скачать ноты
Русская народная песня, Ах вы, сени
Сборник народных песен для детского хора, Весёлый хоровод
Источник
Как появились названия нот?
Происхождение названий нот и развитие нотации вообще – это очень интересная история. Дело в том, что знакомые нам слоговые названия – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ впервые появились лишь в эпоху Средневековья в XI веке. Значит ли это, что раньше никаких нот не существовало вовсе? Совсем нет.
Ранее в европейской музыке были распространены, например, буквенные обозначения звуков – сначала на основе греческого, а затем латинского алфавита. Но буквы совсем неудобно петь вслух, а кроме того с помощью букв было трудно записать многоголосное сочинение для хора.
Впрочем, певчие в хоре предпочитали совершенно другой способ записи музыки. Они записывали мелодии специальными значками, которые назывались НЕВМЫ. Невмы представляли собой всякие крючки и завитушки, которые помогали певцам вспоминать те песнопения, которые они уже знали наизусть.
Невмами, увы, нельзя было зафиксировать мелодию точно, они лишь приблизительно указывали общий характер и направление мелодического движения (например, двигаться вверх или вниз). А ведь всю музыку не удержишь в памяти? А музыки певчим церковных хоров приходилось разучивать много. В церкви ведь отмечается много разных праздников, и для каждого праздника были свои песнопения, свои мелодии. Нужно было искать какой-то выход…
Изобретение линейной нотации
И выход был найден. Правда, не сразу. Сначала придумали такую вещь. Над некоторыми невмами ставили буквы, то есть их высоту, таким образом, как бы уточняли. Но от этого записи становились громоздкими, тексты песнопений, невмы и буквенные обозначения нот перемешивались между собой, мельтешили перед глазами. Многие признавали такую систему записи неудобной.
Великое открытие совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии. Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре. А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.
Со временем невмы превратились в квадратные ноты. Читать такие ноты было гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным. А самим нотам были присвоены новые названия. И снова эта заслуга принадлежит Гвидо Аретинскому.
Как появились слоговые названия нот?
Гвидо Аретинский, или как его еще иногда называют Гвидо из Ареццо, заимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю. В этом латинском гимне певцы восхваляют известного святого и просят, чтобы он очистил их уста от греха, чтобы они могли чистыми голосами славить его чудеса.
Однако для нас больший интерес представляет не содержание гимна, а его музыкально-поэтическое строение. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей. Так получилось, что шесть первых строк начинаются с шести разных нот. Эти шесть нот получили названия по первым слогам текста каждой строчки гимна.
Давайте, наконец, с текстом этого гимна познакомимся:
Ut queant laxis
Re sonare fibris
Mi ra gestorum
Fa muli tuorum
Sol ve polluti
La bii reatum
S ancte I oannes
Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог. Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Впрочем, никто до сих пор не может эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть.
А название седьмой ступени звукоряда – СИ – тоже появилось немного позднее. Оно сложилось из начальных букв слов Святой Иоанн, то есть из седьмой строки текста того же самого гимна. Вот такая вот история.
Кстати, мы с вами имеем возможность и посмотреть на нотную запись того самого средневекового гимна, от которого образованы названия нот, и даже можем его послушать.
Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот
В последнее время в Интернете, в частности, на сайте ВКонтакте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот совсем другие. А именно:
Вы, дорогие читатели, как носители света истины теперь знаете точно, что эта теория неправильная, поэтому не должны допускать заблуждения на этот счет. А кроме того вы можете рассказать другим, как дело обстоит на самом деле. Причем можете сделать это прямо сейчас, если поделитесь ссылкой на эту статью на своей страничке какой-либо из социальных сетей. Все-таки мир должен знать правду!
Источник