Хор проводы масленицы ноты

Проводы масленицы из оперы «Снегурочка» [Ноты] : Для смешан. хора с фп. / Ред. А. Сапожников

О произведении

Другие книги автора

Интермеццо из оперы «Царская невеста» Российская государственная библиотека для слепых

Хоры : из опер в сопровождении фортепиано в 4-х выпусках Белгородская государственная уиверсальная научная библиотека

Романсы [Ноты] : для голоса с фп. / ред. Р. Рустамов Псковская областная универсальная научная библиотека

Романсы : для голоса в сопровождении фортепиано Белгородская государственная уиверсальная научная библиотека

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Chaykovskiy_Provody_maslenitsy

Аннотация по дирижированию

Петр Ильич Чайковский

(Музыка к сказке А. Н. Островского)

Хор провожания масленицы

Гашурина Михаила 9 – класс

Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893)

Родился 7 мая 1840 г. в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск,

Удмуртия) в семье горного инженера. В 1850 г. семья переехала в Петербург, и Чайковский поступил в Училище правоведения, которое окончил в 1859 г.

Он получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Но любовь к музыке оказалась сильнее — в 1862 г. юноша сдал экзамены в только открывшуюся тогда Петербургскую консерваторию. В 1863 г. он оставил службу, а после окончания с серебряной медалью консерватории (1866 г.) был приглашён занять должность профессора в Московской консерватории.

В 1866 г. Чайковский написал Первую симфонию («Зимние грёзы»), в 1869 г. — оперу «Воевода» и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», в 1875 г. — знаменитый Первый фортепианный концерт, в 1876 г. — балет «Лебединое озеро».

В конце 70-х гг. композитор пережил тяжёлый душевный кризис, связанный с неудачной женитьбой, в 1878 г. оставил преподавание. Тем не менее именно в этот год было создано одно из лучших его произведений — опера «Евгений Онегин» на сюжет А. С. Пушкина.

Настоящей вершиной стала опера «Пиковая дама» (1890 г.), также на сюжет Пушкина. В 1891 г. Чайковский написал свою последнюю оперу «Иоланта». Сочинял он и музыку к балетам: «Спящая красавица», 1889 г.; «Щелкунчик», 1892 г. Взлёт Чайковского – симфониста явлен в его Шестой симфонии (1893 г.).

Постоянно обращался композитор и к малым формам. Он автор 100 романсов, которые являются жемчужинами вокальной лирики, а также более чем 100 фортепианных пьес (в их числе циклы «Времена года», 1876 г., и «Детский альбом», 1878 г.). Творчество Чайковского было высоко оценено ещё при жизни — в 1885 г. он был избран директором Российского музыкального общества, в 1892 г. стал членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств, в 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета.

Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, где в 1892 г. приобрёл дом (с 1894 г. музей композитора).

Скончался 6 ноября 1893 г. в Петербурге.

Александр Николаевич Островский (1823 – 1886)

А. Н. Островский родился в обеспеченной семье москов­ского чиновника. Его отец служил в судебном ведомстве и за­нимался частной адвокатской практикой среди купечества. Получив домашнее образование, А. Н. Островский сразу по­ступил в 3-й класс 1-й Московской гимназии, окончил ее с от­личием и без экзамена был принят на юридический факультет Московского университета. Однако курса не окончил, так как по настоянию отца поступил в коммерческий суд, где прослу­жил 8 лет. Произведение, которое принесло А. Н. Островскому пер­вый успех, — комедия «Свои люди — сочтемся» (первоначальное название «Банкрот»). «Лучшим произведением среди написанных А.Н. Островским в период сотрудничества с «Москвитянином» была комедия «Бедность — не порок». В ней изображена семья бо­гатого купца, который решил жить не по старым, патриархаль­ным законам, а по новым, модным правилам. Он вдруг забыл, что он сам выел из мужиков. Гордыня, обуявшая его, не позволяет благословить брак влюбленных — дочери Любови с бедным при­казчиком Митей. Постепенно глава семьи превращается в само­дура, не внимающего никаким советам, и желает выдать замуж дочь за не любимого ею и злого старика. Заслуги Островского как общественного деятеля: он орга­низовал Московский артистический кружок и Общество русских драматических писателей и композиторов. А. Н. Островский со своими «пьесами жизни» сумел от­крыть генеральный драматический конфликт эпохи, сумел обна­ружить новую природу драматизма, заключенную в реальных общественных противоречиях времени.

Снегурочка («Весенняя сказка») — пьеса-сказка в четырех действиях с прологом Александра Островского. Напечатана в журнале «Вестник Европы», №9, 1873 г.

Окончена драматургом 31 марта 1873 г. В первый раз поставлена в Москве, на сцене Большого театра, 11 мая 1873 г., в бенефис артиста Живокини. Композитором П.И. Чайковским была написана к «Снегурочке» музыка. В Петербурге, на сцене Александринского театра, постановка состоялась лишь 27 декабря 1900 г., в бенефис артиста Варламова.

В 1881 г. композитор Н.А. Римский-Корсаков написал на текст пьесы оперу «Снегурочка». Опера поставлена в Петербурге 29 января 1882 г., в бенефис хора; в Москве, на сцене частного оперного театра — 8 октября 1885 г. На сцене Большого театра в Москва постановка состоялась 26 января 1893 г.

В основе сюжета русская народная сказка, почерпнутая Островским из второго тома «Поэтических воззрений славян на природу» (1867) А. Н. Афанасьева.

Бермята, ближний боярин.

Елена Прекрасная, его жена.

Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева.

Мураш, богатый слобожанин.

Купава, молодая девушка, дочь Мураша.

Масляница — соломенное чучело.

Бобылиха, его жена.

Радушка, слободская девушка.

Малуша, слободская девушка.

Берендеи, всякого звания, обоего пола и всякого возраста.

Бояре, боярыни, гусляры слепые, скоморохи, отроки, бирючи, гудочники, волынщики, свита царя.

Слобожане: старики, старухи, парни и девки.

Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие.

Свита Весны, цветы.

Сюжет «Снегурочки» основан на фольклорных мотивах. Действие пьесы происходит в сказочной стране — царстве Берендея. Здесь люди живут не по писаным уложениям, но по законам совести и чести. Мудрый Берендей печется не о богатстве и власти — он заботится о своем народе. И когда обманутая Мизгирем Купава обращается к царю-защитнику с просьбой наказать обидчика, государь велит его прогнать. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека.

Главная героиня сказки Снегурочка, дочь Мороза и Весны, поражает своей красотой, но в ее сердце — холод. Долгое время Снегурочка прожила в лесной глуши, под надзором сурового отца. Но девушке хочется жить среди людей, участвовать в девичьих забавах, слушать чудесные песни пастуха Леля. Сердце сказочной девы еще не знает любви и других теплых человеческих чувств, но чарующий мир берендеев уже завлек ее: только здесь, считает Снегурочка, ей удастся обрести счастье.

Произведение написано для смешанного хора с солистом и оркестром.

Форма произведения – трёхчастная.

Первая часть начинается с tutti, на первую долю одновременно вступают все партии хора и оркестр. Первая часть состоит из шести куплетов с припевом. Темп moderato, яркое звучание в динамике forte, аккордовая фактура и мажорная светлая тональность A-dur придают этой части радостный характер. Оркестр дублирует хор.

Далее идёт припев. Перед каждой репликой “Прощай, Масленица ” на первую долю вступают только деревянные духовые инструменты.

В конце куплета и до конца части у оркестра идёт как бы проигрыш.

Во второй части тональность меняется на d-moll. Она начинается со вступления оркестра в унисон на вторую долю. Оркестр играет тихо, в нюансе piano, темп меняется на более медленный, по сравнению с предыдущей частью – andante, за счёт чего сразу виден более печальный характер.

Далее вступает один солист – запевала (тенор). Его мелодия звучит в народном духе.

На последнюю долю фразы солиста вступает хор. Он в точности повторяет отрывок мелодии солиста (на слова “встречать-привечать”).

Далее опять же поёт один солист. Смысл его слов подходит для темпа и нюанса этой части. Поёт солист как бы с лёгкой усталостью.

На следующий такт после окончания фразы солиста вступает женский хор, продолжая фразу солиста с теми же оттенками характера. На следующий такт после вступления женского хора вступает и мужской хор, сохраняющий всё тот же “усталый” характер.

После окончания фразы хора снова вступает солист. Характер исполнения меняется на более позитивный, шутливый. В помощь этому приходит нюанс mf.

Пока солист ещё допевает последний такт вступает хор (без сопрано) и оркестр. Их нюанс так же mf. Оркестр дублирует хор. На второй такт после вступления вступают и сопрано. Их вступление звучит более мелодично, чем остальные голоса и оркестр. Видно, что в этом фрагменте ведётся фраза к чему то.

И в следующий миг фраза достигает своего пика. Вступает только хор, но в нюансе forte. Этот фрагмент длится два такта.

После этого на первую долю вступает оркестр, но уже в нюансе piano. На вторую долю этого же такта вступает весь хор, в том же нюансе. В следующем такте оркестр останавливается на тоническом трезвучии. На третью долю этого же такта останавливается и хор. На последнем аккорде у оркестра и хора стоит фермата.

После снятия хора и оркестра, на следующий такт (на вторую долю) вступает оркестр. Он идёт октавами, что наводит на мысль, что это ещё не конец. Этот отрывок длится два такта, а на последнем аккорде стоит фермата. Эти два такта хор молчит

Далее начинается третья часть. Тональность меняется D-dur. Размер меняется на 2/4. Темп allegro vivo. Нюанс piano, но есть crescendo. Первые четыре такта играют скрипки. Они начинают играть на вторую часть первой доли. Первый такт играется одна нота, во втором появляется секунда. В третьем такте мы видим уже часть какого то аккорда. Только в четвёртом такте выстраиваются уже все ноты, и мы видим уже полный сложившийся аккорд V65. В пятом такте так же как и скрипки вступают виолончели. Они идут октавами, по хроматизму, складывая аккорды, вместе со скрипкой, конечно: V7 неп, VI7 6 , VII2 6 /II(к ми минору), V65, I53, VII7/II (к ми минору), V43.

С каждым тактом нарастает динамика, и к последнему такту этого эпизода чувствуется, что сейчас будет что-то грандиозное и вдруг вступает весь хор и оркестр. С начального нюанса этой части, piano c crescendo достигает forte. Пение хора построено на перекличке аккордов тоники и субдоминанты. Хор наполнен оживлённым характером. Музыка даже становиться более похожей на музыку для плясок. У этой части куплетная форма (два куплета, припев).

И вдруг нюанс у хора резко меняется на piano. У оркестра же нюанс mf. Построение аккордов такое же – аккорды тоники и субдоминанты.

На следующий такт хор выдерживает четвертную паузу и начинается припев. У хора и оркестра появляется нюанс fortissimo. Хор поёт о том, что “Весна красна, наша ладушка пришла…” Люди рады приходу весны, поэтому они восклицают об этом.

Далее, хоть нюанс не менялся, чувствуется, что хор и оркестр немного утихает, и ведёт фразу от слова “весна” до слова “пришла”, сделав на этом слове нюанс fortissimo.

Вторая часть припева точно такая же.

В конце припева стоит реприза (потому что в третьей части два куплета).

Конец всего произведения звучит торжественно. Он состоит только из аккордов I53 и V53. На первом из последних трёх тактах хор достигает своего пика и останавливается на слове “пришла!”, закончив петь на следующем такте. В это время оркестр, не останавливаясь, играет I53 ещё два такта, завершая тоникой всё произведение.

Источник

Читайте также:  Си бемоль мажор аккорд s64
Оцените статью