Хорошая педаль для бас гитары

Бас-гитара и педали эффектов. Вводная статья.

Здравствуйте, дорогие читатели! В прошлой статье я делился с вами своим опытом в сфере музыкального образования. Сегодня я развею некоторые мифы и распространенные стереотипы, связанные с педалями обработки звука и бас-гитарой. Это вводная статья, аудио/видео примеры и разбор конкретных примочек будут в следующих.

Миф первый: «Бас-гитара и примоканы? Ха, да для хорошего звука примочки не нужны, это все глупости!»

Мда, ну что тут скажешь. Для «просто хорошего звука» они действительно не нужны. Нужны: хороший бас, достойное усиление и прямые руки. Руки в первую очередь. А нужны для того, чтобы разнообразить свою звуковую палитру, открыть для себя новые грани любимого инструмента и поразить товарищей по группе и слушателей тем, что бас может не просто гудеть одним и тем же тембром во всех песнях))

Вывод номер 1: Педали эффектов — это не «улучшайзеры», это новые звуковые возможности!

Миф второй: «Ой, так это же гитарная примочка, на ней не написано «bass», она не подойдет!»

Чушь и ересь, специально в плане частотного дапазона делаются только перегрузы (и то ооочень многие из них прекрасно звучат с басом), некоторые компрессоры и фильтры. Модуляция «пола» не имеет, эффекты задержки тоже. Некоторые из них срезают суб-низы,но это отнюдь не значит, что они не подходят для бас-гитары. Об этом подробнее в следующем мифе, а пока:

Вывод номер 2: Эффекты в подавляющем большинстве не имеют жесткой привязки к конкретному инструменту, не бойтесь экспериментировать!

Миф третий: «Эта примочка режет низ, для баса она не подходит!»

Более чем спорное утверждение, которым пользуются ограниченные люди. Я сейчас даже не имею в виду случаи, когда мы хотим превратить звук глубокого низкого баса в какой-нибудь совершенно другой инструмент. Все зависит от конкретных музыкальных задач! Например, многие басисты жалуются на то, что не могут найти хороший хорус, который бы давал обьемный эффект по самым низам. Вы такой звук в миксе слышали?)) Уж поверьте, не самые приятные ощущения)) Все плавает, гудит, ноты толком нет, все вокруг морщатся и говорят: «А что это за фигня у тебя со звуком случилась?» А вот в каком-нибудь лиричном месте в песне, где все остальные ушли на самые верха своих диапазонов, бас в среднем регистре с чуток подрезанным субнизом будет звучать музыкальнее и правильней с точки зрения общей динамики композиции. Тем более послушайте гитаристов, их обработки далеко не всегда сохраняют их инструмент на том же месте «в пачке», и всем под это приходится подстраиваться.

Вывод номер 3: Не бойтесь, что примочка «кастрирует» ваш звук, это может очень хорошо вписаться в общий звук группы в каких-то конкретных моментах! Из чего вытекает следующий миф:

Миф четвертый: «Ооой, этот эффект звучит ужасно, это плохая педаль!»

Запомните, не бывает плохих и хороших педалей. Ну, т.е. бывают, но это касается качества изготовления и работоспособности, а не звука. Бывают подходящие и не подходящие лично вам. Кроме того, все эффекты надо слушать на полном звуке в живом миксе, особенно это касается перегрузов. Многие из них, которые сами по себе звучат «вообще никак» или «совсем не так, как надо», в пачке просто расцветают.

Вывод номер 4: Все гитарные эффекты надо тестить в группе, сольно зачастую может сложиться неправильное впечатление об их реальных возможностях!

Написал то, что первое вспомнилось из самых расхожих заблуждений, если что забыл — пишите в комментариях к статье, обсудим!

Источник

И кто у нас конь педальный или какую педаль выбрать басисту?

Вот такая быль — сижу я как-то на репетиционной точке в курилке, а напротив меня двое гитаристов спорят про то, какие гитарные примочки круче. Я вступил с ними в дискуссию, пол часа доказывал свое мнение, и тут разговор доходит до того какой у меня инструмент. Fender Jazz Bass говорю я. Парни смотрят на меня с пренебрежением и говорят что-то в духе – «Чего тебя слушать, ты же басист, тебе только и надо, что шнур, да комбик, какие еще педали?!»

С другой стороны, многие группы сталкиваются с тем, что в живую и на записи не достаточно грувово и объемно звучат. Вроде играют все четко, материал качающий, инструменты у всех хорошие, а чего-то не хватает. Это «чего-то» не что иное, как крутой объемный звук баса, именно эти частоты сводят с ума девчонок и заставляют толпы двигаться в такт музыке.

Помните дорогие гитаристы, барабанщики и вокалисты, нас почти не слышно, мы не играем соло и про нас сочиняют анекдоты, но без баса вы далеко не уедете, что означает, что без нас, басистов, не будет крутого звука, не будет грува и много фанаток:) И все от того, о чем я сказал ранее – навязанный нам, басистам, неправильный стереотип – шнур, бас и комбик – все что нам нужно. Я бьюсь об заклад, что половина басистов, читающих эту статью имеет именно такой набор, оставшаяся половина – одну педаль (овердрайв или преамп) и 0.1 % имеет в арсенале больше 2х педалей.

Между тем, если вы посмотрите на чем играют ваши кумиры на сцене и тем более в студии – вы будете удивлены. Как правило схема комбинации педалей эффектов, преампов, дибоксов, эквалайзеров и прочего басового оборудования у «звезд» выглядит как схема космического корабля. В этой статье я постараюсь помочь вам с выбором и рассказать о популярных типах бас-гитарных педалей эффектов.

Это одна из самых важных педалей басиста. Объема никогда не бывает много, особенно в рок и метал музыке. Молодые группы часто звучат «плоско» из-за того, что неправильно заполняют частотный диапазон звучанием своих инструментов и не используют дополнительное усиление.

Преамп поможет вам получить объем, усилить звук и даст вам более плотное звучание. Как правило на преампе есть регулировки частот, что позволяет быстро менять настройки в зависимости от ситуации. Разные виды преампов могут иметь дополнительные эффекты и функции на борту – такие как овердрайв, дибокс, эквалайзер. Нельзя сказать, что наличие или отсутствие этих функций влияют на качество звука или возможности аппарата. Разные производители подходят по разному к реализации одной и той же задачи.

Hartke VXL Bass Attack

Преамп с дибоксом незаменимая штука на площадке со слабым или убитым аппаратом беклайна. В этом случае один из каналов можно напрямую вывести в линию. Вы получите тот звук, к которому привыкли — а это немало важный фактор для получения хорошего звука. Преамп обязательное звено в цепи для записи демо в домашних условиях, на репетиционной базе или на недорогой студии. Он помогает звучать недорогим инструментам, а профессиональные инструменты раскрывает во всей их красоте. Преамп — самая необходимая педаль в арсенале басиста, вот примеры некоторых профессиональных преампов:

  • AMT Electronics BC1 Bass Crunch
  • Tech 21 SansAmp Bass Driver DI
  • MXR M80 Bass DI
  • EBS Valve Drive
  • Hartke VXL Bass Attack

Вторая по важности педаль басиста — это компрессор. По скольку басист является важным звеном между гитарой и барабанами, бас гитару можно назвать так же и ритмическим инструментом. Бас подчеркивает все рисунки ударных и вместе все это называется — ритм секция. Компрессор сглаживает звуковые пики и делает игру более однородной (это не означает, что заниматься звукоизвлечением больше не нужно). Кроме того что компрессор обрезает нежелательные громкие ноты, он так же усиливает слабые ноты до заданной громкости. Эта педаль незаменима всем музыкантам, которые активно передвигаются по сцене и не могут всегда дать на 100% четкую игру.

Markbass Compressore

Так же компрессор дает дополнительную плотность звучанию бас-гитары. Имея в наличии педаль овердрайва, компрессора и преампа в сочетании с хорошим инструментом можно добиться мощнейшего звука. Такие сочетания характерны для тяжелых стилей музыки и дают ощущение «стены звука». Вместе с бараюанами такая ритм секция будет «качать» любой зал. Так же компрессор дает эффект «короткого» звучания ноты, который часто используется музыкантами для игры слепом в таких стилях как фанк — где басисту выделяется одна из ведущих ролей. Вот несколько моделей компрессоров:
Creation Audio Labs Funkulator

  • Pigtronix Bass Station
  • JHS Lime Aid
  • Markbass Compressore

Педаль перегруза — важный инструмент в арсенале басиста. Дисторшн педали незаменимы для тяжелых стилей музыки. В соврменных направлениях хардкора и металла, как в прочем и в классическом роке и хард’н’хэви перегруженный бас — это классика.

Если в вашей группе один гитарист — бас всегда сможет заменить вторую гитару в момент соло, при этом у слушателя не будет ощущения звукового провала. Очень круто звучат сольные басовые ритм партии с легким овердрайвом в панке и сладже. С «примоченным» звуком проще справляться, очень удобно в этом случае играть медиатором.

  • BOSS ODB-3 Bass Overdrive Zvex Basstortion
  • EBS MetalDrive
  • Markbass Distorsore Xotic Bass BB Preamp

Эта педаль в том или ином виде нужна любому музыканту. Не исключение и басист. Эквалайзер дает вам расширенные возможности по настроки вашего звука, что особенно необходимо на концерте если у вас не было времени настроить все как нужно на саунд чеке или в случае, если звукорежиссер оказался конкретной какашкой. Как правило, если концерт сборный, на саундчеке все происходит очень быстро, в этом случае ваш эквалайзер — гарантия того, что вы будете играть в привычном вам звуке.

  • BOSS GEB-7 Bass Equalizer
  • Whirlwind Bass Ten

На репетиционной базе вы можете отстроить свой звук так как нужно вам (желательно прослушать звук на нескольких усилителях или подключившись на прямую в линию) и применять эти настройки для концертов с небольшими коррективами для конкретных площадок. Так же эквалайзер очень удобен для работы в домашней студии, дает вашему звуку больше мобильности и позволяет комфортно писаться дома.

Эта педаль создаёт одну или две ноты на октаву ниже играемой вами, добавляя новое измерение в ваше звучание. Если вы часто играете сольные партии, или просто хотите увеличить свой объем в миксе группы — вам поможет именно эта педаль. Как правило на педалях можно регулировать количество эффекта относительно чистого сигнала.

  • Ashdown Sub-Octave Plus
  • Palmer Unterton
  • Markbass MB Octaver

Эффекты: хорус, флэнджер, квакушка, ревербератор, синтезатор

Для любителей экспериментов отличным выбором станут педали эффектов. Они широко используются как в поп музыке, так и блюзе, роке и тяжелых направлениях. Сольные бас куски или целые произведения будут звучать гораздо разнообразнее с использованием этих педалей.

  • Ashdown Chorus Plus
  • Ashdown Envelope Filter
  • AMT WH1B Japanese Girl Bass Wah
  • Source Audio SA126 Bass Envelope Filter
  • Tech 21 Boost Chorus Bass

Для тех, кто часто пользуется разными эффектами — есть универсалный вариант — покупка процессора эффектов. Как правило в нем уже есть все вышеперечисленные эффекты, кроме того куча дополнительных входов и выходов для работы в студии и на концерте. Хороший процессор стоит не дешево, но дает своему обладателю все возможные варианты изменения звука в одной напольной педали. Как правило процессоры эффектов больше по размеру чем отдельные педали и достаточно сложны в управлении.

Rocktron B200 Utopia

Существует два типа процессоров — рековые (студийные) и концертные (напольные), основное их отличие в форме и принципе управления. И те и другие дают высокое качество звука и обеспечивают большой выбор эффектов. Примеры популярных бас-гитарных процесоров:

  • Behringer Bass V-Amp Pro
  • Digitech BP90
  • Zoom B2.1U
  • Rocktron B200 Utopia

Измените ваш звук, внесите разнообразие в концертную программу или просто запишите сольное произведение дома. Бас гитара чудесный инструмент — это не только 4 ноты ритм партии — а целый вселенная звука. Не время сидеть на месте! Время играть!

Источник

Руководство по гитарным педалям для новичков

Анонс

Тестовый автор

Со времени своего массового распространения в 60-е годы мир гитарных педалей разросся до огромных размеров и даже перестал принадлежать исключительно гитаристам. Немудрено, что многообразие эффектов может ввести начинающих гитаристов в заблуждение.

В этом материале мы расскажем об основных эффектах, поможем разобраться в азах, а также рассмотрим лучшие педали для новичков. В статье намеренно использован максимально простой для понимания язык, без излишнего использования технических терминов и описания тонкостей.

Зачем нужны педали

Педаль — важнейший элемент пазла, формирующего звучание гитары. В своей простейшей форме педаль представляют собой лежащую на полу электросхему в металлическом корпусе, которую гитарист включает ногой. Отсюда и происходит распространенное сленговое название stompbox, объединяющее английские слова stomp — топать и box — коробка. Русскоязычный аналог не требует дополнительной расшифровки: самое распространенное слово, обозначающее гитарную педаль в народе — примочка. После включения примочка способна изменять гитарный тон в зависимости от своих функций. Таким образом, гитара и усилитель составляют основу тракта, а педаль изменяет те или иные характеристики проходящего в нем аудиосигнала. Саунд можно изменить до неузнаваемости, а можно ограничиться тонкими нюансами.

Некоторые эффекты распространены шире и используются чаще других. Реверб, овердрайв и набор модулирующих эффектов — так выглядит джентльменский набор большинства гитаристов. Новичкам стоит собрать педалборд из недорогих и проверенных педалей с простым управлением. Такой набор быстрее научит обращаться со звуком. После этого можно переходить к более сложным конфигурациям.

Не будем углубляться в авторские классификации, которые любят придумывать для своих линеек бренды и разделим педали на несколько основных типов. Для знающих английский язык продюсер и преподаватель Рик Беато подробно объясняет смысл классификации на видео. Такая классификация представляется самой удобной для запоминания.

Звуковысотные эффекты

В качестве примера укажем питчшифтеры, октаверы и вамми. Эффекты этого типа позволяют смещать изначальную ноту на определенное количество полутонов. На выходе вы либо получаете исходный + измененный по высоте сигнал, либо только измененную ноту.

Тоновые эффекты

К ним относятся различные перегрузы (кранч, овердрайв, дисторшн, фузз), wah-педали, эквалайзеры, бустеры, компрессоры. Самый знакомый новичкам эффект — перегруз. Смысл его в том, что сигнал начинает искажаться по амплитуде и насыщаться дополнительными гармониками. Встретить его можно практически в любой рок/метал-композиции и довольно часто — в поп-музыке.

Эффекты модуляции

Сюда можно отнести разнообразные хорусы, фленжеры и фейзеры. Общий смысл заключается в том, что к исходному сигналу добавляется энное количество копий с небольшой задержкой. Различаются эффекты временем задержки и тем, как они работают с фазой сигнала.

Временные эффекты

Яркий пример — дилей/эхо и реверб. Применяются для пространственной обработки, а также для разнообразных ритмических эффектов. Образец использования пространственных эффектов — группа Slowdive. А дилей, например, можно услышать во вступлении к песне «Welcome to the Jungle» от Guns N’ Roses.

Несколько в стороне стоят различные утилитарные устройства вроде тюнера, педалей громкости и луперов (из популярных артистов лупером очень любят пользоваться Эд Ширан, Dub FX и Yoav). Здесь же упомянем о педалях Мульти-FX и процессорах, которые содержат сразу несколько эффектов в одном устройстве. Полезны они тем, что позволяют услышать и поэкспериментировать сразу с целым рядом различных эффектов. Кроме того, комбинированные девайсы в итоге обойдутся дешевле, чем педалборд из собранных по отдельности педалей.

Популярные бренды

Некоторые производители гитарных примочек подходят для начинающих исполнителей больше остальных. Это обосновано ценой, поскольку некоторые бутиковые компании собирают очень дорогие педали. Другая причина — удобство использования. Многие бренды специализируются на уникальных звуках и эффектах, нацеленных на музыкантов с солидным опытом и более глубоким пониманием принципов их работы. Ниже приведены примеры компаний, которые производят доступные девайсы с качественным саундом.

Boss заслуженно считаются одними из первых создателей педалей. Японская компания разработала дисторшн OD-1 в далеком 1977 году и с тех пор выпустила много эталонных эффектов. Boss никогда не снижали высокую планку требований к звуку, находя при этом идеальный баланс качества и доступности. Они также выпускают отличные мульти-FX педали.

TC Electronic

Датская компания славится достойным ассортиментом различных гитарных эффектов, упакованных в стильные и изящные корпуса. Возможно, наиболее известные среди них — тюнеры Polytune и дилеи Flashback. Опять же стоит отметить, что эти педали легко доступны по отличным ценам и способны занять вас на долгие часы.

Какие педали покупать

Мы кратко изложили рекомендации, но выбор остается за вами. Опирайтесь на собственное видение желаемого, свои потребности и цели. Любите рок? Овердрайв — в первую очередь, а затем подумайте, чем дополнить цепь эффектов, чтобы получить полноценный педалборд под этот жанр. Нравится шугейз и эмбиент? Внимательно отнеситесь к выбору дилея и реверба. Вся прелесть примочек именно в том, что каждый самостоятельно собирает уникальные комбинации, соответствующие творческим нуждам.

Принцип подключения педалей

Теперь, когда вы уже определились с тем, какие педали пригодятся для выражения ваших идей, самое время вспомнить о порядке их подключения. Каждое изменение влияет на звук, поэтому при организации цепи сигналов необходимо учитывать все тонкости.

На начальном этапе правильным решением будет ориентироваться на одну из множества существующих схем расстановки. Помните, нет какого-то единого и общепринятого правила, есть только устоявшиеся типовые принципы в организации цепи сигналов, но и они во многом подтверждают фразеологизм «сколько людей — столько и мнений». К самостоятельным экспериментам следует переходить уже по мере обретения опыта и понимания того, как каждая конкретная примочка отражается на звуке.

Очередность цепи может быть выстроена по следующему принципу:

Электрогитара >> тюнер >> звуковысотные фильтры >> компрессор >> тоновые эффекты >> модуляция >> педаль громкости >> временные эффекты >> усилитель.

При таком порядке звуковысотные фильтры вроде вамми расположены сразу за тюнером, далее идет компрессор, снижающий динамический диапазон. После в ход идут всеми любимые перегрузы, эффекты модуляции, а замыкают цепочку дилей с ревербом. Подобная схема позволяет сохранить общий уровень сигнала и избежать непредвиденных искажений. Именно поэтому в большинстве педалбордов пространственно-временные эффекты идут в самом конце, то же самое касается тюнера, открывающего цепь — позиции педалей этих типов практически неизменны, чего не скажешь о других. Кто-то размещает компрессор до звуковысотных фильтров, чтобы сохранить динамику и чистое звучание инструмента, другие ставят его после дисторшна. Понятия «правильно» здесь нет, как видите, компоновка весьма вариативна и во многом зависит от конкретных педалей, которые есть у гитариста, а также от его собственной фантазии.

Когда вы представили порядок, приступайте к коммутации. Подключите ¼” инструментальный кабель к педали, затем другим кабелем соедините педаль с усилителем. Если вы используете более одной педали, создайте цепь с помощью коротких патч-кабелей. Обратите внимание, что коммутация длинными кабелями ослабляет сигнал. Короткая кабельная цепь обеспечивает постоянный поток сигнала от гитары к усилителю с наименьшими потерями. Примочки могут подключаться как до предусилителя, так и после него, но всегда до конечного усилителя. Дальше многое зависит от усилителя: некоторые оборудованы так называемой «петлей эффектов» или разрывом — разъемами Send и Return, служащими для подключения педалей, которые предпочитают не включать в инструментальный вход для более чистого звучания (речь о различных эффектах модуляции). В свою очередь петля делится на 2 типа: последовательный и параллельный. При последовательном разрыве весь сигнал, выходящий с предусилителя, поступает на цепь эффектов и полностью обработанным поступает в усилитель мощности. В такой разрыв включают ряд модуляционных эффектов, включая дилэй, реверб, фэйзер и прочие. При наличии параллельного разрыва исходный сигнал разделяется на два: один сперва поступает в цепь эффектов, а исходный — на вход встроенного в усилитель микшера. Таким образом баланс обработанного и сухого звука можно менять при помощи регулятора на усилителе. Если ваш педалборд включает несколько модуляционных эффектов, то наличие петли на усилителе обязательно.

Другой важный фактор при сборе педалборда — источники питания. Примочки должны быть обеспечены питанием от сети. Хороший стабилизированный блок питания с раздельными выходами способен равномерно передавать электричество сразу на несколько педалей, а также защитить от внезапных скачков напряжения и перебоев в подаче электроэнергии. Создание цепочки последовательного подключения— альтернативный метод на случай, если в вашем распоряжении есть только обычная сетевая вилка. В этом случае требуется только недорогой кабель. Многие педали также работают на батарейках, но это не самое экономичное решение, поскольку работа педали быстро выжимает из них все соки. Разобравшись с подключением, берите гитару в руки, включите педаль и начните играть. Лучший способ познакомиться с новой примочкой — проверить ее в деле.

Источник

Оцените статью