Хорошенький молоденький разговаривал со мной ноты

Ноты для хора — Русские народные песни в записи Пятницкого

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf

Русские народные песни в записи М. Пятницкого
без сопровождения и в сопровождении баяна
составитель А. Широков
“Музыка”, 1989г.
номер 14072
(pdf, 3 Мб)

Настоящий сборник посвящен памяти Митрофана Ефимовича Пятницкого (1864—1927)—создателя первого профессионального народного хора в России, большого знатока и деятельного, увлеченного пропагандиста русского музыкального фольклора.
М. Е. Пятницкий принадлежал к плеяде музыкантов-этнографов, которые стремились спасти от забвения уже исчезавшее к началу XX века старинное песнетворчество. Впервые он опубликовал записанные им народные песни в 1904 году и с тех пор до конца жизни не прекращал своей подвижнической работы: записывал песни и в поездках по родной воронежской земле, и от крестьянских певцов—участников созданного им хора. Редкостной была способность Пятницкого в общении с крестьянами вдохновлять их своим энтузиазмом собирателя, пробуждать творческие способности. Хор, в который он привлек мастеров народного пения из разных областей России, дал первый концерт в Москве в 1911 году. Особенно активно развернулась его деятельность при советской власти. В 1927 году коллективу, уже завоевавшему всенародное признание, было присвоено имя М. Е. Пятницкого.

В предлагаемом сборнике отражено всё жанровое разнообразие собранных Пятницким русских народных песен. Здесь и эпические, исторические («Илья Мурович», «Платов казак»), и лирические («Жавороночек», «Зазноба», «Уж ты, ночка моя») и хороводные, плясовые («Ольга в лесе была», «Чтой-то звон»), и частушки («Ты, мамаша»). Особым богатством распева, красотой подголосочной полифонии отличаются песни, услышанные Пятницким от крестьянки Аринушки Колобаевой и ее дочерей. Самые ранние из этих записей были сделаны в 1910 году на родине собирателя — в селе Александровке Воронежской губернии. Публикуются также песни, принадлежащие к другим местным традициям народного пения — смоленской, тульской, рязанской. Необходимо отметить, что эти образцы в большой степени передают общую исполнительскую манеру, которая сложилась в хоре, созданном Пятницким, при взаимодействии всех его участников — представителей разных региональных певческих школ.

Песни, вошедшие в данный сборник, отражают прежде всего музыкально-этнографические истоки первых концертных программ, составленных Пятницким с участием сельских песельников. Кроме того, здесь запечатлены разные этапы развития исконной песенной первоосновы в практике уже постоянно действующего хора, призванного пропагандировать народное искусство перед широкими массами слушателей. Приводятся примеры творческой переработки собранных Пятницким песен и некоторыми другими, позднее возникшими коллективами народного профиля, а также обработки профессиональных композиторов. Всем этим объясняется некоторое стилевое различие публикуемых материалов.
Основную часть сборника составили образцы, передающие звучание фонозаписей, сделанных М. Е. Пятницким во время его собирательских поездок. Интересно, что иногда при записи с помощью фонографа крестьянам подпевал сам Пятницкий — превосходный исполнитель, прекрасно знавший многие народные песни, в первую очередь воронежские, слышанные и усвоенные в родных краях. Так, импровизации Пятницкого нашли отражение в нотации песен «На горе-то калина» и «Ты подуй, ветер низовой», вошедших в данный сборник.
Расшифровки фонографических записей из коллекции талантливого собирателя уже публиковались в целом ряде песенных изданий — дореволюционных и советских. Авторами нотных транскрипций были музыканты Я. Базилевский, И. Тезавровский, В. Пасхалов, И. Зданович. Некоторые из этих работ включены в настоящее издание с целью их популяризации в практике художественной самодеятельности. В ряде случаев для большего удобства пения первоначальная тональность нотного первоисточника изменена на менее напряженную по тесситуре.

В 1986 году Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку, воспроизводящую старые фонограммы с записями исполнения народных певцов, участников этнографических концертов М. Е. Пятницкого, и ранними работами созданного им хора. В настоящий сборник включены несколько нотаций со звучания этой пластинки — «Горы Воробьевские», «Уж ты, ночка моя», «Полно, милый, забавляться». Протяжная песня «Горы Воробьевские», исполняемая мужским народным ансамблем, в ряде деталей отличается по характеру партитуры от всех ее известных публикаций, в том числе и от самых ранних, запечатлевших пение собранных Пятницким крестьянских песельников. Две другие песни (лирическая и плясовая) показывают характер распева народного первоисточника участниками хора в 1931 —1932 годах, т. е. в ближайший период после кончины Пятницкого, когда коллектив еще полностью сохранял завещанные его создателем традиции.

Сборник составлен композитором А. С. Широковым, на протяжении многих лет руководившим инструментальной группой Государственного русского народного хора им. Пятницкого, а потому хорошо знакомым с коренным репертуаром и исходными творческими установками прославленного коллектива.
Использование этого песенного материала в практике художественной самодеятельности будет лучшей памятью М. Е. Пятницкому — выдающемуся музыкальному деятелю, мечтавшему о сохранении и широком распространении шедевров народного песенного творчества.
В. Щуров

  • Илья Мурович и разбойники. Былина
  • Платов казак. Историческая
  • Степь Моздокская. Протяжная
  • Уж вы, горы вы мои. Лирическая
  • Уж ты, ночка моя. Лирическая
  • Зазноба. Лирическая
  • Кому радость и веселье. Лирическая
  • Соловей-соловьюшек. Протяжная
  • Эх да, вот спасибо. Семейная
  • Полоса. Семейная
  • Жавороночек. Лирическая
  • На горе-то калина. Хороводная
  • Во колодице водица холодна. Семейная
  • Вьется, вьется, стелется. Свадебная
  • Полно, милый, забавляться. Плясовая
  • Ольга в лесе была. Плясовая
  • Ты подуй, ветер низовой. Протяжная. Обработка А. Широкова
  • Ой, со вечора, с полуночи. Плясовая. Обработка В. Хватова
  • Чтой-то звон. Плясовая. Обработка А. Широкова.
  • Барашек. Шуточная. Обработка А. Воеводина.
  • Хорошенький, молоденький. Плясовая. Обработка А. Широкова
  • Гляну, гляну в оконушко. Страдания. Обработка Ф. Нефёдова
  • Ты, мамаша. Частушки. Обработка Ф. Филина.

Скачать ноты для хора


Русские народные песни, записанные М.Е.Пятницким
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1964г.
номер 765

  • М. Е. Пятницкий — собиратель русских народных песен (вступительный очерк)
  • От составителя
  • ПРОТЯЖНЫЕ
    • 1. Про Илью Муромца
    • 2. Про Петра Первого
    • 3. Туманушки
    • 4. Степь Моздокская
    • 5. Тошно-грустно
    • 6. Казаченька
    • 7. Поехал мой ягодка
    • 8. Ох, и прошло лето
    • 9. От чего же этот вот камень зарождается
    • 10. Будет, будет нам крушиться
    • 11. Закаталося красное солнышко
    • 12. Горе, горе мне, молодчику
    • 13. Тушите лучинушку
    • 14. Горы крутые
    • 15. Ох вы, горы
    • 16. Полоса
    • 17. Кому радость, кому горе
    • 18. Сосенка
    • 19. Соловей-соловъюшек
    • 20. Бродяга
    • 21. Кукушка рябая
    • 22. Эх да, вот спасибо
    • 23. Прощай, жизнь, радость моя
    • 24. Браженька
    • 25. Сторона моя, сторонушка
    • 26. Вдоль по улице
    • 27. Горенка
    • 28. Веснушка
    • 29. Ты подуй, ветер низовой
    • 30. Через буйную дорожку
  • ЛИРИЧЕСКИЕ
    • 31. Шла Машутка
    • 32. Понапрасну ли я, девка, страдаю
    • 33. Теплый вечер
    • 34. Ой да, веселитеся, мои подруженьки
    • 35. Посылала Ваню мать
    • 36. Молодчик
    • 37. Где живет моя милая
    • 38. Сарафан
    • 39. Две рассизые кукушки
    • 40. Гнула, гнула вишенку
    • 41. Сижу я в неволе.
    • 42. В поле травка
    • 43. Жавороночек
    • 44. Очи
    • 45. Напади, роса
    • 46. Ах, и спать-то мне не хочется.
    • 47. Я не думала
    • 48. Что запил, загулял.
  • ХОРОВОДНЫЕ. ИГРОВЫЕ. ПЛЯСОВЫЕ, ШУТОЧНЫЕ
    • 49. Ольга в лесе была.
    • 50. Не будите меня, молоду
    • 51. Пошли девки.
    • 52. А я по лугу.
    • 53. Чернец.
    • 54. Хорошенький, молоденький
    • 55. Ой, утушка луговая
    • 56. Я сажу, сажу капустку
    • 57. Туман при долине
    • 58. Из-под лесику.
    • 59. Барашек
    • 60. А все кумушки домой
  • Примечания
  • Тексты песен

Скачать сборник

Источник

Репертуар русских народных хоров

Сборники с нотами и текстами песен

Тексты песен

Доброе утро, Россия!
Музыка В. Мурадели, слова В. Пухначева
(в сборнике)

Женька
Музыка Е. Жарковского, слова К. Ваншенкина
(в сборнике)

Родное Подмосковье
Слова и музыка В. Левашова

Люблю широкое раздолье
И в рощах трели соловья.
Мое родное Подмосковье,
Тебе навек любовь моя.

Люблю гармошки голос звонкий
И в дымке утренний рассвет.
Моя любимая сторонка,
Тебя дороже в мире нет.

Гляжу в простор необозримый
И журавлям машу рукой.
Привет тебе, мой край любимый,
Навеки сердцу дорогой!

Поля раскинулись без края,
Шумят высокие хлеба.
Россия милая, родная,
Моя счастливая судьба.

Совхозная плясовая
Музыка А. Аверкина, слова П. Черняева

Над селом вечерние
Звезды загораются,
Огоньками светятся,
В речке отражаются.
С неба льется золотое
Лунное сияние.
Все девчоночки-подруженьки
Вышли на гуляние.

Припев: Играй, баян,
Веселей для нас!
Эх, вот какой
Русский перепляс!

Баянист молоденький,
Тронь лады певучие.
Поиграй до зореньки
Песни наши лучшие.
Пусть закружатся березки
И седые тополи.
Веселиться нам положено:
Славно поработали!

Ой, да мы подруженьки
Молодые, смелые.
Все, что мы задумаем,
Все, конечно, сделаем.
Мы живем в такое время —
Все мечты сбываются.
В нашей жизни все хорошее
С песней начинается.

Припев: Играй, баян,
Веселей для нас!
Эх, вот какой
Русский перепляс!

Березонька
Музыка В. Захарова, слова П. Казьмина
(в сборнике)

А Волга знает, куда течет
Музыка В. Левашова, слова В. Харитонова

Волгу встретил хмурый
Каспий Пенной волной.
«Не сердись, мой милый, здравствуй,
Мой дорогой!»

Припев: Сердце к сердцу
Любовь влечет,
А Волга знает,
Куда течет.

Эта тропочка знакома
Не первый год.
Ходит милый возле дома,
Мимо ворот.
Припев.

Ходит милый за водою
Тропкою крутой.
Говорю: «И я с тобою,
Друг золотой!»

Припев: Сердце к сердцу
Любовь влечет,
А Волга знает,
Куда течет.

Гармошечка-говорушечка
Музыка В. Лавриненко, слова В. Бокова

У поезда простилася
С миленочком своим.
А сердце покатилося
За ним, за ним, за ним.
Что делать, как быть?
Одна буду жить.
Чуб русый, чуб волнистый,
Как солнце, золотистый.
Гармошечка, да говорушечка,*
Да ты играй, играй, играй,
Про милого вспоминай!

По бережку над речкою
Зеленая трава.
Приедет ли хороший мой,
Не знаю я сама.
Что делать, как быть?
Не буду тужить,
Приток с рекой сольется,
Придет милой, вернется.
Гармошечка, да говорушечка, *
Ох, до чего гармонь люблю,
Мил уехал — я пою!

Сказали, что бедовая —
Бедовость во мне есть,
Теперь такое времечко,
Бедовым всюду честь.
Гармонь, говори
До самой зари,
Приток с рекой сольется,
Придет милой, вернется.
Гармошечка, да говорушечка, *
Да скоро звонким голосом
Подпоет мой милый сам!

Уж ты ночка моя
Старинная русская народная песня

Уж ты ночка моя,
Ночка темная,
(Да) ночка темная,*
(Ой да) ночь осенняя.

Ночь осенняя.
Что же ты, ночь моя,
Принахмурил ася?

Принахмурил ася,
Принахмурил ася,
Притуманилася,

Притуманилася?
Или нет у тебя
Светлого месяца?

Светлого месяца,
Светлого месяца,
Частых звездочек?

Хорошенький, молоденький
Русская народная песня Воронежской области

Хорошенький, молоденький
Разговаривал со мной,
Разговаривал со мной,
С девчоночкой молодой.

Разговаривал со мной,
С девчоночкой молодой.
Я очнулась, проснулась:
При мне нету никого.

Я очнулась, проснулась:
При мне нету никого.
При мне нету никого,
Нет любезного мово.

При мне нету никого,
Нет любезного мово.
Одни прянички, орешки
На столике лежат.

Одни прянички, орешки
На столике лежат.
Как кустом виноград,
Янтари огнем горят.

Как кустом виноград,
Янтари огнем горят.
Янтари огнем горят,
Про разлуку говорят.

Янтари огнем горят,
Про разлуку говорят.
Как я с этой со беды
Пойду в зелены сады.

Как я с этой со беды
Пойду в зелены сады,
Пойду в зелены сады
Искать милого следы.

Хорошенький, молоденький
Разговаривал со мной,
Разговаривал со мной,
С девчоночкой молодой.

В качестве вступления исполняется сопровождение обоих куплетов. Все последующие куплеты, начиная с 3-го, исполняются на музыку 2-го куплета. Сопровождение чередуется.

Не будите меня, молоду
Обработка А. Широкова

Не будите меня, мол оду,
Эх, раным-ранo поутру.
Вы тогда меня будите,
Когда солнышко взойдет,

Вы тогда меня будите,
Когда солнышко взойдет,
Когда ясное проглянет,
Роса на землю падет.

Когда ясное проглянет,
Роса на землю падет,
Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.

Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает.

Хорошо пастух играет,
Выговаривает:
«Выгоняйте вы скотину
На широкую долину.

Выгоняйте вы скотину
На широкую долину».
Гонят девки, гонят бабы,
Гонят малые ребята,

Гонят девки, гонят бабы,
Гонят малые ребята,
Гонят стары старики
Да бородаты мужики.

Одна девка весела
В хоровод плясать пошла.
Да она пляшет, рукой машет,
Пастушка к себе зовет.

Она пляшет, рукой машет.
Пастушка к себе зовет:
«Да пойди ко мне, пастушок,
Да пойди, миленький дружок!»

В хоре им. Пятницкого эта песня исполняется как жанровая народная сценка. Вдали (за кулисами) звучат призывные наигрыши пастухов; они как бы перекликаются между собой. Появляются женщины; одна из них запевает песню; отдельные группы, подходят со всех сторон, подхватывают все новые и новые куплеты. По очереди, наигрывая на духовых народных инструментах, выходят пастухи. На словах: «Одна девка весела»-одна из девушек танцует, приглашая к танцу пастушка.
При отсутствии духовых инструментов песню можно исполнять и без них, начиная прямо с запева. Наличие всех 4-х означенных в партитуре инструментов также не обязательно. Можно исполнять даже на одном из них любую партию (вплоть до импровизации). Духовой народный инструмент важен здесь для колорита.

Шел к Матане
Слова и музыка М. Литвинова

Я, известно, парень славный,
К милке за реку хожу.
Это будет верст за восемь (Эх да!) *,
Я гармонь с собой ношу.

Шел к Матане на свиданье
И тихонько песни пел:
«Ля, ля, ля.». Зацепил ногой за кочку (Ну да!?) *
И в овраг я полетел.

А на следущую ночку
Тропкой я пошел другой.
И опять задел за кочку (Тьфу! Да!)
Той же самою ногой.

Обходил прокляту кочку
И немного заплутал.
Через день домой вернулся (Эх да!),
На работу опоздал.

Подождал до воскресенья
И отправился с утра.
Наконец-то я добрался (Эх да!)
До Матанина двора.

Захожу я к ней в калитку, —
Друг мой, Федька, меня ветрел.
Тут мне стало все понятно (Эх ты!) —
Я к Матане не поспел.

С той поры за быстру речку
Порешил я не ходить,
А то муж Матани — Федька —
Музыканты: Может встретить да побить!
Солист: Может встретить да побить. Вот!

* В хоре им. Пятницкого эти реплики (слова, заключенные в скобки) подают музыканты (баянист и балалаечник), сопровождающие пение солиста.

Частушки-подковырки
Обработка А. Широкова

(Ой да) Мы, ребята молодые,
Знай гуляем под луной.
Нынче времечко такое —
До Луны подать рукой!

Как один из нас, ребята,
Выбрал модную жену.
Хорошо, что спохватился,
А то нажил бы беду.

На ней модные чулочки,
Всем в глаза бросаются.
Те чулочки, как цветочки,
Сами распускаются.

Захотела быть красивой —
Пошла кудри завила.
Семь с полтиной заплатила, —
Стала хуже, чем была.

По курортам наш начальник
Разъезжал до осени.
Развалил дела в районе —
В область перебросили.

Кто сказал, что дядя Паша
В стороне от посевной?
Дядя Паша тоже пашет —
Землю носом у пивной.

Председатель заверяет:
Перегоним весь район!
Свеклу сам перегоняет
В этот самый. самогон!

Подковырки вам пропели,
И еще в запасе есть.
Кой-кого мы в них задели,
Посоветуем учесть!

Источник

Оцените статью