Хорошие лады для гитары

Гитарные лады

Опубликовано: 2016-01-18 / Автор: Сергей Хмарук

Кто-то их называет гитарные лады, кто-то — металлические порожки, но по большому счету сути это не меняет. Благодаря им мы берем нужные нам ноты и аккорды во время исполнения на гитаре какой-нибудь песни или мелодии. Какими они бывают и из каких материалов их изготавливают, чуть ниже и подробно.

Гитарные лады. Теория

Лады – это детали, расположенные по всей длине накладки на грифе гитары, представляющие собой выпирающие поперечные металлические полоски, которые служат для того, чтобы можно было изменять звучание струны на один полутон и соответственно изменять ноту.

Под ладом еще иногда подразумевают расстояние между двумя порожками, и поэтому в основном говорят так: «прижать струну на 3-м ладу», а не «прижать между 2 и 3 ладами», при этом подразумевают, что вы прижимаете струну к накладке грифа, а не к самому металлическому порожку.

Когда мы зажимаем струну, то мы укорачиваем ее длину, вследствие чего повышается ее тон. Звучит при этом лишь тот отрезок струны, который расположен от зажатого лада до нижнего порожка и в этом случае ее колебания не будут распространяться выше этого лада.

Одним из главных достоинств ладов является то, что благодаря им намного проще достигнуть нужного нам звучания, потому что положения нот уже ими обозначены. К тому же, играть аккорды на грифе с ладами значительно легче, чем на безладовом.

Ограничение в диапазоне звучания, которое предварительно уже задано ладами, иногда является недостатком при их использовании. Но некоторые варианты высоты тона все же возможны, например, если взять струну и оттянуть ее вверх или вниз. Такая техника исполнения применяется джаз- и рок-гитаристами, которая очень важна во время игры на гитаре.

Высота звука на гитарах, у которых лады тонкие, меняется в зависимости от того, как вы будете прижимать пальцем струну за ладом. Но такие приемы игры больше всего подойдут для безладовых гитар, в основном это бас-гитары. В таком исполнении они больше напоминают контрабас, у которого лады вообще отсутствуют.

Для такой гитары характерно то, что вы можете извлечь звук произвольной тональности, а также можете плавно изменять высоту этого звука. Бывают, конечно, и гитары классические без ладов, но это довольно большая редкость и делаются такие инструменты в основном вручную.

Многие спрашивают: «А сколько ладов на гитаре бывает?». Количество ладов на разных гитарах может быть от 19-ти на классической гитаре до 27-ми ладов на электрогитаре. На сегодняшний день наиболее распространены электро- и бас-гитары, у которых на грифе имеется 21, 22 или 24 лада (две октавы).

Размер ладов

Этот параметр, как ни странно может сильно влиять на высоту струн гитары. Более низкие лады позволяют прижать струну прямо к накладке, что даже подушечками пальцев можно к ней прикоснуться, соответственно при этом уже остается очень мало пространства под струной, что значительно усложняет нам делать обычные бэнды (подтяжки) на гитаре. У сильно высоких ладов все наоборот – прижимать струны сложнее, но бэнды делать значительно легче.

Ширина ладов

Ширина гитарных ладов определяет то, насколько долго они прослужат, и как долго будут изнашиваться, соответственно можно примерно знать через какое время будет необходима шлифовка ладов или даже их замена. Если вкратце, то узкие лады изнашиваются быстрее, а широкие наиболее долговечны.

Материалы при изготовлении ладов

Самые популярные материалы, из которых делают лады это: нержавейка, серебро и никель. Но чем же они отличаются друг от друга? Какое преимущество того или другого металла? На эту тему по сей день ведется достаточно много дебатов, как среди гитаристов, так и среди производителей.

Одни утверждают, что лады из серебра/никеля изнашиваются намного быстрее и требуют регулярного обслуживания, а вот из нержавейки нет. Другие же говорят о том, что лады из нержавеющей стали, не так хорошо звучат, как серебряно-никелевые.

Мое мнение на этот счет немного другое, потому что я считаю, что любой из этих материалов, применяемых для изготовления ладов, имеет право на свое существование. Будь то гитара с ладами из нержавейки или же из серебра/никеля, все равно она будет отлично работать.

Тут уже вопрос в другом, исходить нужно в первую очередь из личных нужд и требований к инструменту. Как ни странно еще и то, что стальные лады в отличие от серебряно-никелевых более дорогие по цене.

Профиль и форма гитарных ладов

Вот теперь мы подошли, пожалуй, к самому главному. Давайте же теперь посмотрим, какие лады бывают по форме и размерам.

Ш – ширина; В – высота; W – wide; XJ – extra jumbo; J – jumbo; T – tall; S – standard; V – vintage

Вот собственно и все на тему гитарных ладов. Теперь вы достаточно знаете, какими они бывают и что собой представляют. Обязательно посмотрите очень интересное видео на эту тему.

Источник

Хорошие лады для гитары

Лады — это одна из основных деталей музыкального инструмента. Состав сплава, из которого они сделаны, размер самого лада и, главное, установка его в гриф гитары очень важны.

Обычно лады являются расходным материалом, но для каждого музыканта это индивидуально. Некоторые очень сильно прижимают струны к грифу, что приводит к усиленному износу ладовых пластин, а некоторые — наоборот. Как раз из этого и вытекает такое разнообразие материалов и размеров. Для начала давайте разберемся с основными: нейзильбер, нержавеющая сталь и бронза.

Нейзильбер — это самый распространенный материал для ладов, сплав цинка, никеля и меди, большинство гитар идут с такими ладами. Для среднестатистического пользователя или любителя их вполне хватит, если не используются агрессивные методы звукоизвлечения, то все будет работать долго и хорошо. У этого типа ладов наиболее сбалансированное звучание и тембр.

Стальные лады намного прочнее, и их уже рекомендуют для музыкантов с необузданной атакой и дикими стилями. Звучание ладов данного типа не сбалансировано, и высокие частоты намного четче и активнее читаются в миксе, нежели низ и бархат в звучании. Такие лады ставят с завода на гитары Parker, и недостаток верхнего и среднего регистра компенсируется именно таким звуком. Отличить их можно по несравнимому с нейзильбером скольжению струны по ладу, многим это нравится и является решающим фактором в пользу установки именно стальных ладов.

Бронза — наименее распространенный тип ладов, с завода их, например, ставят на гитары Warwick. Такие пластины, в отличие от стальных, поднимают низ и объём инструмента, но губят верхние частоты. В итоге получаем пробивной звук, который занимает все пространство вокруг. Но минусом является самая низкая износостойкость ладов данного типа.

С размером ладов все просто – чем толще лад, тем больше мощности звука и меньше четкости, и наоборот. Выбрав размер лада, вы можете более тщательно выбрать звук вашего инструмента, откорректировать звучание.

Вне зависимости от ценовой категории инструмента лады требуют обслуживания. Частый случай, с которым сталкиваются музыканты, когда лады начитают выступать за боковую поверхность грифа. Это — результат естественной усушки грифа, его сужения на доли миллиметра. Так как лады не имеют таких коэффициентов, их длина не меняется и они выходят за границы грифа. Ничего криминального в этом нет, на гитарах и за 200$, и за 20000$ будет происходить все именно в данном порядке. Так что не бойтесь ходить к мастерам с данным вопросам, это всего лишь рутинное обслуживание инструмента.

Источник

Как правильно выбрать лады и не запариться — статья для музыканта

Или, может быть, вы заказываете себе гитару и думаете, что бы туда поставить — Jescar, Sintoms или Dunlop. А ведь еще и Stewmac, и Hosco, и всякие китайцы есть.

В этом посте я расскажу, как подобрать лады под свою задачу, и как отделить форумные мифы от важных вещей.

Начну с просьбы: перестаньте, пожалуйста, мыслить брендами.

Конечно, маркетологи приложили немало усилий к тому, чтобы мы выбирали товары исключительно по лейблу. Иногда это даже работает, но в случае с ладами есть нюансы. К примеру, у Sintoms в прайсе присутствует около десятка разных ладов одного и того же размера, но из разного материала и с разным профилем. Сказать, что Sintoms — говно (или не говно), при всем желании невозможно: в упомянутом списке найдутся как неприемлемые для гитары лады, так и идеально для нее подходящие. Наша задача — понять, чем лады могут отличаться ВООБЩЕ, независимо от лейбла.

Тем более, что ничего нового в производстве ладов почти не происходит. Не бывает такого, что одна фирма использует волшебный суперсплав, а все остальные бегают кругом и страдают. Сплав не очень-то запатентуешь, если ты — не DuPont. Поэтому если один производитель станет закупать металлопрокат определенной марки, то ничто не помешает всем остальным начать выпускать лады из того же материала. А придумывать специально для производства ладов новый сплав никто не будет, лень им. Так что пространства для магии тут совершенно нет.

Любая из упомянутых фирм продает лады из разных материалов, а также с разными размерами и профилями. Кроме того, теоретически, есть вопрос качества изготовления: насколько точно выдержаны размеры, хорошо ли сделана ножка лада и т.д. Но на практике музыканту нет никакого смысла об этом думать — все равно в случае чего страдать будет мастер 🙂 Я, впрочем, ни разу не натыкался на бракованную ладовую проволоку за семь лет работы с ней.

Рассмотрев типичные сплавы, размеры и профили ладов, я опишу практически все реальные различия между ними. Хотя, по мнению гуру, американские лады ну просто никак не могут быть такими же, как белорусские 🙂

Самый распространенный сплав для ладов — это нейзильбер. В английском он называется Nickel Silver (в значении «серебро из никеля»; настоящего серебра в нейзильбере нет). Если на гитаре светлые, слегка белесые лады — это наверняка нейзильбер.


Типичные нейзильберовые лады. На переднем плане — Sintoms, на заднем — Hosco.

Интерес представляет состав сплава. Нейзильбер делается из меди, цинка и никеля. Цинка в ладовой проволоке всегда 20%, никеля от 8 до 18 процентов. Все остальное — медь. Чем больше в нейзильбере никеля, тем более прочным получается лад. Западный стандарт ладовой проволоки — 18% никеля. Практически любые американские нейзильберовые лады именно столько и содержат.

В случае с Sintoms все сложнее: их стандартная серия нейзильбера содержит 12% никеля, а лады из 18%-сплава, аналогичного сплаву западных ладов, называются Extra Hard («e.h.» в прайсе). Такая система обозначений вносит жуткую путаницу, а также портит репутацию синтомса среди неграмотных мастеров (подключенных, тем не менее, к интернету). Спору нет, «стандартная» серия синтомса всегда уступает американским ладам: двенадцатипроцентная проволока будет быстрее изнашиваться и мутнеть, чем восемадцатипроцентная. Что мешает заказать соседнюю позицию в прайсе, вместо того, чтобы ныть на форумах — я не знаю.

Вывод такой: если вы решили ставить нейзильбер, можно без вопросов использовать Extra hard-версию Sintoms, либо любые американские лады. Прочие производители не всегда указывают содержание никеля. Не вредно поговорить об этом с мастером , если тот предлагает лады неизвестного происхождения (кто-то из вас точно станет умнее). Помните, что стремиться надо к 18% никеля — такие лады проживут максимально возможный срок.

О долговечности. Нейзильбер гораздо мягче большинства металлических струн, поэтому лады неизбежно будут изнашиваться. Сколько они проживут? Если вы не профессиональный музыкант и гитара для вас — хобби, то можно смело прогнозировать несколько десятилетий. Профессионал (особенно играющий на стальных струнах) может убить лады на порядок быстрее. Александр Розенбаум, например, стачивает первые лады своего основного Ovation примерно за год — это из того, что вспомнилось.


Эти лады точно пора менять

Хороший способ увеличить срок жизни ладов — поставить размер покрупнее. Чем больше сечение лада, тем дольше струна будет протирать его до накладки. Терпеть протертые ямки на крупных ладах не обязательно: можно раз в несколько лет ходить к мастеру шлифовать лады. Это гораздо дешевле замены, но поверхность лада получается такой же свежей.


Лады с такими ямками обычно можно обновить без замены

Еще нейзильбер любит мутнеть, покрываясь серо-матовым налетом (и даже зеленеет иногда). Выглядит примерно так:


Лады уже старые, но сверху отполированы, а снизу — нет.

Достоинства нейзильберовых ладов — низкая цена, легкая обработка и традиционный внешний вид. По живучести есть и более интересные сплавы, но они дороже.

Редкий и бесполезный вариант материала ладов — латунь, то есть сплав меди с цинком. На современных инструментах что-то подобное использует только Warwick и некоторые бесплатные китайцы. Лады желтые, не сохраняют блеск, изнашиваются быстрее стандартного нейзильбера. Ставить их не следует (впрочем, мастера и не предлагают). Если вам нравится золотистый цвет, поставьте бронзу — она тоже желтая, но гораздо дольше живет и не мутнеет. Правда, латунные лады выходят на порядок дешевле бронзовых, но мы ж гитару не для экономии заводим.

Далее — бронзовые лады. Очень модная штука. Мне известны два варианта таких ладов: Jescar Evo Gold и Sintoms Special Bronze (SBZ). По конечным свойствам они практически одинаковые. Цена тоже похожая, и более высокая, чем у нейзильбера.

Большую часть бронзового сплава, как и у нейзильбера, составляет медь. Бронза, в принципе, не особо твердый материал, но очень скользкий, поэтому струна в него не закапывается (и бендить ее легче). Бронзовые лады можно считать практически вечными. Только профессиональный музыкант имеет шансы заездить их за несколько десятилетий, и то не факт. По крайней мере, Sintoms SBZ мои клиенты за несколько лет не сносили до хоть какого-нибудь износа. По джескару такой статистики у меня пока нет, но, судя по чужим отзывам, он ничуть не менее стойкий.


Бронзовые лады. Сзади Jescar Evo Gold, спереди Sintoms SBZ.

Минус у бронзы один, и он же — плюс: золотистый цвет. На гитарах с позолоченной фурнитурой это может очень хорошо смотреться, но вот на каком-нибудь рогатом черном джексоне. С другой стороны, черные лады еще не придумали. А по рабочим свойствам бронза всегда будет лучше нейзильбера.


бронзу рекомендуется подавать с черным деревом и латунными инкрустациями

Замыкает список нержавеющая сталь (никакой другой стали на ладах не встретишь). Это классический материал для «вечных» ладов, который, к тому же, стоит дешевле бронзы, а внешне почти неотличим от нейзильбера. Однако работать с нержавейкой очень тяжело, поэтому мастера просят за установку таких ладов еще больше, чем за бронзу с нейзильбером. Возможно, это и обеспечило успех бронзовым ладам, появившимся относительно недавно: хотя сами лады чуть дороже нержавейки, обрабатывать их легче, а живут они практически столько же.

Мне доводилось слышать о музыкантах, ухитрявшихся спилить бронзовые лады за несколько лет (моей практикой это не подтверждается), поэтому, если долговечность ладов крайне важна, следует предпочесть нержавейку. Но с точки зрения большинства гитаристов бронза и нержа будут различаться только цветом.

С материалами все, идем дальше. Осталась разная экзотика типа титановых ладов или фирменных ладов Эда Романа, но вряд ли вы такое встретите.

Размер и профиль

Гитаристу могут быть интересны только размеры шляпки лада (с ножкой разбирается мастер). А шляпка исчерпывающе описывается тремя параметрами: шириной, высотой и профилем сечения.

Ширина типичного лада на гитаре и басу — от 2 до 3 миллиметров. Высота — от 0,8 до 1,5 мм. Профиль, как правило, каплевидный, но изредка попадаются и треугольные лады, чье название говорит само за себя. Вот, например, популярные размеры ладов Sintoms (увеличенная картинка — по клику):

Я не поклонник лирических наименований типа «extra jumbo» и доверяю только штангенциркулю. Даже если вы точно знаете, что вам нужны лады именно «Medium wide», и просите мастера их поставить, — обязательно проверьте, совпадают ли ваши представления об этих обозначениях. Ей-богу, с миллиметрами как-то надежнее.

Треугольные лады — штука экзотическая. Я думаю, что польза от них скорее дизайнерская, и в реальной работе они живут практически так же, как обычные. Стюмак их почему-то называет «пирамидальными» 🙂


Треугольные лады 2,5×1,2×R1


Они же, вид сверху — мало чем отличаются от обычных

Чем больше ширина и высота лада, тем дольше он проживет. Это стоит учитывать, если лады будут нейзильберовые или латунные. А бронза и сталь до того крепкие, что даже мелкие лады из них прослужат долго.

Многие инструменты диктуют определенный размер ладов одним своим видом. Ставить на винтажный фендер гигантскую «трешку» — просто моветон, некрасиво это. А суперстраты, наоборот, странно смотрятся с мелкими ладами. Функционал в этих случаях не потеряется, речь исключительно о культуре и красоте.

Но важнее всего — мнение музыканта. Замечу, что большинство гитаристов не имеют никакого мнения относительно размера ладов, и это нормально. Если у вас все же сложились некие предпочтения, непременно озвучьте их мастеру. Приличный мастер, впрочем, сам затронет этот вопрос, когда вы придете менять лады.

Два слова про звук

Ну да, как же без этого. В любом тематическом треде найдется пара ушастых товарищей, которые начнут друг другу доказывать, что одни лады звучат, а другие нет. Такие споры бесконечны. Расскажу, что думаю я.

Внятных доказательств тому, что материал ладов существенно влияет на звук электрогитары, я не встречал. Люди, как водится, обожают винить в изменившемся тембре инструмента новые лады — но забывают, что при замене ладов также подкручиваются практически все винтики на машинке, ставятся новые струны, а верхний порожек перетачивается либо меняется. Замена ладов — достаточно серьезная процедура в плане воздействия на гитару, и кроме самой проволоки, в ней меняется много всего.

Но это еще не самое интересное. Важнейший вопрос — насколько хорошо лад сидит в дереве. Если лады, грубо говоря, «шатаются» в деревяшке, то часть энергии струн будет на них гаситься. Наоборот, хорошо вклеенный лад составляет с грифом единое целое — и гитара с такими ладами будет играть лучше (обертонистей, сустейнистей и т.д.), чем с непроклеенными!

Проверить все это можно, но ведь никто не хочет заморачиваться. Гораздо веселее прибежать на форум и там сказать, что из гитары после замены ладов ушел звук. А там хор подхватит.

Стальные лады за «бедность звука» ругают гораздо чаще, чем любые другие. Лично я не нашел этому подтверждения, но на всякий случай упомяну. Интересно, что бронза подобных нареканий не вызывает.

В любом случае, всегда можно спокойно выбрать точно такие же лады, какие стояли на инструменте первоначально, и не париться.

Источник

Оцените статью