Хоровое отделение по классу фортепиано
Фортепианное, если не хочет бросать другие занятия. У ДХО очень большая нагрузка.
А нагрузка в чём именно? В дополнительных занятиях помимо тех, что по расписанию?
Мы год отзанимались на фортепианном отделении ,а сейчас хотим перевестись на хоровое отделение!Там конечно не легче,но ф-но будет гораздо меньше.Нам в муз. школе сказали ,что в любой момент можно перевестись на хоровое,а вот с хорового на ф-но тяжелее!Так что подумайте,если на ф-но будет трудно перейдёте на хор.
Если не трудно, расскажите коротко почему склоняетесь к хоровому?:flower:
А нагрузка в чём именно? В дополнительных занятиях помимо тех, что по расписанию?
Что-то мне подсказывает, что величина нагрузки на фоно и ДХО в разных школах разная. Часто встречаю мнение, что на хоровом учиться легче, а вот Правдолюбка, думаю, не без оснований, пишет, что на хоровом тяжелее. вероятно зависит от школы.
Да, действительно, надо поинтересоваться количеством часов и занятий в конкретно выбранной школе.
В школе, которой я работала, было всё одинаково и по часам и по уровню. ( только у пианистов был фп. ансамбль и конц. класс в старших классах, а у хоровиков чтение хор. партитур и дирижирование).
В Лицей «Санкт- Петербург», где учится моя дочь на ф-но, мы поступали изначально на ДХО, но проанализировав количество занятий, я поняла, что чисто физически не смогу посвящать столько времени, если мы останемся на дир-хоре.( не для домашних занятий, а для провождения в лицее). У нас в Лицее у хоровиков всё также как у пианистов ( конц. практика, форт. ансамбль, тех. зачёты и зачёты по этюдам), только приплюсовываются хор.дирижирование, вокал, чтение хор. партитур, сам хор 3-4 раза в неделю, а то и больше перед концертами, да и какие-то прослушивания к чему-то постоянные. В общем, дети-хоровики реально живут в Лицее, мне кажется.
Там совсем слабенько, мы там тоже уже занимались:( Пришлось брать репетитора, тк ребенку было скучно. Но «тянуть» репетитора в денежном смысле стало сложно:(
Так это далеко не везде! Дочка занимается во Дворце творчества (Аничков) 11-тый год. Для 7-леток: 2 раза в неделю по 2 часа+ 1 раз сольфеджио 1,5 часа. Иногда репетиции. Д.з. нет. Экзаменов нет. Есть возможность там же добавить и фортепьяно на очень приличном уровне (раньше были бесплатные варианты, сейчас не знаю) Есть индивидуальный вокал (бесплатный). Летний лагерь лет с 10-11. Каждый год девочки поступают в муз.училище при консерватории, в этом году одна наша выпускница поступила в консерваторию. Т.е возможности очень большие, но нет обязаловки, т.е. каждый занимается в своем темпе. Если Вы не нацелены однозначно на профи, то это нормальный вариант. Наверняка, Аничков — не единственный такой вариант.
А что касается выбора фоно и хора, то тут нужно смотреть на характер ребенка: если усидчивость не идеальна, при этом общительность повышенная — то лучше хор, там всегда будет компания под боком. Если ребенок суперусидчив, старателен, самодостаточен, то лучше фоно.
Опять-таки можно посоветоваться по перспективам: что у ребенка лучше получается. Только вот не знаю как с фоно, а вот развитие голоса предсказывать тяжело, он сильно меняется в подростковом возрасте.
Источник
Хоровое отделение в муз.школе
У старшего было фортепиано: 2 часа специальность, 1 сольфеджио, 1 хор, 1 музлитература (это по первым классам ориентируюсь, потом уже не знаю, сам ходил). В старших классах хор ездил на Всемирные хоровые встречи, которые раз в 2 года, и брал всегда или золото, или серебро. Ездил с хором дважды: Штаты и Латвия. Помимо этих знаменательных событий были еще победы в области, поездили по разным городам: Смоленск, Ярославль, Санкт-Петербург.
У младшего хоровое, та же школа, только в филиале: 2 специальности, 1 сольфеджио, 2 хора, 1 музлитература. Пока второй класс, и как раз у него лучше получается игра на инструменте, а выступления хора так себе (хотя может пока мелкие).
ЗЫ. Ни разу не слышала голос старшего! Дома ни разу не пел! Хотя руководитель и после окончания школы активно зазывала его ходить, формировала хор юношей. Правда, он нам и дома всем запрещает петь, даже подпевать, говорит, что мы не попадаем в ноты, не умеем и так далее , а у него сил нет это слушать. Выучили на свою голову
Источник
Учебная программа по «Общему фортепиано» для отделений хорового и эстрадного пения.
рабочая программа на тему
Учебная программа по предмету «Общее фортепиано» рассчитана на детей 6,5-17 лет. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Программа направлена на создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obshee_fortepiano_fedotovanp.doc | 638.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Для создания учебной программы по предмету «Общее фортепиано» за основу взята программа по предмету «Музыкальный инструмент» (фортепиано) для ДМШ (музыкальных отделений школ искусств), утвержденная Министерством культуры СССР всесоюзным методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры 1988 г.
Данная программа является адаптированной, приближенной к современным требованиям преподавания. Она предназначена для учащихся со средними музыкальными данными отделений хорового и эстрадного пения, для которых фортепиано не является специальностью.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Актуальность данной программы определяется с одной стороны, востребованностью предмета общего фортепиано, а с другой стороны, решением в образовательном процессе тех современных художественно-эстетических, духовно-нравственных задач, которые определены в концепции развития художественного образования и в образовательной программе школы.
Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальной грамоты), поэтому для успешного обучения в музыкальной школе учащимся отделений хорового и эстрадного пения необходим курс ознакомления с ним.
Новизна данной программы заключается в дифференцированном подходе к обучению учащихся, различным по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и психофизическому развитию. Требования программы учитывают организационную сложность занятий (многие учащиеся не имеют дома инструмента).
Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 17 лет.
Срок реализации программы зависит от длительности обучения на соответствующем отделении, а именно: эстрадное пение – 5-летний срок обучения, хоровое пение — 5-ти и 7-ми летний срок обучения. Наиболее способные учащиеся, которые ориентируются на дальнейшее профессиональное обучение, после прохождения основного курса, могут заниматься в ДШИ еще один год (6 и 8 классы профориентационные).
Цель программы: формирование и развитие духовно-нравственных, эстетических качеств, художественного вкуса; создание необходимых условий для реализации индивидуального подхода в процессе обучения, что позволяет более точно определить перспективы развития каждого ребенка, а так- же формирование устойчивого интереса к обучению в музыкальной школе в целом.
- обучить детей самостоятельно разбирать и выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара ДШИ;
- освоить определенный объем теоретических знаний и практических навыков по предмету, которые позволят учащимся самостоятельно работать с нотным текстом;
- освоить определенный объем технического материала;
- развить основные музыкальные способности ученика: гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальную память;
- ознакомить учащихся с различными музыкальными стилями и жанрами в процессе обучения;
- развить мышление, воображение учащихся;
- приобщить ученика к различным видам музыкального творчества (подбору по слуху, сочинению, ансамблевой игре и аккомпанементу).
- воспитать такие личностные качества учащихся как увлеченность, активность в познавательной деятельности, трудолюбие, усидчивость, аккуратность, самостоятельность и доброжелательность;
- воспитать в ребенке просвещенного ценителя и слушателя музыки.
Основным средством обучения, воспитания и развития обучающихся выступает учебный репертуар, который строится на основе следующих принципов: постепенного усложнения, направленного на решение педагогических, технических и художественных задач; отбора произведений отечественной и зарубежной классики, образцов народного музыкального творчества, разнохарактерных и разножанровых произведений различных стилей и музыкальных форм.
Для каждого класса в программе даны примерные репертуарные списки музыкальных произведений (различные по уровню трудности) для исполнения на контрольных уроках, академических концертах и экзаменах в течение учебного года, в которых представлены все разделы работы: полифония, крупная форма, пьесы, этюды, ансамбли.
Одной из основных форм планирования занятий в классе общего фортепиано является составление индивидуального плана для каждого ученика (c учетом его возможностей) на каждое полугодие. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной эстрадно-джазовой музыки. В работе над репертуаром педагог может добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены обучающимися для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Все этапы работы обязательно фиксируются в индивидуальном плане ученика.
Ведущей формой учебной и воспитательной работы в классе является индивидуальный урок, а также игра в ансамбле, концертные выступления. На уроках используются разнообразные педагогические методы: словесные (объяснение, убеждение), наглядные (метод примеров), практические (творческие задания). Индивидуальная форма занятий позволяет проводить работу, учитывая возможности и способности каждого ученика, его возраст и уровень подготовленности. Занятия проводятся в соответствии с действующим учебным планом:
- 1 час в неделю для обучающихся по 5-ти летнему плану;
- 1 час в неделю для обучающихся по 7-ми летнему плану с 1-го по 5-й класс;
- 2 часа в неделю – 6 и 7 класс по 7-летнему плану.
Общее количество уроков в первом полугодии: 16 и 32 ч. соответственно;
Общее количество уроков во втором полугодии: 20 и 40 ч. соответственно;
Успеваемость обучающихся игре на фортепиано учитывается на разных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях.
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускных классах (5 и 7). На выпускной экзамен выносятся четыре произведения различных жанров и форм. В течение учебного года учащиеся выпускных классов выступают на прослушиваниях (без оценки) с исполнением произведений выпускной программы. В остальных классах обучающиеся, как правило, выступают на академических концертах, которые проводятся два раза в год, где исполняются 2-3 произведения, в том числе и ансамблевых. Умение учащихся читать ноты с листа осуществляются во время индивидуальных занятий в классе на протяжении всего периода обучения. Проверка технической подготовленности учащихся проводится на контрольных уроках (технических зачетах) в присутствии 2-3 педагогов отделения.
Критерием оценки выступления учащегося должны служить:
- грамотное исполнение текста произведения;
- выразительность игры;
- владение звуком, педалью;
- техничность исполнения (соответствие темпа исполняемого произведения, стиля, жанра);
- правильная организация игрового аппарата;
- исполнительская воля, сценическая выдержка;
- динамика роста исполнительского мастерства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, также на контрольном уроке;
- другие выступления ученика в течение года.
Требования к проведению контрольных уроков
и академических концертов
- Контрольный урок по проверке технической подготовки учащихся проводится ежегодно, начиная со 2 класса. Контрольный урок включает в себя:
- исполнение одной гаммы
- исполнение одного этюда
- знание музыкальных терминов.
- На академический концерт в конце I полугодия выносятся 2 произведения:
- 2 разнохарактерные пьесы (одна с элементами полифонии)
- пьеса + ансамбль
- Переводной экзамен проводится в конце учебного года и включает в себя:
- произведение крупной формы + пьеса
- 2 разнохарактерные пьесы
- пьеса + ансамбль.
- На выпускной экзамен выносится 3-4 произведения:
- полифоническое произведение
- произведение крупной формы
- пьеса
- этюд.
Также возможно исполнение 3-х разнохарактерных пьес для учащихся со слабыми данными. Кроме того, в течение учебного года должны состояться два прослушивания (без оценки).
Основные формы контроля
- текущий — опрос, анализ работы и наблюдение, оценка на уроке за выполнение домашнего задания и работу на занятии;
- технический зачет – проводимый ежегодно со 2 по 6 класс в конце первой четверти;
- академический концерт – выступление проходит в конце I полугодия (2-6 классы);
- прослушивания – проводимые в 5 и 7 классах;
- переводной экзамен – проводимый ежегодно с 1 по 6 класс в конце четвертой четверти;
- итоговой аттестацией является выпускной экзамен, который проводится в конце 5 и 7 класса.
- выпускник должен уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара ДШИ;
- уметь читать ноты с листа, подбирать по слуху, транспонировать, играть в ансамбле с педагогом и другим учащимся;
- уметь анализировать исполняемые в классе музыкальные произведения;
- уметь применять теоретические знания в исполнительской практике;
- знать историю своего инструмента;
- должен быть ориентирован на дальнейшее профессиональное обучение.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Обучение игре на фортепиано – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие ученика, а также взаимосвязан с такими предметами как сольфеджио и музыкальная литература.
При обучении учащихся используются следующие методы учебно-познавательной работы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые. Выбор этих методов зависит от психофизиологических и возрастных особенностей детей, темы и формы занятий, которые могут быть следующих типов:
- урок-беседа
- развивающий урок
- обобщающий урок
- комбинированный урок
- контрольный урок
- класс-концерт.
При этом в процессе обучения все методы реализуются в тесной взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуации успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала. Для выполнения этого необходимо подбирать методы и приемы обучения таким образом, чтобы развитие и совершенствование у детей музыкального слуха и голоса, исполнительских способностей и т.д. не стало целью, а средством воспитания интереса, а впоследствии – любви к музыке.
Этому способствуют совместные обсуждения выполненного задания или проведенного концерта, поощрение самостоятельности и инициативы, создание положительной мотивации.
На первом этапе обучения игре на фортепиано главной задачей является введение ученика в мир мелодических образов, развитие у него элементарных навыков выразительного исполнения одноголосных мелодий, владения простейшими игровыми приемами чередования рук в одноголосном позиционном изложении. Уже при исполнении одноголосных мелодий у ребенка зарождаются первые представления о характере мелодий, фразе, цезуре, дыхании, сходстве и контрастности мелодических построений, вырабатывается слуховое различие простейших длительностей. Происходит знакомство с итальянскими обозначениями темпов, динамики. Кроме того, ученик подбирает по слуху несложные песенные мелодии. Предусматриваются две взаимосвязанные методические задачи: постепенное усложнение воспринимаемых мелодических образов и закрепление музыкально-двигательных навыков.
Следующим этапом является слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани, воспроизводимой обеими руками одновременно. Это координация движений рук и звуковых ощущений. Разучиваются также пьесы с элементами полифонии, содержащие доступную для учащихся народно-хоровую подголосочную фактуру, контрастные сопоставления голосов и имитационную структуру.
При работе над произведениями подвижного характера вместе с развитием слуховой и ритмической сферы формируются необходимые технические навыки, своевременное овладение которыми обязательно. При их изучении значительное внимание уделяется темповой устойчивости, ритмической и динамической ровности и четкости, артикуляционной ясности. Одним из важнейших условий преодоления этих трудностей является согласование пианистических приемов с пульсацией ритма, мелодическим дыханием, артикуляционными штрихами.
Приобщение ученика к произведениям крупной формы происходит на материале вариационных циклов и сонатин.
Учебно-педагогический репертуар постепенно расширяется за счет более сложных в жанрово-стилистическом и фактурном отношениях произведений. Слуховая сфера ученика и его сознание все больше вовлекаются в идейно-художественное содержание музыки, ее формы, выразительных средств, приемов овладения фактурными трудностями.
Задача целенаправленного развития музыкального мышления может быть решена в результате поисков наиболее эффективных средств воздействия на ученика в его работе над исполнительской задачей любой сложности. Средства эти чрезвычайно многообразны. В них органично взаимосвязаны целостный исполнительский показ, теоретический и исполнительский анализ, образно-словесное раскрытие характера трактовки, расшифровка авторских и редакторских ремарок в тексте и т.п.
Музыкально-художественное развитие пианиста происходит в условиях глубокого восприятия образного строя изучаемых произведений, исполнительские же средства подчиняются постепенно вызревающим музыкальным представлениям.
С первых уроков обучения игре на фортепиано педагогу необходимо развивать в учениках способность понимать выразительность музыки, умение вслушиваться в звучание исполняемой мелодии. Кроме этого педагог должен уделять большое внимание выработке правильной посадке учащегося за инструментом. Сидеть нужно прямо, не сутулясь; ноги находятся около педалей; посадка должна быть свободной, удобной, индивидуальной для каждого ученика. Руки должны быть свободными от плеча до кончиков пальцев, кисть – эластичной, мягкой, чтобы не было зажатости.
Приемы звукоизвлечения осваиваются постепенно (non legato, legato, staccato) вместе с воспитанием культуры звука.
В течение учебного года работу с учащимися рекомендуется вести по следующим направлениям:
- знакомство учащихся с историей возникновения фортепиано, особенностями устройства инструмента;
- роль подставки в правильной посадке;
- изучение нотной грамоты;
- подбор по слуху простейших песенок, попевок на инструменте;
- транспонирование от белых клавиш в разных октавах;
- развитие навыков разбора и чтения нотного текста;
- приобщение учащихся к ансамблевому музицированию (игра с педагогом пьес в четыре руки);
- игра упражнений в виде различных последовательностей пальцев (non legato, затем legato, staccato);
- знакомство с игрой гамм;
- игра интервалов, аккордов.
В течение учебного года обучающийся должен проработать 20-30 несложных музыкальных произведений, включая народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, 4-5 ансамблей, 3-4 этюда. Мажорные гаммы До, Соль, Ре, Фа мажор в 1-2 октавы отдельно каждой рукой в прямом движении; тонические трезвучия аккордами по 3 звука без обращений отдельно каждой рукой; хроматические гаммы отдельно каждой рукой в пройденных тональностях.
К концу учебного года учащийся должен знать:
- основы музыкальной грамоты;
- музыкальные штрихи;
- жанры в музыке.
- выразительно играть произведение двумя руками вместе, используя динамические оттенки и различные приемы звукоизвлечения (non legato, legato, staccato);
- словесно анализировать исполняемые в классе произведения;
- самостоятельно разбирать дома заданные пьесы.
На переводном экзамене необходимо исполнить 2-3 разнохарактерные пьесы (включая ансамбль).
Повторение и закрепление знаний и навыков, полученных в 1 классе. Дальнейшее развитие музыкальной памяти, ритма; работа над выразительностью и качеством звука.
В течение учебного года обучающийся должен проработать 12-14 разнохарактерных музыкальных произведений, включая:
- 1-2 пьесы с элементами полифонии;
- 2 этюда;
- 2-3 ансамбля;
- 7 пьес (в том числе 3-4 пьесы в порядке ознакомления).
Продолжение работы над пальцевой техникой в виде различных упражнений и этюдов. Подбор по слуху от любых звуков, чтение с листа 4-х и 8-и тактовых мелодий из репертуара 1 класса. Игра с педагогом в 4 руки ансамблем, подбор простейшего аккомпанемента («квинта» на главных ступенях лада) к песенным мелодиям. Минорные гаммы каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении: ля, ре. Мажорные гаммы в 2 октавы в прямом движении отдельно каждой рукой: До, Соль, Ре, Ля, Фа. Хроматические гаммы в пройденных тональностях, трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука отдельно каждой рукой.
К концу 2 года обучения года учащийся должен:
- грамотно разбирать несложный нотный текст, подбирать по слуху;
- исполнять несложные этюды и гаммы;
- определять характер исполняемых произведений;
- играть в ансамбле.
На экзамене исполнить пьесу с элементами полифонии и ансамбль или две разнохарактерные пьесы.
Повторение и закрепление материала 1-2 классов. Продолжение работы над звуком, выразительным исполнением, техническим развитием учащихся. Ознакомление с произведениями крупной формы.
В течение учебного года обучающийся должен проработать 10-12 различных музыкальных произведений, включая:
- 1 произведение с элементами полифонии;
- 1 произведение крупной формы;
- 2 этюда;
- 2 ансамбля;
- 5-6 разнохарактерных пьес (несколько в порядке ознакомления);
Чтение с листа простейших пьес уровня 1 класса. Игра в ансамбле с педагогом. Подбор по слуху мелодий, знакомых песенок; подбор несложного аккомпанемента (трезвучия на главных ступенях лада).
Мажорные гаммы – До, Соль, Ре, Ля, Фа, Ми, ля, ми, ре минор отдельно каждой рукой (или вместе) в две октавы в прямом движении, в противоположном – от одного звука. Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука в пройденных тональностях, арпеджио короткие по 3 или 4 звука отдельно каждой рукой. Хроматические гаммы в пройденных тональностях 2 руками вместе в 2 октавы.
К концу 3 класса обучающийся должен:
- достаточно подвижно исполнять технические произведения и гаммы;
- определять характер исполняемых произведений;
- играть в ансамбле;
- знать музыкальные термины;
На экзамен представить произведение крупной формы и ансамбль или 2 разнохарактерные пьесы.
Повторение и закрепление умений и навыков, полученных в предыдущих классах. Совершенствование навыков игры на более сложном музыкальном материале.
В течение учебного года обучающийся должен проработать 10-12 различных произведений, включая несколько в порядке ознакомления:
- 1 полифоническое произведение;
- 1 произведение крупной формы;
- 2 этюда;
- 1 ансамбль (или легкий аккомпанемент);
- 6-7 разнохарактерных пьес.
Чтение с листа уровня трудности 2 класса. Дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле, подбор по слуху несложного аккомпанемента к песенкам.
Продолжение работы над развитием беглости пальцев на материале различных этюдов с учетом индивидуальных возможностей ученика.
Мажорные гаммы – До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си b мажор в 2 (или 4) октавы в прямом движении 2 руками вместе.
Минорные гаммы – ля, ми, си, ре, соль минор каждой рукой (или двумя руками вместе) в 2 октавы в прямом движении.
Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука отдельно каждой рукой (или вместе), арпеджио короткие по 4 звука отдельно каждой рукой (или вместе), хроматические гаммы двумя руками вместе в 2 (или 4) октавы.
К концу 4 класса обучающийся должен:
- грамотно разбирать нотный текст;
- подбирать по слуху несложные мелодии и аккомпанемент к ним;
- достаточно подвижно исполнять этюды и гаммы;
- владеть навыками педализации;
- играть в ансамбле;
- знать музыкальные термины.
На переводной экзамен представить произведение крупной формы и пьесу или 2 разнохарактерные пьесы.
Повторение и закрепление пройденного в предыдущих классах. Продолжение работы над точным выполнением всех деталей нотного текста, фразировкой, темповым единством, интонационной выразительностью, педализацией.
В течение учебного года обучающийся должен проработать 10-11 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
- 1 полифоническое произведение;
- 1 произведение крупной формы;
- 2 этюда;
- 1 ансамбль, 1 аккомпанемент;
- 4-5 разнохарактерных пьес.
Чтение с листа по уровню трудности примерно на 2 класса ниже изучаемых пьес. Игра в ансамбле с педагогом или учеником, пение под свой аккомпанемент.
Мажорные гаммы до 5 знаков в прямом и противоположном движении в 2 (или 4) октавы. Минорные гаммы до 4-х знаков включительно в прямом движении в 2 (или 4) октавы. Тонические трезвучия с обращениями по 3 звука аккордами; арпеджио короткие и длинные двумя руками вместе или каждой рукой отдельно (для учеников со слабыми данными). Д 7 – длинными арпеджио без обращений каждой рукой отдельно. Хроматические гаммы двумя руками вместе в 4 октавы в прямом движении в пройденных тональностях.
К концу 5 класса обучающийся должен:
- самостоятельно анализировать музыкальные произведения;
- в подвижном темпе исполнять гаммы и этюды;
- знать стилевые особенности полифонии и сонатной формы;
- играть в ансамбле;
- знать музыкальные термины.
На переводной экзамен представить произведение крупной формы и пьесу или 2 разнохарактерные пьесы.
Ученики, которые занимаются по 5-летнему плану и заканчивают свое обучение в школе, должны подготовить программу выпускного экзамена из 4-х произведений:
- произведение крупной формы;
- полифоническое произведение (или с элементами полифонии);
- этюд;
- пьеса (или ансамбль).
Возможно исполнение 3-х разнохарактерных пьес (для учащихся со слабыми данными).
Произведения экзаменационной программы обыгрываются на 2-х прослушиваниях без оценки в течение года (в I и II полугодиях).
Продолжение работы по совершенствованию умений и навыков игры на инструменте на более сложном материале.
В течение учебного года обучающийся должен проработать 9-10 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
- 1 полифоническое произведение (или с элементами полифонии);
- 1 произведение крупной формы;
- 2 этюда;
- 1 ансамбль;
- 1 несложный аккомпанемент;
- 3 — 4разнохарактерные пьесы.
Чтение с листа по уровню трудности на 2-3 класса ниже изучаемых пьес. Пение под свой аккомпанемент, игра в ансамбле с педагогом или учеником. Мажорные гаммы до 6 знаков в 4 октавы 2 руками вместе в прямом и противоположном движении. Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука 2 руками вместе; арпеджио короткие и длинные 2 руками вместе; Д 7 – длинными арпеджио отдельно каждой рукой. Хроматические гаммы в прямом движении в 4 октавы 2 руками вместе от всех клавиш.
К концу 6 класса обучающийся должен:
- в подвижном темпе исполнять технические произведения и гаммы;
- грамотно разбирать нотный текст;
- знать стилевые особенности полифонии и сонатной формы;
- владеть навыками педализации;
- играть в ансамбле;
- знать музыкальные термины.
На переводной экзамен представить произведение крупной формы и пьесу или 2 разнохарактерные пьесы.
В выпускном классе следует продолжать работу по совершенствованию технического развития учащихся на более сложном музыкальном материале, развивать умение самостоятельного анализа изучаемых произведений, чтения с нот с листа и подбора аккомпанемента с постепенным усложнением.
В течение учебного года обучающийся должен проработать 8 – 9 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
- 1 полифоническое произведение;
- 1 произведение крупной формы;
- 1 этюд;
- 1 ансамбль и 1 аккомпанемент;
- 3-4 разнохарактерные пьесы.
Все мажорные и минорные гаммы в 4 октавы 2 руками вместе в прямом и противоположном движении. Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука 2 руками вместе, арпеджио короткие и длинные 2 руками вместе, Д 7 с обращениями длинными арпеджио каждой рукой отдельно (или 2 руками вместе). Хроматические гаммы в 4 октавы 2 руками вместе от всех клавиш.
Кроме этого учащийся должен подготовить программу выпускного экзамена, состоящую из 4х произведений, в которую входят: полифоническое произведение, произведение крупной формы, этюд и пьеса (для уч-ся со слабыми данными 3 разнохарактерные пьесы). Произведения экзаменационной программы обыгрываются на 2х прослушиваниях в течение года (в I и II полугодиях).
Шестой класс (на базе 5 –летнего обучения)
Учащиеся, желающие продолжить свое общение с музыкой в школе искусств после обучения по 5-летнему учебному плану, занимаются по программе 6 и 7 классов. Продолжаются занятия по чтению нот с листа, совершенствованию технической подготовки, добиваясь при исполнении гамм, этюдов более быстрого темпа, хорошего звукоизвлечения. Особое внимание уделяется таким формам музицирования как: пение под свой аккомпанемент, подбор несложного аккомпанемента, игра в ансамбле популярных произведений.
Такая форма работы в индивидуальном обучении воспитывает эстетический вкус, знакомит с лучшими образцами песенного и романсового творчества западноевропейских, русских и современных композиторов, помогает ориентироваться в окружающем звуковом пространстве.
В течение учебного года обучающийся должен проработать 10-12 произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
- 1 полифоническое произведение;
- 1 произведение крупной формы;
- 2 этюда;
- 3-4 пьесы;
- 2 ансамбля;
- 2 аккомпанемента.
Восьмой класс (на базе 7 –летнего обучения)
Для уч-ся, которые успешно окончили 7 класс и ориентируются на дальнейшее профессиональное обучение, рекомендуется введение дополнительно 8-го года обучения. Продолжаются занятия по чтению с листа, подбору по слуху, пению с аккомпанементом, игре в ансамбле, постоянно усложняя материал и расширяя требования (гаммы в терцию, дециму, сексту; 11 видов разложенных аккордов и др. упражнения).
Большое внимание уделяется самостоятельности в трактовке произведений, работе над музыкальным образом, качеством звукоизвлечения, интонацией и динамикой.
В течение года обучающийся должен проработать 12 -13 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
- 1 полифоническое произведение;
- 1 произведение крупной формы;
- 4 этюда;
- 3-4 разнохарактерные пьесы;
- 1 ансамбль;
- 2 аккомпанемента.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1978.
- Алексеев А. О воспитании музыканта-исполнителя. – М.: Музыка, 1980.
- Айзенштадт С. Детский альбом П.И. Чайковского. – М.: Классика – XXI, 2003.
- Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Советский композитор, 1983.
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. – М.: Музыка, 1986.
- Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – М.: Советский композитор, 1974.
- Баренбойм Л. Путь к музицированию. – М.: Советский композитор, 1973.
- Баринова М. О развитии творческих способностей ученика. – М.: Музыка, 1973.
- Браудо И. Артикуляция. – М.: Музыка, 1973.
- Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: Классика, 2004.
- Вендрова В. Пусть музыка звучит! – М.: Музыка, 1990.
- Голубовская Н. Искусство педализации. – М.: Музыка, 1974.
- Гофман И. Фортепианная игра. – М.: Классика — XXI, 2002.
- Дельнова В. Развитие фортепианной техники в младших классах ДМШ. – М.: Советский композитор, 1972.
- Достал Я. Ребенок за роялем. – М.: Музыка, 1981.
- Калинина Н. Клавирная музыка И.С. Баха в фортепианном классе. – Л.: Музыка, 1988.
- Коган. Г. У врат мастерства. – М.: Классика – XXI, 2004.
- Коган Г. Работа пианиста. – М.: Классика – XXI, 2004.
- Как исполнять Бетховена. Сборник статей. – М.: Классика – XXI, 2004.
- Кирнарская Д. Музыкальные способности. – М.: Таланты – XXI век, 2004.
- Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М.: Советский композитор, 1971.
- Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1982.
- Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. – Л.: Советский композитор, 1963.
- Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. – М.: Музыка, 1978.
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1984.
- Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей. Методические рекомендации. – М.: РИФ «Крипто-логос», 1992.
- Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л.: Музыка, 1986.
(ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ)
- Андреева М. «Ехали медведи»
- Березняк А. «Едет воз», «Листопад»
- Векерлен Ж. «Пьеса»
- Визная И. «Вальс»
- Витлин В. «Белочка»
- Гедике А. «Ригодон»
- Геталова О. «Веселые синкопы»
- Геталова О. «Рыжий кот»
- Гретри О. «Кукушка и осёл»
- Иорданский М. «Голубые санки»
- Кабалевский Д. «Маленькая полька»
- Качурбина М. «Мишка с куклой»
- Красев М. «Баю-баю»
- Лещинская Ф. «Маляр», «Лошадки»
- Любарский Н. «Курочка»
- Металлиди Ж. «Кот-мореход»
- Метлов Н. «Зима прошла»
- Рус.нар. песня «Как под яблонью»
- Рус.нар. песня «Во саду ли, в огороде»
- Укр.нар. песня «Ой, лопнув обруч»
- Укр.нар. песня «Ой ты, дивчина»
- Николаев А. «Первый урок»
- Салютринская Т. «Пастух играет»
- Сперонтес С. «Менуэт»
- Тиличеева Е. «Новогодняя»
- Филипп И. «Колыбельная»
- Филиппенко А. «Цыплята», «Веселый музыкант»
- Чайковский Б. «Урок в мышиной школе»
- Щмитц М. «Марш гномиков»
- Беркович И. Маленькие этюды для начинающих №1-20
- Гедике А. «Этюд» До мажор
- Гумберт А. «Этюд» До мажор
- Курочкин В. «Этюд» Соль мажор
- Лемуан А. «Этюд» Соль мажор
- Любарский М. «Этюд» Ми минор
- Назарова Т. «Этюд»
- Шитте Л. соч. 108, «25 легких этюдов» (по выбору)
- Артоболевская А. «Вальс собачек», «Живем мы на горах»
- Витлин В. «Детская песенка»
- Гайдн И. «Анданте»
- Игнатьева В. «Тихая песня»
- Иорданский М. «Песенка про чибиса»
- Моцарт В. «Весенняя песня»
- Рус.нар. песня «Здравствуй, гостья-зима!»
- Рус.нар. песня «Как при лужку»
- Сорокин К. «Матушка моя»
- Томпсон Д. «Вальс гномов»
- Укр.нар. танец «Казачок»
- Чешская песня «Мой конек»
- Шаинский В. «Кузнечик», «Антошка», «Песенка Львенка и Черепахи», «Песенка крокодила Гены».
- Беркович И. «Канон»
- Беркович И. «Ой, джигуне, джигуне»
- Беркович И. «Ой, летает сокол»
- Гедике А. «Инвенция»
- Слонов Ю. «Прелюдия»
- Щуровский Ю. «Канон»
- Арман Ж. «Пьеса»
- Барток Б. «Пьеса»
- Берлин Б. «Спящий котенок», «Марширующие поросята»
- Витлин В. «Моя мама»
- Гайдн И. «Анданте»
- Гедике А. «Русская песня»
- Гофе И. «Канарейка»
- Градески Э. «Задиристые буги»
- Гречанинов А. «Мазурка»
- Игнатьев В. «Негритянская колыбельная»
- Каттинг Ф. «Куранта»
- Кореневская И. «Дождик»
- Кригер И. «Менуэт»
- Крутицкий М. «Зима»
- Курочкин В. «Вальс»
- Майкапар С. «Сказочка»
- Моцарт Л. «Бурре», «Менуэт», «Юмореска»
- Рус нар. песня «Калинка»
- Сен-Люк Я. «Бурре»
- Франц. нар. песня «Большой олень»
- Шмитц М. «Прыжки через лужи», «Пляска ковбоев»
- Шух М. «Я смотрю на облака»
- Беренс Г. «Этюды» №8, №9, №10
- Гедике А. «Этюды» соч. 32 №2, №3, №7, №11, №12, №15
- Лешгорн А. «Этюды»
- Николаев А. «Этюд» До мажор
- Черни К. «Этюды» соч. 139 №4, №7, №8, №9, №12
- Бетховен Л. «Два немецких танца»
- Вебер К. «Вальс»
- Глинка М. «Полька»
- Градески Э. «Маленький поезд»
- Гречанинов А. «На зеленом лугу»
- Моцарт В. «Ария Папагено»
- Моцарт В. «Отрывок из симфонии»
- Петерсен Р. «Матросский танец»
- Рус.нар. песня «Как пошли наши подружки»
- Чайковский П. «Вальс»
- Бах И.С. «Ария» ре минор
- Бах И.С. «Волынка»
- Бах И.С. «Менуэт»
- Гедике А. «Инвенция»
- Гендель Г. «Чакона»
- Корелли А. «Сарабанда» ре минор
- Перселл Г. «Ария»
- Телеман А. «Фрагмент из фантазии»
- Шевченко С. «Канон»
Произведения крупной формы:
- Беркович И. «Вариации»
- Бетховен Л. «Сонатина» Соль мажор
- Вильтон К. «Сонатина» До мажор
- Литкова А. «Вариации»
- Рейнеке К. «Скерцино», «Маленькое рондо»
- Сорокин К. «Во поле береза стояла» вариации
- Стоянов А. «Вариации»
- Хаслингер Т. «Сонатина»
- Штейбельт Д. «Сонатина» До мажор
- Абрамов А. «Марш гномов»
- Гайдн И. «Менуэт»
- Гречанинов Л. «В разлуке»
- Дварионас Б. «Прелюд»
- Иордан И. «Охота за бабочкой»
- Кабалевский Д. «Клоуны»
- Казачан Т. «Вальс»
- Косенко В. «Скерцино»
- Кригер И. «Бурре»
- Крылатов Е. «Колыбельная Медведицы»
- Лессер В. «Выходной день»
- Майкапар С. «Пастушок», «Вальс»
- Мордасов Н. «Розыгрыш», «Маленький блюз»
- Моцарт В. «Аллегро»
- Стрибогг И. «Вальс петушков»
- Чайковский П. «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка»
- Шостакович Д. «Шарманка»
- Шуман Р. «Марш»
- Гедике А. «Этюды» соч.31 №23, №29, №30
- Жилинский А. «Этюд» Соль мажор
- Лемуан А. «Этюды» соч.37 №1, №2
- Полынский Н. «Этюд»
- Черни К. «Этюды» соч.139 №11, №15, №16, №17, №25, №32, №33, №36, №40, №42
- Шитте Л. «Этюды» соч.108 №4, №6, №16, №17
- Белорусский нар. танец «Полька- янка»
- Бетховен Л. «Марш»
- Вебер К. «Хор охотников»
- Глинка М. «Ходит ветер у ворот»
- Диабелли А. «Скерцо»
- Живцов А. «Бульба»
- Рус.нар. песня «Светит месяц»
- Старокадомский М. «Любитель-рыболов»
- Укр.нар. песня «У соседа хата бела»
- Чайковский П. «Хор девушек»
- Шеринг Дж. «Колыбельная»
- Александров А. «Кума»
- Бах И.С. «Маленькая прелюдия» До мажор
- Бах И.С. «Менуэт» Соль мажор
- Бах Ф.Э. «Маленькая фантазия»
- Гендель Г. «Сарабанда»
- Караманов А. «Канон»
- Леонтович Н. «Ой, из-за горы каменной»
- Майкапар С. «Канон» соч.16 №5
Произведения крупной формы:
- Беркович И. «Сонатина» I, II ч.
- Бетховен Л. «Сонатина» Фа мажор
- Гедике А. «Тема с вариациями»
- Глиэр Р. «Рондо»
- Диабелли А. «Сонатина» Фа мажор
- Кабалевский Д. «Легкие вариации»
- Любарский Н. «Вариации»
- Моцарт В. «Сонатина» I, III ч.
- Бриль И. «Маленький регтайм»
- Градески Э. «Мороженое», «По дороге домой из школы»
- Кабалевский Д. «Токкатина»
- Кажлаев М. «Шарманщик»
- Кочетов Л. «Джазовые нотки»
- Майкапар С. «Маленькая сказка»
- Мордасов Н. «Буду танцевать»
- Николаев И. «Маленькая страна»
- Петерсен Р. «На закате»
- Рыбкин Е. «Джазовая миниатюра», «Капельки дождя»
- Хачатурян А. «Андантино»
- Чайковский П. «Немецкая песенка», «Камаринская», «Танец маленьких лебедей»
- Шуман Р. «Песенка жнецов», «Смелый наездник», «Веселый крестьянин»
- Беренс Г. «Этюды» соч.70 №41, №43
- Дювернуа Ж. «Этюд» соч.176 №24
- Лемуан Л. «Этюды» соч.37 №6, №8, №10, №12
- Черни К. – Гермер Г. «Этюды» №23, №24, №28, №29, №32, №38 — I тетрадь
- Черни К. «Этюды» соч.599 №18, №52, №54, №70
- Черни К. «Этюды» соч.636 №5, №17
- Шитте Л. «Этюды» соч.160 №23, №24
- Шитте Л. «Этюды» соч.108 №14, №16
- Градески Э. «Праздничный рэг»
- Кюи Ц. «Кукольный бал»
- Прокофьев С. «Вальс»
- Хачатурян К. «Помидор», «Галоп»
- Чайковский П. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик»
- Шмитц М. «Много пятерок в портфеле»
- Шмитц М. «Принцесса танцует вальс»
- Шуберт Ф. «Серенада»
- Бах И.С. «Марш»
- Бах И.С. «Менуэт» до минор
- Бах И.С. «Менуэт» соль минор
- Гендель Г. «Сарабанда с вариациями»
- Мясковский Н. «В старинном стиле» (фуга)
- Пахельбель И. «Сарабанда»
- Рамо Ж.Ф. «Менуэт» Соль мажор
Произведения крупной формы:
- Дюссек И. «Рондо»
- Кабалевский Д. «Сонатина» соч. 27. №18
- Клементи М. «Сонатина» соч. 36 №2 I ч.
- Клементи М. «Сонатина» соч. 36 №4 I ч.
- Кулау Ф. «Вариации»
- Кулау Ф. «Сонатина» соч. 55 I ч.
- Моцарт В. «Сонатина» До мажор
- Чимароза Д. «Соната» соль минор
- Бетховен Л. «Тирольская песня», «К Элизе»
- Глинка А. «Мазурка» До мажор
- Григ Э. «Вальс»
- Легран М. «Мелодия»
- Мордасов Н. «Прогулка»
- Парцхаладзе М. «Танец», «Вальс»
- Пахульский Г. «В мечтах» соч. 28
- Пахульский Г. «Прелюдия» соч.8
- Петерсен Р. «Веселый вальс»
- Рыбкин Е. «Осень», «На диком Западе»
- Сенневиль П. «Баллада для Аделины»
- Слонов Ю. «Скерцино»
- Франсуа К., Рево Ж. «Мой путь»
- Хромушин О. «Лунная дорожка»
- Чайковский П. «Полька», «Вальс», «Сладкая греза»
- Шмитц М. «Микки Маус»
- Шуман Р. «Сицилийская песенка», «Отзвуки театра»
- Беренс Г. «Этюды» соч.70 №43, №44, №47
- Бертини А. «Этюд» соч.100 №4
- Дворжак М. «Этюд» Ля мажор
- Дювернуа Ж. «Этюды» соч.176 №17, №20
- Кабалевский Д. «Этюд» ре минор
- Хаджиев П. «Этюд» ля минор
- Черни К. – Гермер Г. «Этюды» №1, №4, №5, №6, №8, №10, №12, №15, №16, №18, №20 – II тетрадь
- Джоплин С. «Артист эстрады»
- Мартини Д. «Гавот»
- Петрова О. «Цирк»
- Рахманинов С. «Итальянская полька»
- Хромушин О. «Играем свинг»
- Чайковский П. «Не бушуйте, ветры буйные»
- Штраус И. «Анна-полька»
- Бах И.С. «Маленькие прелюдии и фуги»
- Бах И.С. «Менуэт» фа минор
- Бах И.С. «Полонез» соль минор
- Лядов А. «Сарабанда»
- Мясковский Н. «Фуга» соль минор
- Пахульский Г. «Канон»
- Циполи Д. «Фугетта»
Произведения крупной формы:
- Бетховен Л. «Сонатина» Фа мажор II ч.
- Кабалевский Д. «Легкие вариации на тему украинской народной песни»
- Клементи М. «Сонатина» соч.36 №3 I ч.
- Кулау Ф. «Сонатина» соч.59 №1 I ч.
- Чимароза Д. «Соната» Соль мажор
- Шуман Р. «Детская сонатина»
- Гедике А. «Пьеса» соч.6
- Дворжак М. «Размышление»
- Корнелюк И. «Город, которого нет»
- Лейтон Дж. «После прощания»
- Майкапар С. «Тарантелла» соч.33
- Мегюль Э. «Охота»
- Мордасов Н. «Движение», «Слушай ритм», «Настроение»
- Моцарт В. «Контрданс» Си b мажор
- Свиридов Г. «Перед сном»
- Хромушин О. «Блюз морских львов»
- Чайковский П. «Утреннее размышление»
- Шмитц М. «Буги-бой», «Рэгтайм»
- Шуман Р. «Дед Мороз», «Песенка жнецов»
- Беренс Г. «Этюд» соч.88 №7
- Беренс Г. «Этюды» соч.61 №6, №13, №15
- Бертини А. «Этюды» соч.29 №1, №3, №14
- Клементи М. «29 этюдов»
- Черни К. –Гермер Г. «Этюды» соч.718 №29-№32 — II тетрадь
- Шитте А. «Этюд» соч.68 №25
- Аренский А. «Кукушка»
- Брамс И. «Венгерский танец»
- Григ Э. «Танец Анитры»
- Дунаевский И. «Лунный вальс»
- обр. Хромушина О. «Yesterday»
- Чайковский П. «Вальс» из Серенады для струнного оркестра
- Шмитц М. «Заводные буги»
- Шуберт Ф. «Лендлер»
- Бах И.С. «Двухголосные инвенции» До мажор, ля минор, ми минор
- Бах И.С. «Фугато»
- Гендель Г. «Аллеманда» ля минор, «Куранта»
- Лядов А. «Канон» до минор
- Моцарт В. «Ария» соль минор
- Моцарт Л. «Бурре» до минор
- Циполи Д. «Прелюдия», «Сарабанда»
Произведения крупной формы:
- Беркович И. «Вариации» ля минор
- Бетховен Л. «Соната» №20 I ч.
- Бортнянский Д. «Соната» До мажор I ч., «Рондо»
- Диабелли А. «Сонатина» Фа мажор
- Клементи М. «Сонатина» Ми b мажор соч.37 I ч.
- Моцарт В. «Сонатина» №6 I ч.
- Щуровский Ю. «Украинская сонатина»
- Глинка М. «Мазурка», «Прощальный вальс»
- Гречанинов А. «Жалоба»
- Григ Э. «Поэтическая картинка» №2
- Дога Е. «Вальс»
- Дональдсон В. «Каникулы»
- Калинников В. «Грустная песня»
- Керн Дж. «Дым»
- Легран М. «Буду ждать тебя»
- Майкапар С. «Прелюдия — стаккато»
- Мордасов Н. «Мечта»
- Паулс Р. «Мелодия»
- Туссен О. «Радость»
- Уэббер А. «Память»
- Хромушин О. «Медленный вальс»
- Чайковский П. «Неаполитанская песенка», «Баба Яга»
- Шуберт Ф. «Три немецких танца»
- Шуман Р. «Листок из альбома»
- Гедике А. «Этюд-скерцо» соч.101
- Гедике А. «Этюды» соч.8 №47, №60
- Геллер С. «Этюды» соч.45 №14, №15, №18
- Лемуан Л. «Этюды» соч.37 №28, №29, №30
- Лешгорн А. «Этюды» соч.66 №4, №6, №9, №12, №18
- Черни К. – Гермер Г. «Этюды» соч.299 II тетрадь
- Шитте Л. «Этюды» соч.68 №18, №19
- Бах И.С. «Шутка»
- Бородин А. «Полька»
- Гершвин Д. «Колыбельная»
- Глиэр Р. «Мазурка»
- Мордасов Н. «Лунная дорожка»
- Петров А. «Вальс»
- Хромушин О. «Эквилибристы», «Джайв»
- Шуберт Ф. «Экосезы»
− Бах И.С. «Двухголосные инвенции» №3, №5, №7, №10, №12, №14
− Бах И.С. «Ария» из французской сюиты
− Гендель Г. «Фугетта» D-dur, «Чакона» F-dur
− Глинка М. «Фуга» а-moll
− Кабалевский Д. «Прелюдии и фуги»
− Пахульский Г. «Двухголосная фуга»
− Щуровский Ю. «Инвенция»
Произведения крупной формы:
− Бетховен Л. «Легкая соната» №2 f-moll I ч.
− Бетховен Л. «Соната» g-moll I ч.
− Ваньхаль Я. «Соната»
− Гайдн. И. «Сонаты» №2, №5, №12
− Дюбюк А. «Вариации на русскую песню»
− Дюссек Я. «Сонатина» №6 I ч.
− Клементи М. «Соната» D-dur соч. 26
− Сорокин К. «Песня с вариациями»
− Алябьев А. «Мазурка» Es- dur
− Бетховен Л. «Багатели» №3, №6
− Глинка М. «Тарантелла»
− Григ Э. «Юмореска»
− Гурилев А. «Полька-мазурка»
− Даргомыжский А. «Меланхолический вальс»
− Корзин В. «Скерцо»
− Лысенко Н. «Элегия»
− Мендельсон Ф. «Песни без слов» №4, №6, №9
− Прокофьев С. «Мимолетность» №1
− Свиридов Г. «Грустная песня»
− Таривердиев М. «Картина старого мастера»
− Чайковский П. «Октябрь»
− Беренс Г. «Этюды» соч. 61, соч.88 №26-29
− Бертини А. «Этюды» соч. 29, соч. 32 №15, №18, №20, №22
− Мошковский М. «Этюды» соч. 91 №7
− Черни К. «Школа беглости» соч. 299 №5, №8, №9, №12, №15
− Шитте Л. «Этюды» соч. 68 №21, №23
− Глазунов А. «Венгерский танец»
− Глинка М. «Экспромт-галоп»
− Дунаевский И. «Песня о бывалом моряке»
− Моцарт В. Романс из «Маленькой ночной серенады»
− Фадеев В. «Веселая карусель»
− Хачатурян К. «Вальс цветов»
− Шнапер Б. «Протяжная»
СПИСОК НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой (1,2 части). – М.: Советский композитор, 1986.
- Анастасьева И. Хрестоматия фортепианного ансамбля. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
- Барсукова С. Музыкальная мозаика вып. 1-6. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
- Барсукова С. Азбука игры на фортепиано. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
- Барсукова С. Веселые нотки. Пьесы для фортепиано 3-4 кл (1-2 выпуски), Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
- Бах И.С. Прелюдии и фуги. Инвенции. – М.: Музыка, 1987.
- Беркович И. Фортепианная игра. – К.: Музична Украина, 1968.
- Березовский Б. Пьеса русских, советских и зарубежных композиторов для ДМШ вып.5. – Л.: Музыка, 1987.
- Барахтина Ю. Музицирование для детей и взрослых. – Н.: Окарина, 2007.
- Бонин С. Жаров В. Старинные романсы. – Д.: Сталкер, 2003.
- Ганон Г. Упражнения. – М.: Музыка, 1987.
- Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. – СПб.: Композитор, 2005.
- Глиэр Р. Альбом пьес. – М.: Музыка, 1965.
- Гнесина Е. Фортепианная азбука. – М.: Музыка, 1980.
- Горошко Н. Музыкальная азбука для самых маленьких. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
- Гречанинов А. Детский альбом. – М.: Музыка, 1980.
- Голованова С. Произведения крупной формы. – М.: Музыка, 1980.
- Диабелли А. Сонатины. – М.: Музыка, 1985.
- Игнатьев В. Я музыкантом стать хочу 1-2 ч. – JI.: Советский композитор, 1986.
- Клементи М. Сонатины. – М.: Музыка, 1965.
- Королева Е. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.: Просвещение, 1994.
- Кулау Ф. Сонатины. – М.: Музыка, 1965.
- Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. т.I. – М.: Советский композитор, 1960.
- Лещинская Н. Малыш за роялем. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
- Мордасов Н. Сборник джазовых пьес. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
- Майкапар С. Бирюльки. – М.: Музыка, 1965.
- Майкапар С. Маленькие новеллетты. – М.: Музыка, 1980.
- Милич Б. Фортепиано 1-5 кл. – К.: Музична Украина, 1987.
- Милич Б. Начинающему пианисту. – К.: Музична Украина, 1987.
- Моцарт В. Сонатины. – М.: Музыка, 1965.
- Николаев А. Фортепианная игра. – М.: Музыка, 1988.
- Поливода Б., Сластенко В. Школа игры на фортепиано. 110 новых пьес. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
- Свиридов Г. Альбом пьес для детей. – М.: Советский композитор, 1973.
- Соколова Н. Ребенок за роялем. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
- Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Тетради 0,1,2,3,12,13. – М.: РИФ «Крипто-логос», 1992.
- Чайковский П. Детский альбом. – М.: Музыка, 1973.
- Черни К. — Гермер Г. Этюды. – М.: Музыка, 1973.
- Чимароза Д. Сонаты. – М.: Музыка, 1965.
- Цыганова Г., Королькова И. Новая школа игры на фортепиано. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
- Цыганова Г. Королькова И. Альбом ученика-пианиста 1-5 кл. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
- Цыганова Г., Королькова И. Юному музыканту-пианисту 1-5 кл. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
- Шмитц М. MINI JAZZ. 50 легких пьес для фортепиано. Тетрадь 1,2,3. – М.: Класссика — XXI, 2004.
- Шуман Р. Альбом для юношества. – М.: Музыка, 1980.
- Шух М. Популярные русские романсы. – К.: Музична Украина, 2003.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. — М.: Музыка, 1978.
- Алексеев А. О воспитании музыканта-исполнителя. — М.: Музыка, 1980.
- Айзенштадт С. Детский альбом П.И. Чайковского. — М.: Классика — XXI,
- Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Советский композитор, 1983.
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. — М.: Музыка, 1986.
- Баренбойм JI. Музыкальная педагогика и исполнительство. — М.: Советский композитор, 1974.
- Баренбойм Л. Путь к музицированию. — М.: Советский композитор, 1973.
- Баринова М. О развитии творческих способностей ученика. — М.: Музыка, 1973.
- Браудо И. Артикуляция. — М.: Музыка, 1973.
- Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. — М.: Классика, 2004.
- Вендрова В. Пусть музыка звучит! — М.: Музыка, 1990.
- Голубовская Н. Искусство педализации. — М.: Музыка, 1974.
- Гофман И. Фортепианная игра. — М.: Классика — XXI, 2002.
- Дельнова В. Развитие фортепианной техники в младших классах ДМШ. — М.: Советский композитор, 1972.
- Достал Я. Ребенок за роялем. — М.: Музыка, 1981.
- Калинина Н. Клавирная музыка И.С. Баха в фортепианном классе. — Л: Музыка, 1988.
- Коган Г. У врат мастерства. — М.: Классика — XXI, 2004.
- Коган Г. Работа пианиста. — М.: Классика — XXI, 2004.
- Как исполнять Бетховена. Сборник статей. — М.: Классика — XXI, 2004.
- Кирнарская Д. Музыкальные способности. — М.: Таланты — XXI век,
- Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. — М.: Советский композитор, 1971.
- Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. — М.: Музыка, 1982.
- Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. — Л.: Советский композитор, 1963.
- Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. — М.: Музыка, 1978.
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.: Музыка, 1984.
- Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей. Методические рекомендации. — М.: РИФ «Крипто-логос», 1992.
- Шмидт — Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. — Л.: Музыка, 1986.
Источник