Хоровое сольфеджио упражнения ноты

Г. Струве — Хоровое сольфеджио

Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов


Георгий Струве
Хоровое сольфеджио

“Советский композитор”, 1988г.
(pdf, 8.42 Мб)

Глава I. О ПРИНЦИПАХ СТУДИЙНОСТИ
Глава II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХОРОВОМУ СОЛЬФЕДЖИО
Глава III. ПРИЛОЖЕНИЕ
КАНОНЫ.
ХОРЫ АВТОРА
Пешки —крепкие орешки. Слова В. Крючкова.
Мушкетёры. Слова коллектива Детской хоровой студии «Пионерия»
Пожелание друзьям. Стихи С.Маршака
Журавель. Слова народные
ТРИ ХОРА НА СТИХИ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ. Перевод с татарского И. Мазнина
Май
Кукушка
Петушок
ДВА ХОРА НА СТИХИ А. БАРТО
Капризные ерши
Черёмуха
Весёлое эхо. Слова и музыка Г. Струве
Весёлый леший. Слова Оли Лепкович
ДВА ХОРА НА СТИХИ А.ФЕТА.
Весна.
Тёплый ветер тихо веет
Маленькая фуга.
Что такое хорошо и что такое плохо? Кантата на стихи В. Маяковского

Скачать пособие

Источник

Хоровое сольфеджио. Интонационная работа над интервалами.
методическая разработка по теме

В данной методической разработке предложена эффективная методика работы над интервалами на занятиях хорового сольфеджио в младших группах хоровых коллективов.

Скачать:

Вложение Размер
rabota_nad_intervalami._red._.doc 64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хоровое сольфеджио. Работа над интервалами

Педагоги часто сталкиваются с нелюбовью детей к сольфеджио.

Когда я провожу собеседование с родителями вновь поступивших в коллектив детей, всегда (или почти всегда) слышу нелестные отзывы в адрес предмета сольфеджио, особенно от тех родителей, которые сами учились в музыкальных школах. И сразу возникает вопрос: «А почему? В чем причина такой нелюбви?» Вероятно, сухая техничность исполнения упражнений, элементарная теория музыки, выраженная в цифрах и формулах, делают предмет специального сольфеджио скучным и малоинтересным для детей.

Для педагогов дополнительного образования, работающих с детскими хоровыми коллективами, важна работа по развитию творческих навыков, творческому раскрепощению детей. При этом необходимо изучать теоретический материал и закреплять темы по сольфеджио. Этому может способствовать хоровое сольфеджио.

Хоровое сольфеджио включает в себя методические приемы и упражнения, которые предназначены для развития музыкального слуха (гармонического, функционального), музыкальной памяти, чувства ритма. Оно находится в непосредственной связи с хоровым исполнительством и этим способствует более глубокому постижению учащимися произведений разучиваемого репертуара.

На занятиях по хоровому сольфеджио особенно важно создать творческую атмосферу, которая, вообще-то, должна сопутствовать занятиям музыкой всегда. При закреплении теоретического материала и тем по сольфеджио можно использовать музыкальные примеры из репертуара хора (не только текущий репертуар, но и репертуар прошлых лет, а также и будущий).

Хоровое сольфеджио не может в полной мере заменить специальных уроков сольфеджио, но, в условиях дополнительного образования, в значительной степени углубляет и расширяет круг навыков, получаемых детьми на этих занятиях.

В тех случаях, когда хоровое сольфеджио оказывается единственным средством развития музыкальной грамотности детей, задача хормейстера состоит в правильном подборе и компоновке тем из элементарной теории музыки и прохождении их непосредственно на хоровых занятиях. Но наибольшая продуктивность в освоении теории и сольфеджио достигается при организации отдельных занятий по хоровому сольфеджио.

Для школьных хоров, коллективов домов творчества и домов культуры, рекомендуется распределить темы курса хорового сольфеджио на 5-6 лет, таким образом, чтобы весь материал или его части изучались на основе разучиваемого репертуара.

При этом важно принять во внимание следующие рекомендации.

— Помимо отдельного занятия на каждой хоровой репетиции необходимо уделять 10-20 мин. упражнениям Хорового сольфеджио.

— Упражнения хорового сольфеджио следует вести, пользуясь методическими приемами проведения вокальных упражнений.

— Хоровым сольфеджио занимаются все без исключения участники любого хорового коллектива. В коллективах, в которых самый разнообразный уровень музыкальной подготовки участников, хоровое сольфеджио способствуют развитию общей музыкальной грамотности.

— На занятиях хорового сольфеджио большое место должно занимать чтение нот с листа. Систематическое пение по нотам хорошо развивает навык чтения с листа.

— Упражнения хорового сольфеджио включают в себя целый ряд многоголосных примеров, которые можно использовать для коллективного чтения с листа.

— Выученные наизусть хоровые произведения полезно пропевать по нотам, проводя анализ музыкальной формы, гармонических оборотов, интервалов, аккордов, секвенций, ритмических рисунков (соответственно возрасту и году обучения).

— Более того, необходимо добиваться, чтобы каждое упражнение хорового сольфеджио (даже самое простое) углубляло и закрепляло понятия и навыки.

Прохождение курса хорового сольфеджио можно условно поделить на три этапа – младший, средний и старший, что соответствует делению хоровых коллективов в условиях студий, школ, домов творчества, домов культуры.

Предполагается, что учащиеся приходят сначала в младший хор и по мере приобретения хоровых навыков переходят в хор следующей возрастной категории. Но поскольку возможны и другие варианты возрастного состава коллектива и степени их подготовки, руководитель сам составляет план освоения материала хорового сольфеджио.

Приведем три основных направления методической работы по хоровому сольфеджио:

  1. развитие мелодического и гармонического слуха;
  2. развитие ладо-функционального слуха;
  3. развитие чувства ритма.

Основная цель упражнений по хоровому сольфеджио связана с формированием у учащихся навыков многоголосного пения.

Основные задачи на каждом хоровом этапе состоят в следующем:

I этам: унисон, унисон с элементами двухголосия;

II этап: двухголосие развитое, двухголовие с элементами трехголосия;

III этап: трехголосие, трехголосие с элементами четырехголосия

IV этап: трехголосие – четырехголосие, многоголосие.

Выпущено немало пособий и учебников по сольфеджио, в том числе, и по хоровому сольфеджио. В этих изданиях даны методические рекомендации по освоению и закреплению различных музыкальных понятий и навыков. Много интересного и полезного в материалах, собранных и обработанных педагогами, которые долгие годы работают с детьми в музыкальных учреждениях, преподают сольфеджио и теорию музыки. Автор работает руководителем хора 28 лет, и все эти годы тщательно занимается хоровым сольфеджио. В этой связи хочется поделиться некоторыми своими наработками с коллегами.

Работа над интервалами начинается с первых занятий. С помощью разных методических приемов изучение темы «Интервалы» становится ярким и увлекательным. Педагог рассказывает о путешествии в загадочный Музыкальный зоопарк. И для начала объясняет понятия «консонанс» и «диссонанс». Консонанс – приятный, благозвучный, а диссонанс – резкий, неприятный, неблагозвучный.

Далее педагог проигрывает разные интервалы, а ребята определяют – это диссонанс или консонанс.

До поры до времени дети не знают, что такое интервал (само слово и его значение), не знают названий интервалов, не имеют представлений о ступеневой и тоновой величинах. Да это и неважно в первый период изучения интервалов.

При изучении интервалов сначала мы их слушаем и пропеваем на любые слоги. Очень важный и полезный элемент работы над интервалами – слуховой анализ. Для этого используется широко распространенная методика, по которой каждый интервал ассоциируется с каким-либо животным — игра «музыкальный зоопарк».

После прослушивания интервала, ребята дают ему характеристику – мягкий, ласковый, веселый, грустный, длинный, резкий, злой, грязный и т.д. Фантазия работает великолепно. Эмоциональное восприятие звучащих образов помогает активизировать слух, внимание и память. Сопоставив характеристику и звучание интервала на инструменте, мы выясняем, что это за «животное».

Следующий этап работы – обязательное исполнение (пропевание) интервала в виде песенки — попевки. Таким образом, весь интервальный ряд постепенно ассоциируется с «музыкальным зоопарком», а попевки помогают запомнить материал интонационно.

Многие педагоги сталкиваются с тем, что ребенок слышит и определяет интервал, может построить его в тетради, точно назвать ступеневую и тоновую величину, но НЕ МОЖЕТ ПРАВИЛЬНО СПЕТЬ! А ведь самое важное для хористов – это спеть.

Именно поэтому, работая с младшими группами, необходимо использовать релятивную систему (ручные знаки) З. Кодая для показа звуковысотности той или иной ступени. Очень важно чтобы дети сами пели и показывали рукой вслед за педагогом. В старших группах можно отказаться от ручных знаков, так как за 2-3 года систематических занятий навык чистого интонирования будет хорошо закреплен.

«Ручные знаки является эффективным инструментом музыкального обучения, так как они визуально и кинестетически усиливают ощущение высоких / низких звуков и интервальных соотношений между спетыми звуками. Ручные знаки позволяют улучшить интонацию ребенку, особенно на ранних этапах обучения, а также являются чрезвычайно полезными при создании гармонических последовательностей». З. Кодай

В хоровом коллективе теоретические знания должны быть применимы к практике пения в хоре. Самое важное, чтобы у детей слово «интервал» вызывало не воспоминание о цифрах, а сразу напоминало ту или иную интонацию, музыкальную краску, которую ребенок может легко исполнить.

Изучать интервалы нужно постепенно, прибавляя на каждом занятии по одному. Исполнять интервалы на инструменте надо и мелодически, и гармонически. Пропевать гармонически более простые интервалы можно и на первом году обучения, даже если интонационно они еще не идеально чисты. Навык пения в два голоса очень полезен. Со временем, по мере приобретения вокально-хоровых навыков, петь интервалы на два голоса будет легко и просто. Для закрепления каждой интонации исполняем песни. Любой педагог может сам подобрать из множества музыкального материала то, что ему больше нравится. Если все-таки песенку не подобрать, то можно предложить ребятам самим придумать короткую попевку со словами.

Французская народная песня «Пастушья»;

Ж. Металлиди «Под горою вырос гриб»;

И. Москальская «Моется цапля»;

Русская народная песня «Во поле береза стояла»;

Е. Веврик «Шел медведь»

Русские народные припевки «Как у дяди Ермолая»,

«Петушок», «Василек, василек»;

Е. Веврик «Жили-были два кота»;

Е. Тиличеева «Ворон»;

Русская народная песня «Патока и имбирем»;

Л. Бекман «В лесу родилась елочка»;

Г.Струве «Пестрый колпачек»;

Р.Паулс «Сонная песенка»;

Р.Паулс «Неразумное желание»;

Русская народная песня «На горе-то калина»;

Русская народная песня «Дрема»;

Русская народная песня «Блины»;

Русская народная песня «Петушок»;

Русская народная песня «Не летай, соловей»;

Русская народная песня «Патока и имбирем»;

Русская народная песня «Дон-дон»;

Русская народная песня «Дождик»;

Русская народная песня «Скок, поскок»

(В представленных ниже нотных примерах текст сочиняли дети.)

Нужно отметить, что все интервалы и песенки – попевки ребята поют, показывая ступени ручными знаками (релятивная система). На первом и втором году обучения рука помогает петь, так как у детей ярко выражена двигательно-интонационная связь: чем свободнее движение, тем легче и свободнее интонирование.

В дальнейшей работе к образу животного добавляется цифра, сначала на русском, затем на латинском языке. Латинский счет до десяти мы учим отдельно, как счет на любом иностранном языке. Чтобы было интересно и весело, ребята называют латинскими цифрами свой домашний телефон, день рождения, отметки, которые получили в школе. Таким образом, мы подходим к самому названию интервалов.

В процессе пения с показом ручными знаками ребята запоминают ступеневую величину интервалов, а в более старшем возрасте можно объяснить тоновую величину. Понимание и запоминание теоретических терминов пройдет без особых трудностей, так как у ребят уже есть эмоционально-слуховая и двигательно-интонационная база.

Еще один важный элемент в работе над интервалами – пение интервальных секвенций и цепочек. Отработка этого на хоровом сольфеджио очень помогает в работе над двухголосными и многоголосными хоровыми произведениями.

Когда все интервалы пройдены, прослушаны много раз, показаны рукой, спеты от разных нот, сыграны на инструменте, записаны в тетради, исполнены на два голоса, можно давать тоновую величину интервала. В условиях дополнительного образования тоновая величина не является главенствующей. Если учащиеся свободно поют любые интервальные скачки, поют нотами с листа или чисто держат два голоса, это намного важнее, чем знание тоновой величины того или иного интервала.

Таким образом, необходимо уделять особое внимание на интонирование при работе над интервалами.

Учитывая то, что любая музыкальная фраза состоит из интервалов, а каждый хоровой коллектив в репетиционной работе исполняет множество музыкальных фраз — чистое интонирование интервалов и интервальных цепочек будет способствовать чистому интонированию хоровых произведений.

Список использованной литературы:

  1. Сени Э. Некоторые стороны метода З.Кодая // Музыкальное воспитание в Венгрии. — М., 1983.Л. Добсаи. «Метод Кодая и его музыкальные основы»,
  2. Ю.Н. Бычков «Основы формирования мелодического ладового слуха», Москва, 1993
  3. Стулова Г.П. Хоровой класс. (Теория и практика работы в детском хоре) М.: Просвещение, 1988.
    Струве Г.А. Когда запоет школа? //Искусство в школе. — 1996.
  4. Базарный В. Г. Педагогический потенциал хорового пения. // Народное образование. — 2000.
    Алексеева Л. П. Воспитание певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. — М.: 2001
    М. Осеннева, С, Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором. — М.: Академия, 2003.

Источник

Хоровое сольфеджио. Методика преподавания.

Оригинальная эффективная методика хорового сольфеджио, известного музыканта, педагога, композитора и народного артиста России Струве, широко известна как у нас в стране, так и за рубежом. Занятия по этой методике способствуют активному развитию музыкального слуха, чувства ритма, координации творческих способностей ребенка.

Природа одарила всех по-разному, правильное интонирование мелодии – это способность есть у всех детей. Кто-то усваивает все на лету, у других нужно приложить немало усилий. Третьи требуют длительной работы, без быстрого результата. Методика состоит из игровых, наглядных упражнений, имеющих простую и доступную форму для ребенка.

В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный.

Например, ручные знаки, для ребенка это своеобразные музыкальные ступени: раз – 1-я ступень, сжатый кулачек; два – 2-я ступень, кисть вверх; три – 3-я ступень, рука ладонью вниз. Для ребенка это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что раз ниже два, а два ниже три.

Так же система упражнений со знаками включает в себя пение по руке (рука, как нотный стан). Такое упражнение интенсивно развивает координацию между голосом и звуком.

От простых попевок, игры-упражнения ведут к песне. При разучивании песни две цели: выучить саму песню и развивать новые навыки пения по ручным знакам, тем самым мы развиваем общую музыкальную грамотность, и готовим детей к пению по нотам.

Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Зная слуховые способности ребенка, надо найти примарную зону, удобную для всей группы, подобрав подходящую тональность. Уделять время пению без сопровождения, это активизирует музыкальный слух, улучшает интонацию.

Метод позволяет научить петь не только 1-ым голосом, но и 2-ым. Для чего группа делится на две части, и каждая половина поет 2-х голосное упражнение, то 1-ым, то 2-ым голосом.

План занятий подготовительной

Группы хора по хоровому сольфеджио.

1.Понятие о высоких и низких звуках;

2.ручные знаки и пение по руке;

3.воспитание навыка пения 2-х голосия (унисон с элементами 2-х голосия, простейшие 2-х голосные каноны).

Ручные знаки как бы выражают характер ступеней:

первая – сжатая в кулак, наиболее устойчива;

третья – рука ладонью вниз, более спокойная;

пятая – открытая ладонь, обращенная к преподавателю.

Неустойчивое изображение ручных знаков, фиксирует внимание на направлении их тяготений. Сначала осваивается третья ступень мажорного лада, руководитель поет и показывает правой рукой.

2.тон и полутон, диез и бемоль, строение мажорного и минорного трезвучия.

Сначала поются упражнения без объяснений с употреблением ручных знаков. Полутоны показываются указательным пальцем, остальные в это время сжаты в кулак. Небольшое движение вверх – полутон вверх, вниз – полутон вниз. Далее изучение знаков альтерации, показ знаков:

— по руке фиксируется поднятием кисти;

— опускание кисти правой руки.

Развитие чувства ритма. Применяются ритмические упражнения включающие движение, марширование, элементы танца. Кроме того, проводятся не сложные упражнения на имеющихся ударных инструментах (звоночки, барабаны и др.). Для этой цели служат руки и ноги детей. Так же применяются ритмические слоги, которые фиксируют в сознании учащегося тот или жругой ритмический рисунок. Возможен разный аккомпанемент, дети аккомпанируют на музыкальных инструментах. Одна группа аккомпанирует другой группе, пока те поют. Одновременная ходьба с проговариванием, четверть – шаг, шаг, шаг; восьмая – бе-гать.

Методика преподавания

Предмета «дирижирование».

Основная задача дисциплины «дирижирование» — воспитать в учащемся любовь к хоровому искусству. Методика преподавания дирижирования строится на пяти основных принципах дидактики: наглядности, сознательности, прочности усвоения знаний, систематичности обучения, доступности.

Эти принципы находят отражение в систематизированных програмных требованиях, по каждому курсу и в построении урока, и в методах работы над хоровыми сочинениями.

Преподавание дирижирования воспитывает в классе будущего специалиста хорового дела – музыканта, дирижера. Процесс обучения дирижированию, то есть умению передать систематизированными жестами, содержание музыки. Дирижирование за пультом последний этап большой предворительной работы, итог тщательного изучения произведения.

С первых шагов учащимся нужно внутреннее правило, что он не имеет права дирижировать с листа или представлять произведение только в общих чертах, иначе дирижирование теряет свой смысл, превращаясь упражнения под музыку, а это приводит к полной дискридитации предмета, воспитывает у учащегося уверенность, что дирижером быть легко.

Изучение хорового сочинения происходит в классе с педагогом, и дома самостоятельно. Его работа над партирурой вне класса может быть результативной если систематична и проходит по плану. Этот план домашней работы предлагается педагогом на первых уроках. Работа над партитурой подразумевает тщательную работу над партитурой произведения, анализ и переложение в жесты. Рассказ из предыдущих лекций: план анализа хоровой партитуры, общий анализ, сведения о композиторе, авторе, музыкально-теоретический анализ и так далее.

Содержание уроков по дирижированию.

Занятия по дирижированию – индивидуальные. Уроки должны иметь закономерность, то есть содержание нескольких разделов: всесторонний разбор произведения, исполнение произведения на фортепиано, пение голосов, определение дирижерских задач и дирижирование. Каждый урок представляет собой живой творческий процесс, и не может иметь стандартных форм.

Дирижерские приемы и жесты неоходимы для раскрытия идейно-художественного содержания произведения.

Приступая к работее с учащимся, педагог должен отлично знать произведение, изучить его в классе, чтобы показать на фортепиано и голосом, и дирижировать его. Увлечение педагога своим делом, творческий подход к каждому уроку создают в классе хорошую атмосферу. Требуется научить учащихся добросовестно отностится к своим обязаностям. Во время занятия необходимо установить правильное отношение между педагогом и учащимся. Пелагог не должен напускать излишнюю строгость, сухость, в результате чего учащийся начинает панически бояться своего педагога.

С первых уроков необходимо наладить контакт, создать атмосферу доверия и понимания. Последовательность развития учащегося, понимание формирования его творческого облика, перечень всего музыкального материала, на котором строится обучение находится в индивидуальных планах. Материал должен быть разнообразным по тематике и стилю. Каждый план должен носить индивидуальный характер, учитывать недостатки и достоинства учащегося. Если учащемуся необходимо раскрыться в подаче эмоций, то нужно включать в программу яркие, патетические произведения и наоборот, если успокоить, то плавные и лиричные произведения. План должен следовать требованиям программы, с последовательным наростанием трудности. Индивидуальный план составляется в начале каждого семестра и состоит из характеристики учащегося, перечня произведений намеченных на изучение. Должны быть отмечены природные музыкальные данные (слух, ритм, голос), дирижерские данные (качество аппарата), наличие воли, темперамента. В последних характеристиках по семестрам, отмечается развитие учащегося, его отношение к предмету, фиксируюся успехи и недостатки.

Источник

Оцените статью