Хоровые ноты или партитура

Глава I. Хоровая партитура и её особенности

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
Глава I. Хоровая партитура и её особенности ……….………………..
1.1. Общие сведения о хоровой партитуре……………………………….
1.2. Требования ФГОС ВПО по специальности 071301 «Народное художественное творчество»………..…….
1.3. Содержание учебной программы по дисциплине «Чтение хоровых партитур»…………………………………………………………….……….
Глава II. Методические аспекты преподавания «Чтение хоровых партитур в вуз……………………………..……………….
2.1. Программные требования по дисциплине «Чтению хоровых партитур»……………………………………………………………….
2.2. Особенности чтения хоровых партитур различных типов и видов на индивидуальных занятиях………………………………………………. Заключение………………………………………………………………….Список литературы…….………………………..…………………………

Введение

Одним из важных направлений развития современной отечественной музыкальной культуры является сохранение и приумножение традиций музыкального исполнительства, в том числе хорового — это невозможно осуществить вне профессионального образования и развития будущих дирижеров-хормейстеров.

Содержание образования дирижеров-хормейстеров складывается из разных дисциплин, среди которых одно из главных мест занимает чтение хоровых партитур. Исторически в профессиональном образовании хоровиков, истоки которого восходят к Синодальному училищу, Московскому хоровому училищу и др., дисциплина «Чтение хоровых партитур» имела первостепенное значение. Специфика этой дисциплины такова, что именно она обеспечивает формирование умений мысленно представлять звучание хоровой партитуры, понимать особенности хорового письма, осознавать специфику вокальной природы хоровой партитуры. При первом прочтении партитуры дирижеру необходимо не только воспроизвести ее нотный текст, но и воспринять ее целостно во всем богатстве музыкальных образов, драматургии, динамики развития и т. п.

Современные реалии развития музыкального образования таковы, что многие будущие дирижеры-хормейстеры, подобно слушателям, осваивают хоровые произведения не в процессе непосредственного его анализа и исполнения на рояле, а при помощи технических средств: аудио и DVD записей. Следствием этого процесса является копирование ими тех или иных трактовок хорового произведения, созданных определенными исполнителями, при этом степень самостоятельности осмысления и освоения хоровой партитуры самим студентом оказывается минимальной.

Читайте также:  Вальс эдвард григ ноты

Другой причиной недостаточности работы по освоению студентами хоровых партитур является часто встречающееся неверное представление способов изучения хоровой музыки на дисциплине «Чтение хоровых партитур». Многие студенты считают, что чтение партитур — это простое воспроизведение нотного текста партитуры на рояле, которое зачастую выражается в подетальном медленном считывании нотного текста, в возвращениях и повторениях тех фрагментов, в которых была допущена ошибка.

Музыкальная образность хорового произведения для студента остается недостаточно раскрытой, у будущих дирижеров-хормейстеров не формируются навыки целостного восприятия хорового произведения. Хотя в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования говорится о необходимости формирования различных профессиональных навыков у будущего дирижера хора, в том числе и навыка «достоверного воспроизведения хоровой партитуры», который возможен только в том случае, когда восприятие партитуры будет, целостным, включающим зрительные, слуховые и аналитические навыки студента.

Для воспитания хорового дирижера формирование навыков целостного восприятия хоровой партитуры имеет особое значение. Целостность восприятия связана с развитием одного из первостепенных профессиональных качеств музыкального восприятия дирижера-хормейстера — симультанностью (единовременным охватом всей временной протяженности партитуры). Одномоментный образ партитуры необходим для профессиональной деятельности дирижера-хормейстера. Именно он дает исполнителю возможность выбора исполнительских средств выражения, а также осуществления смыслового соответствия деталей и целого произведения.

Актуальность. Структура подготовки руководителей и преподавателей народно-певческих коллективов.

Актуальность возрастает, так как многие хормейстеры в недостаточной степени владеют подготовкой, что ограничивает знакомство подбора хоровых партитур для освоения народно-певческих коллективов. Недостаточная инструментальная подготовка. Дисциплина позволяет расширить музыкальный кругозор студентов, познакомить с разнообразными типами, видами партитур, освоить аппликатуру.

Цель работы— планирование учебного процесса по дисциплине «Чтение хоровых партитур» и формирование устойчивых знаний, умений и навыков студентов по чтению партитур различных типов и видов.

Задачи:

— изучить литературу по истории становления развития дирижёрско — хоровой педагогики;

— вычленить требования Государственных образовательных стандартов по специальности;

— составить индивидуальный план обучения по чтению хоровых партитур (1,2 семестр);

— раскрыть процесс по чтению партитур индивидуальной работы со студентом.

Гипотеза.Процесс обучения студентов чтению хоровых партитур может быть успешным в том случае, если преподаватель руководствуется в своей деятельности требованиями ФГОС ВПО по специальности 071301 «Народное художественное творчество» и их учетом в индивидуальной работе со студентами.

Объект— дирижёрско — хоровая педагогика.

Предмет— процесс освоения студентом дисциплины «Чтение хоровых партитур» различных типов и видов на индивидуальных занятиях.

База— студенты кафедры народного хорового пения АГАКИ.

Методы исследования:

— теоретические: изучение научно — методической литературы;

— эмпирические: наблюдение за работой преподавателей, ведущих курс «Чтение хоровых партитур». Беседа со студентами. Изучение результатов, зачетов и экзаменов.

Методологическую основусоставили работы Полтавцева И., Светозаровой М., Шелкова, статьи, а также учебно-методический комплекс дисциплины «Чтение хоровых партитур» Фомина В. П.

Новизна:

Обобщен опыт преподавателей и методистов по преподаванию дисциплины «Чтение хоровых партитур».

Значимость:

Работа может быть использована студентами на индивидуальных занятиях, а также при самоподготовке и самообразовании в межсессионный период.

Глава I. Хоровая партитура и её особенности

Аппликатура.

Выбор удобной аппликатуры не только упрощает исполнение партитуры с технической стороны, но и существенным образом влияет на характер звучания. Правильная аппликатура необходима для достижения полноценного легато и создания законченной, связной и широкой муз. фразы. Аппликатурные приемы: подкладывание первого пальца, перекладывание и подмена пальцев.

Педализация.

Применяется в ряде случаев:

— когда на основе одного лишь пальцевого легато не удается достигнуть связного движения голосов (для устранения перерыва между соседними гармониями применяется синкопированная педаль);

— если есть далеко отстоящий басовый голос, он исполняется в виде короткого форшлага с педалью;

— при повторении одного и того же аккорда;

— если необходимо добиться легатного исполнения мелодии при движении ее скачком.

Надо иметь в виду, что неумелое или неумеренное пользование педалью может привести к неясности голосоведения и нечистой гармонии. Поэтому, при недостаточных навыках педализации, исполнять хоровую партитуру следует лишь после основательной проработки музыкального текста без педали.

Распределение голосов партитуры между руками.

Трудности возникают при перекрещивании голосов, а также когда партия тенора в смешанном хоре написана в высоком регистре и отстоит далеко от басовой.

Методика чтения с листа.

При чтении с листа сначала следует зрительно ознакомиться с партитурой, определить состав хора, основную тональность, размер, темп, характер ритмического рисунка, особенности хор. фактуры. Прочитав литературный текст, наметить границы фраз, места наиболее значительных цезур, кульминацию.

Читая с листа, следует как можно меньше смотреть на клавиатуру, сосредотачивая своё внимание на зрительном чтении незнакомого текста. Одним из необходимых навыков является умение смотреть вперед, то есть способность зрительно читать партитуру несколько вперед ее фактического исполнения. Весь процесс немного упрощается, если учащийся владеет навыком одновременного чтения партитуры, как по вертикали, так и по горизонтали.

Читая с листа необходимо обращать особое внимание на ритмическую сторону исполнения. Иногда можно допустить некоторую неточность в расположении аккорда или пропуск, какого либо звука, но нельзя мириться с неровной и неритмичной игрой, разрушающей саму идею произведения.

Желательно играть партитуру в темпе, близкому к указанному, так как заметное изменение движения может искажать характер музыки. Значительную пользу приносит повторное проигрывание сочинения целиком. Оно позволяет полнее понять прочитанное и совершеннее воспроизвести партитуру на фортепиано.

Работа над чтением с листа требует систематических занятий в этом направлении с самого начала курса. Решающее значение приобретает последовательность в выборе образцов для чтения по возрастанию степени трудности. Слишком сложный текст приносит мало пользы, так как процесс чтения с листа в этом случае превращается в замедленный разбор, а за прочитанным с большим напряжением ошибками текстом учащийся не видит самого важного — содержания. Вначале следует проигрывать без подготовки только легкие одно — двухстрочные партитуры произведений, а капелла, рассчитанные на 2-3 голосный женский хор или детский.

Для приобретения беглости в читке хоровых партитур различного вида учащийся должен почаще самостоятельно заниматься чтением с листа без предварительной подготовки, используя для этого хрестоматии народной песни или детские песенные сборники.

Другим видом изучения партитуры является транспонирование из одной тональности в другую. Также следует приобрести навыки игры партитур одной рукой, это понадобиться во время репетиций с хором.

«Партитура» — слово итальянское. В буквальном переводе оно означает – «распределение» или «разделение». Возникло оно в 15 столетии. Партитурой стали называть появившийся тогда новый вид нотной записи хоровых многоголосных произведений. Сущность это записи заключалась в том, что звуки, которые должны были исполняться в произведении одновременно различными голосами, распределялись в записи на одной линии по вертикали.

В отличие от записи мелодии в одноголосной музыке с её одной линией нот по горизонтали в партитуре таких линий появилось несколько. Каждая горизонтальная линия нот партитуры стала составлять в произведении отдельную партию какого-либо голоса: верхнего, среднего, нижнего и т. п.

На первых порах возникновения партитур все содержание музыки свободно могло умещаться на одной строке нотного стана.

Такая традиция связана с тем, что плавное звуковедение в пении хора является преимущественным, нормальным приемом.

Литературный текст в хоровых произведениях является причиной и некоторых других специфических особенностей записи хоровых партитур.

Так, например, лиги, определяющие протяженность музыкальной фразы, применяются в хоровых партиях только в эпизодах распева на гласные и при пении закрытым ртом.

При наличии слов лиги фразировочного значения в хоровых партитурах не употребляются. Границы музыкальных фраз определяются построением фраз литературного текста.

При самостоятельном (различном) ритмическом рисунке голосовых партий – и в особенности при условии различий в тексте – слова обязательно выписываются для каждой партии отдельно и полностью.

Слова в хоровых партитурах (как в вокальной музыке вообще) распределяются под или над нотами голосовых партий, будучи разделенными на слоги. Каждый слог подписывается под той нотой голосовой партии, одновременно с исполнением, которой он должен быть произнесен.

Обязательное наличие слов (изредка в прозаической, а преимущественно в стихотворной форме) является специфической особенностью записи всех хоровых партитур. При отсутствии осмысленно – сюжетного текста в пении хора обычно все же предусматриваются какие-то отдельные восклицания («гей», «ой», «ля», «ли» и прочие) или многократные повторения гласных («а», «о», «у» и т.д.), или же дается указание на пение закрытым ртом. В процессе его поющие по существу как бы длительно произносят «м-м», «н-н», а иногда нечто вроде «бум», «бом», «кум» и т.п.

Поэтический текст в партитурах пишется под или над нотами тех голосовых партий, которым он предназначен. Если слова во всех голосовых партиях одинаковы и должны произноситься хором одновременно, то текст в таких случаях, вне зависимости от количества имеющихся голосовых партий, подписывается только под какой-либо одной из них. Подразумевается, что остальные партии имеют такое же распределение слов.

Наиболее типичным количеством голосовых партий в смешанном хоре является четыре. Простейшим видом четырехголосия в партитурах для смешанного хора является так называемое — дублированное четырехголосие.

По существу — это удвоенное двухголосие: партия сопрано поет в октаву с тенорами, а альты – в октаву с басами.

В литературе для смешанного хора нередко можно встретить произведения, написанные (полностью или в отдельных эпизодах) по принципу дублированного трехголосия и дублированного четырехголосия.

Обычно более сложны по музыке те произведения, в которых каждая из голосовых партий развивается на материале самостоятельного значения.

Названия разделенных (дивизи) основных голосовых партий общеприняты следующие: самые высокие по звучанию называются сопрано первые (I); звучащие несколько ниже — сопрано вторые (II), звучащие еще ниже — сопрано третьи (III).

По такому же принципу в партии альтов выделяются альты I и II, а при необходимости и III; также разделяются и тенора- I, II и III.

Легчайшие из басовых голосов выделяются в партию басов первых (I). Это партия иначе называется баритоны.

В хоровых произведениях, рассчитанных на очень большие по составу голосов хоры, нередко делят басов на две и три самостоятельные партии. А в отдельных эпизодах, кроме того, выделяется партия самых низких по звучанию мужских голосов — октавистов. Название это связано, несомненно, с тем, что данная группа обычно поет на октаву вниз по отношению к пению какой- либо другой партии средних или верхних басов.

В некоторых произведениях для однородного хора, главным образом в народных песнях, голоса длительно поют в унисон (в один голос), а при разделениях движутся в одном несложном ритмическом рисунке, с одним и тем же поэтическим текстом. Такие произведения, с эпизодическими разделениями даже на три, четыре партии, нередко записывают на одной строке. Дополнительные разделения основных партий могут быть постоянными (на протяжении всего произведения) и временными (на протяжении лишь отдельных его эпизодов).

При эпизодическом разделении какого — либо из основных голосов нотная запись вновь образовавшихся партий нередко бывает помещена на той же нотной строке. В подтверждение произведенного разделение иногда пишут в нотах слово «дивизи» («дивизи»- в переводе с итальянского- «разделенные») или используют различное направление штилей (для верхней партии- вверх и для нижней- вниз).

Самостоятельность мелодического и ритмического рисунка в длительно-разделенных голосовых партиях нередко вызывает необходимость выделить для каждой из партий отдельную строку в партитуре.

Требования ФГОС ВПО по специальности 071301 «Народное художественное творчество»

Высшее Профессиональное Образование в области культуры и искусства. Специальность 071301 — Народное художественное творчество
Квалификации:

— Руководитель этнокультурного центра, преподаватель;

— Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель;

— Художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель;

— Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель;

— Художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель;

— Режиссер любительского театра, преподаватель;

— Художественный руководитель любительской студии кино-, фото-, видео-творчества, преподаватель. Вводится с момента утверждения Москва 2002.

1. Общая характеристика специальности 071301 — Народное художественное творчество

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002г. № 181.

1.2. Квалификации выпускников по специальности 071301 — Народное художественное творчество в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин с указанием нормативного срока освоения основной образовательной программы при очной форме обучения:

01. Руководитель этнокультурного центра, преподаватель – 5лет.

02. Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель – 5лет.

03. Художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель — 5 лет.

04. Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель — 5 лет.

05. Художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель — 5 лет.

06. Режиссер любительского театра, преподаватель — 5 лет.

07. Художественный руководитель любительской студии кино-, фото-, видео-творчества, преподаватель – 5 лет.

1.3. Квалификационные характеристики выпускников:
Специалист подготовлен к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве:

— руководителя коллектива, студии или центра народного художественного творчества (в соответствии с квалификацией).

— специалиста Дома народного творчества, этнокультурного центра, клубного учреждения, учреждения дополнительного образования, учебного заведения;

— преподавателя этнокультурных, этно-художественных дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе повышения квалификации кадров культуры, а также в учреждениях общего и дополнительного образования;

— сотрудника органов управления культурой, курирующего сферу народного художественного творчества.

Областью профессиональной деятельности выпускника являются процессы сохранения и развития в современном российском обществе лучших отечественных художественно-просветительных и национально-культурных традиций, самобытных явлений народного художественного творчества. Приобщение широких слоев населения к фольклору, шедеврам классического и современного искусства; развитие массовых форм художественного воспитания, образования и творчества; межнациональное и международное культурное сотрудничество в области изучения, сохранения и трансляции в современное мировое культурно-информационное пространство ценностей народного художественного творчества, а также многообразного художественного наследия народов России.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:

— региональные, федеральные и международные программы сохранения и развития отечественной культуры и искусства, возрождения народного художественного творчества, поддержки народных мастеров как национального достояния;

— художественно-творческие коллективы в культурно — досуговых и образовательных учреждениях;

— этнокультурные центры, учреждения общего и дополнительного образования, школы с этнокультурным компонентом и другие учреждения культуры и образования;

— система руководства и научно-методического обеспечения народного художественного творчества;

— система подготовки и переподготовки кадров для учреждений культуры и искусства, а также общего, дополнительного и профессионального художественного образования.

Выпускник, в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой, может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

Основными задачамипрофессиональной деятельности выпускника являются:

— художественно-эстетическое воспитание детей, подростков и других групп населения, формирование и развитие у них художественно-эстетических потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентаций;

— изучение, сохранение, развитие и трансляция в современное художественно-культурное, образовательное и информационное пространство лучших образцов традиционного и современного художественного творчества народов России;

— реализация педагогического потенциала народного художественного творчества, повышение его роли в социализации, социально-культурной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности детей, подростков и других групп населения;

— повышение роли традиций художественной культуры народов России в преодолении межнациональных конфликтов, а также в развитии межнационального и международного культурного сотрудничества;

— разработка, апробация и внедрение новых моделей, программ и методик этно-художественного и этнокультурного образования в преемственной системе «Дошкольные учреждения-школы — учреждения дополнительного образования — средние и высшие специальные учебные заведения — система переподготовки и повышения квалификации специалистов культуры и образования»

— участие в разработке и внедрении региональных, федеральных и международных программах изучения, сохранения и развития традиций народной художественной культуры;

— создание информационных банков данных о самобытных явлениях народной художественной культуры России, о народных мастерах как национальном достоянии, о коллективах народного художественного творчества;

— патриотическое воспитание, формирование духовно-нравственных ценностей и идеалов граждан России на основе творческого освоения ими лучших традиций отечественной художественной культуры;

1.4. Возможности продолжения образования выпускников, освоивших основные образовательные программы высшего профессионального образования по специальности 071301- Народное художественное творчество. Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если у предъявителя есть запись о получении среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

2.3. При приеме на подготовку по специальности 071301 – Народное художественное творчество проводятся дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности.

3. Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускников по специальности 071301 – Народное художественное творчество.

3.1. Основная образовательная программа подготовки:

— руководителя этнокультурного центра, преподавателя;

— художественного руководителя музыкально-инструментального коллектива, преподавателя;

— художественного руководителя вокально-хорового коллектива, преподавателя;

— художественного руководителя хореографического коллектива, преподавателя;

— художественного руководителя студии декоративно-прикладного творчества, преподавателя;

— режиссера любительского театра, преподавателя;

— художественного руководителя любительской студии кино-, фото-, видео-творчества, преподавателя разрабатываются на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включают в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программе подготовки руководителя:

— этнокультурного центра, преподавателя;

— художественного руководителя музыкально-инструментального коллектива, преподавателя;

— художественного руководителя вокально-хорового коллектива, преподавателя;

— художественного руководителя хореографического коллектива, преподавателя;

— художественного руководителя студии декоративно-прикладного творчества, преподавателя; режиссера любительского театра, преподавателя;

— художественного руководителя любительской студии кино-, фото -, видео-творчества, преподавателя, к условиям их реализации и срокам освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3. 3. Основная образовательная программа подготовки:

— руководителя этнокультурного центра, преподавателя;

— художественного руководителя музыкально-инструментального коллектива, преподавателя;

— художественного руководителя вокально-хорового коллектива, преподавателя;

— художественного руководителя хореографического коллектива, преподавателя;

— художественного руководителя студии декоративно-прикладного творчества, преподавателя;

— режиссера любительского театра, преподавателя;

— художественного руководителя любительской студии кино-, фото-, видео-творчества.

Программа подготовки преподавателя, состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки:

— руководителя этнокультурного центра, преподавателя;

— художественного руководителя музыкально-инструментального коллектива, преподавателя;

— художественного руководителя вокально-хорового коллектива, преподавателя;

— художественного руководителя хореографического коллектива, преподавателя;

— художественного руководителя студии декоративно-прикладного творчества, преподавателя;

— режиссера любительского театра, преподавателя;

— художественного руководителя любительской студии кино -, фото -, видео – творчества.

Преподаватели должен предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

· Цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

· Цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины;

· Цикл СД – специальные дисциплины;

· Цикл ДС – дисциплины специализаций.

Цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины (дисциплины данного цикла стандартом специальности не предусматриваются). Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсе философии, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы:

— подготовки руководителя этнокультурного центра, преподавателя;

— художественного руководителя музыкально-инструментального коллектива, преподавателя;

— художественного руководителя вокально-хорового коллектива, преподавателя;

— художественного руководителя хореографического коллектива, преподавателя;

— художественного руководителя студии декоративно-прикладного творчества, преподавателя;

— режиссера любительского театра, преподавателя; художественного руководителя любительской студии кино-, фото, видео-творчества, преподавателя должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программе подготовки выпускников по специальности 053000 — Народное художественное творчество

1. 3. Содержание учебной программы по дисциплине «Чтение

Хоровых партитур»

Раздел 1. Хоровая партитура

Тема 1.1. Изучение теоретических сведений о хоровых партитурах. История возникновения, ключевые обозначения хоровых партий, виды записи, партитурные обозначения. Хоровые партитуры для однородных составов. Партитурная запись партий детского, женского и мужского хора. Партитурная запись голосов для неполных и полных смешанных составов. Партитурная запись сольных и ансамблевых произведений с инструментальным сопровождением. Запись многоголосной партитуры с инструментальным сопровождением.

Практическое задание по теме 1 (1 час). Сделать нотную запись партитур для различных вокально-хоровых составов.

Виды работы

1-2 Хоровая партитура. Возникновение, общие сведения. Важнейшие обозначения. Различные виды ознакомления с партитурой. Чтение с листа. Транспонирование.

Исполнение на фортепиано хоровых партитур для однородного и смешанного хора a capella преимущественно гомофонно-гармонического склада. Партитуры 2-3-4-х-строчные. Чтение с листа. Транспонирование в тональности на секунду вверх вниз. Подготовка аннотаций (2-3 за семестр).

3-4 Чтение партитур с инструментальным сопровождением, способы исполнения. Чтение партитур с участием солистов.

Исполнение на фортепиано хоровых партитур для смешанного хора с фортепианным сопровождением. Сложные хоровые партитуры a capella с развитым мелодическим и ритмическим рисунком, элементами подголосочной полифонии, возможными divisi. Чтение с листа. Транспонирование в тональности на секунду вверх и вниз. Подготовка аннотаций (2-3 за семестр).

5-6 Исполнение на фортепиано полифонических хоровых партитур для смешанного хора a capella и с сопровождением. Повышенные по степени сложности хоровые партитуры a capella и сочинения преимущественно гомофонно-гармонического склада с сопровождением. Чтение с листа. Транспонирование в тональности на секунду вверх и вниз. Подготовка аннотаций (2-3 за семестр). Чтение партитур в ключах «До».

В начале очередного семестра для каждого студента составляется индивидуальный план работы в зависимости от степени его владения инструментом и общего уровня подготовки.

I курс, 1-2-й семестры:

Основной вид работы – исполнение на фортепиано хоровых партитур для однородного и смешанного хора a capella преимущественно гомофонно-гармонического склада. Партитуры 2-3-4-х-строчные. Чтение с листа. Транспонирование в тональности на секунду вверх вниз.

В результате занятий студент должен уметь:

— выразительно исполнять хоровую партитуру на фортепиано, соблюдая агогические ударения в словах и цезуры, связанные с фразировкой поэтического и музыкального текста, показать навыки владения штрихом «legato»;

— сочетать пение одной из партий с одновременным исполнением партитуры на фортепиано как полностью, так и исключая партию, исполняемую голосом;

— петь аккорды по вертикали;

— подготовить аннотацию на изучаемую партитуру;

— читать с листа и транспонировать хоровые партитуры в тональности на секунду вверх и вниз.

Общее количество произведений за год – 16-20.

II курс, 3-4 семестры:

Основной вид работы – исполнение на фортепиано хоровых партитур для смешанного хора с фортепианным сопровождением. Предполагается, что сложные хоровые партитуры a capella также не останутся без внимания.

В результате занятий студент должен уметь:

— исполнить на фортепиано отдельно хоровую партитуру и отдельно — сопровождение;

— исполнять сопровождение при одновременном пении любой партии хора;

— исполнять сопровождение и и петь партии солистов или отдельные реплики, предшествующие вступлению хора в оперно-хоровых сценах, кантатах и ораториях;

— исполнять сопровождение при одновременном исполнении педагогом хоровой партитуры на втором инструменте (и наоборот);

— исполнять хоровую партитуру, заполняя паузы хора сопровождением;

— присоединять фортепианное сопровождение к хоровой партии;

— подготовить аннотацию на исполняемое сочинение;

— читать с листа и транспонировать лёгкие партитуры с сопровождением на секунду вверх и вниз.

Общее количество произведений за год — 14-16.

III курс, 5-6 семестры:

Основной вид работы – исполнение на фортепиано полифонических хоровых партитур для смешанного хора a capella и с сопровождением. Повышенные по степени сложности хоровые партитуры a capella и сочинения преимущественно гомофонно-гармонического склада с сопровождением. Чтение партитур в ключах «До».

В результате занятий студент должен уметь:

— отчётливо представлять логику полифонического развития голосов;

— уметь исполнить каждый из голосов партитуры в отдельности, либо чередуя разные сочетания голосов; полное исполнение полифонической хоровой партитуры должно стать результатом тщательной проработки каждого голоса в отдельности; при этом кантилена в исполнении полифонии должна стать новым этапом в овладении штрихом «legato»;

— уметь чувствовать и передать стилевые особенности музыки разных эпох – Возрождения, Барокко, классицизма, романтизма, музыки русских композиторов 19 и 20 веков, народных песен;

— исполнять хоровые партитуры, написанные в вокальных ключах «До»;

— читать с листа и транспонировать несложные хоровые партитуры в тональности на секунду и терцию вверх и вниз;

— подготовить аннотацию на исполняемое сочинение.

Общее количество произведений за год – 8-10.

1.4. Содержание дисциплины

На протяжении всего курса обучения, в процессе индивидуальных (практических) занятий с преподавателем студент, помимо работы над исполнением хоровых партитур, также получает теоретические знания, касающиеся предмета обучения (основные темы указаны в разделе 1.3.2).

Теоретическая часть дисциплины

Хоровая партитура

Общие сведения о хоровой партитуре. Возникновение хоровой партитуры. Строение хоровой партитуры. Ключевые обозначения хоровых партий. Запись литературного текста в хоровой партитуре. Различные виды записи хоровых партитур. Особые партитурные обозначения.

Работа над партитурой

Различные виды ознакомления с хоровой партитурой. Специфика исполнения на фортепиано хоровых партитур. «Legato» как основной способ звуковедения в хоре. Роль правильной аппликатуры при исполнении хоровых партитур на фортепиано. Различные аппликатурные приёмы. Распределение голосов партитуры между правой и левой руками. Способы упрощения партитур при исполнении на фортепиано. Педализация. Вокально-хоровой анализ.

Чтение партитуры с листа

Чтение с листа – важнейший навык в курсе чтения хоровых партитур. Основная задача чтения с листа – ознакомление с неизвестным сочинением. Для успешного овладения этим навыком необходимо уметь видеть нотный текст немного впереди фактического звучания партитуры, одновременно читать её по горизонтали и вертикали. Необходимость си

Источник

Оцените статью