Хорус для гитары схема

Знакомство с эффектом хоруса на примере гитарной педали «Sound JS Stereo Chorus CE-5»

Из множества звуковых эффектов, использующихся гитаристами для обработки звука электрогитары, можно выделить в отдельную группу модулирующие эффекты. Сюда можно отнести такие эффекты, как хорус (chorus), фленджер (flanger), сдвиг фазы (phase shifter), вращающийся динамик (rotating speaker), тремоло (tremolo) и вибрато (vibrato). Из этого перечня, пожалуй, наиболее распространённым и популярным является хорус. Он может применяться для обработки как чистого, так и «перегруженного» звука электрогитары, а также для обработки звука бас-гитары, клавишных, вокала.

Что же это за эффект? Познакомимся с ним поближе.

Содержание / Contents

↑ Принцип работы хоруса

Хорус (Chorus) — это эффект, позволяющий из звучания одного инструмента получить сразу звучание нескольких. Другими словами, хорус имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов.

Ни у кого, вероятно, нет сомнений в том, что хоровое пение или одновременное звучание нескольких музыкальных инструментов украшает и оживляет музыкальное произведение. При прослушивании хора голосов, или инструментов, исполняющих одну и ту же мелодию, можно заметить, что как бы исполнители не старались, абсолютно синхронного звучания им получить не удаётся из-за незначительных расхождений в темпе, а также тембре и высоте звука.

Но именно благодаря этому обстоятельству обогащается спектр звука. Звучание становится объёмным и сочным.
Искусственно (схемотехнически) эффект хоруса реализуется следующим образом. Входной сигнал разделяется на два независимых сигнала. Один из них остаётся без изменений, а другой поступает на линию задержки, где осуществляется его задержка на 20-30 мс. Также в схеме есть генератор низких частот, который осуществляет модуляцию времени задержки сигнала. Генератор вырабатывает колебания определённой формы, частотой от 3 Гц и ниже. Изменяя частоту, форму и амплитуду колебаний низкочастотного генератора, можно получать различный выходной сигнал. На выходе задержанный сигнал смешивается с исходным.

Устройства, реализующие хорус-эффект, могут быть цифровыми и аналоговыми. Цифровые устройства более современны, технологичны. Они позволяют реализовать множество алгоритмов обработки, обычно имеют больше разных регулировок, чем аналоговые, соответственно больше вариаций звучания. Аналоговые хорусы построены на аналоговых линиях задержки и отличаются более «тёплым», естественным звуком.

В стерео-хорусе «пространственное» звучание обычно получают разнесением сигнала по фазе в обоих каналах на 90 градусов. Другой вариант: в одном канале чистый сигнал, во втором — обработанный. Этот вариант на мой взгляд (точнее, слух) хуже первого.

Основные регулировки хоруса:
— Глубина (depth) — регулировка глубины модуляции.
— Скорость (speed, rate) — регулировка частоты модуляции.
Могут быть также регуляторы тембра (tone, filter, eq) и уровня эффекта (e. level), либо баланса чистого и обработанного сигналов (balance, mix).
В цепочке эффектов электрогитары хорус, как правило, включается после педалей перегруза, но перед педалями дилея и (или) ревербератора.

↑ Небольшой обзор аналогового стерео-хоруса

Давайте теперь заглянем внутрь одного, теперь уже раритетного, аналогового хоруса и послушаем, как он звучит.

Этот стерео-хорус, обладателем которого я являюсь, ещё в начале 90-х годов прошлого века выпускала одна фирма — Sound JS. Производство было налажено на Украине, в Херсоне. Фирма эта выпускала также много других педалей эффектов, скопированных с педалей фирмы Boss.

Даже размеры корпуса они содрали один к одному, но схемы были собраны на отечественных деталях. Не исключение и этот хорус. Посмотрим и сравним его электрическую схему со схемой педали Boss CE-2 Chorus.


Согласитесь, что схемы очень похожи. Принцип работы одинаковый (смотрите выше). Отличия, в основном — в элементной базе. Педаль Sound JS собрана на отечественных микросхемах — микромощных ОУ К140УД1208 и аналоговой линии задержки КА528БР2. Преимуществом её схемы по сравнению со схемой педали Boss, является вход на полевом транзисторе и наличие стерео выхода.

Байпас у обоих педалей «горячий» — на электронных ключах. Также обе они имеют в наличии всего два регулятора — RATE и DEPTH, которых вполне хватает для настройки различных вариантов звука.

Ток потребления очень мал: 3,5 мА в байпасе и 4,5 мА при включенном эффекте (измерения проводил для стерео-хоруса Sound JS).

Сравнить звучание обеих педалей не было возможности, но я сравнивал Sound JS с цифровой педалью Boss CE-5 Chorus Ensemble. Разница в звуке явно слышна. Каждый из хорусов по-своему хорош. Но на мой слух, по многим критериям, таким, например, как чистота, естественность звука, пространственность стерео, аналог лучше цифры.
Да, забыл сказать, что я немного модернизировал свою педаль.

Схему я не изменял, а только перепаял некоторые конденсаторы. Советскую керамику (красные флажки) поменял на импортную. Вместо электролитов 1 мкФ впаял плёночные конденсаторы, а все остальные электролиты также поменял на импортные. Ещё мне пришлось хорошо пропаять все проблемные (холодные) пайки, в частности гнёзда, так как достало уже периодическое шуршание и пропадание сигнала при малейшем касании джека.
Схема собрана на двух платах, соединённых шлейфами. Вот их фотографии до модернизации:



Вид внутри после сборки:

Не забываем подложить изолирующую прокладку, чтобы не замкнуть дорожки на корпус. Закрываем нижнюю крышку:

↑ Семплы

В цепи только один хорус. В начале каждого семпла несколько секунд чистого сигнала (байпас) для сравнения.

1. Оба регулятора — в минимальном положении. В этом режиме педаль можно использовать, как зффект псевдо-стерео. Эффекта хоруса как такового нет.

2. RATE остаётся на минимуме, а DEPTH постепенно вывожу на максимум (увеличиваю глубину).

3. Теперь DEPTH ставлю посредине (на 12 часов), а RATE кручу от минимума к максимуму (увеличиваю скорость, или частоту модуляции).

4. Ставлю оба регулятора на максимум. Звук, конечно, становится противно-плавающим, но на практике при таких настройках его никто и не использует. Затем DEPTH остаётся на максимуме, а RATE постепенно уменьшаю (где-то до 9 часов), соответственно звучание становится более приятным для слуха.

5. В заключение я записал отрывок из одной известной композиции. Партия гитары записана только с использованием хоруса (настройки — оба регулятора на 12 часов). Партия соло: перед хорусом включил Boss MT-2 металзон (настройки хоруса — RATE на 10 часов, DEPTH на 2 часа) и добавил чуть-чуть программного дилея.

↑ Итого

Лично мой вывод таков: при грамотной настройке данный хорус звучит очень даже достойно, несмотря на то, что собран на отечественных радиодеталях. При желании можно найти недорого б/у и довести до ума, а ещё лучше — попробовать собрать самому. Рекомендую!

↑ Файлы

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress

Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Источник

Small Clone Chorus

Предисловие.

Хорус (англ. chorus) — звуковой эффект или соответствующее устройство, которое имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов. Эффект реализуется путём добавления к исходному сигналу его собственной копии или копий, сдвинутых по времени на величины порядка 20-30 миллисекунд, причём время сдвига непрерывно изменяется.

Первые педали Small Clone начали производить в период с 1979 до 1983годы, они имели светодиод 3мм, а уже потом стали использовать большие светодиоды диаметром 5мм. Именно в этот период Electro Harmonics бывало, ставили в хорусы в место MN3007 микросхему SAD1024 (хотя очень редко). Но есть информация о том, что хорус Курта Кобейна был именно на SAD1024.Я не слышал хорус на SAD1024, но выпишу комментарий с западного сайта: «Задержанный сигнал у SAD1024 звучит более «водянисто» и добавляет небольшое усиление (boost) сигналу, в то время как MN3007 позволяет получить сигнал большего уровня, но без ограничения и шумов».
Уже переизданные позже хорусы имели чистый байпас, до этого байпас был «горячим» на полевых транзисторах.

Данная модификация имеет две ручки управления.
Rate – Частота «вращения» эффекта
Depth – Глубина эффекта

Схема.

Схема взята из проекта размещённого на сайте www.tonepad.com. Отличием этой схемы от оригинальной является то что, в оригинальном хорусе от Electro Harmonics всего одна ручка управления Rate, а регулировка глубины эффекта реализована переключателем на два положения.

Вот так выглядит этот фрагмент схемы без мода.

Печатная плата.

Печатная плата была разведена мной в программе Sprint Layout. Плата разведена по принципу «всё на плате». Конденсаторы до 1мкФ включительно преимущественно Epcos, два номинала фирмы Wima. Все пико-Фарадные конденсаторы — многослойная керамика. Конденсатор 2,2мкФ танталовый. Все что ёмкостью больше – электролитические. При использовании компонентов других производителей, обязательно проверьте возможность их установки под данный установочный размер на плате. При условии, что напряжение питания +9В, то достаточно взять конденсаторы на 16В или выше.

Есть несколько расхождений моей сборки со схемой. Это, прежде всего транзистор 2n5087, вместо которого я поставил транзистор 2n2907. Все необходимые datasheet прикреплены к этому проекту. Так же вместо конденсатора 2,7нФ я использовал 2,2нФ. Также был добавлен резистор уменьшающий щелчки при включении/выключении эффекта. Это 1М с входа схемы на землю. На схеме его нет, в списке и в файле платы есть.Подстрочным резистором (100К) настраивается максимальная глубина эффекта. При этом ручку Depth нужно выкрутить до конца вправо (максимальный эффект) и подстраивать.

Особенности сборки.

Монтаж довольно плотный. Обратите внимание, что некоторые резисторы устанавливаются вертикально. Конечно, желательно наличие опыта в изготовлении печатных плат и пайки. Некоторые дорожки расположены относительно близко друг к другу, будьте внимательны при сборке. Обратите внимание, что резистор 1К установлен под выходным гнездом.

Земля платы соединяется с корпусом через потенциометр:

Внешний вид готового устройства.

Хотелось бы обратить внимание на то, что был использован корпус, сделанный на заказ. Однако, данная плата должна поместиться и в Gainta G0124.

Демонстрация работы прибора.

И пара фотографий собранного устройства.

Список элементов.

  • 2n2907 – 1шт (Q1) (в оригинальной схеме 2n5087)
  • 2n5088 – 2шт (Q2 и Q3)
  • С1М – 1шт (Rate) (ставил B1M)
  • В10К – 1шт (Depth)
  • 100К – 1шт (Подстрочный) В моей плате стоит подстрочный резистор модели 3266W

Конденсаторы (напомню для новичков, что 1000пФ=1нФ=0,001мкФ):

  • 220мкФ х 16в(электролит)– 1шт
  • 10мкФ х 16в(электролит) – 5шт
  • 2,2мкФ – 1шт (я использовал танталовый)
  • 1мкФ х 16в(электролит) – 3шт
  • 47нФ – 1шт
  • 33нФ – 1шт
  • 15нФ – 1шт
  • 10нФ – 2шт
  • 4н7 – 1шт
  • 3н3 – 1шт
  • 2н2 — 1шт
  • 470пФ – 1шт
  • 180пФ – 1шт
  • 150пФ – 1шт
  • 1M – 1шт
  • 470К – 1шт
  • 220К – 2шт
  • 180К – 1шт
  • 120К – 1шт
  • 100К – 1шт
  • 82К – 1шт
  • 68К – 1шт
  • 56К – 2шт
  • 47К – 1шт
  • 39К – 4шт
  • 33К – 3шт
  • 22К – 1шт
  • 20К – 1шт
  • 12К – 1шт
  • 10К – 6шт
  • 6К8 – 2шт
  • 4К7 – 1шт (для светодиода)
  • 3К3 – 1шт
  • 1К – 2шт
  • 47 Ом — 1шт
  • Ножной переключатель 3PDT с фиксацией — 1шт
  • Панель под микросхему 14 pin — 1шт
  • Панель под микросхему 8 pin — 3шт
  • Гнезда jack 6,3мм для печатного монтажа — 2шт
  • Ручки — 2шт
  • Гнездо питания круглое пласт. 5,5×2,1 мм внутреннее (крепление на корпус) — 1шт
  • CWF- 2 вилка на плату 2.50мм прям. закр. — 1шт (для питания)
  • CHU-2 розетка каб.с конт. 2.50мм — 1шт (для питания)
  • Держатель для светодиода — 1шт

Всем удачной сборки и интересных звуков.С уважением, Василий (Pokfor).

Источник

Оцените статью