Хорус эффект для гитары это

Хорус

Хорус (англ. chorus — хор) — модуляционный эффект, созданный для имитации многоголосного (хорового) звучания.

Эффект хора возникает, когда отдельные звуки с примерно одинаковым тембром и почти (с небольшим отличием) одинаковой высотой тона (питч), смешиваются и воспринимаются как единое целое. Похожие звуки, исходящие из различных источников могут происходить естественным путём (как в случае хора или струнного оркестра), но этот эффект также может моделировать с помощью электронных блок эффектов или другими устройствами обработки.

Содержание

Принципы [ править ]

Хорус создаёт эффект хора за счёт копирования звука и воспроизведения его с задержкой, после чего копии смешиваются с оригиналом. Как правило копии питч-модулированы с помощью LFO, что делает эффект похожим на эффект флэнжера, но задержка в хорусе достаточно велика (20-30 мс), чтобы звук успел измениться и не возникло эффекта «флэнжер». Хорус отличаясь от фленжэра не только большей задержкой, но и отсутствием обратной связи. При плавно изменяющемся времени задержки происходит плавное изменение высоты тона. Время задержки, как правило, модулируется простым синусоидальным LFO. В большинстве хорусов есть возможность изменения количества скопированных голосов, скорости LFO и соотношения исходного и обработанного сигналов (dry/wet); некоторые позволяют разбросать дополнительные голоса по панораме, сделать разные значения задержки для голосов и т.п.

Стерео хорус это тот же эффект, что и обычный хорус, но фазы его каналов колеблются (задержка фазы каналов модулируется LFO). Этот эффект звучит ещё лучше, поскольку звуки приходят из разных мест в стерео поле.

Хорус обычно применяется для небольшого «утепления» звука.

Имитация хора [ править ]

Изначально хорус разрабатывался как эффект, имитирующий исполнение «хором» одного и того же звука или мелодии. Например, звучание нескольких гитар при игре одного музыканта. Это позволило бы в реальном времени получать более плотное и мощное звучание, не сталкиваясь с необходимостью привлекать дополнительных исполнителей или использовать фонограмму. Но решение этой задачи путем повторения входного сигнала с изменяющимся временем задержки едва ли можно считать успешной, потому что даже не очень опытные музыканты и не слишком искушенные слушатели в большинстве случаев без труда отличат звук музыкального инструмента, «пропущенный» через хорус, от синхронного звучания нескольких инструментов. Причина этого кроется в периодическом изменении длительности задержки, которое приводит к искажению сигнала: частота выходного сигнала может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от фазы колебания генератора низких частот, что приводит к диссонансу. В некоторых случаях может отчетливо прослушиваться сама периодичность изменения задержки. Описанные ситуации проявляются тем сильней, чем выше частота LFO.

Источник

Что такое хорус (chorus)

Данная статья является частью цикла статей «Что такое»

Хорус (chorus) — это эффект, имитирующий многоголосое исполнения с помощью копирования и небольшого изменения исходного звука. Хорус просто несколько раз воспроизводит поданный на вход звук с разной задержкой, панорамой, громкостью и питчем.

Хорус создаёт эффект хора, т.е. на эффект подаётся к примеру 1 звук гитары из которого получается некое подобие того, что звучит не одна гитара а несколько сразу. Представьте себе ситуацию когда к примеру 3 гитариста играют одну и туже мелодию одновременно. В следствии того, что гитары немного отличаются по своему звучанию получается эффект хора. Примерно по такому же принципу работает и эффект хорус. Хорус копирует звук гитары, к примеру 3 раза (зависит от количества заданных вами голосов), и немного изменяет у каждой копии звучание. Потому что 3 разные гитары не могут звучать одинаково, хорус немого панорамирует, изменяет громкость, модулирует (немного изменят питч (тон) звука) и задерживает голоса (копии). В результате чего звук получается мягче.

Эффект хорус очень часто используется для небольшого утепления и расширения звука, не совершенство эффекта в том, что сымитировать полноценное многоголосое звучание, как правило, не удается. Но всё ровно эффект получил очень широкое распространение и очень часто применяться для вокальных, гитарных, синтезированных партий и т.п.

Устройство хоруса [ править ]

Рассмотрим устройство хоруса на примере не сложного эффекта (Fruity Chorus) программы Fl Studio.

В большинстве хорусов присутствует параметр задающий количество голосов и называется он чаще всего Voice или Order. В эффекте Fruity Chorus такого параметра нет, в этом эффекте изначально присутствует 3 голоса и настраиваются они этими параметрами:

Т.е. Fruity Chorus 3 раза копирует оригинал и в результате получается 4 голоса (оригинал и 3 копии).

Параметры хоруса [ править ]

В любом хорусе присутствует такой параметр как Delay(1) (задержка), обычно данный параметр устанавливается в пределах 10-30 миллисекунд. Откройте паттерн 1 и у данного звука покрутите параметр Delay(1), в результате вы услышите как звук рассыпается и становится более мягким. Данный параметр устанавливает время на сколько копии (голоса) задержатся от оригинального звука. Данный параметр как бы смягчает звук, но если ему дать слишком большое значение, то звук может получиться жидким или появится эффект реверберации.

Также как и задержка в каждом хорусе присутствует параметр Depth(2) (глубина), он определяет на сколько сильно копии модулируются (изменяют питч). Как уже было сказано выше при хоровом (одновременном) звучании нескольких инструментов их звучание отличается друг от друга. А именно они не могут быть одинаковой высоты звучания. Параметр Depth(2) определяет на сколько сильно у голосов различается питч. Откройте паттерн 2 и и задайте звучащему звуку максимальное значение параметра Depth(2), в результате вы услышите как начнёт модулироваться один из голосов. На данном звуке хорус настроен специально так чтобы модулировался именно 1 голос. Чем больше значение параметра Depth(2) тем сильнее модулируются голоса. Высокое значение параметра приводит к тому, что звук звучит действительно расстроенно (что обычно нежелательно), а низкое значение дает приятный эффект хоруса.

Обычно в эффекте хоруса не присутствует параметров LFO Wave(3), но в плагине Fruity Chorus они есть, причём для каждого голоса свой. Данный параметр определяет форму огибающей LFO по которой будет проходить модуляция данного голоса. Рассмотрим действие данного параметра также на одном голосе. Откройте паттерн 3 и попробуйте у звучащего звука поменять значение параметра LFO 1 Wave(3), в результате вы услышите как модуляция немного изменит свою форму.

Также в каждом хорусе присутствует параметр Rate, но в плагине Fruity Chorus он называется LFO Frec(4). Параметр определяет скорость изменения модуляции. Рассмотрим действие данного параметра также на одном голосе. Откройте паттерн 4 и у поменяйте у данного звука значение параметра LFO 1 Frec(4), в результате вы услышите как изменится скорость модуляции голоса.

Три рассмотренных параметра (Depth, LFO Wave, LFO Frec) связаны между собой. Depth задаёт силу модуляции, LFO Wave определяет форму по которой эта модуляция будет изменятся, а LFO Frec скорость изменения модуляции. Параметр Depth определяет силу модуляции для всех трёх голосов, в то время как у каждого голоса свои параметры (LFO Wave, LFO Frec). Попробуйте поэкспериментировать с этими параметрами на паттерне 5.

Во многих хорусах присутствует параметр Stereo(5), он определяет на сколько сильным будет разброс голосов по панораме, в результате чем больше значение данного параметра тем шире звук. Опробуйте этот параметр на паттерне 6.

Также в хорусах присутствует фильтр (эквалайзер). Фильтр в хорусе срезает частоты у дополнительных голосов, оставляя оригинал не тронутым. В плагине Fruity Chorus присутствует параметр Cross Type(6), он определяет что будет срезать параметр Cross Cutoff(7). Если у Cross Type(6) задано значение:

  • Process HF — то параметр Cross Cutoff(7) будет срезать низкие частоты у голосов. Данный параметр полезен когда хорус применяется к басу;
  • Process LF — то параметр Cross Cutoff(7) будет срезать высокие частоты у голосов.

В Fruity Chorus присутствует параметр Wet only(8). Если у данного параметра задано значение:

  • No — то вы слышите оригинал и 3 голоса;
  • Yes — то вы слышите только 3 голоса (оригинал удаляется);

Источник

Эффект хоруса — Chorus effect

В музыке эффект хоруса возникает, когда отдельные звуки с примерно одинаковым временем и очень похожими тонами сходятся и воспринимаются как один. Хотя похожие звуки, исходящие из нескольких источников, могут возникать естественным образом, как в случае с хором или струнным оркестром , их также можно смоделировать с помощью блока электронных эффектов или устройства обработки сигналов.

Когда эффект произведен успешно, ни один из составляющих звуков не воспринимается как расстроенный. Это характерно для звуков с богатым, мерцающим качеством, которые отсутствовали бы, если бы звук исходил из одного источника. Мерцание возникает из-за биения . Эффект более заметен при прослушивании звуков, которые продолжаются длительное время.

Эффект хора особенно хорошо слышен при прослушивании хора или струнного ансамбля. В хоре несколько человек поют каждую партию ( альт , тенор и т. Д.). В струнном ансамбле есть несколько скрипачей и, возможно, несколько других струнных инструментов.

СОДЕРЖАНИЕ

Терминология

Это иногда называют хорус, choruser или хором эффект. На аккордеоне это называется «мюзетт» или «мокрый» звук.

Акустически созданный

Хотя большинство акустических инструментов не могут создавать эффект хоруса сами по себе, некоторые инструменты (в частности, хордофоны с несколькими рядами струн) могут создавать его как часть своей собственной конструкции. Эффект может заставить эти акустические инструменты звучать полнее и громче, чем при использовании одного тонального генератора (будь то одиночная вибрирующая струна или трость). Некоторые примеры:

  • Фортепиано — Каждый молоток ударяет курс из нескольких строк , настроенных к почти одинаковому шагу (для всех нот , кроме басовых нот). Профессиональные настройщики пианино тщательно контролируют неправильную настройку каждой струны, чтобы добавить движения без потери четкости. Однако на некоторых инструментах, за которыми плохо ухаживают (например, фортепиано хонки-тонк ), эффект более заметен.
  • Сантур (и аналогичные цимбалы с курсирующими молотками ) — Как и на фортепиано, игрок может ударить (используя вместо этого пару ручных молотков) курс из нескольких струн, настроенных примерно на одинаковую высоту звука. Поскольку инструмент часто настраивается самими музыкантами (а не профессиональными настройщиками), эффект хора слышен лучше, чем на фортепиано.
  • 12-струнная гитара , bajo sexto и греческие бузуки — курсы с парами струн, настроенными в октавах и унисонах, создают характерное сложное мерцание. В 12-струнной гитаре этот эффект часто усиливается за счет использования открытых и модальных строев, таких как open-G и DADGAD .
  • Колумбийскийтипле , гитаррон чилено и трикордия — курсы из 3 (или более) струн, настроенных в октавах и унисонах, создают более сложное мерцание и более полный эффект.
  • Мандолина , лютня и уд — курсы с парами идентично настроенных струн, в отличие от октав и унисонов на 12-струнной гитаре.
  • Аккордеон — два или три блока язычков, настроенных почти на одинаковую высоту, но один из которых немного резкий, производят уникальный и характерный звук «мюзетт», характерный только для аккордеона, в просторечии называемый «мокрым» звуком.
  • Орган на трубе — voix céleste [фр.] (Небесный голос) — это органная остановка, состоящая из одного или двух рядов труб, слегка расстроенных. Термин celeste относится к ряду труб, слегка расстроенных, чтобы производить эффект биения в сочетании с нормально настроенным рангом. Он также используется для обозначения составного упора из двух или более рангов, в которых ряды расстроены относительно друг друга.

Однако, хотя открытые струны стандартной гитары (или любого однострунного инструмента, такого как гавайские гитары, банджо и т. Д.) Не могут производить никакого эффекта хоруса, его также можно получить с помощью альтернативных настроек (таких как Unisons-и-октав только « страус настройки » по Лу Рид ); играя аккорды или аппликатуры с «избыточными» нотами (например, играя на открытой высокой струне E и той же ноте «E» на 5-м ладу струны B); и / или с использованием расширенных техник, таких как сгибание при игре ноты (например, игра на 5-м ладу на 2-й струне и одновременное исполнение полнотонального сгибания на 7-м ладу на 3-й струне).

Ансамбли инструментов и голосов могут создавать естественный эффект хора, например, со струнным оркестром или хором .

Источник

Хорус (Chorus).

Хорус (Chorus)

Chorus (хорус) от англ. хор. Это эффект, который с помощью добавления к исходному сигналу немного изменённых его копий, создаёт имитацию многоголосного исполнения, наподобие хорового звучание.

Само название появилось из-за того, что изначально данный эффект разрабатывался для имитации «хорового» исполнения при игре одного звука или мелодии. Что в реальности: во-первых, позволяло бы получать плотное, мощное звучание; во-вторых, существенно сэкономить, так как не нужно тратиться на дополнительных исполнителей (капитализм…)

Однако, реализовав этот эффект путём повторения копий сигнала и изменения их времени задержки, это не дало полноценной замены реальному хору. Звук «пропущенный» через хорус практически всегда можно было отличить от звучание живых нескольких вокалистов или музыкальных инструментов.

Почему мы слышим разницу между акустикой и звуком «пропущенным» через хорус?

Всё зависит от длительности задержки, которая искажает сигнал. Генератор низкой частоты (LFO) влияет на повышение или понижение входного сигнала. Это зависит от фазы его колебания . Всё это приводит к изменению pitch (высоты тона). В итоге звук «плавает», как на аналоговых магнитофонах. Иногда можно даже отчётливо услышать изменение (периодичность) задержки. При этом чем выше частота генератора низкой частоты, тем искажения сильнее.

В итоге цель: замена нескольких исполнителей одним, обработанным эффектом хорус, не была достигнута. Но специфическая окраска звука, после такой обработки сделала хорус популярным эффектом. Он не только стал применятся к вокалу, но и к любым музыкальным инструментам.

Суть эффекта Хорус (Chorus)

Допустим у вас имеется записанная партия гитары, которую нужно «расширить».

Если бы эту же партию в живую исполняли одновременно, например, 3 гитариста, то естественно, что звучание каждой из них немного отличалось бы от другой. Ведь исполнители не роботы и идеально совпадать вместе они не могут, хотя и стараются.

Вот эти микро изменения или точнее неодинаковые колебания называемые биениями и улавливает наш слух, что создаёт ощущение объёмного звучание (хора).

Хорус как раз и имитирует эти микро изменения, касающиеся панорамы, громкости, высоты тона (pitch), а также небольшой задержки ( delay ). В результате кажется, что это играет не одна гитара, а несколько.

Хотя следует сказать, что хорус не призван заменить реальное исполнение 3-ми гитаристами партии. Он довольно не совершенен и вы практически всегда отличите живое исполнение 3-мя гитаристами и одну партию гитары, обработанную этим эффектом.

Поэтому следует понимать, что применять хорус лучше как эффект, а не как полноценную замену хоровому (многоголосному) звучанию.

Как работает Хорус?

При обработке хорусом происходит копирование оригинального звука и воспроизведение этой копии с задержкой (копий может быть несколько, зависит от количества голосов в плагине, называемых Voice или Order). После чего оригинал и копии смешиваются. Копии модулированы обычно простым синусоидальным сигналом генератором низкой частоты (изменён pitch), при этом задержка колеблется в районе 20-30 мс. Также в хорусе отсутствует feedback (обратная связь), то есть обработанный сигнал не поступает обратно на вход эффекта с временной задержкой.

В хорусах обычно всегда имеется изменение количества голосов, регулирование скорости генератора низкой частоты, а также параметр dry/wet — соотношение обработанного и оригинального сигнала.

Стереохорус

Это устройство состоит из двух монофонических хорусов, сигналы которых разнесены по фазе на 90 градусов в обоих каналах. Задержка фазы зависит от LFO. Стереохорус звучит более объёмно, так как звуки приходят из колонок попеременно.

Параметры Хоруса

Покажем их на примере простого штатного плагина от Cubase Chorus

  • Rate или Speed — изменяет скорость «плавания» звука и зависит от частоты LFO
  • Width — устанавливается максимальное изменение высоты тона
  • Spatial — ширина стереобазы
  • Mix, balance, dry/wet — соотношение необработанного и обработанного сигналов.
  • sync — эффект становиться ритмизирован
  • LFO waveform — форма волны генератора низкой частоты (LFO). В этом плагине: (sin) синусоидальная, (triangle) треугольная. В других плагинах ещё часто можете встретить (log) логарифмическая.
  • Delay — регулирует уровень рассогласования между голосами
  • Lo и Hi — это фильтры, которые определяют верхнюю и нижнюю границы частоты фильтра.

Также часто можно встретить такой параметр как:

  • Depth (глубина) — диапазон изменения времени задержки.

Применение в проектах

  • Хорус лучше применять как эффект, как своеобразную краску в музыке. Нет смысла его использовать как полноценную замену «хоровому, многоголосному» звучанию акустических музыкальных инструментов или вокалу.
  • Часто хорус применяется для вокальных, гитарных, различных синтезированных партий
  • При обработке этим эффектом звук становиться более плотным, сочным. Создаётся ощущение расширения звука и его небольшого утепления.
  • Хорус применяется как дополнение к другим звуковым эффектам
  • Увлекаться этим эффектом не стоит, так как это может привести к ухудшению разборчивости голосов в треке и к общему «засорению» атмосферы фонограммы (прозрачности).

Примеры устройств

Хорусы бывают аналоговые и цифровые (в железе и VST).

Вот несколько популярных моделей:

Педаль эффектов TC Electronic Afterglow Chorus

Педаль эффектов TC Electronic Corona Chorus

Педаль эффектов TC Electronic Corona Mini Chorus

Педаль эффектов BOSS CE-5

Педаль эффектов BOSS CEB-3

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Источник

Оцените статью