Хосе романильос строительство испанской гитары

КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА

8(963)729-72-15

звонить после 15 часов

ГИТАРА ТОРРЕСА

ТОНАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН: 3,5 октавы.
МАТЕРИАЛ: Деревянный корпус, струны из жил.
РАЗМЕР: Длина — 81 см.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Этот тип гитары производился с 1852 года испанским мастером по имени Антонио де Торрес Хурадо, жившим Альмерии.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Гитара Торреса являлась стандартной основой для создания современной классической гитары. Торрес увеличил размеры корпуса гитары и заново спроектировал элементы внутренней конструкции, что заметно улучшило звучание инструмента.

Эта гитара — прямой предшественник современной акустической. Название она получила в честь своего создателя — Антонио де Торреса (1817-1892). У гитары крупный корпус, особенно в нижней части. Внутри, под верхней декой, определенным образом расположены резонирующие планки, задача которых — усилить звук и улучшить тон.


Антонио де Торрес

Антонио де Торрес родился в 1817 году в Альмерии, на юго-восточном побережье Испании. В 12 лет он начал учиться на плотника, но обучение закончилось призывом в армию. Связи родителей и поспешная женитьба помогли ему оставить службу. После свадьбы молодая семья поселилась отдельно, быстро влезла в долги и вынуждена была заложить всё своё имущество, включая даже пилу Торреса. Но большая беда ждала его в 1843 году, когда от болезни умирают его жена и две младшие дочери. В поисках работы, Антонио вынужден покинуть родной город и поселиться в легендарной столице Андалусии — Севилье, оставив старшую дочь на попечении своих родственников.
По некоторым, весьма неточным данным, между 1836 и 1842 г. Торрес обучался изготовлению гитар в Гранаде, возможно, у местного гитарного мастера Хосе Пернаса. И, возможно, уже мастерил гитары, но действительно профессиональные инструменты он начал изготавливать в 1850, воодушевленный игрой на гитаре местных виртуозов, (особенно молодого Джулиана Аркаса), которые признали его талант.
В то время, изготовление гитар не было особо прибыльным занятием. Тем не менее, его гитары пользовались спросом, так как в то время гитара была популярна в Испании, а в Севилье, где работал Торрес, было особенно популярно фламенко. Гитаристы фламенко, как раз и повлияли на работу мастера. В середине девятнадцатого века, в Андалусии не было сильного различия в дизайне классической гитарой и гитары фламенко, как сейчас.
Судя по инструментам Торреса того времени — он мастерил гитары как для богатых и знатных клиентов-коллекционеров, так и для бедных бродячих музыкантов. Инструменты его работы весьма различны по материалам и отделке — от наиболее трудоемкой, до самой простой.
С 1854 Торрес серьёзно занимается изготовлением гитар. Это была его Первая эпоха. В то время он сделал бОльшую часть своих лучших работ. В своей мастерской в Севилье он изготавливает серию замечательных гитар, в том числе «La Leona» — «Львица» (1856г). Рядом с его инструментами, гитары других мастеров выглядят устаревшими. На его гитарах играют известные композиторы и музыканты, такие, как : Аркас, Таррега, Льобет и Пухоль, про которых можно сказать, что они руководили историей развития инструмента — их мнение имело важное значение. Они стали использовать новые выразительные возможности гитары Торреса в классической гитарной музыке. Решения Торреса вернули гитару к жизни в то время, когда было очевидно, что она проигрывает более громким инструментам. Интерес публики к гитаре постепенно угасал. Пианино вытеснил ее из концертных залов.
Новая гитара помогла сформировать музыку исполнителей и композиторов следующих поколений, таких как Андрес Сеговия (который, воскресил интерес к этому инструменту, играя на гитарах, созданных непосредственно по традициям Торреса мастерами Мануэлем Рамиресом, а затем Германом Хаузером), а затем и Джулиан Брим ; которые путем распространения аудиозаписей, гастролями по всему миру, и контактами с известными композиторами сделали гитару популярной во всем мире. Эти двое большую часть своей карьеры играли на гитарах Торреса.
В 1858 году Торрес выставляет свой инструмент на выставке в Севилье и завоевывает бронзовую медаль за необычное оформление гитары из клёна «Птичий глаз». Вскоре, гитарные мастера переняли его новый стандарт дизайна.
В конце 1869 Торрес оставляет гитарное мастерство и возвращается на родину. Точно неизвестно, что послужило причиной его ухода от дел — гражданская война и депрессия в Испании, которые вполне могли повлиять на культурную жизнь страны. Или же просто, ему не хватало средств к существованию. Несмотря на его относительную известность, большую часть жизни он испытывал финансовые трудности. Даже поддержка Тарреги — гитариста с огромным влиянием и авторитетными последователями мало помогала Торресу в его делах. Независимо от причины, его первая эпоха закончилась. Он вернулся на родину и открыл магазинчик. В это же время, Аркас отказывается от выступлений.
Однако, в 1875 Торрес вновь возвращается к гитаре — у себя дома в Альмерии. Неизвестно почему он вернулся к изготовлению гитар, но он, наконец, вернулся. И начался новый период его жизни или, как он сам назвал — «Вторая эпоха» (так он пишет на этикетках своих гитар).

Читайте также:  Ноты для тубы для начинающих

Большинство из сохранившихся до наших дней инструментов его работы, изготовлены как раз в этот период.
Хотя Торрес занимался не только гитарным мастерством, но и держал небольшой магазин, и вынужден был сдавать комнаты жильцам — денег всё равно не хватало. После смерти второй жены в 1883 году, у него на попечении остались две дочери. Торрес удваивает свою производительность выпуская около 12 гитар в год. В последний период жизни он приобрёл три дома, но всё равно, выручка от продажи инструментов не покрывала его долги.
В последние годы его руки так сильно тряслись, что в работе он вынужден был просить помощи у молодых друзей. Торрес умер в ноябре 1892 года.
За свою жизнь он сделал около 155 известных нам гитар.
К сожалению, многие моменты жизни и работы Торреса в настоящее время выскальзывают из истории. Его инструменты, как правило, находятся в музеях и в частных коллекциях.
Антонио де Торрес и по сей день признан одним из лучших мастеров гитар не только в Испании, но и во всей Европе. Как и свершаются многие величайшие открытия, Торрес, в действительности, не изобрел ничего нового. Он просто объединил и усовершенствовал в своём инструменте передовой опыт своих предшественников и современников и создал новый по тем меркам инструмент, который смотрится и звучит сегодня также хорошо, как и 150 лет назад. На самом деле, возможно, даже лучше, потому что на протяжении нескольких поколений эти лучшие качества только утвердились. Изящество и гармония линий и пропорций, компоновка элементов дизайна, сделали гитары Торреса уникальными. И в наше время, подавляющее большинство классических гитар схожи по дизайну и пропорциям с гитарой Торреса, и самые экспериментальные разработчики отталкиваются от проекта, который Торрес усовершенствовал 150 лет назад.
Если посмотреть на гитары, сделанные до Торреса, то все они выглядят несколько странно для современного глаза. Для них характерны узкая талия, одинаковые верхние и нижние части, маленький и размер небольшая глубина корпуса, нечетное число струн и примитивное внутреннее крепление.
Вот некоторые особенности дизайна, которые собраны в его работе, и которые вместе можно рассматривать как «Торрес». В первую очередь, он сосредоточил свои усилия на улучшении тембра инструмента, совершенствуя верхнюю деку. Звук гитар Торреса значительно отличается от других гитар, в том числе и лучших имитаций его инструмента.
Форма и глубина корпуса: он начинал с набросков, которые не только приятны и изящны на вид, но также прекрасно соответствуют физическим размерам большинства гитаристов. Стало удобным играть сидя, опирая гитару о приподнятое левое колено. Такая посадка даёт гитаристам стабильность и упростила игру на высоких позициях на грифе. Корпус гитары Торреса больше, чем у большинства его предшественников. Пропорции размера верхней части, талии и нижней части (форма восьмёрки) по-прежнему наследуются почти в каждой современной мастеровой классической гитаре.
Глубина корпуса определяет объём воздушного пространства внутри гитары, которое непосредственно отвечает за голос инструмента. Более громкие и насыщенные звуком гитары Торреса позволили расширить возможности для динамичной и экспрессивной музыки. Это также повлияло на удобство держания гитары.
Длина струн: Установление мензуры (вибрирующей части струны) – 650 мм является сегодня общепринятым стандартом. Колковая механика хотя и не была открытием Торреса, но в 1856 году она была необычным явлением для Испании.

Читайте также:  Мероприятия плана нот что это

Веерная система — это набор усиливающих деку планок, на внутренней стороне деки которые веером расходятся от розетки. Она распределяет вибрации и обогащает звук инструмента. Торрес не изобрел веерную систему планок, но он её усовершенствовал. Он установил оптимальное количество (семь) веерных пружин и новый принцип их расположения. Они как бы направляют воздух в сторону слушателя.
Подставка: Подставка Торреса была ещё одним важным шагом. С 1857 года мастер стал использовать нижний порожек (косточку) на подставке, который позволял точно подстраивать высоту струн. Струны, пройдя сквозь подставку, крепятся на ней узелками.
Шейка: Это один из самых важных моментов в создании гитары. Тут должна учитываться толщина грифа, верхней деки, высота подставки. Торрес увеличил ширину шейки со стороны колковой коробки до 5 см, что облегчило игру левой рукой. Угол шейки определяет положение струны относительно ладов и характер звука зависит от угла натяжения струны относительно верхней деки. Гриф стал более широким и чуть более выпуклым по отношению к плоскости деки и продолжается вплоть до резонаторного отверстия, совпадающего с 12 ладом
Материалы: Он уделяет особое внимание выбору древесины для верхней деки, но не слишком озабочен выбором материала для косметических элементов. Кроме того, он использовал кипарис, клен, палисандр и другие породы дерева для нижней деки и обечаек, без особых предпочтений. Сам Торрес работал со слишком тонкой древесиной. Это делало гитару более живой, но, возможно, более хрупкой.
Отделка (розетки и пр.): Он делал как простые розетки, так и более тонкие и сложные, но всегда следовал контексту. Смотря за что платил клиент. Отделка большинства его гитар были простой. Если, конечно, это не касалось функциональных частей инструмента.
Остальное: Он учитывал различные элементы — толщину и форму шейки, ширину порожка, угол колковой головки, механику, комбинацию и сочетание материалов, отделка и т.д. и т.п.

Читайте также:  Не для тебя цветут сады ноты

Гитары Торреса высоко ценились и стали предметом для подражания и даже подделок. Мануэль Рамирес (Manuel Ramirez), Сантос Эрнандес (Santos Hernandez), Доминго Эстесо (Domingo Esteso) — возможно, самые известные гитарные мастера Испании начала 20 века и Герман Хаузер (Herman Hauser) в Германии в основном копировали его гитары, постепенно обогащая и изменяя элементы конструкции инструмента. Гитара Торреса постепенно стала узко специализированной. Классическая гитара и гитара фламенко стали отличаться друг от друга.
В конце концов, гитарные мастера пытались и дальше развивать гитару. С определённым успехом Игнасио Флета (Ignacio Fleta) вносил изменения во что только можно: фиксацию, вес, крепление шейки и пр. Роберт Буше (Robert Bouchet) сделал ряд небольших, но значительных изменений в дизайне верхней деки, хотя общая концепция сильно не изменилась. Даниэль Фридрих (Daniel Friedrich) создал различные идеи фиксации верхней деки и роли сторон в инструменте. Компания Хосе Рамиреса (Jose Ramirez Company) спроектировали свою гитару с катавеем (вырезом в корпусе гитары под руку) для облегчения доступа выше 12 лада, глубоким корпусом, ламинированными сторонами, очень длинными струнами и шейкой под большим углом. Рамирес сделал и продал тысячи таких гитар, установив, в то время для покупателей гитары новый стандарт.

Сегодня существует множество мастеров, которые пытаются переделать гитару Торреса, чтобы получить более объемный звук, в надежде привлечения большего числа аудитории. Такие мастера, как: Ruck, Humphrey, Smallman, Damman и многие другие пытаются делать гитары, которые звучат (по крайней мере, они надеются, что это так) громче и насыщеннее, с красивым звуком, который отвечал бы пожеланиям нового поколения виртуозных концертных исполнителей. Но, не смотря, на всех новые направления в изготовлении гитар, подавляющее большинство инструментов, делаются сегодня, во всем мире, по Торресу. И многие мастера используют свой талант для достижения классического идеала, чтобы сделать мощный, красивый и разнообразный концертный инструмент, используя дизайн Торреса полуторавековой давности.
Известно, например, что для более сильных басов нужен большой корпус, а клен делает звук гитары более мягким, кипарис прекрасно подходит для фламенко-гитар. Можно иметь все это используя и дизайн Торреса.

Хосе Романильос родился и вырос в Испании. Однако в начале 1960 переехал в Англию. Отчасти из-за ностальгии по родине он начал делать гитары. Его инструментами заинтересовался знаменитый английский гитарист Джулиан Брим, который играет на гитаре работы Романильоса более 20 лет.
В ходе работы над гитарами, Романильос стал все больше и больше узнавать об истории испанского гитарного мастерства, и в итоге заинтересовался историей середины 19 века. Он взял на себя обязательство стать биографом Торреса. Изучение и исследование жизни и карьеры великого мастера стало частью жизни Романильоса. В поисках утерянных страниц жизни и работы Торреса, он отправился в Испанию вместе со своей женой Мариан. В результате, была опубликована впечатляющая биографиия «Antonio de Torres Guitar Maker: His Life and Work» (Антонио Торрес Гитарный Мастер: Его Жизнь и Работа), которая уже дважды издавалась. Это интересная и хорошо организованная изучения каждого аспекта жизни и работы великого мастера. Автор восстановил многие факты из жизни Торреса, хотя характер мастера так и остался неопределённым. Книга Романильоса даёт сведения о многих утерянных или забытых инструментах Торреса, добавив много информации в уже существующий каталог, что вызвало интерес у коллекционеров и повлияло на рост цен на некоторые инструменты мастера (стоимость гитары Антонио де Торреса может доходить до сотен тысяч долларов). Но, самое главное, что эта книга возродила интерес к гитаре Торреса среди исполнителей и мастеров. Любой, кто интересуется историей гитары во многом обязан Романильосу за биографию Торреса.
В последние годы Романильос переехал в Испанию, и в настоящее время проживает там в небольшой деревне, недалеко от Мадрида. Его сын Лиам тоже стал гитарным мастером, и заинтересовался Торресом.

Когда Торрес делал свои гитары — в мир пришёл полностью новый инструмент. Люди, у которых есть гитара Торреса или они работали на ней, влюблены в этот инструмент. Каждый современный гитарист в долгу перед Торресом, независимо от того на гитаре какой марки он играет, потому что Торрес создал более жизнеспособной концертный инструмент, давая новый диапазон мощности, динамики, цвет и выражения для новых поколений исполнителей и композиторов.
Торрес, всю жизнь проживший почти в нищете, вряд ли мог предположить, что его работа окажет такое влияние на несколько поколений гитарных мастеров.
Мы не знаем, каким будет будущее гитары, но настоящее обязано Торресу, а его достижения сейчас также актуальны, как и 150 лет назад.

Источник

Оцените статью