Хроматическая гамма аккордеон аппликатура

Повышение техники игры

Так как мы с Вами играли до сегодняшнего урока. хорошо, конечно, но ведь далеко при такой игре не уедешь, верно? А если надо «лихо» пробежаться по клавиатуре вверх или вниз? Н-да, пальцы в узел завяжутся. А может попробуем? И всего-то надо незаметно подложить пальцы друг под друга. При этом кисть и локоть должны ровно, не выгибаясь, перемещаться по клавиатуре (вверх или вниз). Если правильно отработаете этот прием, то намного быстрее овладеете техническими трудностями, Ваши пьесы и упражнения зазвучат более ровно. Внимательно рассмотрите следующий рисунок:

Если все понятно, то переходите к упражнениям:

Гамма до-мажор

Этот материал будет рассмотрен на наших уроках весьма и весьма коротко. Более подробно прочтите в разделе «Теория». Что зря место занимать? Верно?

Ну, а от упражнений Вам отвертеться не удастся. Пожалуйста, разучите гамму до-мажор, соблюдайте внимательно аппликатуру, сначала играйте в медленном темпе.

Источник

(33) Быстрые хроматические гаммы

Хроматическая гамма – это гамма с полутоновым расстоянием между ступенями. Наиболее важное значение при исполнении хроматической гаммы имеет аппликатура, ибо способов расстановки пальцев для такой гаммы великое множество. Стандартная аппликатура для исполнения одной октавы, начиная с C – это 313123131345 для восходящей правой руки и 1313132131321 для восходящей левой руки (в верхней части указаны пальцы для возврата, но это не обязательна), при спуске порядок меняется на обратный. В этой аппликатуре играть в быстром темпе трудно, потому что она представлена кратчайшими параллельными интервалами и, соответственно, содержит максимальное количество связок, ограничивающих скорость. Главное преимущество здесь – простота, благодаря которой аппликатуру можно применять практически к любому хроматическому сегменту, начиная с любой ноты, к тому же она очень легко запоминается. Как вариант, можно выбрать аппликатуру 1212123121234, она позволяет немного увеличить темп, добавить легато и будет удобнее тем, у кого большие руки.

Причина, по которой те, кто никогда не учился технике ПСв [большой палец сверху (30) Большой палец снизу, большой палец сверху, глиссандо, вращение] могут играть хроматические гаммы в быстром темпе, заключается в том, что эти гаммы легче всего играть именно в технике ПСв, и даже те, кто полагает, что играет ПСн, для быстрой игры фактически использует ПСв.

Чтобы ускорить воспроизведение гамм, были придуманы аппликатуры с более длинными параллельными интервалами, во всех этих последовательностях большой палец ни разу не касается черных клавиш. Наиболее часто используется аппликатура 123123412312 (Хауэр, Черни, Ганон), начинается она с E. Трудность здесь в том, что начальная последовательность должна меняться в зависимости от того, с какой ноты начинается игра, чтобы максимально увеличить темп. Кроме того, последовательности для правой или левой руки отличаются друг от друга; в этой последовательности 4 параллельных интервала. Последовательность можно упростить, сократив количество параллельных интервалов до трех, для этого нужно начинать ее с C, 123412312345. Обладая хорошей техникой ПСв, эту гамму играть можно, однако даже ПСв не избавляет от трудностей на интервалах 41 и 14. Неиспользование большого пальца на черных клавишах ограничивает выбор аппликатуры и усложняет ситуацию, потому что последовательность зависит от начальной ноты. Однако если мы все же решаем играть большим пальцем на черных клавишах, то лучше выбрать «4-пальцевую хроматическую гамму«, и начинать ее с C: две октавы, восходящая правая рука 1234,1234,1234; 1234,1234,12345 и две октавы, восходящая левая рука 5432,1432,1432; 1432,1432,14321, большой палец на G # для обеих рук и три одинаковых параллельных интервала на октаву – простейшая и максимально быстрая аппликатура. Вниз гамма играется в обратной последовательности. Насколько я знаю, эти аппликатуры не освещались в литературе из-за того, что большой палец попадает на черную клавишу, а затем перемещается над 4-м пальцем. Помимо скорости, большим преимуществом является простота исполнения; аппликатура не зависит от начальной ноты (например, попробуйте начать 3-м пальце с D), это верно как для восходящей, так и нисходящей гаммы. Аппликатура одинакова для обеих рук (в обратном порядке), а пальцы 1 и 3 всегда синхронизируются, за исключением игры вверху и внизу. Трудные интервалы 14 или 41, где большой палец находится на G#, «берутся» техникой ПСв с пальцами в «плоской» позиции. Попробуйте играть именно так в последнем хроматическом пассаже первой части (Grave) «Патетической» сонаты Бетховена, и вы заметите, что количество ошибок значительно уменьшилось, а скорость существенно возросла. Будучи освоенной на указанном пассаже, техника легко «ложится» на все хроматические последовательности, потому что аппликатура останется неизменной в любом случае. Для плавных мелизмов отрабатывайте последовательность, делая ударной сначала каждую ноту, потом каждую вторую ноту, затем каждую третью ноту и т.д. Полезным будет и игра стаккато.

Таким образом, хотя большинство упражнений и не помогают досконально разобраться в вопросе, исполнение гамм, арпеджио и четырех-пальцевой хроматической гаммы занимает особое место в освоении фортепианной техники. Упражнения могут стать частью повседневной практики пианиста, поскольку их можно использовать как инструмент для освоения многих фундаментальных навыков

Источник

Аппликатура в гаммах

0 знаков C-dur (До мажор)

0 знаков a-moll ( ля минор гармонический)

1 # G-dur (Соль мажор)

1# e-moll (ми минор гармонический)

1b F-dur (Фа мажор)

1b d-moll ( ре минор гармонический)

2# D-dur (Ре мажор)

2# h-moll (си минор гармонический)

2b B-dur (Си бемоль мажор)

2b g-moll (соль минор гармонический)

3# A-dur (Ля мажор)

3# fis-moll (фа диез минор гармонический)

3b Es-dur (Ми бемоль мажор)

3b c-moll (до минор гармонический)

4# E-dur (Ми мажор)

4# cis-moll (до диез минор гармонический)

4b As-dur (Ля бемоль мажор)

4b f-moll (фа минор гармонический)

5# H-dur (Си мажор)

5# gis-moll (соль диез минор гармонический)

5b Des-dur (Ре бемоль мажор)

5b b-moll (си бемоль минор гармонический)

6# Fis-dur (Фа диез мажор)

6b es-moll (ми бемоль минор гармонический)

Источник

Что такое гаммы, для чего они и как их играть?

Гамма в музыке – это ряд звуков, последовательное звучание которых в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД. Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав.

Чтобы построить гамму от какого-либо звука, воспользуйтесь формулой. Формула для мажора:


Формула для минора:


А вот как звучит гамма До-мажор, протяженностью в одну октаву:

А это гамма Ля-минор (натуральный вид):

Зачем нужно играть гаммы

Сколько недовольства вокруг этого упражнения! Ученикам музыкальных школ непонятно, зачем ежедневно повторять эти нудные упражнения? Тем, кто вынужден их слушать – семье музыканта, а также соседям сверху и снизу – очень надоедает монотонное повторение одних и тех же звуков. Ведь гораздо приятнее, когда играют какую-нибудь пьесу, где есть мелодия и настроение.

Гаммы — основа основ, как алфавит в письме или таблица умножения в математике. И никто не возмущается, что их надо выучить наизусть! Ведь не зная буквы не получится писать, а не умея перемножать и складывать простые числа вы будете иметь трудности даже когда расплачиваетесь в магазине.

Однако гаммы для фортепиано недостаточно выучить и просто запомнить. Их нужно повторять ежедневно, добиваясь автоматизма и беглости пальцев. Ведь это – необходимое упражнение которое держит в тонусе аппарат пианиста. Как разминка для спортсмена или танцора. Но играя гаммы и доводя их до совершенства, вы открываете перед собой врата в мир удивительной красоты — мир этюдов Шопена, Листа, Рахманинова и других композиторов.

Приоткрою для вас одну створку этих врат и познакомлю с этюдом Ре-мажор Феликса Блуменфельда.

Этюд что надо 71

Слишком быстро 6

Будьте предельно осторожны играя гаммы! Учитесь чувствовать тело и сигналы, которое оно вам посылает. Если почувствуете малейший дискомфорт — остановитесь, встряхните руки, отдохните. Если игнорировать дискомфорт в аппарате, есть вероятность «переиграть» руки. А это может грозить серьезными последствиями.

Аппликатура

Чтобы научиться играть гаммы, нужно выбирать правильную аппликатуру. Поэтому для начала пронумеруем пальцы рук. Большой палец – первый, мизинец – пятый.

Такая нумерация пальцев принята на тех инструментах, где участвуют все 10 пальцев. Гитаристы, например, в левой руке при игре используют только 4 пальца – большой не участвует. Так что их нумерация выглядит по-другому. Для начинающих музыкантов во всех нотных текстах прописывается порядок пальцев. Он называется аппликатурой. Номер пальца, которым играется каждая нота, указывается цифрой над или под ней. Взгляните:

Виды гамм

Как мы сказали, гаммы могут быть мажорными и минорными, но также они бывают разных видов. Чем выше мастерство исполнителя, тем более сложный вид ему по зубам. Начнем с простого.

Прямая гамма

Итак, самый простой вид гаммы – прямой. Руки играют параллельно вверх и вниз одни и те же ноты, с дистанцией в одну октаву.

Как вы видите, первый палец в правой руке равен пятому пальцу в левой.

Это, пожалуй, самая первая сложность с которой вы столкнетесь. Перекладывание пальцев в левой и правой руке происходит не синхронно — это может стать проблемой на ранних этапах разучивания гамм.

Играть гаммы, безусловно, полезно! Но рано или поздно, они могут надоесть. Вот тогда и наступает время этюдов! У Карла Черни есть этюды на все виды техники. Есть этюды для детей и более продвинутых исполнителей. Послушайте этюд Ля-минор на мелкий вид техники из 740 опуса:

Расходящаяся гамма

Следующий вид гаммы – расходящийся. Это такое упражнение, когда руки играют гамму в разные стороны. Изолированно расхождение не играют, ну разве что для тренировки. Расходящаяся гамма содержит в себе и параллельное и расходящееся движение. Вот как это выглядит и звучит в тональности До-мажор:

Знак «восьмерка», который пунктирной линией охватил некоторые ноты, означает, что эти ноты нужно играть на октаву выше, чем написано. Подробнее об этот читайте тут.

Если вы собираетесь приняться за расходящиеся гаммы, то начинать стоит с гаммы Ми мажор. Эта гамма устроена так, что при расхождении и схождении рук, пальцы будут выполнять синхронные движения, при этом встречные черные клавиши в обеих руках тоже совпадают. Поэтому начинайте тренироваться играть расходящуюся гамму именно в этой тональности. Для начала отточите параллельное движение, затем расходящееся:

Гамма в терцию

Гамма в терцию — такой вид гаммы, когда правая рука начинает гамму с терцового тона, а левая с основного. Например, в гамме «До мажор в терцию», правая рука начнет свой путь с ноты Ми, а левая с ноты До. Руки при этом находятся в одной октаве.

Гамма в сексту

Гамма в сексту, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с основного тона, а левая с терцового. В нашей любимой тональности До-мажор, правая рука начнет гамму с ноты До, а левая с ноты Ми.

Гамма в дециму

Гамма в дециму, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с терцового тона, а левая с основного. Но эти звуки располагаются через октаву. В гамме До-мажор правая рука начнет движение с ноты Ми, а левая с ноты До.

Гаммы развивают

  • Пальцевую технику
  • Умение распознавать мажорный и минорный лад в музыке, мелодический и гармонический звукоряд.
  • Запоминание ключевых знаков альтерации для каждой тональности
  • Память на аппликатуру, что облегчает разучивание длинных пассажей в пьесах

С какой гаммы начать

Разумеется, начинать играть гаммы стоит с самых простых. Самые лёгкие гаммы – до-мажор и ля-минор. Они играются только по белым клавишам и не содержат знаков альтерации — диезов и бемолей.

Теперь подробнее о том, как играть мажорные и минорные гаммы.

Мажорные гаммы

В академической школе игры на фортепиано, мажорные гаммы играются всегда одном виде – натуральном. Напомню, что формула мажорной гаммы такова: ТОН – ТОН –ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН.

Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши.

Если мы используем эту формулу от ноты ДО, то получим гамму «До мажор». Эта гамма не содержит знаков альтерации и играется по белым клавишам. Если мы начнем строить гамму от ноты ФА, то благодаря формуле выясним, что для реализации не хватает знака – Си бемоль. В гамме Соль мажор появятся знак Фа диез…

Минорные гаммы

Если мы построим гамму опираясь на формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН), мы получим натуральный вид. Гаммы в натуральном виде не играют.

В минорном ладе, как правило, используют гармонический и мелодический виды.

Гармонический минор

В гамме гармонического минора при движении вверх и вниз, повышается VII ступень. Гамма «Ля минор» в гармоническом виде будет выглядеть так:

Мелодический минор

В гамме мелодического минора при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти диезы будут отменяться. Мелодический вид гаммы «Ля минор» будет выглядеть так:

Когда мы говорим о том, сколько знаков в той или иной тональности, мы всегда имеем в виду НАТУРАЛЬНЫЙ вид мажора или минора.

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма — это восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам. Хроматическая гамма строится ОТ какой-либо ноты. Вот как будет выглядеть Хроматическая гамма от ноты До:

Может показаться, что музыкальности в хроматической гамме не много. Но я попробую вас переубедить. Послушайте начало этюда Ф. Шопена Си-минор из 25 опуса.

Арпеджио

Арпеджио — такой прием, когда звуки аккорда следует играть не гармонически, а мелодически. То есть не одновременно, а по очереди.

Разновидностей арпеджио много, но самые популярные — короткие, длинные и ломанные. Рассмотрим их.

Короткие арпеджио

Длинные арпеджио

Длинные арпеджио можно играть не только в две октавы, но и в четыре.

Популярнейшим произведением на такой вид техники, является этюд Шопена До мажор. Невероятно красивый этюд.

11 Арпеджио

11 арпеджио я вынес в отдельную главу, потому что это очень интересное и красивое упражнение. Из названия понятно, какой вид техники оно развивает. Но в отличии от обычных гамм и арпеджио, это упражнение наполнено смыслом. Послушайте как красиво оно звучит:

Из чего состоят 11 арпеджио:

Арпеджио 1 — это мажорное трезвучие

Арпеджио 2 — минорное трезвучие

Арпеджио 3 — мажорный секстаккорд

Арпеджио 4 — минорный секстаккорд

Арпеджио 5 — мажорный квартсекстаккорд

Арпеджио 6 — минорный квартсекстаккорд

Арпеджио 7 — доминантсептаккорд

Арпеджио 8 — квинтсекстаккорд

Арпеджио 9 — терцквартаккорд

Арпеджио 10 — секундаккорд

Арпеджио 11 — уменьшенный септаккорд

Двойные терции

Двойные терции — такой вид гаммы, где каждая рука ведет сразу 2 голоса. Нижний голос начинает движение с основного тона, а верхний с терцового. В До-мажоре это будут ноты ДО и Ми соответственно. Взгляните ноты и послушайте эту гамму:

Как заниматься

  1. Играйте гамму диапазоном в 1-2 октавы.
  2. Доведите до автоматизма сперва одну, а затем другую руку. Только потом соединяйте.
  3. Играйте пробежками — 2 ноты медленно, 4 быстро. На тонике «висим» долго, остальные клавиши играем быстро.
  4. Чтобы добиться четкости артикуляции поставьте кисть руки на стол так, как она у вас должна лежать на пианино. По очереди «играйте» каждым пальцем по столу, пока не добьетесь одинакового стука. На пианино играйте пунктирным ритмом.

Также полезно играть разными штрихами

  • легато (legato – плавно, слитно)
  • стаккато (staccato – резко, отрывисто)
  • нонлегато (nonlegato – раздельно)

Использовать разную динамику

  • пиано (piano – тихо)
  • форте (forte – громко)
  • крещендо (crescendo – постепенно увеличивая громкость)
  • диминуэндо (diminuendo – постепенно затихая)

Отличная статья 71

Бесполезная статья 6

Надеюсь, теперь вы поняли что такое гаммы, каких видов они бывают и как их играть. Начинайте с простого, постепенно усложняйте и вы добьетесь успеха. Не в коем случае не играйте через не могу. Если чувствуете, что руки устали — отдыхайте. У вас все получится, главное хотеть и заниматься регулярно! Не откладывайте на завтра, начните прямо сейчас.

Надеюсь, статья оказалась вам полезной и теперь вы знаете, что такое гаммы и какими они бывают. Если вопросы все же остались, буду рад ответить на них — пишите в комментарии. Подписывайтесь на ютуб-канал и вступайте в группу вконтакте , где много интересного!

А теперь послушайте трансцендентный этюд Ференца Листа «Дикая охота». Исполняет Борис Березовский

Источник

Оцените статью