Идет гудет зеленый шум ноты для

Chesnokov_Zeleny_shum

Как часто бывает — ждешь какого-то события как чего-то ординарного, обычного, а оно вдруг врывается в твою жизнь бурным потоком, нахлынувшим словно горная лавина. Так описывает приход весны в своем стихотворении Некрасов, называя ее — Зеленый Шум. И впрямь: темные, безжизненные склоны и скучные ветви деревьев недолго остаются такими после того, как сойдет снег — этот момент трудно уловить, но настает день, и внутри каждого растения начинает гудеть тонкая невидимая струна, вот-вот готовая лопнуть и расплескаться повсюду изумрудно-зеленым звуком. Сотни таких струн, настроенных в разных ладах, вдруг пробуждаются одновременно — и человек теряется среди зеленого шума, явившего себя в одночасье. Излюбленная тема для поэтов, тема природы не осталась и без внимания композиторов — поэтому на стихотворение Некрасова «Зеленый шум» П. Чесноков написал свою музыку.

«Зеленый шум» написан в рондальной форме. Роль рефрена в этом сочинении играет период, в котором звучат слова «Идет гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум!». Остальные части являются эпизодами, развивающими образное содержание литературного текста и контрастирующими друг с другом. Таким образом, форму этого произведения можно обозначить как a-b-a-c-a. Сочинение написано в размере 6/8, исполняется оно в быстром темпе — «Очень скоро». Быстрый темп и шестидольность акцентируют радостную, бурную концепцию этой музыки и вносят в нее элемент танцевальности. Метроритмические рисунки основаны на традиционных для этого размера фигурациях и потому не должные вызывать у исполнителей каких-либо трудностей. Основная тональность «Зеленого шума» — ми-минор с модуляцией в одноименный мажор во втором эпизоде. Характер музыки — восторженный, ликующий, наполненный внутренним стремлением, которое вызвано образным содержанием текста.

Читайте также:  Прямой эфир 1 канал три аккорда

Начинается «Зеленый шум» оркестровым вступлением. Тремоло в левой руке на низких нотах, начавшееся в динамике pp, вырастает до f — словно какой-то вал нахлынул издалека и смял под собой весь мир. На ff звучит тема сопровождения, характеризующая рефрен — это быстрые хроматические ходы вниз с «ми» до «си», призванные имитировать безудержный поток несущейся весны. Хоровые партии звучат в унисон через; их тема, начавшись из-за такта, строится на постоянном опевании тонического центра и несет в себе оттенок гимничности за счет повторности и унисонного движения голосов. В сопровождении на протяжении всего рефрена сохраняются нисходящие интонации хроматизмами. Слова этого раздела, как уже было отмечено, — «Идет гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум!».

Первый эпизод исполняется в исходной тональности ми-минор. Литературный текст — «Играючи расходится вдруг ветер верховой: качнет листы ольховые, подымет пыль цветочную, как облако: все зелено, и воздух и вода!». Хоровые партии, не приобретая самостоятельности, звучат уже в гомофонно-гармонической фактуре; четырехголосие позволяет композитору широко развивать тематическую линию за счет ярких гармонических красок, в целом очень характерных для творчества Чеснокова. Мелодия движется порывисто — поступенно поднимается вверх, после чего опускается до прежней высоты. Динамика — mf в течение всего эпизода, и лишь последняя фраза («. все зелено, и воздух и вода») исполняется на p. В сопровождении звучит преимущественно аккордовая фактура, которая украшается короткими хроматическими пассажами в разных октавах, продолжающими линию рефрена. В целом же аккомпанирующая роль фортепиано в этом эпизоде сводится к имитации всплесков, порывов, на что указывают восходящие интонации в правой руке. Под конец эпизода в партии фортепиано звучит длинный восходящий пассаж, который логично переходит в рефрен.

Читайте также:  Ноты куклы сеньора карабаса ансамбль распечатать ноты

Второй эпизод исполняется в тональности ми-мажор, вводимой сопоставлением после длинной тремолирующей педали в басу фортепиано. Слова в этом эпизоде такие: «Как молоком облитые, стоят сады вишневые, тихохонько шумят; пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые сосновые леса; а рядом новой зеленью лепечут песню новую и липа бледнолистая, и белая березонька с зеленую косой! Шумит тростинка малая, шумит высокий клен. Шумят они по-новому, по-новому, весеннему. «. На протяжении всего длинного эпизода происходит ряд гармонических смен, в который входят такие тональности, как ми-мажор, соль-диез мажор, до-мажор и ре-минор. Фактура сопровождения имитирует звучание гитары, на что указывают характерные переборы в левой руке и сочетание бас-аккорд в правой руке. Мелодика в хоровых партиях приобретает певучие черты за счет широких скачков с последующим плавным движением. Цепочка модуляций высвечивает весь круг образов, заложенных в тексте, — как уже было отмечено, Чесноков очень часто пользуется приемами смены гармонических красок в своих произведениях. Динамически вся эта часть исполняется на p, что позволяет за счет невысокой динамики добиться особой прозрачности и тонкости звучания. После этого эпизода вновь повторяется рефрен, дополненный тройным повтором слов «Идет — Гудет — Идет» с выдержанными длительностями. Завершается сочинение коротким, но ярким восходящим пассажем в партии фортепиано на fff.

Фактура «Зеленого шума» — гомофонно-гармоническая. В его тональный план помимо тонической гармонии входит ряд отклонений и модуляций в такие тональности, как E-dur, Gis-dur, C-dur, d-moll. Особенности гармонического языка композитора усиливают художественное воздействие этой музыки на слушателя. Исполняется это произведение однородным женским хором, тембральные особенности которого позволяют изобразить яркие, сочные краски наступившей весны. Диапазоны партий в этом сочинении выглядят следующим образом:

Читайте также:  Как нарисовать одну большую ноту

Сопрано 1: ми 1 октавы – соль 2 октавы Сопрано 2: ми 1 октавы – соль 2 октавы Альт 1: си малой октавы – си 1 октавы Альт 2: ля малой октавы — соль-диез 1 октавы

Это произведение исполняется с сопровождением фортепиано, причем аккомпанемент играет здесь очень важную звукоизобразительную роль. К трудностям при исполнении «Зеленого шума» можно отнести интонационные сложности (как в вертикальном строе при отклонениях, так и в горизонтальном строе); динамику, варьирующуюся в своем диапазоне от p до ff; необходимость четко разграничить образное содержание частей, а также дикционные особенности.

Источник

Стихотворение и анализ «Зелёный шум»

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Поднимет пыль цветочную,

Как облако: все зелено,

И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Скромна моя хозяюшка

Водой не замутит!

Да с ней беда случилася,

Как лето жил я в Питере…

Сама сказала глупая,

Типун ей на язык!

В избе сам друг с обманщицей

Зима нас заперла,

В мои глаза суровые

Глядит — молчит жена.

Молчу… а дума лютая

Убить… так жаль сердечную!

Стерпеть — так силы нет!

А тут зима косматая

Ревет и день и ночь:

“Убей, убей, изменницу!

Не то весь век промаешься,

Ни днем, ни долгой ноченькой

Покоя не найдешь.

В глаза твои бесстыжие

Под песню-вьюгу зимнюю

Окрепла дума лютая –

Припас я вострый нож…

Да вдруг весна подкралася..

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Пригреты теплым солнышком,

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой!

Шумит тростинка малая,

Шумит высокий клен…

Шумят они по-новому,

Идет-гудет Зеленый Шум.

Зеленый Шум, весенний шум!

Слабеет дума лютая,

Нож валится из рук,

И все мне песня слышится

Одна – и лесу, и лугу:

“Люби, покуда любится,

Терпи, покуда терпится

Прощай, пока прощается,

И – бог тебе судья!”

Краткое содержание

С. Жуковский. Лес. 1910

В начале произведения автор повествует о времени года, которое народ называет «Зелёный шум». Этим временем года является весна. С её приходом окружающий мир выходит из зимней спячки. Затем Некрасов отправляет нас в деревню, где проживают основные герои произведения – крестьяне женщина и мужчина. Мы узнаём, что мужчина вынужден все летние месяцы жить в городе ради заработка. Женщина же в отсутствие супруга не скучает: она обзавелась кавалером, с которым тайно встречается на стороне. Супруг так бы и остался в неведении, если бы сама женщина не призналась ему в измене. Более она ничего сказать не могла, опасаясь посмотреть в глаза обманутому мужу: глаза его смотрели в одну точку и были пусты.

Мужчина испытал сильнейший стыд за свою жену: все соседи знали о том, что женщина ему изменяет. Крестьянин, думая о том, как отныне будет смотреть в глаза соседям, решает избавиться от неверной жены, убив её.

В момент этих мрачных раздумий за окном разбушевалась сильнейшая вьюга, неся снежные хлопья в разные стороны. Мужчина, давно вынашивающий план убийства жены-изменщицы, раздобыл острый нож. Как и за окном, на душе у него царила мрачная «зима». Но прошло время, и наступил черёд весны: природа ожила, появилась первая травка, набухли почки на деревьях.

В этом красочном описании прихода весны, тонко и чётко автором проводится граница между природой и человеком – тем, как они взаимодействуют друг с другом. Природа выступает в роли бесстрастного судьи, а «приговор» изменщице выносит само время. Мужу больно и обидно за проступок своей супруги: он не понимает, почему жена пошла на измену, ведь между ними не было никаких взаимных претензий.

С наступлением весны, смотря на пробуждающуюся природу, мужчина забывает об обиде и принимает решение начать жизнь с чистого листа. Он великодушно прощает любимую женщину. Время смогло излечить душевные раны, научив человека жить новой жизнью, абсолютно не похожей на жизнь предыдущую.

История создания

Написать данное стихотворение Некрасов решил после прочтения текста украинской народной песни, повествующей о Днепре, заполнившем всё пространство вокруг зелёной пылью цветочной пыльцы. Именно эти выразительные образы и были использованы автором.

Произведение появилось на свет в 1863 г., и тогда же было напечатано на страницах журнала «Современник». Спустя год, Некрасов издал свой поэтический сборник, в который включил данное стихотворение.

Жанр, направление, размер

Произведение представляет собой жанр семейно-бытовой песни, включающей в себя элементы ролевой лирики. Некрасов повествует о типичной ситуации, произошедшей в реальной жизни.

Поэтический размер – четырёхстопный ямб, разбавленный многочисленными пиррихиями. Такой приём придаёт стихотворному повествованию особую напевность. Чтобы произведение обрело максимальное сходство с народным творчеством Некрасов осознанно отказывается от рифмовки.

Композиция

Произведение включает в себя девять четверостиший, имеющих различное количество нерифмованных между собой строк. В основу композиционного построения поэт положил принцип психологического параллелизма (обновление человеческой души как последствие обновления окружающего мира). Стихотворение можно разделить на четыре части, с двумя чередующимися темами:

  1. Части первая и третья – повествование о наступлении весны, о заметных переменах в природе, её обновлении. Автор четырежды повторяет звучный рефрен: «Идёт – гудёт зелёный шум…».
  2. Части вторая и четвёртая – повествуют о мужчине и его изменщице супруге. Природный пейзаж используется, как фон для описания драматических событий, произошедших в семье крестьянина, и его исповеди. Если в первой части мужчина говорит об измене жены и своих намерениях ей отомстить, то во второй части муж отказывается от преступных помыслов: он проникается весной, пробуждением окружающей природы. Мужчина осознаёт, что способность к прощению и мудрости сродни Божьему дару.

Образы и символы

В стихотворении Некрасов создал несколько ярких образов, имеющих важное смысловое значение:

  • образ «зелёного шума» (образ весны) – центральный. Произведение начинается непосредственно с упоминания данного образа. Лирический герой не оставляет этот образ без пояснения, рассказывая читателям, как «зелёный шум» играет с деревьями и кустарниками, украшенными молодой листвой. «Зелёный шум» выступает символом весны, жизненного возрождения. Шум буквально очеловечивается: берёзка «лепечет песню», у неё «зелёная коса» и пр.;
  • образ лирического героя – в роли лирического героя выступает мужчина крестьянин, вернувшийся с заработков из Петербурга и узнавший об изменах своей супруги. Речь лирического героя характеризуется нелепостью, она наполнена обрывочными мыслями. Герой не хочет верить в факт измены близкого человека, поэтому обзывает супругу глупой: он не понимает, зачем женщина рассказала ему о своей измене. Мы можем наблюдать за душевными терзаниями героя, задумавшего убить изменщицу. Но, как оказалось, герой научился у весны прощению и милосердию. Он понял, что вершить суд может один лишь Бог, но никак не человек;
  • образ изменившей жены – жена посредством своего признания в измене выступает в роли своеобразного учителя собственного мужа. Женщина учит мужчину основным жизненным ценностям: прощению и милосердию. Благодаря не только весне, но и собственной жене, не пожелавшей скрыть измену, муж принимает решение передать наказание жены в руки Господа, а самому простить оступившуюся женщину и начать жить с чистого листа. Мужчина произносит мудрые слова: «Прощай, пока прощается…».

Темы и настроение

В произведении представлено две важных темы:

  1. Тема прихода весны, её влияния на всё живое – поэт демонстрирует нам, как «зелёный шум» способен преобразить окружающий мир, насыщая его весельем и жизнью. Весенние изменения в природе настолько сильны, что способны совершить переворот и в заблудшей человеческой душе: муж отказывается от намерения убить свою супругу. Мужчина осознанно отрекается от злобных помыслов под воздействием весны.
  2. Тема перерождения и совершенствования человеческой души – мужчина, остро переживающий предательство супруги, находит в себе силы переработать собственную обиду и вновь возродиться к жизни, как это делает весной всё живое.

Произведение передаёт целую палитру настроений: от отчаяния и грусти – до возрождения и радости. Радостные эмоции передаются посредством восклицательных фраз, а мрачные зимние мысли – посредством оборванных лексических конструкций.

Основная идея

Главная идея произведения заключается в следующем утверждении: победа жизни (весны) над смертью (зимой) заложена в основе человеческого существования. Природа, пробуждаясь от длительной зимней спячки, способна возродить не только деревья и цветы, но и истерзанную обидой человеческую душу. Как известно, если боль и обида однажды проникнут в душу человека, они вскоре завладеют его душой полностью. Поэтому важно, как можно быстрее, избавляться от любого душевного «мусора».

Средства выразительности

Стихотворение может похвастаться многообразием тропов, которые Некрасов мастерски использует ещё и для того, чтобы продемонстрировать читателям народные мотивы:

  • эпитеты – «белая берёзонька», «зелёная коса», «высокий клён»;
  • олицетворение – «ветер играючи расходится»;
  • сравнения – «сады вишнёвые как будто облиты молоком»;
  • рефрен выполняет разделительную функцию, разграничивая одну часть от другой: «Идёт – гудёт зелёный шум…»

Источник

Оцените статью